|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - ШпаргалкаШпаргалка1Понятие и предмет политология. Политология-наука о политике. Изучает полит.сферу жизнидея-ти чел.об-ва, общетеор.деят-ть, служит основой для част-х полит.наук: пол.истор, пол.геогр, теор.гос-ва и права и т.д. Политика решает ? о власти. Полит-я связ. с социол. Полит.стала формироваться с 1880г.в Колумбийском унив-те США в Нью-Иорке появ.отделение политич.наук.1923г. в Чикагском ун-те еще 1 отдел.полит-и возглав. Чарльз Мерриам “Новые аспекты политики” 1925г.опред.2 основ.цели кот.должна решать политика: 1.Свести к мин.негативные последствия полит.действий. 2.Найти, высвободить полит. возмож-ти в полит. природе. Предмет полит-я-общест.отношен. и закономер-ть по поводу:1.преобретания 2.осуществления 3.удерживание полит власти.Отвечает на ?? Как приобрести власть? Как власть осуществить? Как власть удержать? Шехнозоров, Бурлацкий- основатели полит-и в России. Предметом полит-и явл.власть, те законом., кот. возникают в сфере властных отношений. 2Методология, функция и значение политологии. Метод-способ познания. Метод-я- совокупность методов с помощью кот. специолисты исле.науку: диалек- ий,общенаучный, эмперический. Методы: Институциональный. Внимание: ф-ие и взаимод полит институтов: права, гос- ва, полит партий. Анализирует офиц стр-ры и формальные правила принятия решений. Исторический. Внимание: полит процессы во времени и простр-ве. Анализ изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего. Социологический. Внимание: зависимость политики от социальных факторов: экономики, социальной структуры, культуры и т.д. Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы. Бихевиористский. Внимание: На личностном измерении политики, поведении отдельного человека. Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации. Психологический. Внимание: На субъективных механизмах политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение. Системный. Внимание: На целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой. Анализ характера внутренних связей между составляющими политику элементами. Функции:1)Определ. целий и задач об-ва. 2)Выработка программ жизнедея-ти об- ва в соответствии с интересами. 3)Мобилизация ресурсов об-ва. 4)контроль за распред-м ценностей в об-ве. 5)интеграция об-ва вокруг общих социально- полит. ценностей. 14Социальная политика. Соц.полит-ка – транспорт, медицина, досуг.1)Развитие соц.сферы оказ-т обратн-е воздейст-е ''Мы не только живем как работаем, но и работаем как живем”.2)Развитие экономической сферы опред-ся развит. экономич. сферы. 3) При решении хоз-х ? надо думать и о соц. сфере.(дом в тундре- надо школа…).4) Эконом. многообразие (плюролизм) порждает соц-ы плю-м. Соц.полит-ка стоит на 2 месте после эконом. полит. Соц.полит-ка- это д-сть соотв. пол. субъектов по регалир-ю соц. отношений в заданном направлении. 3. Политическая элита и полит. лидерство. Полит.элита – составляющая меньшинство об-ва группа лиц (или совокупность групп) в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и/или непосредственно влияющих на принятие властных решений в об-ве. Это относ-но привилегированная, полит-ки господствующая группа, претендующая на представительство народа и в демократическом об-ве в большей или меньшей степени подконтрольная массам и относ-но открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих необходимой квалификацией и активностью. В постиндустриальном гос-ве нет единой господствующей П.Э., а сущ-ют функциональный элиты, кот.составляют лица, обладающие образованием, квалификаией, навыками и спос-тями , необходимыми для управлен. деят-ти. Существование П.Э. обусловлено действием основных факторов: 1.психол. и социал. неравенством людей, их неодинаковыми спос-тями, возможностями и желанием участвовать в политике; 2.законом разделения труда, кот.требует профес-ого занятия управленческим трудом как условия его эффект-ти; 3.высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием; 4.шмирокими возможностями использования управл-й деят-ти для получения социальных привилегий, т.к. политико-управл-й труд прямо связан с распределением ценностей; 5.практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за полит.руководителями; 6.полит.пассивностью широких масс населения, главные интересы кот. обычно лежат вне политики. П.Э. неоднородна. Она делится на: правящую, кот. обладает госуд. властью и оппозиционную (контрэлита); открытую – воспроизводящаяся из об-ва и закрытую – воспр-ся из собственной среды (дворянтсво). Внутри самой элиты на: высшая – непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего госуд-ва. средняя – около 5 % населения, кот.выделяются одновременно по 3-м признакам: доходу, профес.статусу и образованию. Полит.лидерство – прямо связано с руководящим местом, должностью в общественной иерархии, с обладанием властью. В соврем.об-ве необх-мым условием становления П.Л. явл-ся не только занятие властных должностей, но и доступ к СМИ, особ-но к телевидению, обладание др.ресурсами , прежде всего финансовыми; спос-ть выполнять роль лидера, умение повести за собой др.людей. П.Л. играет важную роль в жизни об-ва: могут выражать его потребности, потребности отдельных групп, формировать цели полит.действий, брать на сеья ответ-ть за их реализацию. Политическое лидерство - личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентаций в группе, организации, обществе. Функции полит лидера 5. Консерватизм как идеология. Консерватизм – разновидность полит. идеологии. Гл. требование к власти – сохранение морального порядка и естественно правовых устоев, лежащих в основе семьи, религии и об-ва. Прошлое как исходный принцип К. рассматривается в кач-ве символа морального долга, исторических обязательств перед будущими поколениями. Кризисное развитие индустриальных держав в 20 веке вызвало появление разл-х реакционных консервативных течений: антисемитизм, расизм, шовинизм и др., кот. отрицали идеи демократии и выступали за социальную и этническую дискриминацию. Новые явления в экономике, соц. и полит. жизни (развитие акционерных об-тв, демократизация) способстовали сближению К. с либеральными идеями (неоконсерватизм). Общая установка К на сохранение традиционных ценностей ч-ка в постиндустриальном об-ве, ориентация на эволюционность изменений и бережное готношение к сложившемуся порядку вещей, резкое неприятие общественных потрясений и искусственных реформ обуславливают его авторитет и влияние в мире. 6. Либерализм как идеология. Либерализм – полит.идеология, базирующаяся на требованиях обеспечения свободы личности, гражданских и полит.прав индивида и ограничении сферы деят-ти гос-ва. Ведущие полит. ценности Л. – идеи правового равенства граждан, договорной природы гос-ва, полит.плюрализма и конституционализма. Характерными для Л. явл-ся требования невмешательство гос-ва в экономику, чтобы снять все препятствия на пути реализации свободы частных собственников и проявления их инициативы. Многие классич. идеи Л. утрачивают свое влияние в тех странах, где люди предпочитают более тесные и ответственные отношения м/д гос-вом и населением. Во 2-й половине 20 века развитие Л. привело к возникновению неолиберализма, более терпимо относящегося к гос-ному вмешательству и усилившего этические требования к полит. поведению граждан и правительства. Либерализм - идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно – парламентского строя, выступающих против любых форм контроля за его экономической и духовной деятельностью со стороны светской и церковной власти. Ведущие идеологи классического либерализма: Д. Локк (1632 – 1704 гг.), А. Смитт (1723 -1790 гг.), Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), И. Кант (1724-1804 гг.), А. де Токвиль (1805-1859 гг.), Г. Джефферсон (1743-1826 гг.) Основные компоненты. Абсолютная ценность человеческой личности и изначальное (от рождения) равенство всех людей. Признание определенных неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность). Теория и практика правового государства. Главные условия процветания государства: - господство частной собственности; - невмешательство государства в экономику; - простор для личной инициативы. Идея гражданского общества, как общества экономического основанного на частной собственности и рынке, и независимого от государства и политических институтов. Концепция социального прогресса. Идея “естественного неравенства людей”. Неравенство - естественный биологический, социальный и исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбия. 7.Нацизм как идеология. Национализм – идеология, психология и реальная политика, основанные на противопоставлении нации, признании исключительности и превосходства собственной нации над др. и стремлении обеспечить ей привилегии за счет инонациональных групп. Н. складывается на основе реальных нац-х общностей людей, преувеличивая значение нац-х различий и достоинств собственной нации. Используется нац-ое самосознание, патриотическое чувство, лингвистическое и иное этническое родство. По своей сути Н. конфликтен, т.к. делит всех людей на «мы» и «они», чужие и свои, противопоставляя людей по нац-му признаку. Для обоснования превосходства собственной нации Н. использует различного рода мифы, предрассудки и стереотипы, методы манипулирования сознанием людей. Формы проявления Н.: этнократизм – ущемляет права граждан др.нац-ти под предлогом этнической чистоты. фашизм и нацизм – безжалостное уничтожение представителей др., якобы «неполноценной» нации сепаратизм и изоляционизм – разрывают естественные связи м/д народами и наносят ущерб гражданам всех наций. 8. Понятие полит.идеологии. Взаимосвязь полит.идеологии и философии. Полит.ид.-специфич-ая форма полит-го сознания, совокупность систематизированных представлений той или иной общ-ой группы, призванных выразить и защитить ее интересы и цели в сфере полит-ой власти. Понятие иделогии ввел А.Де Траси в 17в. и означало учение об идеях или систему идеалистических представлений о мире. В основание ПИ могут лежать интересы определенной общности людей (классы,нации) или полит.цели,которые не сводятся к интересам социальных или этнических групп (напр.цели фашизма, анархизма и т.д.). ПИ выполняет определенные функции в организации и осуществлении власти (овладение массовым сознанием граждан; определение критериев ориентаций полит-ой жизни, мотивация полит-го поведения граждан). Философия политическая изучает политику как целое, ее природу, значение для чел-ка, взаимоотношения между личностями,общ-ва и гос.властью и разрабатывающая идеалы и нормативные прицнипы поли-го устройства, общие критерии оценки политики. Стремится ответить на вопр-сы, почему и зачем существуют те или иные полит.явления и каковыми они должны быть. Ф.П.служить общей методологич.базой полит.исследований, раскрывает смысл разл-ых концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и ирацион-го в политике, ее нрав-ые критерии и мотивационную основу, определяет границы и принципы гос.власти и т.п. Философские знания составляют ядро мировоззрения человека и полит-ой культуры общества. 9.Политический конфликт. -борьба двух и более сторон с целью реализации своих интересов в сфере гос.власти. Источники ПК – в различии статусов и ролей, исполняемых людьми в полит.жизни, в разнообразии и несовпадении их потребностей и интересов; в принадлежности граждан к разл. общ-ым группам, в наличии у людей разных ценностей и убеждений. ПК существуют, проявляются в форме борьбы, игры или спора (дебаты). Каждый конфликт имеет специфические способы урегулирования и завершения. ПК разделяют на внешние и внутренние политические, явные и латентные, кратко-,средне-, и долгосрочные. Все КП могут заканчиваться либо тупиковой ситуацией(неразрешимый), либо тем или иным урегулированием (лишение противоречия его остроты), либо разрешением (устранение источника конфликта), либо устранением самого конфликта(перенесение его в иную область соц.отношений). Мирное урегулирование – наиболее часто встреч-ся цель управления ПК, возможно на основании копромисса сторон (взаимные уступки, понимание прав оппонента и др.) или за счет принуждения одной стороны др.стороной (при превосходстве имеющихся у последней ресурсов, статусов и др.факторов). Политический конфликт - столкновение, противоборство различных социально- политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества. Ф-ии. Положительные. - объективного выражения неудовлетворенности; - разрядки напряженности; - достижения внутригрупповой сплоченности; - коммуникативно-информационная; - стимуляция социальных изменений. Отрицательные. - создает угрозу интеграции общества, ликвидации данной политической системы; - может отрицательно влиять на авторитет и функционирование власти; - материально-разрушительная и жизненно-опасная; - духовно – деградирующая. Решение: сила, переговоры, сотрудничество. 10.Политическое насилие. - осуществляемое в полит.целях преднамеренное действие, направленное на уничтожение чел-ка или др.живых существ или нанесение ему ущерба и осуществляемое вопреки его воли. Насилие м.б. физическим, экон-им, психологич. и др. Применительно к политике имеет в виду физич-ое насилие как средство ее осуществления. ПН отлич-ся от др.его форм не только физич- им принуждением и возможностью быстро лишить чел-ка свободы, жизни или нанести ему непоправимые телесные повреждения, но и организованностью, широтой, систематичностью и эффективностью применения. В мирные времена его осуществляют специально подготовленные люди, кот.обладают оружием и др.средствами принуждения, объединины жесткой дисциплиной и централизованным управлением. ПН – антипод гуманизхма и нравстенности, т.к. означает действия направленные против чел-ка или его достоинства. Систематическое применение Н.разрушает нравственные основы общ=ва, совместной жизни людей – солидарность,доверие, правовые отношения и т.п. В виду несовершенства чел-ка, его коллективной жизни,общ=во не может полностью устранить всякое насилие и вынуждено в целях его ограничения и присечения использовать силу. В демократич.общ-ве допускается применение гос.насилия лишь в кач-ве ответной или предупреждающей меры по отношению к уголовным преступникам, террористам, нарушителям законов, сторонникам насильственного свержения демократич.строя, агрессорам и т.д. В конце 20в. с распространением ядерного и др.видов оружия массового поражения обострилась антигуманнпя сушность ПН. Появились благоприятные условия для его дальнейшего ограничения. 12 Структура политической системы. общества. В составе полит системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая. Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде всего, формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы зак-ной, исп-ной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы функционирования всей политической системы. Регулирующая подсистема базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование и деятельность полит институтов и функционирование полит системы общества в целом. Исходной базой, на которую опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на политическую систему общества. Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования полит системы общества. Это прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются полит институты и организации, полит лидеры, представители полит элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за полит власть: ее завоевание, удержание, реализацию. Политико-идеологическая подсистема включает полит концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-полит институтов, политико-правовых норм, совершенствования полит отношений и всей полит системы. Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в полит системе любого общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах. В связи с данным обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает, во-первых, общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых, специфические формы их проявления в различных странах. 13Мораль и политика. Мораль в политике-воплощ. в полит. и ее мотивации моральных норм и ценностей- добра(блага), справедливости, долга и т.д.По вопросу о возмож-ти нравственной полит. мысли сущ. разн. точки зрения: 1)полит. д.б. полн-ю подчинена морали по принципам,целям, по примен. сред-м. Этот подход не учитывает особенности полит. и реальный уровень нравственного сознания ее участников.2) политика и мораль автономны и не должны вмешиваться в компетенции друг друга. 3) политика и мораль- непримиримые противоположности. М.- это сфера добра, гуманизма, политика же- всегда зло, поскольку она связана с властью, насилием и обманом.4)Политика д.б. нравственной, насколько это возможно. Соединение этих облостей регуляции повед. людей-М. и П.- м.б. дост-то лишь в том случае, если нравственные требования учитывают особ-ти политики, связ-е с применением насилия, борьбой с антиобщ-ми элементами,. реализ-й групповых интересов, направ-ю на эффективность действий и др. Т.о. прямое расспрос-е М. на П. невозможно 14Социальна политика. Социальна политика- деят-ть гос-ва по поддерж-ю такого хар-ра равенства- неравенство соц-х групп, кот-й способствует сбалансир-му развит. об-ва и обеспеч. стабильность правления. Основ-я цель П.С- увелич. продолжит-ти соц. активности граждан, стимуляция актив-го участия граждан в развит. об- ва. П.С призвана решать задачи:1)предост. благоприят-х возмож-ей для индивидуального развития кождого,опред-х соц. услуг населению(обл-ть здравоохранения, образования и т.д.).2)осуществ. прогамм соц. помощи опред. слоям населения(пенсионерам, молодежи и т.д.). 3)Регулир-е роста, структуры и численности населения. 4)Регулирование отношен., формир. материальные основы жизнидеятельности населения (за счет сдерживания инфляции, решения проблем налогообложения, создания рабочих мест и т.д.); 5) участия в международных соц-х программах гуманитарного хар-ра. В С.П. принято разграничивать права и ответ-ти федеральных, регион-х и муниц-х органов власти. Высокий уровень развития С.П. характеризует понятие социального государства. 14Социальная политика. Соц.полит-ка – транспорт, медицина, досуг.1)Развитие соц.сферы оказ-т обратн-е воздейст-е ''Мы не только живем как работаем, но и работаем как живем”.2)Развитие экономической сферы опред-ся развит. экономич. сферы. 3) При решении хоз-х ? надо думать и о соц. сфере.(дом в тундре- надо школа…).4) Эконом. многообразие (плюролизм) порждает соц-ы плю-м. Соц.полит-ка стоит на 2 месте после эконом. полит. Соц.полит-ка- это д-сть соотв. пол. субъектов по регалир-ю соц. отношений в заданном направлении. 15Политические организации как субъекты политики. Политические организации –обьединен. людей для достижен. общих политич-х целий на основе принципов разделен-я труда, специализ-и труда и иерархической структуры. П.О. функционир-ют по заран-е выработ-м планам, направ-е на достижение различ. целей. Сущ. два вида П.О.: формальная и неформальная. Формальная-им-т спец-й административный аппарат, основой явл-ся координация действий членов организ-и для ее сох-я и достиж-я поставленных целий. Неформальная-складывается стихийно и не им-т четко зафиксир-й струк-ы. Она дополняет бюрократ-й аппарат, основ. на принц-е иерархии, может повысить эффективность формальной П.О. за счет усиления сплоченности ее членов, сглаживание возмож-х конфликтов м-ду лидерами и рядовыми членами. 16Политическое сознание и политическое поведение. Политическое поведение личности.1.Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни: а) лица, профессионально занимающиеся политикой (политические лидеры, профессиональные политики, для которых политика стала не только профессией, источником существования, но и главным смыслом жизни); б) лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или организациях. Это так называемая политическая деятельность “по совместительству”. 2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, референдумы, выдача наказов и т.п.). 3. Личность, проявляющая интерес к политике, но лично практически не участвующая в ней. 4. Личность пассивная в политике. 1. Аполитичная и отчужденная личность, негативно относящаяся к своему участию в политике. Формы политического сознания- 1.Политическая психология - это практическое сознание субъекта власти,совокупность духовных предметов,которые способствуют выработке человека непосредственных мотивов и установок политического поведения.2Политическая идеология-это систематизированная совокупность идейных воззрений,выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно большего числа людей соответствующим целям изадачам использования власти. 17Человек как субъект и объект политики. Чел-к становится полит. существом благодаря след обстоятельств.: 1) Отделен. умственного труда от физич. и выделен. управленч. деят-ти в особую отр-ль жизнедеят-ти людей. 2) Соц.-классовое разделен. общ-ва (богатые и бедные). 3) Возникновен. част. соб-ти, р-чной эк-ки. Ч-к – личность – гражданин. Типы ролей: рядовой член общ-ва; гражданин, состоящ. в ощ-ых орг-иях и каким-то образом влияющ. на политику; гражданин, состоящ в полит. стр-ре; общ-ый деятель; профполитик; полит. лидер. Личность может выступать в зав-ти от типа ПС и ПР. 18Тоталитаризм как субъект политики. Тоталитаризм- тип политической системы об-ва, характер-ся всеобъемлющей идеологизацией и политизацией общ-ой жизни, отсутствием свободой личности, подчинением всей соц. системы коллективным идеологическим целям. Теория тоталитаризма сложилась в 40-50-х гг.в работах Фридриха и Бжезинского. В их книге «Тоталитарная диктатура и автократия»- попытка обоснования Т. как понятия, отражающего сталинизм и др. однотипные (фашистские, национал-соц- е) политические режимы. Несмотря на весьма огранич-ю применимость к реальным полит. систем-м, теор. Т. до сих пор сохраняет определенную научную значимость и полит. актуальность, позволяя отслеживать притиворе-е свободе личности тот-е тенденции, прояв. в разтич. частях мира. 19Демократия как политический режим. Демократия-1.народовластие в гос-ве или «правл-ие народа, избранное народом и для народа»;2. форма уст-ва любой орган-ии, осн-ной на равноправном уч-ии ее членов в управлении и принятии в ней реш-й по больш- ву. Вэтом смысле говорится о партийной, проф-ой и семейной Д. В таком знач. Д. может сущ. всюду, где есть организация, власть и управление. Центральным в политологии явл. понимание Д. как народовластия в гос-ве. т.е. Д.представляет собой 1-н из типов политической системы, признаком кот. явл.:приз-е народа высшим источником власти; равноправие граждан и равен-во их избирательных прав и т. д. Несмотря на это понимание Д. как народовластия подвергается критики, т.к. ни одна из реально сущ. Д. не была властью народа. Принципы: 1. Признание в качестве источника власти народа или его определенной части. 2. Выборность представительных органов власти. 3. Постоянное влияние общества на государственную власть. 4. Равноправие граждан в смысле участия в политической жизни. 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. 6. Подчинение меньшинства большинству при принятии решений и признание ценности мнений, интересов меньшинства. 20Авторитаризм как политический режим. Авторитаризм- один из основоп-х типов полит. систем(гос-в) власть кот. принад-т 1 чел. или группе лиц. Для А. хар-на неограниченность власти высших правителей, запрет полит-ой оппозиции и вместе с тем отсутс-е у гос- ва претензий жесткого Конт-ть всю, прежде всего эконом-ю и дух-ю, жизнь об- ва и личности.А. власть в 1 очередь заним. ? собст-ой безоп-ти, обеспеч. обороны и общес-о порядка, хотя и может порводить и актив-ю эконом-ю и политч. политику, осущ. общес-е реформы. А- антипод демократии т.к. не признает народ верховным источ-м власти и свобод. конкур-е выборы высших орг-ов гос-ва. Должностные лица назначаются сверху. В авторитарных гос-ах нет легальной оппозиции, в них допускается сущ-е подконтрольных властями партий, профсоюзов и др. орга-й. А Вт-ые полит. сист. разнообразны: монархии, деспотические, диктаторские, в т.ч. националистические режимы и т.д. Слабой стороной А.явл. полная зависимость гос-ой полит. от позиции главы гос-ва или высших руководителей, отсут-е у граж-н правовых возможностей предотв-я злоупот-й властью, артикуляций свох интересов и защиты прав. В последнее время автор-ые режимы, учит-я непопулярность в мире открытых диктатур, часто маскируют свой антидемок-ий хар-р, претендая на презид-е формы правления, создавая в этих целях подконтрольные главе гос- ва парламенты, суды и некоторые др. демократич. институты, что, однако, не меняет сути. 21Понятие «экономическая политика». Экономическая политика-деят-ть гос-ва по поддер-ю опред-х принципов развит- я эконо-й жизни, сохранен-ю известных пропор-й м-ду отраслями матер-го пори-ва и непроиз-ой сферы, т.ж. стимул-ю эконом. активности населения. П.Э. призвана реш-ть те зад-чи в слож. эконом-й сист-ме, кот. сама она решить в состоянии. Однако и П.С. не может решить все порблемы эконом-й сферы. Содержание П.Э. формир-ся вокруг решения задач по сох-ю покуп-ой спсоб-ти национальн. валюты, обеспеч. высок. степени занятости населения и внешнеэконом-го равновесия. П.Э. реализуется посредствам издаваемых гос-м законов, регулирующих соответ-ие обл-ти общест. жизни с помощью кредитования и инвист-й, установ. налогов, опред. соц. пограмм и т.д. Главная задача П.Э.- формир-е гос. бюджета, опред. величину и хар-р субсидий, напав. в различ. отрасли эконом-ки, на поддержку ее частного, гос- го и общ. сектора. В завис-ти от конк-х целей политико-экономч. регулирования различают бюджетно-финансовую, кредитно-денежную, налоговую, инвестиционную и др. виды П.Э. В завис-ти от типа гос-ва и истор-х условий в основе П.Э. могут лежать методы жесток. администр-го регулирования, гибкое гос. регул-е без прямого контроля и принуждения или денежно-кредит-е регулирования. 22Понятие «государство». Формы устройства правления. Государство- в широком смысле слова общность людей, организуемая и представ- я единым органом власти и пржи-я на опред. терр-ии. Важнейшими конституирующими Эл-ми Г. считаются: объед-й правовым союзом народ, тер-я суверенная власть. В узком смысле слова Г.- это цент-я орга-я полит-й |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |