рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Виды политики рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Виды политики

Виды политики

Виды политики

ПОЛИТИКА происходит от греч. polis - город- государство и

прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, -

государство, гражданин и пр. - организационная и регулятивно-контрольная

сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической,

идеологической, правовой, культурной, религиозной. Термин Политика получил

распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении

и правительстве, названного им "Политика". Вплоть до кон. XIX в.

Политика традиционно рассматривалась как учение о государстве, т.е.

власти институционального, государственного уровня. Однако уже в Новое

время развитие политической мысли и представлений о государстве привело к

выделению наук о государстве и их обособлению от политической

философии и политической науки. Представление о политике значительно

расширилось, и понимание политики стало весьма сложной проблемой, во

всяком случае, оно оказалось предметом самых различных толкований. В

настоящее время можно выделить не менее четырех основных толкований

политики:

1) как отношения, включающего согласие, подчинение, господство,

конфликт и борьбу между классами (В.И. Ленин), группами и людьми

(внутренняя политика) и государствами (внешняя политика). В основе такого

понимания политики лежат представления об общении людей, их

взаимодействии, совместном решении ими их общих дел, понимаемых как

дела государства (Аристотель), а также об отношениях к обществу власти

(т.е. государства) и между властями (государств друг к другу) - в

средневековой традиции и проблематике Возрождения и Нового времени. Акцент

на борьбе, тоже весьма древний, был усилен в марксизме и у Ленина, в

частности, идеей классовой борьбы как движущего начала истории.

Новое и более философское обоснование эта концепция политики получила в

XX в. в теории конфликтной природы политики у К.Шмитта и Ж.Френда.

2) Логически вытекающее из первого понимания отождествление

политики с другими политическими явлениями, такими, как господство,

власть, а следовательно, и государство (о чем и шла речь выше); средства

политики -та же власть, насилие, язык и языковые структуры, речь

и символика и т.п.; деятельность - управление, организация, контроль

и пр.; знание, умение (Платон и современные технократические

концепции); жизнедеятельность (у Аристотеля наиболее органическое

представление о природном свойстве человека заниматься совместно с другими

людьми их общими делами).

3) Объяснение через функции (функциональное) - управления,

поддержания порядка, сохранения внутреннего и внешнего мира или, наоборот,

ведение войны, контроль общества и человека и т.д. и т.п. Перечисление

функций политики ради ее, возможно более полного, определения (как и ее

задачи, хотя сама по себе П. не может иметь их, поскольку решение

политических задач опосредовано наличием действующих ради этого сил,

направлений, власти, которая и решает их) не имеет ни конца, ни,

следовательно, смысла.

4) Объяснение политики через ее цели (телеологическое от греч. teleos

- цель), т.е. определение путем еще более бесконечного и

малосодержательного перечисления, чем функциональное толкование, к тому же

очень близкое к нему и по сути своей чрезмерно конкретное. Всем этим

толкованиям присущи многие общие и их собственные недостатки: они не

конечны, и сами нуждаются в дальнейших определениях, особенно

тождества, которые не столько определяют, сколько замещают политику; они

часто неспецифичны для нее - как, например, деятельность, средство,

отношение, конфликт, борьба, решение задач; наличие функций и целей

может определять любое другое смежное общественное явление - право,

идеологию, мораль, экономику и т.п.; многие определения не просто и не

только взаимосвязаны, но и пересекаются, иногда многократно, например,

власть как бы тождественна политике и в то же время она и деятельность,

и средство, и цель, и, наконец, функция политики; отпадают, далее, самые

слабые определения - через средства, цели и др. Решение проблемы

наметил уже К.Шмитт, ее усовершенствовали современные

исследователи. Оно состоит в выделении самой политики ее универсальной

абстрактной сущности -ее принципиального начала, что избавляет от

частных, неполных, чересчур конкретных определений и перечислений и

позволяет выработать обобщенную емкую формулу, определяющую ее

сущность , и отдельно собрать ее конкретные виды, формы и проявления

(много разных политик - внутренних, внешних, мирных, силовых и т.д. и

т.п.), относительно которых возможны соответствующие частные

определения, справедливые и по отношению к более общим трактовкам

политики.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на международной арене,

регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической

деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными

организациями, всемирными и региональными международными организациями.

В.п. опирается на экономический, демографический, военный, научно-

технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних

определяет возможности В.п. деятельности государства на тех или иных

направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации В.п. целей.

Формой традиционного осуществления В.п. является установление

дипломатических отношений (или снижение их уровня, приостановка, разрыв и

даже объявление войны при обострении отношений с бывшими партнерами) между

государствами; открытие представительств государства при всемирных и

региональных международных организациях или членство государства в них;

сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими

партиями и другими общественными организациями; осуществление и поддержание

на различном уровне эпизодических и регулярных контактов с представителями

государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не

имеет дипломатических отношений или дружественных связей, но в диалоге с

которыми заинтересовано по тем или иным причинам. Наличие устойчивых

каналов связи с зарубежными партнерами позволяет государству разнообразить

сочетание методов и средств В.п. деятельности: осуществление регулярного

обмена информацией, обмен визитами на разных уровнях; подготовка и

заключение двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по широкому

спектру вопросов, включая договоры и соглашения конфиденциального и

секретного характера; способствование развитию возможностей внутри - и

внешнеполитической деятельности одних государств и блокированию аналогичных

возможностей других (по тем или иным направлениям); подготовка и

осуществление частичной или полной блокады; подготовка к войне и

обеспечение благоприятной для ведения военных действий В.п. обстановки и

т.д.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - совокупность направлений экономической,

демографической, социально-интеграционной, социально-культурной,

репрессивной и т.д. деятельности государства, его структур и институтов,

ориентированных на сохранение или реформирование существующего социально-

политического строя. В осуществлении целей В.п. государство использует

широкий спектр средств: закрепление существующих отношений собственности

либо их трансформацию на своей территории; налоговые рычаги и льготы;

создание социально-престижных и социально-непрестижных общественных

статусов экономическими, пропагандистско-идеологическими и репрессивными

средствами; регулирование занятости путем создания рабочих мест в

государственном секторе экономики; направленная организация социального

воспитания, общего и специального образования; мероприятия в сфере

здравоохранения и спорта; организация розыско-следственной, судебной и

пенитенциарной системы; регламентация службы реадаптации лиц, замеченных в

девиантном поведении и т.д. фундаментом В.п. является соотношение социально-

экономических укладов, сложившееся на данном этапе развития общества, и

производное от него соотношение господствующих в обществе классов и других

общественных групп, определяющее приоритетность целей, выбор методов и

средств, степень удовлетворенности промежуточными результатами

внутриполитического развития.

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА - часть общей политики определенных социальных сил и

специально созданных ими институтов власти, направленная на подготовку и

использование (преднамеренное или вынужденное, военное или невоенное)

средств вооруженного насилия для достижения тех или иных классовых,

национальных или общечеловеческих целей; для ведения войны или

противодействия. В относительно самостоятельную отрасль деятельности В.п.

выделилась на рубеже XVIII - XIX вв. В настоящее время в международной

практике установился взгляд на В.п. как на одну из специфических частей

(или направлений) в системе общей политики государства. В.п. нельзя отнести

только к внешней или только к внутренней политике. Она имеет двойное

вхождение. Внутренняя сторона этой политики связана с созданием средств

вооруженного насилия и их возможным использованием в разрешении

внутригосударственных конфликтов. Внешняя сторона охватывает всю

деятельность по использованию (военному или невоенному) силовых средств

политики в межгосударственных отношениях. В.п., как ни одна другая, тесно

взаимодействует со всеми (точнее, почти со всеми) разновидностями политики.

В условиях войны это взаимодействие носит характер глубокой и

всепроникающей интеграции. Наиболее тесно и очевидно В.п. взаимодействует с

экономической, социальной, научно-технической, а также с политикой в

области духовной жизни общества. Поэтому В.п. следует отнести к разряду

комплексных, синтезированных разновидностей политики.

ГЕОПОЛИТИКА - одно из фундаментальных понятий теории международных

отношений, характеризующее место и конкретно-исторические формы воздействия

территориально-пространственных особенностей положения государств или

блоков государств на локальные, региональные, континентальные и глобальные

международные процессы. Исторически становление Г. связано с исследованием

роли географического фактора в жизни общества, прежде всего с концепциями

географического детерминизма.

Основные пространственно-географические особенности государств

преломляются в концепциях пропорционального развития сухопутных, надводных

и подводных военно-морских сил (а также транспортного флота большого и

малого каботажа), морских и воздушных сил береговой охраны, военно-

воздушного, транспортно-воздушного и авианосного флотов с соответствующим

техническим и иным обеспечением. Программы военного ракетостроения и

военные аспекты космических программ планируются с учетом географического

положения, состояния и пропорции вооружений потенциального противника и

обычно учитывают геополитический профиль тех или иных видов противостоящих

им вооружений.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - политика, направленная на охрану и

оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование и

возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие социосферы,

обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность

человека. Экология долгое время была предметом изучения естественных наук,

первоначально - биологических, затем географических. В настоящее время она

становится сферой повышенного интереса политики. Возрастает значение

антропогенных (от греч. anthropos - человек и genes -рождающий) факторов,

обусловленных различными формами влияния деятельности человека на отдельные

компоненты и природу в целом. Основная задача экологии человека -

определение места человека в изменяющихся условиях окружающей среды. Ареал

человеческой деятельности постоянно расширяется, включая в последнее время

глубины океанов и космическое пространство. Взаимодействия природы и

общества в их диалектическом единстве и борьбе - предмет исследования

социальной экологии. В ходе научно-технической революции неизмеримо

усиливается влияние производственной деятельности на экономику: состав

атмосферы мирового океана, водоемов суши, тепловой режим планеты, фон

радиоактивности и т.п. Это нередко приводит к нарушениям экологического

равновесия. Отрицательные последствия антропогенных воздействий на

экономику в глобальном масштабе столь внушительны, что они приводят к

возникновению глобального экологического кризиса. Его проявлениями являются

изменения, угрожающие естественной основе жизни человека и негативно

воздействующие на развитие общества: опасность изменения генетического

фонда, недостаточная энергетическая, минерально-сырьевая и

продовольственная обеспеченность развития, демографический дисбаланс,

загрязнение окружающей среды растущими токсическими отходами и др. В связи

с этими глобальными негативными явлениями, их масштабом, нарастанием

динамизма и остроты, комплексным характером возникает опасность

перерастания эколог, кризиса в экологическую катастрофу, ведущую к гибели

нашей цивилизации. Перед человечеством встает общая задача - поиск путей

выхода из нарастающего экологического кризиса, обеспечения экологической

безопасности. Защита человека, экологический императив его выживания,

вобравший в себя множество забот и проблем, в т.ч. социально-экономических

и политических, составляет суть экологизации политики.

[pic]

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты