рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Исследование роли руководителя в повышении качества результатов деятельности ОУ рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Исследование роли руководителя в повышении качества результатов деятельности ОУ

Исследование роли руководителя в повышении качества результатов деятельности ОУ

Глава 2. Исследование роли руководителя в повышении качества результатов

деятельности ОУ.

2.1. Организация исследования.

В любой сфере деятельности стремятся достичь максимально возможного

качества этой деятельности. Естественно, что это наблюдается и в сфере

образования, когда происходит переход от единообразной системы образования

к разнообразной. Эта потребность определяется запросами общества и

потребностями экономики в высоком уровне подготовленности молодежи.

Ориентация на высокие конечные результаты деятельности ОУ предъявляет

новые требования к качественному уровню управления.

Руководитель должен уметь устанавливать цели ОУ и свои собственные,

предвидеть миссию школы, разрабатывать планы, принимать управленческие

решения, мотивировать коллектив на их реализацию, осуществлять руководство

педагогическим коллективом; обладать способностью осуществлять мониторинг

деятельности.

Повышение «качества образования» во многом зависит от того, насколько

руководитель ОУ осознает необходимость обновления образования, улавливает

специфику ситуации и своевременно вносит коррективы в управленческую

деятельность.

Ориентация на качественное образование побуждают руководителей

принимать нестандартные управленческие решения, по иному строить отношения

с участниками образовательного процесса.

Задачи практической части дипломной работы были следующие:

- провести исследование по данной проблеме на базе ПУ-18 и ПУ-33

города Тюмени;

- выявить роль руководителя в повышении качества образовательного

процесса;

- разработать рекомендации руководителям ОУ.

При исследовании были использованы следующие методы:

- анкетирование;

- анализ внутришкольных документов;

- интервьюрование;

- экспертная оценка.

В качестве объектов были выбраны учащиеся ПУ-18, в количестве 41

человек (из них 20 учащихся первого курса, 21 учащийся – второго курса) и

учащиеся ПУ-33, в количестве 48 человек (из них 25 учащихся первого курса и

23 учащихся второго курса).

2.2. Планирование исследования.

Первый блок характеристик описывает факторы эффективности

образовательных учреждений. Руководителям ПУ-18 и ПУ-33 были предложены

нижеперечисленные факторы, каждый из которых предлагалось оценить (+). Если

присутствует в работе ОУ; (-), если отсутствует.

|№№ | |ПУ-18 |ПУ-33 |

|1 |Изучение социального заказа | | |

|2 |Доступная система приема | | |

|3 |Большой прием учащихся | | |

|4 |Методы обучения, соответствующие запросам | | |

| |обучаемых | | |

|5 |Дополнительные образовательные услуги | | |

|6 |Дифференцированная и индивидуализированная | | |

| |работа с учащимися | | |

|7 |Эффективная взаимосвязь с родителями и учащимися| | |

|8 |Четкая организационная структура | | |

|9 |Творческая управленческая команда | | |

|10 |Делегирование полномочий | | |

|11 |Текучка кадров | | |

|12 |Высокий уровень подготовки педагогов как | | |

| |предметников | | |

|13 |Постоянное повышение квалификации педагогов | | |

|14 |Стремление педагогов к творческой, инновационной| | |

| |деятельности | | |

|15 |Обобщение и распространение передового | | |

| |педагогического опыта | | |

|16 |Педагоги с большим стажем, квалификационным | | |

| |разрядом | | |

|17 |Наличие собственных авторских методик | | |

|18 |Разработка программ развития ОУ | | |

|19 |Высокие результаты экзаменов | | |

|20 |Осуществление мониторинга и оценки деятельности | | |

|21 |Психолого-педагогическая диагностика учащихся | | |

|22 |Благоприятный морально-психологический климат в | | |

| |коллективе | | |

|23 |Престиж ОУ | | |

|24 |Внедрение новых педагогических технологий | | |

То, мы видим, что все эти факторы в разной степени присутствуют в

работе руководителя, но их необходимо учитывать для перевода

образовательного учреждения из режима функционирования, в режим развития,

тем самым, обеспечивая качество образования.

К важнейшим показателям, характеризующим качество образования, мы

отнесли уровень успеваемости учащихся. Мы взяли средний оценочный балл за I

полугодие.

| | |Средний оценочный балл |

| | |Рус.яз|Литер|Алгебр|Геом|Истор|Физ.|Хим.|Ин.я|Информ|

| | |. | |а |. |. | | |з. |. |

|ПУ-18 |1 курс| | | | | | | | | |

|ПУ-33 |1 курс| | | | | | | | | |

| | |Средний оценочный балл |

| | |Рус.яз|Литер|Алгебр|Геом|Истор|Физ.|Хим.|Ин.я|Информ|

| | |. | |а |. |. | | |з. |. |

|ПУ-18 |2 курс| | | | | | | | | |

|ПУ-33 |2 курс| | | | | | | | | |

Из данных графиков видно, что уровень успеваемости учащихся в разных

образовательных учреждениях, и на разных курсах, различен. Причину можно

искать в качестве преподавания предметов, в уровне овладения учащимися

знаний по предмету, организации учебного процесса и многих других факторах.

Следующим этапом нашего исследования стал анкетный опрос среди

учащихся, классных руководителей и родителей, с целью выявить степень

осведомленности между участниками образовательного процесса.

Анкеты заполнили учащиеся (в количестве 41 человек), 2 классных

руководителя и 39 родителей ПУ-18. И, учащиеся ( в количестве 48 человек),

2 классных руководителя и 43 родителя – ПУ-33.

Анкеты, заполненные учащимися, дали нам представление о личностных

потребностях, запросах в области образования; самооценки; взаимоотношений в

семье и т.п.

Анкеты, заполненные родителями, дали нам представление о социальном

положении семьи, степени осведомленности учебной жизни ребенка, запросы в

области образования и т.п.

Анкеты, заполненные классными руководителями, дали нам представление о

личностных потребностях и возможностях учащихся, степени осведомленности

семейного положения и степени влияния родителей на образовательный процесс.

Мы получили следующие результаты по ПУ-18:

|Степень |Учащиеся |Родители |Классные |

|осведомленности | | |руководители |

| | | | |

По ПУ-33:

|Степень |Учащиеся |Родители |Классные |

|осведомленности | | |руководители |

| | | | |

Данные исследования показали, что степень осведомленности между

участниками образовательного процесса в ПУ-33 – высокая. То есть, родители

принимают активное участие в школьной жизни детей, адекватно оценивают

личностные качества и возможности детей. классные руководители

информированы о семейной ситуации, активно сотрудничают с родителями.

Результаты по ПУ-18 менее утешительные и заставляют руководство

образовательным учреждением задуматься над степенью информированности между

участниками образовательного процесса.

Все сказанное в этой части главы было посвящено результатам

деятельности ОУ. Немаловажную роль играет личность руководителя: его

личностные качества и стиль руководства.

Психологи подразделяют всех руководителей по трем уровням:

1. Руководители первичного уровня: такие руководители обладают

преимущественно сложившимися знаниями и навыками по специальности,

т.е. четкое знание своих функций, обязаностей и полномочий.

2. Руководители среднего уровня проявляют гармоничное сочетание

профессиональных и социально-коммуникативных качеств;

3. Руководитель верхнего уровня должен обладать преимущественно

коммуникативно-концептуальными навыками.

Именно руководитель верхнего уровня должен возглавлять ОУ, т.е.

человек, способный грамотно разработать концепцию развития школы,

обладдающий высокими коммуникативными навыками.

В настоящее время в связи с повышением уровня требовательности к

качеству образования, требования к руководителям возросли. Свойства

личности, которыми, как нам кажется, должны обладать руководители, условно

можно разделить на три группы.

|Наименование группы |Свойства личности |Значение в работе |

|1. |Понятийное мышление, |Умение сформулировать |

|Интеллектуально-личност|умение обобщать, |проблему, вопросы, |

|ные свойства |различать, |выделить главное умение|

| |классифицировать. |и опыт прогнозирования |

| |Склонность к |событий, динамики |

| |продуманному риску. | |

|2. Эмоционально-волевые|Позитивный настрой к |Умение устанавливать, |

|свойства |окружающим, |поддерживать и |

| |контактность и |регулировать социальные|

| |гибкость. Способность |контакты. |

| |привлекать к себе | |

| |людей. | |

|3. Социально- групповые|Достижение поставленных|Умение распорядиться |

|качества |задач, |властью и |

| |мировоззренческая |ответственностью, |

| |убежденность, |авторская концепция |

| |ответственность |управления, решения |

| | |проблем. |

В процессе данного исследования руководителям ОУ была предоставлена

методика, позволяющая проанализировать свои возможности и личные

ограничения в управленческой деятельности. Были получены следующие

результаты (по десятибалльной системе) руководителя ПУ-18.

Сильные стороны управленца:

1. Умение обучать (10 баллов): способность и желание помогать другим

развивать и расширять свои возможности.

2. Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой

деятельности (9) баллов: способность обеспечивать участие и помощь

со стороны окружающих или влиять на их решение; понимание мотивации

работников, современные представления о роли руководителя.

3. Четкие ценности, умение наладить групповую работу (8 баллов):

способность содействовать развитию и повышению эффективности

коллектива, понимание своих личных ценностей, соответствующие

условиям современной деловой жизни.

Личные ограничения:

1. Творческий подход (3 балла): отсутствие способности генерировать

достаточно новые идеи и неумение их использовать.

2. Способность управлять собой (5 баллов): неспособность в полной

мере использовать свое время, энергию, умения.

3. Способность руководить (6 баллов): не совсем развиты способности

добиваться результата от работы подчиненных.

Это субъективный взгляд руководителя на свою деятельность, но тем не

менее, он говорит о многом. У этого руководителя развиты очень важные

качества для управления ОУ. Однако, недостаток творческого начала мешает

достижению намеченных целей. Хотя причиной этому может быть и недостаток

финансирования и скудная материальная база для внедрения новых идей в

образовательный процесс.

На наш взгляд более важна экспертная оценка, сделанная педагогическим

коллективом. В исследовании принимало участие 13 педагогов. 92% опрошенных

считают, что руководитель требователен к людям, 85% отмечают трудолюбие,

62% считают, что руководитель пропагандирует и внедряет достижения

педагогической работы и передового опыта, 46% считают, что руководитель не

обладает выдержанностью. Сравнительные результаты можно представить в

следующей таблице:

|Способности |Субъективное |Объективное |

| |мнение |мнение |

|Умение влиять на окружающих, понимание |Развито |Развито |

|особенностей управленческой деятельности| | |

|Творческий подход, пропаганда и |Не развит |развит |

|внедрение достижений педагогической | | |

|работы и передового опыта | | |

|Способность управлять собой |Не развита |Не развита |

|Умение обучать |Развит |Развито |

Как видно, мнение совпадают, за исключением: учителя считают, что

творческий потенциал в руководителе заложен, более того, такой подход им

пропагандируется. Возможно такое противоречие возникает из-за разной

степени вовлеченности в образовательный процесс.

Сейчас рассмотрим результаты исследования, сделанные руководителем ПУ-

33.

Сильные стороны управления:

1. Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой

деятельности (10 баллов);

2. Умение обучать (9 баллов);

3. Творческий подход (8 баллов);

Личностные ограничения:

1. Способность управлять собой (6 баллов);

2. Способность руководить (5 баллов): не совсем развиты способности

добиваться результата о работы подчиненных;

3. Умение наладить групповую работу (4 балла): не способность в

формировании эффективно работающей «команды».

У этого руководителя развиты очень важные качества для управления ОУ.

Однако, неспособность сформировать эффективно работающий коллектив мешает

достижению целей исследования.

В ходе экспертной оценки принимали участие 13 педагогов: 92%

опрошенных считают, что директор требователен к людям, 77% отмечают

трудолюбие, 92% отмечают, что директор обладает способностью руководить;

54% считают, что директору не хватает умения наладить групповую работу.

Сравнительные результаты можно представить в следующей таблице:

|Способности |Субъективное |Объективное |

| |мнение |мнение |

|Умение влиять на окружающих, понимание |Развито |Развито |

|особенностей управленческой деятельности| | |

|Способность руководить |Не развито |развито |

|Умение наладить групповую работу |Не развито |Не развито |

|Умение обучать |Развито |Развито |

Как видно, субъективное мнение руководителя совпадает с экспертной

оценкой, сделанной педагогическим коллективом, за исключением: учителя

считают, что директор обладает способностью руководить, более того,

отмечают эффективность руководства. Возможно такое противоречие возникает

из-за неумения наладить групповую работу.

-----------------------

[pic]

[pic]

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты