рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Некоторые подходы к формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с двигательными нарушениями рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Некоторые подходы к формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с двигательными нарушениями

Некоторые подходы к формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с двигательными нарушениями

Министерство просвещения Российской Федерации

Московский государственный открытый

Педагогический университет имени Шолохова

Дефектологический факультет

Кафедра олигофренопедагогики

Тема: Некоторые подходы к формированию изобразительной деятельности

старших дошкольников с двигательными нарушениями.

Выпускная квалификационная работа

Студентки 5 курса

Отделения олигофренопедагогики

Романенковой Е.В.

Научный руководитель –

кандидат психологических наук

доцент, зав. кафедрой

специальной психологии МГОПУ

Левченко Ирина Юрьевна

Москва 2003

Оглавление

Введение....................................................................

.................................................3

Глава I. Проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с

церебральным

параличом….............................................................

........6

1.1 Понятие ДЦП……………………………………………………………...6

1.2 Основные направления коррекционно-развивающего обучения

старших дошкольников детским церебральным параличом при

подготовке к школе……………………………………………………...17

1.3 Роль изобразительной деятельности в структуре коррекционного

обучения детей с церебральным параличом…………………………...19

Г лава II. Особенности изобразительной деятельности участников

исследования………………………………………………….………..22

2.1 Характеристика контингента…………………………………………...22

2.2 Методы исследования…………………………………………………..26

2.3 Результаты экспериментального изучения изобразительной

деятельности……………………………………………………………..27

Глава III. Методические рекомендации к организации и содержанию занятий по

формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с детским

церебральным параличом………………………...33

Заключение…………..…………………………………………………………….61

Список литературы……………………………………………………………….65

Приложения………………………………………………………………………..68

Введение

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего

развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому

и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному

развитию. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности

активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное

восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом

помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.

Безусловно, что для ребенка с отклонениями в развитии занятия,

направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют еще

большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника.

Ценность исследований особенностей изобразительной деятельности у

детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в определении

адекватных методов коррекции имеющихся нарушений средствами

изобразительной деятельности .

Актуальность.

Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья

значительную часть занимают дети, страдающие различными формами детского

церебрального паралича – от 2 до 6 больных на 1000 детского населения.

Среди больных ДЦП имеются дети с различной степенью тяжести нарушений,

вплоть до тяжелой, ведущей к пожизненной инвалидности.

Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения

детей с церебральным параличом (Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Ипполитова

М.В., Бабенкова Р.Д., Симонова Н.В., Калижнюк Э.С., Мамайчук И.И.,

Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.), среди других трудностей становления

познавательной деятельности, указывают на трудности формирования

изобразительной деятельности и графических навыков у детей с ЦП. Особую

значимость это имеет в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В

работах Сакулиной М.П., Комаровой Т.С., Кузина В.С., Сокольниковой Н.М.,

Шорохова Е.В. и др. отмечается, что успешное освоение изобразительной

деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в

формировании других видов деятельности.

Данных по изучению особенностей формирования и коррекции

изобразительной деятельности у детей с ЦП в доступной литературе

необоснованно мало. Это препятствует организации коррекционной работы в

пропедевтическом периоде и затрудняет последующее обучение детей в школе,

в частности, овладение письмом, изобразительной деятельностью, как

школьными предметами.

Основная цель исследования – разработать методику проведения занятий,

направленных на формирование изобразительной деятельности старших

дошкольников с ДЦП и апробировать ее эффективность.

Объект исследования – дети с различными формами церебрального паралича

в возрасте 6-9 лет.

Предмет исследования – процесс обучения и коррекция движений руки у

детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Гипотеза.

Мы предположили, что нарушения формирования изобразительной

деятельности у детей, страдающих различными формами ДЦП, связаны с

двигательными, сенсорными и интеллектуальными расстройствами. Овладение

рисованием детьми с такими нарушениями в развитии будет затруднено.

Необходима комплексная система занятий, которая поможет коррекции нарушений

движений руки, пространственной ориентации, сенсорному развитию, подготовке

к школьному обучению, а в дальнейшем социальной реабилитации.

В ходе исследования решались следующие задачи.

1. Изучить и охарактеризовать нарушения психической и изобразительной

деятельности у детей с различными формами детского церебрального

паралича.

2. Разработать систему занятий, направленных на развитие изобразительной

деятельности детей с ЦП и проверить ее эффективность.

Практическая значимость.

Использование данной методики в пропедевтическом периоде существенно

повышает возможности обучения детей изобразительной деятельности, письму,

способствует их интеллектуальному, сенсорному и эмоциональному развитию.

Результаты исследования могут быть использованы в дошкольных специальных

учреждениях для детей с ДЦП., в различных центрах социальной защиты при

реабилитационной работе с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями при

ДЦП, которые, в силу тяжести поражения , не посещают специальные учреждения

системы образования.

Глава I. Проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с церебральным

параличом.

1. Понятие ДЦП.

Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже

несколько десятилетий являются объектом пристального внимания

специальных педагогов. По данным Госкомитета Российской Федерации

каждый 10-й ребенок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний

опорно-двигательного аппарата. В структуре заболеваемости детей от 0

до14 лет данные болезни составляли в 1990 г. – 91,7 тыс. случаев

(впервые установленный диагноз), в 1995 г. – 547 тыс. , а в 1999 г. –

720 тыс. случаев ().

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата – это полиморфная

в клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц. В

зависимости от причины и времени действия вредоносных факторов

отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата.

1. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич,

полиомиелит.

2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный

вывих бедра, кривошея, аномалии развития позвоночника, аномалии

развития пальцев кисти, артрогрипоз.

3. Приобретенные заболевания и повреждения спинного мозга,

головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета и др.

При всем разнообразии врожденных, рано приобретенных заболеваний

и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства больных детей

наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является

двигательный дефект.

В настоящее время необходимость совершенствования организации

психолого-педагогической помощи детям с нарушениями опорно-

двигательного аппарата тем более очевидна, так как эта патология

чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно

значительно увеличивается число больных детей с детским церебральным

параличом . Это составляет 89% случаев от общего числа заболеваний

опорно-двигательного аппарата ()

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание

нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. ДЦП

развивается в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем

онтогенезе.

Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение

двигательной функции, связанной с задержкой развития или неправильным

развитием статокинетических рефлексов, патологией мышечного тонуса,

парезами. К двигательным расстройствам в большей части случаев

присоединяются нарушения зрения и слуха (20-25%), речи и др. У

некоторых детей могут наблюдаться сопутствующие синдромы: судорожный,

мозжечковый, гипертензионный, гиперкинетический и иные. Такая сложная

клиническая картина и вынужденная обездвиженность создает дефицитарный

характер психического развития ребенка с ДЦП, что весьма отрицательно

сказывается на его познавательной деятельности в целом. Наиболее

распространенной формой нарушения психического развития при данном

заболевании является задержка психического развития (50% всей популяции

детей с ДЦП) и примерно 20-25% имеют умственную отсталость различной

степени выраженности.

Следует отметить, что ДЦП не является прогрессирующим

заболеванием. С возрастом при правильном лечении, реабилитации и

коррекционно-педагогической работе состояние ребенка, как правило,

улучшается.

Степень тяжести двигательных нарушений варьируются в большом

диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие нарушения, на

другом – минимальные. Психические и речевые расстройства, также как и

двигательные имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться

целая гамма различных сочетаний.

Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют

различную степень выраженности.

1. Тяжелая. Дети не овладевают навыками ходьбы и манипулятивной

деятельностью. Они не могут себя обслуживать.

2. Средняя. Дети овладевают ходьбой, но передвигаются с помощью

ортопедических приспособлений ( костылей, канадских палочек и

т.п.) Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за

нарушений манипулятивной функции.

3. Легкая. Дети ходят самостоятельно. Они могут себя обслуживать,

у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у

больных могут наблюдаться неправильные патологические позы и

положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие,

замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой

моторики.

При легкой и средней степени поражения (а таких детей более 70%

среди всех, страдающих ДЦП) дети могут посещать коррекционно-

образовательные детские учреждения. Наиболее тяжелые больные

воспитываются и обучаются в специальных учреждениях интернатского типа

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Медицинской наукой накоплены огромные данные о причинах

возникновения детского церебрального паралича. Многочисленные

исследования свидетельствуют о нарушении развития плода под влиянием

различных вредных факторов. В настоящее время доказано, что более 400

факторов могут оказать повреждающее действие на центральную нервную

систему развивающегося плода. Принято выделять: пренатальные,

перинатальные и постнатальные неблагоприятные факторы, имеющие

отношения к происхождению ДЦП.

Пренатальные факторы.

- конституция матери,

- соматические, сердечно-сосудистые, эндокринные, инфекционные

заболевания будущей матери (вирусные инфекции, краснуха,

токсоплазмоз, цитомегаловирус),

- вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания);

- физические травмы, ушибы плода;

- осложнения предыдущей беременности;

- физические факторы (перегревание или переохлаждение, действие

вибрации, облучение);

- некоторые лекарственные препараты;

- несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или

группам крови;

- экологическое неблагополучие (загрязненные отходами

производства вода, воздух; содержание в продуктах питания

большого количества нитратов, ядохимикатов, радионуклидов,

различных синтетических добавок, повышенный уровень радиации).

Все выше перечисленные факторы нарушают маточно-плацентарное

кровообращение, что приводит к расстройствам питания и кислородному

голоданию плода (внутриутробной гипоксии). Развитие нервной системы

плода в этих условиях нарушается.

К факторам, нарушающим развитие плода также относят следующие:

вес менее 1500 гр., микроцефалия, ненормальная позиция плода, малый вес

плаценты, беременность сроком менее 37 недель, аномалия конечностей,

генетические факторы.

Перинатальные факторы.

К этим факторам относят родовую травму, асфиксию в родах.

Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в

настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения ДЦП.

Родовая травма ,с одной стороны, воздействует на мозг, как и всякая

механическая травма, с другой – она вызывает нарушение мозгового

кровообращения и в тяжелых случаях кровоизлияние в мозг. Причинами

родовых травм могут быть механические повреждения при рождении (

применение щипцов, вакуумоэкстрактора (15%), неправильное предлежание

плода (7%), узкий таз матери, особенно при беременности крупным плодом,

скоротечные роды (11%), длительные потуги, искусственные роды –

кесарево сечение (8%),

патология плаценты или пуповины, обвитие пуповины, слабость родовой

деятельности (27%), преждевременное отхождение вод (18%) ()

Действие родовой травмы обычно сочетается с асфиксией –

патологическим состоянием организма, характеризующимся недостатком

кислорода в крови и избыточным накоплением углекислоты, нарушением

дыхания и сердечной деятельности.

Частота случаев ДЦП среди детей, родившихся в асфиксии ,

колеблется по данныи разных исследователей от 3 до 20%. Четкая связь

прослеживается между родовой асфиксией и ДЦП у детей, рожденных

преждевременно.

Постнатальные факторы.

На постнатальной стадии выделяются следующие причины отклонений:

- травмы черепа и костей, субдуральные гематомы;

- инфекции: менингит, энцефалит, абсцесс мозга,

- интоксикации: лекарственными веществами, антибиотиками,

свинцом, мышьяком и др.,

- кислородная недостаточность: при удушении, утоплении,

- осложнения после прививок,

- при новообразованиях и других приобретенных отклонениях в

мозге: опухоли, кисты, гидроцефалия…

Примерно в 2% случаев основную роль в развитии ДЦП играет

генетический фактор .

На практике часто встречаются сочетания различных вредоносных

факторов. В мировой литературе предложено более двадцати классификаций

ДЦП. Они основаны на этиологических признаках, характере клинических

проявлений, патогенетических особенностях. В отечественной клинической

практике используется классификация К.А. Семеновой (), в которую

включены собственные

данные автора и элементы классификации Д.С.Футера () и М.В.Цукер

().

Согласно этой классификации выделяют пять основных форм детского

церебрального паралича:

- двойная гемиплегия,

- спастическая диплегия,

- гемипаретическая форма,

- гиперкинетическая форма,

- атонически-астатическая форма.

Спастическая диплегия - наиболее распространенная форма ДЦП,

характеризуется тетрапарезом, при этом руки поражены в меньшей степени, чем

ноги. Дети, страдающие спастической диплегией, под влиянием специального

обучения могут овладевать навыками самообслуживания, письма и рядом

трудовых навыков

При спастической диплегии возможно преодоление психических и речевых

расстройств при условии систематической, направленной коррекционной работы.

Следующая форма ДЦП - двойная гемиплегия - возникает при наиболее

тяжелых поражениях незрелого мозга. Это тоже тетрапарез. Однако обе пары

конечностей поражаются в одинаковой степени Больные - практически

обездвиженные, безречевые и имеют глубокую степень интеллектуального

недоразвития. Их состояние усугубляется наличием сопутствующих синдромов,

что приводит к невозможностью их воспитания и обучения. При условии

отсутствия глубокого интеллектуального недоразвития у этих больных двойная

гемиплегия может трансформироваться в спастическую диплегию.

Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется наличием насильственных

движений. Гиперкинезы встречаются в сочетании и с параличами,

и с парезами или без них. Широко распространены речевые нарушения

(90%), чаще - в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект ребенка

при этом часто остается удовлетворительным. Обучению ребенка мешают

тяжелые речевые нарушения и тяжелые расстройства произвольных движений.

Однако дети с этой формой ДЦП проявляют стремление к общению и

обучению. Эта форма вполне благоприятна в отношении обучения и социальной

адаптации.

Атонически-астатическая форма ДЦП отличается низким тонусом мышц, в

отличие от других форм с высоким тонусом. Для этой формы характерно наличие

парезов, атаксии и тремора. У 60% - 75% детей наблюдаются речевые

расстройства в форме мозжечковой дизартрии. Довольно часто при этой форме

наблюдается недоразвитие психики.

Гемипаретическая форма. При этой форме двигательные расстройства

выражены в меньшей степени, чем при других формах ДЦП. Из-за трофических

расстройств у детей отмечается замедление роста костей, а отсюда -

укорочение длины паретичной конечности. При этом тяжелее поражаются руки -

правая или левая.

Эта категория больных ДЦП, как правило, лучше, чем при других формах,

общается, социально ориентируется и приучается к труду, но нуждается в

коррекции нарушений таких корковых функций, как счет, письмо,

пространственное восприятие.

Одной из особенностей, характеризующих детский церебральный паралич,

является нарушение моторики рук. При некоторых формах заболевания в течение

многих лет сохраняются тонические рефлексы периода новорожденности, которые

препятствуют развитию двигательной сферы (Семенова К. А., Махмудова Н. М,

1979).

Нарушение центрального отдела двигательного анализатора приводит к

сложным и стойким расстройствам моторики рук, которые характеризуются не

только паретичностью, нарушением тонуса мышц, наличием насильственных

движений - гиперкинезов, но и неправильной установкой конечностей и

контрактурами суставов. Нарушения ряда корковых функций обуславливают

наличие атаксий и дизметрий, что проявляется в виде неточности движений

рук. Все эти двигательные расстройства с возрастом имеют тенденцию к

усилению. Особенно отчетливо они проявляются при выполнении произвольных

движений, что препятствует правильному формированию и фиксированию в памяти

схемы этих движений.

Для детского церебрального паралича характерно нарушение и высших

кинестетических функций, (т. е. - нарушение мышечно-суставного чувства),

определяющих в значительной степени не только тонус мышц, но и развитие

произвольных движений (К. А. Семенова 1999).

У больных при сохранности правильного восприятия отдельных движений нет

возможности синтезировать эти движения в единое целое.

Дети, больные двойной гемиплегией не узнают формы пассивного движения

пальца по геометрическим фигурам или кинестетическое восприятие у них

извращено, т. е., если с пассивным проведением пальцем по треугольнику

одновременно показать ребенку круг того же размера, то он ощутит движение

пальца «по кругу». У детей, страдающих гиперкинетичекой формой ДЦП,

кинестетическое чувство иногда исчезает до полной потери после

непроизвольных движений.

При атонически-астатической форме патологии кинестетического восприятия

часто больной не может ощущать прямую линию - как прямую. Она

воспринимается, как часть окружности.

При гемипарезах кинестетическое восприятие неполное, иногда возникает

ложное восприятие формы пассивного движения.

Специалисты по проблемам детского церебрального паралича (Э. С.

Калижнюк, И. Ю. Левченко, Е. М. Масткжова, К. А. Семенова, М. Б. Эйдинова)

считают, что патология кинестетического восприятия является одной из причин

нарушения хода развития ряда гностичеких функций.

Кроме того, установлено, что при ДЦП имеют место расстройства

пальцевого праксиса, пальцевого гнозиса, нарушение стереогноза.

Известно, что формирование представлений о своем теле находится в

тесной связи с развитием двигательных функций, с развитием тактильных,

зрительных и кинестетических ощущений и соответствия движений, в процессе

которых осознается взаиморасположение частей тела - схемы тела.

Многие дети, страдающие ДЦП, как бы «забывают» пользоваться своими

пораженными конечностями, они игнорируют свою пораженную руку даже в случае

умеренного поражения. Подавление деятельности кинестетического анализатора

затрудняет, а в некоторых случаях, по-видимому, и исключает выработку тех

условнорефлекторных связей, на основе которых строится чувство собственно

тела, чувство позы и, наконец, тонкая моторика. Отсюда и элементы апраксии,

в основном - в движении пальцев рук.

Итак, все вышеизложенное подтверждает сложный и стойкий характер

нарушения двигательной функции у детей, страдающих различными формами

детского церебрального паралича, и указывает на то, что эти нарушения

специфичны для той или иной формы.

Однако познавательная деятельность детей с ДЦП нарушается и в связи с

особенностями их психического развития. Многие авторы (М. Б. Эйдинова; К.

А. Семенова; Р. Я. Абрамович-Лехтман; Е. И. Кириченко; И. Ю. Левченко)

относят нарушения психического развития у детей с ДЦП к аномальному

психическому развитию и утверждают, что эти нарушения в значительной

степени зависят от локализации и времени поражения головного мозга.

Согласно теориям, связанным с именами Л. С. Выготского, С. Л,

Рубинштейна, А. И. Леонтьева, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, А. Г. Лурия,

А. В. Запорожца и других авторов, на основе движения, определенных видов

практической деятельности формируются процессы восприятия, которые имеют

активный характер и являются познавательными. Постепенно с их развитием

появляются психологические предпосылки для освоения более сложных видов

практической деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию более

высокой ступени восприятия.

Отечественная психология рассматривает восприятие как своеобразное

«ориентировочно-исследовательское действие» (Венгер А. А. , Запорожец В.

А.)

У ребенка с ДЦП в силу двигательной недостаточности формирование всех

видов восприятия может быть нарушено на самых ранних этапах его развития.

Причиной являются такие факторы, как нарушение моторного аппарата глаз,

недоразвитие статокинетических рефлексов, способствующее ограничению полей

зрения у таких детей. Известно, что развитие полей зрения тесно связано с

формированием произвольного внимания и всех видов восприятия, том числе и

пространственного

У детей с ДЦП при недостаточности предметных действии недостаточно

развито предметного восприятие, а предметные действия невозможны без

развития и совершенствования общей моторики. В результате предметной

деятельности происходит развитие осязания.

Кроме того, двигательная недостаточность препятствует не только

нормальному зрительному и кинестетическому восприятию и их развитию, но и

мешает формированию интерсенсорных условий связей, особенно зрительно-

моторных.

Известно, что движение, а также практическая деятельность имеет

огромное значение в развитии ряда высших корковых функций, особенно

пространственных. Этим объясняются часто наблюдаемые пространственные

нарушения у детей с церебральными параличами

Многие дети с церебральными параличами испытывают затруднения в

восприятии формы, в соотнесении в пространстве объемных и плоских величин

(А. Л. Добронравова, 1967).

Часто ребенок с церебральным параличом не ориентируется в частях

собственного тела; развитие схемы тела тесно связано с формированием

пространственного восприятия. У больных нарушения пространственного

восприятия могут проявляться в сочетании. У них трудно формируются понятия

«лево», «право», проявляются элементы пальцевой агнозии, трудности в

усвоении письма, чтения, счета. Наряду со зрительным и кинестетическим

восприятием в развитии пространственного представления имеет значение

деятельность слухового анализатора.

У ребенка с церебральным параличом в силу недостаточности слухового

восприятия, недоразвития общей моторики может иметь место недостаточность

пространственно-различительной деятельности слухового анализатора, что тоже

затрудняет развитие пространственного представления.

Все сказанное выше указывает на специфические условия интеллектуального

развития детей, страдающих церебральным параличом. Больной ребенок часто не

способен различить, обозначить и дифференцировать свои пальцы, не замечая

при этом своей несостоятельности. Пальцевая агнозия иногда сочетается с

невозможностью обозначения элементов лица. Эти больные не могут нарисовать

человека, особенно его лицо и руки.

Большие трудности они испытывают при овладении письмом, особенностью

этого письма может быть его зеркальность.

Кроме того, у тех, же больных может отмечаться синдром конструктивной

апраксии. В речи могут выявляться нарушения по типу моторной алалии, легкие

анамнестические нарушения и недоразвитие семантической стороны речи.

Известно, что более выраженными и стойкими перечисленные выше

нарушения бывают при определенных формах ДЦП, а именно: правостороннем

гемипарезе, спастической диплегии при минимальном поражении рук (синдром

Литтля). По мере проведения лечебно-педагогических мероприятий эти процессы

могут быть обратимыми.

Итак, патология двигательной функциональной системы у детей, страдающих

церебральными параличами, является одним из важных факторов, замедляющих и

искажающих психическое развитие. Патология зрительного и слухового

восприятия в результате поражения рецепторных систем также может привести к

недоразвитию познавательной деятельности, речи и интеллекта в целом. Кроме

того, частые явления при этом заболевании -недостатки в развитии речи, что

нарушает коммуникативность, обобщающие и регулирующие функции речи.

Условия воспитания больного ребенка играют важнейшую роль в патогенезе

психических нарушений, а именно - недостаточность коммуникативных связей с

окружающим, иногда невозможность игры и систематического обучения. Реакция

на свое инвалидизирующее хроническое заболевание, неправильное поведение

родителей, чрезмерно опекающих или, наоборот чересчур требовательных к

своему больному ребенку, могут развить в одних случаях пассивность,

неумение преодолеть трудности, в других - реакцию протеста, негативизм,

упрямство.

Однако среди исследователей утвердилось мнение о положительной динамике

в развитии ребенка с ДЦП при условии своевременного целенаправленного

коррекционного воздействия. У группы детей, прогностически благоприятных,

нарушения психического развития носят обратимый характер при активном и

комплексном воздействии на основные компоненты дефекта развития.

1.2 Основные направления коррекционно-развивающего обучения старших

дошкольников с ДЦП при подготовке к школе.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям

медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной

помощи, обеспечение максимально полной и социальной адаптации, общего и

профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к

жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-

педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязностью,

преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа

должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного

воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля.

В комплексное восстановительное лечение детского церебрального

паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа,

лечебная физкультура, ортопедическая помощь, физиотерапевтические

процедуры.

Комплексный характер коррекционно-педагогической работы

предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых,

психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.

Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон

психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того,

на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.

При коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для

данного возраста вид деятельности.

При ДЦП важно развитие скоординированной системы межанализаторных

связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-

кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на

несколько анализаторов. Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм

коррекционно-педагогической работы.

Родители - важнейшие участники педагогической работы, организуемой с

ребенком. Они отрабатывают, закрепляют навыки и умения у детей,

сформированные специалистами. Это ускорит процесс восстановления нарушенных

функций.

Коррекционно-педагогическая работа реализуется в несколько этапов.

Каждый этап имеет свои направления в работе.

В процессе подготовки ребенка с ДЦП к школе выделяются следующие

направления коррекционно-развивающего обучения:

- развитие игровой деятельности;

- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и

взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса,

формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений

лексического, грамматического и фонетического строя речи;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

- развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и

временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие

кинестетического восприятия и стереогноза;

- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов

абстрактно-логического);

- формирование математических представлений;

- развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

- воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

- подготовка к школе.

3. Роль изобразительной деятельности в структуре коррекционного обучения

детей с ДЦП.

Среди основных направлений коррекционно-развивающего обучения детей,

страдающих различными формами церебрального паралича и прогностически

благоприятных в развитии - занятия, направленные на формирование

двигательных навыков, развитие предметной деятельности, речи, общения,

игры. В связи с этим изобразительная деятельность выступает, как

деятельность в процессе формирования, посредством которой активизируются

двигательные навыки, восприятие, речь, игра и ряд других немаловажных

аспектов психики ребенка-дошкольника.

Дети с церебральными параличами, так же, как и их нормально

развивающиеся ровесники, проявляют интерес к изобразительной деятельности и

при правильной организации занятий она становится любимым видом

деятельности.

Изобразительная деятельность открывает перед детьми с ограниченными

возможностями передвижения очень много интересного, красивого,

занимательного. Эта деятельность наиболее доступна для них. Разные виды

изобразительности показывают многообразие средств для реализации

задуманного изображение. Ребенок получает возможность выразить в рисунке

нечто важное для него. В процессе занятий формируются личностные качества

ребенка - усидчивость, целеустремленность личности, желание как можно лучше

исполнить свою работу.

Особое место занимает этот вид детской деятельности в воспитании детей

с ДЦП. Несмотря на очень тяжелые двигательные расстройства и нарушения

пространственного восприятия, дети с ДЦП охотно занимаются изобразительной

деятельностью, как одним из наиболее доступным для них и интересных

занятий. Однако продукция их изодеятельности весьма несовершенна и

непривлекательна, а общепринятые способы должного эффекта не дают. В

результате такой многофакторный, всеобъемлющий вид деятельности не

используется в развивающей и корригирующей системе обучения и воспитании

детей с множественными отклонениями в физическом и психическом развитии,

характерными для ДЦП.

Обобщая выше сказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Нарушения при детском церебральном параличе носят множественный

характер, к двигательным расстройствам присоединяются нарушения

психики, речи, зрения, слуха, поэтому необходимо постоянное

целенаправленное комплексное воздействие на ребенка для стимуляции

его развития, профилактики и коррекции нарушений.

2. Основными направлениями в коррекционно-педагогическом процессе при

подготовке к школьному обучению являются:

- развитие игровой деятельности;

- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и

взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса,

формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений

лексического, грамматического и фонетического строя речи;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

- развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и

временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие

кинестетического восприятия и стереогноза;

- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов

абстрактно-логического);

- формирование математических представлений;

- развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

- воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

подготовка к школе.

3. Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии детей,

особенно в дошкольном возрасте, так как способствует эстетическому,

нравственному воспитанию, расширению кругозора ребенка, создает базу

для овладения школьными навыками.

4. Изобразительная деятельность позволяет решить многие задачи

коррекционного воспитания, но множественные нарушения мешают

формированию необходимых навыков самообслуживания, развитию

практической деятельности и подготовки руки ребенка к письму.

Глава II. Особенности изобразительной деятельности участников

исследования.

2.1. Характеристика контингента.

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе

Областного реабилитационного центра детей-инвалидов г.Брянска.

Всего в исследовании участвовало 20 детей в возрасте 6-9 лет с

различными формами детского церебрального паралича. Возраст детей был

определен тем, что к 6-7 годам эти дети, как правило, еще не готовы к

целенаправленному обучению. Это обусловлено их двигательными расстройствам,

задержкой психического развития органического генеза, нарушением

коммуникативной функции речи и рядом других нарушений, которые к 8-9 годам

в той или иной степени компенсируются под влиянием лечения и коррекционной

работы.

Табл.№1.

| Ф И О|Дата |Клинич. диагноз |Нарушения |Степень |

| |рождения | |психики, речи и |тяжести |

| | | |др. | |

|1.Алымова |15.03.96г. |ДЦП, спастическая | |легкая |

|Настя | |диплегия | | |

|2. Батутин |11.10.95г. |ДЦП, спастическая |ОНР 3ур. |легкая |

|Денис | |диплегия |дизартрия | |

|3. Болотов |3.03.96г. |ДЦП, гемипарез |ЗПР, ОНР 3ур., |средняя |

|Ваня | |правосторонний |дизартрия | |

|4. Денисов |13.02.96г. |ДЦП, спастическая |ЗПР, |средняя |

|Рома | |диплегия |ОНР2-3ур, | |

| | | |дизартрия | |

|5. Деркач |12.05.96г. |ДЦП, гиперкинети- | |легкая |

|Лена | |ческая форма | | |

|6. Ермакова |8.09.96г. |ДЦП, спастическая |ОНР 3ур., |легкая |

|Алина | |диплегия |дизартрия | |

|7. Жила |11.01.95г. |ДЦП, |ЗПР, ОНР 2ур., |тяжелая |

|Марина | |гиперкинети-ческая |дизартрия | |

| | |форма | | |

|8. Иванкина |6.04.95 г. |ДЦП, гемипарез |ЗПР, ОНР 3ур., |средняя |

|Оля | |левосторонний |дизартрия, | |

| | | |сходящееся | |

| | | |косоглазие | |

|9. Косов |27.06.95г. |ДЦП, спастическая |ОНР 3ур., |средняя |

|Саша | |диплегия |дизартрия | |

|10. Кирова |16.11.94г. |ДЦП, спастическая |ЗПР, ОНР1-2 ур. |тяжелая |

|Аня | |диплегия |Моторная алалия | |

|11. Комаров |13.02.96г. |ДЦП, |Тугоухость |легкая |

|Сережа | |гиперкине-тическая |1степ., нарушение| |

| | |форма |тембра голоса | |

|12. Ломова |24.05.96г. |ДЦП, спастическая | |легкая |

|Света | |диплегия | | |

|13. Литко |15.05.95г. |ДЦП, гемипарез |ЗПР, ОНР3ур., |средняя |

|Катя | |правосторонний |дизартрия | |

|14. Морозов |7.04.95г. |ДЦП, гемипарез |Косоглазие |средняя |

|Андрей | |правосторонний | | |

|15. Назаров |4.10.94г. |ДЦП, спастическая |ЗПР, ОНР2ур., |тяжелая |

|Алексей | |диплегия |дизартрия | |

| |25.09.94г. |ДЦП, гемипарез | ЗПР |средняя |

|16. Нырок | |правосторонний | | |

|Толя | | | | |

|17. Патова |12.08.95г. |ДЦП, спастическая |ОНР 3ур., |средняя |

|Алла | |диплегия |дизартрия | |

|18. Перова |22.07.96г. |ДЦП, гемипарез | |легкая |

|Инна | |левосторонний | | |

|19. Савченко|10.10.94г. |ДЦП, | |средняя |

|Юра | |гиперкинетическая | | |

| | |форма | | |

|20. Яхонтов |15.10.93г. |ДЦП, спастическая |ЗПР, ОНР 3ур., |Тяжелая |

|Игорь | |диплегия |дизартрия | |

Табл.№2. Распределение детей по возрасту.

|6 лет |7 лет |8 лет |9 лет |

|7 человек |6 человек |5 человек |2 человека |

Табл.№3. Распределение детей по формам ДЦП.

|Форма ДЦП |Количество детей в |Процентное соотношение|

| |группе | |

| 1. Спастическая диплегия | 10 человек | 50%|

| 2. Гиперкинетическая форма | 4 | 20%|

|ДЦП |человека | |

| 3. Гемипарез | 6 человек| 30%|

|правосторонний |4 |20% |

|левосторонний |2 |10% |

Табл.№4. Распределение детей по степени тяжести.

| Степень тяжести | Число | Процентное соотношение |

| |детей | |

| 1. Легкая | 7 | 35% |

| |человек | |

| 2. Средняя | 9 | 45% |

| |человек | |

| 3. Тяжелая | 4 | 20% |

| |человека | |

2.2 Методы исследования.

В ходе исследования использовались следующие методы:

1. Изучение медицинской и педагогической литературы по проблеме

обучения и воспитания детей с церебральными параличами и по

проблемам формирования изобразительной деятельности в детском

возрасте как у нормально развивающегося ребенка, так и у детей с

нарушениями двигательного аппарата.

2. Анализ медицинской и педагогической документации (карты развития

ребенка, истории болезни, психолого-педагогические характеристики и

речевые карты детей).

3. Метод анализа продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации,

лепка и т.д.).

4. Наблюдение.

5. Констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Исследование осуществлялась в 3 этапа.

I – Изучение специальной литературы, выявление психолого-педагогических

особенностей детей, страдающих той или иной формой детского

церебрального паралича.

II – Формирующий эксперимент проводился в декабре 2002г. – феврале 2003 г.

в областном центре реабилитации детей инвалидов г.Брянска. Формирующий

эксперимент включал в себя коррекционное обучение по направлениям:

рисование, аппликация, лепка и ознакомление детей с произведениями

искусства.

III - Контрольный эксперимент, обработка результатов исследования,

написание дипломной работы.

2.3 Результаты экспериментального изучения изобразительной деятельности

старших дошкольников с ДЦП.

В ходе исследования особенностей изобразительной деятельности детей-

дошкольников с ДЦП была предложена система заданий для обследования

навыков, позволяющих свободно выражать на листе бумаги задуманное

изображение. Т. С. Комарова предлагает различать 3 группы таких навыков. 1

группа - навыки владения инструментом; 2 группа - навыки, связанные с

выработкой качества движения, от которой зависит качество линий и раскраски

рисунка. 3 группа – навыки, обеспечивающие передачу пространственных

свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций).

Учитывая то, что формирование графических навыков в нашем случае

является прежде всего одной из предпосылок дальнейшего обучения письму,

именно эти навыки представляют собой главный элемент изобразительной

деятельности детей с ДЦП.

Для оценки развития изодеятельности детей с ДЦП можно использовать

следующую схему

Первая группа навыков

|Навыки |Умения |Задания |

|Навыки и умения |Умение свободно владеть| |

|владения инструментом. |карандашом и кистью при|Проведи линию |

|Навыки удержания |различных приемах |сверху вниз. |

|карандаша и кисти |рисования. |Нарисуй дорожку |

|(исходное положение). | |(горизонтальную линию).|

|Навыки положения руки с| | |

|карандашом при | |А теперь нарисуй |

|рисовании вертикальных | |кисточкой: |

|и горизонтальных линий.| |а) линию сверху вниз; |

| | |б) нарисуй дорожку |

|Навыки ведения | |(горизонтальную |

|линии кистью. | |линию). |

|Навыки держания | |А теперь нарисуй |

|кисти при рисовании | |кисточкой широкую |

|тонких и широких линий.| |ленточку и узкую. |

| | |5. Соедини эти точки |

|5. Навыки соединения | |(отрезки прямой). |

|разноудаленных точек на| | |

|плоскости листа. | | |

Вторая группа навыков

|Навыки |Умения |Задания |

|Навыки, связанные с | Умение регулировать |Как называются эти |

|выработкой качеств |движения в соответствии|фигуры? Назови их |

|движения, от которой |с задачами изображения.|(треугольник, квадрат, |

|зависит качество линий | |круг) |

|и раскраски в рисунке. | |Соедини эти точки. |

|1. Навык произвольной | |Что получилось? (вер |

|регуляции силы нажима. | |шины квадрата, |

|Навык произвольного | |треугольника, несколько|

|изменения | | |

|амплитуды (раз | |точек круга) |

|маха). | |Раскрась аккуратно эти |

|Навык произвольного | |фигуры карандашом |

|изменения | |(квадрат, треугольник, |

|скорости движения (его | |круг): |

|замедление и | |Закрась (заштрихуй) |

|ускорение). | |два треугольника сверху|

|Навык прекращения | |вниз (один треугольник |

|движения в | |вершиной |

|нужной точке. | |вверх и один вершиной |

| | |вниз) |

| | |Нарисуй заборчик (не |

| | |сколько вертикальных |

|5. Навык ритмичного | |линий) |

|проведения повторных | |Продолжи следы |

|движений. | |(штриховая линия) |

Третья группа навыков

|Навыки |Умения |Задания |

|Навыки и умения, |1. Умение изменять |Продолжи дорогу, по |

|обеспечивающие передачу|направление движения |которой едет машина. |

|пространственных |(под углом, переход от |Нарисуй радугу. |

|свойств предметов |движения по прямой к |Намотай клубочек, |

|(формы, величины, |движению по дуге и |размотай клубочек |

|пропорции). |наоборот; переход от |(нарисовать спиральную |

|1. Навыки удержания |движения по одной дуге |линию изнутри (наружу и|

|направленности движения|к движению по другой |наоборот). |

|а) по прямой, б) |дуге). |Нарисуй круг (большой, |

|по дуге, в) по |Умение подчинять |маленький). |

|окружности. |движение соразмерно |Нарисуй горки (ломаную |

| |отрезкам по длине |линию). |

| |(квадрат, |6.Нарисуй снеговика |

| |прямоугольник) |(три вертикально рас |

| |3. Умение подчинять |положенных круга). |

| |движение соразмерно |7.Нарисуй человечка. |

| |изображению или его |Нарисуй квадрат, |

| |частям по величине. |треугольник, круг. |

| | |9. Нарисуй дом. |

| | |10. Нарисуй дерево. |

| | |11. Дорисуй яблоко (из |

| | |половины). |

| | |12. Нарисуй такой же |

| | |флажок. |

| | |13. Нарисуй лесенку. |

Результаты выполнения заданий оценены с помощью количественных

показателей.

Оценка результатов:

5 баллов - навыки сформированы соответственно

возрасту;

4 балла - задание выполняется медленно, неуверенно ;

3 балла - задание выполняется медленно,

неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;

2 балла - нарушена плавность движений,

появляются микро и макрографии;

1 балл - задание не выполнено.

Это позволило провести сравнение уровней сформированности

изобразительной деятельности у детей с разными формами и различной

степенью тяжести заболевания. (см. приложение).

В результате проведенного обследования были выявлены особенности

изобразительной деятельности дошкольников, страдающих разными формами

церебрального паралича..

Большинство детей экспериментальной группы не могли выполнить даже

самых примитивных рисунков. Их графическая деятельность носила характер

доизобразительного черкания.. Дети с непроизвольными навязчивыми

движениями (с гиперкинетической формой ДЦП), даже стараясь воспроизвести

форму, хаотически чертят, проводят линии за пределы листа бумаги.

Большие трудности испытывали дети при проведении прямых, вертикальных,

горизонтальных линий, особенно дети, которые вследствие поражения

правой руки, начинают рисовать левой ( правосторонний гемипарез) . Такие

больные часто игнорировали левую сторону листа , размещали свой рисунок

справа, а асимметричные фигуры изображали повернутыми в

противоположную сторону.

Особенностью деятельности детей с церебральными параличами являлась

разбросанность изображения по пространству листа - части предметов не

соединены между собой. Особенно ярко это проявлялась при рисовании

фигуры человека ( например , руки и ноги нарисованы отдельно от

туловища, глаза, рот - вне овала, изображающего лицо).

В связи с имеющимися у больных детей нарушениями схемы тела ,

изображение фигуры человека у них вызвало трудности - недорисованными

оказывались некоторые части тела, иногда наиболее пораженные конечности,

части лица были неправильно соотнесены между собой.

Дети недостаточно четко воспринимали форму предметов, путали близкие

формы: круг и овал, ромб и квадрат и т.д. В их рисунках имело место

упрощение и искажение формы изображаемых предметов. Это свидетельствует о

недостаточном зрительном восприятии у данной категории детей.

Нарушение оптико-пространственного восприятия в рисунках выражались

неправильной передачей пространственных отношений между отдельными

предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа.

При выполнении заданий по словесной инструкции дети не могли разместить

предметы на листе в соответствии с инструкцией, при срисовывании выполняли

рисунки в зеркальном изображении.

Больные дети испытывали трудности при передаче величины предметов --

чаще они рисовали все предметы сильно уменьшенными. Дети же с

гиперкинетической формой ДЦП из-за непроизвольных навязчивых движений

наоборот сильно увеличивали изображения.

В своих рисунках больные обычно использовали только четыре основных

цвета (красный, синий, желтый, зеленый), не выделяя характерных для

данных предметов оттенков. Они с трудом даже различали и называли

оттеночные цвета в силу недостаточно дифференцированного цветового

восприятия..

В силу специфичности изображений дети обследованной группы не могли

выразить в своих рисунках все элементы задуманного ими сюжета.

Проведенное обследование показало нам, что трудности формирования

изобразительной деятельности у детей- дошкольников с ДЦП обусловлены

нарушением моторики, зрительно-моторной ориентации и нарушением сенсорной

сферы.

Глава III. Методические рекомендации к организации и содержанию

занятий по формированию

изобразительной деятельности старших дошкольников с ДЦП.

Для реализации задач нашего исследования был проведен формирующий

эксперимент.

В нем участвовали дети экспериментальной группы - 20 человек.

Для экспериментальной группы мы предложили систему заданий,

направленную на развитие и коррекцию изобразительной деятельности.

В ходе формирующего эксперимента мы предложили ряд упражнений, взятых

из методики обучения рисованию детей с ДЦП Г.В. Кузнецовой, которые могут

быть включены в занятия по изобразительной деятельности для детей старшего

дошкольного возраста с органическими поражениями ЦНС или, в наиболее

тяжелых случаях, представлять собой систему занятий для формирования

графических навыков у детей с нарушением двигательных функций.

Эта система состоит не только из заданий, направленных на

непосредственное воздействие на характер изображения, но и включает в себя

задания, направленные на развитие двигательной активности, точности

направленных (произвольных) движений, глазомера, пространственного

ориентирования, изучение схемы собственного тела.

Занятия проводились в течение 3 месяцев. Занятия осуществлялись

групповым методом. Наполняемость групп – 5-7 человек. Продолжительность

одного занятия от 15 до 25 минут. В ходе занятия обязательно проводились

физические упражнения для нормализации мышечного тонуса, направленные на

снятие чувства усталости, активизацию внимания. В некоторых случаях работа

проводилась индивидуально. Во время занятия обязательно соблюдались

ортопедические условия (правильная посадка, использование ортопедического

оборудования, фиксации листа и т.д.).

Формирующий эксперимент включал два этапа: подготовительный и основной.

Подготовительный этап.

Цель этого этапа - сформировать моторную и психологическую базу для

овладения рисованием. На этом этапе необходимо обогатить запас знаний об

окружающем, воспитывать интерес к изобразительной деятельности, обучить

ребенка адекватной позе во время рисования, развивать общую и мелкую

моторику, зрительное восприятие, пространственную ориентировку, стереогноз,

сформировать правильный захват и удержание карандаша и кисти, познакомить

с плоскостью листа, усвоить простейшие технические приемы изображения

(закрашивание плоскости листа, проведение прямых линий в заданном

направлении, примакивание кистью и т.д.).

Для поддержания у детей постоянного интереса к изобразительной

деятельности и формирования полноценных графических образов следует

применять разнообразные методы и приемы обучения: (предварительное

наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями

окружающего мира, обыгрывание предметов, лепка, анализ предмета с помощью

осязательно-двигательного способа обследования, обведение контура по

трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов,

словесное описание предмета…)

В Приложении дано тематическое планирование подготовительного периода.

Каждое занятие должно начинаться с нормализации тонуса рук. Для этой

цели используется массаж, термальное воздействие, гимнастика.

Для снижения тонуса мышц могут используются приемы Фелпса, основанные

на принципах Шерингтона. Согласно этой методике, специалист производит

максимальное сгибание и пронацию кисти и пальцев перед тем, как проводить

работу по становлении экстензии кисти и разгибанию пальцев, аналогично

приведение плеча перед его отведением (Н.А.Семенова,1991). Дети с

достаточно развитыми движениями и саморегуляцией могут проводить упражнения

на расслабление самостоятельно, по инструкции дефектолога, а затем и

родителей.

Дошкольникам можно предложить тренинг мышечного расслабления,

разработанный И.Г. Выготской, Е.П. Пеллингер и Л.П.Успенской,

адаптированный И.З. Клюевой и О.З. Касаткиной (1997 г.).

Авторы считают, что ощущение расслабления будет более сильным, если ему

предшествовало напряжение. При этом внимание ребенка должно фиксироваться

на расслаблении, делается упор на то, что состояние ненапряженности,

спокойствия приятно. Одновременно с расслаблением происходит воспитание

"чувства мышцы".

Рекомендуется при проведении упражнений использовать спокойную,

медленную музыку.

1. Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц

рук.

1. Поза покоя.

Принять удобную позу, если ребенок может, то сесть ближе к краю стула,

опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка

расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с

длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая-

Очень легкая, простая,

Замедляется движение,

Исчезает напряженье. . .

И становится понятно-

Расслабленно приятно!

2. "Кулачки"

Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их

сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное

напряжение. Вам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки.

Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как

я. Спокойно! Вдох - выдох!

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем -

Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики.

3. "Олени"

Представим себе, что мы - олени. Поднять руки над головой, скрестить

их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они

стали твердыми. Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение

неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки.

Спокойно, Вдох - выдох.

Посмотрите: мы - олени.

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих.

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени...

Руки не напряжены

И расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.

Учитывая возникающие у детей с ДЦП патологические ассоциированные и

позитивно-поддерживающие реакции, можно предложить также следующие

упражнения:

2. Упражнения на расслабление мышц шеи.

1. Любопытная Варвара.

А) Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть

как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы

стали твердые, как каменные. Вернемся в исходное положение. Аналогично - в

другую сторону. Вдох - выдох!

Любопытная Варвара

Смотрит влево...

Смотрит вправо...

А потом опять вперед -

Тут немного отдохнет,

Шея не напряжена, а расслаблена. Движения повторяются по 2 раза в

каждую сторону.

Б) Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше

откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно.

Выпрямились. Легко стало, свободно дышится. Вдох -выдох!

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех. все дальше вверх!

Возвращается обратно -

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

В) А сейчас медленно опускаем голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади

они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо

дышится, Вдох - выдох!

А теперь посмотрим вниз -

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно -

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

В последние годы для нормализации тонуса мышц все большее значение

приобретает методика локальной гипотермии. Холодовое воздействие

способствует расслаблению спастичных мышц, уменьшению гиперкинезов ,

увеличение силы и объема движений пораженных конечностей. Принцип действия

методики основан на том, что от воздействия низких температур возникает

парабиоз рецепторных окончаний (реакция на воздействие раздражителей,

сопровождающаяся обратимыми изменениями основных ее свойств - возбудимости

и проводимости), снижается активность афферентного потока, в результате

чего изменяется эффекторный ответ (К.А.Семенова,1991).

Возможно воздействие льдом, холодной водой, попеременное контрастное

воздействие холодом и теплом.

Самый простой способ - контрастные ванночки, в 2 миски наливается вода

- в одну горячая с морской солью (1 столовая ложка) или хвойным экстрактом,

в другую - холодная. Руки ребенка попеременно на несколько секунд

опускаются в миски, начиная с горячей, а заканчивая холодной водой.

Более сильный эффект дает воздействие льдом. Сначала дефектолог обводит

кусочком льда по контуру пальцев, задержавшись несколько дольше в точке

между большим и указательным пальцем (5-6 сек.) затем дает ребенку

"помылить" льдом руки. Руки растираются полотенцем, можно погрузить их в

горячую воду, а затем тепло укутать. При гиперкинетической форме процедуру

полезно завершить, положив на руки грузы (мешки с солью, песком).

Эффект криотерапии длится в течение нескольких часов, причем с каждым

сеансом становится все более стойким, (но до определенного предела).

Также полезно делать ребенку массаж рук. Массаж улучшает крово- и

лимфообращение, ускоряет обмен веществ в тканях, нормализует мышечный

тонус, рефлекторно воздействует на нервную систему и внутренние органы.

Невропатолог Т.И. Серганова (1995) предлагает для массажа кистей рук и

верхних конечностей в сочетании с пассивной гимнастикой следующий комплекс.

Поглаживание по тыльной поверхности от кончиков пальцев вдоль

руки к лучезапястному, локтевому и плечевому суставам;

потряхивание руки по методике Фелпса;

круговые повороты кисти, прокручивание при Фиксированном локтевом суставе

(ладонью захватывается кисть ребенка со стороны ладонной поверхности);

отведение - приведение кисти вправо-влево;

спиралеобразные движения по пальцам от кончиков к основанию;

вращение пальцев кисти (отдельно каждого);

сгибание пальцев в кулачок (1-й палец выведен из положения ладонной

флексии, расположен сверху). Затем каждый палец разгибается отдельно;

поглаживание каждого пальца от кончика к основанию с четырех

сторон;

круговые движения пальцами по тыльной поверхности кисти ребенка

поглаживание тыльной поверхности кисти от пальцев до локтя с

придавливанием по наружной стороне руки и легким поглаживанием

с внутренней стороны;

разминание каждого пальца вверх-вниз;

отведение и приведение всех пальцев;

сгибание пальцев по фалангам;

противопоставление 1-го пальца остальным ("колечки" из пальцев)

соединение ладони с ладонью, пальцев с пальцами;

"фига" между всеми пальцами;

расслабление кисти потряхиванием, при этом рука дефектолога

фиксирует руку ребенка в области локтя. похлопывание кистью ребенка по руке

массажиста

противопоставление пальчиков обеих рук и постукивание пальчика о пальчик,

ноготка о ноготок;

интенсивный массаж кончиков пальцев с соскальзывающим движением между 2

пальцами дефектолога по ногтевой фаланге;

использование щеточного массажа;

поглаживание от кончиков пальцев вверх по руке.

Дошкольникам с легкой формой ДЦП , с достаточно развитыми движениями и

самоконтролем можно предложить сделать самомассаж кистей и пальцев рук.

Хороший комплекс упражнений предлагают В.В. и С.В. Коноваленко.

надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на

основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки;

растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением

усилий;

растирание ладоней движениями вверх-вниз;

растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев;

разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек;

массаж грецким орехом: положив орех между ладонями, делать круговые

движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять

упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной

руной, затем другой;

надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем

вращение карандаша вправо, влево;

- разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем

поочередное растирание.

Хороший массажный эффект дает и работа с тестом, в которое подмешана

крупная соль (рецепт дан в Приложении). Тесто раскатывается, сжимается

руками, можно выдавливать на нем следы пальцев, отщипывать кусочки, лепить.

Время работы примерно 15 минут.

М.В.Ипполитова, Р.Д.Бабенкова и Е.М.Мастюкова (1993г.) предлагают

выполнить такой комплекс упражнений:

разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой, и

наоборот;

постучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки;

повернуть правую руку на ребро, согнуть пальцы а кулак, выпрямить, положить

руку на ладонь. Сделать то же левой рукой;

руки полусогнуты, опора на локти - встряхивание по очереди кистями

("звонок");

руки перед собой, опора на предплечья, по очереди смена положения кистей,

правой и левой (согнуть - разогнуть, повернуть ладонью к лицу - к столу);

фиксировать левой рукой правое запястье – поглаживать ладонью правой руки,

постучать ладонью по столу и т.п.

Особенно важна пальчиковая гимнастика. Помимо основного эффекта она

способствует также развитию речи, т.к. проекция кисти руки в двигательной

зоне головного мозга расположена очень близко от речевой моторной зоны

(М.М. Кольцова, 1973г.).

Сначала рекомендуется выполнять упражнения более сохранной рукой, потом

пораженной, а затем двумя руками вместе.

При тяжелом поражении функции рук упражнения выполняются вначале

пассивно.

Комплексы пальчиковой гимнастики широко представлены в литературе

работами В.Цвынтарного, И.Лопухиной, М.С.Рузиной, Н.В.Новотворцевой и др.

Активность деятельности кистей рук возрастает при необходимости

раскрутить и закрутить крышку посуды, причем диаметр крышек может

варьироваться, например, от 70 мм до размеров крышки от тюбика с зубной

пастой. Весьма полезно для ребенка научиться самостоятельно пользоваться

всеми видами бытовых выключателей - кнопочных, рычажковых, клавишных и т.

д.. Для формирования так необходимого в рисовании трехточечного

карандашного захвата деятельность 1-го, 2-го и 3-го пальцев имеет

определяющее значение. Мы можем включить в качестве упражнения для развития

захвата открывание и закрывание дверных замков. Освоение различных типов

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты