рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Функции косударства рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Функции косударства

Функции косударства

Институт экономики, управления и права

Чистопольский филиал

Реферат

По дисциплине «Основы права»

Тема: «Функции государства»

Выполнила: студентка Индейкина И.П.

I курса 113 группы экономического факультета

заочного отделения

Проверила:

Введение. 3

I. Понятие и значение функции государства. 3

II. Классификация функций государства: критерии и виды. Современная

классификация функций российского государства. 7

1. Экономическая функция 7

2. Социальная функция государства 8

3. Функция финансового контроля. 9

4. Функция охраны правопорядка. 9

5. Природоохранительная (экологическая) функция. 9

Внешние функции государства, основные направления его деятельности на

международной арене. 10

Современная классификация функций российского государства. 12

III. Формы и методы осуществления государственных функций. 15

Заключение. 19

Литература: 20

Введение.

Известно, функция, как и многие другие обществоведческие понятия, не

является собственно юридическим и политическим понятием. Свойство

юридического языка таково, что он заимствует понятия и наполняет их своим

смыслом, порой понятным только юристам.

Вот и с понятием «функция», когда оно включается в юридический

понятийный аппарат, происходит этот процесс. Функция в теории государства и

права означает направление, «предмет» деятельности того или иного политико-

правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в

этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства,

других государственных органов. Следовательно, функция государства – это

рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства и

обеспечивающие ее средства и способы.

В рассматриваемой теме курсовой работы будут определены и обоснованы

особенности всех видов правовых форм осуществления государственных функций

(правотворческой, правоисполнительной, правообеспечительной,

правоохранительной). В работе будет уделено внимание сущности государства,

понятию и значению функций государства. Также, в ней рассматривается

классификация функций государства, современная классификация функций

российского государства.

При рассмотрении темы будут использованы нормативные акты,

специальная литература, монографии юристов.

I. Понятие и значение функции государства.

Понятие функции государства появилось и стало широко использоваться

на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В

рамках марксистко-ленинского подхода к государству выделялась классовая

сущность государства, общесоциальное классовое назначение государства.

Утверждалось, что поскольку направление, предмет, содержание деятельности

государства и обеспечивающая их система структурных образований изменяется

в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства,

постольку для определения этой зависимости вполне уместным является понятие

именно функции.

Обратимся к понятию смысла термина «функция» в прямом и переносном

смысле.

В философии под функциями понимается внешнее направление свойств

какого-либо объекта в определенной системе отношений. В юридической

литературе нет единства мнений относительно категории «функции

государства». Под ним подразумеваются основные направления (стороны, виды)

деятельности государства; его практическая деятельность, имеющая предметно-

политический и социальный характер; социальное направление деятельности

внутри и вне государства. Однако, все единодушно признают, что в функциях

государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи.

Функции не могут реализовываться внутри самой государственной организации:

они реализуются в воздействии на общественные отношения.

Возникнув как продукт общества, государство становится по отношению к

нему управляющей системой, деятельной силой, воздействующей на все

важнейшие процессы, происходящие в нем. Государство, ни в коем случае не

есть нечто инертное, оно всегда действует очень энергично. Это активное,

деятельное начало, является способом его существования. Оно задано самой

природой государства, его сущностью. Государство, есть организация власти

экономически господствующих политических сил.

В условиях эксплуататорских обществ активность государства возрастает

вместе с обострением социально-классовых конфликтов, оно стремится

предотвратить назревающие взрывы различными мерами, а затем усиливает их,

вплоть до военного подавления угнетенных классов.

С точки зрения влияния на экономические отношения, государство играет

двоякую роль: содействует развитию господствующего экономического базиса

или тормозит развитие новых экономических отношений, вызревающих в

отживающих недрах. Если господствующие экономические отношения потеряли

свое объективно-прогрессивное значение и стали препятствием для развития

производительных сил общества, то государство становится реакционной силой,

поскольку продолжает защищать старые производственные отношение в угоду

экономически изживших себя, но еще политически господствующих сил. Так было

в позднейшую эпоху феодализма, в недрах которого развивалось

капиталистическое производство. Препятствуя развитию новых, более

прогрессивных отношений, государство усугубляет конфликты в общественном

производстве.

Функции государства – это направление деятельности, но не сама

деятельность. Деятельность по осуществлению функций наполняется конкретно-

историческим содержанием, причем в процессе реализации складывается их

конкретное соотношение (удельный вес, значимость каждой функции в системе

других).

Поскольку сферы государственной деятельности многообразны, как и

общественные отношения, то перед теорией государства встала проблема

определить главные направления его деятельности, в которых воплощается,

реализуется, развивается его сущность и которые отражают способы

существования государства. В то же время неверно думать, что в функциях

государства отражается только его сущность, так как у него возникают задачи

и функции, продиктованные особенностями переживаемого момента, ситуацией

политического властвования, спецификой управления государственно-

организованным обществом.

Выделение основных направлений деятельности государства есть

«дробление» деятельности государства в целом, которое не означает дробления

деятельности государственных органов. Главные направления – это социально

значимые стороны деятельности государства, к реализации которых подключены

все его органы, а не какие либо отдельные звенья. В противном случае

сущность и социальное назначение государства не получат отражения в

функциях, и сама категория «функция государства» потеряет и политический и

практический смысл и окажется чисто умозрительной (спекулятивной).

Следует отметить, что современная юридическая наука предлагает

трактовку функций государства не только как направлений его деятельности,

но и механизма государственного воздействия на общественные процессы. И это

представляется правильным, так как выполняя определенные функции в тех или

иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых

реформ, различного рода преобразований, правового регулирования

общественных отношений, воздействует на состояние общественных процессов.

Осуществление конкретных функций может как стабилизировать условия развития

общества, оказывать созидательное воздействие, так и усиливать его

кризисное состояние.

Л.А. Морозова предложила трактовку функций не только как направлений

его деятельности, но и как «механизма государственного воздействия» на

общественные процессы.[1] Осуществление конкретных функций может и

стабилизировать или усиливать кризис. Таким образом, функции государства

можно определить как основные направления его деятельности по управлению

обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие

общественных процессов.

Общепризнано, что существенными признаками функций государства

являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением

государства, направленность на решение задач в интересах достижения

государственных целей, которые бывают различными на определенных

исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления,

укрепления и дальнейшего развития государства.

В функциях государства его сущность находит более конкретное

выражение. Эта конкретизация носит объективный характер, так как функции

государства формируются объективно, под определяющим воздействием целей и

задач, обусловленных экономической и политической структурами общества и

вытекающими отсюда интересами социальных групп, коллективов, всего народа.

Поэтому функции государства постоянно присущи ему в течение всего

исторического периода его существования. Если к власти приходят другие

политические силы, то изменяются и функции государства. Вместе с тем, в

определенные периоды существования государства, может происходить смена

приоритетных интересов, что влечет и изменение в его функционировании – на

первый план могут выдвигаться функции, имеющие максимальное значение.

Содержание функций не остается неизменным на отдельных этапах

государства, что подтверждается их своеобразием в периоды радикальных

экономико-социальных изменений, революций в различных сферах жизни

государственно-организованного общества. Особенно существенно различие в

содержании функций государств, принадлежащих к разным общественно-

экономическим формациям.

Функции государств эксплуататорских типов имеют существенные общие

черты:

. ведущее значение функции прямого подавления эксплуататорским

меньшинством эксплуатируемого большинства населения; различия касаются

приемов, масштабов конкретных целей подавления и классов, в отношении

которых оно осуществляется;

. охрана частной собственности на орудия и средства производства;

различия вытекают из особенностей самих форм частной собственности;

. обеспечение лишь внешних условий существующих отношений эксплуатации,

ограниченное вмешательство государства в экономику.

Функции государства демократического типа противоположны в своем

содержании функциям эксплуататорских государств:

. второстепенное значение функции прямого подавления; оно осуществляется

большинством населения в отношении свергнутого эксплуататорского

меньшинства и постепенно утрачивает свое назначение, хотя рецидивы и

могут быть;

. охрана всех существующих различных форм собственности на средства

производства;

. ведущее значение организаторских функций, неизвестных эксплуататорским

государствам;

. целенаправленность функций на решение задач демократического

строительства.

Современная трактовка функционирования государственно-

организоованного общества свидетельствует о том, что в деятельности

государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Если

государство представляет собой политическую организацию экономически

господствующего класса, общество носит ярко выраженную классовую структуру,

где его отдельные части противостоят друг другу в силу различного отношения

к средствам производства, то функционирование государства посвящено

преимущественно охране интересов господствующего или доминирующего (по

признаку собственности) классу.

Существенными признаками функций государства являются:

. устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в той или

иной сфере общественной жизни;

. непосредственная связь между сущностью государства и его социальным

назначением, которая реализуется посредством соответствующих функций;

. направленность функций государства на выполнение конкретных задач и

достижения тех или иных целей, которые встают на каждом историческом

этапе развития общества;

. реализация функций осуществляется в определенных формах (чаще всего

правовых) и особыми методами, присущими государственной власти.

Как справедливо отмечает Л.А. Морозова, общесоциальная деятельность

государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и

связей внутри общества, его целостность и единение на базе общесоциальных

интересов (экономических, культурных, национальных и др.).[2]

Здесь важно подчеркнуть, что именно общесоциальные функции характеризуют в

наибольшей степени деятельную сторону государства, что умалялось, а порой

игнорировалось на марксистко-ленинском этапе отечественной теории

государства и права. Неисполнение или некачественное исполнение этих

функций государства приводит к ослаблению государства, а порой и к его

распаду, разрушению и даже исчезновению.

К таким общесоциальным функциям относятся обеспечение национальной

безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий, экологических

катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения,

социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и

многое другое.

Как известно, наиболее изменчивыми, жестко привязанными к сущности и

форме государства являются классовые функции государства. Классовые функции

– это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной и

яркой степени выражают классовые интересы общества.

Государство сильно сознательностью личностей, которые поддерживают

его, если оно умеет считаться и учитывать в своем функционировании на

основе демократических идей многообразие классовых, групповых, национальных

и иных различных социальных интересов, опираясь при этом на

общечеловеческие, гуманистические ценности. Любое другое государство нельзя

считать цивилизованным.

Таким образом, в науке теории государства сформировалась категория

«функции государства», во-первых, отражающая реальный жизненный процесс

существования государства, во-вторых, вытекающая из категории «сущность

государства». По мере развития и совершенствования общественных отношений

сущность государства меняется, что в первую очередь проявляется в изменении

его функций.

Обобщая вышеизложенное можно дать следующее понятие функции

государства: это основные направления деятельности государства по

реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей,

обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и

социальным назначением.

II. Классификация функций государства: критерии и виды. Современная

классификация функций российского государства.

В юридической литературе существуют различные основания (критерии)

классификации функций государства, а именно:

. по сферам деятельности (объекты воздействия);

. по продолжительности действия;

. по социальной значимости;

. по правовым формам осуществления.

По сферам государственной деятельности (объектам воздействия)

общепринятым считается деление функций на внутренние и внешние. Внутренние

связаны с реализацией задач государства внутри страны, а внешние – на

межгосударственном уровне, где оно выступает субъектом международно-

правовых отношений.

Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности

государства. Каждое государство, независимо от формы правления или

государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических,

социальных, охранительных и контрольных задач. Кроме того, в настоящее

время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды. В

соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции

государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового

контроля, охраны правопорядка и экологическую.

1. Экономическая функция

Выражается в выработке и координации государством стратегических

направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных

отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в

основном экономическими, а не административными методами. Для такого

государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые

обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и

потребителей социальных благ.

Существует два основных экономических метода государственного

регулирования:

. определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет

государству успешно решать его социальные задачи, а также

перераспределять часть национального дохода в целях более

сбалансированного развития производительных сил общества;

. создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных

отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в

целом.

Экономическая деятельность современного правового государства имеет

следующие направления:

1. Государственное воздействие на экономическую жизнь общества в

целом, что выражается в формировании государством бюджета и контроле за его

расходованием; в составлении программ экономического развития в масштабах

страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в

выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования

производства.

В государственном регулировании экономических процессов участвуют

высшие местные органы государственной власти, а также специализированные

учреждения.

Стимулирующее воздействие на экономику оказывают и местные органы

государства. Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на

подопечной территории с целью получения больших средств для местного

бюджета.

Экономическая функция государства в основном заключается в

регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем

случае не в создании распределительных или запретительных механизмов. В

современном гражданском обществе только хозяйственные единицы и

производители могут решать, какие органы государственной власти и

хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять функции этих

органов, сколько им платить и за какие услуги.

2. Экономическая деятельность государства выражается также в

непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором

экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях и т.п.). Здесь

государство выступает собственником средств производства, производителем

материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения

складываются в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих

методов государственного регулирования экономических процессов в стране.

2. Социальная функция государства

Призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные

условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их

непосредственного участия в производстве благ.

В правовом государстве распределение материальных благ осуществляется

и помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и

потребителями. Его социальная политика предполагает, во-первых

распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях

обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных

объективных причин не может полноценно трудится. Во-вторых, государство

выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых,

просвещение, строительство, четкую работу транспорта и связи. Тем самым

обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на

отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то

есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме

пользоваться все граждане государства.

Становление социального правового государства проходит сложный и

болезненный путь. Первоначально, развитие и обогащение общества ведет к

расслоению его на бедных и богатых. Формально провозглашенное равенство

воспроизводит неравенство материальное, порождающее кризис и острые

социальные конфликты в обществе. И лишь постепенно правовое государство

приобретает черты государства социального, дополняет формальные гарантии

свободного развития личности материальными гарантиями социальной

защищенности. В целом же современное правовое государство гарантирует

реальную социальную защищенность всем, кто находится в экономически

невыгодном положении.

В бывших тоталитарных государствах, где происходит становление

правовых основ общественной и государственной жизни, социальное

регулирование по принципу уравниловки постепенно вытесняется.

Только в условиях свободы и экономической самостоятельности

производителями материальных и духовных благ государство в состоянии

проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны.

3. Функция финансового контроля.

Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете

государственных доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде

налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных

и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль за

правильностью расходования налогов.

Высший финансовый контроль за доходами и расходами является

прерогативой парламента. На местах эти функции выполняют местные органы

власти. Во всех государствах широкими правами такого контроля обладают

министерства финансов.

Специфические функции финансового контроля осуществляют

государственные таможни, которые контролируют провоз материальных ценностей

через государственную границу и взимают таможенные сборы и пошлины.

Денежный сбор с товаров и имущества, пропускаемых через границу под

контролем таможенных ведомств, идет в доход государства.

Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать

определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах

государства.

4. Функция охраны правопорядка.

Функция правопорядка – это деятельность государства, направленная на

обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний

всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где

общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых

законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых

незаконных посягательств. Государство призвано реально обеспечить, в том

числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т.д.), такой

порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям

правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости.

Поддержание стабильного правопорядка в стране – задача всего государства,

всей системы органов.

5. Природоохранительная (экологическая) функция.

Природоохранительная функция – жизненно важная деятельность любого

современного государства, мирового масштаба в целом. Земля как объект

совместного проживания требует к себе наиболее рационального и нравственно

чуткого отношения. В современных государствах разработано обширное

природоохранительное законодательство, которое четко регулирует

деятельность людей и различных организаций в области использования

природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного

воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих странах

разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды.

В США, например, действует Закон о национальной политике в области охраны

окружающей среды, разработаны долгосрочные программы по предупреждению

загрязнения атмосферы, водоемов, почвы производственными и бытовыми

отходами.

В Великобритании, России, Казахстане, на Украине и других

государствах существуют специализированные министерства и ведомства по

контролю и регулированию деятельности в области окружающей среды,

функционирует целая система законодательных актов, которые предусматривают

жесткие меры юридической ответственности за нарушения их требований.

Внешние функции государства, основные направления его деятельности на

международной арене.

Эти функции призваны решать следующие внешние задачи государства:

установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами и

обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. В соответствии с

указанными задачами различают две основные внешние функции государства:

взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового

сообщества и оборона страны от нападения извне.

Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами – это

разнообразная деятельность государства, направленная на установление и

развитие равноправных экономических, политических, культурных и других

отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными

и общими интересами государств. Современный уровень развития общества

объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной

жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более

эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и

мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и

взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными

усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не

только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

Важное место в межгосударственном экономическом сотрудничестве

занимают международное разделение труда, кооперирование и специализация

производства, обмен новейшими технологиями, координация товарооборота,

развитие кредитно-финансовых связей. Общую координацию международного

экономического сотрудничества осуществляет ООН (Организация Объединенных

Наций) и ее специализированные учреждения. Так, Экономический и Социальный

совет ООН в своем составе имеет ряд органов, которые призваны в масштабах

мирового сообщества регулировать вопросы межгосударственных, экономических

отношений. Сферой международного экономического и социального

сотрудничества занимаются такие специализированные учреждения ООН, как

Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд и др.

Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках

сообщества тех государств, которые территориально связанны друг с другом.

Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних

договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено

экономическими возможностями только данных государств.

В политической области сотрудничество государств проявляется прежде

всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового

сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов.

Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех

уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на

уровне органов местного самоуправления.

Европейское сообщество имеет общие межгосударственные

законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых

ограничена взаимными интересами объединившихся государств. Подобные

межгосударственные образования обладают конфедеративными и отчасти

федеративными признаками, поскольку имеют общие законодательные и

управляющие органы.

Возникшее в 1991 году Содружество Независимых Государств (СНГ)

строится в основном на принципах экономического сотрудничества, вне

которого существование бывших субъектов СССР чрезвычайно затруднительно в

силу сложившихся многолетних неразрывных экономических взаимосвязей.

Переход к более организованному государственному сотрудничеству между ними

в области политической, социальной, культурной и других – дело времени,

разумное использование опыта мировой цивилизации.

Основным международным органом, координирующим политические интересы

современны государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования

конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности –

постоянный орган ООН. В его компетенцию входит широкий круг полномочий по

поддержанию международного мира и безопасности.

Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в

мире и региональные международные организации: Лига арабских государств,

Организация африканского единства и другие.

Культурное и научно-техническое сотрудничество осуществляется в

различных формах и на различных межгосударственных уровнях. В ООН такое

сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам

образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, МАГАТЭ и др.).

К внешним функциям государства относится сотрудничество в области

охраны окружающей среды. Это сотрудничество объединяет усилия большинства

государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете.

Эта деятельность имеет всеохватывающий характер и направлена на создание

таких экологических условий, которые необходимы для существования и

развития человеческой жизни. Эта деятельность проводится как по линии

специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других

межгосударственных органов.

Оборонная деятельность государства составляет важное направление его

деятельности. Функция обороны страны осуществляется экономическими,

политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время – это

всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В

военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с

противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для

достижения победы.

Понятие функции обороны страны емко и многогранно. Оно включает в

себя всю систему государственных мероприятий по укреплению

обороноспособности страны, поддерживанию боевой мощи вооруженных сил как в

мирное, так и в военное время.

Оборонная деятельность базируется на его военной доктрине и

складывается из пяти основных направлений, а именно:

1. Укрепление оборонной мощи страны

2. Повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение

их боеспособности и боеготовности

3. Охрана государственных границ

4. Организация гражданской обороны

5. Военное обучение запаса вооруженных сил

Взаимодействие функций обороны с другими функциями государства можно

представить на некоторых примерах.

Взаимодействие функции обороны с экономической функцией выражается в

том, что посредством эффективной экономической деятельности государство

обеспечивает вооруженные силы современной боевой техникой и оружием,

осуществляет строительство военных объектов, развивает оборонную

промышленность.

Взаимодействие функции обороны с социальной функцией государства

позволяет удовлетворять социальные нужды и потребности военнослужащих и их

семей.

Посредством взаимодействия функции обороны страны с функциями охраны

правопорядка успешно решаются вопросы укрепления воинской дисциплины в

вооруженных силах, сбережения военного имущества, охраны законных прав и

свобод военнослужащих и их семей.

Благодаря тесному взаимодействию оборонной деятельности государства с

его внутренними функциями, с одной стороны, успешно решаются задачи

укрепления обороноспособности страны, а с другой – обеспечиваются

благоприятные условия для мирного созидательного труда во всех странах

внутренней жизни страны.

Таким образом, функции государства – это цельная, взаимосвязанная

деятельность всей системы государственных органов, направленная на

гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при

неприменном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.

Современная классификация функций российского государства.

Как известно, в юридической литературе существует множество

классификаций функций государства. Это объясняется различными

классификационными критериями. В качестве оснований классификации нередко

избираются объекты и сферы государственной деятельности, территориальный

масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения.

С переходом нашей страны к рыночным отношениям, свободному

предпринимательству и конкуренции, признанием каждого быть собственником, с

проведением политической реформы и утверждением демократической

государственности происходит эволюция и внешних и внутренних функций

российского государства.

По мнению Ю.А. Тихомирова, генеральной тенденцией в развитии

современных функций российского государства являются саморегулирование,

самоорганизация, самодеятельность. Он считает, что государство выполняет

теперь меньший по объему, но обновленный набор функций. При этом,

регулирование некоторых общественных процессов осуществляется жесткими

императивными методами (налоговой политикой, установлением правил

конкуренции и др.)[3].

Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что

современному российскому государству присущи следующие внутренние функции:

. обеспечение народовластия;

. экономическая;

. социальные функции;

. налогообложение;

. экологическая функция;

. функция охраны прав и свобод граждан;

. обеспечение законности и правопорядка.

Л.А. Морозова выделяет в качестве самостоятельных функций обеспечение

народовластия; налогообложения и взимания налогов. Внешние же функции

претерпели большие изменения. В частности, появились самостоятельные

функции борьбы с международными преступлениями; международной охраны

окружающей среды, а также, как считает Л.А. Морозова, функция интеграции в

мировую экономику.[4]

Касаясь функции обеспечения народовластия, следует отметить, что

теория государства и права до самого последнего времени пыталась обойтись

без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все

функции государства носят политический характер, однако в политической

области действует целая система политических институтов, учреждений,

государственных, через которые осуществляется функция народовластия. Это

прежде всего представительные органы, выбираемые народом, уполномоченные от

имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного

самоуправления, а также осуществления народом своей власти непосредственно,

через референдум.

Обладая верховенством в системе государственной организации,

представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное

руководство обществом, выполняют функции публичной власти, защиты

конституционного строя. Содержание функций обеспечения народовластия

составляют:

. реализация волеизъявления народа в форме законодательства

(правотворчество);

. обеспечение государственного суверенитета;

. официальное представительство общества, т.е. будучи носителем

политической власти, государство представляет собой юридическую

личность, субъекта права.

Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия

предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом,

зависимость государства от общества и ответственность перед ним.

. защита конституционного строя, которая реализуется как специальными

органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом путем

осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного

изменения конституционного строя.

Экономическая функция современного российского государства

существенно отличается от хозяйственно-организаторской. В условиях развитых

рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия

форм собственности экономика развивается на основе саморегулирования.

Вмешательство государства сейчас имеет определенные пределы, а именно

сводится к:

1. выработке экономической политики;

2. управлению предприятиями и организациями, составляющими

государственную собственность;

3. установлению правовых основ рынка и ценовой политики, обеспечению

равноправия всех форм собственности, правовой защите собственности

и др.;

4. регулирование внешнеэкономических отношений государства.

Как известно, в периоды экономических кризисов, состояния депрессии,

на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается.

Как показывает опыт, экономическая реформа, реализуемая в России, не может

быть результативной без активного воздействия государства на развитие

экономических процессов. Отсюда – большое количество законодательных актов

в этой области и экономические мероприятия, проводимые в стране.

Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему

деятельности. Главное ее назначение – обеспечить общественное благополучие,

создать равные возможности для всех граждан в его достижении. Важной частью

социальной функции является осуществление социальной защиты тех, кто

нуждается в государственной поддержке: инвалидов, пожилых людей,

многодетных семей, сирот, безработных, беженцев и др.

В Российской Федерации принят ряд важных законов, других актов,

направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан. Например:

Закон о занятости населения в РСФСР от 19 апреля 1991г., Закон о социальной

защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на

Чернобыльской АЭС от 15 мая 1991 г. и др.

В реализации социальной функции в РФ большое место принадлежит

проведению государственной политики в области образования, науки, культуры,

здравоохранения.

Непосредственно примыкает к социальной политике экологическая

функция, которая обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить

экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность.

Важнейшая функция государства – налогообложение и взимание налогов.

Принят Закон об основах налоговой системы в Российской Федерации от 27

декабря 1992 г., где регламентируются права, обязанности и ответственность

налогоплательщиков и налоговых органов, виды налогов, льготы по

налогообложению, взимания налогов в Российской Федерации.

Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому

государству возвел в разряд приоритетных функций защиты прав и свобод

граждан, обеспечение законности и правопорядка.

Декларацией прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991

года человек объявляется высшей ценностью, а соблюдение и защита его прав и

свобод – главная обязанность государства.

Конституцией РФ закреплены основные права и свободы человека. Они

признаются в качестве неотчуждаемых, принадлежащих ему от рождения.

Государство гарантирует каждому судебную защиту его прав, свобод и законных

интересов, в том числе право обращаться в международные органы, если

гражданину было отказано в защите его права в российских судебных

инстанциях.

Выполнение рассматриваемой функции обеспечивается системой

правоохранительных органов, прежде всего органами правосудия, внутренних

дел, государственной безопасности. Надзор за исполнением законов, за

исполнением законности на территории Российской Федерации возложен на

органы прокуратуры.

Рассматриваемая внешние функции российского государства, следует

отметить, что интеграция России в мировое сообщество изменила ее внешнюю

политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических

норм и принципов в межгосударственных отношениях.

Осуществление функции интеграции в мировую экономику стало возможным

с ослаблением напряженности между государствами и перехода России к

рыночным отношениям. Эта функция основывается на признании экономической

взаимозависимости государств в современном мире.

Проблема экономической интеграции играет важную роль в сохранении

мирового порядка и установлении стабильных отношений между государствами.

Поэтому стремление России к интеграции в мировую экономику привело к

созданию в нашей стране механизма внешнеэкономической деятельности.

Однако отсутствие в нашей стране сложившейся рыночной экономики в

универсальном понимании (рынок капитала, рынок рабочей силы и рынок

товаров) затрудняет интеграцию России в мировую экономику.

Функция внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки

иностранных инвестиций тесно связана с функцией интеграции в мировую

экономику и по существу является ее конкретизацией.

Несовместимость экономических систем различных типов общества, а

также ограничения торговли с нашей страной, устанавливаемые в прошлом

странами Запада по политическим соображениям, не позволяет наладить

отношения партнерства. Переход к партнерству во внешнеэкономических

отношениях поставил перед Россией новые проблемы государственно-правового

характера. Наиболее важной из них является защита собственности и

иностранных инвестиций в России.

В области защиты права собственности изданы такие важные законы, как

Закон о собственности, Патентный закон, Закон о предприятиях и

предпринимательской деятельности и др.

В настоящее время широкое распространение получили совместные

предприятия с иностранными капиталовложениями, которые стали основной

формой привлечения в страну иностранных инвестиций.

Функция обороны современного российского государства базируется на

принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны,

отвечающего требованиям национальной безопасности России, а ее Вооруженные

Силы предназначаются исключительно для защиты независимости и

территориальной целостности государства, а также для выполнения

международных обязательств.

В Российской Федерации принят специальный Закон об обороне от 24

сентября 1992 года, в котором определены основы организации обороны страны

и подчеркивается, что оборона является элементом безопасности и одной из

важных функций государства.

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по

сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного

оружия. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество

нашего государства с другими государствами в таких сферах, как борьба с

организованной преступностью, с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом.

Функции поддержки мирового порядка охватывают и такую сферу, как

участие мирового сообщества в урегулировании международных конфликтов. Это

обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав

человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует

международного вмешательства. События в Югославии, конфликт между Арменией

и Азербайджаном, военные действия в Чечне – яркие примеры межэтнических

конфликтов.

Наша страна сотрудничает с другими государствами в вопросах

сохранения и защиты окружающей среды.

Таким образом, сотрудничество России с другими государствами на

международной арене обусловлено взаимозависимостью всех стран мира и

признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в

международном общении.

III. Формы и методы осуществления государственных функций.

Решая какую-либо задачу, государство прежде всего устанавливает общий

порядок поведения участников регулируемых отношений, т.е. создает нормы

права – общеобязательные, формально определенные правила поведения. Эта

форма осуществления функций государства называется правотворческой, так же,

как и деятельность компетентных органов государства по подготовке и

принятию нормативно-правовых актов, содержащих нормы права, т.е. являющихся

их источниками в юридическом смысле. Особое значение при этом имеет

деятельность высших органов государственной власти (парламента) по изданию

законов, т.е. нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической

силой и верховенством в системе нормативно-правовых актов.

Затем осуществление функций государства перемещается в область

правоприменения, реализуемого в оперативно-исполнительной и

правоохранительной нормах.

Оперативно-исполнительная – это властная деятельность исполнительно-

распорядительных органов государства, связанная с рассмотрением

повседневных вопросов государственного управления и осуществляемая путем

принятия в пределах права, правовых документов, имеющих индивидуальный

характер и содержащих решения по конкретным делам. В этой форме

упорядочиваются отношения между различными субъектами права: гражданами,

органами, государствами, общественными организациями и др. При этом

устанавливаются их взаимные права и обязанности в экономической, социальной

и иных сферах жизни общества.

Правоохранительная форма осуществления функций государства

предполагает властную деятельность специально созданных государственных

органов (органы внутренних дел, прокуратура, суд, арбитраж) по охране норм

права от нарушений и применению предусмотренных правовыми нормами мер

государственного воздействия к правонарушителям. В процессе этой

деятельности принимаются правоохранительные акты применения права

(приговоры и решения судов, протесты прокуроров и др.), служащие цели

восстановления нарушенного права и реализации юридической ответственности в

отношении нарушителей велений государства.

В этой форме наиболее существенно проявляется государственное

принуждение, которое применяется к тем, кто добровольно не выполняет

требование правовых норм.

Помимо рассмотренных правовых форм осуществления функций государства

выделяются неправовые (организационные) формы, которые в отличие от

правовых не влекут юридических последствий. Это, например, подготовительная

работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении

юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и др.

Думается, наиболее предпочтительным для государства является

добровольное и сознательное соблюдение участниками регулируемых правом

общественных отношений, требований правовых норм и индивидуальных правовых

предписаний. Такое поведение основывается на убеждении в справедливости и

полезности государственных велений и поэтому имеет наибольшую значимость.

Однако метод убеждения может основным методом осуществления функций

государства только в том случае, если оно опирается на широкую социальную

базу. Это происходит тогда, когда политика государства соответствует

интересам большинства общества и, кроме того, понятна населению. Поэтому

так необходима широкая разъяснительная работа, имеющая целью убеждения масс

в справедливости и целесообразности мероприятий, проводимых государством, и

привлечение их к активному участию в осуществлении функций государства.

Для некоторых функций характерно сочетание государственных и

общественных начал. Общественные организации и объединения помогают

государству выявлять интересы и волю различных социальных групп, имеющихся

в обществе, создавать реальные возможности участия их в управлении делами

общества.

Следует указать, что в решении вопросов о функционировании государства

могут быть и новые направления. Высказываются, что функции государства не

являются всегда застывшими и неизменными.

В зависимости от конкретно-исторических условий меняются и методы

осуществления функций государства. Обратимся к правовой функции государства

и непосредственно к правоохранительной деятельности.

Правоохранительная деятельность включает в себя принятие мер по

предупреждению правонарушений, привлечению к юридической ответственности,

охране прав и свобод граждан и т.д. правовое регулирование проявляется не

только в установлении прав и обязанностей. Нередко бытует представление,

что достаточно издать нормативный акт и цель по упорядочению общественных

отношений будет достигнута. Однако правовое регулирование предполагает не

только движение в одном направлении (от государства к субъектам права), но

и обратную связь. Поэтому при отсутствии добровольной (сознательной)

реализации норм права возможно применение государственным органом

принуждения. В процессе саморегулирования гражданами своего поведения на

страже эффективного использования, исполнения задуманных ими решений стоит

их собственный интерес. Если интерес оказывается недостижимым, то решение

субъектом отменяется, договорные связи расторгаются, а в случае причинения

ему ущерба возможно обращение за защитой в соответствующие государственные

органы. Иными словами, правовое регулирование есть прежде всего юридическое

воздействие. Оно дополняется воздействием, которое охватывает другие,

помимо юридических норм, каналы влияния права на общественные отношения.

К ним можно отнести:

. ориентационное воздействие, т.е. выработка у членов общества таких

направлений в их поведении, которые не идут в разряд с ходом развития

общественной жизни;

. привентивное воздействие, связанное с необходимостью человека

воздерживаться от совершения деяний, причиняющих вред обществу,

государству, личности, поскольку в противном случае наступят для него

неблагоприятные последствия;

. психологическое воздействие, которое, с одной стороны, подавляет

агрессивное поведение личности, а с другой – дает ей уверенность в

защите ее интересов со стороны государства.

Но следует отметить, что кроме правовых форм и методов реализации

функций государства, в России существуют, к сожалению, антиправовые формы

осуществления функций государства. Например, расстрел мирной демонстрации

рабочих в Новочеркасске, в годы перестройки в Риге ОМОН расправлялся с

демонстрантами. Но вопреки заверениям высоких милицейских чинов, что ОМОН

не будет избивать невинных людей, применение силы остается реальностью в

милицейской практике и в наше время. Социальная роль милиции, органов

безопасности, внутренних войск, государственных инспекций не может быть

правильно понята вне ее полномочий прибегать в случае крайней необходимости

к физическому принуждению. Это говорит о нарушении прав человека, и,

следовательно, антиправовые методы должны регулироваться и подвергаться

контролю.

По этой причине основные принципы применения силы и огнестрельного

оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые VIII

Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с

правонарушителями, требуют от государств – членов ООН законодательного

нормирования «силовой» полицейской деятельности и доведения соответствующих

правовых норм до сведения населения.

Ю.П. Соловей в статье «Правовое регулирование применения милицией

силы» отмечает, что «перестроечные процессы явственно обнаружили

отмечавшуюся ранее лишь некоторыми специалистами несостоятельность

правового регулирования применения милицией силы и огнестрельного оружия.

Причем речь шла не только о его формах, представленных исключительно

ведомственными, а не законодательными, как того требовала специфика

предмета регулирования, актами. Нуждается само содержание такого

регулирования в серьезном пересмотре из-за его противоречивости и

двусмысленности, а потому и работники милиции и законопослушные граждане не

могли чувствовать себя достаточно защищенными»[5].

С принятием Закона РСФСР о милиции от 18 апреля 1991 г.,

посвятившего, как и его аналоги, действующие в странах ближнего зарубежья,

применению милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного

оружия отдельный раздел, принудительная милицейская власть обрела

необходимую ей легитимность.

Из анализа новых законодательных норм, которые регламентируют применение

российской милицией физической силы и специальных средств следует, что

содержания термина «физическая сила» Закон о милиции не раскрывает, а

указывает лишь на «боевые приемы борьбы» как на разновидность физической

силы. Что следует понимать под этим термином согласно Закону о милиции?

Думается, что это не сопровождающие применением специальных средств и

огнестрельного оружия физические действия сотрудника милиции, направленные

против отдельных лиц либо имущества состоящие в ограничении телесной

неприкосновенности этих лиц, свободы их действий, передвижения или

распоряжения какими-либо предметами, а также повреждении или временном

изъятии принадлежащего кому-либо имущества, в целях прекращения активного

противоправного поведения этих лиц, или, в случае их противоправного

бездействия, самостоятельного исполнения сотрудником милиции своего

законного требования.

Применением силы являются и принудительное извлечение из салона

автомобиля управляющего им водителя, имеющего внешние признаки опьянения,

который отказывается подвергнуться медицинскому освидетельствованию, взлом

замка квартиры, когда находящиеся в ней отказываются открыть дверь милиции;

физические усилия, направленные на сдерживание, оттеснение или

рассредоточение толпы в ходе поддержания порядка на митингах, демонстрациях

или в случае их незаконности, ликвидации подобных нарушений и т.п.

Критерии применения физической силы не должны носить характера

наказания, пытки или издевательства, и российский Закон о милиции,

подразумевающий это, должен был бы вобрать в себя соответствующие

международно-правовые нормы текстуально. Так, Б.А. Золотухин предлагая

дополнить ст. 5 Закона о милиции двумя частями следующего содержания:

«Сотруднику милиции запрещается осуществлять, подстрекать или терпимо

относится к любому представляющему собой жесткие, бесчеловечные или

унижающие достоинство виды обращения и наказания. К запрещенным настоящей

статьей видам обращения и наказания не относятся боль и страдание, которые

возникают в результате законных действий милиции, неотделимы от них или

вызываются ими случайно».[6]

В соответствии со ст. 13 Закона о милиции «сотрудники имеют право

применять физическую силу для пресечения преступлений, задержания лиц, их

совершивших, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения

возложенных на милицию обязанностей».

Отказ законодателя от самостоятельного регулирования объема

специальных средств принуждения, находящихся на вооружении милиции, привел

к тому, что кое-где этот вопрос стал решаться местными органами. Например,

в Благовещенске милицию вооружили электрошоковыми дубинками корейского

производства, на Ставрополье в руках милиционеров – нагайка.

Специальные средства милиция может использовать на законных

основаниях тогда, когда участники несанкционированных митингов прибегают к

насильственным действиям.

Главной целью функций государства является установление такого

порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал

предписанию правовых норм, заложенным в них принципам социальной

справедливости.

Заключение.

В заключение хочется сказать, что функции государства выражают его

сущность, его роль в решении основных вопросов общественной жизни и, прежде

всего, в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач,

стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и

представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач

государства определяется различными внутренними и внешними факторами.

Генеральной функцией государства является реализация общих дел,

обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования. К их

числу относятся:

. социально-культурные условия;

. экономические условия;

. политические условия.

Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение

цели: блага человека, его нравственного, материального и физического

благополучия, правовой и социальной защищенности личности.

Таким образом, функции государства – это основные направления его

деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение

государственного управления обществом. Функции государства – это цельная,

взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, при

непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.

Государственно-организованное общество в современных условиях может

прогрессивно развиваться лишь при координации функциональной деятельности

образующих его государств.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под ред. Б.Н.

Топорнина.– М.: Юрид. лит.,1994.

2. Гавриленко Д.Я. Правовое государство и дисциплина./Под ред. В.И.

Шабайлова.–Минск.: Наука и техника.,1991.–ст.92-104.

3. Лившиц Р.З. Государство и право в современном мире. // Теория права:

Новые идеи. Вып.1 – М.:1991.– с.13-16.

4. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе //

Государство и право.– 1993.№6. – с.98-108.

5. Соловей Ю.П. Правовое регулирование применения милицией силы //

Государство и право.–1993.№4.–с.106-116. Особ.с.111.

6. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: БЕК,

1995.–301с.

7. Тихомиров Ю.А. государственность: крах или воскрешение // Государство и

право.–1992.№9. – с.31.

-----------------------

[1] Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе //

Государство и право. – 1993 - № 6. – с. 98.

[2] Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе //

Государство и право. – 1993. - № 6. – с.100

[3] Тихомиров Ю.А. Государственность: крах или воскрешение // государство и

право. – 1992. - № 9. – с. 31.

[4] Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе //

Государство и право. – 1993. - № 6. – с. 98-108

[5] Соловей Ю.П. Правовое регулирование применения милицией силы //

государство и право. – 1993. - № 4. – с.107.

[6] См.: III сессию Верховного Совета РСФСР. Бюллетень № 15 совместного

заседания Совета Республик и Совета Национальностей от 27 февраля 1991 г.,

М., с. 67.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты