|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - ВластьВластьМОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА Кафедра «Менеджмент организаций сферы сервиса» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Политология» «Власть в гражданском и политическом обществе» Выполнила: ст. группы ММ2с2 Ванина С.В. Проверила: Постникова Ю.Д. Москва 2004 СОДЕРЖАНИЕ: 1. Понятие гражданского общества 3 2. Политическое общество и его структура 7 3. Взаимосвязь и взаимодействие гражданского и политического общества 12 4. Список литературы 16 1. Понятие гражданского общества Принято считать, что три основных начала формируют гражданское общество: индивид, коллектив и власть или говоря иначе — личность, общество и государство. Не всякое общество, в котором существует политическая сфера жизни и государство, может быть представлено как гражданское общество. Большинство исследователей проблемы гражданского общества считают, что говорить о гражданском обществе можно лишь с момента появления гражданина как самостоятельного, индивидуального члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод и несущего перед обществом моральную или иную ответственность за все свои действия. Поэтому становление гражданского общества связано с возникновением буржуазного общества, с эпохой промышленной цивилизации. Рождение концепции гражданского общества не без оснований связывают с именем Т. Гоббса (1588-1679), который формирование гражданского общества связал с переходом общества от природного (естественного) состояния — "войны всех против всех" — к упорядоченному, цивилизованному, культурному состоянию, граждане которого объединены властью государства, благодаря чему в стране существует мир и порядок.. Из трех начал, участвующих в формировании гражданского общества: индивида (личности), коллектива (общества) и власти (государства), Гоббс отдал предпочтение государству, как силе формирующей и связывающей личность и общество. Однако исходной идеей гражданского общества выступает новая коллективность, то есть общество, живущее на основе свободы и равенства всех людей перед законом. Идея индивидуальной свободы, самоценности каждой отдельно взятой личности, безусловное значение человека, как меры всего сущего, определили свободу личности как естественное и необходимое выражение его жизнедеятельности. С другой стороны, признание обществом и государством свободы как необходимого атрибута человеческого существования определило и требование в отношении всех людей принципа равенства. Воплощение и реализация этих основополагающих принципов гражданского общества нашли свое выражение в разветвленной системе прав и свобод человека, закрепляющих свободу человека быть особенным и независимым от жестко регламентированных и иерархичных отношений сословного феодального или традиционного общества. Только с момента, когда личность становится свободной, в плане распоряжения своими жизненными силами, своими возможностями в совершении каких-то действий, опосредованных соответствующими правами, будьте право выбора представительной власти и должностных лиц, выбора места жительства, выбора религии и идеологии, выбора политических ценностей и ориентации, — то есть выбора в самом широком смысле слова, — только при соблюдении данных условий речь может идти о формировании гражданского общества. В своей экономической основе жизнь гражданского общества подразумевает наличие реальных владельцев собственности. Владение собственностью может быть частным и коллективным, при условии, что владелец коллективной собственности выступает как совладелец, со-собственник, с четкой фиксацией его индивидуальной доли участия в формировании коллективной собственности и его индивидуальной, частичной доли в получаемом доходе. Обладание собственностью делает человека ответственным за ее сохранение и умножение достояния всего общества, государство же в свою очередь берет на себя ответственность за безопасность своих граждан и. их достояния. Таким образом, можно сказать, что гражданское общество — это общество, имеющее своей основой частную и другие формы собственности, стихийное разделение труда, когда мотивы деятельности людей, обусловленные частными интересами, конкуренцией и законом стоимости, реализуются через рыночные отношения. В этом плане рынок — товаров, капиталов, рабочей силы—фундаментальное условие формирования и воспроизводства гражданского общества. Современное гражданское общество — это система со множеством расчленений, граней, проходящих сквозь классы, расы, этнические группы, религиозные сообщества и профессиональные союзы. "Наличие таких разделительных граней, — отмечает американский политолог И. Шапиро, — препятствует закреплению конфликта, способствует развитию культуры согласия, культуры компромисса и создает у людей стимулы к тому, чтобы противостоять импульсам, побуждающим к большевистской политике", то есть к политике, в которой борьба ведется до полного уничтожения противоположной стороны. Политико-правовую основу гражданского общества составляет разнообразный спектр политических сил, наличие легальной оппозиции, демократическое законодательство Существенной стороной гражданского общества является стремление людей не только выбирать тех, кто должен править, управлять, но и, что особенно важно, определять, как следует организовать политическую власть, политические учреждения, чтобы даже плохие и некомпетентные правители не нанесли обществу слишком большого урона. То есть гражданское общество — это сам способ формирования государственных структур и сам демократический механизм взаимодействия общества и государства. Гражданское общество является базисом общественного строя н государства. Иными словами, в вопросе о том, могут ли граждане контролировать политическую государственную власть, положительный ответ обусловлен только наличием гражданского общества. Там, где есть гражданское общество, такой контроль составляет одну из важнейших его функций. Там, где его нет, правители осуществляют тиранию и диктатуру. Гражданское общество определяет характер функционирования государственной власти и ее структур. Общество как бы задает режим работы, определяет задачи государства. Гражданское общество — это общество правовое. Это означает, что в гражданском обществе исходное право — это право суверенного гражданина в общественном договоре с другими гражданами формировать, образовывать общество, его экономику, государство. Правовым можно считать то общество, которое сохраняет в своих корнях демократическое право народа, граждан изначально порождать и договорно закреплять свои собственные правовые структуры, что в свою очередь определяет и демократический характер самого права. Законодательный процесс выступает как действенное средство разрешения конкретных противоречий гражданского общества. Подводя итоги — можно дать следующее определение понятия "гражданское общество". Гражданское общество —это совокупность тех межличностных, семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных отношений и структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без непосредственного вмешательства и помощи государства. Неправомерно, на наш взгляд, противопоставление деятельности гражданского общества и государства. Без тесного взаимодействия государственной власти и гражданского общества цивилизованное состояние социальных отношений вряд ли достижимо. Можно сказать, что гражданское общество — это общество, в котором есть ответственность власти и народа по выполнению взаимных обязательств поддерживать закон и порядок, соблюдать при обоюдном согласии сторон права государства и граждан и их объединений. Среди основных функций, характеризующих жизнь гражданского общества, можно выделить следующие: — важное предназначение гражданского общества состоит в том, что оно независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан; — другая основная функция гражданского общества состоит в защите граждан и их объединений, их интересов и потребностей от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность государства и его органов; . наконец, третья основная функция гражданского общества заключается в том, что, являясь базой общественного и государственного строя, гражданское общество способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитие всей политической системы общества. 2. Политическое общество и его структура. Что касается политического общества, то оно не что иное, как официальное выражение гражданского общества. Ведущую роль в политическом обществе играют институты и учреждения политической власти. На первом месте среди них стоит государство, потому что именно оно претендует прежде всего на официальное выражение гражданского общества. Сказанное объясняется тем, что государство объединяет всех людей, проживающих на его территории. Оно выступает в качестве той формы, в которой составляющие общество индивиды выражают себя как некое коллективное целое. Для осуществления своих функций государство как своеобразный коллективный орган располагает не только особым аппаратом управления,. но и особой системой социальных норм — правовых норм, имеющих общеобязательное значение. Важная роль в политическом обществе принадлежит также политическим партиям, которые, выступая от имени тех или иных слоев и социальных групп гражданского общества, ведут борьбу за обладание государственной властью, стремясь таким путем сделать свои интересы всеобщими. Относительно самостоятельной сферой жизни классового общества, наряду с экономической, социальной и духовной, является сфера политическая. Полнее представить структуру политического общества можно на примере рассмотрения политической системы общества. Понятие "политическая система общества" позволяет свести воедино основные категории и понятия, характеризующие политическую жизнь общества, представить политический процесс в определенной целостности и стабильности. Данное понятие сосредоточивает внимание на структурной, организационно- институциональной стороне политики, способствует раскрытию функциональных характеристик, составляющих систему элементов, выявляя их взаимосвязи и взаимодействие. Первым отличительным признаком политической системы общества является то, что в ее рамках формируется и совершенствуется механизм политической власти, механизм посредством которого осуществляется полновластие, суверенитет народа. Это означает, что политическая система есть совокупность процессов, в ходе которых вырабатываются решения, имеющие универсальный общеобязательный характер для всего общества. Вторым отличительным признаком политической системы общества является то, что она претендует, по выражению Макса Вебера, на монополию легитимного физического насилия, или конечный контроль над применением физического принуждения. Контрольная функция присуща и другим подсистемам общества, однако контроль со стороны политической системы в плане физического принуждения имеет всеобщий характер, поскольку политическая государственная власть определяет меру этого принуждения не только для себя, но и для других подсистем общества. Средства и методы, которыми располагает эта власть (армия, полиция, безопасность) ставят ее особняком среди других подсистем общества. Третьим отличительным признаком политической системы общества выступает ее определенная зависимость и обусловленность общественной средой, главным образом социальной и экономической структурой, то есть классовой природой и социальным строем общества. Наряду с общественной средой значительное влияние на политическую систему конкретного общества оказывают исторические и национальные традиции уклада политической жизни: политически активным либо политически пассивным населением, наличием демократических традиций или отсутствием таковых, влиянием религиозной идеологии на политику или отсутствием такого влияния и т.д. Четвертая особенность политической системы — это ее относительная самостоятельность, определяемая наличием специального механизма структур, специфических ролей и функций субъектов политики. В основу категории политическая система общества положено понятие политической власти, которое играет роль системообразующего фактора, своего рода силового поля, вокруг которого объединяются все элементы политической системы. Это определило то, что критерием, говорящим о важности и значимости того или иного элемента системы, выступает участие в руководстве и управлении политическим процессом, степень политического воздействия на общество и личность. В качестве основных элементов политической системы общества выделяют: 1. Политические институты (организации и учреждения). 2. Политические отношения. 3. Политические принципы и правовые нормы. 4. Политическое сознание и политическую культуру. Как видно из указанных элементов, в политической системе трудно проследить какую-то жесткую взаимосвязь, еще менее возможно все свести к какому-то одному центру. Поэтому можно сказать, что для политической системы общества в большей степени характерно целевое и функциональное объединение частей, чем структурная целостность и иерархичность построения. Остановимся кратко на характеристике основных элементов политической системы. Любая долговременная политика институциональна. Институционализация - важнейший признак политической системы. Среди политических институтов, оказывающих наибольшее влияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить политические партии и государство. Это собственно политические институты. К ним примыкают не собственно политические институты, деятельность которых не может быть сведена только к борьбе за политическую власть, более того, участие в осуществлении власти или борьба за политическую власть не является существенной, определяющей стороной их деятельности - это различного рода общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы. Основным назначением политических институтов является представительство коренных интересов классов, социальных групп и других социальных общностей люден. Политические отношения представляют собой отношения между субъектами политической жизни (классами, нациями, социальными группами, политическими институтами, государствами) по вопросу об устройстве и функционировании политической, государственной власти. Политические отношения самая динамичная часть политической системы общества. С одной стороны, политические отношения зависят и определяются социально-классовой структурой общества, политическим режимом и политической организацией, политическим сознанием и политической идеологией — это делает политические отношения подвижными, а в определенные моменты (кризис политической системы) — взрывными. Политические нормы и принципы образуют нормативную основу политической системы общества. Содержательная сторона политических норм и принципов зависит от типа политического режима (демократический — недемократический), исторических и культурных особенностей развития конкретной политической системы. Политические нормы направлены на осуществление следующих функций: защитно-регулятивной, организационной и идеологической. Политические нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления данной политической системы. Через политические нормы и принципы получают закрепление и официальное признание социальные интересы и политические устои. Политические нормы и принципы во многом определяют стиль и методы работы органов государственного аппарата, а косвенно и других институтов политической организации. Например, принцип построения и деятельности КПСС — принцип "демократического централизма" с огромным бюрократическим оттенком, отвергающим любую демократическую инициативу — нашел воплощение не только в организационном строении всех общественных организаций, но и деятельности государства. Политические нормы и принципы способствуют формированию механизма распределения и закрепления соответствующих ролей между членами общества. Существенными элементами политической системы являются политическое сознание и политическая культура. Отражение политических отношений и политических интересов, оценка людьми политических явлений выражается в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание. Как и любая форма общественного сознания, политическое сознание выполняет ряд функций: познавательную, аксиологическую (оценочную), интегративно-коммуникативную и прогностическую. Выступая формой отражения социальной действительности, политическое сознание является средством анализа всех политических процессов и отношений, связанных с властными, политическими интересами классов, социальных групп. Политическая культура представляет собой совокупность наиболее типичных для общества образцов (стереотипов) политических представлений, установок и ценностных ориентации, традиций и символов, политического поведения. Политическая культура как наиболее консервативная часть политической системы общества выполняет роль ее стабилизирующего фактора, хотя в социально неоднородном обществе неизбежно существование и других типов политической культуры, направленных против существующей системы и выполняющих дестабилизирующую роль. В основе любой культуры, в том числе и политической, лежит социальный и исторический опыт, который обусловливает систему традиций, ценностей н образцов поведения, составляющих ядро всякой политической культуры. 3. Взаимосвязь и взаимодействие гражданского и политического общества. Сущность и содержание политической власти четче выявляются на фоне рассмотрения взаимодействия гражданского и политического общества. С тех пор как возникло государство, гражданское и политическое общества не только сосуществуют друг с другом, но и весьма своеобразно взаимодействуют между собой. На характер этого взаимодействия оказывают влияние многие факторы. Прежде всего это степень цивилизованности и гражданского, и политического общества. Цивилизованность гражданского общества означает его экономическую, социальную и духовную организованность и упорядоченность, а также готовность к самоуправлению. В этом смысле цивилизованно-гражданское общество как организованно-управляемое общество противопоставляется природно-естественному обществу как стихийно- неуправляемому обществу. В свою очередь, цивилизованность политического общества предполагает его способность к рациональному регламентированию общественных отношений с помощью государства. Иначе говоря, цивилизованным может считаться такое политическое общество, которое не противостоит гражданскому обществу, не подавляет его, а, наоборот, создает наиболее благоприятные государственно-правовые условия для его функционирования. Таким образом, идея гражданского общества, используемая в качестве методологического принципа, позволяет определить пределы политики, рассматривать государство лишь как надстройку над огромным количеством социальных связей, интересов и организаций, способных существовать самостоятельно, без обязательного политического доминирования и контроля. Гражданское общество выступает в роли демократического компенсаторного механизма, призванного перераспределять власть государства, а политическое общество использует свои властные полномочия для предотвращения деструктивных проявлений как с той, так и с другой стороны. На характер взаимодействия гражданского и политического общества несомненное влияние оказывают и особенности культурно-исторического развития конкретных стран. Существует, например, большое различие в этом отношении между странами Востока и Запада. Если формирование гражданского и политического общества в странах Востока происходило на основе азиатского способа производства, порождавшего централизм и деспотию, то на Западе оно протекало в русле традиционной преемственности с античным полисом, из которого большинство этих обществ исторически выросло. Вот почему «на Востоке,— писал А. Грамши,— государство было всем, гражданское общество находилось в первичном, аморфном состоянии. На Западе между государством и гражданским обществом были упорядоченные отношения, и если государство начинало шататься, тотчас же выступала наружу прочная структура гражданского общества». Культурно-исторический опыт многих стран, в особенности западных, со всей очевидностью свидетельствует, что переход к гражданскому обществу, точнее — формирование этого общества, отнюдь не означает отказа от политического общества. В условиях происходящей дифференциации общества (а она имеет тенденцию к усилению) сделать это практически невозможно. Задача, видимо, состоит в том, чтобы показать, какой облик должно принять гражданско-политическое общество в целом, в каких направлениях оно будет изменяться в ходе своего утверждения. Если говорить в общем плане, то гражданско-политическое общество — это такое общество, в котором в равной степени и наиболее полно реализуются многообразные потребности и интересы человека и как гражданина, и как политического объекта. Общество, в. котором выработан достаточно эффективный и демократический механизм взаимодействия государственно-политических и гражданско-общественных институтов, способствующий, с одной стороны, гармонизации общечеловеческих и национальных интересов, а с другой — разрешению различного рода социальных, региональных и прочих конфликтов. Важнейшей чертой такого общества является открытость, выражающаяся в: доступе граждан ко всем источникам общественной, политической, экономической и государственной информации, кроме, разумеется, тех, которые составляют предмет государственной или коммерческой тайны; широкой гласности осуществляемых общественно-политических мероприятий (начиная от подготовки проекта принимаемого общественно-политического решения и кончая его реализацией); свободе слова, включая свободу критики, отсутствие запретных зон для критики; заинтересованность гражданских и политических структур в постоянном обмене накопленным опытом. Открытость во внешнеполитическом плане означает: приверженность общечеловеческим принципам морали во всех областях гражданской и политической жизни; свободу деятельности иностранных и международных организаций в соответствии с принципами и нормами международного права; политический диалог и переговоры как способ решения международных проблем и устранения существующих разногласий. Плюрализм как существенная черта гражданско-политического общества характеризует все его сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную. В экономической сфере плюрализм выражается в многообразии и равноправном статусе всех форм собственности — частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной,— в свободе выбора указанных форм собственности, в гарантированном государственно-правовом обеспечении деятельности самих собственников. В социальной сфере о плюрализме свидетельствует развитая система социальных общностей (традиционных и нетрадиционных), способных и готовых решать самостоятельно социально-политические проблемы, осуществлять контроль за деятельностью государственных и общественных органов. В политической сфере плюрализм представляет собой широкий спектр политических сил, движений, партий и организаций, действующих на основе общепризнанных норм общения, в том числе правил конкурентной борьбы, включая парламентскую и внепарламентскую ее формы. В духовной сфере плюрализм знаменует мировоззренческую свободу и самоопределение личности, взаимную терпимость к противоположным взглядам и мнениям, исключение любой дискриминации по идеологическим признакам. И наконец, гражданско-политическое общество — это правовое общество, объединяющим началом которого является защита прав человека во всех сферах общественной, политической, экономической и личной жизни. К числу основополагающих принципов гражданско-политического общества как правового общества относятся следующие . Во-первых, господство закона во всех сферах общественно-политической жизни. Во-вторых, связанность законом самого государства и его органов. В-третьих, незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. В- четвертых, взаимная ответственность государства и личности, предполагающая, с одной стороны, четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а с другой — на менее четкое законодательное закрепление и соблюдение политического и правового статуса личности. И, в- пятых, наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-юридических актов, что требует полной независимости суда, прокуратуры и арбитража, повышения их роли в обществе, совершенствования процессуального законодательства, строгого соблюдения презумпции невиновности, норм правосудия и права на защиту. 4. Список Литературы: 1. Дорофеев В.И., Родионов В.А.. Основы политологии. СГУ, 1993г. 2. Гаджиева К.С.. Введение в политологию М, Просвещение, 1994 3. Голосов Г.В.. Сравнительная политология. НГУ, 1995 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |