|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко)Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко)Министерство образования и науки Республики Казахстан Восточно-Казахстанский гуманитарный колледж Технология развивающего обучения (Г.К. Селевко) Выполнила: учащаяся гр. 3-ин.яз.-1 Тойгамбаева Г.А. г. Усть-Каменогорск 2008 Селевко Герман Константинович - кандидат педагогических наук, научный руководитель авторской «Школы доминанты самосовершенствования личности» (г. Рыбинск Ярославской обл.). Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий РО и дополняет их следующими важнейшими особенностями: Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности: * в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора); * в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил); * в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность); * в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы). Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию. Идея развития личности на основе формирования доминанты самосовершенствования принадлежит выдающемуся русскому мыслителю А.А. Ухтомскому Технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением. Классификационная характеристика По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: гуманистическая, антропософская. По основному фактору развития: психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая. По ориентации на личностные структуры: нравственно-волевое самоуправление личности - СУМ. По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая. По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + программная. По организационным формам: классно-урочная + клубная. По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества. По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая. По категории обучающихся: массовая. Акценты целей * Формирование человека самосовершенствующегося (homo self-studius, self- made men). * Формирование СУМ - самоуправляющих механизмов личности. * Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности. * Формирование индивидуального стиля учебной деятельности. Концептуальные положения * Ученик - субъект, а не объект процесса обучения * Обучение приоритетно по отношению к развитию * Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью - СУМ * Ведущая роль теоретических, методологических знаний Дополнительные гипотезы * Все высшие духовные потребности человека - в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоактуализации -- являются стремлениями к самосовершенствованию, саморазвитию. Использовать эти потребности для мотивации учения - значит открыть путь к повышению качества школьного образования. * Доминанта самосовершенствования - установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя - может быть сформирована на основе потребностей саморазвития. * На внутренние процессы самосовершенствования можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства. * Система саморазвивающего обучения (СРО), основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет более высокий уровень развивающего обучения и является наилучшим продолжением развивающих технологий начального звена, основанных на познавательных мотивах. Особенности содержания 1. «Теория» - освоение теоретических основ самосовершенствования. В учебный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента - курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс. 2. «Практика» - формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй поло вине дня. 3. «Методика» - реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук. ЗУН. Содержание основ наук определяется действующими образовательными стандартами. Вариации дидактической структуры учебных предметов (укрупнение дидактических единиц, углубление, погружение, опережение, интеграция, дифференциация) определяются дидактическими подходами к их изучению. В общем контексте специальных предметных ЗУН особое значение получают общеучебные умения и навыки, также связанные с ними знания. Особую группу ЗУН представляют знания по курсу «Самосовершенствование личности», который служит системообразующей и интегрирующей теоретической базой всего процесса школьного образования. Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов. Курс построен с учетом возрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам. I-IV классы - Начала этики (саморегуляция поведения); V кл. - Познай себя (психология личности); VI кл. - Сделай себя сам (самовоспитание); VII кл - Учись учиться (самообразование); VIII кл. - Культура общения (самоутверждение); IX кл. - Самоопределение; X кл. - Саморегуляция; XI кл. - Самоактуализация. СУД. Способы умственных действий являются операционной частью интеллекта, они распоряжаются, управляют, применяют имеющуюся в запасниках ЗУН информацию. В то же время СУДы в осознанной форме представляют собой особого рода знания - методологические, оценочные и мировоззренческие. В технологии СРО этим знаниям уделяется большое внимание: они усваиваются и в специальном курсе, и при изучении основ наук. В учебном процессе используется весь арсенал методических приемов формирования СУД в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, с той лишь разницей, что эмпирические (классические логические) способы умственных действий применяются наравне с теоретическими (диалектическими логическими). Внутри каждого учебного предмета устанавливаются связи с курсом «Самосовершенствование личности». СУМ. Важнейшим качеством самоуправляющего комплекса, лежащим в основе целенаправленной активности человека, является психологическая доминанта. Она представляет собой господствующий очаг возбуждения в нервной системе, придающий психическим процессам и поведению личности определенную направленность и активность в данной сфере. Русским физиологом и философом А.А. Ухтомским была создана теория доминанты и обоснована необходимость воспитания доминанты постоянного нравственного самосовершенствования. Для этого в технологии СРО обеспечиваются: - осознание ребенком целей, задач и возможностей своего развития; - участие личности в самостоятельной и творческой деятельности; - адекватные стиль и методы внешних воздействий. Одним из концентров формирования СУМов служит курс «Самосовершенствование личности». В процессе занятий половина учебного времени отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим * психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся; * составление программ самосовершенствования по разделам и периодам раз вития; * осмысливание, рефлексию жизнедеятельности; * тренинги и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции. Другим концентром формирования СУМов является творческая деятельность как основная сфера самосовершенствования личности; здесь формируются интересы, склонности, способности, положительные стороны Я-концепции, происходит самооткрытие личности. Творческая деятельность учащихся организована в системе клубного пространства школы, включающего творческие объединения по интересам и направлениям, внеурочную работу по предметам, общественную деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Кроме того, внеклассная творческая деятельность организуется по обучающе-воспитательной системе И.П. Волкова. Клубное пространство дает незаменимый вклад в формирование положительной Я-концепции, убеждает ребенка в огромных возможностях его личности (Я могу, Я способен, Я нужен, Я творю, Я свободен, Я выбираю, Я оцениваю). СЭН. Сфера эстетики и нравственности в СРО широко представлена как в учебном плане, так и во внеурочной творческой деятельности общечеловеческими ценностями. Но самое главное -- при сложившейся в настоящее время в нашем обществе и в школе обстановке безыдейности, безверия формирование идеала самосовершенствования как смысла жизни, соединенного с верой личности в самое себя, что будет являться идейной основой новой системы воспитания и образования. Особенности методики Основная мотивация: нравственно-волевая + познавательная. Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину. Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение. Сверхзадачей частных методик в СРО является формирование у учащихся доминанты (психологической установки) на самосовершенствование. Для ее достижения немалое значение имеют адекватные стиль и методы внешних воздействий, уклад среды жизнедеятельности ребенка. В условиях школы они создаются гуманно-личностными отношениями и методической организацией учебного процесса. Межличностные отношения «учитель-ученик» определяются гуманно-личностным подходом («любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»). Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для удовлетворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на воспитание в себе положительных творческих доминант поведения. Организация учебного процесса по предметам основана на * перенесение акцента с преподавания на учение; * превращение педагогического руководства в самовоспитание и самообразование личности при приоритете организации учебно-воспитательного процесса; * использовании нравственно-волевой мотивации деятельности (наряду с познавательной); * приоритет самостоятельных методов и приемов. Общий методический уровень учебно-воспитательного процесса создается богатством и разнообразием применяемых методик. Для создания условий самоопределения (возможностей самопроб) ребенка в различных стилях и методах деятельности в СРО используется система планирования методик, применяемых в учебных предметах. Каждый школьник на протяжении периода обучения должен поработать во всех важнейших методических режимах (технологиях). В технологии СРО большое значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практики и методики. Литература 1. Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М., 1987. 2 Берне Р. Развитие Я-концегшии и воспитание - М., 1986. 3.Газман О.С. и др. Новые ценности образования. Вып. 2. - М., 1996. 4. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М., 1989. 5. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания - Минск, 1974. 6.Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. Вып 2. - М.,1996. 7 Маркова А.К.. и др. Формирование мотивации ученья. - М., 1990. 8.Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991. 9. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности / / Народное образование. - 1995. - № 8; 10.Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. - Ярославль: ИПК, 1996.| 11. Ухтомский А.Л. Собрание сочинений. Т 1. Учение о доминанте. - Л., 1950. 12. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995. 13. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |