|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Теория идеального государства ПлатонаТеория идеального государства ПлатонаМинистерство образования Республики Беларусь УО Гродненский государственный политехнический колледж Реферат на тему: “Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество” Студент 1 курса КФ МСИ Павлов Иван Калуга, 2003 Содержание: История возникновения АТЭС …………………………………………3 Состав и значение ……………………………………………………….3 Развитие АТЭС…………………………………………………………...4 Структура АТЭС ………………………………………………………...5 Заключение……………………………………………………………….6 Список используемой литературы ……………………………………..8 История возникновения АТЭС. Региональный рынок Азиатско-тихоокеанского региона в современных условиях – наиболее динамичный и гибкий в мире, во многом благодаря бурному экономическому росту азиатских новых индустриальных стран. Развитие в уровне развития и международной специализации обуславливает взаимодополняемость экономик бассейна Тихого океана, что способствует высокой торговой и инвестиционной активности. На протяжении всего ХХ века Тихий океан был ареной полититической и экономической борьбы крупнейших мировых держав. Здесь разворачивалось 70 – летнее противостояние капиталистической и социалистической систем (в основном США и СССР), здесь во второй половине столетия проходил экономический взлёт Японии, новых индустриальных стран, Китая. Переплетение противоречий и интересов стран Азиатско-Тихоокеанского региона обусловило возникновение замысла организации, которая могла бы регулировать ситуацию в бассейне Тихого океана. Идея эта вынашивалась долго и трудно: предлагались различные варианты её осуществления, разнящиеся как по составу участников, так и по целям. США ставили во главу угла военно- политические интересы и предлагали создать азиатско-тихоокеанский вариант НАТО; Япония разрабатывала идею организации на экономических основах. Тихоокеанское объедение, Тихоокеанская зона свободной торговли, Сообщество Тихоокеанского Кольца – вот некоторые предлагавшиеся названия организации. В 1967 году был образован Экономический совет стран Тихоокеанского бассейна, в 1968 проведена первая Тихоокеанская конференция по торговли и развитию, в 1980 году учреждён Тихоокеанский совет экономического сотрудничества. Одна ни одна из этих организаций не выполняла функции координирующей региональной экономической структуры. В 1989 году по инициативе Австралии и при поддержке ведущих экономических держав региона была создана качественно новая организация, сумевшая путём синтеза разнообразных концепций сформулировать конкретные задачи и направления работ объединения - форум Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества. Состав и значение. Организация была основана как форум обмена мнениями, но быстро превратилась в координатора экономической жизни региона. Среди направлений работы – проведение консультаций и семинаров по наиболее острым проблемам региона, управление процессами либерализации, выработка правил ведения бизнеса в тихоокеанском бассейне. При создании в АТЭС вошли 12 государств (США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея и 6 стран Восточной Азии – Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины), на сегодняшний день участниками форума являются уже 21 страна и территория: в 1991 году присоединился Гонконг, Китай, и о. Тайвань, в – 1993 году Мексика и Папуа- Новая Гвинея, в 1994 году - Чили, в 1998 году – Вьетнам, Россия и Перу. Столь быстрое расширение привело к объявлению организацией 10-летнего (до 2008 года) моратория на приём новых членов, несмотря на то, что Индия, Монголия и несколько других стран Азии, а так же Латинской Америки желание влиться в её ряды. Такое количество государств, среди которых как главные промышленно развитые страны, так и новые индустриальные страны, само по себе обуславливает экономическую мощь организации, а учитывая высокие темпы развития большинства участников форума и их огромный ресурсный потенциал, выводит АТЭС в число влиятельнейших группировок на международной экономической арене. АТЭС составляет почти половину мировой экономики. К началу XXI века на страны форума приходилось 42% населения Земли и около 50% миррового товарооборота, а их совокупный валовый продукт превышал 24 трлн. Долларов, т.е. 56% общемирового. К тому же создание организации усилило экономические связи между странами. За 1990 – 2000 года доля экспорта стран – членов АТЭС внутри этой организации возросла с 67,5 до 72,6 от общего объёма экспорта этих стран, доля импорта – 65,4% до 68,1%. Развитие АТЭС. Первая встреча министров иностранных дел, экономики и торговли стран АТЭС состоялась в ноябре 1989 года в Канберре (Австралия). Были выработаны ключевые принципы организации, важнейшими из которых являются неполитический характер форума, его консультативный статус и равноправие всех участников; определены задачи: создание свободной и открытой торговой системы в регионе, содействие дальнейшему экономическому росту. В 1993 году в США на острове Блэйк рядом с Сиэтлом состоялась первая неформальная встреча глав государств и правительств стран АТЭС. На втором саммите, состоявшемся в городе Богоре (Индонезия) в ноябре 1994 года, была принята “Декларация об общей экономической решимости лидеров АТЭС ”, в которой официально зафиксировали главную долгосрочную цель организации; а также сроки её осуществления: для развитых стран установление свободного и открытого торгово-инвестиционного режима должно быть достигнуто к 2010 г., для развивающихся – к 2020г. Если Богорская декларация определила стратегию форума, то Осакская программа действий, принятая на третьей встрече руководителей стран АТЭС (Япония, 1995г.), определила тактику организации. В ней были названы 15 областей, в которых странам – членам АТЭС необходимо произвести преобразования для достижения “богорских целей”: тарифы и нетарифные ограничения, услуги, инвестиции, стандарты и соответствия, таможенные процедуры, политика в области конкуренции, правительственные заказы, выполнение обязательств Всемирной торговой организации, посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор и анализ информации. Участникам форума также было поручено разработать индивидуальные планы по либерализации торговли и инвестиций. На манильском саммите было решено, что реальные шаги по процессам либерализации станут предприниматься в 1997 г. Однако разрешившийся в 1997- 1999гг. финансово-экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии притормозил исполнение этих планов, и главной темой нескольких последующих ежегодных встреч было изучение причин и поиск выходов из кризиса. Главным достижением встречи в Ванкувере было принятие Программы ускоренной добровольной либерализации, определившей 15 секторов, в которых к 2010г. Должны быть устранены тарифные и нетарифные ограничения. На шестом саммите (Малайзия, 1998г.) было решено представить этот вопрос на рассмотрение в ВТО. Десятилетие своего существования форум встретил в новозеландском городе Окленде, где были подведены первые итоги работы. Восьмая неформальная встреча лидеров государств АТЭС, прошедшая в ноябре 2000 г. в Брунее, была посвящена обсуждению влияния процесса глобализации, а также её выгод и издержек в свете экономического развития региона. В октябре минувшего года в Шанхае (Китай) прошел 9-й неформальный саммит глав государств и правительств стран АТЭС. Главной темой форума была борьба с международным терроризмом, что, впрочем, несмотря на неполитический характер организации, вполне закономерно: большинство стран АТЭС – экспортно-ориентированные державы, и поэтому сложившаяся после событий 11 сентября 2001 г. в США неблагоприятная конъюнктура серьёзнейшим образом воздействует на недавно оправившийся от финансового кризиса регион. Было продолжено обсуждение глобализационных процессов, эффективного использования людских ресурсов (что особенно важно в свете того, что в АТЭС входят такие густонаселённые страны, как Китай и Индонезия). Структура АТЭС. На ежегодных саммитах глав государств и правительств стран АТЭС принимаются ключевые документы , определяющие дополнительную стратегию развития организации, утверждается объем работ и финансирование. Встречи министров иностранных дел, торговли и экономики и заседания на уровне министров по конкретным областям сотрудничества служат форумами для обсуждения актуальных проблем. Главный девиз организации “АТЭС значит дело” – подтверждается круглогодичной работой её многочисленных подразделений. Образованный в 1993 году Секретариат (расположенный в Сингапуре) является, как это определено в его рабочих документах, “основным механизмом поддержки идущих в АТЭС процессах”. В его ведении находится консультативное и материально-техническое обеспечение работы организации: он формулирует проекты и отвечает за их оценку и финансирование, осуществляет координацию действий, а также выполняет информационные и общественные функции от имени АТЭС. Непосредственная работа по исполнению Осакской ведётся в узкоспециализированных рабочих органах: комитетах, подкомитетах, и рабочих группах. Одна из отличительных черт организации – постоянный диалог между властными и предпринимательскими кругами стран-членов, так как форум АТЭС изначально был учреждён для создания приятной бизнес-атмосферы в регионе. Этот диалог поддерживается через образованный в 1995 году. Деловой консультативный совет, в который входит не более трех представителей бизнеса от каждой страны-члена АТЭС. На ежегодных саммитах глав государств и правительств стран АТЭС участники совета представляют доклад, содержащий итоги обсуждений по конкретным вопросам регионального делового сотрудничества. Председательствуют в АТЭС посменно разные страны-участники сроком – один год. Страна председатель ответственна за организацию министерских встреч и саммитов глав государств и правительств. На сегодняшний день председательствует Мексика. В 2003 году председательство перейдёт к Таиланду, в 2004 к Чили, в 2005 к Южной Корее. Заключение. Эффективность деятельности АТЭС – одна из любимых тем дискуссий у политологов и экономистов всего мира. Многие считают, что вследствие разброса “весовых категорий” стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе просто невозможно создать устойчивый интеграционный блок. Однако форум АТЭС никогда и не ставил целью своей деятельности вторых “Соединенных Штатов Европы”. Работа АТЭС направлена на создание благоприятной атмосферы для бизнеса как основного фактора экономического роста в регионе. Поэтому и действует она на основах консенсуса и на её саммитах не жёсткие директивы, а рекомендации. Мишенью для критики служат и цели Богорской декларации. Снятие таможенных барьеров – дёйствительно сложная задача, особенно учитывая, что участники организации – не только постиндустриальные страны. Несколько лет назад ряд стран-участников во главе с США постарались свести весь смысл деятельности АТЭС к скорейшему созданию гигантской зоны свободной торговли. Хорошо, что попытка эта не имела успеха, иначе форум бы быстро распался, ведь ясно, что открытие неподготовленных рынков окажется губительным. Образование свободного рынка все-таки является задачей организации, однако важно, что на первый план выдвигается не конкуренция, а сотрудничество. Сотрудничество – ключевое слово во всех официальных документах организации. Но пока это сотрудничество довольно пассивно и выражается в основном в проведении встреч на различных уровнях, в подготовке проектов и организации семинаров. Однако задачи АТЭС таковы, что для их выполнения требуется огромная подготовительная работа. Список используемой литературы: Еженедельник “География”, № 32/2002. Международные организации. Справочник. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |