|
Урок истории в средней школе на тему: "Внешняя политика России в конце XIX — начале ХХ века |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Урок истории в средней школе на тему: "Внешняя политика России в конце XIX — начале ХХ века
Урок истории в средней школе на тему: "Внешняя политика России в конце XIX — начале ХХ века
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Группа 3.4 (11 «Г») Тема: Внешняя политика России в конце XIX - начале ХХ - века Студент практикант V курса группы 582 Саитов Ильдар Гербертович Учитель истории школы: Полуянова С.В. Групповой руководитель: Магсумов Т.А. Набережные Челны, 2009 г. Урок № 1: Группа 3.4 (11 «Г») Раздел I. Россия на пороге ХХ века. Тема: Вешняя политика России в конце XIX - начале ХХ века. Тип урока: комбинированный Вид урока: Урок - Лекция Цель урока: 1. Познавательная, образовательная цель - формировать у учащихся представления об отношениях России со странами Запада и востока, определить причины русско-японской войны, рассмотреть ход военных действий и причины поражения России в войне, последствия войны для России. 2. Развивающая цель - содействовать кадетам в понимании проблемы внешней политики; анализировать эволюцию вопроса дальневосточной политики и перерастанию противоречий в конфликт между Японией и Россией; содействовать учащимся умению делать выводы об итогах и последствиях войны для России. 3. Воспитывающая цель - формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности и любви к России, и ответственности за судьбу страны через знания исторических фактов и ошибок прошлого. Оборудование: Учебник, рабочие тетради, карта по русско-японской войне, классная доска, мел, указка, влажная тряпка. Основные понятия: Антанта и Тройственный союз, Тихоокеанская империя, КВЖД, Безобразовская клика, контрибуция. Основные даты: 1891 Россия приступила к строительству Транссибирской ж. д. Март 1898 был заключен русско-китайский договор об аренде на 25 лет Ляодунского полуострова с незамерзающими портами: торговым - Далянвань (Дальний) и военным - Порт-Артур 26 Января 1904 - японские военные корабли атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре. Август 1905 Портсмутский мир. Основные персоналии: А.М. Безобразов, А.Н. Куропаткин, А.М. Стессель. План урока: 1. Основные направления внешней политики России на рубеже XIX - ХХ вв. 2. Дальневосточная политика. 3. Русско-японская война: - военные действия в 1904 г. И падение Порт-Артура. - ход военных действий в 1905 г. - итоги войны. Домашнее задание: §6 прочитать и ответить на вопросы. Доделать таблицу: Ход русско-японской войны. Проработать причины, повод, ход, итоги и последствия войны в рабочей тетради. Термины подготовить для терминологического диктанта и даты. Подготовить сообщения по личностям. Ответить на вопросы учебника. Ход урока: |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | | I. Организационный момент | Учитель приветствует учеников. | Ученики приветствуют учителя. | | II. Тест из 10 вопросов средней сложности по пройденным темам письменно на листочках с указанием даты и фамилии имени. | Приготовьте листочки с фамилией и датой и слушая внимательно вопрос укажите один правильный ответ буквой А, Б или В. Проверим остаточные знания и присутствующих на уроке и даст учителю познакомиться с ассом | 9 - 10 правильных ответов оценка 5, 7 - 8 оценка 4, 6 - 7 оценка 3, 4 - 5 оценка 2 не справившиеся получат возможность ответить на следующем уроке домашнее задание и заслужить хорошую отметку | | Вопросы теста: 1. Какое место в мире занимала Россия по протяженности железных дорог в начале 20 века? А. Первое; Б. Второе, после США(верно); В. Только начали их строить. 2. Синдикат - это … А. Продукция производимая монополией; Б. Продукция продаваемая монополией; В. Монополистическое объединение, реализующее продукцию по завышенной цене (верно). 3. Инвестиции - это … А. Долг России западным монополиям за поставленную продукцию; Б. обязательства России по выплате процентов по кредитам; В. Капиталовложения с целью развития предприятия и извлечения прибыли (верно) 4. Укажите основную проблему развития сельского хозяйства в России начала 20 века? А. Малоземелье крестьян, общинный уклад (верно); Б. Крепостное право; В. Отсутствие рынка по сбыту продукции. 5. Укажите представителей финансовой олигархии России начала 20 в. А. Березовский, Гусинский; Б. Путилов, Вышнеградский, Утин (верно); В. Витте, Плеве, Зубатов. 6. Как народ называл Николая II за войны и революции произошедшие в период его правления? А. « Кровавым» (верно), Б. «Воинствующим», В. «Самодержцем». 7. Укажите правильные даты правления Николая II? А. 1894 - 1918; Б. 1984 - 1917(верно); В. 1868 - 1918. 8. «Зубатовщина» - это… А. Движение предпринимателей под контролем государства за политические права; Б. Объединение чиновников под руководством С. В. Зубатова, сочувствующих крестьянам; В. Организации рабочих под контролем правительства с целью сугубо экономической борьбы(верно) . 9. Покровителем эксперимента С. В. Зубатова выступал: А. министр финансов С.Ю. Витте; Б. министр внутренних дел В. К. Плеве (верно); В. В. И. Ленин 10. Сложный вопрос - укажите год экономической реформы С. Ю. Витте: А. 1881; Б. 1894; В. 1897 (верно). И письменно укажите суть этой реформы - была введена в обращение золотая валюта, стабилизировавшая курс рубля и обеспечивавшая устойчивые прибыли предпринимателям. | 1. Б 2. В 3. В 4. А 5. Б 6. А 7. Б 8. В 9. Б В | | III. Изучение новой темы | Записываем в тетради новую тему, число. Начинаем тему урока с причин конфликта: для этого охарактеризовываем политику на западе Антанта и Тройственный союз, и востоке слабый Китай, изоляция России на востоке, усиление Японии и планы Тихоокеанской империи, КВЖД, «безобразовская клика». Затем разбираем повод конфликта - задержка японским телеграфом уступок России, разрыв дипломатических отношений. Ход военных действий оформляется в виде таблицы. На уроке записывается начало и окончание войны. Затем разбираются итоги войны - Портсмутский мир, и последствия для России. | Учащиеся активно включаются в работу ведь за дополнения и работу с текстом учебника в поисках ответов они получают плюсы, в конце урока которые превращаются в оценки 5 плюсов оценка - 5 , 4 плюса оценка - 4, другие плюсы переносятся на следующий урок и дополняются новыми. Также даю задания по терминам, датам и историческим терминам для самостоятельного изучения на дом | | IV. Закрепление изученного материала | Для закрепления основных событий учитель делает вывод: Говоря о характере русско-японской войны, следует особенно обратить внимание на следующее: и Япония, и Россия вели борьбу за чужие территории. Это была, по сути, война за сферы влияния. И в России, и в Японии в правящих кругах победили милитаристские настроения. И Россию, и Японию подталкивали к войне европейские державы, но накануне войны Россия оказалась в политической изоляции. Франция объявила о своем нейтралитете, Великобритания и США оказывали активную поддержку японцам. | Ученики пишут вывод по данной теме. | | V. Подведение итогов урока. | Дать домашнее задание под диктовку и акцентировать внимание на важности выполнения. Довести сведение до отсутствующих. | Ученики записывают домашнее задание в дневник. | | |
Студент практикант_______________________________ Учитель истории школы___________________________ Групповой руководитель___________________________ Литература, использованная по теме: 1. Левандовский А.А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 368 с., 16 л. ил., карт.
|