|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Творческая деятельность как средство развития воображения у детей с ОНР младшего школьного возрастаТворческая деятельность как средство развития воображения у детей с ОНР младшего школьного возрастаСодержание Введение Глава 1. Теоретические аспекты формирования воображения у младших школьников с ОНР 2-3 уровня 1.1.Понятие воображения, свойства воображения, онтогенез 1.2.Особенности формирования воображения у младших школьников с ОНР 1.3.Связь творческой деятельности с формированием воображения Глава 2. Коррекционная работа по развитию воображения у младших школьников с ОНР 2-3 уровня 2.1. Организация и методы изучения воображения 2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностики 2.3. Организация и содержание коррекционной работы по развитию воображения у младших школьников с ОНР 2-3 уровня 2.4. Оценка эффективности коррекционной работы Заключение Список использованной литературы Приложение Введение Проблема развития творческого потенциала подрастающего поколения стоит как никогда остро и актуально. Ориентация на творчество и сегодня является мировоззренческой установкой современной системы образования и воспитания, в том числе и школьного. Последние исследования свидетельствуют о непосредственной роли воображения в умственном развитии ребенка, а также его общего психического развития[35, стр 117]. В последней работе Е.Е. Кравцовой особенности развития воображения в младшем школьном возрасте связываются тем что, в отличие от дошкольного периода развития, когда фантазия всячески подчеркивала субъектность ребенка, воображение включается в объективные условия организации детской деятельности. Необходимо учитывать две важные особенности развития воображения в младшем школьном возрасте. Первая касается связи между отдельными компонентами воображения. В воображении дошкольника присутствуют предметная среда, прошлый опыт, и надситуативная внутренняя позиция. Причем первые два компонента воображения приобретали статус собственно компонентов воображения лишь при взаимодействии с внутренней позицией и одновременно создавали условия для воплощения и реализации этой позиция ребенка. Главная характеристика этой позиции -- ее надситуативность. В младшем школьном возрасте эта внутренняя позиция дает возможность порождать новые ситуации. Так, если в воображении дошкольника за любой внутренней позицией отчетливо можно видеть опыт субъекта, связанный как с некоторой предметной средой, так и с его реальной деятельностью, то развитие воображения в младшем школьном возрасте обеспечивает ребенку возможность порождать новую предметную среду и новый опыт. Внутренняя позиция воображения становится внеситуативной и перестает быть зависимой от конкретных ситуаций. Появление в воображении младших школьников внеситуативной внутренней позиции позволяет им не просто управлять своим воображением, а дает основания для управления собой, как субъектом воображения. По мнению Л.С Выготского, воображение является основой всякого творчества, проявляется во всех сторонах жизни ребенка. Ход развития воображения тесно связан с речью, основной психологической формой его общения с окружающими. Речь - один из наиболее мощных факторов развития ребенка в целом. Она играет большую роль для развития воображения. А при ее недоразвитии возникают трудности, как в понятийном материале, так и в образной сфере, а это приводит к отставанию в развитии воображения. И чем значительнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка в воображении и творчестве. Боровик. О пишет что: «речь способствует формированию графических умений и навыков. В свою очередь, хорошо организованные занятия рисованием, представляют сильное средство для развития речи детей. Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях: во - первых, происходит обогащение словаря школьников терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на уроках рисования, а затем постепенно входит в активный словарный запас; во - вторых, осуществляется становление и развитие речи как средства общения; в - третьих, совершенствуется регулирующая функция речи, содержащая большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности учащихся»[4, стр 19]. Исследовательская область: специальная психология. Объект исследования: воображение как психический процесс Предметом исследования: творческая деятельность младших школьников с ОНР, как средство развития воображения. развитию воображения у младших школьников с ОНР Гипотеза исследования: Мы, предположили, что использование художественного творчества в процессе обучения детей младшего школьного возраста с ОНР даст необходимые условия, для развития воображения. Цель исследования: разработка и реализация коррекционной работы по развитию воображения у младших школьников с ОНР 2-3 уровня. В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ понятий «воображение» и «творчество» в отечественной науке. 2. Выявить связь творческой деятельности с формированием воображения. 3. Рассмотреть особенности воображения у детей с ОНР. 4. Разработать коррекционно - развивающую программу развития воображения средствами художественного творчества и апробировать ее в экспериментальной деятельности. 5. Оформить полученные результаты в ходе исследования в виде дипломной работы Методы опытно - экспериментальной работы, обусловлены его предметом, целю и задачами. Анализ литературы, включенное наблюдение, естественный эксперимент, методы математической обработки данных, комплекс методик: · Методика «Дорисовывания фигур» (Е.П.Торренс) · Методика «Солнце в комнате» (В.Синельников, В.Кудрявцев) · Методика «Изучение воссоздающего воображения» (О.Боровик) · Методика «Изучение индивидуальных особенностей творческого воображения» (О.Боровик) Теоретико-методологической основой исследования выступили: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и концепция возрастных новообразований Е.Е Кравцовой, исследования В.П. Глухова и Т.С. Овчинниковой в области изучения воображения у детей с ОНР. Описание выборки: В нашем исследовании приняли участие 24 ребенка младшего школьного возраста с ОНР 2- 3 уровня. 12 детей 7 - 8 лет и 12 детей 8 - 9 лет учащихся в Муниципального специального «коррекционного» образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. «Барнаульская специальная «коррекционная» общеобразовательная школа интернат № 4 V вида». Выпускная аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Практическая значимость: Разработанная нами программа может быть использована для развития воображения у детей с ОНР младшего школьного возраста. 1. Теоретические аспекты формирования воображения у младших школьников с ОНР 1.1 Понятия воображения его свойства и виды, формирование в онтогенезе Воображение, пожалуй, одно из самых известных и вместе с тем непонятных психологических явлений. Его природа и жизненное значение до сих пор до конца не выяснены, несмотря на многочисленные попытки его изучения. Как только ни трактовали, какими - только свойства ни наделяли воображение. Теологи усматривали в нем божественное, психоаналитики - дьявольское начало в человеке. Люди с научным складом мышления, не верящие в бога, находили в воображении признаки души человека - особой материальной или идеальной сущности. Древние считали воображение проявлением таинственных сил природы. Е.И. Игнатьев говорил, что: основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление[25]. С.Л. Рубинштейн писал: воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов[56]. Л.С. Выготский считал, что: воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением[13]. В философском словаре мы находим следующее определение воображения как “способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений”[68]. Так, Р.С. Немов считает, что воображение - это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и, вместе с тем, занимающая промежуточное положение между восприятием и памятью[44]. В житейском обиходе, воображением или фантазией называют то, что нереально, не соответствует в действительности, не имеет никакого практического значения. Воображение связанно с активностью организма, с происходящим в нем физиологическими процессами и с этой точки зрения мало чем отличается от других психических процессов. В то же время воображение является самым «психическим» из всех психических процессов человека. Это означает, что ни в чем другом, кроме воображения, столь ярко не проявляется чисто идеальный, загадочный характер человеческой психики. Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек, может создавать и совершенно новые образы. В образах может представить и то, чего мы непосредственно не воспринимаем, и то чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения. В жизни человека воображение выполняет несколько функций: Первая из них состоит в том, чтобы, представляя несуществующее в реальной действительности, творчески преобразовывать окружающий мир, творя нечто новое по продуктам воображения. Эта функция воображения связанна с мышлением и тесно в него включена. Вторая функция воображения связана с саморегуляцией поведения, психических процессов и состояния человека. Для того чтобы повлиять на свое поведение в будущем, человек планирует его, проигрывает в своем воображении. Так поступает каждый человек, озабоченный тем, чтобы, ведя себя определенным образом, достичь в будущем поставленной цели. Через собственное воображение человек способен повлиять на собственное восприятие, память, мышление, речь и другие психические процессы. Третья функция состоит в формировании с помощью воображения, внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять действия в уме, манипулируя при этом образами. Это полностью реализуется в наглядно-образном мышлении и в его развитии. В элементарной форме этот вид мышления встречается у детей дошкольного возраста, а в более сложных формах - у взрослых людей, которым приходится решать довольно сложные задачи с помощью образного мышления. Четвертая - это программирование будущего поведения человека. Она реализуется в мысленном составлении человеком планов и программ своего будущего поведения, в образном их представлении. Благодаря способности человек «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого. [47] Пятую функцию можно обозначить как психодиагностическую. Она заключается в том, что по продуктам воображения человека можно делать определенные выводы о его собственной психологии. Эта функция широко используется, например, во многих современных психодиагностических тестах, где в результате анализа продуктов воображения человека судят о его психологии. Это используют врачи психиатры для заочной постановки диагноза по продуктам воображения человека. [47] Однако главная функция воображения - это его участие в творческом процессе. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решения и найти, выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет “перепрыгнуть” через какие-то этапы мышления и все - таки представить себе конечный результат. Но в этом, же слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, однако необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения. Согласно наиболее распространенной и почти общепризнанной точке зрения, воображение - психический процесс, состоящий в создании новых образов на основе переработки прошлых восприятий. [6, стр 74] Следовательно, здесь прямо указывается, что специфика самого воображения - создание нового. Однако и есть противоположная, правда менее распространенная, точка зрения, согласно которой в процессе воображения формируется не только новые чувственные образы, но и новые мысли. Тогда фантазия понимается, например, как «сложный психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта» [48, стр. 379] Отсюда идет хорошо известное понимание воображения как основы или «механизма» всякого творчества. Традиционная теория воображения более или менее четко фиксирует два основных, но как бы взаимоисключающих условия этой сложнейшей проблемы, с тем чтобы, разрешив противоречия между ними, найти решение всей проблемы. Во-первых, все признают, что «всякое новое всегда является отражением действительности и опирается на опыт человеческой практики». В этом отношении воображение, будучи одной из форм психического отражения внешнего мира, абсолютно ничем не отличается, очевидно, от всех прочих форм такого отражения. Иначе говоря, подобно восприятию, представлению и мышлению, фантазия черпает все свое многообразное содержание не из себя самой, а их окружающей объективной действительности. Внешний мир - единственный источник ее содержания[49, стр. 372]. Во-вторых, воображение, не порывая своих связей с внешним миром, «создает новое» и тем самым отличается от всех прочих форм психического отражения объективной действительности. [50, стр 483] Схематично виды воображения, можно представить в следующем виде:
Активным называют воображение, образы которого рождаются и изменяются с участием воли человека. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу придумать что-либо и далее выполняет ее. Правда, человек, включаясь в процесс активного воображения, заранее не имеет точного представления о том, что он, в конечном счете, вообразит или придумает: образ его фантазии рождается в ходе и в результате соответствующего процесса, и в деталях не известен его творцу до тех пор, пока этот образ им самим не будет сотворен. Более того творящий его человек не знает заранее и о том, где и на чем остановится его творческий процесс. [44] Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение побуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. [56, стр 297] Воссоздающее воображение (репродуктивное) - один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринимаемой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К.Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считал, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее воображение - это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Творческое воображение - следующий вид произвольного воображения Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй - операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция. Один из первых психологов, изучивших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. [57, стр 132 - 140] Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувствительно данный опыт. В результате предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого воображения, этапы подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация - создание целостности образа, их элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность, мыслить по антологии с частным и чисто случайным сходством. Также он писал: « творческое воображение в своем полном развитии проходит через два периода, отделенные критической фазою: период самобытности или приготовления, критический момент и период окончательного составления, представляющегося в разных видах» [46, стр 67] Первый период. Он нам известен; это - возраст, с которого начинается проявления воображения. У нормального человека он начинается с трех лет, обнимает детство, отрочество, юность и продолжается то больше, то меньше. Долгое время оно остается свободным от всякого рационального элемента. Второй период. Это критическая фаза неопределенной продолжительности, но, во всяком случае, гораздо более краткой. Этот момент кризиса можно характеризовать лишь его причинами и следствием. В физиологическом порядке его причины - образование взрослого организма и взрослого мозга; а в порядке психологическом - антагонизма между чистою субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов, или другими словами - между неустойчивостью и устойчивостью ума. Что касается до следствий, то они принадлежат только третьему периоду, наступающем, после этой фазы метаморфозы. Третий период. Он уже окончательны; так или иначе, в этой или другой степени воображение сделалось рассудительным, подчинилось рассудку; но этого преобразования нельзя свести к единственной формуле. 1) Творческое воображение приходит в упадок. Лишь особенно богато одаренные воображением люди составляют исключения. Большинство мало - помалу входит в прозу практичной жизни, хоронит мечты своей юности, считает любовь химерой и проч. Это, однако, лишь регресс, но не уничтожение, потому - что творческое воображение не исчезает совершенно, ни у кого; оно делается только случайностью. 2) Оно продолжается, но предварительно преобразовавшись; оно приспосабливается к рациональным условиям; это уже не чистое воображение, а смешанное. Так бывает у людей, действительно богатых воображением, у которых способность к изобретению остается долго юною и живучею. Выделяют следующие виды творческого воображения: · Мечта · Фантазия · Идеал Идеал - это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе- идеале выражается тенденция развития личности. Фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. В фантазии представлены объекты и явления, которых нет в природе. Особой формой творческого воображения является - мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта -- это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта -- это воображение, направленное на желаемое будущее. Пассивное воображение (не произвольное) подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования, осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Если произвольное (активное) воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека то пассивное (не произвольное) воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить человек, с волнением ожидающий значимого для него события. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует об определенных нарушениях психического развития. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека. Грезы, в отличие от галлюцинаций,- это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния. Примером непроизвольного воображения является сон. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Таким образом, при классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности. Как любым сложным процессом, воображением можно овладеть, научившись отдельным приемам. Приемы развития воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. В психологии выделены следующие приемы создания новых образов: агглютинация, схематизация, типизация. Эти приемы работают благодаря мыслительным операциям анализа и синтеза. [7, стр 202] Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных компонентов или частей нескольких предметов в один образ (русалочка, кентавр, избушка на курьих ножках). Агглютинация используется и в техническом творчестве (троллейбус, аэросани, гидросамолет, аккордеон). В том случае, если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации. Схематизация является как бы подготовительным этапом к наиболее сложному приему творческого воображения - типизация, процесс разложения и соединения, в результате чего выкритасталлизовывается определенный образ (человека, его дела, взаимоотношения). Онтогенез воображения У младшего дошкольника только начинает развиваться воображение, причем его пассивная форма. Он с большим интересом слушает сказки и представляет их образы как реально существующие явления. Другими словами, воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантирование, описанных сказочных образов в реальную жизнь. Старший дошкольник и младший школьник характеризуется активизацией воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период сензитивный для формирования фантазий. Этапы развития воображения дошкольника Первый этап - 2,5 - 3 года. Происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, связанное с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом, и отсюда - направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности прямого овладения общение к предметам-заместителям. [71] С другой стороны - влияние своего личного «Я», переживание своей отдельности от окружающего мира. Четко выделяются два типа воображения: познавательное, когда ребенок с помощью кукол разыгрывает знакомые ему действия и их возможные варианты; аффективное, проявляемое при проигрывании ребенком своего переживания. [69, стр462] Второй этап - 4-5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образов деятельности. В этом возрасте ребенок нацелен ан усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов поведения. Взрослые, чувствуя новые возможности ребенка, ведут его обучение и воспитание в основном через образцы, которым ребенок должен следовать. Частично с общей направленностью детей этого возраста, частично с особенность педагогических воздействий связанно то, что уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. Познавательно воображение ребенка в этом возрасте связанно с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Но оно носит при этом без специального руководства в основном воспроизводящий характер, так как ребенок 4-5 лет нацелен на следование образцам. Отклонения от образцов в процессе овладения ими возможны, но они носят обыгрывающий, частично случайный, ненаправленный характер. Особенности использования образа состоят в том, что он, как и у более младших детей, строится путем использования действий опредмечивания, а затем дополняется разнообразными деталями. В процесс воображения включается специфическое планирование, которого можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг свих действий, делает его, видит результат и планирует следующий. Ступенчатое планирование приводит детей к направленному словесному творчеству, когда они сочиняют сказки, называя события одно за другим. Но чаще всего ребенок берет за основу план-схему знакомой сказки, модифицируя сами содержательные моменты. Третий этап - 6 - 7 лет. В этом возрасте ребенок усваивает уже основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. В принципе он уже способен отходить от усвоенных стандартов и комбинировать их, используя при построении продуктов воображения. Аффективное воображение ребенка направленно, с одной стороны, как и в более раннем возрасте, на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисования и других творческих видов деятельности. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения. Аффективное воображение без достаточно, обычно стихийно возникающего изживания травм способно привести к патологическим, застойным переживаниям (навязчивые страхи и тревоги) или же ведет ребенка к полной аутизации, созданию замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов. Познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию. [37, стр 115] Претерпевает качественные изменения, дети 6 лет в свих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов прямо связанны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурной игры и элементами художественного творчества. Возможность выбора проявляется не только в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в реализации самой идеи, замысла. [69, стр 468] Младший школьник большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод бурной фантазии. Дети с увлечением занимаются творческой деятельностью, причем психологической основой последней также является воображение. И в учебе, когда возникает необходимость осознать абстрактный материал, когда требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Сама учебная деятельность побуждает, прежде всего, развитие репродуктивного воображения в этом возрасте - школьники должны воссоздавать образ действительности в изучаемом предмете. В первом классе образы воображения приблизительны и бедны деталями, однако под влиянием обучения уже к 3-му классу увеличивается количество признаков и свойств в образах. Они приобретают достаточную полноту и конкретность, что происходит в основном за счет воссоздания в них элементов действий и взаимосвязей самих объектов (в этом тоже проявляется влияние развивающегося мышления). Воссоздающее (репродуктивное) воображение в младшем школьном возрасте развивается на всех школьных занятиях путем формирования у детей, во-первых, умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний. [20, стр194] Уже воссоздающее воображение перерабатывает образы действительности. Дети изменяют сюжетную линию рассказов, представляют события во времени, изображают ряд объектов в обобщенном, сжатом виде (этому во многом способствует формирование приемов смыслового запоминания). Нередко такие изменения и комбинации образов носят случайный и неоправданный характер с точки зрения цели учебного процесса, хотя и удовлетворяют потребности ребенка в фантазировании, проявлении эмоционального отношения к вещам. В этих случаях дети отчетливо сознают чистую условность свих выдумок. По мере усвоения сведений об объектах и условиях их происхождения многие новые комбинации образов приобретают обоснования и логическую аргументацию. При этом формируется умение либо в развернутой словесной форме, либо в свернутых интуитивных соображениях строить обоснования такого типа: «Это обязательно произойдет, если сделать то-то и то-то». Стремление младших школьников указать условия происхождения и построения каких-либо предметов - важнейшая психологическая предпосылка развития у них творческого (продуктивного) воображения. Формирование этой предпосылки помогают занятия по труду, на которых дети осуществляют свои замыслы по изготовлению каких-либо предметов. Этому во многом способствуют и уроки рисования, требующие от детей создать замысел изображения, а затем искать наиболее выразительные средства его воплощения. [10] В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроке предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями - иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др. Итак, благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Таким образом, при классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности. Воображение человека всегда выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может “жить” в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое фиксируется в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Последние исследования свидетельствуют о непосредственной роли воображения в умственном развитии ребенка, а также его общего психического развития. 1.2 Проблемы формирования воображения у младших школьников с ОНР Развитию детского воображения весьма способствует усвоение речи, а задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. По А.Р.Лурия (1998), это приводит к созданию как бы второй действительности. Развитое воображение -- это один из показателей готовности ребенка к школе. В школьный период воображение, как и другие психические процессы, приобретает и закрепляет свои произвольные формы. В.П.Глухов (1985) исследовал воображение у детей с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственно: использование штампов, однообразность, инертность, им требуется значительно больше времени, для включения в работу. В ходе выполнения заданий отмечается значительное увеличение длительности пауз, наблюдается истощение деятельности. Эти выводы подтверждаются и результатами выполнения такими детьми проективного теста Роршаха, в котором требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами. Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей. Несмотря на эти трудности, были получены экспериментальные данные о состоянии воображения детей школьного возраста с общим недоразвитием речи (Овчинникова Т. С., 1999). [27, стр 152] Воображение у школьников первого класса с ОНР оценивалось по параметрам беглости, гибкости и оригинальности. Исследование показало, что все эти параметры значительно ниже, чем у здоровых детей, структура воображения детей с ОНР отличается от структуры воображения здоровых детей и имеет свои особенности. Это объясняется тем, что у детей с ОНР бедный словарный запас, что снижает и показатели беглости и гибкости (понятийный словарь). Дети с ОНР при выполнении заданий, использовали шесть категорий тем (люди, животные, растения, знаки, машины, астрономические объекты -- солнце, луна). Здоровые дети использовали 14 категорий (добавив к перечисленным, такие, как посуда, продукты, предметы домашнего обихода, игрушки, космос, украшения, узоры и орнаменты). Показатель оригинальности, который характеризует уровень интеллекта и общего психического развития, у детей с ОНР гораздо ниже, чем у здоровых. У детей с нарушениями речи несколько иначе развиваются творческие способности. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие чего запаздывает формирование понятий. Чем значительнее нарушение речи, тем больше ограничивается возможности ребенка проявить творчество. Он оказывается беспомощным в создании новых образов. Рисунки отличаются бедностью содержания. Ребенок не может выполнить рисунок по замыслу, затрудняется, если нужно придумать новую поделку [37,стр 115] детям оказываются недоступны творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта. Они плохо понимают переносные значения слов, метафор. Речевое недоразвитие в сочетании с отставанием творческого воображения создает серьезные препятствия для словесного творчества. Творческий коэффициент выполнения задания у детей с ОНР составляет 31%, тогда как у здоровых детей -- 60 %. Для определения творческого коэффициента была использована стандартизированная методика, где надо было модифицировать различные фигуры. Например, в группе с ОНР, геометрическая фигура «круг» была модифицирована в лицо, мяч, шар, улитку (оригинальных ответов -- четыре). У здоровых, детей эта же фигура вызвала значительно больше ассоциаций: солнце, лицо, колесо, конфета, шар, яблоко, снеговик, спутник, морда кошки (всего девять). Дети с ОНР в прямоугольнике увидели четыре образа: шкаф, дом, машину, человека. У здоровых, детей прямоугольник ассоциировался с забором, паровозом, кроватью, машиной, диваном, домом, ковром-самолетом (восемь наименований). У детей с ОНР было 54 оригинальных ответа, а в группе здоровых детей -- 78, причем эти ответы были разнообразны и часто неожиданны, в них отображался более богатый ряд представлений, обозначенных словом. Индивидуальная оригинальность выполнения задания у здоровых детей -- 6, 4 слова из десяти возможных. Дети с ОНР отвечали однообразно, круг их образных представлений ограничен. Индивидуальная оригинальность их ответов равнялась 2, 5 слова из десяти, что обнаруживает низкий уровень развития творческих способностей и бедный словарный запас. Таким образом, проведенные эксперименты позволили выявить специфические особенности воображения у детей с ОНР: 1) снижение мотивации в деятельности; 2) снижение познавательных интересов; 3) бедный запас общих сведений об окружающем мире; 4) не сформированность операционных компонентов; 5) сложность в создании воображаемой ситуации; 6) недостаточную точность предметных образов -- представлений; 7) непрочность связей между зрительной и вербальной сферами; 8) недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы. 1.3 Связь творческой деятельности с формированием воображения Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно. Творчество -- это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий акт -- это всегда прорыв в неизвестное, выход из тупиковой ситуации таким образом, что появляются новые возможности в развитии, -- будь то собственное, личностное развитие человека, развитие искусства, совершенствование производства или рынка сбыта. Творчество - это создание нового, это и механизм развития личности. (Пономарев Я.А., 1976) Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, который консолидируется в умениях, знаниях и навыках; постановка задачи; проработка всех возможных ее решений. Накопление знаний и опыта можно охарактеризовать как количественный подход к проблеме, когда имеющуюся проблему пытаются решить старыми традиционными методами, при помощи привычных и стереотипных операций мышления. Сам же творческий акт характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в их новое своеобразное качество, которое и является истинным решением данной задачи. Знаменитое «Эврика!» Архимеда? Открытие закона явилось ему как бы вдруг, когда он принимал ванну. Но это был результат долгих сосредоточенных раздумий над проблемой. Творчество - это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает возможностей человека, создавая условия для покорения новых вершин. Творческие процессы обнаруживаются уже в раннем детстве - в играх детей, которые всегда представляют собой творческую переработку пережитых впечатлений, их комбинирование и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Именно умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и есть основа творчества. Творчество - это не удел только немногих избранных людей, гениев, создавших великие художественные произведения, сделавших большие научные открытия или изобретших какое-нибудь усовершенствование в области техники. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей это новое ни казалось. Огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит объединению многих крупиц индивидуального творчества. Творческую деятельность Л.С. Выготский определяет как «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».[11, стр 3] Л.С. Выготский говорит о том, что всю деятельность человека можно разделить на два вида, имеющие свои особенности: воспроизводящий, или репродуктивный, и комбинирующий, или творческий. Воспроизводящая деятельность - это сохранение прежнего опыта человека, обеспечивающее его приспособление к привычным, устойчивым условиям окружающей среды. В основе этой деятельности лежит пластичность человеческого мозга, под которой понимается способность вещества изменяться и сохранять следы этого изменения. Результатом же творческого или комбинирующего поведения является не воспроизведение бывших в опыте человека впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. Мозг не только сохраняет и воспроизводит прежний опыт человека, но он также комбинирует, творчески перерабатывает и созидает из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Творческая деятельность делает человека «существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». Именно эта творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности мозга, называется в психологии воображением или фантазией. [11, стр 5] « Всякое изобретение, - говорит Рибо, - крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением - постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений[57, стр 132-140]. Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делает возможным художественное, научное и техническое творчество. Поэтому не - верно житейское определение воображения, как всего, что не соответствует действительности и не может иметь никакого практического серьезного значения. В этом смысле все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличии от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении. Велика роль в формировании творческой личности изобразительного искусства. Немыслимо представить изобразительное искусство без творчества. Все, что чувствует, переживает человек, все, что его волнует можно отобразить в линиях, пятнах, цвете. И для этого не обязательно быть признанным художником. Именно здесь можно говорить о ценности открытий для себя. Нужно только показать ребенку, как можно выразить себя через изобразительные материалы. Кто-то любит реалистический рисунок и он у него получается. А кому-то подойдет абстрактное изображение. «Моё плохое настроение» я оставлю на бумаге в виде сердитых, резких, жестких линий, фигур или мрачных, темных, непривлекательных красок. Художественно-творческая деятельность, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей младшего школьного возраста. Она позволяет ребенку отразить в рисунках свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Вместе с тем художественно-творческая деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей[21]. Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строения, величины цвета, расположения в пространстве), способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства. Чувство прекрасного может быть сформировано лишь в том случае, когда красота предмета или явления предстанет перед детьми (в силу их конкретного, образного мышления) в конкретном выражении. На этой основе, в процессе изобразительной деятельности у детей развивается воображение. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимает из окружающего мира. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившимися представлениями. Дети, например, никогда не видели сказочной птицы, но они могли видеть самых разнообразных птиц в окружающей жизни, в иллюстрациях, слушали сказки о волшебных птицах (жар-птицах, синей птице), рассматривали глиняные игрушки, изображения разнообразных декоративных птиц на различных предметах декоративного искусства. На этой основе и складывается образ необычной, фантастической птицы. В работе над изображением ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, он овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, и учится осознанно их использовать. Все это весьма значимо для его психического развития, ибо каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает в него свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и заключается художественно-творческая деятельность ребенка школьного возраста, проявляющееся у него не только тогда, когда он сам придумывает тему для своего рисунка, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение, другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т.п[13]. Характеризуя воображение детей, Л.С. Выготский говорил о необходимости понять психологический механизм воображения, а это невозможно сделать без выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью. “Творческая деятельность воображения, -- пишет Л.С. Выготский, -- находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия, прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии[12, стр 8]. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение”. Эту мысль ученого следует подчеркнуть особо, потому что слишком широко и за рубежом, и у нас распространено мнение о том, что ребенок обладает буйной, неограниченной фантазией, способен изнутри порождать яркие, неорганичные образы. Всякое вмешательство взрослого, педагога в этот процесс лишь сковывает и губит эту фантазию, богатство, которой не идёт ни в какое сравнение с фантазией взрослого. Вместе с тем совершенно очевидно, что бедность опыта ребенка определяет и бедность его фантазии. По мере расширения опыта создается прочная основа для творческой деятельности детей. Связь воображения с действительностью позволяет сделать вывод о том, что процесс детского творчества не заканчивается созданием сувениров и других результатов творческой деятельности. Их надо использовать для дальнейшего обогащения фантазии и творчества. При этом важно помнить, что на ребенка оказывают влияние не только его произведения, но и произведения, созданные другими детьми[20]. Обязательным условием для развития воображения является творческая деятельность, которая не может привести к успеху без работы фантазии. Изобразительная деятельность, включающая рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей[21]. Развитию воображения младших школьников, более всего способствует тематическое и декоративное рисование. Декоративное рисование, в основном, развивает репродуктивное воображение, так как обычно дети изучают на занятиях различные виды народных росписей (хохлома, гжель и др.) и воссоздают их. Но все же существуют задания, требующие и творческого воображения (например, аппликация, рисование орнамента и др.). Тематическое рисование более всего способствует развитию творческого воображения. В тематическом рисовании ребенок проявляет как художественные, так и творческие способности. И здесь, прежде всего, необходимо определить понятие самой темы. Существуют общие темы («вечные темы» - добра и зла, отношения между людьми, материнства, мужества, справедливости, прекрасного и безобразного), имеющие множество проявлений и провоцирующие на творчество, и конкретные темы, с четким указанием места и действия, требующие точного выполнения. Они помогают осуществлять диагностику творческого воображения. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |