|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Традиции воспитания христиан и мусульманТрадиции воспитания христиан и мусульман7 ПЛАН Введение Воспитательные традиции христианских народов Воспитательные традиции мусульман Заключение Список литературы Введение Дети - воплощение любви, отрада родителей и украшение жизни. От их здравия и всестороннего благополучия зависит будущее общества, в котором они живут, зависит завтрашний день народов, культур, к которым они относятся. Для поиска причин сегодняшних общественных и социальных потрясений нужно проанализировать историю двадцати-тридцати летней давности. Истинно прогрессивное общество, которое беспокоится о завтрашнем дне, помимо решения различных насущных проблем и забот, должно изыскивать значительные средства и ресурсы на воспитание и образование будущих поколений. Тех, кто через некоторое количество лет сформирует основу его в различных областях и структурах, взяв бразды правления в свои руки. В противном случае, дети не получат должного воспитания и образования или же получат, но из рук других людей, что приведет к постепенному и неизбежному разрушению устоев общества, государства или к его идеологическому порабощению другой цивилизацией. Крайне важно воспитать в подрастающем поколении человечность. Иначе завтра общество превратится в “культурных” дикарей и животных, пожирающих и притесняющих друг друга ради добычи очередного “куска хлеба с маслом или без”, ради новой, красочно оформленной порции “хлеба и зрелищ”. Цель реферата - рассмотреть традиции воспитания христиан и мусульман. 1. Воспитательные традиции христианских народов Идеал педагогики -- любовь. Вера и благочестие -- основание нравственного воспитания детей. Учение Православия поразительно тем, что не содержит в себе никаких воспитательных “методов” или “рецептов”. Оно эти рецепты решительно применяет, причем, в первую очередь -- к самому воспитателю. Оно упражняет и “ставит” сначала душу наставника, чтобы тот потом смог любовью и верой проникнуть в жизнь своих подопечных и увидеть для каждого самые верные, самые естественные педагогические решения. Идеал педагогики Православия: не рассудком искать воспитательных правил и алгоритмов, но самому становиться добрым воспитанником Бога Отца и учеником Христовым и так полнее и правильнее совершать все, доверенное от Бога. В традиционном подходе к воспитанию педагогическая дисциплина чаще всего имеет репрессивный характер. Как это выглядит? Взрослые, живя собственной жизнью, отдельной от жизни детей, знакомят последних с правилами и нормами, которые нельзя нарушать, а затем, время от времени, контролируют их поведение. Если запрет все же нарушен, применяется наказание, имеющее целью вернуть ребенка в русло предписанного ему порядка. Когда же ребенок упорствует, наказание повторяется, усиливается, пока не подавит его своеволие. Нельзя не заметить и других недостатков этой системы: во-первых, родительская воля сама может быть не вполне совершенна. Во-вторых, правовые запреты и репрессии ограничивают только свободу внешнюю, тогда как внутренне ребенок может совсем не раскаиваться, а по-прежнему упорствовать в своем мнении; в-третьих, постоянный “дисциплинарный пресс” деформирует личность и не дает ей возможности правильно и естественно развиваться. Альфред Адлер отмечал: “Если ребенок лжет, нужно искать сурового родителя. Много раз правда оказывалась для ребенка опаснее лжи, и он отдал ей предпочтение”. Удивительно, но и либеральный, и авторитарный тип воспитания, в конце концов, сходятся между собою. Оба подхода, в принципе, служат одному и тому же: оберегают “право” взрослого на существование, свободное от ребенка. Все прочее, что способны предложить обществу педагогические умы, -- это какие-нибудь компромиссные, промежуточные варианты “умеренной строгости” или “подобающей любви”, которые говорят: наказывайте, но только немного; любите, но так, чтобы не все спускать с рук. Утрачен сам смысл любви, которая не ищет своего, но пользы другого, и готова в любой момент, если потребуется, для пользы детской души, а не из обиды и раздражения, применить или строгость или, напротив, войти в положение, без надрыва и сетования пожертвовав своим временем, делами, желаниями, планами... Как откровение, как глоток свежего воздуха, как манна небесная, звучат простые и утешительные слова св. Тихона Задонского: “Любовь сыщет слова, нужные для наставления”. Или другие строчки, принадлежащие св. Иоанну Златоусту: “Ничто не бывает столь поучительно, как сие: любить и быть любимым”. Крайне тяжелы сейчас условия христианского воспитания детей родителями-христианами в окружающем нас мире, в мире прелюбодейном и грешном (Мк. 8, 38). Крайне усложнилась жизнь людей, а вместе с нею и условия воспитания детей. Дети с самого раннего детства подвергаются худому влиянию окружающей среды чрез развращенных сверстников и взрослых, чрез телевидение, кинематограф и литературу, через худых наставников и многое другое. Совершенное дитя -- от совершенного брака. “Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством”. В этом изречении западного мыслителя есть большая доля правды. Цель семьи -- рождение и воспитание детей; никакие успехи родителей в профессиональной деятельности не искупят грехов в воспитании собственных детей. Совершенное дитя только от совершенного брака. Но теперь редко встречаются многодетные семьи. Обычно -- один-два ребенка. А если больше -- то ропот и жалобы, ребенок оказывается “лишним”. Бьют тревогу демографы: рост населения почти прекратился. Моралисты еще более озабочены: налицо грозные признаки нравственного упадка общества. В чем же причина этих темных сторон в семейной жизни нашего народа? Что доводит людей до такого ожесточения и безумия, когда они становятся даже убийцами собственных детей еще в утробе, не дав им увидеть света Божия? Нельзя сказать, что вся причина в бедности, в материальных трудностях жизни. Наши предки жили куда беднее нашего, но они твердо верили, что Бог не оставит их без помощи в самой крайней нужде и бедности. “Даст Бог детей, даст и на детей” -- это неопровержимая и опытом подтверждаемая истина. И не наказание ли это Божие, когда “одночадные” родители оба работают в поте лица и с трудом могут прокормить единственное свое чадо? Конечно, на снижении рождаемости, несомненно, сказываются социальные, производственно-экономические и бытовые условия жизни людей, а также до крайности доведенная так называемая эмансипация женщины. Но все же главная причина не в этом. Ибо такое явление наблюдается и в материально обеспеченных семьях. Подвиг самоотвержения. Главная причина -- неверие в Бога, крайнее себялюбие, упадок нравственности, чрезмерная привязанность к мирской суете и удовольствиям, стремление к спокойствию и удобствам. Большинство людей забывает, а многие и не ведают вовсе о том, что земная жизнь вследствие греховности людей не может быть чем-либо иным, как трудом, постоянным подвигом самоотвержения и смирения, терпения скорбей и лишений ради достижения чистоты и святости, ради Царствия Божия, ради будущей блаженной жизни. Потеряно правильное понятие о том, что такое земная жизнь, забыта и отвергнута уверенность, что после нее наступит другая, вечная жизнь; и вот счастья и радости стали люди искать только на земле. По словам Златоуста, родители, которые не заботятся дать христианское воспитание своим детям, суть “детоубийцы”. “Те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, -- говорит он, -- бывают детоубийцами, и жесточе детоубийц, поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души”. Если бы у нас было надлежащее воспитание, то не было бы такой преступности среди подростков и юношества. “Если бы родители, -- говорит Златоуст, -- тщательно воспитывали своих собственных детей (в благочестии и благонравии), то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни мщений, ни наказаний и публичных казней... Но так как мы не заботимся о них, то и подвергаем их большему злу, и предаем в руки палачей, и постоянно толкаем в пропасть”. Без веры нет нравственности. Известный русский педагог К.Д. Ушинский говорит: “Нехристианская педагогика есть вещь немыслимая -- безголовый урод и деятельность без цели”. Нам надо твердо помнить, что без веры (религии) и благочестия не может быть устойчивой и доброй нравственности. Без веры и благочестия все нравственные уроки родителей бессильны и непрочны. Где нет веры и благочестия и любви ко Христу Спасителю, не может быть продолжения и развития нравственной жизни, как в ветви, отсеченной от дерева; а где нет такой жизни, там не может быть и плодов ее (Ин. 15, 1-5). По словам Златоуста, учение через поступки и жизнь есть самое лучшее учение. Дела говорят сильнее слов, и добрый пример бывает лучше всякого поучения. И обратно, если дитя видит худой пример со стороны родителей, не ждите плода от добрых наставлений -- пример все погубит. Неопытное дитя идет по следам своих воспитателей. Таково свойство детской души, в которой еще не развита деятельность мысли, а действует одна лишь память и чувственная наблюдательность. Дети -- зеркало родителей. Вот почему родители должны “свято ходить пред очами чад своих”, блюсти себя, чтобы чем-либо во взаимных отношениях и отношениях с ближними -- словом или делом -- не подать худого примера своим детям. И если дети будут видеть в своих родителях грубость в словах и во взаимных отношениях, упрямство, неуступчивость, сварливость, гневливость, ложь, нескромность, то, по подражанию, они сами станут такими же в обращении со своими сверстниками, а потом, в дальнейшей жизни, и с окружающими людьми, и со своими родителями. “Ваш пример, отцы и матери, -- говорит архиепископ Филарет (Гумилевский), -- ваше поведение сильнее слов и наставлений действует на юные сердца... Не говорите ребенку неправду, и он будет стыдиться лжи. Если упрекаете его за резкость укоризны и жестокость слов, а сами за минуту перед тем делали грубый выговор, то вы бьете воздух. Вы учите сына страху Божию, а сами клянетесь без нужды и с забвением Бога правды: поверьте, наставление ваше пропадет без плода”. “Вы воспитываете ребенка, -- пишет известный педагог А.С. Макаренко, -- в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами -- все это имеет для ребенка большое значение”. 2. Воспитательные традиции мусульман В мусульманской семье воспитание детей является одной из главных ее составляющих. Оно включает в себя не только хорошее образование. Образование - лишь часть культуры воспитания, касающаяся жизненных познаний ребенка и обращенная к его разуму. Воспитание - это постепенное, шаг за шагом, развитие ребенка, ведущее его к полноценности и совершенству. Включает оно в себя материальную, физическую, интеллектуальную, моральную, духовную, персональную и общественную стороны. Пророк Мухаммад говорил: “Лучшее, что может дать, безвозмездно даровать, родитель своему ребенку - это хорошее воспитание”; “Будьте щедры к детям и воспитывайте их наилучшим образом”; “То, что Всевышний направит на правильный путь кого-то посредством тебя [о человек, а в первую очередь - о родитель(!), уделяющий должное внимание воспитанию своего чада], лучше всего [всех богатств и ценностей], над которыми восходит и заходит солнце. [То есть это выше по ценности и значимости пред Всевышним, чем все мирские богатства и сокровища]”; “Для отца воспитание ребенка более значимо и ценно, чем ежедневная выплата весомой милостыни. Имам аль-Газали, с учетом многих аятов и хадисов, сказал: “Знай, что воспитание детей является, среди прочих, наиважнейшим, наиглавнейшим делом. Дети - это временно вверенное Всевышним родителям, за что им держать ответ пред Ним. Сердце ребенка при рождении лишено каких-либо отпечатков жизни, сознание его свободно от стереотипов, правил и убеждений. Ребенок восприимчив ко всему, все впитывает. Если его приучат к благому, обучат хорошему и воспитают в этом, то он будет счастлив и в мирском, и в вечном. Родителям его и всем, кто принимал участие в его образовании и воспитании, воздастся благом за все его праведные дела и поступки. Если же он привыкнет к злу и будет оставлен без внимания, подобно животному, то он будет несчастен, погибнет, и ляжет грузом на плечи тех, кто обязан был воспитать его”. Краткие рекомендации: 1. Постепенно обучать основам веры. 2. Разъяснять ценность и значимость Священного Корана для мусульман и людей в целом. 3. Любовь и уважение к заключительному Божьему Посланнику, Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). 4. C раннего детства учить коротким сурам и молитвам-ду`а, например, читая последние три суры Священного Корана ребенку перед сном. Также важно поспособствовать тому, чтобы ребенок уже с раннего детства выучил первую суру Корана со знанием ее смысла (или хотя бы перевода). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил, что самой величественной сурой Корана является сура “аль-Фатиха” (Открывающая), и в ней - весь Коран. Этим Пророк подчеркнул особую значимость смысла этой суры, чтения ее и воздаяния (саваба) за это. У любого мусульманина должна быть связь со Священным Писанием на уровне души, сознания и фактических устремлений. Это станет (по милости Всевышнего) одним их гарантов благополучия его в мирской обители и вечной. Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Наилучший из вас тот, кто обучился Корану [научился читать его, изучает и понимает его] и передает эти знания другим”. Морально-нравственное воспитание поможет ребенку, юноше (девушке), мужчине (женщине) стать мудрыми на уровне души, чувств. Оно формирует понимание необходимости гармоничного сосуществования с представителями различных цивилизаций и культур, сохраняя при этом чувство достоинства, свою религиозную специфику, позитивный национальный менталитет и индивидуальность. Мудрость веков гласит: “В здоровом теле - здоровый дух”. Работать над телосложением, осанкой, уделять должное внимание физическому развитию ребенка важно и ответственно. Ведь Всевышний Творец заложил в человеке огромный потенциал, в том числе и физический, который нужно постепенно раскрывать с именем Его и мольбой о благословении. В Священном Коране сказано: “Воистину, Мы сотворили человека в наилучшей форме (наилучшим образом, в самых подходящих пропорциях”. Постепенно необходимо подводить ребенка к основам религиозной практики. Конечно же, родители должны быть в этом фактическим примером для своего ребенка. Основными постулатами в религиозной практике мусульманина является: 1. Проговаривание свидетельства, что нет бога кроме Единого и Единственного Творца, и что Мухаммад - Его раб и Посланник. Безусловно, лучше, если ребенок с раннего детства научится и будет периодически повторять эти слова на языке оригинала: ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан `абдуху ва расуулюх. 2. Совершение ежедневной пятикратной обязательной молитвы. 3. Соблюдение поста раз в году в месяц Рамадан. 4. Выплата закята. 5. Совершение паломничества в Мекку хотя бы раз в жизни. И это обязательно только при наличии финансовых возможностей. О последних двух пунктах ребенок должен иметь общее представление. Очень важным и ценным для ребенка, чему должны постараться научить его родители, является умение давать отчет своим делам и поступкам. Этому первым делом должны научиться сами родители. Тогда процесс обучения будет прост и эффективен. Основные чувственно-эмоциональные принципы взаимодействия родителей и детей: 1. Выражение лица. Максимально доброжелательное, теплое, приветливое, нераздраженное. 2. Тон голоса. В любых ситуациях в разговоре с ребенком - предельно теплый, нераздраженный. 3. Стараться: не говорить со злой иронией и насмешкой; не делать постоянных замечаний, особенно мелочных; не торопить и не подгонять ребенка; не давать ребенку чувствовать себя плохим. 4. Помните: от вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить, приголубить, приласкать. “Согласно данным генетики, в детях сочетаются, взаимодействуют 24 отцовских и 24 материнских хромосомы. В этих 48 хромосомах заложено все, что определяет наследственность. И если справедливо, что характер человека определяет его судьбу, то, без сомнения, никто другой в такой мере не создает судьбы ребенка, как мать, которая пробуждает и формирует в нем первые знания, первые чувства и первые желания. Помните, ваш ребенок не является вашей копией. С раннего детства он может иметь чувства и влечения, которых нет у вас… Но нравственное чувство при всех условиях должно служить средоточием, чтобы обуславливать высшую гармонию, какая возможна для человеческой души - веру. Вспомните жизнь ваших родителей. Может, вам в детстве тоже хотелось чуда, а родители были заняты сами собой, своими отношениями и зарабатыванием денег. Не повторяйте этих ошибок! Как же преодолеть тоску и самореализоваться? Ваши дети помогут вам в этом. Уделяйте им больше времени и внимания, они так нуждаются в вас. Забота о детях не только отвлекает нас от беспокойства о себе, но и дает возможность получить массу радостей в жизни”. “Немалого в воспитании детей можно добиться строгостью, многого - любовью, но больше всего - знанием дела и справедливостью, невзирая на лица”. Заключение Мировые конфессии призывают не убивать, не грабить, не причинять зло другим людям. Все беды, ошибки в воспитании ребенка заключаются не в принадлежности к той или иной религии, а в окружении ребенка - семьи, детского сада, школы, двора. Подчеркнем, что формирование внутреннего духовного мира ребенка начинается с создания семьи - его отца и матери. Сама обстановка в семье верующих создает определенные условия для религиозного воспитания ребенка. Чем это мотивируется? Соблюдением обрядов: молений, отношениями между родителями, между старшими и младшими, отношением к окружающим. Все это создает определенный фундамент для формирования детского мировоззрения и его дальнейшего развития как личности. Прививать любовь к религии надо как можно раньше, ведь молиться можно везде. Список литературы 1. Аляутдинов Ш. От темы к теме. Москва: Поли пейпер, 2004, с. 293-306. 2. Бенилова С. Доброжелательные взгляды на общение с детьми. Москва: Прометей, 2002, с. 5, 6. 3. Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. С. 315-342. 4. Кузнецова И.А. Любовь - основа воспитания. - Киев, 1998. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |