рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Мотивация рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Мотивация

Мотивация

Министерство образования Российской Федерации

ОГПУ

Реферат

по педагогике на тему:

Развитие и формирование мотивации учения

Выполнила: Студентка группы 25 МиИ

.

Проверила: Насырова М.Б.

Оренбург – 1998.

1. Строение мотивации учения. 1

2. Изучение мотивации. 4

2.1. Изучение мотивации учения у отстающих школьников. 7

3. Возрастные особенности мотивации учения школьников. 8

4. Формирование мотивации учения школьников. 10

4.1. Формирование мотивации на отдельных этапах урока. 11

4.2. Формирование мотивации учения у отстающих детей. 13

4.3. Формирование мотивации совместной учебной деятельности. 14

Строение мотивации учения.

Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы

задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были

понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для

учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной

работы, связанная с внутренним отношением ученика с ней. В системе учебных

мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам

относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие

вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Еще более

насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба как вынужденное

поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради

лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы

могут оказывать и негативное влияние на характер и результаты учебного

процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради

материального вознаграждения и избежания неудач.

Рассмотрим строение мотивационной сферы учения у школьников, т.е. того,

что определяет, побуждает учебную активность ребенка.

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет

и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Названные

функции мотивации реализуются многими побуждениями. Фактически

мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов ценностных

ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов и т. д.

Всякая деятельность начинается с потребностей, складывающиеся во

взаимодействии ребенка со взрослым. Потребность - это направленность

активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку

деятельности. Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда

человек начинает действовать. Но без потребности не побуждается активность

ребенка, к него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей.

Другой важный аспект мотивационной сферы - мотив, т.е. направленность

активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека. В

обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны

учебного процесса, т.е. направленность учащихся на овладение знаниями, на

получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых

отношений со сверстниками.

Цель - это направленность активности на промежуточный результат,

представляющий этап достижения предмета потребности. Для того, чтобы

реализовать мотив, овладеть приемами самообразования, надо поставить и

выполнить много промежуточных целей: научиться видеть отдаленные результаты

своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы,

поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки и т.д.

Еще одна сторона мотивационной сферы учебной деятельности - интерес к

учению. В качестве основной черты интереса называют эмоциональную

окрашенность. Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на

первых этапах возникновения любознательности ученика.

К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если

у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного

предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у

ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то

говорят о социальных мотивах. И познавательные и социальные мотивы могут

иметь разные уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение

новыми знаниями, фактами, закономерностями), учебно-познавательные мотивы

(ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного

приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение

дополнительных знаний и затем на построение специальной программы

самосовершенствования).

Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные

мотивы (долг, ответственность, понимание значимости учения), узкие

социальные (стремление занять определенную позицию в отношениях с

окружающими, получить их одобрение).

Различные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе.

Например широкие познавательные проявляются в принятии решения задач, в

обращениях к учителю за дополнительными сведения; учебно-познавательные - в

самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах к

учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования

обнаруживаются в обращениях к учителю по поводу рациональной организации

учебного труда. Социальные мотивы проявляются в поступках,

свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; узкие

социальные - в стремлении к контактам со сверстниками и получении их

оценок, в помощи товарищам.

Мотивы даже самые положительные и разнообразные создают лишь

потенциальную возможность развития ученика поскольку реализации мотивов

зависит от процессов целеполагания, т.е. умений школьников ставить цели и

достигать их в обучении.

Видами целей в учении могут быть конечные цели (например, получить

правильный результат решения) и промежуточные (например, различить способ

работы и результат, найти несколько способов решения и др.). Уровни целей

связанны с уровнями мотивов: широкие познавательные, учебно-познавательные

цели, цели самообразования и социальные цели.

Проявления целей: доведение работы до конца или постоянное ее

откладывание, стремление к завершенности учебных действий или их

незавершенность, преодоление препятствий или срыв работы при их

возникновении, отсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость.

Эмоции тесно связаны с мотивами учащихся и выражают возможность

реализации учащимися имеющихся у них мотивов и поставленных целей. Виды

эмоций: положительные (радость, удовлетворенность, уверенность, гордость) и

отрицательные (страх, обида, досада, скука, унижение).Проявление эмоций в

учении: общее поведение, особенности речи, мимика, пантомимика, моторика.

Изучение мотивации.

Перед тем как начинать развивать и формировать мотивацию учения нужно

изучить ее. У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень

положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы,

резервы ее развития.

Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных

перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом.

Результаты изучения становятся основой для планирования процесса

формирования. В реальной работе учителя изучение и формирование мотивации

неразрывно связаны. Формирование мотивов учения - это создание в школе

условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к

учению, осознания их учеником. Изучение и формирование мотивов учения

должны иметь объективный характер с одной стороны и осуществляться в

гуманной, уважительной к личности ученика обстановке с другой.

Мотивы будут проявляться по-разному в зависимости от того в каких

ситуациях оказывается ребенок. Более того, мотивы не во всех ситуациях

достаточно явно обнаруживаются. Поэтому надо не просто долго наблюдать, а

наблюдать в таких ситуациях, где изучаемые качества могут проявляться.

Личность ученика неповторима. У одного - невысокий уровень мотивации и

хорошие умственные способности; у другого - средние способности, но велики

побудительные силы поиска решений. Иногда ученик обладает хорошими

способностями, глубокими знаниями, а результат его творческой

самостоятельной деятельности весьма средний. Успех или неудачу личности в

учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее

качествами. Напротив, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи,

можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного ученика.

Учителю при изучении личности ученика в условиях учебной деятельности

необходимо выявить взаимосвязь трех основных личностных характеристик,

которые обеспечивают успешность его учебно-познавательной деятельности. В

качестве таких личностных характеристик можно выделить:

1. отношение к предмету, содержанию, процессу, результату учебно-

познавательной деятельности, выражающееся в мотивации учения;

2. характер взаимоотношений ученика с участниками учебного процесса,

который проявляется в эмоционально-оценочных отношениях ученика и учителя

друг к другу; учащиеся между собой;

3. способности саморегуляции учебных действий, состояний и отношений как

показатель развития самосознания.

Остановимся только на изучении мотивации.

Рассмотрим методику, позволяющую выявить доминирующий мотив учения. На

уроке ученикам предлагается самостоятельно выполнить по выбору задания,

различающиеся по:

1. сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная);

2. практической или теоретической направленности познавательной

деятельности;

3. характеру выполнения заданий (индивидуальное или групповое).

Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены

позиции, отражающие причину выбора учеником того или иного задания.

Желание себя испытать.

Лучше узнать свои возможности в данном предмете.

Интерес к предмету.

Желание как можно больше узнать из данной области науки.

Полезно, пригодиться в будущей работе.

Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.

Уверенность в успехе по данному предмету.

Легко учиться.

Желание преодолеть трудности.

Интересно общаться с товарищами на уроках по данному предмету.

Желание иметь авторитет среди товарищей, так как этот предмет престижен в

данном учебном коллективе.

Нравиться учиться.

желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей.

Желание быть готовым к самостоятельной жизни.

Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.

Чтобы не ругали родители, учителя, это неприятно.

Результаты обследования учитель заносит в таблицу и выделяет

доминирующий мотив по оценке самого ученика. Все мотивы можно распределить

по основным направлениям:

1.Самоопределения

2.Позновательные

3.Узкопрактические

4.Саморазвития

5.Общение с учителем

6.Общение со сверстниками

7.Самоутверждание

8.Избежание неприятностей

Выбор учениками мотивов отражает разный подход к получению знаний по

данному предмету и связан с интересами и целями ученика в настоящем или

будущем; жизненными планами; сложившимися ценностями.

Анализ мотивов, выбранных учеником, позволит учителю распределить

учащихся на 3 группы. Первая группа включает учеников, воспринимающих учебу

с позиции настоящей необходимости. Вторая группа учеников отражает мнение,

что побудительная сила настоящего и будущего одинакова. Третья группа

учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая

учебу в школе как "временную" жизнь, имеющую для них ограниченную и

вынужденную ценность.

Как же тот или иной характер мотивации учения влияет на характер

учебной деятельности и поведения ученика в учебных ситуациях и как может

учитель учесть полученные результаты в процессе обучения?

Так выбор мотивов саморазвития связан со стремлением ученика расширить

кругозор в области предметных и межпредметных знаний, пополнить их за счет

внеучебной программы. Это продиктовано прежде всего потребностью в более

сложной по содержанию учебно-познавательной деятельности, в

самосовершенствовании своей личности в целом.

Выбор мотивов самоутверждения связан с желанием ученика изменить

мнение, оценку о себе со стороны учителя, сверстников. Здесь для учителя

очень важно, какой ценой, какими средствами ученик хочет этого добиться: за

счет большой напряженной умственной работы, больших затрат времени, своих

волевых усилий или за счет списывания у товарищей, "выбиванием" оценки,

юмором и шуткой на уроке, своей оригинальностью или другими приемами.

Познавательная мотивация учащихся, как правило, характеризуется

направленностью на самообразование по данному учебному предмету. В этом

случае ученик придает большое значение содержательной стороне преподавания,

а следовательно и личности учителя, общению с ним.

Мотивы общения со сверстниками связанны с общим эмоционально-

интеллектуальным фоном в учебном коллективе и престижностью знаний знающего

ученика. Выбор этих мотивов является в классе показателем

внутриколлективных интересов у учеников, связанных с познавательной сферой

деятельности. А в свою очередь характеризует таких учеников как

заинтересованных в учебных успехах одноклассников, готовых всегда оказать

помощь, включиться в сотрудничество, в совместную коллективную учебно-

познавательную деятельность.

Помимо предложенной методики учитель может использовать по своему

усмотрению и другие методики определения мотивации учения.

1 Изучение мотивации учения у отстающих школьников.

Знания отстающих школьников характеризуются следующим образом: запас

сведений и общий кругозор ограничены; запас знаний по основным предметам

также не велик; уровни усвоения знаний (понимание, применение) также

снижены. Все это означает отсутствие у этих школьников минимального фонда

действенных знаний, готовых к их применению на новом материале.

Мотивация учения, целеполагания в учении, эмоциональное отношение к

учителю у отстающих детей также имеют ряд особенностей, вызванных

длительными неуспехами в работе. Эти дети отвлекаются на уроке, особенно на

этапах, требующих усилий и сосредоточения, порой слабо реагируют на плохие

оценки. У детей нет готовности к напряженной интеллектуальной

деятельности; наблюдаются все формы уклонения от активной мыслительной

работы.

У отстающих детей складывается иной тип отношения к учению (уход от

активной работы, боязнь трудностей, преобладает не стремление учиться,

чтобы узнать новое, а отрицательные эмоции и мотивация избежания) и особые

варианты учебной работы - выполнение отдельных стереотипных действий без

понимания учебной задачи и должного уровня самоконтроля и самооценки.

Возрастные особенности мотивации учения школьников.

Когда ребенок приходит в первый класс, то в его мотивационной сфере

отсутствуют еще мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых

знаний, на овладение общими способами действий. У ребенка к моменту

поступления в школу еще сохранилась потребность принимать цели взрослых,

учителя за свои собственные цели. Важно обеспечить такое формирование

мотивов которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу

каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и было бы

основой для его самообразования и самосовершенствования в будущем.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в

учебную деятельность. Мотивация учения в младшем школьном возрасте

развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы

(интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в

учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний);

мотивы самообразования представлены пока самой простой формой - интересом к

дополнительным источникам знаний; широкие социальные мотивы развиваются от

общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более

глубокому осознанию причин необходимости учится; узкие социальные мотивы

представлены желанием ребенка получить, главным образом одобрение учителя.

Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших

школьников, но пока в самом общем представлении.

Младший школьник учится понимать и принимать цели, исходящие от

учителя, выполняет действия по инструкции. При правильной организации

учебной деятельности младших школьников можно закладывать умения

самостоятельной постановки цели. Начинает складываться умение соотнесения

цели со своими возможностями.

В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением

учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида

действий к другому (от ориентировочных учебных действий к исполнительным и

затем к контрольно-оценочным). Существенно развивается умение находить и

сопоставлять несколько способов решения одной задачи, поиск нестандартных

способов решения.

В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности,

ее мотивов, задач, способов и средств. К концу подросткового возраста

наблюдается устойчивое доминирование какого-либо мотива. Подростку доступны

самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности

нескольких целей, причем не только в учебной работе, но во внеклассных

видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели,

закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с

приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения.

В старшем школьном возникает потребность и возможность

совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении

к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. Особую роль

приобретает овладения контрольно-оценочными действиями до начала работы в

форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной

работы и на этой основе – приемов самообразования. Умение ставить в учебной

деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем

нестереотипичные способы их решения. В старшем школьном возрасте широкие

познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям

затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук.

Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими

целями, жизненными перспективами выбора профессии. Развитие целеполагания

выражается в том, что старшеклассник при постановки системы целей учится

исходить из планов своего индивидуального самоопределения. Возрастает

умение оценить реалистичность своих целей.

Формирование мотивации учения школьников.

Общий смысл формирования состоит в том, что учителя желательно

переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к

учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному

осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения

способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в

коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения

сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого

вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем

школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной

самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное

изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у

учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора

и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем

поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех

сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний

и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных

действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной

работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Работа учителя, прямо направленная на упрочнение и развитие

мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

4. актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок,

которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать.

5. создание условий для появления новых мотивационных установок (новых

мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости,

осознанности, действенности и др.)

6. коррекция дефектных мотивационных установок

7. изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих

возможностей, так и к перспективе их развития.

Формирование включает несколько блоков – работу с мотивами, целями,

эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из

блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов,

стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств.

Какие же задания и упражнения может применять учитель для

целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся?

Можно начать с укрепления чувства "открытости" к воздействиям, т.е. к

обучаемости. Могут использоваться упражнения на сотрудничество со

взрослыми. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче.

Следующая группам упражнений - это упражнения на целеполагание

школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо

укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на

закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному

объяснению своих успехов и неудач.

Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствует

упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание

неудачи и самоанализ не только ее внешних причин в виде трудности задачи,

но и внутренних причин - своих способностей в целом и усилий при решении

данной задачи.

Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня

притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Для

мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в

отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию,

если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям,

которые прилагает ученик при выполнении задания.

Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации

является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других

учеников, а с его прежними результатами.

Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность,

настойчивость и упорство в их реализации. Так удержания цели способствует

задание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий.

Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствует

упражнения на решение сверх трудных задач без обратной связи в ходе

решения.

Активность и гибкость целеполагания стимулируют упражнения на

постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их

выполнение. Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться

школьниками в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связанны

с учебным материалом или с ситуациями жизни коллектива.

1 Формирование мотивации на отдельных этапах урока.

Какую бы деятельность ученики ни осуществляли они должны иметь

психологическую полную структуру - от понимания, и постановки школьниками

целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до

осуществления действий самоконтроля и самооценки.

Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных

этапах урока.

1. Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель

может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать

мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей

темой"), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не

усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усилить мотивы ориентации на

предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет

необходимо: например в таких-то ситуациях"), усилить непроизвольные

мотивы удивления, любознательности.

2. Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель

ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к

нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные

мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные

мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом

этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на

предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы

чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и

легкой и т.п.).

3. Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности

с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала

положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является

усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой

учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы

сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их

мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового

материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и

умений.

Каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим

содержанием. Так как каждый этап - это психологическая ситуация.

Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, учителю важно

владеть умением планировать ту часть развивающих и воспитательных задач,

которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться

школьников. Обычно учителю легче планировать обучающие задачи (обучить

решению такого-то класса задач), труднее намечать развивающие задачи

(нередко они сводятся к формированию умения учиться в самом общем виде), и

еще реже как особые развивающие задачи учителем планируются этапы

формирования мотивации и ее видов.

Основные развивающие педагогические задачи, которые могут быть

использованы учителем, стремящимся проводить целенаправленную работу по

формированию мотивации и умения учиться: формировать у школьников умение

учиться - расширять фонд действенных знаний, отрабатывать каждый из видов,

уровней и этапов усвоения знаний; формировать у учащихся понимание целей и

задач, их активное принятие для себя, самостоятельную постановку целей и

задач учащимися, их формулирование: формировать у учащихся умение выполнять

отдельные учебные действия и их последовательность (сначала по инструкции,

затем самостоятельно); обучать школьников приемам самоконтроля и адекватной

самооценки (по этапам работы в соответствии с объективными требованиями и

со своими индивидуальными возможностями); обучать школьников умениям

ставить промежуточные цели в своей учебной работе, планировать отдельные

учебные действия и их последовательность, преодолевать затруднения и помехи

при их реализации, рассчитывать свои силы; формировать у школьников умения

осознавать свои мотивы в учебной работе, сознательно их сопоставлять и

делать обоснованный выбор ("Из двух дел я вначале делаю это, ибо для меня

оно важнее по такой-то причине).

Задачи на формирование учебной деятельности, постановку целей,

"тренировку" мотивов необходимо начинать с первого класса, а задачи на

осознание учениками своей учебной деятельности, и особенно мотивации, - с

конца младшего школьного возраста.

2 Формирование мотивации учения у отстающих детей.

В рамках урока осуществляется индивидуальный подход к формированию

мотивации отстающих детей.

При коррекционной работе надо начинать с таких ее целей, которые могут

быть достижимы за относительно короткое время (недели), что поможет ученику

и учителю быстро увидеть первые результаты. В целом формирование мотивации

учения и умения учиться у отстающих учеников включает следующие

направления: прежде всего восстановление положительного отношения к учению

и к отдельным учебным предметам и занятиям, для чего следует начинать с

решения этими учениками доступных им задач, поддерживающих их уверенность в

успехе, подкреплять даже маленькие удачи, создавать условия для

положительных переживаний успеха, часто спрашивать, терпеливо выслушивать.

При формировании положительного отношения к учению следует

предусматривать специальную работу по формированию направленности на поиск

разных способов решения задачи вместо узкой ориентации только на результат;

упражнения по отработке умений учащихся ставить и достигать цели,

составлять план своей работы, связывать отдельные действия в систему,

выполнять сложные предписания учителя, что в целом улучшит

дисциплинированность этих детей; упражнения по формированию оценочных

действий школьников, для чего привлекать самого ученика к оценке своих и

чужих знаний, ориентироваться при этом на предыдущие успехи данного

ученика, усиливать адекватные критические суждения самого ученика, чаще

применять комментирование учителем своей оценки, учитывать, что мотивации

учения способствуют более однородный состав класса и совпадения норм

внутригрупповых оценок.

Кроме того, у отстающих детей важно укреплять собственное умение

учиться: устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний и развивать

знаний по всем их параметрам (полнота, системность, гибкость, действенность

и прочность); обучать учащихся выполнению действий по инструкции, четкой их

последовательности при понимании детей неизбежности и полноты контроля

учителя с детальным объяснением нового материала, с использованием

наглядных опор, с проговариванием, с обязательным доведением каждого

действия до этапа автоматизации; специально обучать более сложным

действиям: различению способа от результата, сопоставлению нескольких

способов, изменению способа при необходимости переноса его в новые условия,

т.е. умению пользоваться способами и применять их, опираясь при этом на

планы, наглядные схемы и т.д.

В работе с неуспевающими необходимо реализовать все изложенное, имея в

виду, что начинать лучше с упражнений на постановку целей и стимулирование

мотивов, параллельно укрепляя умение учится, постепенно и дробно

отрабатывая его звенья. Специально надо предусмотреть преодоление у

отдельных детей "выученной беспомощности" как следствие длительных неудач,

часто укрепляющих неуважение детей к себе.

3 Формирование мотивации совместной учебной деятельности.

Рассматривая особенности проявления и развития у школьников мотивов

учения, нельзя не затронуть некоторые вопросы, связанные с формированием у

них мотивации совместной учебной деятельности.

Если движущей силой учебной деятельности школьника является желание,

стремление овладеть каким-либо учебным материалом или способом его

добывания, то мы анализируем уровень сформированности познавательных и

учебно-познавательных мотивов. В коллективной же учебной работе акценты

несколько меняются. Здесь ученика интересует возможность так организовать

свое взаимодействие с партнером (взрослым или сверстником), чтобы овладение

материалом, знаниями, умениями произошло наиболее эффективно.

При совместной учебной деятельности ребенок учится сопоставлять,

сравнивать, наконец оспаривать другую точку зрения, доказывать свою

правоту. Такие споры со взрослым, с учителем практически исключены: в силу

его опыта и позиции взрослый, тем более педагог всегда прав, и ребенок

покорно, часто неосознанно принимает его точку зрения. Положение же

сверстников одинакового. Поэтому ребенок готов спорить с товарищем, ибо

изначально считает себя правым. Ребенок осознает, что есть другой путь

решения, другой способ действия, что и товарищ может быть прав.

Умение сопоставлять разные точки зрения в процессе выполнения учебных

заданий, умение как бы "встать на позицию другого человека" ведет к

возникновению важнейшего новообразования. Оно способствует зарождению,

развитию и становлению мотива сотрудничества.

Рекомендации по формированию мотивации совместной учебной деятельности

школьников.

Прежде всего учителю необходимо создать ситуацию для возникновения у

учащихся общего положительного отношения к коллективным формам работы. Для

включения в совместную учебную деятельность младших школьников игра

является одним из наиболее эффективных приемов. В подростковом возрасте

наиболее сильно проявляется желание обсудить что-либо со сверстниками.

Кроме того, учащиеся этого возраста используют малейший повод для того,

чтобы как-то обратить на себя внимание, стать заметным среди других.

Включение в урок обсуждения, например, результатов работы, распределение

совместных действий по функциям (взаимопроверка, взаимооценка) могут

заинтересовать детей, обеспечить их внимательное, заинтересованное

отношение к коллективным формам учебной работы. У старших школьников

начинает повышаться престиж знаний. Мотивировать их к совместному

выполнению заданий может, например, осознание возможности оказать и

получить помощь, обменяться информацией.

Большое значение для формирования мотивации совместной учебной работы имеет

состав группы. Очень важно внимательно отнестись к его подбору.

а) При подборе группы необходимо учитывать желание детей работать

именно друг с другом, но кроме желания детей работать вместе необходимо

учитывать и то, какие цели могут преследовать дети, какие мотивы будут

руководить при включении в совместную работу.

б) При подборе группы необходимо учитывать соотношения их возможностей

и их представлений об этом. Взаимодействие в группах, где объединены дети,

осознающие разницу своих возможностей, возникает в том случае, если более

сильные учащиеся прежде всего хотят помочь боле слабому, научить его и

средство для этого видят в совместной работе, а слабый обязательно хочет

научится и действовать на равных с сильным.

в) При подборе группы необходимо также учитывать индивидуальные

особенности учащихся: уровень их знаний, темп работы интересы и т.п.

Особое значение для формирования мотивации совместной деятельности имеет

правильный подбор заданий и форм коллективной работы. Учитель не должен

предлагать детям непосильную вместе для них работу. Потому что, не получив

удовлетворения от совместного выполнения задания, дети надолго могут

сохранить негативное отношение к коллективным формам работы.

Для формирования мотивации совместной учебной работы большое значение имеет

то, какое место в работе группы занимает учитель. Он должен осуществлять

руководство работы детей учить их способам взаимодействия и в то же время

не быть диктатором.

Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и

цели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию другим

человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания

активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы

с четом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого

ученика.

Литература

1. Маркова А.К. и др. / Формирование мотивации учения/ Просвещение, М.

–1990.

2. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. /Мотивация учения и её

воспитание у школьников./ Педагогика, М.– 1983.

3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю./ Психологический справочник учителя/

Просвещение, М. – 1991.

4. Под ред. Васильевой З.И., Ахаян Т.В. и др./ Изучение личности

школьника учителем/ Педагогика, М. – 1991.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты