рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Гражданское общество и правовое государство рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Гражданское общество и правовое государство

Гражданское общество и правовое государство

ДОНЕЦКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

по предмету «ПОЛИТОЛОГИЯ»

тема №5: «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО»

студентки группы А-1

3-го курса заочной формы обучения

ПЕТРАСЮК ОКСАНЫ

Донецк – 2004

ПЛАН

|Введение..................................................................|3 |

|............................................ | |

|1. Гражданское общество: понятие, основные этапы развития и принципы | |

|функционирования..........................................................|4 |

|............................... | |

|2. Сущность правового государства, его основные признаки и характерные | |

|черты.....................................................................|7 |

|................................................ | |

|3. Проблемы становления и развития правового государства в современной | |

|Украине...................................................................|10 |

|........................................ | |

|Заключение................................................................|13 |

|......................................... | |

|Список использованной |14 |

|литературы................................................................| |

|.. | |

ВВЕДЕНИЕ

Государство играет решающую роль в жизни общества. Благодаря появлению

государства как органа управления обществом человечество перешло от

состояния дикости и варварства к цивилизованности. Государство

согласовывает разнообразные социальные интересы, упорядочивает

жизнедеятельность общества, обеспечивает его целостность, защищает слабых

от произвола сильных, утверждает в отношения между людьми господство силы

права вместо господства права силы, которое было присуще во времена дикости

и варварства. Вся человеческая история свидетельствует, что наибольшего

развития общество достигает только при развитой государственности, и

наоборот – разрушение государственности приводило к глубокому социальному

кризису и даже к исчезновению общества.

Однако государство не является абсолютным благом, с ним связано и

немало негативного. Она может злоупотреблять своим монопольным правом

принуждения и совершать насилие над обществом. Государства втягивают народы

в кровопролитные войны, могут совершать геноцид относительно властных

народов, вводить жесткие законы, облагать население непомерными налогами и

т.д. Государственное насилие самое страшное, потому что оно опирается на

силу государственной власти с ее карательным аппаратом, совершается в

масштабе всего общества и не оставляет гражданам законных путей и способов

борьбы против него. Негативные стороны функционирования государства

проявляется не только в недемократических политических режимах. Любое, даже

самое демократическое, государство стремится к расширению своих полномочий

и установлению тотального контроля над обществом.

Однако, государство не является ни абсолютным благом, ни абсолютным

злом. С целью минимизации негативных последствий функционирования

государства для общества, ограничения возможного зла от нее, человечество

отработало ряд теоретических и практических способов. К ним относятся, в

первую очередь, теория демократии с ее концепциями и принципами и их

практической реализацией. Особое место в арсенале теоретических способов

влияния общества на государство принадлежит теории правового государства и

гражданского общества.

1. Гражданское общество: понятие, основные этапы развития и принципы

функционирования.

Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в

отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического

и культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды,

реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. По

определению Ж.Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из

множественности межличностных отношений и социальных сил, которые

объединяют составляющие данное общество мужчин и женщин без

непосредственного вмешательства и помощи государства». [2, с.176]

Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных

отношений и семейных общественных, экономических, культурных, религиозных и

иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства

государства. Система независимых от государства институтов и межличностных

отношений создает условия для самореализации индивидов и групп, для

удовлетворения их повседневных потребностей.

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом

истории человечества, государства и права. Общество отличное от

государства, существовало всегда, но не всегда оно бы гражданским

обществом. Последнее возникает в процессе и в результате отделения

государства от социальных структур, обособления его к относительно

самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно

«разгосударствления» ряда общественных отношений. В процессе становления и

развития гражданского общества складывались современное право и

государство.

Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства,

семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом

изучения в ХVIII-ХIХ веках и обстоятельно разработана в «Философии права»

Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через

систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и

правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации). В «Философии права»

отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство

людей субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная

собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, также

упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд

присяжных. Несмотря на устарелость взглядов Гегеля общество и государство

той эпохи, его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы

частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного

интереса), в зависимости общественного строя от разделения труда и форм

собственности стали громадным шагом в развитии общественных наук. [3,

с.226]

Представления о гражданском обществе как не только сумме индивидов, но

и о системе их связей через экономические, правовые и другие отношения

получили развитие в трудах ряда мыслителей, в числе Маркса и Энгельса. В их

произведениях показана динамика соотношения общества и государства,

основанная на изменении форм собственности и разделения труда. Примитивные

формы разделения труда, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый строй

в государстве, вели к огосударствлению ряда сфер общественной жизни, так

как первоначальные формы частной собственности несли на себе печать

общности. «Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда

отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой

общности... – писали Маркс и Энгельс. – Благодаря высвобождению частной

собственности из общности, государство приобрело самостоятельное

существование наряду с гражданским обществом и вне его...». [3, с.227]

Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков.

Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе.

Отдельные элементы гражданского общества существовали в некоторых

странах античного мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли

породило товарно-денежное производство, получившее оформление и закрепление

в ряде институтов частного права (особенно римское частное право). Но это

были только элементы, очаги гражданского общества, существовавшие лишь в

отдельных регионах и сочетавшиеся с вертикальными структурами сословно-

кастовых обществ.

Формирование гражданского общества в масштабе целых стран, больших

регионов Европы и Америки, началось в Новое время. В развитии гражданского

общества можно обозначить три этапа, переход от каждого из которых к

последующему знаменовался существенными изменениями общественного и

государственного строя, социальными и эолитическими потрясениями, массовыми

движениями, столкновениями классов, коренными преобразованиями общественной

идеологии.

На первом этапе (примерно ХVI-ХVII вв.) складывались экономические,

политические и идеологические предпосылки гражданского общества. К ним

относятся развитие промышленности и торговли, специализация видов

производства и углубленное разделение труда, развитие товарно-денежных

отношений. При поддержке городов и городского сословия в ряде стран

возникали централизованные национальные государства, обладавшие рядом

признаков современных государств (суверенитет, государственная казна,

профессиональный управленческий аппарат и др.). К этому же времени

относится переворот в общественной идеологии, бурное развитие искусства и

культуры, широкое распространение протестантской буржуазной этики,

оформление в «теорию естественного права» основных общих идей, связанных с

представлениями о гражданском обществе как о социально-политическом идеале.

Во главе борьбы угнетенных сословий против феодального неравенства и

привилегий стояли горожане. От начала буржуазной революции в Англии (1640

г.) ведется отсчет Нового времени.

На втором этапе (примерно конец XVII — конец XIX вв.) в наиболее

развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначального

капитализма, основанного на частном предпринимательстве.

В основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и

принципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

- экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные

отношения;

- безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и

гражданина;

- легитимность и демократический характер власти;

- равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая

защищённость личности;

- правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия

властей;

- политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

- свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;

- невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные

обязанности и ответственность;

- классовый мир, партнёрство и национальное согласие;

- эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни

людей.

Главным признаком и основой гражданского общества является

законодательное закрепление юридического равенства людей на основе

наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского

общества служит степень реализации и гарантий прав человека и гражданина со

стороны государства. Автономность личности и общества способствует созданию

механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы невластных

отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной

возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического

выбора, а также выступать в качестве единственного законного источника

власти.

В современной политологии гражданское общество рассматривается как

сложная и многоуровневая система невластных связей и структур. Оно включает

в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне

рамок и без вмешательства государства. Кроме того, в него входит

разветвленная система независимых от государства общественных институтов,

реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.

Поскольку повседневные потребности граждан неравнозначны, постольку и сферы

гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую условно

можно выразить следующим образом.

Базовые (первичные, витальные) потребности в пище, одежде, жилье и

т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяются благодаря

производственным отношениям, составляющим первый уровень межличностных

взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные

институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и

ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном

совершенствовании, вере, информации, общении и т.д. реализует комплекс

социокультурных отношений, включающий религиозные, семейно-брачные,

этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных

взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких

институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения,

творческие союзы, спортивные общества и т.д.

Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют

потребности в политическом участии, связанные с индивидуальным выбором на

основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень

предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций.

Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп

интересов, политических партий, движений и т.д.

2. Сущность правового государства, его основные признаки и характерные

черты.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности

государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и

их различными объединениями на основе норм права.

Под правовым государством следует понимать цивилизованную форму

государства, основанного на верховенстве права и господства закона.

Верховенство права означает, что право не исчерпывается законом. Оно

существует и помимо закона. Главное отличие правового государства от

неправового состоит в приоритетности защиты прав и свобод граждан, взаимной

ответственности и равенстве государства и личности.

Правовое государство опирается:

- на провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства;

- на приоритетность прав человека над правами человеческих сообществ

(групп, классов, наций) и государства;

- на установление четкого механизма гарантий прав и свобод;

- на право граждан делать все то, что не запрещено законом;

- на обязанность государства, его органов и должностных лиц и служащих

действовать в рамках конституции и законов;

- на конституционное правление, построенное на принципе разделения ветвей

властей;

- на принцип верховенства конституции по отношению к другим законам;

- на развитую, четкую и непротиворечивую правовую систему;

- на принцип независимого суда;

- на социальный контроль политики и власти;

- на принцип приоритета норм международного права перед нормами

национального права;

- на независимость массовой информации.

Категория правового государства тесно связана и, как правило,

употребляется рядом с такими определениями государства, как

демократическое, социальное и светское.

Понятие социальное предполагает, что государство служит обществу и

стремится минимизировать неоправданные социальные различия. Социальное

государство означает:

- право человека требовать от государства обеспечения прожиточного

минимума;

- обязанность государства обеспечивать человеку нормальные условия

существования (в том числе – не бесплатно);

- ограничения свободы договоров, включая регулирование цен на определенные

товары;

- четка социальная налоговая политика;

- принудительное социальное страхование отдельных групп населения.

Демократичность государства обусловлена возможностью предоставления

гражданам и их объединениям влиять на принятие государственных

управленческих решений. Реализация этой возможности базируется на

демократическом политическом режиме и правовой культуре граждан.

Характеристика государства как светского означает отделение церкви от

государства, четкое правовое разграничение их сфер деятельности.

Альтернативной светского государства является государство теократическое и

клерикальное. В последнем нет слияния светской и религиозной власти, тем не

менее, государство закрепляет приоритет одной конфессии, включает в систему

образования изучение религиозных догм.

Основные признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе

разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности и государства.

4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная

защищенность.

5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном

функционировании различных партий, организаций, объединений,

действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических

концепций, течений, взглядов.

6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

Правовое государство – это путь к возрождению естественно-исторических

прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,

общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое

государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же,

как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические

свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в

господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной

правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и

функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации

политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный

доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В чем

же заключается отличие правового государства от государства как

такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием,

несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью

гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и

должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом,

исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах,

установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед

гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает

общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней

и внешней политики.

2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на

соответствующем социально-экономическом базисе общества.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты