|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Здоровьесберегающая среда как фактор детского развитияЗдоровьесберегающая среда как фактор детского развития2 План Введение…………………………………………………………………….3 1. Условия и факторы, влияющие на сохранение здоровья…………4 2. Технологии здоровьесберегающей среды в ДОУ…………………7 3. Программа здоровьясбережения (из опыта работы)…………….12 Заключение………………………………………………………………..15 Список литературы……………………………………………………….16 Введение В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют, уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Большинство детей дошкольного возраста имеют разные нарушения в психофизическом развитии. Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Здоровьетворящее образование - это инструмент достижения высокого качества жизни. Основным результатом здоровьесберегающего образования должно стать обретение состояния гармонии, душевного равновесия и жизненных сил. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время их общее название «здоровьесберегающие технологии». Цель контрольной работы - анализ здоровьесберегающей среды как фактора развития. 1. Условия и факторы, влияющие на сохранение здоровья. Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия и факторы, влияющие на здоровье человека. Образование - культура - здоровье являются фундаментальной основой здоровьесберегающей системы, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности. Остановимся на нескольких концептуальных позициях. 1. Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья детей: -приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение; -формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия); -развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха и т. д.); -воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности; -формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций; -воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью; -воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека; -формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром; -развитие умений оказать первую медицинскую помощь; -формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей и воспитании здоровых детей. 2. Целостность учебно-воспитательного процесса Целостность предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье. Целостность подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает и обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражается на функциях управления образования. 3. Обновление содержания образования и использование здоровье сберегающих технологий Например, музыка несет в себе огромный здоровье сберегающий потенциал, который, к сожалению, не всегда используется в образовании. Обновление содержания образования - это не только новая информация, которую можно сегодня получить через Интернет или справочники, но и такое содержание, которое нужно критически усвоить и претворить в персональный опыт здоровой жизни. 4. Создание здоровьесберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов. 5. Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому развитие двигательной активности как фактора укрепления здоровья нужно рассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейся личности применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда. 6. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность. Для формирования культуры здоровья детей необходимо прежде всего заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического сообщества: от работников министерства образования до учителя, воспитателя, преподавателя в каждом образовательном учреждении. 2. Технологии здоровьесберегающей среды в ДОУ
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей. 3. Программа здоровьясбережения (из опыта работы МДОУ №8 г.Сургут). В МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №8 «Теремок» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития работают 3 медицинские сестры, которые наряду с администрацией контролируют режим и качество питания, соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и норм, организуют и проводят оздоровительные мероприятия с воспитанниками, контролируют закаливающие процедуры, двигательный режим в группах в течение дня. План по созданию системы здоровьясбережения «Здоровячок» является комплексной стратегией улучшения здоровья детей. В рамках его реализации разработаны мероприятия для детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, без функциональных отклонений организма и для детей с наиболее распространёнными ЛОР-заболеваниями. Для всех возрастных групп разработаны профилактические и оздоровительные мероприятия в течение дня для снижения простудных заболеваний: · дыхательная гимнастика и самомассаж в игровой форме. · проводится закаливающий массаж подошв и массаж 9 волшебных точек. Целенаправленная работа по сохранению здоровья дошкольников способствует общему снижению заболеваемости в детском саду, о чём свидетельствуют приведённые ниже результаты, при увеличении списочного состава детей не увеличиваются случаи заболевания на одного ребёнка:
Критерием эффективности лечебно-оздоровительной работы в ДОУ служит улучшение состояния здоровья детей. За последние два года случаев травматизма не зарегистрировано. Показатели физического развития детей 5-7 лет (в соответствии с базовой программой)
Мы видим, что показатели физического развития воспитанников ДОУ напрямую зависят от показателей здоровья воспитанников, идёт увеличение высокого уровня развития и снижение низкого уровня физического развития детей. В 2008-2009 учебном году успешно решалась задача обеспечения социальной адаптации детей к условиям ДОУ. Показатели адаптации вновь прибывших детей в 2008-2009 учебном году Всего за учебный год прибыли в ДОУ 64 воспитанника.
Данные приведенной таблицы, свидетельствуют о благоприятной социальной адаптации детей к ДОУ, что обусловлено проведением комплексных медико-психолого-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ДОУ и в период адаптации в детском учреждении. Программа здоровьясбережения «Здоровячок» включает следующие компоненты: · Рациональное питание. · Оптимальная для организма двигательная активность. · Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов: «жаворонки», «голуби», «совы»). «Жаворонки» - рано просыпаются, но и рано ложатся спать; «совы» - просыпаются поздно, высокоактивны ночью, ложатся поздно; «голуби» занимают промежуточное положение, среди взрослого населения они составляют 50% общей численности. Учет индивидуальных биоритмических особенностей - необходимое условие для рациональной организации деятельности, а последовательно и режима дня. · Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек. · Повышение психоэмоциональной устойчивости. Необходимо проводить диагностику здоровья детей. Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления: оценка физического развития; оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья). Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности. Заключение Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания, однако ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни детей. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью. Список литературы 1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. - С.21-28. 2. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000. 3. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002. 4. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003. 5. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. С.29-34. 6. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |