|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Исследование роли руководителя в повышении качества результатов деятельности ОУИсследование роли руководителя в повышении качества результатов деятельности ОУГлава 2. Исследование роли руководителя в повышении качества результатов деятельности ОУ. 2.1. Организация исследования. В любой сфере деятельности стремятся достичь максимально возможного качества этой деятельности. Естественно, что это наблюдается и в сфере образования, когда происходит переход от единообразной системы образования к разнообразной. Эта потребность определяется запросами общества и потребностями экономики в высоком уровне подготовленности молодежи. Ориентация на высокие конечные результаты деятельности ОУ предъявляет новые требования к качественному уровню управления. Руководитель должен уметь устанавливать цели ОУ и свои собственные, предвидеть миссию школы, разрабатывать планы, принимать управленческие решения, мотивировать коллектив на их реализацию, осуществлять руководство педагогическим коллективом; обладать способностью осуществлять мониторинг деятельности. Повышение «качества образования» во многом зависит от того, насколько руководитель ОУ осознает необходимость обновления образования, улавливает специфику ситуации и своевременно вносит коррективы в управленческую деятельность. Ориентация на качественное образование побуждают руководителей принимать нестандартные управленческие решения, по иному строить отношения с участниками образовательного процесса. Задачи практической части дипломной работы были следующие: - провести исследование по данной проблеме на базе ПУ-18 и ПУ-33 города Тюмени; - выявить роль руководителя в повышении качества образовательного процесса; - разработать рекомендации руководителям ОУ. При исследовании были использованы следующие методы: - анкетирование; - анализ внутришкольных документов; - интервьюрование; - экспертная оценка. В качестве объектов были выбраны учащиеся ПУ-18, в количестве 41 человек (из них 20 учащихся первого курса, 21 учащийся – второго курса) и учащиеся ПУ-33, в количестве 48 человек (из них 25 учащихся первого курса и 23 учащихся второго курса). 2.2. Планирование исследования. Первый блок характеристик описывает факторы эффективности образовательных учреждений. Руководителям ПУ-18 и ПУ-33 были предложены нижеперечисленные факторы, каждый из которых предлагалось оценить (+). Если присутствует в работе ОУ; (-), если отсутствует. |№№ | |ПУ-18 |ПУ-33 | |1 |Изучение социального заказа | | | |2 |Доступная система приема | | | |3 |Большой прием учащихся | | | |4 |Методы обучения, соответствующие запросам | | | | |обучаемых | | | |5 |Дополнительные образовательные услуги | | | |6 |Дифференцированная и индивидуализированная | | | | |работа с учащимися | | | |7 |Эффективная взаимосвязь с родителями и учащимися| | | |8 |Четкая организационная структура | | | |9 |Творческая управленческая команда | | | |10 |Делегирование полномочий | | | |11 |Текучка кадров | | | |12 |Высокий уровень подготовки педагогов как | | | | |предметников | | | |13 |Постоянное повышение квалификации педагогов | | | |14 |Стремление педагогов к творческой, инновационной| | | | |деятельности | | | |15 |Обобщение и распространение передового | | | | |педагогического опыта | | | |16 |Педагоги с большим стажем, квалификационным | | | | |разрядом | | | |17 |Наличие собственных авторских методик | | | |18 |Разработка программ развития ОУ | | | |19 |Высокие результаты экзаменов | | | |20 |Осуществление мониторинга и оценки деятельности | | | |21 |Психолого-педагогическая диагностика учащихся | | | |22 |Благоприятный морально-психологический климат в | | | | |коллективе | | | |23 |Престиж ОУ | | | |24 |Внедрение новых педагогических технологий | | | То, мы видим, что все эти факторы в разной степени присутствуют в работе руководителя, но их необходимо учитывать для перевода образовательного учреждения из режима функционирования, в режим развития, тем самым, обеспечивая качество образования. К важнейшим показателям, характеризующим качество образования, мы отнесли уровень успеваемости учащихся. Мы взяли средний оценочный балл за I полугодие. | | |Средний оценочный балл | | | |Рус.яз|Литер|Алгебр|Геом|Истор|Физ.|Хим.|Ин.я|Информ| | | |. | |а |. |. | | |з. |. | |ПУ-18 |1 курс| | | | | | | | | | |ПУ-33 |1 курс| | | | | | | | | | | | |Средний оценочный балл | | | |Рус.яз|Литер|Алгебр|Геом|Истор|Физ.|Хим.|Ин.я|Информ| | | |. | |а |. |. | | |з. |. | |ПУ-18 |2 курс| | | | | | | | | | |ПУ-33 |2 курс| | | | | | | | | | Из данных графиков видно, что уровень успеваемости учащихся в разных образовательных учреждениях, и на разных курсах, различен. Причину можно искать в качестве преподавания предметов, в уровне овладения учащимися знаний по предмету, организации учебного процесса и многих других факторах. Следующим этапом нашего исследования стал анкетный опрос среди учащихся, классных руководителей и родителей, с целью выявить степень осведомленности между участниками образовательного процесса. Анкеты заполнили учащиеся (в количестве 41 человек), 2 классных руководителя и 39 родителей ПУ-18. И, учащиеся ( в количестве 48 человек), 2 классных руководителя и 43 родителя – ПУ-33. Анкеты, заполненные учащимися, дали нам представление о личностных потребностях, запросах в области образования; самооценки; взаимоотношений в семье и т.п. Анкеты, заполненные родителями, дали нам представление о социальном положении семьи, степени осведомленности учебной жизни ребенка, запросы в области образования и т.п. Анкеты, заполненные классными руководителями, дали нам представление о личностных потребностях и возможностях учащихся, степени осведомленности семейного положения и степени влияния родителей на образовательный процесс. Мы получили следующие результаты по ПУ-18: |Степень |Учащиеся |Родители |Классные | |осведомленности | | |руководители | | | | | | По ПУ-33: |Степень |Учащиеся |Родители |Классные | |осведомленности | | |руководители | | | | | | Данные исследования показали, что степень осведомленности между участниками образовательного процесса в ПУ-33 – высокая. То есть, родители принимают активное участие в школьной жизни детей, адекватно оценивают личностные качества и возможности детей. классные руководители информированы о семейной ситуации, активно сотрудничают с родителями. Результаты по ПУ-18 менее утешительные и заставляют руководство образовательным учреждением задуматься над степенью информированности между участниками образовательного процесса. Все сказанное в этой части главы было посвящено результатам деятельности ОУ. Немаловажную роль играет личность руководителя: его личностные качества и стиль руководства. Психологи подразделяют всех руководителей по трем уровням: 1. Руководители первичного уровня: такие руководители обладают преимущественно сложившимися знаниями и навыками по специальности, т.е. четкое знание своих функций, обязаностей и полномочий. 2. Руководители среднего уровня проявляют гармоничное сочетание профессиональных и социально-коммуникативных качеств; 3. Руководитель верхнего уровня должен обладать преимущественно коммуникативно-концептуальными навыками. Именно руководитель верхнего уровня должен возглавлять ОУ, т.е. человек, способный грамотно разработать концепцию развития школы, обладдающий высокими коммуникативными навыками. В настоящее время в связи с повышением уровня требовательности к качеству образования, требования к руководителям возросли. Свойства личности, которыми, как нам кажется, должны обладать руководители, условно можно разделить на три группы. |Наименование группы |Свойства личности |Значение в работе | |1. |Понятийное мышление, |Умение сформулировать | |Интеллектуально-личност|умение обобщать, |проблему, вопросы, | |ные свойства |различать, |выделить главное умение| | |классифицировать. |и опыт прогнозирования | | |Склонность к |событий, динамики | | |продуманному риску. | | |2. Эмоционально-волевые|Позитивный настрой к |Умение устанавливать, | |свойства |окружающим, |поддерживать и | | |контактность и |регулировать социальные| | |гибкость. Способность |контакты. | | |привлекать к себе | | | |людей. | | |3. Социально- групповые|Достижение поставленных|Умение распорядиться | |качества |задач, |властью и | | |мировоззренческая |ответственностью, | | |убежденность, |авторская концепция | | |ответственность |управления, решения | | | |проблем. | В процессе данного исследования руководителям ОУ была предоставлена методика, позволяющая проанализировать свои возможности и личные ограничения в управленческой деятельности. Были получены следующие результаты (по десятибалльной системе) руководителя ПУ-18. Сильные стороны управленца: 1. Умение обучать (10 баллов): способность и желание помогать другим развивать и расширять свои возможности. 2. Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой деятельности (9) баллов: способность обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих или влиять на их решение; понимание мотивации работников, современные представления о роли руководителя. 3. Четкие ценности, умение наладить групповую работу (8 баллов): способность содействовать развитию и повышению эффективности коллектива, понимание своих личных ценностей, соответствующие условиям современной деловой жизни. Личные ограничения: 1. Творческий подход (3 балла): отсутствие способности генерировать достаточно новые идеи и неумение их использовать. 2. Способность управлять собой (5 баллов): неспособность в полной мере использовать свое время, энергию, умения. 3. Способность руководить (6 баллов): не совсем развиты способности добиваться результата от работы подчиненных. Это субъективный взгляд руководителя на свою деятельность, но тем не менее, он говорит о многом. У этого руководителя развиты очень важные качества для управления ОУ. Однако, недостаток творческого начала мешает достижению намеченных целей. Хотя причиной этому может быть и недостаток финансирования и скудная материальная база для внедрения новых идей в образовательный процесс. На наш взгляд более важна экспертная оценка, сделанная педагогическим коллективом. В исследовании принимало участие 13 педагогов. 92% опрошенных считают, что руководитель требователен к людям, 85% отмечают трудолюбие, 62% считают, что руководитель пропагандирует и внедряет достижения педагогической работы и передового опыта, 46% считают, что руководитель не обладает выдержанностью. Сравнительные результаты можно представить в следующей таблице: |Способности |Субъективное |Объективное | | |мнение |мнение | |Умение влиять на окружающих, понимание |Развито |Развито | |особенностей управленческой деятельности| | | |Творческий подход, пропаганда и |Не развит |развит | |внедрение достижений педагогической | | | |работы и передового опыта | | | |Способность управлять собой |Не развита |Не развита | |Умение обучать |Развит |Развито | Как видно, мнение совпадают, за исключением: учителя считают, что творческий потенциал в руководителе заложен, более того, такой подход им пропагандируется. Возможно такое противоречие возникает из-за разной степени вовлеченности в образовательный процесс. Сейчас рассмотрим результаты исследования, сделанные руководителем ПУ- 33. Сильные стороны управления: 1. Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой деятельности (10 баллов); 2. Умение обучать (9 баллов); 3. Творческий подход (8 баллов); Личностные ограничения: 1. Способность управлять собой (6 баллов); 2. Способность руководить (5 баллов): не совсем развиты способности добиваться результата о работы подчиненных; 3. Умение наладить групповую работу (4 балла): не способность в формировании эффективно работающей «команды». У этого руководителя развиты очень важные качества для управления ОУ. Однако, неспособность сформировать эффективно работающий коллектив мешает достижению целей исследования. В ходе экспертной оценки принимали участие 13 педагогов: 92% опрошенных считают, что директор требователен к людям, 77% отмечают трудолюбие, 92% отмечают, что директор обладает способностью руководить; 54% считают, что директору не хватает умения наладить групповую работу. Сравнительные результаты можно представить в следующей таблице: |Способности |Субъективное |Объективное | | |мнение |мнение | |Умение влиять на окружающих, понимание |Развито |Развито | |особенностей управленческой деятельности| | | |Способность руководить |Не развито |развито | |Умение наладить групповую работу |Не развито |Не развито | |Умение обучать |Развито |Развито | Как видно, субъективное мнение руководителя совпадает с экспертной оценкой, сделанной педагогическим коллективом, за исключением: учителя считают, что директор обладает способностью руководить, более того, отмечают эффективность руководства. Возможно такое противоречие возникает из-за неумения наладить групповую работу. ----------------------- [pic] [pic] |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |