|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Марксистская концепция политикиМарксистская концепция политикиКОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «Основы политологии» по специальности : Финансы и кредит по разделу учебного плана : Основы политологии преподаватель - консультант : Марксистская концепция политики План: 1. Общее понятие политики. 2. Внешняя политика и внутренняя политика. 3. Политическая наука. 4. Политическая экономия. 5. Марксистская концепция государства. 6. Общественно- политическая мысль К.Маркса. 7. Заключение. Политика - это специфическая сфера человеческой деятельности, в которой проявляются отличия интересов социальных групп, нации, классов, ядром которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Самое существенное в политике - это «устройство государственной власти. Политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства». Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение, прямо или опосредованно, связано с классовыми интересами, проблемой власти. Человек - существо политическое - этот тезис Аристотеля лежал в основе большинства философско-политических концепций древности. Для Аристотеля задача изучения политических институтов состояла в том, чтобы найти форму, наиболее соответствующую природе человека и целям общежития. Характерная черта политического мышления античности - переплетение умозрительных схем с конкретным изучением существующих политических институтов и политической практики. В период снедневековья человек из существа политического был превращен в существо религиозное. «Догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами». Рационалистический подход к политике возраждается со становлением буржуазного общества. «Философия сделала в политике то же, что физика, математика, медицина и всякая другая наука сделала в своей области», - писал Маркс, характеризуя взгляды ранних идеологов буржуазии. Эти философы «стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а рне из теологии». Научное объяснение политики и соответственно формирование научной политики стали возможны лишь с появлением марксизма. Материалистическое понимание истории, уяснение роли и места классов во всем комплексе социальных явлений позволили сделать фундаментальный вывод: политические отношения в своей сущности есть отношения классовые. С тех пор, как появились классы и до тех пор, пока они будут сохраняться, существовала и будет существовать политика как особая, специфическая форма общественной деятельности. Именно потребности классов определяют содержание политических интересов. По мере усложнения социальной жизни, осознание классами и другими общественными группами своих интересов формировалась политическая надстройка общества, возникали организации и учреждения, в рамках которых по преимуществу осуществляется политическая деятельность, прежде всего - государство, позднее партии политические. С точки зрения марксизма- ленинизма политика - и как практические отношения, и как идеология - детерминирована движением экономических процессов и выступает как надстройка над экономическим базисом общества. Экономические интересы в конечном счете выступают как социальная причина политических действий. Политическая деятельность, будучи производной по отношению к деятельности экономической, обладает большой степенью самостоятельности. Политическая логика не является механическим слепком с логикой экономического развития. Все это открывает путь для политических акций, противоречащих законам экономического развития или учитывающих действия этих законов не полностью, а частично. В ограниченных рамках паллиативные акции могут иметь успех, о чем, например, свидетельствует опыт государственного регулирования экономики в условиях современного капитализма. Однако в перспективе подобные политические действия обречены на провал, ибо они лечат не болезнь, а ее симптомы. Вместе с тем относительная самостоятельность политики открывает широкие возможности для прогрессивных воздействий на экономический процесс и вообще на ход истории. Маркс называл насилие - это крайнее выражение политического воздействия - повивальной бабкой истории. Если же говорить не о тех критических моментах истории, когда насилие необходимо и неизбежно, а о ее «спокойном» течении, то и в этом случае политические действия, отражающие назревшие потребности общественного и прежде всего экономического развития, выступают как мощный ускоритель социального прогресса, как сила, способствующая сознательной и эффективной реализации возможностей, заложенных в объективном ходе вещей. Будучи концентрированным выражением не только экономических, но и иных потребностей классов, политика оказывает существенное влияние на все структурные элементы надстройки. Чем острее классовая борьба, тем шире круг вопросов, вовлекаемых в собственно политическую сферу. В современную эпоху, когда в мировом масштабе идет процесс революционной смены одной общественно- экономической формации другой, происходит всеобъемлющая «политизация» социальной жизни. Различают политику внешнюю и политику внутреннюю. В конечном счете и внешняя и внутренняя политика решают одну задачу - обеспечивают сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. В рамках этой принципиальной общности каждая из двух основных областей политики имеет свою важную специфику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, правящих партий. В зависимости от той сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, можно говорить об экономической или социальной, культурной или технической политике. Борьба за власть, политическое господство между классами- антагонистами, а также между различными группами господствующего класса составляет стержень общественно-политической жизни в любом антагонистическом обществе. В условиях социализма, после ликвидации эксплуататорских классов, центр тяжести политической жизни перемещается в область упрочения, совершенствования политических организаций общественных отношений на коммунистических началах. В самой общей форме структуру политического руководства можно свести к трем основным моментам: во первых, такое руководство включает в себя постановку принципиальных задач, определение перспективных, а также ближайших целей, которые должны быть достигнуты в заданный промежуток времени. Реальность политических задач и целей, их осуществимость определяются тем, насколько они соответствуют отношению социальных сил, реальным возможностям, существующим на данном этапе развития; во-вторых, политическое руководство предполагает выработку методов, средств, форм общественной деятельности и организации, с помощью которых поставленные цели могут быть достигнуты оптимальным образом. Проблема соотношения средств и целей уже выходит за рамки «чистой» политики, ибо ее решение связано с определенными нравственными представлениями. Коммунисты решительно отвергают аморальный тезис: цель оправдывает средства. Политический опыт показывает, что успех, который может быть достигнут путем применения общечеловеческих средств, имеет эфемерный характер и приводит к оскужнению, обесчеловечиванию самой цели; в-третьих, политическое руководство связано с необходимостью подобрать и расставить кадры, способные понять и выполнить намеченные задачи. Знание общей схемы, равно как и применение современного инструментария политического руководства, сама по себе еще не обеспечивает успеха в политике. Научная политика опирается на прочный фундамент марксистско-ленинской теории, скрывающей закономерности исторического развития. Выработка генеральной перспективы развития общества, правильной политической линии и организация трудящихся в целях претворения ее в жизнь - главное в деятельности правящих коммунистических партий. Чем шире размах социалистического и коммунистического строительства, чем сложнее задачи, которые приходится решать, тем выше роль и ответственности партий, идущих во главе масс. Основной предмет политической науки - политическая власть, реализуемая в политических системах и в других формах политической деятельности. К главным разделам политической науки относятся: 1. теория политики, представляющая собой введение в политическую науку, посвященное философско-методологическим основам политики и политических отношений; 1. теория политических систем и их элементов: государства, партий, политических режимов; 1. теория международных отношений, предмет которой составляют: система международных отношений, природа войн, проблемы нации и мировой политики, путей укрепления всеобщего мира, мирного сосуществования государств с различным социальным строем, формирование нового типа международных отношений и нового экономического порядка; 1. теория управления социально-политическими процессами, изучающая формы и методы политического руководства и непосредственного управления обществом со стороны государственных, партийных, культурных и иных организаций, пути повышения эффективности функционирования всех социально-политических институтов; 1. политическая идеология и история политических учений, изучающие генезис политической науки, роль и функции идеологии в системе политической власти. В основе марксистско-ленинской политической науки лежит философия диалектического и исторического материализма и теория научного коммунизма. Будучи основателями организованного рабочего движения, К.Маркс и Ф.Энгельс уделяли большое внимание исследованию природы политической власти. Они не только разработали общетеоретические методологические основы науки о политике, но и дали образцы конкретного анализа деятельности государств, политических партий и их лидеров. В.И.Ленин, выдвинул задачу разработки « материалистической теории политики», создал теорию социалистического государства, обосновал задачи его внутренней и внешней политики, демократический формы организации и принципы строительства, разработал теорию международных отношений в переходную революционную эпоху, принципы мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Ленин конкретно анализировал природу институтов власти и управления, структуру и деятельность партий, профсоюзов, борьбу классов и отдельных групп, социальную психологию, политическое поведение масс и их вождей, заложил основы теории управления, являющейся важной составной частью политической науки. К.Маркс о политической экономии писал: «наука об условиях и формах, при которых происходит производство и обмен в различных человеческих обществах и при которых, соответственно этому, в каждом данном обществе совершается распределение продуктов». Ленин характеризовал политическую экономию как науку о развивающихся исторических укладах общественного производства, дающую представление о его различных системах и о коренных чертах каждой системы, и указывал, что предмет политическая экономия «вовсе не производство материальных ценностей, как часто говорят, а общественные отношения людей по производству». Марксизм произвел революционный переворот в политической экономии, превратил ее из социальной науки буржуазии в пролетарскую, подлинно научную политическую экономию, создав на ее месте собственности политической экономии труда. Теория политики в общественной или теоретической политологии изучает политику в широком понимании как общественное явление, в ее сути и в проявлении в разных исторических формах, определяет тенденции и закономерности возникновения, развития и функционирования государства, власи, права. Теория государства является одной из весомых составных общественной теории политики. Государство - это центральный элемент политической системы государства. Знание и понимание гражданами сути государства, своих прав и обязанностей, владение процедурами общественно- политического взаимодействия является важным условием общественной стабильности, эффективного государства, преобразование его на «дело каждого». Марксистское понимание природы государства было изложено Ф.Энгельсом, где обосновывался тезис согласно которому государство возникло из-за того, что общинно-родовой строй «был подорван разделением труда и его последствиями - расколом общества на классы». Позже к спорам о сути государства любых общечеловеческих признаков прибавляется абсолютизация произвольной человеческой деятельности, придается преувеличенное значение специальным, научно обоснованным усилениям индивидов, групп, партий, направленных на переустройство, «усовершенствование» государства и общества в общем, формируется революционно-преобразовательное сознание, классовая культура. В труде В.И.Ленина «Государство и революция», который является одним из програмных в марксизме, бала откровенной пробой теоретического революционного осуществления государственности как диктатуры одного класса. Непосредственно К.Маркс написал о спорной сущности государства: «Государство является той формой, в которой индивиды, принадлежащие к властующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которых все гражданское общество конкретной эпохи воссоздает всое концентрированное выражение2, В сферу деятельности государства входят «специфические функции», вытекающие из противоположности между правительством и народными массами. Вместе с тем К.Маркс делал ударение на признании государства такой силой, которая соответствует и за создание всеобщего интереса, за выполнение общих дел, вытекающих из природы любого общества, - строительство путей сообщения, оросительных систем, защита границ, сохранение существующей экономики и социальной структуры, поддержка порядка. Со временем такое понимание государства (признание классового, корпоративного и общечеловеческого начал в нем) оказывается сломанной, усиливается внимание на одной из его сторон, находящихся в спорном единстве. «Государство - это машина для поддержания властвования одного класса над другим», - писал В.И.Ленин, это «Организованное насилие одного класса для угнетения другого». Из этого добывались доказательства для обоснования безпредупредительного вмешательства социалистического государства во все царствования жизни общества. Понятие государства, как «аппарата насилия», способа, который одна часть населения исполняет для подчинения себе другого, для удовольствия собственных интересов, остается распространенным и сейчас. Пику популярности марксизм достиг в ХХ ст., но в конце его практически сошел на ноль после того, как не оправдалось большинство предсказаний этой доктрины относительно капитализма и потерпела фиаско система так называемых социалистических стран. Кроме того, оказалось не совсем оправданной в оценке общественных явлений и ставка марксизма на классовую борьбу как разрушительную силу развития общества. Возникшее в конце ХІХ ст. Радикально-коммунистическое течение общественно-политической мысли, создателями которой были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, содержало следующие тезисы: разрушительной силой в антагонистических формациях является классовая борьба; при капитализме решающая роль отведена пролетариату, выполняющему мессианскую роль; пролетариат должен осуществлять свою диктатуру; суть пролетарской миссии в разрушении буржуазной государственной машины через осуществление политической революции и строительство коммуны; для победы пролетариату нужна своя политическая партия; пролетарская партия возглавит эту борьбу только при условии разрушительной идеологической борьбы не только с противоположниками, а и в своих рядах. К.Маркс является одним из основателей современной социологии, который построил свою теорию под интеллектуальным влиянием немецкой философии, английской политэкономии и утопического социализма. Методология марксизма позволяет раскрыть существо политики, объяснить политическую деятельность, и тем самым создает основу научной политики. Субъектами политической деятельности, носителями политических интересов и борцами за их реализацию выступают прежде всего классы и нации. По мере усложнения социальной жизни, осознания классами и другими общественными группами своих интересов формировалась политическая надстройка общества, возникли разного рода организации и учреждения, в рамках которых по преимуществу осуществляется политическая деятельность - прежде всего государство, позднее политические партии. Характер взаимоотношений политики и экономики рельефно выражен в классических ленинских формулах; «Политика есть концентрированное выражение экономики» и «Политика не может иметь первенства над экономикой». Сложное и противоречивое многообразие экономических интересов в политических требованиях и решениях очищается от случайного и неустойчивого. Этот процесс может протекать стихийно, неосознанно, что во многих случаях деформирует политическое отражение экономических связей и интересов. Только научный подход к соотношению политики и экономики дает возможность найти адекватные политические формы отражения экономических потребностей, что становится возможным на определенном историческом этапе общественного развития. Вторая ленинская формула подчеркивает, что решение экономических проблем должно быть подчинено главной и основной задаче - сохранению и упрочению политической власти. «Без правильного политического подхода к делу данный класс не удержит своего господства, а следовательно, не сможет решить и своей производственной задачи». Правильный политический подход заключается в том, рассматривать производственные задачи во всем контексте социальных проблем, характерных для данного исторического этапа. В трудах Маркса, Энгельса, Ленина разработаны основные принципы научной политики и политической деятельности. Анализ фактов служит как исходным материалом для принятия политических решений, так и основой их последующей корректировки, проверки правильности избранного пути. Изучение того, как решение осуществляется, какие изменения вызывает в обществе, как оно воспринимается массами, то есть использование механизма «обратной связи» - важнейшее условие научной политики. Марксизм исходит из того, что принципиальная политика несовместима с лицемерием с демагогией, с сокрытием правды от масс. «Честность в политике - есть результаты силы, лицемерие - результат слабости». Марксизм доказал переходящий характер государственно-правовых институтов. Политический аспект социальной жизни является свидетельством неразвитости общественных отношений и неизбежно уйдет в прошлое, когда связи между людьми очистятся от всех наслоений, вызванных господством неравенства и эксплуатации. По мере развития коммунистических общественных отношений политическая оболочка, внутри которой до сих пор осуществляется социальный прогресс, будет становиться все тоньше, пока совершенно не раствориться в общественном коммунистическом самоуправлении. Связь между людьми, руководство делами общества утратит политический характер. Установление социальной однородности человечества будет означать конец политики как специфической формы человеческой деятельности. Литература; 1. С.Г.Рябов. Політологічна теорія держави. - К., «Тандем» 1996, 2. В.М.Бебик «Політологія». - К., 1997, 3. І.С.Дзюба. Політологія. Курс лекцій.-К., 1993, 4. Философский энциклопедический словарь. 1983. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |