рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Политология рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Политология

Политология

Введение.

Проблема государства и гражданского общества принадлежит к числу

фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих

веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и

разделения общества на государственную и негосударственную сферы

человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и

общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих

социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта

проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые

происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития

мирового сообщества.

«Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее

серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание

комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей

трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и

развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России,

переживающей переходный период, когда и формирование новой

государственности, и становление полноценного гражданского общества во

многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных

субъектов социального и политического процессов»[1].

1. Понятие и исторические типы государств.

Особенности государства конкретного исторического периода

определяются состоянием и уровнем развития общества. В ходе общественного

развития государство претерпевает серьезные изменения. При неизменности

формальных признаков, а именно: территории, публичной власти, суверенитета

- изменяются содержание и методы управления, цели, задачи и социальная

направленность. На характер государственности и государственное устройство

влияют национальный состав населения, своеобразие его культуры, размер

территории, географическое положение, укоренившиеся обычаи и традиции

народа, религиозные воззрения и другие факторы.

Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии

государственно-организованного общества у различных народов в различное

историческое время позволяют, тем не менее, выявить существенные общие

черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки

такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта

государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.

Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств

являются:

1. Количество властвующих в государстве

2. Осуществляемая государством цель.

По первому признаку он различал правление одного, правление немногих,

правление большинства. По второму признаку все государства делились на

правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них

преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени,

Аристотель считал главное различие государств в том, в какой мере

государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов

(разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство

развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения,

становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и

цикл повторяется вновь. История подтверждает, что цикличность в развитии

государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не

менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены

циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении

государственной власти и человека.

Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и

неоднозначного общественного явления стало обьективной основой

концептуального плюрализма типологии государств. Марксистко-ленинская

типология государства и права базируется на категории общественно-

экономической формации.

Формация – исторический тип общества, основанный на определенном способе

призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-

технический базис общества, а производственные отношения, складывающиеся на

однотипной форме собственности на средства производства, составляют

экономический базис общества, которому соответствуют определенные

политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой

происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и

замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического

базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке.

Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и

права.

Исторический тип государства, согласно марксистско-ленинской теории,

выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей

экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности

на средства производства. Единство экономического строя различных стран

проявляется в господствующем типе собственности на средства производства,

а, следовательно, в экономическом господстве определенного класса

(классов). Тип государства определяется на основании того, какой

экономический базис это государство защищает, интересам какого

господствующего класса оно служит. При таком подходе государство

приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры

экономически господствующего класса.

Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии

государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства:

рабовладельческое, феодальное и последний – социалистическое, которое,

теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти

в общественное коммунистическое самоуправление .

Перечислим основные характеристики различных типов государств, выделяемых

на основании данной концепции.

Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-

классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое

государство – организация политической власти господствующего класса в

рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция

этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства

производства, в том числе на рабов.

Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и

возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое

государство, согласно марксистский теории, есть оружие классового

господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных

привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.

Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности.

Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений,

основанных на капиталистической частной собственности на средства

производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.

Социалистический тип государства возникает в результате социалистической

революции , которая ниспровергает отношения частной собственности и

основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое

государство – орудие политической власти трудящихся масс (классов),

выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие

социалистического общества. Социалистический тип права – это высший тип

правовой системы общества, диаметрально противоположный всем типам

эксплуататорского права. Социалистическое право возводит в закон волю

трудящихся масс, служит классовым регулятором общественных отношений. По

мере перехода социалистического общества к высшему, коммунизму, государство

и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в

систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм

коммунистического общежития.

В марксистском понимании исторический тип государства определяется

зависимостью классового содержания государственной и правовой организации

общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи

вводится понятие переходной государственности.

Переходное государство – представляет собой государственность, возникающую

в результате национально–освободительной борьбы зависимых народов и

опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по

мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства

должны примкнуть к определенному историческому типу государства,

капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при

преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной, полуфеодальной,

смешанной, капиталистической с элементами общественной собственности) –

экономическая основа этих государств.

Концепцию переходного государства разработал В.И.Ленин. В контексте

развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных

стран к социализму, минуя капиталистическую стадию.

Главной задачей государства социалистической ориентации считалось

создание экономических, социальных, политических, идеологических,

культурных предпосылок для перехода к социализму.

Государства капиталистического пути развития по мере формирования

производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства.

Первопричина смены исторических типов государств считается социально-

экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую

общественную систему и кладет начало господству нового способа

производства, новым производственным отношениям, которым соответствует

новый тип государственности и права. Смена одного исторического типа

государства другим происходит в результате социальной революции.

Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой

ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма

государства, отвечающего новым условиям социально– экономического развития

общества.

Преемственность между историческими типами государств заключается,

главным образом, в использовании структуры, форм и методов организации

государственной власти прошлого, которые в своем развитии отражают

общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности

государства.

Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками

марксизма–ленинизма в эксплуататорских типах государств, которые роднит их

общая эксплуататорская сущность, необходимость установления

государственности, позволяющей держать в повиновении подавляющее

большинство населения страны. Одновременно подчеркивается, что

преемственная связь при смене исторических типов государства и права по-

разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к

социализму.

Анализируя все известные эксплуататорские типы государств,

марксистско– ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:

1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими

производственными отношениями, которые базируются на частной

собственности и эксплуатации человека человеком.

2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров,

подавляющей большинство населения.

3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более

отчуждают себя от него.

По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально–

экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в

этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся, незначительной

части людей. В отличии от эксплуататорских государств социалистическое

государство представляет собой организацию политической власти трудящихся.

Отсюда основные черты государства социалистического типа:

1. Все государства данного типа базируются на общественной собственности на

орудия и средства производства , на отношениях товарищеской взаимопомощи

сотрудничества свободных от эксплуатации людей.

2. Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего

большинства населения, а по мере преодоления классовых антагонизмов, и

всего народа.

Классово–формационный подход к типологии государств до последнего

времени был единственным. Типом государства называется «совокупность

государств, развивающихся в рамках одной и той же общественно–экономической

формации классового общества и характеризующихся единством классовой

сущности и экономической основы»[2].

«Исторический тип государства (или права) это совокупность наиболее

существенных признаков, свойственных государствам (или правовым системам)

единой общественно–экономической формации»[3]. Тип государства

определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему

классовой структурой, эксплуататорской или неэксплуататорской природой

классовых отношений и его классовой сущностью [4].

Так, Г.Елинекс писал, что «несмотря на постоянное развитие и

преобразования, можно, однако, установить некоторые прочные признаки,

придающие определенному государству или группе государств на всем

протяжении их истории черты определенного типа»[5]. Он подразделяет все

государства на два типа: идеальный и эмпирический. Идеальный тип – это

мыслимое государство, которое в реальной жизни не существует. Идеальному

государству противопоставляет эмпирический, который получается в результате

сравнения отдельных, реально существующих государств друг с другом.

Английский ученый А.Тойнби развил и конкретизировал понятие

цивилизации, под которым он понимал относительно замкнутое и локальное

состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических,

географических и других факторов.

Цивилизованный подход:

Во-первых, при анализе экономического базиса упускается из вида важный

фактор, как многоукладность .

Во-вторых, при формационном рассмотрении структуры классового общества

их социальный состав значительно сужается, так как в основном учитываются

только классы антагонизмы.

В-третьих, формационный подход ограничивает анализ культурно–духовной

жизни общества кругом тех идей, представлений и ценностей, которые отражают

интересы основных антагонистических классов.

Основное отличие понятия «цивилизация» от понятия «формация» состоит в

возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека ,

через совокупность господствующих в данный период представлений каждой

личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной

деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и

настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не как

классово-обезличенный индивид.

Цивилизованный подход позволяет, таким образом, видеть в государстве не

только инструмент политического господства эксплуататоров, над

эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как

важнейший фактор социально– экономического и духовного развития общества,

консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей людей.

Западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости от

характера взаимоотношений между государственной властью и индивидами. По

этому признаку выделяют два типа государственности: демократия и

автократия[6].

Г.Кельзен считал, что в основе типизации современных государств

находится идея политической свободы. В зависимости от того места, которое

занимает индивид в создании правопорядка, различаются два типа государства.

Если индивид активно участвует в создании правопорядка, - налицо

демократия, если нет – автократия[7].

Подобную трактовку типологии государств дает американский ученый

Р.Макайвер. Он делит все государства на два типа:

1. Династические (антидемократические), где общая волна не выражает воли

большинства населения

2. Демократические, где государственная власть выражает волю всего общества

или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно правит,

либо активно поддерживает правительство[8].

Немецкий ученый Р.Дарендорф, подразделяя все государства на

демократические и антидемократические, делал вывод, что в результате

постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом

граждан, в котором хотя и нет недостатков в неравенстве, но создана общая

для всех основа, и которая делает возможным цивилизованное общественное

бытие[9]

Господство производственных отношений одного типа в различных

странах, относящихся в силу этого к одной общественно-экономической

формации, обусловливает общность классовой сущности государства в этих

странах. Тип государства определяется на основании того, какой

экономический базис это государство защищает, интересам какого

господствующего класса оно служит.

Итак, понятие государства и права многомерно и многовариантно. Оно

состоит из различных научных оснований, которые позволяют выделить наиболее

общие свойства и черты, характерный для той или иной исторической группы

государств и правовых систем.

Типология государств тесно связана с понятием формы государства.

2. Формы правления и государственного устройства.

Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя

три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму

государственного устройства и форму государственного режима.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности ,

характерные признаки , которые по мере общественного развития наполняются

новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с

тем форма существующих государств , особенно современных , имеет общие

признаки , что позволяет дать определение каждому элементу формы

государства.

Форма правления

Форма правления представляет собой структуру высших органов

государственной власти , порядок их образования и распределение компетенции

между ними .

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

-- как создаются высшие органы государства и каково их строение;

- как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными

органами

- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и

населением страны ;

- в какой мере организация высших органов государства позволяет

обеспечивать права и свободы гражданина .

По указанным признакам формы государственного правления

подразделяются на :

- монархические ( единоличные , наследственные )

- республиканские ( коллегиальные , выборные )

Монархия

Монархия - это такая форма правления , при которой верховная власть

единолична и переходит , как правило , по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления

являются :

- существование единоличного главы государства , пользующегося своей

властью пожизненно ( царь , король , император , шах ) ;

- наследственный порядок преемственности верховной власти ;

- представительство государства монарха по своему усмотрению ;

- юридическая безответственность монарха .

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При

феодализме она стала основной формой государственного правления . В

буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные

черты монархического управления .

В свою очередь монархия делится на :

- абсолютную

- ограниченную ( парламентскую )

- дуалистическую

- теократическую

- парламентскую

Абсолютная монархия - такая форма правления , при которой верховная

государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу .

По формуле Петровского воинского устава - “ самовластный монарх ,

который никому на свете о своих делах ответу дать не должен“. Основным

признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо

государственных органов , ограничивающих компетенцию монарха .

Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных

отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых

феодальных сословий . К наиболее существенным чертам абсолютной монархии

относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных

учреждений , юридически неограниченная власть монарха , наличие в его

непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии , полиции и

развитого бюрократического аппарата .

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а

чиновникам , которые могут назначаться и увольняться монархом.

Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма

приобретает более цивилизованные формы , получает юридическое закрепление

, хотя по - прежнему имеет принудительную направленность . В истории

такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789

года.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления ,

при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом

. Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой

парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию .

Как форма правления , конституционная монархия возникает в период

становления буржуазного общества . Формально она не утратила своего

значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени ( Англия ,

Дания , Испания , Норвегия , Швеция и др.).

Конституционная монархия характеризуется следующими основными

признаками :

- правительство формируется из представителей определенной партии (

или партий ), получивших большинство голосов на выборах в парламент

;

- лидер партии , обладающий наибольшим числом депутатских мест ,

становится главой государства ;

- в законодательной , исполнительной и судебной сферах власть

монарха фактически отсутствует , она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально

подписываются монархом ;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед

монархом , а перед парламентом .

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию ,

Данию и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит

двойственный характер . Юридически и фактически власть разделена между

правительством , формируемым монархом , и парламентом. Правительство в

дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в

парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает

преимущественно интересы феодалов , а парламент представляет буржуазию и

другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской

Германии (1871 - 1918 гг. ) , сейчас в Марокко .

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и

религиозное управление страной . Такие монархи носят название

теократические ( Саудовская Аравия ).

Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической

формы государственного правления .

Республика

Республика - это такая форма правления , при которой верховная

власть осуществляется выборными органами , избираемыми населением на

определенный срок .

Общими признаками республиканской формы правления являются :

- существование единоличного и коллегиального главы государства ;

- выборность на определенный срок главы государства и других

верховных органов государственной власти ;

- осуществление государственной власти не по своему велению , а по

поручению народа

- юридическая ответственность главы государства в случаях ,

предусмотренных законом ;

- обязательность решений верховной государственной влас-

ти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась

в Афинском государстве . По мере развития общественной жизни она

видоизменялась , приобретала новые черты, все больше наполнялась

демократическим содержанием .

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского

правления . В свою очередь они делятся по форме государственного устройства

на :

- парламентарные

- президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы

государственного правления , при которой верховная власть в организации

государственной жизни принадлежит парламенту .

В такой республике правительство формируется парламентским путем из

числа депутатов , принадлежащих к тем партиям , которые располагают

большинством голосов в парламенте . Правительство несет коллективу

ответственность перед парламентом в своей деятельности . Оно остается до

тех пор у власти , пока в парламенте они обладают большинством . В случае

утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в

отставку , либо через главу государства добивается роспуска парламента и

назначения досрочных парламентских выборов .

Как правило , глава государства в подобных республиках избирается

парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией . Назначение

парламентом главы государства является главным видом парламентского

контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в

современных парламентарных республиках неодинакова . В Италии , например ,

президент республики избирается членами обеих палат на их совместном

заседании , но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой

области , избранных областным советом . В федеративных государствах участие

парламента в избрании главы государства , также разделяется с

представителями членов федерации . Так в Германии президент избирается

федеральным собранием , состоящим из членов бундестага , и такого же числа

лиц , выбираемых ландагами земель на началах пропорционального

представительства . Выборы главы государства в парламентарной республике

могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права , что

характерно для Австрии , где президент избирается сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями

: обнародует законы , издает декреты , назначает главу правительства ,

является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства ( премьер - министр , председатель совета

министра , канцлер ) назначается , как правило , президентом. Он формирует

возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную

исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом .

Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то , что

любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление

государством , когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и

контроль за исполнительной властью . Парламент обладает важными финансовыми

полномочиями , поскольку он разрабатывает и принимает государственный

бюджет , определяет перспективы развития социально-экономического развития

страны , решает основные вопросы внешней , в том числе оборонной политики.

Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую

структуру высших органов государственной власти, которая реально

обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности , создает

справедливые условия человеческого общежития , основанные на началах

правовой законности . К парламентарным республикам можно отнести ФРГ,

Италию ( по конституции 1947 г. ), Австрию , Швейцарию , Исландию , Индию и

др.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы

государственного правления , которая наряду с парламентаризмом соединяет в

руках президента полномочия главы государства и главы правительства .

Наиболее характерные черты президентской республики :

- внепарламентский метод избрания президента и формирования

правительства ;

- ответственность правительства перед президентом , а не перед

парламентом ;

- более широкие , чем в парламентарной республике , полномочия

главы государства .

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты

Америки . В соответствии с конституцией США , в основе которой лежит

принцип разделения властей , четко определено, что законодательная власть

принадлежит парламенту , исполнительная -президенту , судебная - Верховному

суду . Президент США избирается населением страны путем косвенного

голосования ( выборов ) - через коллегию выборщиков . Количество выборщиков

должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (

конгрессе ) . Правительство формируется победившим на выборах президентом ,

из лиц принадлежащих к его партии .

Президентская форма правления в различных странах имеет свои

особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием .

Избранным считается кандидат , получивший абсолютное количество голосов .

Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.

Характерным для всех президентских республик , несмотря на их

разнообразие , является то , что президент либо совмещает полномочия главы

государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или

совета министров ( Франция , Индия ) . Президент наделяется и другими

важными полномочиями : как , правило , он имеет право роспуска парламента ,

является верховным главнокомандующим , объявляет чрезвычайное положение ,

утверждает законы путем их подписания , нередко представительствует в

правительстве , назначает членов Верховного суда .

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная

исполнительная власть , наравне с которой по принципу разделения властей

нормально функционирует законодательная и судебная власти . Эффективно

действующий механизм издержек и противовесов , существующих в современных

президентских республиках , способствует возможности гармоничного

функционирования властей , позволяет избежать произвола со стороны

исполнительной власти.

В странах Латинской Америки часто встречаются “ суперпрезидентские

республики “ . Эта форма правления - практически независимая , слабо

контролируемая законодательной и судебной властью . Это особый конгломерат

традиционной формы с полудиктаторским управлением.

В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между

формами не существует . Их сближают общие задачи и цели .

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства - это национальное и

административно-территориальное строение государства, которое раскрывает

характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными

местными органами государственного управления , власти .В отличии от форм

правления организация государства рассматривается с точки зрения

распределения государственной власти и государственного суверенитета в

центре и на местах , их разделение между составными частями государства .

Форма государственного устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства ;

-каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих

органов ;

- как строятся отношения между центральными и местными государственными

органами ;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации ,

проживающей на этой территории .

По форме государственного устройства все государства можно

подразделить на три основных группы :

- унитарное ;

- федеративное ;

- конфедеративное .

Унитарное государство.

Унитарное государство - это единое цельное государственное

образование , состоящее из административно-территориальных единиц , которые

подчиняются центральным органам власти и признаками государственной

независимости не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

- унитарное устройство предполагает единые , общие для всей страны высшие

исполнительные , представительные и судебные органы , которые

осуществляют верховное руководство соответствующими органами ;

- на территории унитарного государства действует одна конституция, единая

система законодательства , одно гражданство ;

- составные части унитарного государства ( области , департаменты , округа

, провинции , графства ) государственным суверенитетом не обладают ;

- унитарное государство , на территории которого проживают небольшие по

численности национальности , широко допускает национальную и

законодательную автономию ;

- все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы

, которые официально представляют страну на международной арене ;

- имеет единые вооруженные силы , руководство которыми осуществляются

центральными органами государственной власти .

Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными

органами управления позволяют говорить о централизованных и

децентрализованных унитарных государствах , но эти различия касаются узкой

сферы управления .

К унитарным государствам относятся такие государства , как Франция ,

Турция , Япония , Финляндия .

Федерация

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее

самостоятельных государственных образований в одно союзное государство .

Федеративное государственное устройство неоднородно . В различных

странах оно имеет свои уникальные особенности , которые определяются

историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего

национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры

народов , входящих в союзное государство.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты , которые

характерны для большинства федеративных государств:

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов

: штатов , кантов , земель , республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная , законодательная и

судебная власть принадлежит федеральным государственным органам .

2. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции ,

имеют свои высшие исполнительные , законодательные и судебные органы

.

3. В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство

федеральных единиц .

4. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется

палата , представляющая интересы членов федерации.

5. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в

федерациях осуществляют союзные федеральные органы . Они официально

представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США ,

Бразилия , Индия , ФРГ и др. ).

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку ,

который в значительной мере определяет характер , содержание , структуру

государственного устройства .

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением

государственного суверенитета субъектов федерации . Национальные федерации

характеризуются более сложным государственным устройством . Основное

различие между территориальной и национальной федерацией состоит в

различной степени суверенности их субъектов . Центральная власть в

территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим

государственным органам членов федерации . Национальное государство

ограничивается суверенитетом национальных государственных образований .

Конфедерация

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств

, созданный для обеспечения общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации

сохраняют свои суверенные права , как во внутренних , так и во внешних

делах .

В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется

следующими чертами :

-конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и

судебных органов , в отличии от федерации ;

- конфедеративное устройство не имеет единой армии , единой системы налогов

, единого государственного бюджета ;

- сохраняет гражданство тех государств , которые находятся во временном

союзе ;

- государства могут договориться о единой денежной системе , о единых

таможенных правилах , о межгосударственной кредитной политике на время

существования союза.

Как правило конфедеративные государства не долговечны , либо они

распадаются , либо превращаются в федерацию : Германский союз ( 1815 - 1867

) , Швейцарский союз ( 1815 - 1848 ) и США , когда в 1781 году была

законодательно утверждена конфедерация .

3. Гражданское общество и основные условия его существования.

Понятие "гражданское общество" – одно из ключевых понятий современной

политологии. Актуальность теоретических и практических аспектов этого

понятия обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их

добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого

общества — экономической, политической, социальной, духовной. Широко

известны успехи общественных организаций и движений людей доброй воли в

области разрядки международной напряженности, в оказании помощи народам,

пострадавшим от стихийных бедствий и катастроф и других социальных невзгод.

В основе этих успехов — развитие и активизация деятельности гражданского

общества, высокая активность граждан и их добровольных объединений. Это

достижимо только при достаточно развитом гражданском обществе. Успех

приходит там, где повышается деловая активность граждан и создаваемых ими

негосударственных структур, где ограничивается государственное

вмешательство в экономическую, социальную и духовную жизнь граждан, то есть

где развивается и совершенствуется гражданское общество.

Гражданское общество — это система внегосударственных общественных

отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его

гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и

ценности членов общества.

Гражданское общество не представляет собой некое изолированное от

государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах.

Наоборот, гражданское общество и государство соединены друг с другом целым

рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-

посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с

гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему

горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме

того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное

положение, частично переплетается с государственными структурами, а

частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем,

правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр

гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности

с государственным аппаратом. Вместе государство и гражданское общество как

бы погружены в обволакивающее их "глобальное человеческое общество" в самом

широком смысле этого слова.

Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны

друг с другом, составляют две части единого общественного организма. В

идеале развитое гражданское общество создает условия для свободных,

демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных

интересов и потребностей общественных индивидов. Степень независимости

институтов гражданского общества (различных объединений, ассоциаций,

партий, движений, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от

государства, демократичности общественно-политической системы оказывает

решающее влияние на характер и распределение власти в обществе. В таком

обществе власть не может быть сконцентрирована в одних руках, а

разграничивается на полицентричной основе. Разделение властей

(законодательной, исполнительной и судебной), разграничение между

различными общественными субъектами экономических, социальных и

политических функций, сфер деятельности становятся в демократической

общественно-политической системе важнейшим жизненным принципом. В ней

правовое положение общественного субъекта не тождественно его социально-

экономической роли в гражданском обществе, что делает личность одновременно

и частным лицом и гражданином государства.

В целом гражданское общество как область частной жизнедеятельности

сочетает в себе интересы и потребности различных социальных и политических

субъектов, что довольно часто приводит к конфликтам, противостоянию между

ними, которые могут дополняться противоречиями между частными и

государственными интересами. Снимать остроту противоречий между субъектами

гражданского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не

только сами граждане, а главным образом государство, являющееся верховным

арбитром. Без государства гражданское общество не сможет нормально

функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные процессы распада и

острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций.

И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества

государство никогда не будет демократическим, станет одной из

разновидностей авторитарных режимов.

Гражданское общество имеет свою, достаточно сложную внутреннюю

структуру. Для него характерно наличие в основном не вертикальных, как в

государстве, иерархических связей, а горизонтальных, главным образом

невластных соединений. Последние весьма разнообразны и образуют три слоя.

Фундамент составляют отношения, связанные с обеспечением жизнедеятельности

общества. Прежде всего, это экономические отношения, основанные на

экономическом плюрализме, многообразии форм собственности при соблюдении

интересов личности и общества в целом. Именно экономический плюрализм дает

возможность преодолеть существующее отчуждение человека от средств

производства. Гражданское общество только тогда будет жизнеспособно, когда

каждый его член станет обладать вполне конкретной собственностью или иметь

право на использование и распоряжение собственностью, произведенным им

общественным продуктом по своему усмотрению. Владение собственностью может

быть частным или коллективным, но при условии, что каждый участник

коллективной собственности (кооператива, колхоза, предприятия и др.)

действительно является таковым. Иными словами, наличие собственности —

основополагающее условие свободы личности как в гражданском, так и в любом

другом обществе.

Второй слой — это социокультурные отношения, включающие семейно-

родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи. Гражданское

общество может основываться только на многообразной, разветвленной

социальной структуре, отражающей все богатство и разнообразие интересов

представителей различных социальных групп и слоев. Это многообразие не

может быть застывшим, закостеневшим в количественном и качественном

отношении. Оно объективно стремится к постоянным изменениям. Многообразная

социальная структура не может не иметь хорошо развитые вертикальные и,

главным образом, горизонтальные связи. При размытой социальной структуре

индивид связан с государством напрямую, а это существенно ограничивает

возможности реализации его личных прав и свобод.

Существенную роль в формировании новых социальных контуров

гражданского общества играет культурный плюрализм, который вбирает в себя

все элементы духовной жизни и обеспечивает равноправное участие в ней всех

индивидов. Создаются условия, при которых становится осязаемо культурное

богатство общественного сознания и каждой личности в отдельности.

Неограниченный доступ к духовным ценностям помогает преодолеть феномен

отчуждения личности. Гражданское общество жизнеспособно, если его члены

имеют высокий уровень социального, интеллектуального, психологического

развития, внутренней свободы и способны к самостоятельным действиям при

включении в тот или иной институт общественной жизни.

Третий, верхний слой гражданского общества образуют отношения,

связанные с индивидуальным выбором, с политическими и культурными

различиями групп по интересам, политических партий, движений, клубов и т.п.

Таким образом достигается культурно-политический плюрализм, предполагающий

отрицание идеологических стереотипов, обеспечивающий свободное

волеизъявление всех граждан. Именно этот слой гражданского общества

включает в себя наиболее социально активные институты, тесно

соприкасающиеся с государственно-политической системой общества (прежде

всего политические партии).

"Объективно деятельность институтов и организаций гражданского

общества, связанных с индивидуальным выбором, теми или иными

предпочтениями, ценностными ориентациями, нацелена на изменение в

распределении власти и поэтому носит политический характер. Это относится

не только к политическим партиям, но и к тем группам по интересам

(профсоюзам, предпринимательским, фермерским организациям) или

объединениям, движениям лиц из различных социальных групп для достижения

общей цели, которые стремятся к решению большей части своих задач помимо

государственной власти, на общественном уровне. Как только те же

потребительские организации или экологические движения предпринимают

попытки изменить законодательство для решения своих задач или принятия

определенных решений от государственных структур, направленных на

достижение поставленных ими целей (тем более, если они сами пытаются в

разных формах участвовать в принятии этих законов или решений), они, не

меняя своего первоначального предназначения, начинают играть политическую

роль. И хотя значительная часть общественных объединений вообще не выходит

в своей деятельности на политический уровень, необходимо отметить, что

некоторые общественные объединения изначально выступают как субъекты

политики, например добивающиеся равенства полов феминистские организации,

движения сторонников мира, некоторые молодежные формирования и т.д.,

стремящиеся своими действиями внести существенные изменения в различные

сферы государственной политики.

Таким образом, гражданское общество нельзя характеризовать как систему

внеполитических общественных отношений и институтов. Генезис этого общества

кристаллизует его в достаточно стройную систему экономических, социально-

политических, религиозных, духовно-нравственных, семейных, культурных и

других общественных отношений, которые, определяя государственную политику,

выражают волю граждан общества. В рамках данной системы функционируют

различные общественные организации, движения, политические партии (кроме

правящей), религиозные организации, экономические ассоциации и объединения

и, наконец, сам человек как личность со своими семейными,

профессиональными, досуговыми и другими разнообразными потребностями и

интересами.

Существование гражданского общества, его формирование невозможны без

появления новых общественных индивидов — граждан, имеющих равные

гражданские права и своеобразные гражданские качества. Человек только тогда

становится гражданином, когда обладает высокими нравственными идеалами,

передовым мировоззрением, основанным на демократическом сочетании чувства

собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав

и свобод других граждан, неукоснительным соблюдением законов и правил

общечеловеческого общежития. Такой новый тип личности находится в иных

взаимоотношениях с общественными объединениями и институтами. В достаточно

развитом гражданском обществе новые общественные индивиды не только не

растворяются в коллективах, имеют собственную индивидуальность, но и

обладают более высокой духовностью, строят свои взаимоотношения на чисто

гражданской основе. Достижение такого положения вещей возможно только при

кардинальном изменении психологии и мировоззрения людей, трансформации их

экономического и социального статуса.

«Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов. В

их числе:

. равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;

. гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе

законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;

. экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь

собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;

. гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от

государства и партий общественные объединения по интересам и

профессиональным признакам;

. свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;

. создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки,

культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных,

культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед

законом членов общества;

. свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок

государственной цензуры, ограниченная только законом;

. существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и

гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности

функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот

механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты,

демократические выборы народных представителей в различные органы власти,

институты самоуправления и т.д.»[10].

В условиях демократизации общества многократно возрастает

ответственность каждого члена общества за принимаемые им решения,

повышается значение наличия у него необходимого уровня гражданской

культуры. Без гражданской культуры говорить о гражданине как о самоценной

личности в современном смысле этого слова, а значит — и о гражданском

обществе, бессмысленно. Гражданская культура является отражением всего

многообразия общественной жизни, гражданских прав и оказывает решающее

влияние на утверждение социального статуса гражданина. Это понятие отражает

уровень осознания индивидом общественных задач, социальных проблем, его

активности в претворении их в жизнь.

"Гражданская культура" — более широкое понятие, чем "политическая

культура", оно охватывает все многообразие интересов различных социальных

слоев гражданской сферы общественной жизни. В уровнях и механизме

функционирования гражданской культуры много нюансов. Но и сейчас можно

сказать, что, во-первых, она носит политический характер, так как выражает

интересы различных классов, наций, социальных слоев и общественных групп.

Во-вторых, не может быть гражданской культуры без приоритета интересов

личности, гражданских прав над национальными правами и интересами. В-

третьих, уровень гражданской культуры во многом определяет общекультурный

уровень развития человека, гражданина, без чего, при той роли, которую он

играет в гражданском обществе, невозможно его нормальное функционирование.

В целом гражданская культура определяет фундаментальные ценности

гражданского сознания, гражданского общества, которое может быть

сформировано только при наличии высокой гражданской культуры его членов.

Обобщая различные представления по проблеме, можно было бы

сформулировать несколько концептуальных положений о соотношении

гражданского общества и государства.

Первое. Понятие «гражданское общество» и «государство» характеризуют

различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны

(элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные

понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных

аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом

политического, а политическое не изолировано от гражданского.

Второе. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся

составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс,

характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной

стороны, и политической сферы жизни — с другой.

Третье. Гражданское общество — первооснова политической системы, им

обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как

институт — эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и

функционирования гражданского общества.

В некоторых специфических исторических условиях, например, в рамках

господства более развитых в политическом отношении обществ над менее

развитыми, возможен процесс формирования институтов гражданского общества

под определяющим воздействием привнесенных в данную страну политических

структур, но все же на существующей корпоративно-культурной основе.

Четвертое. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных

индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности

людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих

совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их

потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение

гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество — сфера

проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов.

Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности

гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в

форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется

потребностями и интересами гражданского общества.

Объективность противоречия между общими и особыми (индивидуальными,

групповыми и др.) интересами определяет противоречия между государством и

гражданским обществом.

Пятое. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса

самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и

защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для

развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее

политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества

до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и

коллективной жизнедеятельности.

Заключение.

Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации —

это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми,

политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не

опосредованными государством.

Объективный подход в анализе социально-политической жизни требует

преодоления укоренявшейся долгое время в общественном сознании важной идеи

о полном отождествлении государства в общества. Такое представление

исключало саму постановку проблемы об их соотношении и взаимодействии, по

сути, отвергало принципиальное признание приоритета гражданского общества

над государством.

Закрывает путь для адекватного понимания проблемы соотношения

гражданского общества в государстве нарождающийся новый, так сказать,

демократический стереотип мышления. Становление гражданского общества

рассматривается частью публицистов и даже политиков в ракурсе

противопоставления политической системе, вплоть до отрицания регулирующей и

организующей роли государства. Призывы к полному разгосударствлению

экономики и общественной жизни, отказ от необходимости утверждения в нашей

стране регулируемого (а не стихийного) рынка, расцвет правового нигилизма,

падение дисциплины и порядка, оживление интереса к анархизму — это и многое

другое подтверждает сказанное.

Мировой опыт свидетельствует, что становление и развитие гражданского

общества, и реформирование политической системы, как и обратное, — их

стагнация, — всегда взаимосвязанные процессы.

Преодоление окаменелого, насильственно утверждаемого «единства» и замена

его подлинным, живым единством членов общества, социальных групп и

институтов — в этом смысл стратегии демократизации России. Реформа

политической системы, становление правового государства — необходимое

условие и важнейшая сторона обновленческого процесса.

Список литературы.

1. Хропанюк В.Н.“Теория государства и права” 1997г.

2. Лившин Р.З.“Государство и право в современном обществе // Теория права

: новые идеи “ 1991г.

3. Бутенко А.П.“Государство , его вчерашнее и сегодняшние трактовки //

государство и право” 1993г. №7 стр.12-20

4. Шапиро И. Демократия и гражданское общество. // Полис 1993 г. №3

5. Халипов В.Ф. Власть. Основы кратологии.М. «Луч» 1995 г.

6. Панов П.В. Субъекты политики. Лекции. М. ЮИ МВД России.1997г.

7. Голосов Г.В. Сравнительная политология. Учебник.Новосибирск.»Новосиб»

УНТА.1994г.

8.Кумар К. Гражданское общество. М., 1994.

9.Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1993.

10.Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М., 1993

11. Соловьев А.А. Три облика государства – три стратегии гражданского

общества // Полис. 1996 г №6

.

-----------------------

[1] Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского

общества // Полис.- 1996.-№ 6.- С. 29.

[2] См. Основы теории государства и права, М., 1982. С. 23

[3] См. Теория государства и права .М., 1985. С.82

[4] См. Теория государства и права .М., 1985. С.41

[5] См. Еллинек Г. Указ. соч. С. 210

[6] Автократия - от греческого auto-krator - самовластный, имеюшщий

неограниченное право

[7] См. Кельзен Г. Общая теория государства и права. Кембридж. 1946 г.

[8] См. Макайвер Р. современное государство. Оксфорд. 1946 г.

[9] См. Дарендорф Р. Фрагменты нового милитаризма. Штутгард. 1987 г.

[10] Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и

перспективы развития // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Полит. науки.- 1998.-

№ 4.- С. 93.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты