|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием звукЗнакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием звукЗанятие в средней логопедической группе Тема: Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием звук Цель: познакомить детей с органами артикуляционного аппарата; учить детей вслушиваться в речь взрослого, отвечать на вопросы; расширять представления дошкольников об окружающем мире; обогащать активный словарь; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление. Оборудование: мягкие игрушки (Зайчик, Мышка, Сова и др.); цветные листочки, вырезанные из бумаги. Ход занятия 1. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Посмотрите сколько гостей у нас сегодня. Поздоровайтесь. - Ребята, скажите, какое время года наступило? - А какими становятся листочки осенью? (желтые, красные). Дыхательная гимнастика. - Посмотрите, у нас тоже есть осенние листочки, давайте поиграем с ними. Полюбуйтесь на них, а теперь подуйте, щёки не раздувайте, ветерок должен идти по середине язычка. Что листочки делают? (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут). 2. Основная часть. - Ребята, кого вы видите? Кто к нам пришел? - Вы помните, кто такие Мышка и Зайчик? (Это игрушки.) - Вы, наверное, не забыли, что они очень любят путешествовать? - А еще у Мышки и Зайчика есть знакомая -- Мудрая Сова. И эта Сова предложила им отправиться в большое путешествие в страну Азбуку, в которой живут буквы. Но путь в страну Азбуку лежит через страну Звуков. Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде, их нельзя увидеть. Их можно только услышать или произнести. - Закройте глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы слышите? (бьёт барабан, дудит дудка и т.д.) - Скажите, как сигналит машина, как смеются, как воет волк, лает собака, мяукает кошка. (Дети воспроизводят звукоподражания.) - Так вот, все, что вы сейчас произнесли и услышали, -- это и есть звуки. А звуками считается все, что можно услышать и произнести. Во время нашего путешествия мы узнаем, какие бывают звуки речи. Как они возникают, как произносятся, как дружат друг с другом. Еще мы узнаем, что звуки обозначаются буквами. - Куда мы с вами поедем? (В страну Азбуку.) - Какую страну мы должны проехать, прежде чем попасть в Азбуку? (Страну Звуков.) 3. А) - Пора занимать свои места в вагончиках. Мышка и Зайчик уже уселись. - Вы готовы к путешествию по стране Звуков? - Тогда подудите, как паровозик. («Ту-ту».) - Как стучат вагончики? («Чух-чух-чух».) А это значит, что мы уже едем по стране Звуков. Б) - Мы едем мимо зоопарка. - Скажите, кого увидели Мышка и Зайчик? Зайчик решил проверить, действительно ли они оказались в стране Звуков. По совету Мудрой Совы он закрыл глаза и прислушался. Какие звуки он услышал? - Давайте поможем ему. (дети изображают, как подают голос корова, лошадь, овца, собака, петух и ворона.) - Можно ли все, что вы произнесли, назвать звуками? (Можно.) - Это значит, что наши друзья-игрушки уже попали в страну Звуков. 4.- Ребята, а теперь давайте поиграем. Вставайте в круг. Я встану в центре. Предлагаю детям всем вместе сочинить стихотворение. Логопед: Подпевает козлик мне: Дети: Бе-бе!Логопед: Лает песик, хвост задрав: Дети: Гав-гав! Логопед: А петух мне на бегу Прокричал…Дети: Ку-ка-ре-ку! Логопед: А котенок пискнул: Дети: Мяу! В ходе физкультминутки дети вслед за логопедом изображают движения животных: топают ногой (как козлик), встают на четвереньки (как песик), машут руками (как петух), садятся на корточки (как котенок). - Какие звуки вы произнесли? («Бе», «Гав», «Ку-ка-ре-ку», «Мяу».) 5.- Эти звуки издают животные. А люди издают звуки речи. Из них получаются слова. После того как Мышка и Зайчик разобрались, что такое звуки, Мудрая Сова рассказала им, откуда и как появляются звуки. Оказывается, звуки возникают во рту. - Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.) - А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.) - Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.) - Вы смогли правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет.) -Можно ли разговаривать без помощи губ, щек, языка и зубов? (Нельзя.) 6. Давайте попробуем отгадать загадки: -Когда мы едим -- они работают, Когда не едим -- они отдыхают. Не будем их чистить --Они заболят. (Зубы) -Посильней ты их раздуй, На горячее подуй. (Щеки) -Всегда он в работе, Когда мы говорим, А отдыхает, Когда мы спим. (Язык) О чем были загадки? 7.Послушайте сказку о Веселом Язычке и повторяйте за мной все движения язычка. Жил да был на свете Веселый Язычок. У него был свой дом -- рот. Стены -- щеки (дети надувают щеки), окна -- губы и зубы (дети улыбаются и показывают зубы). Язычок был очень аккуратный. Каждый день он наводил порядок в своем домике: чистил стены - щеки (дети проводят языком по внутренней стороне щек), потолок, который называется нёбо (по нёбу), мыл пол - нижняя челюсть (по внутренней стороне нижней челюсти), протирал окна (дети широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам).Как-то раз Веселому Язычку стало скучно. Он открыл окно (широко открывают рот), выглянул на улицу (высовывают вперед язык), посмотрел по сторонам (движение языка в разные стороны), вверх, вниз. Увидел ворону и испугался, спрятался в свой домик (дети убирают язык внутрь) и закрыл окна (закрывают рот). - Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул. (Упражнение повторяется несколько раз.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет. 8. Итог занятия. - В какой стране живут буквы? - А звуки? - В какой стране очутились Мышка, Зайчик и Мудрая Сова по дороге в страну Азбуку? - С помощью чего мы произносим звуки? - Вам понравилось занятие? Сюрпризный момент. - Игрушки очень рады, что вы с ними путешествовали и хотят Вас угостить. (раздаются конфеты). |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |