|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Власть и властные отношенияВласть и властные отношения5 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
РЕФЕРАТ
Власть и властные отношения
Екатеринбург 2006 СОДЕРЖАНИЕ
Введение Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования, на мой взгляд, является едва ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение - «первоначало» или «первопричина», по-видимому, было не случайным совпадением, а смутной догадкой о природе власти. Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека 1. Понятие власти. Субъект, объект, ресурсы и формы существования власти Учение о власти является основополагающим в политологии. «Фундаментальным понятием в общественных науках, - писал видный английский мыслитель и общественный деятель Б. Рассел, -- является власть в том смысле, в каком энергия является фундаментальным понятием физики». Философы говорят о власти над объективными законами развития общества, социологи -- о власти законов, политологи -- о политической власти и т.д. В политической литературе отправным определением власти считается определение, данное М. Вербером, который определял власть, как «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чём такая возможность основана». В энциклопедическом словаре по политологии даётся определение власти как «особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого» (Политология. Энциклопедический словарь. М., 1995). Власть, таким образом, рассматривается как особое отношение господства или влияния, как способ воздействия на кого-то, как принуждение, как сила. Все исследователи в рассуждении о власти сходились на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе говоря, власть--это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы. В данном случае возникает отношение управления--исполнения, иногда выражаемое в более жёсткой форме командования--подчинения. Почему один человек починяется другому? Потому что другой или сильнее (например, грабитель с пистолетом), или умнее или опытнее (человек следует его совету и рекомендации, чтобы избежать осложнений и возможных ошибок), или является начальником и имеет соответствующее его должности право отдавать распоряжения. Как видим, в основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физиологическое, интеллектуальное и др.) и неравенство социальное (статусное, экономическое, образовательное и др.). По мере демократизации общества власть стала рассматриваться не только как господство и подчинение, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашение, разрешать конфликты. Тем самым власть истолковывается и как символическое средство социальной коммуникации (Т.Парсонс, К.Дойч.), сравнивается с отношением регулировщика и шофера на перекрёстке. Исходя из приведенных суждений о власти, можно сделать следующий вывод: Власть--это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Получив представление о природе власти, можно идти дальше в анализе власти как социального явления и процесса. Основными элементами власти являются её субъект, объект, а также средства (ресурсы). Субъект власти воплощает в себе её активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом. Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное отождествление власти с её носителем. Так говорят о решениях власти, о действиях властей, произволе власти и т. п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц. Субъект определяет содержание властного отношения через: 1)приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2)подчинение как поведение частной воли под всеобщую волю власти; 3)наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4)нормирование поведение как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом. От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта (исполнителей)-- второго важнейшего элемента власти. Власть--всегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти. Осознания зависимости субъекта власти от покорности населения нашло свое практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, факт обретения независимости Индией в результате массовых акций неповиновения колониальным британским властям. Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В сущности, подчинение также естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. Наибольшую покорность обеспечивает патриархальные и подданнические типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов. Какими же мотивами руководствуется объект властвования? Что заставляет его подчиняться? Одним из важнейших внутренних побуждений к подчинению являются страх перед наказанием. Страх--это очень сильный мотив, но крайне непрочный. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за неповиновение прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания. Более стабильной является власть, основанная на ин-тересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряже-ний, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Не менее сильной мотивацией подчинения объек-та является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед умом, опытом, или какими-либо другими качествами субъекта власти, иначе говоря, преклонения перед авторитетом. Максимальная же сила власти достигается при идентификации, отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно доверяет сво-ему руководителю. Сила власти, подчиненность объекта субъекту зави-сит также еще от одного важного фактора -- неравенства. Мы уже касались того, что в основе подчинения одного чело-века другому (объекта-субъекту) лежит неравенство. Власть -- возникающая на основе естественного не-равенства, всегда носит характер межличностного взаи-модействия, всегда персонифицирована. Возникает под-чинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое пре-имущество, едва ли его распоряжения будут выполнять-ся. Власть, основанная на социальном неравенстве, утра-чивает свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника неза-висимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он физи-чески или слабее. Именно такая власть носит более опре-деленный и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. На-пример, руководитель предприятия, лидер партии обла-дают исключительным правом на принятие решений, обя-зательных для подчиненных. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ре-сурсов власти. Под ресурсами власти следует понимать все те сред-ства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы власти -- это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (средства массовой информа-ции), либо орудия, с помощью которых можно лишить чело-века тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы). Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут исполь-зоваться для поощрения, наказания или убеждения. Ресурсы власти очень многообразны. Существует не-сколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нор-мативные. К утилитарным относятся материальные и другие со-циальные блага; к принудительным -- меры уголовного и административного воздействия; к нормативным относятся средства воздействия на внутренний мир, ценностные ори-ентации и нормы поведения человека. Они призваны обес-печить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований. Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на эко-номические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные. Экономические ресурсы -- это материальные ценно-сти, необходимые для общественного производства и по-требления (деньги, продукты питания, полезные ископае-мые и др.). Социальные ресурсы -- способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в соци-альной иерархии (должность, престиж, образование и др.). Культурно-информационные ресурсы -- знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Силовые ресурсы -- это оружие и аппарат физиче-ского принуждения, специально подготовленные для это-го люди. Специфическим ресурсом власти является сам чело-век (демографические ресурсы). Люди -- это универсаль-ный, многофункциональный ресурс, который создает дру-гие ресурсы. Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам): господство, руководство, организация и контроль. Господство неразрывно связано с властью, является формой ее общественной организации. Господство выражает-ся в экономическом, политическом и идеологическом видах. Экономическое господство выступает как контроль над средствами производства, самим процессом труда и распределением продукта трудовой деятельности. Политическое господство состоит в контроле над применением государственной власти во имя господствую-щих экономических интересов. Идеологическое господство представляет собой мо-нополию идеологической системы взглядов, оправдываю-щих справедливость существующего экономического и по-литического порядков. Руководство -- это способность личности, партии, класса, группы осуществлять свою политическую линию путем воздействия различными методами и средствами власти на сферы, объекты, коллективы, отдельных людей. Руководство осуществляется на основе вертикальных свя-зей, отношений субординации и требует безусловного под-чинения исполнителя руководителю. Основа руководства -- административная система, строжайшая дисциплина и самодисциплина. Смысл и назначение руководства -- осу-ществлять соблюдение функционирования всей системы для реализации целей организатора. Через управление и организацию осуществляется ре-ализация политических, экономических и иных программ. Управление -- это использование полномочий власти по формированию целенаправленного поведения объектов. Управление должно обеспечивать оптимальное взаимодей-ствие между трудовыми коллективами, партиями, населе-нием области, района и т. п. Контроль -- это способность властных органов и ин-ститутов постоянно следить за тем, как реализуются зако-ны, указы и распоряжения власти. Процесс осуществления власти упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти -- системы организаций и норм их устройства и деятельно-сти. Применительно к такому сложному социальному орга-низму как общество (народ) механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система в це-лом. В рамках этой системы разрабатываются и принима-ются решения по всем вопросам внутренней жизни страны и внешней политики. Каждый из субъектов этой системы присущими ему средствами в соответствующих формах участвуют в осуществлении политической власти, играет определенную роль в ее осуществлении. 2. Виды власти. Проблемы легитимности власти Особенности различных элементов власти -- субъекта, объ-екта, ресурсов, могут служить основанием разделения ее на отдельные виды. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которые она опирается, а именно, на экономическую, соци-альную, политическую, духовно-информационную. Экономическая власть -- это контроль над экономи-ческими ресурсами, собственность на различного рода ма-териальные ценности. Социальная власть -- это распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий. Политическая власть -- всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осу-ществляет подчинение во имя общих целей. Политическая власть характеризуется рядом при-знаков: 1) легитимностью в использовании силы в пределах государства; 2) верховенством, обязательностью решений для вся-кой иной власти; 3) публичностью, т. е. всеобщностью и безличностью, что значит -- обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона); 4) моноцентричностью, т. е. наличием единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти эконо-мической); 5) многообразием ресурсов. Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений, во-первых, нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты, государственных учреждений. В любом обществе четко фиксируется исключительное право определенных органов и лиц, занимающих соответствующие должности, принимать политические ре-шения, т. е. управлять страной. Такие нормы, фактически устанавливающие политическую иерархию в стране, могут быть зафиксированы обычаем, записаны в законодатель-ных актах, прежде всего в Конституции государства. Во-вторых, нормы, определяющие порядок формиро-вания политической элиты. Они подвижны и меняются по ме-ре развития общества. Так, в феодальном обществе вхожде-ние в политическую элиту было предопределено принадлеж-ностью к знатному роду. В Великобритании этот принцип сохраняется при формировании высшей палаты парламента. В основном же в современных демократических страдах нор-мой становится конкурентная борьба на выборах. В-третьих, нормы, определяющие права и обязаннос-ти управляющих и управляемых, их взаимную ответствен-ность. Судебник Ярослава Мудрого, Соборное уложение Алексея Михайловича, Конституция Российской Федера-ции -- все это документы разных эпох, но они закрепляли принятые в свое время нормы властных взаимоотношений. Нормы создаются обоими участниками властного вза-имодействия, хотя вид закона им придают государственные органы. Политическая элита, конечно, может проявить ини-циативу и принять закон, регламентирующий ее отношения с массами исключительно в своих интересах. Но если эта норма не находит поддержки у населения, ее действие мо-жет быть обеспечено только силой или угрозой ее примене-ния. Особым видом политической власти является государ-ственная власть. Это социально организованная власть, рас-полагающая монопольным правом издавать законы, обяза-тельные для всего населения и опирающаяся на особый аппа-рат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. И здесь государственная власть тес-но смыкается с принудительной властью. Но отождествлять их нельзя, т. к. насилие и принуждение могут использоваться и неполитической властью (деспотизм в семье, терроризм). Духовно-информационная власть -- это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и ин-формации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через различные обра-зовательные и просветительские учреждения, а также че-рез средства массовой информации. Информационная власть может служить разным целям: не только распрост-ранению объективных сведений о деятельности правитель-ства, положении общества, но и манипулированию, осно-ванному на специальных методах обмана, на управлении со-знанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле. В зависимости от субъектов власть делится на пар-тийную, профсоюзную, военную, семейную и др. По широте распространения выделяются мегауровень -- международные организации (ООН, НАТО); макро-уровень -- центральные органы государства; мезоуровень -- подчиненные центру организации (областные, районные) и микроуровень -- власть в первичных организациях и ма-лых группах. Есть классификация власти по функциям ее органов; законодательная, исполнительская и судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта власти существуют де-мократическая, авторитарная и т. п. власти. Различные общественные власти находятся в слож-ном взаимодействии. Многие политологи важнейшей счита-ют экономическую власть. Политическая власть, испытывая сильное воздейст-вие со стороны власти экономической, достаточно самостоя-тельна и способна иметь над ней первенство, подчинять ее своим целям. Е определенных условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная (на-пример, в период избирательных компаний). Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли по-литики наблюдается в тоталитарных государствах. Демо-кратический строй предполагает разделение властей, а так-же сфер влияния внутри этих властей. Власть в нормальном цивилизованном обществе должна обладать легитимностью. Это понятие возникло в начале XIX в. и обозначало политическое движение во Франции, ставившее своей целью восстановить власть ко-роля как единственно законную в отличие от власти узурпа-тора Наполеона. Легитимная власть характеризуется обычно как пра-вомерная и справедливая. Легитимность связана с верой по-давляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны. Сам термин «легитимность» переводят с французско-го как «законность». Но перевод не совсем точен. Законность отражается термином «легальность». «Легитимность» и «легальность» -- близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более оценочный, этический характер, а вто-рое -- юридический. Известный немецкий социолог М. Вебер выделил три способа достижения легитимности, отражающих особенно-сти мотивов подчинения. 1. Традиционная легитимность. Она возникает благо-даря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непо-колебимость и священность издавна существующих поряд-ков. Традиционное господство присуще монархиям. Подав-ляющая тяжесть традиции приводит к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. По своей мотивации тради-ционная легитимность во многом схожа с отношениями в па-триархальной семье, основанными на беспрекословном по-виновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений. Власть традиции такова, что когда лиде-ры нарушают ее, они могут потерять легитимность в глазах масс. В этом смысле власть элиты жестко ограничена той же традицией, которая придает ей легитимность. Традицион-ная легитимность отличается прочностью. Поэтому, как считал М. Вебер, для стабильности демократии полезно сохра-нение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти. 2. Легальная или рационально-правовая легитим-ность. Она основывается на добровольном признании ус-тановленных юридических норм, направленных на регу-лирование отношений управления и подчинения. Наибо-лее развитой формой этого типа власти является консти-туционное государство, в котором беспристрастные нор-мы четко обозначают правила его функционирования. С другой стороны, эти нормы открыты изменениям, для че-го имеются установленные законом процедуры. В систе-мах подобного вида власть политической элиты легити-мируется «царством закона». Для обоснования своей вла-сти элита обращается к действующему законодательству (Конституции). 3. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества руководителя, которы-ми он наделен Богом, т. е. вера в его харизму. Поэтому он иногда даже обожествляется, создается культ его лично-сти. Харизматическая власть является относительно не-стабильной по сравнению с традиционной и легальной. Харизма тесно связана с качествами личности, в то вре-мя как традиция и закон являются фактами обществен-ной жизни. Харизматический способ легитимации часто используется в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опе-реться на авторитет традиций или же демократически выраженную волю большинства. В этом случае созна-тельно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способ-ствует их признанию и принятию населением. Харизма-тическая легитимность базируется на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы. Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Существуют и другие, например, идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправда-нии власти с помощью идеологии, вносимой в массовое со-знание. Идеология обосновывает право на управление соответствием власти интересам народа, нации или класса. Иде-ологическая легитимность основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью методов убежде-ния и внушения. Но в отличие от рационально-правовой ле-гитимности, апеллирующей к сознанию, разуму, идеологи-ческая -- однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, активного участия граждан в выработке идеологии. Во второй половине XX в. многие молодые государст-ва в попытках получить признание и поддержку населения прибегают к усиленной националистической легитимнос-ти. Этот вид легитимности в большей или меньшей степени присущ многим современным государствам. Следует иметь в виду, что типы власти связаны с кон-кретной политической действительностью. Реально суще-ствующие политические системы представляют собой пе-реплетение всех трех типов при преобладании одного из них. Поэтому не следует смешивать типы власти, выделяе-мые в качестве теоретической концепции, с конкретной ре-альностью политических систем, где они проявляются лишь частично и в сочетании друг с другом. В то же время без вы-деления этих идеальных типов осмысление реальных поли-тических систем было бы невозможно. Исследователи выделяют несколько источников ле-гитимности. 1. Участие граждан в управлении, что создает общую причастность людей к политике, проводимой властью, поз-воляет гражданам чувствовать себя в определенной мере ее субъектом. 2. Технократическая легитимность, т. е. легитим-ность посредством экономической, военной, образователь-ной и т. п. деятельности власти. В этом случае легитимность находится в прямой зави-симости от успехов такой деятельности, Неудачи ослабляют легитимность власти, а успехи укрепляют (например, Япо-ния, Южная Корея, Сингапур и др.). 3. Легитимность через принуждение. Все направлено на принуждение, но формы различны. Они проявляются в ограничении прав и свобод граждан. Чем сильнее принуждение, тем ниже уровень легитимности. Сила -- это послед-ний аргумент власти, с помощью которого она стремится по-высить свою легитимность. Важное место в функционировании власти занимают проблемы делегитимизации, обострение которой может вы-звать кризис и даже крах политического режима. Основными причинами делегитимизации являются следующие: а) противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интереса-ми властвующей элиты; б) противоречие между идеей демократии и социаль-но-политической практикой. Это проявляется в попытке ре-шить проблемы силовым путем, нажимом на средства мас-совой информации; в) отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс; г) нарастание бюрократизации и коррумпированности; д) национализм, этнический сепаратизм в многонаци-ональных государствах, проявляющиеся в отвержении фе-деральной власти; е) потеря правящей элитой веры в правомерность сво-ей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти. Таковы наиболее важные проблемы легитимности власти, которая в современных условиях приобретает чрез-вычайно важное значение. Список литературы 1) Власть: очерки политической философии Запада // Под ред. Мшениверадзе М. М. М., 1995. 2) Ильин И. Аксиомы власти . 1994. Краснов Б. И. 3) Разуваев В. В. Власть в России: бюрократическое измерение 1995. 4) Шестопал В. Б. Образ власти в России: желания и реальность 1995.
Заключение В своей работе я попыталась раскрыть феномен политической власти в |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |