|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Особенности государственно-политического развития Франции: статус и полномочия президентаОсобенности государственно-политического развития Франции: статус и полномочия президентаБЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра политологии и современной идеологии РЕФЕРАТ на тему: ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФРАНЦИИ: СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА XX век внес колоссальные изменения в жизнь народов. Однако трудно найти среди крупных индустриальных стран такие, где перемены в политической и эко-номической сферах были бы столь же значительны, как во Франции. За истекшее столетие дважды реформировалось ее политическое устройство (от III Республики к V). Резко изменилось геополитическое положение: из метрополии гигантской колониальной империи Франция превратилась в один из "моторов" западно-европейской интеграции, вошла в военно-политический альянс с другими страна-ми Запада, в том числе с Германией, прежде своим основным соперником. Опыт государственного строительства Франции представляет интерес по ряду причин. Политическое развитие ее характеризовалось общественной нестабиль-ностью. В течение 90 лет 3 раза свергалась монархия и устанавливалась республика, затем 4 раза республика сменялась монархией, затем все же установилась республиканская форма правления. Одних республик в истории Франции насчи-тывается пять. Франция -- пример развития либерально-демократических институтов, 1 которое шло в направлении расширения избирательного права (всеобщее избира-тельное право окончательно установлено только в 1944 г.) и становления респуб-ликанского режима. Цель политического режима современной Франции -- соединить силу и эффективность государственной власти с демократическими институтами. Пятая республика -- страна с централизованно-бюрократической системой управления. Местное самоуправление не имеет такого значения в этой стране, как в Англии и США. В 1958 г. во Франции обострились социально-экономические и политические противоречия, правящую элиту беспокоил рост популярности левых сил, которые на парламентских выборах 1956 г. собрали почти 40 % (коммунисты и социалис-ты). Начали возникать правительственные кризисы, разваливалась ее колониаль-ная империя. В мае этого же года возник мятеж алжирских колонистов, который поставил Францию на грань войны и военно-фашистской диктатуры. Поэтому ру-ководители Четвертой республики в целях предотвращения кризиса предоставили генералу Шарлю де Голлю пост премьер-министра. В качестве условия возраще-ния он назвал осуществление конституционной реформы. И такой проект новой конституции был подготовлен при соблюдении следующих принципов: сохране ние всеобщего избирательного права, разделения законодательной и исполнитель-ной властей, независимости судебной власти, ответственности правительства перед парламентом, формирование новых отношений с колониями. Отличие от прежней конституции 1946 г. состояло в том, что президент наделялся огромными полномочиями и явно возвышался над всеми другими государственными органа-ми. Этот проект обсуждался в правительстве, затем в консультативном комитете (состоял из представителей правительства и двух палат парламента), а впослед-ствии был вынесен для окончательного утверждения на референдум, где его под-держали 80 % участников. 4 октября 1958 г. новая конституция была введена в действие. В декабре состоялись президентские выборы, в результате которых первым президентом Пятой республики Франции стал Шарль де Голль. В статье 5 Конституции Французской Республики 1958 г. зафиксирована по-литическая роль главы государства. Президент Республики следит за соблюде-нием конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функциониро-вание публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров. В соответствии со статьей 6 Конституции 1958 г. президент избирался колле-гией нотаблей, в которую входили депутаты и сенаторы, генеральные советники и представители муниципальных советов. Однако на референдуме 28 октября 1962 г. был утвержден конституционный закон, изменивший статью 6 конституции. Согласно новой редакции, президент избирается на семь лет посредством прямых всеобщих выборов с неограниченной возможностью переизбрания в дальнейшем. Такие временные возможности осуществления полномочий должны были усилить власть президента, обеспечение стабильности государственной власти. Однако та-кое длительное пребывание на высшем государственном посту вызвало серьезную критику. Президенты после де Голля обещали сократить этот срок или ограни-чить, но опасения разрушить конституционную конструкцию перевешивали. Предложение о пятилетнем президентстве одобрено только в 2000 г. Для выдвижения кандидатов в президенты необходимо собрать 500 подписей поручителей из числа представителей административной элиты рангом выше муниципального советника. В списке должны присутствовать представители не менее 30 департаментов (каждый дает не более 10 % подписей). Система достаточно экономна, так как собрать голоса полутысячи представителей политической эли-ты проще и дешевле, чем подписи огромного количества избирателей. Выборы проходят в воскресенье за 20 -- 35 дней до истечения срока полномочий действующего президента. Кандидат в президенты вносит денежный залог, который возвращается в том случае, если он наберет не менее 5 % голосов. Требования к кандидату не являют-ся жесткими. Они зафиксированы в Избирательном кодексе: необходимо быть французом или француженкой, пользующимися пассивным избирательным пра-вом в парламент (с 23 лет), не требуется рождение во Франции. С 1988 г. от кандидатов требуется декларация об их имущественном положении, которая публи-куется в случае победы на выборах. Еще представляется информация о финанси-ровании их избирательной кампании. Выборы проводятся по двухтуровой системе абсолютного большинства, т.е. для избрания президента необходимо более 50 % голосов, участвующих в голосо-вании. Если никто из кандидатов не наберет данного количества, то через две не-дели проводится второй тур, где участвуют два лучших кандидата по результатам первого тура. Французская пресса всегда внимательно следит за жизнью и деятельностью президента. Жак Ширак выступил инициатором принятия в 1988 г. закона о про-зрачности собственности политических деятелей и в момент вступления на пост главы государства в 1995 г. объявил, что его состояние оценивается примерно в 8,3 млн франков. С тех пор, по данным журнала "Экспресс", оно сократилось до 7 млн. Тем не менее семья Шираков по-прежнему входит в число самых богатых людей страны и платит специальный налог солидарности на состояние. Каким же образом Жаку Шираку, выходцу из средних классов, удалось попасть в узкий круг самой обеспеченной элиты? Начиная с 1967 г., когда он получил первый министерский портфель госсекре-таря по социальным вопросам, Ширак играл ведущую роль в политической жиз-ни столицы и всей страны: заместитель мэра, в течение 17 лет мэр Парижа, депу-тат, министр, премьер-министр, президент. На посту главы государства его еже-месячная зарплата -- 44 061 франков (около 6 тыс. дол.). Но к этой сумме надо приплюсовать его многочисленные "пенсионные", которые ему полагаются за прошлую работу депутатом, мэром, генеральным советником и пр. В общей слож-ности "набегает" 127 тыс. франков в месяц, из которых примерно половина ухо-дит на фискальные сборы. Как и многие французы, констатирует "Экспресс", президент главным образом вкладывал свои заработки в недвижимость. В начале 80-х годов он приобрел в Париже квартиру на улице Сены площадью в 144 м2, ко-торая сегодня оценивается в 2,65 млн. франков. Квартиру на улице Сены он сдает примерно за 15 тыс. франков. Главной семейной ценностью является замок Шато Бити в центральной Франции, который приобретен им в 1969 г. Из материалов прессы стало известно, что замок за две недели до приобретения Шираком был включен в список памятников, имеющих историческую ценность. Это позволило ему получить две субсидии на общую сумму 60 тыс. франков для его реставрации. История наделала много шума, а тогдашний президент Жорж Помпиду учинил разнос своему молодому министру. Прилегающими к замку лесом и угодьями семья Жака Ширака разрешает бесплатно пользоваться фермеру, который содер-жит их в порядке. Там же, в департаменте Коррез, президент имеет деревенский дом с амбаром и прочими хозяйственными постройками, унаследованный от роди-телей. Дом он сдает совсем недорого местному жителю, который каждый месяц шлет чек за аренду мадам Ширак в Елисейский дворец. Последние три с половиной десятилетия президентская чета живет за счет налогоплательщиков в парижской мэрии, в резиденции премьер-министра, прези-дента. Бюджет Елисейского дворца в 1999 г. составил 57 млн франков. Президен-ту так же, как и его соотечественникам, приходится платить так называемый "на-лог за проживание" в Елисейском дворце в размере 22 тыс. франков ежегодно. И когда Ширак заполняет декларацию о владениях, то в графу "Автомобили" пи-шет: "Пежо-305" (1970 г.) и "Пежо-205" (1984 г.), которыми иногда пользуется первая леди при выполнении своих обязанностей муниципального советника. Неплохие доходы семья Шираков извлекает из акций на общую сумму в 3,5 млн. франков. Про состояние Шираков теоретически известно все: какие суммы лежат на их банковских счетах, их номера, какими ценными вещами они обладают -- глава государства всю жизнь коллекционирует китайские ста-туэтки. Тем не менее, пресса бдительно следит за тем, кто оплачивает президент-ский отпуск, что и где он покупает "для дома, для семьи" и за прочими расхо-дами. И когда Шираку задают вопросы, касающиеся его владений, он готов дать разъяснения. Рассмотрим полномочия президента Французской республики. Как уже отме-чалось, он должен обеспечивать своим арбитражем правильное функционирова-ние публичных властей и преемственность государственной власти. Его роль как арбитра, стоящего над остальными властями и партиями, стремился играть де Гол ль. Однако в конституции не определены характер этого арбитража, его воп-лощение и механизм реализации. Кроме того, многие специалисты высказывают сомнение в возможности той отстраненности главы государства от текущих поли-тических страстей, которая позволила бы ему играть роль беспристрастного судьи. Важным полномочием президента являются назначения им премьер-министра и по представлению последнего -- министров, а также возможность освобождать их от должности. Формально президент свободен в выборе кандидата на пост премьер-министра. Однако Национальное собрание контролирует правительство через вынесение ему вотума недоверия. Это ставит правительство в двойное подчи-нение. Кто же оказывает на его состав и курс решающее влияние? На практике -- парламент. Сказывается свойственная Третьей и Четвертой республикам тради-ция формирования правительства именно парламентским большинством. Влияет также существование мощных и дисциплинированных партий, которые, обладая большинством в Национальном собрании, просто не допустят нахождения у влас-ти инопартийного правительства. Поэтому степень влияния президента и парламента на правительство зависит от партийного состава Национального собрания. Если большинство здесь имеет президентская партия, то влияние главы государства на правительство становится определяющим, правительство фактически состоит при президенте. Пределы вме-шательства президентов в его деятельность могут быть различными и определять-ся особенностью их характера, мировоззрения. Например, де Голль не стремился подменять премьер-министра в решении текущих административных вопросов. Он выделил из сферы правительственной деятельности свой "участок" -- оборо-ну, национальную безопасность, внешнюю политику -- и действовал в этой сфере абсолютно самостоятельно. В социально-экономических вопросах он предостав-лял премьерам большую свободу. Его приемник Помпиду, ранее занимавший премьерский пост, хорошо знавший эту сферу деятельности, активно вмешивался в работу правительств. Индивидуальный стиль общения с правительством был и у других президентов. Президент отправляет правительство в отставку согласно заявлению премьер-министра. Специалисты сходятся во мнении, что президент имеет воз-можность принудить премьера к этому и без подобного прошения, отказываясь подписывать правительственные документы. Но отправить министерство в отставку просто росчерком пера он имеет возможность в том случае, если контролирует парламентское большинство (в 1972 г. Помпиду отправил в отставку прави-тельство Шабаи-Дельмаса). Статусным полномочием президента является его председательствование в Совете Министров. Он не руководит правительством, это функция премьер-ми-нистра. Однако именно Совет Министров рассматривает важнейшие правитель-ственные решения, что позволяет президенту быть лично информированным об основных правительственных делах, излагать свою позицию по данным вопросам. Глава государства назначает 3 членов Конституционного совета и обращается к нему с запросами по поводу конституционности международных соглашений, законов и регламентов палат парламентов. К правам президента относятся и его парламентские полномочия. Он имеет право досрочно распускать Национальное собрание -- нижнюю, важную палату парламента. Для принятия такого решения требуется проведение формальных и ни к чему не обязывающих консультаций с премьер-министром и руководителями палат. Однако существует ограничение президентского права роспуска -- запре-щение пользоваться им в течение года после предшествующего. Президент имеет право передавать на референдум законопроекты, касающие-ся организации публичных властей, социально-экономических реформ, утвержде-ния международных соглашений, которые могут отразиться на функционирова-нии государственных институтов. Референдумы проводятся по предложению правительства или обеих палат парламента. Поэтому возможность главы государ-ства проводить их фактически зависит от соотношения сил в парламенте. Генерал де Голль часто прибегал к референдуму, чтобы получить санкцию не-посредственно от граждан, считая, что осуществляет власть от имени народа и воплощает его суверенитет. При этом он связывал результаты референдума с воп-росом о политическом доверии к себе. Наиболее известны проведенные им два ре-ферендума: 28 октября 1962 г. -- о введении прямых выборов президента, и 27 апреля 1969 г. -- о программе регионализации и реформе Сената. Первый из них вызвал скандал и резкие заявления о не конституционности действий президента. Тем не менее, он закончился победой президента. В 1969 г. де Голль потерпел неудачу. И, верный своему взгляду на значение данной процедуры, немедленно подал в отставку, покинув резиденцию на следующий день. Президент имеет право обращаться к парламенту с посланием. Причем оно не может служить предметом дискуссий. Периодичность таких посланий не оговоре-на, поэтому глава государства составляет их только в исключительных случаях. Подобные послания зачитываются от его имени, так как по традиции президент не имеет права доступа в законодательное собрание. Важное место в полномочиях главы государства занимает право объявления чрезвычайного положения в стране. Это предусмотрено в том случае, если сущест-вование государства оказывается под угрозой, а нормальное функционирование государственных властей прекращено. Для установления чрезвычайного режима требуется формальная консультация с премьер-министром, руководителями па-лат, членами Конституционного совета. Это право было реализовано один раз, когда закончился мятеж в Алжире в апреле 1961г. Некоторые полномочия президент Французской республики осуществляет совместно с правительством. В этом случае акты главы государства требуют про-цедуры контрассигнации, т.е. подтверждения подписи президента главой испол-нительной власти. К таким полномочиям относят руководство внешней полити-кой. Президент не только аккредитует иностранных послов и других высших дипломатических представителей иностранных государств, но и ведет перегово-ры, ратифицирует международные договоры. Президент является также главнокомандующим вооруженными силами, он председательствует в высших военных советах, назначает на военные должности. Хотя право объявления войны принадлежит парламенту, именно президент са-мостоятельно принимает решение об использовании ядерного оружия. Далее остановимся на участии президента в законодательном процессе. Его декретом открываются и закрываются чрезвычайные сессии парламента, он имеет право требовать повторного обсуждения законов, иромульгирует (обнародует) их. Во многих странах у главы государства есть право отказаться от утверждения законопроекта и тем самым отклонить его. Оно называется правом вето. Отлага-тельное вето означает, что не подписанный главой государства закон возвращает-ся для повторного рассмотрения парламентом. Во Франции используется простое (слабое) отлагательное вето. Суть его в следующем. Для того чтобы закон всту-пил в действие без подписи главы государства, требуется повторное принятие его парламентом, причем посредством той же процедуры, какой он был принят в пер-вый раз. Например, если закон принят простым (или абсолютным) большинством голосов в первый раз, то таким же большинством он должен быть принят заново. Происходит как бы повторная процедура принятия. Закон должен быть подписан в течение 15 дней после передачи его в правительство. В США применяется ус-ложненное вето. Если там президент использовал вето к принятому закону, тре-буется повторное одобрение закона 2/3 голосов обеими палатами Конгресса. Ранее мы отметили, что президент председательствует в Совете Министров, определяет его повестку. Здесь обсуждаются правительственные акты делегиро-ванного законодательства и акты, принимаемые в пределах собственных регламентарных полномочий правительства, которые затем подписываются президен-том. Конституция не дает четких разъяснений по поводу того, свободен президент в праве подписи или обязан подписывать решения, принятые в Совете Министров большинством голосов. Президент совместно с премьер-министром назначает на гражданские и воен-ные должности. Он имеет некоторые полномочия в отношении судебной власти, так как объявляется гарантом ее независимости. Президент назначает своего пред-ставителя в Высший совет магистратуры, в котором является председателем. Этот орган контролирует назначение судей и прокуроров, а также выступает в качестве дисциплинарного суда по отношению к ним. Президент обладает "монаршим" правом помилования, которое осуществляет совместно с министром юстиции и Высшим советом магистратуры. Конституция Французской республики предусматривает досрочное прекращение полномочий президента в результате смерти, добровольной отставки, возникновения препятствий к исполнению обязанностей или обвинения в государственной измене. Последнее предъявляется обеими палатами парламента, выносящими идентичные решения двумя третями голосов. Затем дело передается в специальный суд -- Высокую палату правосудия; наличие препятствий (которое не разъясняется, а только констатируется) к осуществлению президентом обязанностей определяется абсолютным большинством членов Конституционного совета по запросу правительства. В этом случае конституция устанавливает порядок временного замещения президента в силу невозможности исполнения им своих обязанностей с назначением президентских выборов, если президент выбыл досрочно. Выборы проводятся не ранее, чем через 20 дней, и не позднее, чем через 35 ней после образования вакансии. Во Франции обязанности президента исполняет председатель верхней палаты парламента (председатель Сената), а если для его имеются препятствия, то правительство. В это время они не могут назначать референдумы, распускать Национальное собрание, решать вопросы доверия правительству, вносить изменения в конституцию. В истории Пятой республики была дна добровольная отставка де Голля в 1969 г. и один случай смерти президента Помпиду в 1974 г. Большое значение в настоящее время имеют вспомогательные органы и службы при главе государства. Во Франции аппарат президента ("дом Президента") насчитывает более 500 человек и подразделяется на гражданский и военный. Одна из главных структур "гражданского дома" -- генеральный секретариат, выступающий главным инструментом политического действия президента и координирующий деятельность министерств и иных ведомств. Генеральный секретарь, который руководит всем персоналом Елисейского дворца (резиденции президента), является доверенным лицом президента и поддерживает контакты с правительством и парламентом. Большую роль в аппарате играет также начальник кабинета резидента, который организует его повседневную жизнь, поездки, контакты, охрану. Существует начальник личного штаба президента, который помогает ему осуществлять функции высшего руководителя вооруженных сил. В структуру служб Елисейского дворца входят пресс-служба, чиновники особых поручений -- советники президента, подчиненные ему непосредственно. Литература 1. Крутоголов М.А. Президент Французской Республики. М., 1999. 2. Круглоголов М.А. Конституционный Совет Франции. М., 2003. 3. Французская Республика. Конституция и законодательные акты. М., 2004. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |