рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Проверка знаний и умений в обучении истории рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Проверка знаний и умений в обучении истории

Проверка знаний и умений в обучении истории

Содержание

Задачи и содержание проверки знаний и умений учащихся ………………………………….. 3

Уроки диагностики знаний и умений…………………………………………………………....3

Система проверки знаний и умений в 5-6 классах ………………………………………………8

Заключение………………………………………………………………………………………....9

Приложение 1………………………………………………………………………………………11

Литература………………………………………………………………………………………….12

Задачи и содержание проверки знаний и умений учащихся

Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам

методики обучения истории и неоднократно рассматривались в методической

литературе. Работы советских методистов и передовой опыт учителей-практиков

убедительно показали многообразие функций проверки знаний.

Диагностика успеваемости учащихся – это методы и приемы объективного

выявления знаний учащихся на основе определенных критериев и действий.

Проблема оценивания знаний появилась одновременно с их изучением. Однако

система оценки работы учащихся возникла не сразу и прошла довольно

тернистый путь, прежде чем стала той, которую мы сегодня имеем.

Диагностика знаний как проблема является важнейшей внутришкольного и

вузовского учебно-воспитательного процесса по двум причинам:

- во-первых, в условиях демократизации и реформирования образования оценки

где обесценились, а где и в прямом смысле стали стоить очень дорого;

- во-вторых, объективное усложнение оценивания учащихся в рамках строго

пятибалльной системы приближается к кризисной отметке.

Функции и виды диагностики. Диагностика познавательной деятельности

учащихся включает пять функций и три вида:

- проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают

учащиеся в ходе обучения.

- ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в подготовке

всего класса и каждого учащегося в отдельности и на этой основе дать

советы, как ликвидировать пробелы в знаниях, не допускать подобные просчеты

в будущем, то есть направить умственную деятельность обучаемых в более

жесткое методическое и организационное русло.

- воспитательная функция обеспечивает установление отношения к истории,

влияющего на формирование его взглядов и убеждений.

- методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений

правильно и объективно организовать контроль за процессом овладения

историческими знаниями учащимися.

- корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие

поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся и

собственные усилия по управлению ею.

Текущий контроль проводится повседневно и на всех видах занятий.

Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок

времени. Иногда учителя оценивают учащихся и за изучение периодов истории.

Проводится в устной или письменной форме, часто по смешанному варианту:

ответ на один вопрос - устный, на второй – письменный. Широко используется

тестирование. При наличии компьютерного классе используются контролирующие

программы.

Итоговый контроль проводится в конце изучения курса истории с целью

выявления, на сколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания,

соответствуют ли они их убеждения, на сколько реальны в использовании

исторического опыта в повседневной жизни.

Место оценки знаний. Главным выводом о деятельности учащегося на любом

уровне контроля является объективная оценка. Именно оценка вызывает радость

и огорчение, благодарность учителю и обиду на него. Высокая итоговая оценка

по дисциплине – это как награда, которой человек гордится и помнит всю

жизнь. Однако, нельзя допускать, чтобы культ оценки заслонял собой культ

знаний. Именно такая тенденция просматривается в ряде общеобразовательных

учебных заведений в современных условиях.

Учитель всегда должен быть справедлив в выставлении оценки и убежден, что

показанные учащимся знания соответствуют этой оценке. Но и только этого не

достаточно. Учащийся не менее учителя должен быть убежден в объективности

выставленной ему оценки. Если учащиеся, получившие неудовлетворительные

оценки, открыто заявляют, в том числе и учителю, что их знания оценены не

справедливо, значит учитель был не убедителен в контрольно проверочном

общении с ними.

Уроки диагностики знаний и умений.

Этот тип уроков носит (в основном) контрольно-проверочный характер.

Устный опрос, ему может быть посвящен как весь урок, так и его часть.

Главная цель – выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей

изучаемой теме или нескольким тема.

Организация и методика устного опроса.

При проведении опроса необходимо соблюдение некоторых организационно-

методических моментов, обязательных во всех классах.

1. Во время опроса учебники должны лежать на парте в закрытом виде. Это –

обязательное требование, выполнение которого необходимо для того,

чтобы учащиеся не отвлекались от коллективной работы класса;

подглядывание текста учебника в ходе опроса помешало бы правильно

оценивать ответы учащихся с места. В старших классах, где учащиеся

нередко доучивают урок во время опроса, указанное требование

проводится с помощью методических приемов, о которых речь пойдет ниже.

В случае необходимости уточнения, наведения справки учащиеся по

указанию учителя открывают учебник на нужной странице.

Необходимую при опросе карту из альбома (приложение к учебнику) можно

держать открытой.

2. Вопрос для развернутого ответа учитель ставит перед всем классом,

мобилизуя таким образом знания и активность каждого. После небольшой

паузы следует вызов ученика для развернутого ответа. В этом случае

ученику лучше подойти к учительскому столу (доске, карте, картине). Ни

в младших, ни в старших классах недопустимо превращать опрос в диалог

между отвечающим и учителем, вполголоса, без участия остальных

школьников.

3. Прерывать учащегося допустимо лишь в случаях крайней необходимости:

отклонения от темы, от существа поставленного вопроса (вернуть к

теме!), перегружает ответ второстепенными деталями, не выделяет

основного (помочь постановкой вспомогательных вопросов).

Устный опрос проводится как правило на каждом занятии по материалу

предшествующего урока. Наша задача заключается прежде всего в том, чтобы

получить от учащегося небольшой, но связный рассказ с указанием даты и

показом по карте. Планируя опрос, учитель расчленяет содержание заданного

урока на небольшие посильные для учащихся дозы рассказа, в зависимости от

возраста. Успех ответа нередко во многом зависит от формулировки вопроса.

Полезно отказаться от формулировок, которые могут озадачить детей.

Важно, чтобы дети уже в 4-5 классах школьники начали овладевать некоторыми

стереотипами изложения исторического материала. Например, о войне нужно

рассказывать в таком порядке: 1. Причины. 2. Характер войны. 3. Ход военных

действий. 4. Итоги войны.

Прекрасным вспомогательным средством для облегчения и организации связного

ответа является план ответа на доске. В младших классах он дается учителем,

но постепенно учащиеся привлекаются к выработке плана опроса.

В 4-5 классах значительно облегчается изложения материала учащимися при

ответе по интересной картине или иллюстрации в учебнике.

Таким образом, в ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее

развитие умений и навыков учащихся: умения рассказывать и планировать свой

рассказ, вести рассказ, опираясь на содержание картины или сопровождая его

показом по карте, анализировать факты и делать выводы и обобщения,

сопоставлять и сравнивать.

Среди школьников встречаются и такие, кто умеет бойко изложить материал

почти «слово в слово» по учебнику. Им учитель обязательно поставит

дополнительный вопрос на понимание изложенного.

Разобрав ответ учащегося, учитель спросит его по ранее пройденному

материалу. Это необходимо не только для проверки прочности усвоения и для

закрепления изученной темы, но и для более глубокого восприятия новой.

Организуя в течении всего учебного года в ходе текущего опроса повторение,

учитель имеет полную возможность предлагать учащимся такие вопросы из

прошлого, которые связаны либо с материалом опроса, либо с темой текущего

урока.

Вопросы из ранее пройденного целесообразно ставить и в связи с изложением

нового материала. Эта работа приближается к тому, что называется

соединением изучения нового с проверкой домашнего задания, с проверкой

раннее усвоенного материала.

Тестирование осуществляется во всех классах. Дифференциация тестов

производится в зависимости от цели тестирования, концентра обучения и

владения учащимися данным видом учебы.

Тест – это:

- «метод исследования и испытания способностей человека к выполнению той

или иной строго определенной работы, выяснения умственного развития,

профессиональных наклонностей испытуемого с помощью стандартных схем и

форм» (Кондаков Н.И. Логический словарь справочник)

- «стандартное задание, применяемое с целью определения умственного

развития, специальных способностей, волевых качеств человека и других

сторон его личности» (Словарь русского языка. – Т.4.)

- «стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных

количественных и некоторых качественных оценок индивидуально-

психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих

оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами - нормами теста»

(Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.)

Слово тестирование слышно сейчас везде очень часто. Серьезную форму работы

оно еще не превратилось и пока больше похоже на погоню за модой и внешней

легкостью контроля.

Тестов издается много. Изучение изданных исторических тестов позволило

выявит в них ряд содержательных и структурных недостатков:

1. Большинство тестов несовершенно в том, что приводит обучаемых лишь к

показу «сухих знаний», но не объяснения факто, событий, действий и

поступков личности и т.п.

2. Велика вероятность получения учащимся случайной отличной оценки, так

как выбор правильного ответа не широк – из 3-4 вариантов.

3. И без того узкая пятибалльная шкала оценок сокращается до

двухбалльной: учащийся за ответ по каждому вопросу получает или

отлично или неудовлетворительно.

4. Тестирование предназначено для проверки реализации лишь одной функции

учебы, да и то не полностью – образовательной. Тесты не решают вопрос

выявления реализации методической функции (умение говорить,

доказывать, отстаивать), практической (исследование исторического

опыта в современных условиях), не говоря уже о воспитательной функции.

5. В условиях традиционного тестирования выигрывают чаще всего «зубрилы».

Рядом с ними оказываются и ленивые, но с хорошо развитой интуицией.

Логически мыслящим учащимся, для которых в основе изучения в истории

лежат вопросы не «сколько, где и когда», а «почему столько, почему

именно там, почему именно тогда», часто оказываются в проигрыше.

Выходит, усердные в зубрешке и обладающие интуицией держат верх над

неординарными и способными.

И тем не менее тестирование необходимо. Необходимо, особенно в условиях,

когда есть надежда, что будет создана государственная система тестирования

и содержательный пакет тестовых заданий. Опасения по поводу примитивного

натаскивания учащихся на тестирование отпадет само собой, поскольку в

пакете может быть, скажем, 10000 вопрос и более. Так что, готовясь к

экзамену, проще будет выучить учебник истории.

Но и сейчас нет более оптимального способа осуществления текущего или

промежуточного контроля за усвоением знаний в сжатые временные сроки с

охватом наибольшего количества учащихся, чем тестирование.

Целесообразнее всего использовать тестирование:

1. Тестирование с целью текущего контроля за приобретением знаний

учащимися. Проводится по результатам изучения очередной темы или

раздела курса.

2. Тестирование с целью контроля за динамикой усвоения знаний учащимися

по сквозным тема, охватывающим века, периоды и т.д.

3. Тестирование перед групповыми занятиями, особенно такими как семинар-

исследование, семинар с элементами дискуссии, семинар «за круглым

столом» и т.п. Проверка знаний учащихся по основным идеям, положениям,

терминам по теме позволит учителю убедиться в правильности выбранного

метода проведения занятия.

4. Тестирование с целью выявления уровня знаний, приобретенных учащимися

на лекции (осуществляется сразу после лекции в конце урока).

5. Тестирование в больших классах, где опросить каждого по одному разу

даже в течении месяца не всегда представляется возможным.

Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:

- длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса

истории);

- периодичность (на каждом занятии, по изучении каждой темы, каждого

раздела и т.д.);

- комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, факто-

событийных, хронологических, синхронических).

Вырисовывается типология тестовых заданий по истории. Так, система,

разработанная группой О.И. Бородиной, предполагает тестирование в ходе

обучения истории и по его итогам. Тесты носят учебно-тематический характер,

охватывают все сферы истории России, современной цивилизации, предполагают

выбор варианта ответа из 3-4. Авторы рекомендуют следующую организацию

тестирования:

«Итоговое тестирование.

… на итоговом занятии дата которого должна быть известна заранее, каждый

ученик получает один тест, состоящий из десяти вопросов. Ему необходимо

выбрать любые 8 вопросов и подчеркнуть правильные ответы в них. За 8

правильных ответов - оценка «5», за 7 – «4», за 6 – «3». Учащийся,

ответивший менее чем на 6 вопросов, итоговое тестирование не проходит, и на

усмотрение учителя ему может быть предложен дополнительный тест. На

итоговое тестирование отводится от 20 до 30 минут, в зависимости от степени

подготовленности учащихся…

Тестирование в ходе обучения.

Вопросы тестов могут быть использованы для организации тестирования в ходе

обучения. Например, после изучения какой-либо темы учащимся предлагается

выбрать правильные ответы в соответствующих теме вопросах. В этом случае

преподаватель сам заранее устанавливает за какое количество вопросов какую

оценку он будет выставлять. Такое тестирование менее эффективно, но в

определенных случаях может быть организовано. Например, для слабо

успевающих учащихся…

Самопроверка.

Тесты могут быть использованы и для самопроверки знаний по истории самими

учащимися. Кроме того, преподаватель может использовать тесты и как

домашнее задание с последующим разбором неправильных ответов. В виде

домашнего задания можно давать учащимся и вопросы исторической олимпиады

для получения ими дополнительной оценки.

Тесты могут быть использованы и абитуриентами, для того чтобы проверить

свои знания по истории и подготовиться к вступительным экзаменам в ВУЗы…»

(Бородина О.И., Щербакова О.М. Тесты по истории России: XIX век. М.: -

1996)

Подход Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой предполагает использовать тест при

отработке всех компонентов учебного исторического материала с целью:

1. выявления хронологических знаний

2. выявления картографических знаний и умений

3. выявление знания главных и неглавных исторических фактов

4. выявление теоретических исторических знаний.

В.П. Беспалько, подведя классификацию учебной деятельности к 5 уровням

(понимание, узнавание, воспроизведение, применений, творчество),

соответственно предлагает тесты с вопросами 5 уровней сложности.

В школах с гуманитарным уклоном тесты могут носить более сложный по

структуре и содержанию характер (осторожно назовем их тестами второго

поколения). Главная цель, наряду с традиционной при использовании такого

типа тестов состоит: во-первых, в выявлении углубленного понимания

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты