|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Модульное заданиеМодульное заданиеМинистерство образования РФ ОГПУ Оренбург – 1998 Работа по педагогике Выполнила: студентка 25 группы МиИ Проверила: Насырова М.Б. Анализ концепции школы №43. Структура концепции: 1. введение, посвященное анализу актуальных проблем школы; 2. реформа системы школы: цели и задачи школы; структура средней школы; содержание среднего общего образования; педагогический процесс; проблемы воспитания; 3. условия обновления школы: современный учитель, демократизация управления; педагогическая наука. Во введении концепции дан анализ факторов, вызвавших обновление школы. Среди них - ускорение темпов научно-технической революции; радикальные изменения экономического механизма; демократизация общества; высокая степень информированности общества; необходимость формирования нового экономического мышления. Подчеркивается важность воспитания с производительным трудом на основе дифференцированного обучения. Дается критика негативных явлений в школе: командно-административные методы руководства, остаточное финансирование и слабая материально-техническая база. В концепции осуществлен анализ противоречий: между потребностями общества в людях с развитыми способностями и отсутствием дифференциации в обучении. Формулируются основные принципы перестройки школьного дела: гуманизация, дифференциация, демократизация. В этой концепции дается критическая оценка положения дел в школе и в принципах ее обновления. Она нацеливает на преемственность и взаимосвязь между общим обучения и специальным. Это объясняется тем, что в концепции подчеркивается значение для средней школы дифференцированного обучения. Далее следует блок проблем перестройки педагогической системы школы. Просматриваются три момента. Во-первых - среднее образование призвано заложить основы всестороннего, гармоничного развития личности, ее высоконравственной гражданской позиции. Во-вторых - идеал всестороннего развития на каждом этапе жизни общества обогащается. В-третьих - цели воспитания, обучения, развития конкретизируются на всех ступенях среднего общего образования. Также подчеркивается, что в средней общеобразовательной школе необходимо создать условия для всемерного развития творческих сил и способностей личности каждого ученика. Рассматривая подход к целям и задачам в концепции можно заметить, что авторы опираются на идею всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Подчеркивается связь между развитием индивидуальных способностей, дарования личности и дифференцированного обучения. Принципиальной важной особенностью подхода к структуре современного общего среднего образования является введение в ее состав звена дошкольного воспитания. Это объясняется тем, что дошкольный возраст имеет определенное значение для последующего развития человека. Начало обучения в первой ступени предусматривается с 6 - 7 лет, в зависимости от состояния здоровья, желания родителей и т.п. Вторая ступень школы толкуется как основная, которая как бы завершает общеобразовательную подготовку, но не является полноценной общеобразовательной школой, поскольку не обеспечивает молодежи права поступления в ВУЗ. Третья ступень средней школы рассматривается с позиции дифференцированного обучения на основе интересов, способностей и дарований школьников. Здесь рассматривается глубокая дифференциация. В ней подчеркивается большая доля учебного времени должна быть отдана изучению предметов по выбору. Меньшая доля - общеобразовательным интегрированным курсам, т.е. эти курсы имеют очень общий общекультурный и общеобразовательный характер. Происходит следующие: учащийся, избравший гуманитарный профиль больше уже никогда не встречается с математикой даже на уровне обыкновенной школы; а школьник, увлекшийся физико-математическими направлениями, навсегда расстается с более или менее глубоким освоением проблем современной биологии. Эту концепцию можно охарактеризовать как профильно-предпрофессиональную, а не общеобразовательную подготовку. Концепция удаляется от общеобразовательного характера. Специально рассматривается проблемы содержания образования. Основой содержания среднего образования является фундаментальные знания о природе, обществе, технике, человеке. Следует заметить, что в концепции особо подчеркивается необходимость включения в содержания образования информатики и вычислительной техники, в связи с компьютеризацией современной жизни. Что касается педагогического процесса, то в концепции делается акцент на гуманизацию отношений между учителем и школьниками; на необходимость творческого развития личности, формирования ее отношений к миру. Обращается внимание на необходимость в новых условиях всестороннего систематического и научно обоснованного изучения школьников, их склонностей, потребностей, способностей. Заключительная часть блока проблем перестройки педагогической системы школы посвящена вопросам обновления воспитания. В концепции признается идеал всестороннего развития личности; воспитания в коллективе путем организации разнообразной деятельности; демократизации жизни школы; ее тесную связь с обновляющейся общественной жизнью. Авторы концепции в организации воспитания исходят из понятия "социального опыта учащихся", практически отождествляя его с непосредственным участием молодежи в жизни общества. Понятие "социальный опыт", приобретаемый за счет прямого включения учащихся в социальные преобразования. Это полное отождествление воспитания и жизни в известной мере растворяет педагогический процесс в социальном опыте, размывает понятие его целенаправленности, специфики организационных форм и методов взаимодействия. Завершается концепция блоком проблем, касающихся основных условий обновления школы. Среди них на первом месте проблема учителя - его подготовки, духовного состояния и материального положения. В концепции не только признается ведущая роль учителя в обновлении школы, но и обрисовываются черты личности учителя. Среди них - идейная убежденность, образованность и культура. Широко поставлены вопросы улучшения условий труда и быта учителя, повышения его заработной платы. Следующим решающим условием обновления жизни школы авторы считают перестройку управления народным образованием. Описывается необходимость перехода от государственного к государственно-общественному управлению, создания в этих целях демократических институтов и утверждения децентрализации. В концепции подчеркивается, что перестройка работы средней, специальной школы невозможна без опоры на педагогическую науку. Анализ стиля общения учителя. Существуют наиболее распространенные стили педагогического общения: 1. На основе увлеченности совместной творческой деятельностью 1. На основе дружеского расположения 1. Общение - дистанция 1. Общение - устрашение 1. Общение - заигрывание Проанализируем стиль общения учителя физики школы №43, который вошел в число Соросовских учителей 1995 г. Система общения складывается следующим образом: Учитель интересуется личностью школьника. Взаимодействие происходит не только на уроках, но и вне их. Вне урока учитель ведет разговоры не только о предмете, школе, но и на отвлеченные темы, интересуясь жизнью школьников. Поэтому существует контакт между педагогом и детьми. На уроках преобладает стремление обучить, а не передать информацию. Учитель строит взаимоотношения с детьми не избирательно. Старается включить в работу весь класс. Преобладает индивидуальный подход к каждому ученику: не требует от данного ученика больше чем он может, чувствуя настроение школьника. Вначале урока старается включить в работу эмоциональных лидеров класса. После этого к общению на уроке подключаются и остальные. Учитель на уроках не когда не отвлекается, все время находится в общении и взаимодействии с классом. Очень четко чувствует партнеров по общению. Тонко воспринимает психологическую атмосферу в классе. Педагог направленно и последовательно действует на основе спланированного плана, но обращает внимание на изменяющиеся обстоятельства. Учитель не придерживается строго стандартного содержания темы. Находит более интересные и нужные для данного класса интерпретации. Учитель не делает себя главным и единственным инициатором педагогического процесса. Все исходит не только от педагога: вопросы, задачи, суждения и т.п., но и от учащихся. Очень часто на уроках ученики начинают спорить и доказывать свои идеи и предположения, а учитель ненавязчиво направляет. Иногда после таких уроков ученики еще несколько дней самостоятельно ищут решение заинтересовавшей их проблемы: остаются в лаборатории, подходят с вопросами к учителю и т.п. Ученики воспринимают педагога как учителя, а не как равного себе, которым можно пренебрегать. Учитель не позволяет себе проявление эмоционального отношения к тому или иному ученику, будь то неприязнь, злость, обида или же восхищение, любовь. Вывод: На основе выше описанного можно сделать вывод, что преобладает общение на основе дружеского расположения с элементами общения на основе увлеченности совместной творческой деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения вообще, а делового педагогического общения особенно. Программа эксперимента по теме: "возбуждение интереса школьника к информатике". Цель: выявить и теоретически обосновать условия возбуждения интереса ученика к информатике в школе. Задачи: Изучить социологическую, психолого-педагогическую литературу, опыт учебных заведений по решению данной проблемы. определить основы и выявить условия возбуждения интереса учащихся. разработать теоретические рекомендации по возбуждению интереса школьника с помощью "ТРИЗ" Методы: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент. Гипотеза: возбуждение интереса школьника в условиях школы будет успешным, если: 1. поддерживать в ученическом коллективе необходимую для творчества атмосферу; 2. избегать неодобрительной оценки творческих попыток; 3. поощрять свободу, самостоятельность, инициативу, идею; 4. формировать изобретательскую деятельность учеников; 5. формировать потребность в изобретательской деятельности. Программа содержит только теоретическую часть. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Рассмотрим наиболее ценные идеи и методы "ТРИЗ". Метод активизации творчества - метод фокальных объектов, состоящий в том, что признаки выбранных объектов переносят на данный объект, в результате чего получаются необычные сочетания. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям. Также можно предложить пятиуровневую шкалу решения изобретательских задач. В задачах первого уровня объект (устройство или способ) не изменяется (лишь усиливаются какие-либо функции). На втором уровне объект изменяется, но не сильно. На третьем уровне объект изменяется сильно, на четвертом он меняется полностью, а на пятом меняется вся техническая система, в которую входил объект. При разработке методов и приемов решения изобретательских задач проанализировано большое число реально существующих патентов и изобретений, что делает технологию "ТРИЗ" достаточно практичной и эффективной для обучения. Некоторые приемы устранения технических противоречий: 4. принцип дробления объекта на части; 5. принцип универсальности, совмещения функций (например, ручка от портфеля одновременно служит эспандером); 6. принцип матрешки (один объект размещен внутри другого); 7. принцип динамичности объекта (характеристики объекта должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы); 8. принцип замены электронной системы на механическую, акустическую, оптическую или другую. Задача заключается не в подготовке школьника для выполнения стандартных операций, а в воспитании творческих личностей. Проект учебного плана. Учебный план - это сертификат учебного заведения, определяющий: продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении; распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; количество часов в неделю на изучение каждого предмета. Опишем проект учебного плана класса с уклоном на изучение математики и информатики (с 4 класса по 11 класс). пусть продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул соответствует общепринятым; основные: русский язык, литература, алгебра, геометрия, физика, астрономия, информатика, труд, история, биология, химия, география, МХК (музыкальная и художественная культура), рисование, черчение, физкультура, английский язык (именно английский, потому что в информатике используется только английский язык). [pic] Технология анализа урока. | |Деятельность учителя |Деятельность | | |организаторская |обучающая |воспитательная |ученика | | |Выполнение |Реализация |Нравственная и |Уровень | | |намеченного плана |принципа научности|мировоззренческая |познавательной | | |урока | |направленность |активности | | |Эффективность и |Четкость |Формирование |Наличие интереса к| | |целесообразность |осуществления |общеучебных |уроку, предмету | | |использования |принципа |навыков | | | |наглядности и ТСО |наглядности | | | | |Реализация |Реализация |Работа над |Степень | | |основных |принципа |культурой речевого|самостоятельности | | |психологических и |прочности, |поведения | | | |гигиенических |осознанности, | | | | |требований |системности ЗУНа | | | | |Наличие |Соблюдение |Влияние урока на |Умение вычленять | | |эффективной |принципов |интелектуальное |ведущие цели в | | |обратной связи с |прочности, |развитие ученика |учебном материале | | |учащимися |осознанности, | | | | | |посильности | | | | |Уровень |Реализация |Соблюдение |Уровень | | |педагогического и |принципа |физических и |аналитических | | |методического |проблемности |гигиенических |умений и навыков | | |мастерства | |требований | | | |Уровень оформления|Осуществления |Эффективность |Развитие навыков | | |документации к |принципа связи |использования |коллективной | | |уроку (журнал, |теории с практикой|принципа связи |работы | | |тетради, план | |обучения с жизнью | | | |урока) | | | | | |Качество речи |Оптимальность |Эстетическое |Развитие речевых | | |(темп, дикция, |выбора и степень |воздействие урока |орфографических и | | |образность, |достижения главной|на учащихся |др. навыков | | |эмоциональность, |цели | | | | |выразительность | | | | | |правильность и | | | | | |т.д.) | | | | | |Рациональное |Правильность |Использование |Умение работать на| | |использование |выбора методов и |воспитательных |доске | | |времени урока |форм обучения |возможностей | | | | | |оценок | | | |Педагогическая |Контроль за ЗУНом |Стиль руководства |Организованность и| | |культура, такт, | |учениками |дисциплинированнос| | |внешний вид | | |ть | | |учителя | | | | | |Соблюдение правил |Оптимальность |Воспитательное |Внешний вид | | |охраны труда |домашних заданий и|значение личности |учащихся | | | |эффективность |учителя и его | | | | |доведения их до |деятельности на | | | | |учащихся |уроке | | Если эффективность урока 75-80%, то проведен он отлично, если – 65- 75%, то урок проведен хорошо, если ниже 65% то урок проведен удовлетворительно. Самоанализ урока Рассмотреть: 1. ЦЕЛЬ УРОКА, ПОСТАВЛЕННУЮ УчИТЕЛЕМ (ТРИЕДИНАя ЦЕЛЬ: ВОСПИТЫВАЮЩАя, ОБУчАЮЩАя, РАЗВИВАЮЩАя). 2. Реальность ее выполнения в границах данного урока, ее связи с целями предыдущих уроков. 3. Определить тип урока, его соответствие содержанию, влияние этого соответствия на формирование конечного результата. I этап урока: – (приветствие учителя, общее состояние класса, проверка отсутствующих, установка внимания). Соответствие приемов воздействия на класс дидактической задаче. II этап – фронт. Проверка домашнего задания, соответствуют ли методы проверки содержанию домашнего задания, качество выполнения. III этап – индивидуального учета знаний (уровень развития мышления, технические навыки, вплоть до умения ребят вести себя у доски). Рассмотреть: 6. СТРУКТУРУ ВОПРОСОВ УчИТЕЛя И ЕГО ВЛИяНИЕ НА СТРУКТУРУ УчАЩЕГОСя; 7. соответствие вопросов общим задачам обучения, воспитания, возможности учеников; 8. связь между ответами ученика и объективностью оценки; 9. связь между ответами учителя стимулировать ответ ученика и качеством этого ответа; 10. способствует ли форма организации деятельности всех учащихся класса индивидуальной работе с вызванным к доске учеником и насколько эффективное влияние оказывает индивидуальная работа с учеником на групповую или фронтальную. 11. отношение учителя к ошибкам ученика. Вывод: КАК ТАКАя РАБОТА ПОЗВОЛяЕТ СДЕЛАТЬ ВЫВОД О ТОМ, НАСКОЛЬКО РЕАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДАННОГО ТИПА СООТВЕТСТВУЕТ ЭТАЛОННОЙ ДИДАКТИчЕСКОЙ ЗАДАчЕ И ВЛИяЕТ НА СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП УРОКА. IY этап – подготовка к восприятию нового материала. Критерии этапа: 12. интерес учащихся; 13. организационная четкость познавательной деятельности, ее целенаправленность; 14. практическая значимость материала и учебной проблемы. Y этап – усвоение новых знаний. Критерии: 15. СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИя ТРЕБОВАНИяМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ; 16. умение учителя выделить наиболее важное; 17. научность, доступность, обоснованность; 18. связь учебного материала с жизнью; 19. плотность урока, познавательная активность; 20. воспитывающая, развивающая ценность учебного материала. Методы: 21. СООТВЕТСТВУЮТ АКТИВАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ УчАЩИХСя. Реальный результат 22. ПОНИМАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА УчАЩИМИСя; 23. речь учащихся, умение анализировать и синтезировать, самостоятельно применять знания; YI этап - анализ этапа информации учащихся о домашнем задании, подведение итогового урока. 24. объем домашнего задания; 25. соответствие; 26. дифференцированный подход; 27. психологический настрой учащихся. 4 правила задавания на дом: 1. ОТВОДИТЬ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМя; 2. задавать при полном внимании учащихся; 3. содержание должно быть понятным всем; 4. разъяснять так, что бы было понятно, что нужно сделать и как сделать. Общие выводы по уроку: 1. КАчЕСТВО ЗНАНИЙ; 2. уровень воспитанности и развитости учеников, связь с триединой дидактической целью; 3. умение идти от части к целому или наоборот; 4. от свойства к самому предмету; 5. от процесса к причине и наоборот. Дать общую оценку урока, сформировать предложения обусловленные сроками исполнения. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |