|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Учебно-деловая игра "Этапы логопедического воздействия на ребенка"Учебно-деловая игра "Этапы логопедического воздействия на ребенка"Государственное образовательное учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» Кафедра методов интенсификации процесса обучения Реферат На тему: «УДИ Этапы логопедического воздействия на ребенка» Студентка дефектологического факультета 102 группы Примерова С.Д Проверил Ассистент Горбенко Р.А Москва 2009г. Введение Сегодня многие педагогические вузы в практике обучения студентов используют УДИ. Существует программа использования игр на практических занятиях по изучению соответствующих разделов курса педагогики и при организации самостоятельной работы. При ее разработке исходили из того, что не отдельные деловые игры, а система игр позволит решить проблему не только овладения основами наук, но и формирования профессиональных практических навыков будущих специалистов. УДИ активизирует учебный процесс и, по сравнению с традиционной формой проведения практических занятий, имеет ряд преимуществ: она обуславливает заинтересованность каждого из ее участников в более глубоком познании изучаемой проблемы; предоставляет им возможность формировать и повышать профессиональное мастерство преподавателей, благодаря необходимости в решении педагогических проблем, смоделированных содержанием конкретных игр. В тоже время деловая игра способствует формированию таких качеств личности: как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение взаимодействовать с коллективом, обеспечивает большую эмоциональную включенность обучаемых в образовательный процесс. В целом использование УДИ способствует интенсификации педагогической деятельности, модернизирует процесс обучения на современном этапе во многих отраслях и особенно в сфере управления образовательными учреждениями в условиях развивающейся экономики. Актуальность использования учебных деловых игр Реорганизация высшего и средне-профессионального образования в стране главным образом нацелена на более полное удовлетворение потребностей общества в современных квалифицированных специалистах. Речь идет о повышении качества подготовки студентов. Для этого требуется, во-первых, признание будущим специалистом уровня квалификации как фактора, гарантирующего ему большую заработанную плату и широкие возможности для продвижения по иерархической лестнице. Во-вторых, необходимо пробудить у студентов интерес к овладению выбранной специальностью. Исследование показывает, что стимулировать у студентов устойчивый и долговременный интерес к учебе весьма сложно. Для этого в равной степени требуется решение как педагогической, так и психологической проблемы. Психологические проблемы вузовского обучения включают социально-психологический климат групп, факторы повышения успеваемости, мотивацию обучения, пробуждение интереса к избранной профессии. Психологический подход дифференцируется в зависимости от специальности, но имеет для любого профиля и общие факторы. Таким примером может быть обучение умению принимать решение. Будущий специалист должен не только использовать конкретные знания, но и уметь интегрировать их в процессе принятие решения даже в экстремальных условиях. Несмотря на материальные трудности, современная высшая школа обладает огромными резервами качества подготовки специалистов. В последние годы наметились сдвиги в подготовке специалистов, т. е. больше внимания уделяется формированию практических навыков. Техника движется вперед, и молодой специалист, приступая к работе, сталкивается с проблемами, которые не существовали в период его учебы. Поэтому ему следует научиться прогнозированию, моделированию ситуаций, алгоритмам переработки информации, для чего преподаватель вуза должен в полной мере вскрывать и использовать интеллектуальные и эмоциональные возможности личности, учитывать «человеческий фактор». Выявление потенциальных возможностей будущего специалиста заложено в совершенствовании процесса обучения. Существенную определенную помощь в модернизации обучения оказывают игровые методы. В Московском педагогическом государственном университете со студентами первого курса также проводится ознакомительная деловая игра. На втором курсе студенты выступают перед преподавателями и сокурсниками, учатся в сложной, порой стрессовой ситуации, собираться с мыслями, активизировать мыслительный процесс. На третьем курсе, когда проходит педагогическая практика, студент уже должен быть готов к работе с коллективом учащихся. Будущий молодой специалист, приступая к работе, не имеет опыта деятельности в коллективе, он еще не испытал, что такое формальные и неформальные (межличностные) отношения. Процесс адаптации к коллективу облегчается, если еще, будучи студентом, он получил возможность моделирования должностных ролей директора, кандидата на должность руководителя нового объекта, школьного логопеда, классного руководителя. Известно, что лекция дает знания, но выполнение студентом функции «действующего лица» помогает развитию профессиональных навыков и активизирует творческие способности. В этой связи активизация творческой, познавательной деятельности студентов требует широкого использования проблемного обучения, которое в условиях все увеличивающегося объема информации выступает эффективным средством достижения прочных, глубоких знаний и навыков. Проблемное обучение формирует самостоятельность позиции студента, развивает и совершенствует способность к творческой деятельности. Проблемное обучение способствует превращению усвоенных знаний в убеждения и выработке активной жизненной позиции. Лучшим способом решения проблемных ситуаций в учебном процессе служит игра, представляющая собой групповое упражнение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. Игра рассматривается как одна из основных активных форм учебной деятельности студентов. В учебной игре сочетаются два разных принципа обучения: принцип моделирования будущей профессиональной деятельности и принцип проблемности. В учебной игре процесс решения задачи является поисковым, исследовательским. Требования к учебным игровым задачам сводятся к следующему: задача должна быть актуальной, для ее решения нужны базовые знания, воображение и творческие способности студентов. Задача должна быть достаточно сложной, но доступной для решения, она должна побуждать к использованию имеющихся знаний и поиску новых принципов, фактов, методов и способов решения. Глава 1 Сущность учебно-деловой игры В настоящее время основным принципом работы современного педагога является не только целенаправленное воздействие на каждого обучаемого, его личностные установки, но и оптимизация совместной деятельности студентов. Большую помощь в этом оказывают учебные деловые игры. Учебная деловая игра (УДИ) - это специально организованное управление, интегрирующее профессиональную деятельность учителя, направленную на формирование и отработку его профессиональных умений и навыков. В центре игрового моделирования будущей профессиональной деятельности оказывается построение имитационной модели, которая одновременно воплощает характерные признаки и свойства реального объекта более полно отражает существенные стороны изучаемых дисциплин. Деятельность преподавателя в учебной игр сводится к ее планированию, организации и руководству. Цель игровой деятельности студентов триедина: получение знаний и навыков для будущей профессиональной работы; оценка в игровой роли; победа в соревновании. Игры повышают эффективность вузовского обучения, и этим окупаются затраты времени, сил и средств на их проведение. Трудоемкость проблемного обучения значительно выше традиционного, однако «выгода» перекрывает все затраты. Игра как форма проблемного обучения представляет собой надежное средство пробуждения интереса к профессиональной деятельности и условие для продолжения студентами процесса познания самостоятельно, вне стен вуза. Игра есть также своеобразная практика, и нарабатываемый в ней опыт достаточно близок к профессиональной деятельности. Глава 2 Учебная деловая игра «Этапы логопедического воздействия на ребенка» Цели игры Игра преследует различные цели: 1. Дидактические 1.1.1. Закрепить знания студентов о поэтапном логопедическом воздействии на ребенка 2. Игровые: 2.1.1. Возможность личного первенства в УДИ 2.1.2. Выявление отдельных студентов и групп, наиболее подготовленных к работе с детьми 2.1.3. Выявление студентов, которые хорошо освоили должностные обязанности логопеда 3. Воспитательные 3.1.1. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к детям 3.1.2. Развитие коммуникативных способностей у студентов Игровая ситуация Учителя-логопеды должны тщательно изучить план занятий с детьми, обязательно должны знать историю болезни или заболевания ребенка. Прежде чем начинать работу необходимо эти требования выполнять. События в игре 1. Ранжирование предложенных параметров индивидуально. 2. Групповое обсуждение по индивидуальным оценкам, выработка коллективной оценки и дополнительных параметров по мнению группы. 3. Определение ошибок индивидуального и группового ранжирования. 4. Подведение итогов игры и выделение студентов, наиболее подготовленных к должности логопеда. Правила игры 1. Участники игры должны соблюдать дисциплину, активно и заинтересованно участвовать в обсуждении, соблюдать культуру общения, проявлять взаимоуважение, быть готовыми к сотрудничеству, соблюдать принцип добровольности, четко выполнять алгоритм игры. 2. В процессе индивидуальной деятельности игрок выполняет работу самостоятельно. Он не имеет права вступать в контакты с другими игроками группы. 3. Индивидуальная и групповая оценки игры ведутся по критерию «минимум ошибок». 4. Оценку результатов каждого игрока и групп ведут эксперты. 5. В процессе игры оценивается вся деятельность игрока. Система оценочных показателей 1. Индивидуальная оценка - по меньшему количеству ошибок отдельного участника. 2. Оценка индивидуальных ошибок, допущенных в группе, ведется по их среднему показателю. 3. Оценка групп ведется по данным каждой группы. 4. Для индивидуальной оценки эксперты используют показатели участников. Регламент проведения игры Время, мин. 1. Организационно-подготовительный этап 20 2. Игровой этап: 2.1. Индивидуальная оценка 25 2.2 Групповая оценка 40 2.3. Установление ошибки индивидуальной оценки 15 2.4. Установление ошибки групповой оценки 15 3. Заключение игры: 3.1. Выявление победителя в группе 7 3.2. Выявление группы-победителя 10 3.3 Выступление экспертов групп по оценке общей деятельности участников 15 3.4. Заключительное выступление руководителя 10 Итого 2 ч 37 мин Блок-схема проведения деловой игры «Этапы логопедического воздействия на ребенка» Критерии, по которым отбирается знающий логопед:
Эталон правильной оценки
Обоснование эталонной оценки описанной УДИ: 1. Установление с ребенком доверительных отношений. Исследуя все этапы логопедического воздействия на ребенка, мы пришли к выводу, что наиболее важным является установление доверительных отношений с обучаемым. Так как психологически ребенку очень трудно довериться чужому человеку, поэтому педагогу-логопеду необходимо найти индивидуальный подход к нему. Если же отношения с ребенком не будут установлены, то и дальнейшее обучение просто не будет возможным. 2. Расположение ребенка к себе. Педагогу-логопеду первоначально необходимо найти формы и средства для расположения ребенка к себе. Возможно с первых занятий проведение совместных тренингов и упражнений, ставящих педагога и ребенка в равные условия. 3. Интерес ребенка к занятиям, его желание включиться в процесс обучения. Известно, что если ученику не интересен процесс обучения, то и усвоение нового материала не происходит на должном уровне. Поэтому, как и любому педагогу, логопеду необходимо разнообразить процесс обучения с помощью различных форм, средств и методов. 4. Адаптация ребенка к логопедическому кабинету. Этот параметр также является одним из важнейших. Ребенок должен чувствовать себя комфортно в том месте, где осуществляется процесс обучения. 5. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций. После адаптации ребенка к новым: преподавателю и условиям. Процесс обучения необходимо направить на развитие различных психофизических функции человека. 6. Развитие фонематического восприятия звуков речи и развитие слухового контроля. 7. Работа над формированием восприятия звуков речи. 8. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики. 9. Постановка звуков. 10. Включение звука в речь, или автоматизация. 11. Работа над дифференциацией звуков. 12. Звуковой анализ. Все параметры с 6-12 необходимы для эффективного логопедического воздействия на ребенка. Последовательность их соблюдена в соответствии с рекомендациями научной литературы по логопедии. 13. Формирование у ребенка умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. Этот этап также важен в логопедическом воздействии на ребенка, но без описанных до него, не имеет особого смысла. 14. Формирование коммуникативных умений и навыков. Образцы игровых документов Форма 1
Форма 2 Оценка индивидуальной и групповой работы игроков в группе №
Эксперт (подпись) Бланк 3 Общие итоги проведения деловой игры
Глава 3 Проведение учебно-деловой игры
Ведомость деловой игры с результатами
Выводы Данная игра проигрывалась между студентами I-курса дефектологического факультета. В игре приняли участие 4 студентки, высокий уровень показали только две участницы, средний - одна, низкий - одна. Заключение Сделаем выводы Методика разработки и практика использования учебных деловых игр, как важного инструмента интенсификации учебного процесса применяется в различных сферах: в экономике, управлении, организации производства, в сфере интеллектуальной деятельности, в педагогической деятельности и других. В настоящее время проведение деловых игр я считаю необходимым потому что это интересно, увлекательно. УДИ способствует не только заинтересованности каждого из ее участников в более глубоком знании изучаемой проблемы, но и предоставляет возможность формировать и повышать педагогическое мастерство. В тоже время деловая игра создает условия для формирования таких качеств личности, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение резонировать с коллективом, обеспечивает большую эмоциональную включенность обучаемых в образовательный процесс. Составление данной игры помогло мне. Я закрепила уже сформированные навыки работы с Microsoft Word, Excel и Power Point более подробно разобралась во многих очень интересных тонкостях составления деловых игр, определила для себя, что они действительно незаменимы для повышения активности в современной образовательной деятельности. Список используемой литературы 1. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе, 2005 год. 2. Учебник для педагогических институтов «Логопедия» авторы: Л.С. Волкова, Р.И. Лаврова, Е.И. Мастюкова и др. 1989 год. 3. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммутационные педагогические технологии 2005 год. 4. Борисова Н.В. и др. Деловая игра «Методика конструирования деловой игры». - М.,1985 год. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |