рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Сущность политической власти рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Сущность политической власти

Сущность политической власти

Сущьность политической власти

Политическая власть - это специальный социальный институт,

упорядовающий соц. отношения и поведение индивида. П.В. - определяющее

воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств,

которыми обладет гос-во. В отличие от нравственной и семейной власти П.В.

носит не личностино-непосредственный, а общественно-опосреднованный хар-р.

П.В. проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании

институтов (президент, правит-во, парламент, суд). В отличие от правовой

власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, П.В.

мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения

между группами во время стабильности, общего согласия.

Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться

к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

Основными компонентами власти явл-ся: ее субъект, объект. ср-ва

(ресурсы) и процесс ,приводящий в движение все ее эл-ты и хар-щийся мех-мом

и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает

ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, орг-ция,

общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в

ООН.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый хар-р: ее

первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические орг-

ции, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими

во властных отношениях различные общественные группы и весь народ,-

политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться.

Так, наприме, лидеры нередко отрываютя от масс и даже от приведших их в

власти партий.

Субъект опрделяется содержанием властного отношения через приказ

(распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти,

указываются (или подрузумеваются) санкции, которые влечет за собой

выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, хар-ра содержащихся в

нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей -

второго важнейшего эл-та власти.

Объект власти. Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с

доминированием воли властителя взаимодествие ее субъекта и объекта. Она

невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и

власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко

выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В

конечном счете у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все

же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое

выражение в свободолюбивом лозунге “лучше умереть сражясь, чем жить на

коленях”.

Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от

ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного,

воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политичекого

властвования определяются прежде всего политической культурой населения.

Понятие ресурсов власти. Важнейшей социальной причиной подчинения

одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В

широком смысле ресурсы власти представляют собой “все то, что индивид или

группа могут использовать для влияния на других”. Т.о. ресурсы власти -

это все те средства , использование которых обеспечивает влияние на объект

власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы предстваляют собой либо

важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо ср-

ва, способные повлиять на внутрений мир, мотивация человека (телевидение,

пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить

человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (

оружие, карательные органы в целом).

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших

оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или

убеждения.

Структурные основания П.В. - законы, суд, госуд. аппарат, отряды

принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и

региональные структуры. Руководствуясь антрополигическим принцпом, выделяют

такие типы оснований П.В. как страх, интерес, убеждение.

Виды власти. Особенности различных эл-в власти - субъекта , объекта,

ресурсов - могут истользоваться в качестве оснований ее типологий. Одной из

наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в

соответствии с ресурсами, на которых она основывается , на экономическую,

социальную, духовно-информационнцю, принудительную ( которую часто называют

политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и

политическую в широком, собственном значении этого слова.

В зависимости от субъектов власть делится на госуданственню,

партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте

распространения выделяются мегауровень - междун. орг-ции, Н: ООН, НАТО и

т.п.; макроуровень - центральные оргаы гос-ва; мезоуровень - подчиненные

центру орг-ции ( областные, районные и т.п.) и микроуровень - власть в

первичных орг-ях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям

ее органов: например, законадательная, испольнительная и судебная власти

гос-ва; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти -

демократическая, авторитарная и т.п. власти.

Взаимодействие политической и других властей.

Политическая власть хар-ся рядом отличительных признаков:

легальностью в использовании силы в пределах гос-ва;

верховенством, обязатьностью решений для всякой иной власти. П. В. может

ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и других учреждений ии же вовсе

ликвидировать их;

публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что

политическая влась в отличие от приватной, личной власти, которая

существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с

помощью права ко всем гражданам;

моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от

политической власти эк-ая, соц-ая и духовно-информационная власти

полицентричны. В рыночном демократическом общ-ве существует, как известно,

много независимых собственником, социальных фондов и т.п.;

многообразием ресурсов. П.В., и особенно гос-во, использует не только

принуждение, но и эк-кие, соц-ые и культурно-информационные ресурсы.

Слияние политической, эк-кой, соц-ой и духовно-информ-ой властей при

командной роли политики наблюдается в тоталитарный гос-х. Демократический

же строй предполагает разделение как самих этих властей, так и каждой из

них: в эк-ке - наличие множества конкурирующих центров влияния , в политике

- разделение власти между гос-вом, партитями и группами интересов, а также

самой гос-ой власти на законодательную, исполнит-ю и судебную, в духовной

сфере - доступность образования, культурно-инф-ный плюрализм.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты