|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Здоровьесбережение на уроках безопасности жизнедеятельности в начальной школеЗдоровьесбережение на уроках безопасности жизнедеятельности в начальной школеМуниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №7 Имени И.А Кобеляцкого п. Чульман Статья (ОБЖ,1-4 кл) «Здоровьесбережение на уроках ОБЖ в начальной школе» Учитель начальных классов Логачёва Н.В Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. У детей не формируются умения и навыки здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья. Здоровый образ жизни - это поведение, стиль, способствующий укреплению, сохранению, и восстановлению здоровья. В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром, и где, в силу возрастных психофизических особенностей - чрезвычайная любознательность и эмоциональность. Подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми. Незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой и пр.- младшего школьника подстерегает множество опасностей. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и калеченье детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально опасными личностями. Применительно к детям необходимо постоянно иметь в ввиду, что не всегда сам ребенок, может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но оттого, как организована его жизнедеятельность во многом будет зависеть и его будущее поведение. Это говорит о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодического, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Я считаю, что важную роль в этом процессе может сыграть учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» или сокращённо - ОБЖ. Ведь главные цели и задачи курса это: · Осознание ценности жизни каждого человека как уникального и неповторимого явления и стремление сохранить её в опасных ситуациях; · Формирование понимания зависимости своей жизни от поведения, здорового образа жизни; · Развитие умений и навыков, направленных на сохранение жизни, укрепление индивидуального здоровья, привычек здорового образа жизни. Наша школа работает в режиме эксперимента по теме: «Здоровьесберегающие технологии и охранительные педагогические режимы как основы решения проблемы повышения качества обученности и сохранения здоровья учащихся», и поэтому наши педагоги целенаправленно работают над этой проблемой. Мониторинг здоровья, проведённый в нашей школе, выявил следующие показатели: 1 место - миопия (19%) 2 место - сколиоз и нарушение осанки (14 %) 3 место - желудочно-кишечный тракт (9,2) Эти данные показывают, что около 42.2 % детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а также у учащихся не закреплены целесообразные для их возраста элементарные гигиенические навыки: 1. Соблюдение режима дня 2. Умение чередовать умственную и физическую нагрузку 3. Регулярное и рациональное питание 4. Двигательная активность 5. Навыки личной гигиены 6. Достаточный сон. 7. Пребывание на свежем воздухе Опираясь на изученные литературные источники и данные школы, пришла к выводу, что проблемы по сохранению здоровья учащихся, выработки устойчивой мотивации на здоровый образ жизни- были, есть и будут актуальными для каждого ученика. Идея формирования здорового образа жизни находит своё отражение на уроках ОБЖ. В своей работе я применяю следующие технологии: · Личностно - ориентированные · Игровые · Технологии проблемного обучения · Развивающие технологии Все эти технологии можно отнести к ЗСТ. Использование ЗСТ даёт нам: 1. Повысить результаты обучения и воспитания. 2. Вести учёт индивидуальных и интеллектуальных способностей учащихся. 3. Недопустимость чрезмерной перегрузки и утомляемости. 4. Обеспечение комфортности, сотрудничества, психологической «раскрепощённости» в классе, направленной на поддержание, укрепление и сохранение здоровья. 5. Формирование навыков ЗОЖ. 6. Исключение отрицательного влияния оценки на состояние здоровья. Основной формой организации учебного процесса является урок. Именно от урока в наибольшей степени зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим. Важную роль в оздоровительной работе на уроках играет правильная организация учебной деятельности. Сюда я отношу: 1) Строгое соблюдение режима урока. 2) Правильная организация урока (построение урока с учётом диагностики, работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств ЗСТ и т.д.). 3) Обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (световой, воздушный режим, цветовое оформление). Правильная организации обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает учащимся осознать важность сохранения здоровья. На этих уроках учащиеся получают знания о своём организме, о режиме дня, личной гигиене. У детей формируются умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма. Уроки ОБЖ помогают понять, как нужно заботиться о своём организме, чтобы не болеть, расти крепкими, сильными, что во многом здоровье зависит от самих учащихся. Цель таких уроков: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Предлагаю упражнения, которые целесообразно проводить на разных этапах урока. 1. В начале урока выполняются следующие упражнения. a) « Растирание ушных раковин и пальцев рук» Цель: активизирует все системы организма. Разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши ладонями. b) « Ленивые восьмёрки» Цель: активизировать структуры, обеспечивающие запоминание, повышение устойчивости внимания. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь по три раза: сначала одной рукой, потом - другой, затем - сразу обеими руками. 2. Снять напряжение во время урока помогут следующие упражнения. a) « Дыхательная гимнастика» Цель: гармонизировать деятельность дыхательной, нервной сердечнососудистой систем. Ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха. b) « Поза дерева» Цель: снимает статическое напряжение позвоночника. Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая, сделать спокойный вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Сосредоточить внимание на позвоночнике. Представьте себя деревом. Организм, как дерево наливается силой, бодростью, здоровьем. Удерживайте позу 15-20 минут. Это упражнение можно выполнять стоя. c) « Тренаж со зрительными метками» Цель: снять зрительное напряжение В четырёх углах класса фиксируются сюжетные картинки. Это могут быть картинки из народных сказок, былин, пейзажи. Вместе картинки составляют комплекс. Под каждой картинкой помещается одна из цифр: 1-2-3-4.Все учащиеся принимают положение свободного состояния. По команде учителя 1-2-3-4 начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется:4-3-2-1-;1-3; 4-2 и т.д. При этом учащиеся совершают синхронное движение глазами, головой, туловищем. Дети должны увидеть все четыре сюжета и ответить на вопрос учителя. Продолжительность тренажа 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, а также способствует развитию зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, реакции в экстремальных ситуациях. 3. В конце работы на уроке. Цель: обрести спокойствие и уверенность. a) Релаксация «Медуза» снимает психофизическое напряжение Сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде, (выполняется под спокойную музыку). b) Остановить бег мыслей в голове c) Сказать добрые слова друг другу. Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и « этюды для души» Оздоровительная минутка « Сотвори солнце в себе» направлено на снятие напряжения. -В природе есть солнце. Оно светит всем и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза и представьте в своём сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который сеет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несёт мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Направляем к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце Оно несёт тепло всем- всем. ( Руки в стороны перед собой). Задача оздоровительных пауз - дать знания, формировать умения, навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления здоровья. Народная мудрость гласит « здоровье всему голова» и поэтому, проводя уроки ОБЖ, я стараюсь учитывать, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную, оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, сочетающийся с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки-упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка. Уроки ОБЖ включают не только вопросы физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Для того чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной активной деятельности. Помогают мне в этом нетрадиционные уроки: 1. Урок- КВН 2. Урок-сказка 3. Урок-путешествие 4. Урок-спектакль 5. Урок-игра 6. Урок-викторина 7. Урок-лекция 8. Урок - «деловая игра» 9. Урок-творчество 10. Урок - «Лесная-газета» К данному виду урока готовлюсь заранее не только я, но и весь класс. Дети мастерят наглядные пособия, готовят сообщения по дополнительной литературе. Для мотивации важно обеспечит успех первого занятия, я задаю детям несколько вопросов, ответы на которые подтвердили их здоровые привычки. Это приносит им радость и вызывает интерес к дальнейшим занятиям. Отмечаю их искренность, умение улыбаться. Дарю детям листики- карточки с добрыми словами, например: « Ты добрый человек». Они очень радуются этим словам. Здесь на поставленный вопрос ребёнок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не реагирую отрицательно на их ответы. Чувство страха всегда вызывает скованность неуверенность в себе, рождает неискренность. Нужно иметь терпение и уважение к самым неожиданным ответам. В конечном итоге занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости, радости и желания прийти на занятие снова. Использование валеологического компонента и ЗСТ на уроках ОБЖ привело к положительным результатам: · Резко снизился уровень утомляемости; · Сократилось количество простудных заболеваний · Наблюдается стабилизация развития миопии · Повысилась мотивация учения · Наблюдается повышение качества обученности. Список использованной литературы: 1. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности, М.,1968г 2. Зайцев Г.К. Школьная валеология, С-П.,2001г. 3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. С-П.,2002г. 4. Левитес Д.Т.Практики обучения, современные образовательные технологии,2001г 5. Селевко Т.К.Современные образовательные технологии, СП..2002г. 6. Афанасенко В.В.,Черкесов Ю.Т. Валеология ,2001 г., стр.61,Сопряженное взаимозависимоеразвитие физических и интеллектуальных способностей и оздоровление человека на мотивационной основе. 7. Фроленко Т.В. Начальная школа , 2000г.,№7,стр.,48,Валеологическая организация учебной деятельности на уроке. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |