|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Географическое положение и безопасность РоссииГеографическое положение и безопасность РоссииПлан Введение Особенности геополитического положения России Внешние геополитические поля Глобальные и региональные геополитические интересы России Геополитика Российской империи Глобальные и региональные геополитические вызовы (угрозы) России Обеспечение глобальной и региональной геополитической безопасности России Заключение Введение Задача формирования концепции геополитической безопасности России продиктована настоятельной необходимостью решения круга проблем, имеющих непосредственное отношение к нынешнему положению нашей страны в мире, к ее историческому прошлому и ее судьбе в будущем. Речь, в первую очередь, должна идти о сохранении Руси-России как целостного социоприродного организма, который образовался на протяжении X-XX вв. и совершил исторический прорыв в новый социально-экономический строй. Можно по-разному оценивать этот прорыв - как неизбежный исторический шаг либо как исторический курьез. Однако фактом исторической геополитики является то, что некогда 1/6 часть территории Земли была охвачена той социальной энергией российского суперэтноса, которая выражала вековые чаяния всего человечества в борьбе за социальную справедливость, материальный достаток и духовное процветание каждого человека на Земле. [1, c.3] Концепцию геополитической безопасности России как единого социоприродного организма следует рассматривать как теоретическую систему взглядов, убеждений и принципов, позволяющих осмыслить место и роль России на геополитической карте современного мира, ее геополитические интересы, вызовы (угрозы) извне и вопросы обеспечения ее геополитической безопасности. Концепция геополитической безопасности России объединяет два подхода - глобальный и региональный. В рамках первого подхода Россия, Российская Федерация предстает как единая геоцивилизация, народнохозяйственный организм, суперэтнос и субъект международного права. Поэтому геополитическая безопасность предстает как основа обеспечения национальной безопасности. Второй подход предполагает рассматривать Россию как социоприродный организм, включающий в себя регионы, которые сформировались в течение ряда веков на основе историко-культурных зон в европейской и азиатской частях России. При таком подходе объектами обеспечения геополитической безопасности России оказываются федеральные округа (7) и регионы Российской Федерации (12), которые, являясь ключевыми звеньями административно-территориального деления страны, подвергаются различным по направлению, содержанию и интенсивности угрозам, характеризуются особенностями геополитического кода и иными геополитическими параметрами. Следовательно, концепция геополитической безопасности должна органично сочетать и учитывать глобальные и региональные интересы, угрозы и факторы обеспечения геополитической безопасности. Рабочим определением геополитической безопасности является понимание ее как состояния защищенности геополитических интересов страны и государства, наличия системы ответов на геополитические вызовы (угрозы) на глобальном и региональном уровнях. Геополитическая безопасность - это одна из сфер государственной безопасности, связанная с другими ее сферами: Политической (обеспечение функционирования политической системы, поддерживающей целостность государства как своей основы); Экономической (обеспечение устойчивого развития экономики, способного удовлетворять материальные и духовные потребности трудящихся); Социальной (обеспечение функционирования гражданского общества); Экологической (поддержание устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях); Военной (защита национального суверенитета, территориальной целостности и предотвращение внешних угроз). Помимо этих основных сфер государственной безопасности необходимо выделять сферы, не менее значимые для жизнедеятельности общества - демографическую, продовольственную, информационную, научно-техническую и др. [5, с.73] 1. Особенности геополитического положения России В своем пространственно-территориальном выражении Россия занимает уникальное геополитическое положение. Большинство современных авторов, исследующих проблемы российской геополитики, едины в том, что Россия благодаря своему особенному геополитическому положению объективно признана играть довольно существенную роль во всех глобальных, международный и региональных процессах. Рассматривая геополитическое положение РФ, следует подчеркнуть, что для неё будет доминирующим более континентальное геополитическое расположение и размеры территорий. Геополитическое положение России характеризуется рядом особенностей. Природно-географическая специфика территории России. Россия занимает большую часть восточной Европы и северную Азию. Площадь территории составляет 17075,4 т. кв. км. Омывается морями Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Около ? территории занимают равнины и низменности. Горные области преобладают на юге и востоке страны. В России около 120 т. рек (длиною более 10 км). Наиболее крупные из них: Обь с притоком Иртыш (5410 км) Амур с Аргунью (4440 км), Лена (4400 км), Енисей (4102 км), Волга (3530 км). Насчитывается около 2 млн. пресных и соленых озер. Наиболее значительные из них: Байкал, Ладонежское, Онежское, Чудское, Таймыр. [2, с.95] Леса занимают 41% территории России, на севере - арктические пустыни и тундра, на юге - степи и полупустыни. Климат большей части России - умеренный континентальный, на крайнем северо-западе - морской, на юге Дальнего Востока - муссонный. На северных островах и полуострове Таймыр климат арктический и субарктический, на Черноморском побережье Кавказа - субтропический. Недра России богаты полезными ископаемыми: нефтью и природным газом, углем, железными и марганцевыми рудами, апатитами, фосфоритами, рудами цветных и благородных металлов, алмазами и др. На территории РФ функционируют объединенные энергетические системы. В РФ расположены системы магистральных газопроводов - Центральная, Поволжская, Сибирь - Центр и др. Функционируют газопроводы в соседние страны, а также газопроводы - Уренгой - Западная Европа, Ямбург - Западная граница РФ. В России - 3 металлургические базы: Уральская, Центральная и Сибирская. Повсеместно представлено машиностроение, но наиболее развито оно в Центральном районе, Поволжье, на Северо-Западе, Урале и Западной Сибири. Важнейшие районы химической промышленности: Центральный, Северо-Западный, Поволжский, Уральский и Западно-Сибирский. Российская Федерация - важный экспортер продукции металлургической промышленности. Россия - федеративное государство: в её составе 21 республика, 49 областей, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область. Протяженность внешних границ России - 90532 км. При этом морские границы почти вдвое длиннее сухопутных. Число пограничных государств - 16 (больше, чем у кого-либо в мире). В составе России 45 субъектов (административно-политических единиц) являются приграничными. [6, с.513] Уникальность территориально-географического расположения России в географическом плане связана с её размещением на двух континентах, между двумя океанами. Иногда можно встретить выражение «России характерен дуализм в квадрате». Для десятков стран южного и западного полушария, омываемых сразу двумя океанами, характерен преимущественно акваториальный дуализм. Россия имеет особую специфику транспортной инфраструктуры. Наземные коммуникации включают: Автомобильные сообщения; их характеризует: слабая развитость, низкая пропускная способность, в азиатской части автомобильные магистрали практически отсутствуют; Железные дороги (достаточно развиты в европейской части; за Уралом (Сибирь, Дальний Востокостаточно развиты в европейской части; за Уралом ()ая способность, в азиатской части автомобильные магистрали практически отсут) развиты недостаточно. Практически эти регионы соединены с европейской частью лишь построенной в начале века Транссибирской магистралью. БАМ остается не пригодной для эксплуатации как пассажирских, так грузовых перевозок). Существует проблема железнодорожного сопряжения России с Европой. Общеизвестно, что железнодорожное полотно России шире, чем европейское. Для прямого сообщения с Европой необходимы дополнительные ресурсы, да и станции перевода вагонов на европейские тележки теперь находятся в странах ближнего зарубежья, что создает дополнительные трудности; Нефте- и газопровод - одна из самых проблематических сфер для современной России. Дело в том, что построенные в советское время нефте- и газопроводы от Сибири до европейских стран проводят через Украину и Прибалтийские государства. Опыт суверенного существования этих стран принес немало трудностей России в перекачке нефти и газа. Например, около 10% перекачиваемого газа Украина присваивает себе без ведома России. Использование нефтеналивных терминалов Прибалтийских государств и Украины во многом зависит от благополучия отношений с этими странами. [2, с.97] В связи с известными событиями на Юге России возникла проблема перекачки нефтепродуктов и газа с каспийского региона. Отсутствие нефте- и газопроводов на Юг (в Китай, Монголию и др. государства) делает Россию зависимой от Украины, стран Балтии, Европы. Наиболее перспективными для России представляется реализация имеющихся проектов транспортировки нефтепродуктов через Беларусь, а также в Китай; Линии электропередач - одно из самых перспективных направлений современных коммуникаций. Однако после распада СССР экспортировать электроэнергию для России стало практически невозможно. Весь электроэнергетический комплекс СССР, предназначенный для работы на экспорт (11 АЭС) был сосредоточен в Украине. После распада союза Россия, несмотря на достаточно большие мощности по выработке электроэнергии, испытывает некоторые затруднения. Морские и речные коммуникации. Со времен Петра 1 Россия всегда стремилась расширить и удержать возможности выхода к морям, иметь речные сообщения. Это дешевые и эффективные каналы товарообмена, их военно-стратегическое значение трудно переоценить, в конечном итоге благодаря им Россия стала напрямую причастной к миру морских держав. Практически последние триста лет Россия только наращивала морские возможности. Однако с распадом СССР появились трудности в осуществлении проектов развития водных коммуникаций. К примеру, с потерей прямого контроля над портами Черного и Балтийского морей, Россия лишилась двух акваторий незамерзающих портов: на Дальнем Востоке, из-за неразвитости наземных коммуникаций порты продолжают оставаться мало эффективными; прямое сопряжение «река - море - океан» также неэффективно ввиду сокращения числа глубоководных портов и глубоководных рек [2, с.98] Россией утрачена важнейшая речная «артерия» - р. Дунай, а ряд рек Южного направления резко снизили свою эффективность в связи с переходом большинства портов Каспийского и Азовского морей во владения новых суверенных государств. Особенность геополитического положения России выражается в демографическом противоречии. Как известно, население РФ составляет 147,2 млн. чел. (1999г.). При этом большая часть населения сосредоточена в европейской части страны, основные запасы сырьевых и энергетических ресурсов находятся в Сибири и на Дальнем Востоке. В России сохраняется снижение темпов рождаемости, усиливается диспропорция половозрастных характеристик населения. Кроме того, на демократическую ситуацию накладывают отпечаток миграционные процессы. Проблема этнических противоречий внутри страны и у её границ является важным фактором, обуславливающим особенности геополического положения России: Россия двурасовая страна; В стране проживает свыше 150 этносов и этнических групп; Государственное устройство по национально-территориальному признаку поражает ряд проблем, прежде всего пробуждение самосознания этносов с их вариантами построения территориального государства; Проблемы соотечественников за рубежом. Для России характерны особенности конфессионального характера. Россия - страна, в которой широко распространены три мировых религии (христианство, ислам и буддизм); имеется множество различных религиозных объединений (сект). Отличительная особенность России состоит в поликонфессиональности при этническом многообразии. [2, с.99] Важнейшей особенностью, характеризующей геополитическое положение России, является наличие территориальных проблем. Существуют разногласия по таким территориям как: Курильские острова - Япония высказывает претензии на владение этими островами; Приамурские и уссурийские земли оспаривает Китай; Крым рассматривается рядом отечественных политиков как территория России; Часть земель Псковской области, на которые претендует Латвия и др. К геополитическим особенностям России следует отнести ландшафт и климатические условия. Таким образом, особенности геополитического положения России детерминированы такими, в частности, факторами как: природно-географический императив; экономические, демографические, экологические особенности; территориальные, этнические и конфессиональные противоречия как внутри страны, так и между государствами ближнего зарубежья и их ближайшими соседями. [2, с.100] 2. Внешние геополитические поля Распределим геополитические интересы и проблемы: Первое поле - новое зарубежье, в котором условно выделены сектора: Государства Прибалтики (Балтии). Основные противоречия России с ними касаются дискриминации живущих в них этнических русских, особенно в Эстонии и Латвии. Эти государства опасаются, что их русское население может сыграть на каком-то этапе роль «пятой колонны», а так же возможной ассимиляции национального населения русскими. Все три страны стремятся к вступлению в НАТО, что им обещает эта организация в первом пятилетии XXЙ в. Белоруссия. С ней образовано Союзное государство России и Белоруссии, которое идеологически поддерживают российские коммунисты. Однако многие решения, принятые в рамках Союза, не реализуются на практике или постоянно откладываются на будущее. В Западном Черноморском секторе главные спорные вопросы: Кому должен принадлежать Крымский полуостров? [3, с.225] Кто будет доминировать на Черном море? Каков будет статус Приднестровья? Каков будет статус Севастополя, и какова участь российской части Черноморского флота? Как изменились отношения России с Украиной при условии сближения последней с НАТО? [3, с.226] В Кавказском секторе можно выделить две главные и взаимосвязанные проблемы. Останутся ли северокавказские автономии, особенно из-за войны в Чечне, в составе России? Какую роль играют новые кавказские государства вместе взятые и порознь (православная Грузия, шиитский Азербайджан, монофизитская Армения) в геополитической стратегии России? В Средней Азии и Казахстане (с 1993 г. здесь существует сообщество республик Центральной Азии), как и на Кавказе, растет национальное самосознание в самых разных формах. Регион после перестройки был охвачен острыми этническими конфликтами. Затем возникли проблемы внутриполитического и межгосударственного характера, проявляемые часто как приграничные столкновения, потому что оппозиция, а также террористы и наркодельцы «квартируют» в Афганистане - стране, где два десятилетия идет война, начавшаяся с экспансии СССР в 1989 г. [3, с.227] Второе поле включает государства дальнего зарубежья. Арктический сектор. К Арктике прилегают территории пяти государств: России, США, Канады, Дании (Гренландия) и Норвегии. Здесь имеются неразрешенные проблемы. Россия и Норвегия оспаривают несколько десятков тысяч кв. км в Баренцевом море, потенциально богатых залежами газа и нефти. На участке шельфа, именуемого российскими геологами «поднятием Федынского», по прогнозам имеются запасы природного газа, равные крупнейшему Штокмановскому месторождению, а нефти - равные запасам Тимано-Печорского месторождения. [3, с.228] В Центрально - Восточной Европе Россия потерпела наибольший геополитический и геоэкономический урон. На всем протяжении истории государства Центрально - Восточной Европы, имея промежуточное положение, сильно зависели от изменчивого баланса европейских сил. Сейчас же за счет стран Центрально - Восточной Европы происходит расширение НАТО. Китай. С этой страной Россия имеет одну из наиболее протяженных границ (около 4200 км). Некоторые полагают, что прогресс Китая в экономике может представлять угрозу для России в форме постепенной китаизации редко заселенных областей Сибири и Дальнего Востока. Разрыв демографического потенциала между двумя государствами - на порядок: в 2000 г. В России насчитывалось 145 млн. человек, а в Китае около 1,3 млрд. [3, с.229] Отношения России с Японией упираются в проблему Курильских островов, на присоединение которых к своей территории претендует Япония. Россия в процессе сложных переговоров уступила Японии группу островов на юге Кульской гряды в 1875г. - остальные Кульские острова в обмен на право полностью владеть островом Сахалин, который до того был под совместной юрисдикцией. Российско-американские отношения - это обширная тема с множеством не исследуемых аспектов. Оказались неоправданными ожидания с российской стороны американской помощи для укрепления рыночной системы и демократии в России. В геополитическом плане всеми своими действиями США последовательно действует в русле разрушения геополитических основ положения России как великой державы. США и Запад ничего не потеряли, а в России и бывших союзных республиках разразился экономический кризис, распад системы союзнических связей и вывод больших контингентов войск из Европы и Афганистана, потребовавший огромных средств. [3, с.231] Европейский союз. На первый взгляд, Европейский Союз установил для России значительные торговые льготы: около 80% российского экспорта вводятся беспошлинно, еще 10% попадает под Общую систему преференции. Средневзвешенный тариф Европейского Союза в отношении России не превышает 1%, тогда как в России этот показатель остается на уровне 16-18%. В действительности же, рынок Европейского Союза широко открыт для экспорта топливно-сырьевых товаров из России, а меры по «индустриализации» российского экспорта продолжают наталкиваться на дискриминационные ограничения. Геополитическое влияние России в мире в значительной мере определяется ходом ее экономического развития, стратегией в выборе геоэкономических сфер и четко сформулировать геополитическим кодом, соответствующего реальному экономическому, социальному, политическому и культурному потенциалу страны. [3, с.233] 3. Глобальные и региональные геополитические интересы Применительно к Росси необходимо, во-первых, утверждать неразрывную связь глобальных и региональных интересов и, во-вторых, увязывать их в единое целое с национально-государственными интересами. Сам по себе интерес как социальное явление выражает мотивы, помыслы и идеи индивидуумов и различных социальных общностей (групп, классов, наций). Известно, что интересы различаются по определенным основаниям: По степени общности (индивидуальные, групповые, общественные); По сфере направленности (экономические, социальные, политические, духовные); По характеру субъекта действия (национальные, государственные, партийные); По степени осознанности (действующие стихийно или на основе заранее разработанной программы); По возможности их осуществления (реальные или мнимые); По отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные, приспособительные).[7, с.67] Данная классификация вполне применима к пониманию того, как соотносятся геополитические, национальные и государственные интересы. Национальные интересы определяют содержание, а государственные - форму реализации международных отношений. Эти интересы являются главным движущим фактором геополитической деятельности государств в той мере, в какой они затрагивают суверенитет, территориальную целостность, социокультурную динамику общественного развития и т.д. Иначе говоря, национально-государственные интересы формируются и реализуются в соответствии с геополитическими параметрами государства, входящего в какую-либо геоцивилизацию или представляющего самостоятельную цивилизацию. Последнее относится именно к России, которую с полным основанием можно рассматривать как единую цивилизацию (для уточнения: во-первых, можно встретить утверждения о Японии как государстве-геоцивилизации; во-вторых, Россию по ряду оснований относят к православной цивилизации). Еще раз подчеркну: среди современных геоцивилизаций только Россия по всем геополитическим и геоэкономическим параметрам предстает как единое государство и единая геоцивилизация. Поэтому и глобальные, и региональные геополитические интересы России как геоцивилизации получают конкретное международно-правовое выражение в национально-государственных интересах России как великой державы. В свою очередь, глобальные геополитические интересы России преследуют цель сохранения ее как геоцивилизации, а региональные геополитические интересы выражают интересы этносов как социальных общностей и преследуют цель сохранения в целостности регионов и государства в целом в качестве субъекта международного права. [8, с.27] 4. Геополитика Российской империи Существует пять геополитических принципов в которых фиксируются факторы, влияющие на «расширение, сжатие или стабильность государственных границ в течении длительных периодов времени». Эти принципы касаются главным образом способности государства к ведению войн и контролю над своим населением. Преимущество в размерах и ресурсах. «При прочих равных условиях в войнах побеждают крупные и богатые ресурсами государства; поэтому они расширяются, тогда как более мелкие и бедные - сжимаются». Преимущество в расположении. «Государства, граничащие с мощными в военном плане странам на меньшем количестве направлений, т.е. `окраинные', находятся в выигрышном положении по сравнению с государствами, имеющими могущественных соседей на большем количестве направлений, т.е. с `сердцевидными'». Фрагментация сердцевидных государств. «Сердцевидные территории, сталкивающиеся с противниками на нескольких фронтах, в долгосрочной перспективе имеют тенденцию дробиться на все возрастающее число мелких государств». Решающие войны и переломные моменты. По мере того как окраинные государства (с немногими мощными в военном отношении соседями) захватывают и инкорпорируют в себя распадающиеся сердцевидные страны, они уничтожают буферные зоны и в конечном счете вступают в конфликт с другими окраинными государствами. В такой переломный момент либо одно из окраинных государств добивается преимущества в решающей войне и устанавливает «мировую» империю, либо возникает путовая ситуация. В последнем случае взаимное истощение таких государств обычно ведет к ослаблению их влияния на зависимые от них страны, и «геополитическая система начинается снова дробиться». Чрезмерное расширение и дезинтеграция. Даже «мировые» империи могут подвергнуться «ослаблению и длительному упадку», если достигнуть чрезмерного, с военной точки зрения, расширения. Чрезмерность расширения иногда обуславливается экономическими причинами, т.е. высокими «транспортными расходами на ведение военных действий в слишком сильном отдалении от надежных источников обеспечения». Но она может иметь и политические причины, описываемые ученым как «напряжения, связанные с поддержанием лояльности населения, проживающего более чем через одну этническую границу от этнического ядра метрополии, и боевого духа расположенных там войск». [4, с.85] 5. Глобальные и региональные геополитические вызовы (угрозы) России При наличии четкой корреляции между геополитическими вызовами и угрозами национальной безопасности следует ясно осознавать, что геополитические вызовы имеют долговременный характер и обусловлены не только географическим положением страны, но и состоянием экономики, демографической ситуацией, этническим составом, культурой. Мы полагаем, что исходным глобальным геополитическим вызовом России, сохранению ее целостности является потенциальная возможность раскола всего геополитического пространства России на несколько частей, о чем писал Х. Маккиндер еще сто лет назад. По сути дела, для России угрозы глобального и регионального порядка, помимо отмеченной выше, были достаточно четко представлены и в стратегии «анаконды», и в концепциях столкновения цивилизаций (С. Хантингтон) и неоатлантизма (З. Бжезинский). [1, с.7] Суть глобального географического подхода к движущим силам мировой политики заключается, согласно Маккиндеру, в разделении всего земного шара на ряд зон. Центральной зоной является осевой ареал (pivot area), или географическая ось истории. Этот осевой ареал автор отождествляет с Россией, которая находится в средоточии масс Евразии и представляет собой хартленд (Heartland), т.е. наиболее благоприятный географический плацдарм для контроля над всем миром. Хартленд - это ключевая территория мирового острова, объединяющего Европу, Азию и Африку. Поэтому Маккиндер усматривал главную задачу англосаксонской геополитики в недопустимости образования вокруг России стратегического континентального союза. Более того, выдвинув (в 1943 г.) идею об относительной самостоятельности существования на территории СССР зоны восточнее р. Енисей (Lenaland), он положил начало построению геополитических концепций, пытающихся обосновать необходимость раздела хартленда на зоны, подчиненные различным центрам геополитической силы. Именно эти притязания на геополитическое пространство России следует рассматривать как исходный глобальный геополитический вызов России. Изначально этот сценарий геополитического раздела Советской России присутствовал в Версальском мирном договоре 1919 г. и в решениях Парижской мирной конференции 1919 г., на которой американский президент В. Вильсон предложил разделить всю Россию «на большие естественные области, каждую со своей экономической жизнью. При этом ни одна область не должна быть достаточно самостоятельной, чтобы образовать сильное государство». Другой глобальный геополитический вызов России получил реальное воплощение в доктрине Linkage (стратегия «анаконды»), согласно которой из отдельных береговых зон должны быть образованы дисконтинуальные пояса вокруг советской Евразии. Этот вызов воплотился в стратегии «холодной войны» против СССР, приведший к его развалу, этот вызов остается в силе и по отношению к современной России. [1, с.8] Третий глобальный геополитический вызов России нашел теоретическое и идеологическое выражение в концепции столкновения цивилизации С. Хантингтона, согласно которой фундаментальными противоречиями между людьми, государствами, цивилизациями являются противоречия социокультурного порядка (а не экономического, политического или идеологического). Важно отметить, что указанные выше вызовы имеют потенциальный характер как «вещь в себе», но реализуются в практике международных отношений, выражения геополитические интересы глобальных центров силы, противостоящих России. Итак, формирование геостратегии современной России сопровождается борьбой альтернативных концепций и суждений: Относительно места России в современном мире - остается ли она сверхдержавой или становиться одной из региональных держав. Это, в свою очередь, должно определить сферу ее интересов; Относительно источников угроз национальной безопасности - дальнее зарубежье, бывшие союзные республики, внутри страны; Относительно перспектив отношений с бывшими союзными республиками; Относительно проблем русского и русскоязычного населения в ближнем зарубежье; Об отношении России к острым международным проблемам (варианты): Выработка новых геополитических кодов, не связанных с наследием дореволюционной России и СССР, и занятия места региональной державы; Поддержание политики мирового сообщества, определяемой странами мирового «ядра», т.е. «золотого миллиарда»; Сохранение и развитие своей геостратегии, что подобает России как мировой державе; Об отношении России к событиям на Балканах и в целом в славянском мире. Об отношении России к территориальным претензиям со стороны других государств (Курилы, Сахалин и др.). [1, с.9] Альтернативы по этим позициям проходят по оси «западный либерализм - неотрадиционализм». Поэтому необходимо рассматривать следующие геополитические вызовы России: военно-политический, ресурсно-экологический, демографический, технолого-экономический, духовно-идеологический. При этом следует иметь в виду, что каждый из этих вызовов связан с соответствующими формами контроля над пространством, которые учитывают, во-первых, взаимосвязь силовой и социокультурной геополитики, во-вторых, вступление геополитики в космическую эру (недаром в директивах президента США и в законодательных актах американского конгресса амбициозного заявляется, что тот, кто владеет космосом, владеет миром). Стратегический контроль над российским геополитическим пространством предполагает выработку соответствующих ответов России.
Стратегия прогрессивного развития, поддерживаемая соответствующей внешней политики, позволит России включиться в наметившийся процесс геоэкономический революции, которая связывает в единый узел передел геополитической карты мира и формирование многополюсного мира, утверждение нового технологического способа производства и сознание соответствующей ему системы рационального природопользования. Геоэкономическая революция соответствует новой парадигме культуры в ее отношении к природе: культура предстает уже не как способ приспособления к природе (традиционное общество) и не как способ подчинения человеку сил природы (индивидуальное общество), а как способ выживания в окружающей среде (начальный этап постиндустриального общества). [10, с.80] 6. Обеспечение глобальной и региональной геополитической безопасности России Обеспечение глобальной и региональной геополитической безопасности России тесно связано с решением трёх групп задач. Во-первых, с необходимостью обеспечения национальной безопасности как безопасности многонационального народа России и территориальной целостности государства. Во-вторых, с необходимостью сосредоточения усилий всех государственных структур на утверждении многополярного мира и определении достойного места в нем России. В-третьих, с обеспечением региональной безопасности России, территория которой состоит из четырех типов регионов - индустриального, топливно-сырьевого, аграрно-индустриального и депрессивного. Решение каждой из этих групп задач исходит из понимания безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Причем для обеспечения геополитической безопасности России принципиальное значение имеет признание государства в качестве одного из объектов и основного субъекта обеспечения безопасности на основе проведения единой государственной политики. Но помимо утверждения этих важных положений в различных нормативных документах, в частности, в законах Российской Федерации «О безопасности» (от 24.12.1993 г.), «Об обороне» (от 30.12.1999 г.), в Указе Президента РФ «О концепции безопасности Российской Федерации» (от 10.01.2000 г.) важную роль в обеспечении геополитической безопасности играют политическая воля государственного руководства и идеологические императивы, утверждаемые в общественном сознании. Многочисленные заверения в необходимости обеспечения личной безопасности, совершенствования системы государственной власти, увеличения и поддержания военного потенциала, подъема экономики страны, проведения независимого и социально ориентированного экономического курса остаются пустыми словами, поскольку они и поныне далеко не в полном объеме реализуются в политических решениях. [1, с.12] Надо прямо сказать, что все более углубляется пропасть, с одной стороны, между народом и нынешней властью, «вертикаль» которой не способна реагировать на все особенности и тенденции развития социального бытия, а с другой - между властным центром и региональными властями. Перед последними, в частности, стоит дилемма: укреплять прочные связи с властным центром, Кремлем или же реализовать свои политические амбиции в угоду интересам региональных центров. Во всяком случае, открытые выступления представителей политической, военной, научной элиты против того, что властный центр все чаще заявляет о все более жесткой привязке России к Западу, должны инициировать создание глобального проекта и геополитической доктрины для России. В контексте глобальной геополитики можно выделить основные подходы к формированию концепции геополитической безопасности России. Во-первых, необходимо выявить основные направления геополитической стратегии России, исходя из анализа реального положения ее в мировой экономике и определения ее геополитического статуса. Признавая кризисное положение экономики России в настоящее время (она составляет 1/10 экономики США и 1/5 экономики КНР), рассмотрим три варианта ее развития: стагнация, умеренный рост, ускоренный рост. Наиболее вероятными считаются умеренные темпы среднегодового экономического роста - 2-3% в обозримом будущем. В этом случае ожидается консервация нынешнего сравнительно неблагоприятного состояния российской экономики. При падении или стагнации темпов роста неизбежно сокращение ее удельного веса в мировой экономике. Поэтому только сценарий ускоренных темпов позволит укрепить экономические позиции России в мире. [11, с.67] Чтобы приблизится к группе промышленно развитых стран, России необходимо увеличить среднегодовой темп на 10% в течение первого десятилетия XXЙ в. Надежду на более быстрое укрепление роли России в мировой экономике могло бы дать восстановление государственного союза с бывшими союзными республиками, в первую очередь, с Украиной, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и странами Закавказья. Определяющее значение при этом имеет внутриполитическое развитие России и характер правящего режима, наиболее оптимальным видится левоцентристский вариант политического правления. Выбор центристского, левоцентристского, правого или левого режима во внутриполитической жизни России определил бы и соответствующий вектор геополитического развития страны. Общая тенденция геополитического развития в современном мире находит выражение в том, что по мере движения от правых к левым режимам внешняя политика перестает подчиняться Западу, становится все более самостоятельной и наступательной с ориентацией на укрепление внешнего влияния России и восстановление ее как сверх державы. В том же направлении возрастает стремление к большей интеграции в рамках СНГ. Подчинение России Западу будет сохраняться при правых режимах немилитаристского толка (в России же), что будет подкрепляться стагнацией отечественной экономики. Поэтому однополярная модель мира во главе с США будет сохраняться, если тому не воспрепятствуют страны Европейского сообщества, Япония и Китай. Конфигурация мира в ближайшее десятилетие может измениться радикальным образом в связи с выходом в связи с выходом на арену глобального геополитического противостояния Китая, Индии, стран арабского мира и Латинской Америки. При такой конфигурации США будут противостоять не только России, но и другим полюсам силы. В свою очередь, в ближайшее десятилетие России придется ориентироваться на развитие союзнических отношений с Европейским сообществом, Японией и Китаем, при этом вести достойную внешнюю политику с США. Этому может способствовать объединение экономического потенциала России и Китая, экспансия которого на север (Россия) и юг (Вьетнам) ослабла и сменилась интенсификацией экономических связей Китая со многими странами мира. Улучшение геополитического положения России неразрывно связано с сохранением целостности государства, выбором левоцентристского политического режима и, как следствие, подъемом отечественной экономики на основе интенсивного развития высоких технологий. [1, с.14] Анализ геополитических перспектив России в контексте экономической глобализации предполагает выявление модификаций ее экономического пространства. При этом следует выделять четыре аспекта долговременной эволюции экономического пространства России, макрорегионы которого имеют контакты с крупнейшими экономическими группировками мира: Воздействие глобализации на экономическое пространство; Сохранение целостности государства, экономики и народа; Стратегия развития макрорегионов; Будущие трансконтинентальные коммуникации в экономическом пространстве России. Так, Европейская часть и Урал в большей степени ориентированны на объединенную Европу. Главное пространство экономического сотрудничества для Дальнего Востока и Восточной Сибири - это Азиатско-Тихоакеанский регион (Тихоокеанское кольцо). Регионы, примыкающие к южным границам от Северного Кавказа до Восточной Сибири, ориентированны на экономическое сотрудничество со странами СНГ, мусульманского мира и континентальным Китаем. При решении вопроса о возможности разрыва единого экономического пространства России необходимо учитывать две базисные альтернативы: А. Усиливается обособление и противостояние главных мировых экономических группировок. В этом случае западная и восточная части России будут притянуты к этим группировкам, а срединная Россия окажется либо мировой экономической периферией, либо зоной борьбы за экономический передел мира. Противостоять этому может отказ от идеологии неолиберализма на экономическом пространстве России. Б. усиливается глобализация мировой экономики, в том числе межблоковая экономическая интеграция, что ведет к качественному изменению геоэкономического положения России, которая объединяет евро-атлантическую и азиатско-тихоокеанскую группировки на своем экономическом пространстве. Мировое сообщество в большей степени заинтересовано не в расчислении, а в эффективном функционировании экономического пространства России как необходимой части мировой экономики. [1, с.15] Для России с ее тысячелетней историей «прирастания земель» предпочтительной является вторая базисная альтернатива (Б). поэтому для сохранения экономического пространства России и, следовательно, ее государственной целостности перспективами представляются следующие глобальные проекты: Модернизация Транссибирской железнодорожной магистрали и завершение автомагистрали Дальний Восток - Западная Европа; сооружение второго транссибирского железнодорожного хода - Северо-Сибирской магистрали от БАМа; возрождение Северного морского пути как наиболее короткого маршрута между северными акваториями Атлантического и Тихого океанов, соединяющими Европу, Восточную Азию и Северную Америку; сооружение тоннеля через Берингов пролив для формирования полимагистрали Северная Америка - Азия; организация трансконтинентального воздушного моста между Азией и Северной Америкой через Северный полюс; создание трансконтинентальных коммуникационных систем. Разумеется, реализация этих глобальных проектов встречает противодействие со стороны других стран и экономических группировок. Но в геополитическом плане экономическая глобализация, ориентированная на создание мирового экономического пространства, так или иначе, будет реализоваться в экономическом пространстве России. Во-вторых, при формировании концепции геополитической безопасности России необходимо учитывать ряд существенных обстоятельств, связанных со сменой геополитической картины современного мира. Это и ситуация существования двухполюсного мира: наряду с США как явным полюсом мира следует рассматривать Китай как неявный полюс мира. До развала СССР Китай также рассматривался как неявный полюс мира, наряду с США и СССР. Это и сосредоточение сил, претендующих на мировое господство, на военно-стратегическом подступе к мировым ресурсам, в том числе находящимся на географическом пространстве России. Это и тот факт, что Россия ныне все более зримо становится объектом экспансии: экономической (со стороны США), этнической (со стороны Китая), конфессиональной (со стороны исламского мира). [1, с.16] В современной конфигурации геополитической сил Россия привлекательна для США и как союзник в противодействии Европейскому Союзу, Китаю и исламскому миру. Но для самой России более перспективно сближение с Европейским Союзом, а в более широком плане - восстановлении статуса самостоятельного полюса силы. Это предписано российской цивилизации ее геополитической судьбой на мировом острове, но подвергается разрушительным воздействиям геополитического порядка. Важно отметить, что формирование новых полюсов силы - благо для глобальной геополитики России, но новая проблема для ее региональной геополитики, поскольку ряд регионов России невольно попадает под влияние новых мировых центров силы. Для осознания этого необходимы ясность теоретической мысли и вера в идею планетарной миссии России. [1, с.17] Заключение Перспективы России. Теория, разработанная американским социологом Р. Коллинзом, отталкивавшемся от работ М. Вебера, связывает внутреннюю сплоченность с внешней геополитической экспансией. Согласно этой теории, экспансия, базирующаяся на военной мощи, усиливает международный престиж могущества государства. Вдохновленные достижениями своих лидеров, подданные мультиэтнической империи проявляют большую готовность к ассимиляции в доминирующую этническую культуру, что способствует укреплению целостности государства. Но, как мы видели, надежды на возрождение России в качестве крупной военной державы и ее территориальное расширение не вполне обоснованы. Не исключено, что самый реальный шанс Путина укрепить целостность РФ связан с проведением политики, которая обычно получает наибольшую поддержку в опросах общественного мнения, т.е. нацеленной на оживление отечественной экономики. Россия может также ориентироваться на восстановление своего международного авторитета в сферах образования, культуры и технологии, но для успеха на этом поприще тоже требуется улучшение положения в экономике. Политическая линия и Горбачева и Ельцина заключалась в том, чтобы без особых затрат войти в мировое сообщество на равных с Соединенными Штатами и Европейским Союзом, однако ее результаты оказались неутешительными. Более жесткий по отношению к России курс новой администрации Буша делает такую стратегию еще менее перспективной. Тем не менее, отсутствие геополитических успехов, подъема экономики или других международно-признанных достижений не обязательно обрекает Россию на дальнейшую дезинтеграцию. В этом смысле приписываемое к Путину высказывание, что «либо Россия будет великой, либо ее вовсе не будет», возможно, эффективное в плане политической риторики, во всех иных отношениях звучит неубедительно. У страны есть немало шансов удержаться на плаву, особенно если Путин не станет слишком ремонтировать систему «ассиметричного федерализма», которая, возможно, и помогла РФ избежать судьбы Советского Союза. Наконец, свой вклад в сохранение единой России могли бы внести Соединенные Штаты и другие страны, постаравшись возродить относительно теплую атмосферу в сфере безопасности, которая устанавливалась, правда на очень короткое время, с окончанием холодной войны. Эта рекомендация вытекает из геополитического анализа Коллинза, но она имеет смысл даже в случае его ошибочности. Литература 1. И.Ф. Кефели. К вопросу о формировании концепции геополитической безопасности России // Социально-гуманитарные знания - 2005 - №2, с.3-17. 2. Российская геополитика: истоки, эволюция, практика // Ницевич В. Ф., Огнева В. В. Геополитика. - Орел: 2001 - с. 83-113. 3. О понятии «геополитика» // В.А. Колосов, Н.С. Мироненко. Геополитика и политическая география: Ученик для вузов. - М., 2002. - с. 9-28. 4. М. Евангелиста. Геополитика и будущее РФ // Полис. - 2002 - №2, с. 82-99. 5. Нарочницкая Н. Россия в новых геополитических реальностях // Международная жизнь - 2003 - №11, с. 71-88. 6. Геополитика // Политология - М.: 1999, с. 513-532. 7. Актуальные проблемы российской геополитики // Власть - 2003 - №9, с.66-69. 8. Трейвиш А., Шупер В. Теоретическая география, геополитика и будущее России // Свободная мысль - 1992 - №12, с.23-33. 9. Феофанов К.А. Институционные механизмы обеспечения безопасности цивилизационного развития России. // Социально-гуманитарные знания. - 2006 - №4, с.3-16. 10. Тихомиров Ю.А. Геополитические императивы безопасности Российского государства // Государство и право. - 2005 - №1, с. 80-87. 11. Жижкина И.Ю. О понятии «безопасность государства» // США: Экономика. Политика. Идеология. - 1995 - №9, с.57-67.т |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |