|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Элементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школеЭлементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школеМинистерство общего и профессионального образования АРМАВИРСКИЙ ЛИНГВИСТИчЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕДАГОГИчЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Клименко Татьяна Григорьевна Дипломная работа На тему «Элементы художесственного творчества на уроках развития речи в начальной школе» Научный руководитель: д.ф.н., профессор, академик АМАН, заслуженный деятель науки Кубани Сакиева Р.С. Консультанты: Михайлова Н.А. старший преподаватель г.Армавир, 2000г. Содержание |Введение. |3 | | | | |Глава I. Проблема межпредметных связей в |5 | |психолого-педагогической и методической литературе. | | |1. Психологическое обоснование проблемы межпредметных |5 | |связей; психологические основы художественного восприятия.| | | | | |2. Методологическое и теоретическое обоснование проблемы |15 | |межпредметных связей. | | |3. Использование художественного творчества детей на |19 | |уроках развития речи. | | |Глава II. Проблемы интегрированных связей в педагогической|22 | |периодике. | | | | | |Глава III. Педагогическое исследование. |29 | |1. Констатирующий эксперимент. |29 | |2. Формирующий эксперимент. |34 | |Заключение |50 | | | | |Список использованной литературы. |56 | Введение. Система уроков развития речи — один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности. Так, например, речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Задача педагога — соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность. Только тогда сформируется такое отношение к языку, в котором нравственные и эстетические чувства окажутся неизбежными. Использование на уроках развития речи художественного творчества детей - залог активной познавательной деятельности учащихся на уроке, так как взаимосвязанное обучение пробуждает интерес к знанию и сочетает в себе духовное, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Данный тип интеграции так же позволит повысить уровень развития речевых умений у младших школьников. Наше исследование посвящено изучению взаимосвязи развития речи и художественного творчества младших школьников. Цели исследования: 1) выявить эффективные условия для обучения, развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным искусством, а именно: при использовании художественного творчества детей; 2) определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции. Изучение уровня развития речевых умений при обучении детей с использованием элементов изобразительного творчества на уроках развития речи явилось предметом настоящего исследования. Основным методом исследовательской работы был педагогический эксперимент. Кроме того были использованы другие методы: 1. изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике, русскому языку и литературе; 2. изучение и анализ научно - методической литературы; 3. наблюдение за детьми; 4. анализ детских работ. Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения, развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным позволили сформулировать гипотезу исследования: использование на уроках развития речи элементов художественного творчества позволит повысить уровень развития речевых умений у детей. Исходя из этой гипотезы, можно выдвинуть следующие задачи исследования: 1. Выявить эффективные условия для развития речевых умений при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным искусством; 2. раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного подхода на уроках развития речи; 3. выявить уровень развития речевых умения детей при использовании на таких уроках художественного творчества детей; 4. определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции; 5. проверить эффективность методики экспериментальной работы. Экспериментальная работа проводилась на примере использования изобразительного творчества детей (тематических рисунков) при работе над сочинениями-описаниями и проходила во 2 «А» классе 4 школы г.Ейска. В эксперименте принимало участие 17 учеников. Исследование проходило в два этапа: констатирующий и формирующий. ГЛАВА I. Проблема межпредметных связей в психолого-педагогической и методической литературе. 1. Психологические основы межпредметных связей. Психологические основы межпредметных связей были заложены учением академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Физиологическим механизмом усвоения знаний И.П. Павлов считал образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, которые он отождествлял с тем, что в психологическом плане ассоциации — это связи между всеми формами отражения объективной действительности, в основе которых лежат ощущения. «Все обучение заключается в образовании временных связей, — пишет он, — а это есть мысль, мышление, знание»1. Для установления наиболее дифференцированных и прочных временных связей решающее значение имеет образование в коре головного мозга очагов оптимальной возбудимости. Образование этих очагов зависит от интенсивности раздражителя. Эта интенсивность, по И.П. Павлову, зависит, в свою очередь, от воздействий, которым подвергался индивидуум ранее. Центральная нервная система реагирует на раздражитель не только в зависимости от его характера, но и от подготовленности действиями предшествующих раздражителей. Таким образом, усвоенные ранее знания, привлекаемые учителем или |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |