рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Обобщающий урок по природоведению рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Обобщающий урок по природоведению

Обобщающий урок по природоведению

Оглавление

Обобщающий урок: понятие, цель, организация 3

Примеры разработок обобщающих уроков 5

1-ый класс: «Домашние животные» 5

2-ой класс: «Город и деревня» 6

3-ий класс: «Домашние животные» 8

4-ый класс: «Растительный и животный мир нашей местности» 9

Дидактическая игра «Цветочный аукцион» как нетрадиционная форма обобщающего

урока по теме «Комнатные растения» 10

Заключение 14

Литература 15

Обобщающий урок: понятие, цель, организация

Урок - форма организации обучения, при которой учебные занятия

проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового

возраста и уровня подготовки в течение определенного времени по

установленному расписанию для достижения учебно-воспитательных целей.

Каждый урок посвящается изучению определенного вопроса программы и

поэтому представляет собой нечто законченное и вместе с тем является

продолжением предшествующих уроков и опорой для последующих.

В конце изучения темы, как правило, проводятся обобщающие уроки. Они

могут проводиться по материалу двух или нескольких тем, близких по

содержанию.

Основная дидактическая цель такого типа уроков — систематизация

знаний, полученных при изучении всей темы, закрепление ее наиболее важных

положений. Таким образом, обобщающие уроки способствуют прочному и

сознательному усвоению знаний, а также оказывают существенное влияние на

развитие памяти, речи, мышления учащихся.

Под обобщением понимают выделение каких-либо свойств, качеств,

присущих целой группе предметов, и формулирование такого вывода, который

будет верен в отношении любого ,отдельного предмета данной группы. Учащихся

нужно научить обобщать материал. Сделать это можно по следующему плану:

а) выделять главное, основное содержание в обобщаемом материале;

б) выделять основные характеристики предметов, отношения между ними;

в) сравнивать предметы между собой, выделять общие, фундаментальные

особенности, которые могут лечь в основу обобщения;

г) формулировать на основе обобщения вывод (общую тенденцию,

закономерность и т. д.).

При правильной организации урока эффективным методом обобщения и

систематизации знаний может быть беседа, основным условием ее эффективности

является уровень или степень подготовки учащихся по теме. Учащихся надо

готовить к такой работе: они должны владеть фактическим материалом,

навыками сравнения, знать свойства предметов, их основные характеристики.

При недостаточной подготовке учащихся беседа может превратиться в монолог

учителя.

Для обобщения и систематизации знаний нужно составить такие вопросы,

ответы на которые позволили бы получить обобщение знаний по этой теме. В

вопросах должен быть отражен определенный фактический материал, который

играет важную роль при выделении основных понятий темы.

На обобщающем уроке желательно использовать наглядные пособия,

которыми учащиеся пользовались в ходе изучения материала.

В структуре обобщающего урока можно выделить следующие элементы:

а) организация учащихся, в ходе которой выясняется их подготовка к

уроку, проверяется наличие необходимых наглядных пособий, сообщаются тема,

цели и задачи предстоящего урока;

б) проверка знаний, умений и навыков по изученной теме. Как правило,

отдельные учащиеся получают задания, выполняют их, а класс проверяет,

исправляет, дополняет по мере необходимости;

в) обобщающая беседа по теме;

г) заключение учителя, в ходе которого отмечается, какой материал темы

и как усвоен учащимися.

В некоторых случаях, проводя обобщающий урок, учитель совмещает

проверку знаний, умений, навыков и обобщающую беседу вместе. Это можно

делать в тех случаях, когда тема невелика по объему материала и понятия ее

простые.

Для проверки усвоения материала учащимися всего класса, а также

степени сформированности умений и навыков в конце обобщающего урока можно

провести небольшую самостоятельную работу учащихся, носящую контрольный

характер и способствующую выявлению уровня сформированных знаний и умений.

Примеры разработок обобщающих уроков

1-ый класс: «Домашние животные»

Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся, полученные при

изучении темы «Домашние животные».

Оборудование: все картины, которые использовались на предыдущих

уроках, и кинофильм «Наши домашние животные».

Ход урока.

Урок начинается с беседы по картинам «Утка» и «Куры» по следующим

вопросам.

- Какая птица изображена на первой картине?

- Что вы знаете об утке?

- Какие птицы нарисованы на второй картине?

- Чем куры отличаются от утки?

- Какая голова у курицы? Какой клюв? Какие крылья? Какого цвета

перья? Какие у нее ноги? Есть ли на них перепонки, как у утки?

Почему их нет?

Учитель показывает детям кинофильм «Наши домашние животные». После

просмотра фильма ставит вопросы:

- Каких животных называют домашними?

- Каких домашних животных вы знаете?

- Что нового вы узнали из фильма?

По картинам «Кошка», «Собака», «Курица», «Утка», «Гусь» дети отвечают

на вопросы:

- Какая шерсть у кошки?

- Какие у нее лапки? Какие усы? Какие зубы? Какой хвост? Какие глаза?

- Что ест кошка?

- Какую пользу приносит кошка?

- Какой величины бывают собаки?

- Какая у собаки голова? Какие у нее зубы, уши, лапы, хвост?

- Какого цвета шерсть?

- Что едят собаки?

- Какую пользу они приносят?

- Как можно называть всех этих птиц? (Домашние.) Почему их называют

домашними?

- Чем курица не похожа на гуся и утку?

- Какую пользу приносят домашние птицы?

Итог урока: домашние животные приносят нам большую пользу и поэтому мы

должны любить их, заботиться о них и не обижать.

2-ой класс: «Город и деревня»

Цель урока: обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы

«Город и деревня».

Оборудование: стенные картины, изображающие город и село.

Ход урока.

Данный урок целесообразнее проводить в форме беседы.

Вопросы для проведения беседы:

- Где мы живем?

- Как называется наш город?

- Как называется улица, на которой стоит школа?

- Какие дома стоят на улице?

- Для чего предназначены дома, которые находятся на нашей улице?

(жилые, магазины, ателье и т.п.)

- Как освещается наша улица?

- Какие растения есть на нашей улице?

- Чем улица отличается от проспекта? от переулка? от площади?

- Какие проспекты есть в нашем городе?

- Как называется центральная площадь нашего города?

- Чем занимаются люди в городах?

- Что город дает деревне? А деревня городу?

- Чем город отличается от деревни?

- Чем занимаются люди в деревне?

Беседа сопровождается повторным рассмотрением картины.

В заключение урока – творческое задание: нарисовать ответ на один из

вопросов, записанных на доске.

На доске записаны следующие вопросы:

- Что люди делают в деревне?

- Чем занимаются в городе?

- Что город дает деревне?

- Что дает деревня городу?

Итог урока: еще раз акцентировать внимание на том, что город не сможет

выжить без села, а село – без города.

3-ий класс: «Домашние животные»

Цель урока: обобщить знания детей о домашних животных, живущих в

разных природных условиях.

Оборудование: таблицы, картины, чучела, гербарий, которые были

использованы в процессе работы над темой; а так же то, что было сделано

детьми в этот период: таблицы, рисунки, записи в тетрадях и т.д.; кинофильм

(видеофильм, диафильм) «Домашние животные».

Домашнее задание к уроку: найти материал о том, как и чем кормят

домашних животных.

Ход урока.

В начале урока проводится беседа по следующим вопросам:

- Каких вы знаете домашних животных?

- Почему корова, лошадь, свинья, овца, верблюд, олень, кролик

называются домашними животными?

Задание: напишите на доске и покажите на картинах и чучелах, каких еще

домашних животных вы знаете.

- Как ухаживают за домашними животными на селе? в городе?

- Какие машины помогают в уходе за животными?

- Кто из вас сам ухаживал или помогал ухаживать за домашними

животными? Как вы это делали?

Демонстрация фильма. После фильма – беседа.

- Какие породы домашних животных (лошадей, кур, коров и т.д.) вы

знаете?

- Какую домашнюю рыбу вы знаете и от какой рыбы она выведена?

- Почему кролика называют грызуном?

- Каких еще грызунов вы знаете?

- Как приспособлен северный олень к условиям жизни на севере?

- Как приспособляется верблюд к условиям жизни в пустыне?

Далее проводится беседа по домашнему заданию.

- А чем и как кормят домашних животных?

- А что дают нам домашние животные за то, что мы за ними ухаживаем и

кормим их?

Итог урока: еще раз указать на то, какое значение имеют для нас

домашние животные и развитие животноводства.

4-ый класс: «Растительный и животный мир нашей местности»

Цели: обобщить, конкретизировать, углубить и систематизировать знания

о природе; показать значение разнообразия природы для развития народного

хозяйства; установить взаимосвязь между природой и трудовой деятельностью

человека.

Оборудование: глобус, физическая карта СССР, карта полушарий и карта

природных зон СССР, гербарии растений своей местности.

Ход урока.

Урок можно начать со следующего задания классу: определите

местоположение своей области на глобусе и карте и ответьте, где находится

ваша область (край). Затем в ходе беседы выясняется, что характерно для

природы данной местности, в какой природной зоне она находится, какие в ней

преобладают растения и животные и т. д. Затем учащимся задается вопрос,

требующий обобщенного ответа: какие сезонные изменения в жизни растений и

животных характерны для данной местности?

В ответе на него должно быть отмечено, что сезонные изменения зависят

от расположения природной зоны по отношению к экватору.

Далее учащиеся вспоминают названия растений и животных своей

местности, уточняют характерные особенности их строения и

жизнедеятельности. Выяснение характерных особенностей растений и животных

своей местности и сравнение их с другими позволяют установить зависимость

между основными факторами неживой и живой природы. Беседа сопровождается

демонстрацией гербарных образцов растений, таблиц, картин, соответствующих

диапозитивов.

Учащиеся делают вывод о природе своей местности. Далее задаются

вопросы: как изменяется труд людей в зависимости от природных условий? от

времени года?

Итог урока: растительный и животный мир разнообразен; человек

использует богатства природы в своей хозяйственной деятельности, но должен

бережно относиться к ним и охранять их.

Дидактическая игра «Цветочный аукцион» как нетрадиционная форма

обобщающего урока по теме «Комнатные растения»

В последнее время стало популярно проводить обобщающие уроки в

нестандартной форме: викторины, игры, лото и т.п. Это позволяет

разнообразить учебный процесс, расширить мотивацию усвоения учащимися

знаний, повысить степень усвоения предмета. Ниже приведен обобщающий урок

по теме «Комнатные растения» в виде дидактической игры «Цветочный аукцион».

Цель игры: обобщить знания о комнатных растениях, закрепить знание их

названий, проверить сформированность умения различать комнатные растения по

названию и описанию. Воспитывать любовь к природе, интерес к нашим "зеленым

друзьям".

Оборудование игры: комнатные растения, подставка для растений, жетоны,

призы.

Правила игры: участвуют три команды. Участнику, давшему правильный

ответ, вручается жетон (образцы жетонов — комнатный цветок в горшочке).

Побеждает та команда, которая наберет больше жетонов, и тот участник, у

которого окажется наибольшее количество жетонов.

Выбирается жюри, которое следит за ходом игры, вручает жетоны и

подводит итоги.

Ход игры.

1. "Аукцион —разминка".

Команды по очереди называют по 1 комнатному растению. Побеждает та

команда, которая назовет последнее растение. (1 жетон дается участнику,

назвавшему последнее растение).

2 "Найдите, что опишу".

На подставку ставят комнатные растения одного рода, но разных видов:

Пеларгония душистая и зональная.

Бегония королевская и всегда цветущая

Традесканция зебровидная и белоцветковая.

Задание командам: найти растение по описанию (подойти, показать):

Пеларгония, или Герань, — распространенное комнатное растение. Его

родина — Южная Африка. Листья пеларгоний покрыты волосками, испаряющими

эфирное масло. Растение можно отличить по своеобразному запаху.

Пеларгония зональная — с махровыми красными цветками. Пеларгония

душистая — с мелкими розовыми цветками.

Родина Бегонии — тропики Азии и Африки. Это растение с одревесневающим

стеблем, красивыми листьями.

Бегония королевская — с крупными пестроокрашенными. покрытыми редкими

волосками листьями.

Бегония всегда цветущая — небольшой кустик с сочными стеблями, густо

покрытыми некрупными листьями и мелкими розовыми цветками.

Родина Традесканции — Америка. Это красивое растение со свешивающимся

стеблем.

Традесканция зебровидная — с полосатыми листьями.

Традесканция белоцветковая — с зелеными листьями.

3. Домашнее задание.

Дети рассказывают и показывают, как надо ухаживать за комнатными

цветами (за каждое выступление 1 жетон).

4. Отгадай, что за растение.

На подставку выставляются растения: фикус, хлорофитум, аспарагус,

бальзамин, колеус, алоэ, камнеломка, зигокактус, плющ.

Задание командам: составить рассказы о 3-х растениях. Оставшиеся

команды определяют, о каком растении идет речь, называют его и показывают.

Примечание: в рассказе не должно упоминаться название растения. По 1

жетону дается участнику, который загадал "загадку" и который ее отгадал.

5. Игра на внимание.

На подставке стоят цветы в один ряд: алоэ, фикус, бегония, бальзамин,

колеус, пеларгония.

Дети рассматривают и запоминают растения, а затем закрывают глаза. В

это время педагог меняет местами растения или убирает одно из них, заменяет

другим растением. После этого дети открывают глаза и рассказывают о том,

что изменилось.

6. "Узнай растение".

На подставке расположены растения: хлорофитум, фикус, опунция,

аспарагус, пеларгония, бальзамин, бегония, колеус, плющ, апидистра,

камнеломка, зигокактус, традесканция и другие.

Задание командам: найти растение по названию или характерному

признаку. Игpa по типу соревнования: кто быстрее?

Найдите:

— бальзамин

— растение — очиститель воздуха (хлорофитум)

— колеус

— традесканцию

— растение, которое называют "дружная семейка" (аспидистра)

— камнеломку

— самое известное лекарственное растение (алоэ)

— зигокактус

— бегонию

— растение с "фальшивыми листочками" (аспарагус)

— плющ

— "резиновое дерево" (фикус)

— растение, выделяющее эфирное масло (пеларгония)

— каланхоэ.

7. Домашнее задание.

Сообщение о любимом растении, которое живет в доме.

8. Подведение итогов.

Участнику игры-аукциона, набравшему наибольшее число жетонов,

присваивается звание «Знаток природы» и выдается открытка с подписями жюри

«Лучшему знатоку природы».

Команда, набравшая наибольшее количество жетонов, награждается

медалями «Победитель в игре-аукционе «Комнатные растения».

Заключение

Обобщающие уроки обычно строятся на материале отдельных тем или

учебного предмета в целом. Такие уроки имеют большое значение в закреплении

и систематизации знаний.

На обобщающих уроках следует повторить пройденное, и, опираясь на

знания, полученные детьми при изучении темы, расширить детские

представления, установить простейшие взаимосвязи и взаимозависимости

явлений в живой и неживой природе.

Такое повторение и обобщение программного материала делает знания

детей более сознанными и прочными, развивает навыки логического мышления.

На обобщающих уроках, как и на уроках других типов, следует применять

разнообразные методы и приемы работы, но исключительная роль здесь

принадлежит беседе, которая должна умело чередоваться с работой по

настенным картинам, схемам, учебнику. В то же время в последние годы стали

популярны обобщающие уроки, проводимые в виде викторин, дидактических игр,

соревнований и т.д. Это необходимо в первую очередь потому, что младшие

школьники быстро утомляются, внимание у них рассеивается и они отключаются

от работы.

По методике проведения обобщающие уроки очень сложны. Успешно они

проходят в том случае, если учитель с первого урока изучения раздела или

темы начинает готовиться к ним: продумает систему формирования знаний;

установит строгую последовательность объяснения основных и дополнительных

понятий; выберет методы и приемы, средства работы, способствующие

организации такой мыслительной деятельности учащихся, которая ведет к

самостоятельным выводам.

Литература

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения:

Учебник для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1990

2. Методика изучения природы в начальных классах: пособие для учителей. –

М.: Просвещение, 1965

3. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения:

Учебник для студентов педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1984

4. Верзилин Н. М. Путешествие с домашними растениями. — М.: Детиздат, 1951

5. Горышина Т. К. Растения в городе — Л.: Лениздат, 1991

6. Дрязгунова В А Дидактические игры для ознакомления дошкольников с

растениями. — М.: Просвещение, 1981

7. Клинковская Н. Н. Комнатные растения в школе — М.: Просвещение, 1986

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты