|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Психолого-педагогическое обоснование урокаПсихолого-педагогическое обоснование урокаВыполнил: Шеренков Роман Николаевич гр. 50 "а" Проект: Урок природоведения во 2 классе. Тема: Живая и неживая природа. Многообразие природы. Взаимосвязи в природе. Данный урок является вводным в курс изучения "природоведения". На изучение темы "Живая и неживая природа. Многообразие природы. Взаимосвязи в природе" отводиться один урок. На этом уроке учащиеся вспоминают некоторые материалы пройденного курса "ознакомление с окружающим миром". В частности такие представления как "природа", "растения", "животные" и некоторые другие. На этом уроке необходимо заострить внимание учащихся на предмете изучения курса, на особенностях структуры уроков (знакомство с фенологическими минутками), а также дополнить знания учащихся о природе, сформировать представление о предметах живой и неживой природы, установить взаимосвязь предметов живой и неживой природы, выявить значение природы в жизни человека и влияние человека на природу. Всё это носит ознакомительный и основообразующий характер, что подразумевает более обстоятельное раскрытие данных понятий на последующих уроках природоведения. Цель: Формирование общего природоведческого понятия "природа", "живая и неживая природа". Знакомство с многообразием природы, взаимосвязями в природе. Тип урока: предметный урок. Достижение данной цели подразумевает выполнение следующих задач: 1. Дополнить знания учащихся об окружающем мире. Склассифицировать предметы живой и неживой природы. Установить взаимосвязь между живой и неживой природой. Ознакомить с группами предметов не относящихся к природе, выявить место человека в природе и значение природы для человека. 2. Развивать связную речь учащихся. 3. Знакомство с новым методомическим приемом – моделированием. Составление модели взаимосвязь "природа-человек". 4. Экологическое воспитание учащихся. Достижение цели осуществляется в 5 этапов: 1. Актуализация опорных понятий. 2. Целеполагание. 3. Введение новых понятий и способов действий. 4. Отработка способов действий 5. Формулирование основных выводов |этапы |деятельность учителя |методическое обоснование |психолого- педагогическое | |урока | | |обоснование | | | | | | |1. |На доске таблица "Жизненные формы |Это будет необходимо далее. |Основная дидактическая задача | |Актуализа|растений". | |этапа – познакомить с новым | |ция |Учитель показывает ребятам учебник |С помощью этого учитель |предметом и учебником, опираясь | |знаний. |природоведения и ученики его |обращает внимание детей на |при этом на ранее изученный | | |рассматривают. Учитель обращает |новый учебник и новый предмет, |материал. | | |внимание на правила работы с |который будет изучаться с |На этом этапе используются методы| | |учебником. |помощью этого учебника. |рассказа, беседы, самостоятельная| | | | |работа с учебником. Это | | | | |объясняется необходимостью | | | |Происходит знакомство с |познакомить с новым предметом | | |Теперь учитель обращает внимание |фенологической минуткой, |опираясь на предмет ранее | | |ребят на погоду на улице и говорит |которая будет проходить на |изученный и на –знания учеников | | |что теперь наблюдения за погодой |каждом уроке. |полученные ими самостоятельно. | | |будут проводиться на каждом уроке | |Форма организации деятельности – | | |природоведения. | |фронтальная. Так как здесь | | | |Это необходимо для дальнейшего |необходима работа со всем | | |Также учителем выделяется основной |изучения предмета и его смысла.|классом. | | |предмет изучения природоведения – | |Содержание, методы и цели | | |природа и её объекты. | |определяются задачами и целью. | | | | |Самостоятельная работа и беседа | | | | |дают ученикам быть включенными в | |2. | | |работу. Новый предмет всегда | |Целеполаг| | |интересен. | |ание | | | | | | | | | | |Учитель объясняет, что сейчас узнали |Необходимо сообщить детям цель |Основная задача этапа – сообщить | | |о том что изучает предмет |урока. |детям о том, что нового они | | |природоведения и сегодня мы узнаем о | |узнают на данном уроке. | | |том на какие две большие группы | |Основной метод – метод | | |делится природа, какая взаимосвязь | |объяснения. | |3. |между этими группами, каково место | |Форма организации – фронтальная. | |Введение |человека в природе и как человек и | |Содержание, методы и средства | |понятий и|природа влияют друг на друга. | |соответствуют цели. | |способов | | | | |действий.| |Необходимо чтобы сами дети | | | |Учитель просит детей назвать объекты |выделили объекты природы, чтобы|Изучается новый материал | | |природы, выписывая на доску 5 –10 |внести элемент случайности и |посредством беседы и при помощи | | |объектов живой и столько же неживой |тем самым дать понять им что |новых методических приемов, | | |природы. Также необходимо выписать |результат не зависит от выбора.|развивающих логическое мышление | | |несколько объектов не относящихся к | |младших школьников. Посредством | | |природе, т.е. сделанных человеком. | |методического приема – | | | | |классификации, выявляются | | |Затем он ставит проблемную ситуацию: |Здесь происходит выделение |закономерности деления предметов | | |называет один объект живой и один |объектов живой и неживой |на две группы: объекты живой и | | |объект неживой природы из выписанных,|природы, а также учитель дает |неживой природы, выделяется | | |просит определить, какое основное |эти понятия детям. В процессе |группа предметов, изготовленных | | |отличие между ними(это можно |составления групп понятия |человеком. При помощи модели | | |повторить). После нахождения отличия |первично закрепляются. |выявляется алгоритм действия: | | |"живой-неживой" учитель просит по |Кроме этого ребятам необходимо |взаимосвязь предметов живой и | | |очереди расположить все записанные |выделить из каких двух групп |неживой природы, значение природы| | |объекты в две группы. Учитель |объектов состоит живая природа |для человека и влияние человека | | |называет эти группы "Живая природа" и|(из растений и животных). |на природу, выявляются | | |"Неживая природа". Далее объекты | |положительные и отрицательные | | |живой природы учитель предлагает | |моменты влияния человека на | | |разделить на группы(используя таблицу| |природу. | | |на доске) и собственные знания. | |Отработка способа действия | | |Ребята выделяют группу растений и | |ведется при помощи выполнения | | |группу животных, отдельно выделяется | |самостоятельной практической | | |человек. |Учитель также выделяет предметы|работы. | | | |которые сделал человек, они |При работе используются следующие| | |Следующим эпизодом учитель выделяет |являются продуктами его |методы: | | |среди всех объектов сделанные |деятельности. |Беседа – способствует выявлению | | |человеком и просит учеников выделить | |сформированности понятий – | | |эту особенность. |Эта работа необходима |"живая" и "неживая" природа. | | | |непосредственно для выполнения |Используя методический прием – | | |Далее учителем ставиться проблемная |задач урока, т.е. для |классификации, учащиеся выделяют | | |ситуация: могут ли объекты живой |нахождения взаимосвязей между |основные признаки деления | | |природы обойтись без предметов |живой и неживой природой на |объектов природы на группы живая | | |неживой. Учитель предлагает выполнить|основе таких взаиммосвязей |и неживая, выделяется также | | |следующие задания: "Давайте обозначим|между конкретными группами |группа изготовленная человеком. | | |воздух голубым кружком. Могут ли |объектов. |Наглядные методы – наблюдение за | | |растения и животные обойтись без | |окружающим миром помогает | | |воздуха?". На доску вывешивается | |установить взаимосвязь между | | |карточка обозначающая растения и | |объектами живой и неживой | | |кружек – воздух. Синими стрелками | |природы, выявить значение для | | |учитель просит обозначить кому | |человека и влияние человека на | | |необходим воздух. Учитель задает | |природу. Методический прием | | |вопрос для чего нужны растения и | |моделирования помогает учащимся | | |влияют ли они на воздух. Такая же | |составить опорные схемы – | | |работа проводится с животными, | |взаимосвязь между объектами живой| | |которые обозначаются отдельной |Происходит построение модели. |и неживой природы, а также | | |карточкой. | |взаимосвязь "природа – человек". | | | | |Выполняя практическую работу | | |Затем все оговоренные связи | |учащиеся закрепляют основные | | |обозначаются на доске с помощью |Итог делается на основе |выводы по содержанию урока. | | |карточек животных и растений, |построенной модели. |Экологическое воспитание | | |стрелок. | |школьников осуществляется на | | | | |протяжении всего урока, | | |Учитель предлагает подвести микро |Составление модели "Значение |посредством всех | | |итог, что живая и неживая природа |природы в жизни человека". Эта |вышеперечисленных методов и | | |взаимосвязаны. |работа проводиться согласно |приемов. | | | |выполнению задач урока, а |Требуя от учащихся полного, | | |На следующем под этапе учитель задает|именно – выявить место человека|обоснованного ответа – учитель | | |вопрос: "Чем является природа для |в природе и значение природы |работает над развитием устной | | |человека?". И предлагает построить |для человека. Основной момент |связной речи учащихся. | | |модель которая будет показывать как |здесь – все выводы о тех или |Урок строится с опорой на | | |человек и природа взаимодействуют |иных "значениях" природы для |натуральные объекты природы, с | | |друг с другом. Для этого он |человека делают дети. Учитель |учетом наблюдательности учащихся | | |предлагает обозначить человека |лишь следит за верностью этих |и накопленных ими ранее знаний. | | |соответствующей карточкой – картинкой|выводов. |При подборе материала учитывались| | |и вывешивает её на доску. | |возрастные особенности данной | | |Учитель задает подобные вопросы: | |возрастной группы учащихся, что | | |1."Зачем человек выезжает в лес, к | |видно по ходу урока. В основе | | |реке, гуляет на лугу?"(хочет | |подбора материала были | | |отдохнуть, любуется природой). | |использованы след. дидактические | | |Давайте обозначим природу как | |принципы: | | |"источник" отдыха. Используем для | |научности (при подготовке к уроку| | |этого картинку с изображением | |был использован теоретический | | |бабочки. "Давайте проведем стрелочку | |материал таких наук, как | | |от "бабочки" к человеку". | |география, ботаника, экология); | | |2."Что мы чувствуем, когда заходим в | |доступности ( материал | | |лес?"(чистый воздух, свежесть). | |используемый на уроке доступен | | |Воздух обозначается соответствующей | |детям данного возраста); | | |картинкой и проводится стрелка к | |последовательности (материал | | |человеку. Природа дает человеку | |урока вводится последовательно – | | |экологическую чистоту. | |от общего к частному, | | |3-7. В этих пунктах учитель помогает | |используется связь с тем, что | | |детям раскрыть след. значение | |дети изучали раньше, и что будут | | |природы: | |изучать потом) ; | | |продукты питания; | |наглядности (на уроке | |4.Отработ|предметы, изготовляемые из объектов | |присутствует необходимое | |ка |природы; | |количество наглядности); | |способов |служит источником познания; | |и др. | |действий.|источником воды; | |Учитель на уроке использует | | |является средством воспитания | |приемы обратной связи как в | | |(имеется в виду посадка деревьев | |процессе составления моделей | | |школьниками, охрана природы и т.д.). |Для отработки способа действия |взаимосвязи между живой и неживой| | |Каждое "значение" объектов природы |– моделирования и выделения |природой, и "человек – природа", | | |обозначается подходящей картинкой, |существенного от |так и в процессе объяснения | | |вывешивается на доску и соединяется |несущественного проводится |обоснованности выборов в | | |стрелкой с фигуркой человека. |самостоятельная работа. Так же |самостоятельной работе | | | |эта работа соответствует |школьников. | | |Самостоятельная работа. Учитель дает |выполнению цели урока – | | | |задание: "Посмотрите на схему. Если |нахождения взаимосвязей и | | | |человек используют объекты природы и |взаимовлияния между природой и | | | |влияет на нее, то поставьте стрелочку|человеком. | | | |от человека к такому объекту природы.| | | | |Если это влияние положительное, то | | | | |поставьте знак "+", если | | | | |отрицательное – "-". | | | | |Учащиеся выполняют работу расставляя | | | | |знаки и связи. При возникновении | | | | |затруднений они разбираются в классе.| | | |5.Формули| | | | |ровка |У учащихся часто получается двойная | | | |основных |оценка влияния человека на природу | | | |выводов. |("+\_"). Необходимо выслушать мнения | | | | |учеников и их аргументацию, прийти к | | | | |общему решению. | | | | |Учитель предлагает сделать вывод, что|Подведение итогов неотъемлимая | | | |человек и природа взаимосвязаны. |часть любого урока, в том числе| | | |Можно предложить учащимся нарисовать |и урока природоведения. Без нее| | | |простейшие взаимосвязи между природой|не будет выполнена цель, | | | |и человеком, когда человек помогает |которая была поставлена перед | | | |природе. |учителем и учениками на этом | | | | |уроке, т.е. она не будет ясно | | | |Учитель подводит итог проделанной |прослеживаться учащимися, что | | | |работе при помощи следующих вопросов:|может повлечь за собой её | | | | |невыполнение. | | | |о каких объектах природы говорили; | | | | |как различать объекты живой и неживой| | | | |природы; | | | | |что такое природа; | | | | |существуют ли объекты живой и неживой| | | | |природы отдельно друг от друга; | | | | |объясните: "человек и природа – | | | | |единое целое"; | | | | |объясните, какие предметы не | | | | |относятся к объектам природы. | | | К концу учебного года по данной теме учащиеся должны знать: o компоненты неживой природы: вода, воздух, полезные ископаемые; o компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микробы. уметь: o устно описывать объекты живой природы; o различать виды растений и животных. Выполнение цели урока – взаимосвязанное действие с одной стороны - деятельности учителя и целостности и совместимости отобранных им методов, с другой правильных и результативных его действий по отбору материала для урока и организации учебного процесса в классе. Все намеченные задачи выполнены и цель данного урока достигнута. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |