|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миромВоспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миромУстинова Ольга Волгоград Содержание. Введение………………………………………………………………………………………………………..2 1. Роль природы в эстетическом воспитании………………………………………………..4 2. Понятие экологического воспитания………………………………………………………8 3. Отношение к природе в дошкольном возрасте………………………………………….12 4. Ознакомление детей с жизнью животных в природных условиях…………………………………………………………………………………………………17 5. методика совершенствования работы по воспитанию дошкольников средствами природы………………………………………………………………………………..21 6. пример проведения занятия: роль окраски в жизни животных, или «кто какого цвета?»…………………………………………………………………………..26 заключение………………………………………………………………………………………………….29 список литературы………………………………………………………………………….30 введение. Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа - источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире. Уровень экономического развития общества, общественные отношения людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или, наоборот, прекрасное воспринималось искаженно. В античный период древние греки рассматривали прекрасное как гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался всеобщим эстетическим свойством ее. Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело видеть красоты в природе. И только позже, в эпоху Возрождения, вновь люди полюбили формы и краски природы и стали создавать гимны в честь ее красоты. В империалистическую эпоху ненависть к человеку, чисто эгоистические интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе. Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменение в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности ребенка, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, её нужно организовать и разумно направить. Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту природы вносят свой общественно-исторический смысл. В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора. 1. Роль природы в эстетическом воспитании. Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой. Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать. Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу. Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные на берегах морей. В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется. В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы, парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему. Покажите ребенку особенности поведения воробьев, галок, голубей, научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение к другим птицам, к нам самим. Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть» окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности» животных. Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней». Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине - это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой. Наиболее эффективная последовательность работы: -непосредственное восприятие природы, -организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий. -сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время работы на опытном участке. В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно знать подобающее место в системе эстетического воспитания. Многое в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его увлеченности. В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста. У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за голубями. Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие. Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели - основа наших отношений и наших чувств. Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же лишь в деятельности. Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному. В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами. Эстетическое восприятие - это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений. Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей. Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления. Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы. В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать». Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло» чужой песне. Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги. Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу». Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному существу. Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека. Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долга и т.п. Мы отвечаем за живое - и за животное и за растение - перед природой, перед обществом, перед собственной совестью. 2. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома. Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Наверное, сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение экологических проблем невозможно без самым серьезным образом организованного экологического образования и воспитания людей, поскольку действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счете, определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их отношением к природе. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому дошкольный и младший школьный возраст должны стать объектом пристального внимания психологов и педагогов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания. С психолого-педагогической точки зрения, важнейшее значение имеет определение типа отношения ребенка к природе, поскольку в типе зафиксированы главные характеристики этого отношения, которые дают ключ к построению наиболее адекватной стратегии педагогической деятельности с ребенком. Исследования, проведенные в рамках экологической психологии, позволили разработать собственно психологическую типологию субъективного отношения к природе, которая. базируется на двух его основных параметрах: модальности и интенсивности. Модальность это качественно-содержательная характеристика субъективного отношения, в отличие от других его параметров, позволяющих провести лишь формально-количественный анализ. Модальность субъективного отношения к природе определяется двумя факторами. Во-первых, в какой роли: объекта или же субъекта субъективно для личности выступают в процессе взаимодействия природные объекты, иными словами, "с кем" разворачивается взаимодействие. Исследования показали, что если природные объекты наделяются личностью способностью выполнять функции субъекта, то по отношению к ним формируется так называемая субъектная установка и они начинают восприниматься ею уже не как объекты, а как субъекты (со всеми вытекающими из этого последствиями). Это явление в экологической психологии обозначается термином субъектификация . Во-вторых, модальность отношения к природе определяется характером преобладающих целей взаимодействия личности с ней: прагматическим (когда природа служит средством удовлетворения прагматических потребностей человека: пищевых, производственных и т.д.) или непрагматическим (когда не ставится цели получить такого рода "полезный продукт"), иными словами, "зачем" разворачивается это взаимодействие. Таким образом, модальность субъективного отношения к природе может быть охарактеризована, во-первых, по оси "объектная субъектная", а во- вторых, по оси "прагматическая непрагматическая". Соответственно выделяются четыре типа модальности: 1) объектно-прагматический, 2) объектно- непрагматический, 3) субъектно-прагматический, 4) субъектно- непрагматический. Второй важнейшей характеристикой субъективного отношения является параметр интенсивности, являющийся показателем того, в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение. В соответствии со сферами, областями проявления субъективного отношения к природе можно выделить четыре компонента интенсивности . Перцептивно-аффективный компонент интенсивности отношения к природе характеризует уровень эстетического и этического освоения природных объектов, отзывчивости на их витальные (от лат. vitalis жизненный) проявления. Общим для всех трех аспектов является то, что тот или иной перцептивный факт получает эмоциональную оценку, аффективно окрашивается, перцептивные и аффективные процессы протекают в неразрывном единстве. Когнитивный компонент характеризует уровень готовности и стремлении получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы. Практический компонент характеризует уровень готовности и стремления к практическому взаимодействию с объектами природы. Поступочный компонент характеризует уровень активности личности, направленной на изменение ее окружения в соответствии со своим субъективным отношением к природе. Эта активность может быть направлена как на сами природные объекты, так и на людей, взаимодействующих с ними. Таким образом, собственно психологическая типологии субъективного отношения базируется на двух основаниях: каково качественное содержание данного отношения модальность и как оно проявляется при взаимодействии человека с природой интенсивность. Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно они ведут к сравнению с собой. Например: животному (растению) больно, как и мне, оно двигается, питается, дышит — как и я. Многочисленные, интересные наблюдения в природе помогли мне сформировать у детей отношение сочувствия к представителям растительного и животного мира. Благодаря занятиям по экологии дети научились анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выявлять самое важное, научились ухаживать за растениями и животными. Я познакомила детей с различными произведениями искусства, т.к. для осуществления экологического воспитания большое значение имеет эстетическое восприятие природы детьми. А так как дети становились старше, то немного и постепенно вносила в наблюдения изменения, чтобы заставлять детей больше думать и анализировать. Например: предлагала детям разобраться в ситуациях и ответить на вопрос: “Как бы вы поступили?” 1. Саша и Олег построили из песка “улицу” и решили ее озеленить. “Как это сделать?” — спросил Саша. “Нарвем веточек — вот и будут кусты и деревья”, — ответил Олег. Предложений детей было много: не надо озеленять; придумать новую игру; просто представить, что озеленили. Но остановились на предложении Жени — собрать сухие веточки, а на них повесить “носики” клена — вот и будут деревья. 2. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент “продуктов”, обрывая растения: листочки ивы — “кильки”, стручки желтой акации — “бобы”, головки ромашки пахучей — “конфетки” и т.д. В этой ситуации все дети единогласно сказали, что у нас таких девочек нет, а нужно для этого собрать семена клена, маленькие камушки, сережки тополя, семена липы. Очень интересные рассуждения были по поводу вот такой ситуации. Сережа прикрывая что-то в ладошке, заглядывая туда, нежно улыбается. Таня подходит к нему и говорит: “Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!” Из ладошки падает на асфальт маленькая гусеница, чья-то нога безжалостно топчет ее. Сначала послышались бойкие высказывания: так ей и надо, она вредная; гусениц давить надо; и вдруг Юля сказала: “Но ведь она живая, ей тоже хочется жить!” Ребята замерли, но к единому мнению прийти не смогли. А как бы вы поступили, товарищи взрослые, чтобы вы сказали? Поразмышляйте на досуге. Дети осенью пойдут в школу, а запас знаний по экологии у них очень большой и интересный, а самое главное — прочный. Итогом нашей работы был “День земли”. Все дети добросовестно трудились на территории детского сада. Лодырей не было. Все хотели выполнить работу как можно лучше. Жалко мне расставаться с детьми, но думаю, что полученные в саду знания они пронесут с собой через всю жизнь, и хочется им сказать: Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение. 3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников в очень большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту. Еще в 20-х - 30-х годах ХХ века Ж.Пиаже установил, что основной чертой познавательной деятельности дошкольника является эгоцентризм, который приводит к тому, что ребенок четко не дифференцирует свое "Я" и окружающий мир, субъективное и объективное, переносит на реальные связи между явлениями мира собственные внутренние побуждения. Своеобразные представления дошкольника о мире являются следствием поверхностных обобщений, которые делает ребенок в процессе взаимодействия со своим окружением; неправомерность этих обобщений обусловлена ограниченностью его практики. Несформированность познавательной сферы приводит к антропоморфизму в отношении к природе. Поскольку в жизненном опыте ребенка причинно- следственные связи между ним и окружающими его людьми предшествуют всем остальным, то совершенно естественным для него является объяснение любых причинно-следственных отношений в окружающей его природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми: "Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости". Свойственный дошкольнику антропоморфический способ осмысления мира с неизбежностью приводит не только к тому, что он, в сущности, считает различные природные объекты субъектами, способными думать, чувствовать, иметь свои цели и желания, но и к неразличимости для него границы между "человеческим" и "не-человеческим". Поскольку все природное включается дошкольником в сферу "человеческого", то у него формируется "субъектная установка" по отношению к природным объектам, он и относится к ним как к субъектам. Но отношение к природным объектам как к субъектам у дошкольника носит специфический характер: отнесение всего природного к сфере "человеческого" вовсе не означает для него, что оно является чем-то равным в своей самоценности: Почему у вас в аквариуме нет рыбок? Сдохли, отвечает без тени эмоций пятилетний дошкольник. Зачем ты ломаешь кусты? А их здесь много! Таким образом, свойственный дошкольнику антропоморфический способ осмысления мира приводит к формированию у него субъектного характера модальности субъективного отношения к природе, в основе которого лежит "субъектная установка", возникающая в результате отнесения дошкольником всего природного к сфере "человеческого", но не к сфере равного в своей самоценности. Вторая характерная черта мышления дошкольника артификализм (от лат. arte искусственно и facere делать), т.е. представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей. Артификализм в восприятии природы и непоколебимая вера в ничем неограниченное могущество взрослого объясняют просьбы детей к своим родителям подарить им лес, в котором они только что гуляли, достать в неба звездочку и т.д. "Когда маленькому Алику пришлось увидеть проехавший автомобиль, очень понравившийся ему, он настойчиво начал просить: "Мама, еще!" Так же точно реагировала Марина на пролетевшую ворону: она была искренне уверена, что мама может заставить ворону пролететь еще раз". Поскольку в этом мире все существует для него или для других людей, то и восприятие природы дошкольником идет сквозь призму прагматизма: "А что мне это может дать?". "Озеро существует для того, чтобы я мог в нем купаться", "Дождь идет для того, чтобы я мог ходить по лужам", "Солнце существует для того, чтобы я мог загорать" и т.д. Ярким выражением типичного для дошкольников прагматизма являются размышления героя любимой детьми серии мультфильмов про Виннипуха: "Зачем существует дерево? Чтобы в нем было дупло. А зачем дупло? Чтобы в нем жили пчелы. А зачем в нем жить пчелам? Чтобы делали мед. А зачем делать мед? Чтобы я его ел". Вообще, наряду с вопросом "что это", основной вопрос дошкольника "зачем". Очень показателен эпизод, который приводят Л.С.Выготский и А.Р.Лурия . Алик, 5 лет 5 месяцев. Вечером через окно увидел Юпитер. - Мама, а зачем существует Юпитер? Я попыталась ему объяснить, но неудачно. Он опять пристал ко мне. -Ну, зачем же существует Юпитер? Тогда, не зная, что сказать, я спросила его: -А мы с тобой зачем существуем? На это получила мгновенный и уверенный ответ: -Для себя. -Ну, и Юпитер тоже для себя. Это понравилось ему, и он удовлетворенно сказал: -И муравьи, и клопы, и комары, и крапива тоже для себя? -Да. И он радостно засмеялся. Юпитер не может существовать "просто так": это разрушает сложившийся образ мира. Когда ответ на вопрос "зачем" становится затруднительным, дошкольник решает его привычным способом: "Значит, для себя". Таким образом, свойственный дошкольникам артификализм приводит к формированию у них прагматического характера модальности отношения к природе. Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в дошкольном возрасте является субъектно-прагматической. В какой же сфере в наибольшей степени проявляется отношение к природе у дошкольников, какой компонент интенсивности: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический или поступочный у них преобладает? Экспериментально было установлено, что на характер взаимодействия дошкольников с природными объектами, самое существенное влияние оказывает степенью сформированности у них представлений о живом. Чем она выше, тем более спокойно ребенок ведет себя при контакте с природным объектом, больше проявляет познавательный интерес к нему, ориентируется при взаимодействии на состояние и благополучие самого природного объекта, а не на оценку его действий взрослым и т.д. . Иными словами, степень сформированности представлений о живом, т.е. уровень развития познавательной сферы определяет у дошкольников и характер взаимодействия с природными объектами, и отношение к ним. С другой стороны, именно в познавательной сфере, в первую очередь, и проявляется субъективное отношение к природе у дошкольников. Характерно рассогласование между отношением к природе у дошкольников и взрослых, с которыми они взаимодействуют, например, воспитателей в детском саду. Если первая реакция воспитательницы, увидевшей бабочку: "Ах, какая прелесть!" (перцептивно-аффективный компонент), то первая реакция дошкольника поймать ее и потрогать, узнать, "какая она на ощупь" и т.д. (когнитивный компонент). Иногда познавательная активность дошкольника носит слишком "исследовательский" характер: в этом случае он может стереть пыльцу с крылышек этой бабочки и даже оторвать их, чтобы посмотреть "что же будет". Такая шокирующая взрослых "жестокость" детей по отношению к природным объектам объясняется тем, что дошкольники, как уже говорилось, просто не относят природное к сфере равного с ними в своей самоценности. В сущности, воспитатели навязывают детям свой собственный, свойственный взрослым, тип отношения к природе, в котором преобладает перцептивно-аффективный компонент. Это ярко проявляется в таких явно "скопированных" со взрослых ответах дошкольников на вопрос, почему они любят природу: "Нравится любоваться природой", "Природа украшает нашу жизнь" и т.п. С трудом можно представить дошкольника, который идет по лесу и "любуется природой", если, конечно, рядом нет взрослого, который подскажет, что природой нужно любоваться. Развитие перцептивно-аффективного компонента в отношении к природе требует определенного уровня сформированности как познавательной, так и эмоциональной сфер личности, который достигается значительно позже, практически только к юношескому возрасту. В то же время, неразвитость перцептивно-аффективного компонента у дошкольников вовсе не означает низкого уровня такого параметра отношения как эмоциональность. Именно поэтому часто считается, что отношение к природе у дошкольников носит эмоциональный характер. Но оно может быть эмоциональным по своей насыщенности, но не "эмоционально" по своей направленности. Практический компонент интенсивности отношения к природе у дошкольников также сформирован достаточно низко. Их стремление к практическому взаимодействию с природными объектами носит, в основном, не активный, а реактивный характер: когда ребенок тянется, например, к собаке, он просто реагирует на поступающие от нее специфические стимулы. Кроме того, из-за отсутствия технологической вооруженности, т.е. наличия соответствующих умений и навыков взаимодействия с природой, они и не могут реализовать практический компонент отношения. В незначительной степени развит и поступочный компонент. Для дошкольников характерно противоречие между декларируемым и реальным поведением среди природы, оно обусловлено не их собственным отношением, а системой запретов: "не рвать", "не сорить", "не ломать". Действенность таких запретов весьма относительна. Если человеку дается инструкция: "Ни в коем случае не представляйте яблоко" он просто не может не представить это яблоко. Таким образом, у дошкольников преобладает когнитивный компонент отношения. Следовательно, для дошкольного возраста, в целом, характерен когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе. 4. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЖИЗНЬЮ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ. Кроме растений и животных в уголке природы, воспитатель знакомит детей с животным миром на прогулках и экскурсиях, им дают знания о некоторых насекомых, животных тех мест, где находится дошкольное учреждение. Например, чтобы дети поняли, какой вред приносят растениям гусеницы-листоеды, их помещают в садок вместе с растением, на котором они были найдены. После наблюдения можно убедиться, как за короткий срок гусеницы поражают листья. В беседе воспитатель подчеркивает пользу птиц, уничтожающих таких гусениц. Учитывая, что в условиях города и пригородных зон в настоящее время осталось очень мало бабочек, ловить их и помещать в садики не следует; лучше рассматривать их на прогулках, когда дети их видят летающими или сидящими на растениях, траве. Не следует также разрешать детям собирать большое количество насекомых (например, жужелиц, божьих коровок или других жуков), что дети иногда любят делать; можно поймать 1-2 вида насекомых, рассмотреть в садике в течение нескольких дней и отпустить, объяснив, какую пользу они приносят природе. Уход за птицами осуществляется под контролем и при непосредственном участии воспитателя. Бывают случаи, когда из гнезда выпадает грачонок. Его можно взять и выкормить кусочками мяса, булкой, размоченной в молоке, земляными червями. Такой грачонок может вырасти, привыкнуть и даже осенью не улететь. Особенно часто это случается с грачом, у которого были повреждены крылья. Помещение для него можно сделать, отгородив в конце коридора или в другом месте проволочной сеткой небольшое пространство. В не морозную зиму ему можно устроить жилье и на дворе. Летом он будет жить на участке. Грач быстро становится ручным и ходит за детьми, доставляя им большое удовольствие. Дети знакомятся с повадками и жизнью птиц. Знания о птицах дети получают также на прогулке, во время систематических наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством воспитателя они отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида и повадок птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши видят, что старшие дети и воспитатель систематически подкармливают птиц, заботятся о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма), это укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает желание самим заботиться о них. Знания о животных закрепляются детьми в процессе дидактических и подвижных игр («Кто как кричит», «Воробушки и автомобиль» и др.) Кроме того, воспитатель подбирает для детей литературный материал: стихи, рассказы, картины для рассматривания, - это оказывает эмоциональное воздействие на детей и укрепляет положительное отношение к животным. Основные занятия о животных и сведения об уходе за ними дети получают во время занятий. Однако не следует процесс ознакомления с животными сводить только к занятиям. Воспитатель побуждает детей к наблюдению за животными в течение дня, в конце каждого занятия дает детям задания по наблюдению. Работа на занятиях по наблюдению за животными усиливает интерес детей к живым существам; важно поддержать настрой ребят, руководя длительными наблюдениями. На занятии животное не всегда «показывает» все свои повадки, а в процессе систематического наблюдения за ним ребята могут узнать много интересного. Во время обсуждения работы и наблюдений дежурных воспитатель просит ребят рассказать о том, что они увидели, поощряет наиболее внимательных. Таким образом, педагог постоянно поддерживает интерес детей, не дает ему угаснуть. Помогает этому и собственный интерес воспитателя, его внимание к животным. Пример. Как знакомить дошкольников с земноводными и пресмыкающимися животными? Для детей младших и средних групп летом организуют прогулки к водоемам, где чаще всего можно встретить лягушку. Рассматривая ее с детьми, воспитатель отмечает самые характерны признаки ее внешнего вида и повадок (большие глаза, большой рот, кожа блестящая, серого или зеленого цвета; передние ноги длиннее задних, на них пальцы; лягушка сидит в траве, прыгает). Для более длительного наблюдения за этим животным можно поймать лягушонка, посадить в банку и в течение 2-3 дней наблюдать за ним: что делает, как прыгает, как ловит мух. После этого лягушку надо выпустить, а через несколько дней поймать другую, понаблюдать за тем, как она плавает в тазу с водой, как прыгает с камня в воду и выпрыгивает из нее. Рассматривание лягушек сопровождают разучиванием стихотворений, песенок об этих животных. При рассматривании водных жуков воспитатель использует прием сравнения: предлагает детям вспомнить, каких жуков они видели раньше, и сравнить их (одни летают, другие плавают), отмечает, как быстро плавает жук, загребая ножками, какие у него крылышки. Старшие дошкольники ведут наблюдения не только за лягушками, но и за жабами, ящерицами, черепахами; из водных обитателей рассматривают жуков и улиток. Животных помещают в банки на более длительный срок, за ними организуют длительные и систематические наблюдения. Дети старшей группы не только рассматривают характерные особенности внешнего вида, наблюдают за повадками животных, но и узнают о среде их обитания, о приспособляемости к ней. Например, увидев в лесу или возле водоема лягушку или ящерицу, воспитатель обращает внимание ребят на окраску животного и предлагает ответить, хорошо ли заметна ящерица среди зеленой травы, песка или хвоинок. Подводит детей к выводу, что окраска животных помогает им скрываться от врагов; обращает внимание на то, как эти животные спасаются от преследования: лягушки прыгают в воду, ящерица отбрасывает хвост, черепаху спасает панцирь. С детьми старшей группы можно провести занятие «Рассматривание лягушки и устройство террариума для нее» после наблюдения за ней в природе. Дети рассматривают животное, описывают его внешний вид и повадки, отмечают строение ног и способ передвижения; сравнивают лягушку с ящерицей, которую видели во время экскурсии, отмечают, что лягушка прыгает – у нее задние ноги длиннее передних, у ящерицы ноги одинаковой длины, она бегает. Затем воспитатель предлагает вспомнить, где дети видели этих животных, какая там была земля, трава; просит рассказать, какие условия нужны для жизни земноводных и пресмыкающихся. Предлагает на очередной экскурсии поймать лягушку и поместить ее в террариум для более детального рассматривания и длительного наблюдения. Но надо устроить в террариуме так, чтобы было похоже на водоем, создать влажный воздух, положить камешки и т.д.). Воспитатель вместе с детьми выбирает на участке место, где поставить террариум. В конце занятия педагог дает детям задания по уходу за террариумом (опрыскивание – частое или редкое, чистка террариума, кормление животного и т.п. ) и наблюдению за животными: как едят, как подходят к кормушке, когда прячутся в домике и т. д. При ознакомлении с земноводными и пресмыкающимися воспитатель подчеркивает, что эти животные полезны, так как поедают насекомых и слизней – вредителей садов и огородов. В процессе наблюдения и ухода за животными дети убеждаются в правоте слов воспитателя: скажем, лягушки, жабы съедают много насекомых (особенно прожорлива жаба). Задача педагога и в том, чтобы воспитывать у ребят бережное, заботливое отношение к живым существам (нельзя их мучить, для наблюдения поймать только одно животное и через некоторое время отпустить его и т. д.). Вместе с тем следует учить детей соблюдать меры предосторожности в обращении с животными: после того как подержали в руках лягушку или жабу, нужно вымыть руки; слизь на коже этих животных безвредна для кожи человека, но если она попадет на слизистую глаз или рта, может вызвать раздражение. После длительного (в течение 1-2 недель) наблюдения за животными можно провести повторное занятие, например сравнить лягушку и жабу, отметить признаки различия и сходства между ними, или показать, как лягушка плавает (передние ноги прижаты, в плавании участвуют только задние: помогают передвижению животного в вод перепонки между пальцами задних ног). На повторном занятии воспитатель спрашивает детей о том, что они видели в процессе наблюдений и ухода за животными, поощряет наиболее наблюдательных. На этом же занятии воспитатель подводит ребят к выводу о пользе животных и необходимости бережного отношения к ним. Таким же образом детей знакомят с черепахой: отмечают ее внешний вид, повадки; делают вывод: панцирь помогает черепахе защищаться от врагов. Пойманных в водоемах улиток и жуков дети помещают в аквариумы или банки, ухаживают и наблюдают некоторое время за ними. Замечают, как плавают жуки, как они поднимаются к поверхности. Воспитатель рассказывает, например, почему водные жуки плавунец и водолюб так называются. Рассматривая улиток, видят, как улитка «теркой» счищает налет со стенок аквариума, как движется, через лупу рассматривают ее глаза, рот, рожки. Дети подготовительной к школ группы, кроме перечисленных животных, наблюдают за тритонами и водными личинками, за их своеобразными повадками, узнают о размножении некоторых животных: лягушки и улитки откладывают икру; ящерицы и черепахи откладывают в прогретую землю яйца. Получают некоторые сведения о сезонной жизни животных (весной лягушки и тритоны перемещаются к водоему, на зиму некоторые животные засыпают в норах, под корягами, на дне водоемов). Кроме методов непосредственного ознакомления с животными, для дополнения знаний детей воспитатель использует чтение рассказов и стихотворений о животных, предлагает ребятам нарисовать или вылепить особенно понравившихся. Важно, чтобы любое занятие, любая экскурсия, прогулка, посвященные ознакомлению детей с животными и растениями, пробуждали у ребят любознательность, укрепляли интерес к природе и любовное, бережное отношение к ее обитателям, формировали добрые чувства. 5. Методика совершенствования работы по воспитанию дошкольников средствами природы. ПРОЦЕСС ПОЗНАНИя МИРА чЕЛОВЕКОМ НАчИНАЕТСя С ПОМОЩЬЮ ОРГАНОВ чУВСТВ И САМЫМ ВАЖНЫМ СРЕДИ НИХ яВЛяЕТСя ЗРЕНИЕ. МИР, ОКРУЖАЮЩИЙ РЕБЕНКА, РАЗНОЦВЕТЕН. РАЗНОЦВЕТНА ПРИРОДА. ОГРОМЕН ПЕРВОНАчАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС РЕБЕНКА К ЭТОМУ МИРУ ВООБЩЕ И ПРИРОДЕ В чАСТНОСТИ. ВОТ ПОчЕМУ НАМ ПРЕДСТАВЛяЕТСя ВОЗМОЖНЫМ НАчАТЬ ЭСТЕТИчЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ НА ОСНОВЕ ИНТЕРЕСА РЕБЕНКА К РАЗНОЦВЕТНОЙ ПРИРОДЕ. ЕСТЕСТВЕННО, чТО В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИя МИРА УчАСТВУЮТ ВСЕ ОРГАНЫ чУВСТВ, НО В ВОЗРАСТЕ ПяТИ-СЕМИ ЛЕТ ОСНОВНЫМ У НИХ яВЛяЕТСя ЗРЕНИЕ. Благотворное влияние природы необходимо соединить со систематическим, глубоко продуманным педагогическим влиянием. Под влиянием природы, эстетического отношения к ее явлениям у детей развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения, т.е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение. Таким образом, важным путем эстетического воспитания является организованное, целеустремленное восприятие природы, которое помогает углубить эстетические впечатления. Сила впечатлений от природы зависит от способности видеть красоту разнообразных, слышать «живой» голос леса, моря, поля, эмоционально на него откликаться. Это доступно детям с раннего возраста. Во время прогулок, экскурсий необходимо обращать внимание детей на своеобразие красок природы, их изменение и гармонию, пробуждать интерес к явлениям природы, любовь и бережное отношение к ней. В детском саду создаются уголки природы. Наблюдения и уход за живыми обитателями формируют эстетическое восприятие и отношение, умение создавать красивое самому, приучают к активной деятельности. Эстетическую радость дети переживают, работая летом на огороде, в цветниках на участке детского сада, а осенью, любуясь плодами своего труда. Общение с природой, методически правильно организованный труд, эстетическое восприятие явлений природы способны обеспечить эстетическое развитие дошкольников, а это много значит для всестороннего развития личности, которая соединяла бы в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство. Разработанная нами система занятий, методические приемы по развитию у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру дали положительные результаты, что свидетельствует о возможности использования их в детских садах. Мы считам, что разработанная система занятий может быть полезна воспитателям ДОУ, учителям начальных классов и учащимся педагогических вузов. Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Вот что говорит по этому поводу опытный педагог: «Как-то весной на нашем участке появились небольшие бугорки - это муравьи начали свою работу. Не успела я с детьми расставить игрушки на веранде, как Катя протягивает мне помятых, безжизненных муравьишек. Зову всех к муравейнику, рассказываю об этих маленьких тружениках. Долго наблюдаем за ними: один тащит соломинку, другой - крошку. Помогают друг другу, своей работой приносят пользу растениям, землю рыхлят (она становится мягче), удобряют ее. Нельзя их обижать, про таких говорят: "мал да удал". Систематические наблюдения в природе учат детей быть внимательными. Вышли ребята на прогулку и сразу заметили на земле коричневые маленькие чешуйки. Это ночью ветер сдул с тополей чешуйки от почек. Наклоняю осторожно веточку, предлагаю рассмотреть ее. Рассказываю детям, как спали зимой в теплых шубках маленькие блестящие листики. Проснулись они от теплого солнца, начали быстро расти. Тесно им стало в домиках, сбросили они чешуйки-шубки и потянулись навстречу солнцу, "заулыбались", заблестели. Чешуйки сделали свое дело, сберегли листики от холода, а теперь легкий весенний ветерок играет с ними. В следующий раз рассказываю о весеннем солнышке. Трудится оно с утра до вечера, спешит, пробуждает и траву, и цветы, и деревья от зимнего сна. Радует солнышко и птичек, и людей. После этого читаю детям стихотворение А. Бродского "Солнечные зайчики". Утром, на прогулке, я не упускаю случая обратить внимание на красоту, которая нас окружает. Солнце своими лучами разбудило природу, раскрасило небо в красные, желтые, розовые цвета. Проснулись птицы и бабочки. Солнце греет землю, помогает расти всему живому в природе. Вечером на прогулке наблюдаем, как садится солнышко за тучу, закрывает глазки и становится вокруг темно. Вместе с солнцем все живое просыпается. В траве дети заметили блестящую на солнце паутинку. Зовут меня, подхожу, предлагаю понаблюдать. Кто же здесь живет? Чуть трону паутинку стебельком. Сразу же выбегает паучок. Рассказываю, что он сделал паутинку - сеть, ловит в нее мух, комаров, мошек. Мешать ему не стоит, лучше понаблюдать, как он будет плести еще паутинку. Начинаются летние грозы. Малыши боятся грома, сидят на веранде притихшие. Стараюсь доступно объяснить им это явление природы. Помогают мне в этом стихотворение "Тучи" В. Орлова. Туча тучу повстречала, Туча туче прокричала: "Прочь с дороги, уходи! Прочь с дороги, дай пройти!" Отвечала туча туче: "Ты меня не трогай лучше, Если тронешь, проучу И тебя поколочу!" Туча тучу лбом, лбом! А по небу гром, гром! Бились тучи целый час, Слезы сыпались из глаз. Дети улыбаются и каждый раз в непогоду говорят: "Тучи ссорятся, а небо недовольно ссорой, хмурится". Во время дождя замечаем, что птички не поют, спрятались от дождя, прислушиваемся, как шумит дождь, как стучат его капли по крыше веранды. Осенью собираем разноцветные листья, рассматриваем резные листья клена, березы. Сушим цветы, очень красиво выглядят зимой в букетах сурепка, пастушья сумка, кукушкины слезки, полевые злаки. Шишки, семена деревьев и трав тоже пригодятся для поделок. В свободное время составляем с детьми панно из сухих листьев и цветов. Дети внимательно смотрят, дают советы, как лучше расположить цветы, а то и сами берутся за дело. Зимой наблюдаем с детьми за птицами, какие птицы прилетели, какие улетели, чем кормятся птицы зимой, делаем им кормушки. Рассказываю детям о том, какие птицы улетают первыми и почему, какие последними, куда улетают? Ходим с детьми на прогулки в парк, любуемся красотой зимнего парка. Для того, чтобы помочь детям понять, как им следует вести себя, чтобы не причинить вреда всему, что их окружает: другим людям, животным, воде, воздуху я рассказала детям экологическую сказку: "О чем шепчет ручеек". - Ручеек был очень чистый и очень веселый. Он радовался солнцу, чистому небу, пению птиц и весело журчал. У ручейка было много друзей: зайцы бегали с ним наперегонки, медведи и лисы спасались от жары, отдыхая на его прохладных берегах; синицы, скворцы и зяблики шутили и смеялись вместе с ним. И горы без него не могли обойтись: весной он помогал им освободиться от талых вод. А еще ручеек любил людей, любил, хотя его матушка Земля не раз говорила ему: "Люди коварны, они способны на предательство, помни об этом!" Но ручеек верил, что люди добрые и на добро отвечают добром. В одно прекрасное утро к ручейку прилетела сорока и рассказала ему о том, что люди в долине остались без воды - родник, который поил все живое, высох. Притих ручеек, призадумался. И решил помочь людям. Что есть сил побежал вниз, в долину. И тогда в поселке наступил долгожданный праздник: люди радовались воде как чуду. А ручеек был счастлив и горд. Прошло несколько дней. Люди перестали обращать внимание на своего спасителя, а ручеек все чаще стал задумываться: почему люди так жестоки, почему они не берегут природу, почему позволяют себе превращать в мусорную кучу то место, где они живут? Вскоре ручеек стал задыхаться, из кристально чистого и прозрачного превратился в мутный, грязный. Ручеек заплакал, и тогда его вода стала соленой. Он понял из-за чего родник покинул долину. Поздней ночью ручеек ушел из деревни. Тяжело было у него на душе, и лишь одна мысль его согревала: он скоро встретиться с настоящими своими друзьями, которые никогда не продадут: горами, деревьями, лесными жителями. И еще он все время думал, неужели матушка Земля была права? После чтения сказки задаю детям вопросы: - А как вы считаете? - Что каждый из вас может сделать, чтобы реки, ручьи и озера никогда не покидали нас? С этой же целью хочу провести викторину "Жизнь прекрасна". На викторине я прочту детям рассказы, стихи, загадаю загадки. Тот, кто правильно ответит на вопросы, получает красивые цветы, а в конце викторины - значки Почетного защитника природы. 1. Чтение рассказа В. Сухомлинского "Почему плачет синичка?" - Как вы объяснили бы Мише, почему синичка плачет? - Что каждый из вас может сделать, чтобы птицы никогда не плакали? 2. Чтение рассказа Г. Скребицкого. - Как бы вы назвали этот рассказ? - Как нужно собирать березовый сок, чтобы не навредить дереву? - Кто из вас знает, что мы можем сделать, чтобы воздух, необходимый всему живому, был чист? 3. Провожу беседу о воде. - Что каждый из вас может сделать, чтобы сберечь воду от загрязнения и чтобы разумно и, значит, экономно расходовать ее? Игра "Продолжи предложения": Не умыться, не напиться без... (воды) Листику не распуститься без... (воды) И поэтому всегда всем везде нужна... (вода).» 6. ПРИМЕР ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: РОЛЬ ОКРАСКИ В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ, ИЛИ «КТО КАКОГО ЦВЕТА?» Цель: показать роль окраски в жизни животных. Материалы и оборудование: разноцветные бумажные «жучки», гусеницы, бабочки, червяки (в наиболее простом варианте это могут быть замещающие животных кружочки-символы), большая модель бабочки, у которой верхняя часть крыльев окрашена ярко, с крупными пятнами, а нижняя — однотонная, коричневатая (крылья должны раскрываться и складываться). Предварительная работа. Изготовление бумажных насекомых и дождевых червяков вместе с детьми. Неоднократные наблюдения за живыми насекомыми, червями на прогулках, во время которых воспитатель особое внимание обращает на их окраску, подчеркивает, заметны они или нет на окружающем фоне. Перед занятием в разных местах тропинки (среди листьев, на коре, на земле, на асфальте) разместите бумажных бабочек, жуков, гусениц, червяков. Должны быть представлены две ситуации: насекомое не заметно на окружающем фоне и насекомое сразу выделяется среди своего окружения. Ход занятия. 1. Скажите детям, что сегодня на тропинке можно обнаружить необычных красивых бабочек, жуков и других насекомых, а также дождевых червяков. Одни из них спрятались, другие, наоборот, заметны издалека. Задание детям: найти как можно больше разных бумажных насекомых, червяков и принести их воспитателю. При этом нужно запомнить, где именно затаились бабочки, жуки и какого цвета было их окружение. Можно ограничить игру по времени и заранее определить количество насекомых. Другой вариант: выделить для каждого ребенка отдельный участок, на котором он должен обнаружить определенное количество (например, 6) насекомых. Если какие-то объекты не найдены, обязательно покажите их детям, обсудив, почему именно их было трудно заметить (как правило, в таких случаях окраска моделей соответствует окружающему фону). После наблюдений выслушайте ребят и предложите ответить на вопрос: «Каких животных они замечали в первую очередь: ярких, выделяющихся на фоне окружающей среды, или тех, кто окрашен так же, как и все вокруг?» (лист, кора дерева и т.п.) Например, сразу ли дети заметили божью коровку? На чем она сидела? Выделялась ли по окраске? А кузнечик в траве? Дождевой червяк на земле? Бабочка с коричневыми крылышками на коре? 2. Предложите детям самостоятельно спрятать бумажных насекомых и дождевых червяков в разных местах, а вы постараетесь их найти (другой вариант: одна группа детей прячет, другая ищет). Обсудите, почему именно дети положили зеленую гусеницу на листок, а божью коровку спрятать так и не удалось. Божья коровка никого не боится. Пусть дети вспомнят: если они возьмут божью коровку в руки, то она может выделить желтые капельки. Если после этого случайно сунуть палец в рот, то во рту станет очень горько. Когда какая- нибудь птица попытается съесть божью коровку, ей тоже будет неприятно, горько, и она «запомнит», что яркий, красный с черными точками жучок совершенно несъедобен. В другой раз эта птица, заметив божью коровку, сразу «вспомнит», какая она невкусная, и не станет есть ее на обед. 3. Попросите детей разместить всех жучков так, чтобы они «испугали» птицу, то есть чтобы насекомые были хорошо заметны. Птица подумает, что они ядовитые, несъедобные, испугается и улетит. Дети размещают всех жучков, бабочек, гусениц так, чтобы они контрастировали с цветом своих «домов». Если ребята выполнили все задания правильно, скажите им, что они помогли спастись своим жучкам от птицы. А птица теперь улетела искать других насекомых. 4. Внимательно рассмотрите вместе с детьми модель бабочки, ее крылья с верхней и нижней сторон. Пусть дети выскажут свои предположения о причинах различной окраски крыльев сверху и снизу. Предложите им выяснить, для чего бабочке нужны по-разному окрашенные крылья. Скажите детям, что бабочка долго летала, устала и ей нужно отдохнуть. Она решила сесть на ствол дерева. Затем попросите детей ненадолго закрыть глаза и прикрепите бабочку на стволе так, чтобы была видна ее яркая окраска, крылья с кружочками- глазами. Сразу ли дети обнаружат бабочку? Почему? А будет ли такая бабочка заметна птицам? Конечно, будет. Как она может спрятаться? Многие бабочки научились обманывать птиц. Предложите детям снова закрыть глаза и сложите крылья бабочки так, чтобы она не выделялась на фоне коры. Как быстро отыщут бабочку дети в этот раз? Почему она не сразу видна? Теперь насекомое незаметно, так как крылья снизу по цвету похожи на ствол дерева. Сидит наша бабочка, отдыхает. Птицы пролетают мимо, не замечают ее. Но вот нашлась одна очень внимательная птица, которая все-таки заметила нашу бабочку. Возможно, потому, что бабочка шевельнулась (подвигаем модель). Обратите внимание детей на то, что, пока бабочка не двигалась, она была практически незаметной. Как только она начнет двигаться, на нее сразу обратят внимание птицы. Напомните детям, что когда они играют в прятки, то тоже стараются сидеть неподвижно (если они будут махать руками, водящий их сразу заметит). Так и животные, когда прячутся, стараются не двигаться. Итак, наша бабочка почувствовала, что рядом — враг. Что ей делать? Как отвлечь внимание птицы? (Пусть дети предложат свой вариант.) Она решает ее напугать. А как безобидная в общем-то бабочка сможет напугать хищную птицу? Она ведь не может зарычать или наброситься на нее, как некоторые другие животные. Что бы дети сделали на месте бабочки? (Выслушиваем ответы.) Когда птица подлетела к бабочке совсем близко, бабочка резко раскрыла свои крылья. (Показываем это на бумажной модели.) Что же произошло? Птица вместо коричневатых увидела яркие, да еще с «глазами»-кружочками крылья. Перед ней теперь уже сидит совсем не та бабочка, которую она пыталась съесть, а совершенно непонятное существо. Сначала птица удивилась, потом испугалась, а потом решила, что лучше уж поголодать, чем связываться с такой непонятной добычей. Взмахнула она крыльями и улетела искать себе обед в другом месте, а хитрая бабочка, отдохнув, отправилась на луг искать вкусный нектар в цветах (пусть дети сами отнесут бабочку на клумбу). 5. Выберите участок, покрытый травой. Для этого задания вам понадобится набор одинаковых «червячков-гусениц» (или жучков-кружочков) разного цвета. То есть у вас должны быть два вида «гусениц»: резко отличающиеся по цвету от газона (красные, оранжевые) и те, которые будут незаметны на нем (зеленые разных оттенков). Договоритесь с детьми, кто из них будет изображать голодную птицу и собирать себе на обед гусениц. Разбросайте «червячков» на траве (дети не должны видеть, как вы это делаете). Попросите «птицу» собрать всех гусениц. Собирать их нужно по одной и каждый раз, подняв с пола, отдавать воспитателю. Вы берете у ребенка его «добычу» и раскладываете на земле или асфальте гусениц в том порядке, в каком их приносит ребенок. Когда вся «добыча» будет поймана (собрана), обратите внимание детей на то, каких гусениц ребенок принес первыми, а каких — последними. Первыми «птица» склевала самых заметных, ярких. Их она быстро заметила и собрала. А самыми последними были собраны те, которые по цвету мало отличаются от травы и на ней почти незаметны. Такую игру можно повторить в помещении, разбросав модели на полу (но и в этом случае обязательно должны быть бумажные насекомые, незаметные на общем фоне). Еще раз подчеркните, что и в природе ярких насекомых легче заметить, чем тех, кто «прячется» и по цвету окрашен почти так же, как цветок или листок, на котором они сидят. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развевается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Посильный «добрый» и «умный» труд, труд, нередко связанный с игрой, - именно та необходимая деятельность ребенка-дошкольника (помимо собственно игры), которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процесс его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает самоценность периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни. Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера. Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать рыб, птиц, растения, видеть заботу воспитателя о них, получают первые элементарные трудовые навыки. Список литературы. 1. Буре Р. С., Година Г. Н., «Учите детей трудиться», Москва, «Просвещение», 1983 г. 2. Буре Р. С. «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду», Москва, «Просвещение», 1987 г. 3. Вересов Н., «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников», // «Дошкольное воспитание», 1995 г. 4. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1993 г. 5. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»., Москва, «Просвещение», 1978 г. 6. Градобоева Т. «Создание экологической тропы и методики работы с ней». // «Дошкольное воспитание», № 1, 1993 г. 7. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Природа: объект или субъект отношений личности», Москва, «Школа здоровья», 1995 г., т. 1,2. 8. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Методики диагностики и коррекции в экологическом воспитании», Москва, 1995г. 9. Дмитриев Ю.Д. , Пожарицкая Н. М., «Твоя Красная книга.», Москва, «Молодая гвардия», 1986 г. 10. Жуковская Р. Н. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детского сада»/Под ред. Козловой С. А., Москва, «Просвещение», 1985 г. 11. Кавтарадзе Д. Н. «Природа: от охраны к заботе?» // «Знание –сила», 1993 г., №3. 12. Лихачев Б.Т. «Экология личности» , // «Педагогика», №2, 1993 г. 13. Нечаева В. Г. «Воспитание дошкольника в труде», Москва, «Просвещение», 1983 г. 14. Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 1993 г. 15. Николаева С. Н. «Место игры в экологическом воспитании дошкольников». Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию., Москва, «Новая школа», 1996 г. 16. Николаева С. Н. «Формирование начал экологической культуры», // «Дошкольное воспитание», 1994 г., №7. 17. Николаева С. Ню «Программа «Юный эколог»»// «Дошкольное воспитание», №9, 1994 г. 18. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», // «Дошкольное воспитание», 1994 г., №7. 19. Рыжова Н. А., Тычина Ю. Н. «Что такое экология?» Методическое пособие по экологическому воспитанию и образованию дошкольников», Тамбов, ИПКРО, 1993 г. 20. Саморукова П. Г. «Как знакомить дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1983 г. 21. Ядешко В. И., Сахина В. А.«Дошкольная педагогика»,Москва, «Просвещение»,1978 г. 22. Ясвин В. А., Дерябо С. Д. «Методика проведения эколого- психологического тренинга», // «Школа здоровья», №2, 1995 г. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |