|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Правовое положение индивидуального предпринимателяПравовое положение индивидуального предпринимателяДальневосточный государственный университет Юридический институт Международно-правовой факультет Кафедра гражданского права Правовое положение индивидуального предпринимателя Курсовая работа студентки 3 курса Медведевой Е.М. гр.739-б, международно-правового факультета Научный руководитель: ассистент, Абрамова Е.Н. Владивосток 2003 Содержание 1.Понятие и общие признаки субъекта предпринимательской деятельности без образования юридического лица........................................................................ .. 3 2.Порядок регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности................................................................ ...................................................13 3.Осуществление предпринимательской деятельности:................................. 22 а) открытие счета....................................................................... ...............................22 б) бухгалтерская отчетность.................................................................. .................26 4.Прекращение деятельности................................................................ ................ 29 5.Ответственность индивидуальных предпринимателей.................................33 6.Конституционные гарантии предпринимательской деятельности............39 Заключение.................................................................. ....................................................44 Список литературы.................................................................. ......................................46 1.Понятие и общие признаки субъекта предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность- по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке (ст.2 ГК). При анализе данного понятия можно выделить следующие его признаки. Первым из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества. В законодательном регулировании был разрешён вопрос: прибыль от какой деятельности считается полученной от предпринимательства. Его объектом согласно ГК является пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг. Действительно, по общему правилу предприниматели получают прибыль от реализации товаров и услуг. Несколько абстрактнее выглядит понятие «прибыль от пользования имуществом». Если рассматривать его буквально и в системе с нормами части второй ГК, то договоры займа, подряда, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковского счёта, хранения, поручения, комиссии, доверительного управления имуществом и некоторые другие договоры с элементом прибыли не вправе заключать гражданин, не зарегистрированный в качестве предпринимателя. Вторым признаком предпринимательской деятельности является систематичность её осуществления. Основным препятствием выступает отсутствие легального определения или устоявшегося обычая в понимании систематичности. Одновременно существуют два крайних подхода к этому понятию. Лингвисты утверждают, что «систематический - постоянно повторяющийся, непрекращающийся», а законодатель применительно, например, к трудовому праву полагает систематическими нарушениями трудовой дисциплины, если за них ранее хотя бы один раз применялись взыскания, то есть в понятие «систематичности» укладывается событие, произошедшее хотя бы два раза. В данном случае сложности возникают при оценке предпринимательской деятельности, субъекты которой скрывают ее, а при выявлении отрицают наличие предпринимательства, ссылаясь именно на то, что действия, внешне схожие по цели с предпринимательскими, носят не систематический, а случайный, разовый, повторный и т.п. характер. Недостаточно ясным с точки зрения определения предпринимательства остается и вопрос приобретения акций и облигаций предприятия. Дело в том, что третий признак самостоятельности деятельности можно расценивать по- разному, в том числе и так, что гражданин самостоятельно приобретает ценные бумаги и извлекает прибыль, "пользуясь" ими. Следующий (четвёртый) бесспорный признак предпринимательской деятельности — ее осуществление на свой риск, то есть под собственную имущественную ответственность. Такой риск включает принятие на себя предпринимателем как собственником имущества не только могущих произойти неблагоприятных последствий, но и дополнительного (специфического предпринимательского) риска в обязательственных отношениях. Ответственность предпринимателя является повышенной, на него возлагаются неблагоприятные последствия, возникшие не только по его вине, но и в иных случаях, кроме непреодолимой силы. Право каждого гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной не запрещённой законом деятельности закреплено ст. 34 Конституции РФ. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими общими признаками субъекта гражданского (и предпринимательского) права: а) правоспособностью; б) гражданской дееспособностью; в) иметь имя (фамилия, собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая); г) иметь место жительства (место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно). Закон в категорической форме провозглашает незыблемость правового статуса физического лица (гражданина): никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности, иначе как в случаях и порядке, установленных законом (ч. 1 ст. 22 ГК РФ). Какие бы то ни было иные формы ограничения правового статуса физического лица (гражданина) в принципе не допускаются: -объявляется недействительным акт любого государственного или иного органа, устанавливающего ограничение правосубъектности физического лица (гражданина), которое не соответствует (противоречит, ухудшает) условиям и порядку ограничения дееспособности граждан, установленных законом; - закон отказывает физическому лицу (гражданину) в субъективном праве полного или частичного самоограничения своей правосубъектности, признавая подобные акты волеизъявления ничтожными (недействительными), за исключением случаев, когда такие сделки допускаются. Новый ГК РФ расширил рамки возможностей приобретения правового статуса индивидуального предпринимателя: законодатель демонстрирует это в новом понятии - эмансипация (ст. 27 ГК РФ), согласно которой несовершеннолетний, достигший 16-летнего возраста, может быть объявлен полностью дееспособным. По новому гражданскому законодательству существенно дополнен правовой статус несовершеннолетних, вступивших в брак. Однако если вступивший в брак несовершеннолетний поступает по трудовому договору (контракту) на работу или начинает заниматься предпринимательской деятельностью, то отпадение одного из оснований получения правосубъектности (в данном случае признание брака недействительным) не влияет на статус совершеннолетнего как субъекта права. Вопрос о характере правоспособности индивидуального предпринимателя в литературе остаётся спорным. Одни авторы на основании ст. 4 Закона РСФСР от 7 декабря 1991 года "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" считают, что правоспособность предпринимателя является специальной; другие, учитывая, что в ГК РФ отсутствуют особые правила, касающиеся правоспособности граждан- предпринимателей, делают вывод о том, что ее характер определяется на основе общих правил о правоспособности граждан, которая является универсальной (общей)[1].С формально-юридической точки зрения следует согласиться со второй группой авторов. Действительно, ст. 4 названного Закона РСФСР от 7 декабря 1991 года, ограничивающая правоспособность граждан-предпринимателей установлением ее специального характера, противоречит ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 Гражданского кодекса РФ, а потому не подлежит применению. Однако Кодекс не содержит специальной главы о гражданах-предпринимателях. По признаку дееспособности граждане подразделяются на четыре группы: а) недееспособные — малолетние до шестилетнего возраста, а также признанные судом страдающими психическими расстройствами, не дающими возможность понимать значение своих действий или руководить ими. Они сами не вправе совершать юридически значимые действия. Но сказанное вовсе не означает, что принадлежащее им имущество не может участвовать в гражданском обороте, быть объектом предпринимательской деятельности. От имени детей сделки совершают их законные представители — родители, усыновители или опекуны, а от имени страдающего психическим расстройством — его опекун. При этом на акты распоряжения имуществом необходимо предварительное разрешение органа опеки и попечительства (ст. 37 ГК РФ); б) не полностью дееспособные — малолетние в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. Как правило, сделки от имени малолетнего заключают его законные представители с соблюдением правил ст. 37 ГК РФ. Сам он может совершать лишь мелкие бытовые и некоторые иные сделки, исчерпывающий перечень которых дан в законе (ст. 28 ГК РФ). Несовершеннолетние с 14-летнего возраста вправе самостоятельно совершать в сфере имущественных отношений значительно более широкий круг акций, нежели малолетние. И все другие сделки они также совершают от своего имени, но с письменного согласия своих законных представителей (ст. 26 ГК РФ); в) ограниченно дееспособные — признанные судом злоупотребляющими спиртными напитками или наркотическими средствами, чем ставят свою семью в тяжелое материальное положение. Эти лица вправе совершать мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими они могут лишь с согласия попечителя. Такие граждане самостоятельно несут имущественную ответственность по совершённым ими сделкам и за причиненный ими вред; г) полностью дееспособные. Они вправе самостоятельно заниматься любой предпринимательской деятельностью. Такая дееспособность наступает в трех случаях: с наступлением совершеннолетия — по достижении 18-летнего возраста; в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак; в результате эмансипации. С принятием части первой Гражданского кодекса РФ статус индивидуального предпринимателя получил такую же развернутую правовую характеристику, как и правовой статус юридического лица. Для индивидуального предпринимателя его имя и место жительства стали теперь элементами индивидуализации подобно реквизитам для юридического лица. Гражданин вступает в гражданские правоотношения под своим именем, "включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая". Индивидуальный предприниматель может в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, использовать вымышленное имя (псевдоним) или переменить свое имя. В любом случае имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния (ч.3 ст. 19 ГК РФ). Перемена имени гражданином-предпринимателем не затрагивает существа прав и обязанностей, приобретенных им под своим именем. Дополнительно на него возлагаются обязанности: -уведомления своих должников и кредиторов об изменениях в своем статусе во избежание возможных неблагоприятных последствий (нарушение условий договора, причинение убытков); - внесения за свой счет изменений в документы, оформленные на его прежнее имя. Закон защищает неприкосновенность имени гражданина (ч. 5 ст. 19 ГК РФ), независимо от форм нарушения: -вреда, причиненного гражданину в результате неправомерного использования его имени; - искажения либо использования имени гражданина способами или в форме, которые затрагивают его честь, достоинство или деловую репутацию. Другим обязательным элементом индивидуализации физического лица (гражданина) как субъекта права устанавливается его место жительства. Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В отличие от прошлой практики административной регламентации права на проживание (прописка) гражданин вправе сам определять свое место жительства. [2] Проанализируем правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии с п.1 ст.1 закона РСФСР от 22 ноября 1990 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой других лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и земельных участков, находящихся в использовании, в том числе в аренде, пожизненном наследуемом владении или собственности. Данное легальное определение крестьянского (фермерского) хозяйства послужило основанием его отождествления в литературе и арбитражно-судебной практике с юридическим лицом. Характерно, что в арбитражной практике подобное отождествление наблюдалось тогда, когда предметом спора были требования государственных налоговых инспекций об уплате крестьянскими (фермерскими) хозяйствами налогов, подлежащих уплате юридическими лицами, в частности, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и спец. налога, то есть, когда речь шла об обязанностях крестьянского хозяйства. Однако закон предоставляет крестьянским хозяйствам, как видно из определения, возможность пользоваться правами юридического лица, но не возлагать на них соответствующие обязанности. Поэтому, верно утверждение о том, что «с формальной, юридической точки зрения считать крестьянское хозяйство юридическим лицом и раньше (то есть, до вступления в силу части первой ГК РФ.) было нельзя, поскольку закон его таковым прямо не назвал». Подтверждением может служить закрепление в земельном законодательстве прав на землю крестьянского хозяйства за его главой как гражданином. Ситуация несколько изменилась после вступления в силу части первой ГК РФ, который не только не рассматривал крестьянское (фермерское) хозяйство в качестве организационно-правовой формы юридических лиц - коммерческих организаций, но и прямо относит данные хозяйства, точнее их глав, по статусу к другой категории субъектов гражданского права - физическим лицам-индивидуальным предпринимателям. Данное изменение статуса нашло отражение и в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 года № 2/1 «О некоторых вопросах связанных с ведением в действие части первой ГК РФ». Вместе с тем подобные изменения статуса крестьянского хозяйства не могло привести к каким-либо существенным гражданско- правовым последствиям, поскольку согласно п.3 ст.23 ГК РФ к предпринимательской деятельностью главы крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуального предпринимателя применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность коммерческих организаций. Однако такое изменение правового статуса имеет серьезные налогово- правовые последствия, поскольку налогообложение физических лиц, даже являющихся гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и лиц юридических, особенно коммерческих организаций, существенным образом отличается, причем это различие не в пользу последних. Данное обстоятельство стало реальной основой для споров по поводу статуса крестьянских (фермерских) хозяйств уже после вступления в силу части первой ГК. Краеугольным камнем данных споров выступает вопрос о необходимости перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств в результате принятия ГК РФ. Основываясь на достаточно широкой трактовке ст. 7 Федерального закона от 30 ноября 1994 года «О введении в действие части первой ГК РФ», которая освобождает крестьянские ( фермерские ) хозяйства от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений их правового статуса в связи с приведением в соответствие с нормами части первой ГК , некоторые авторы делают вывод о том, что законодателем «предписывается необходимость изменения организационно- правовой формы крестьянских хозяйств, созданных до введения в действие нового ГК РФ».[3] Но сами авторы задаются вопросом, о каких изменениях идет речь. Представляется, что исходной нормативной базой в данном споре должны быть не косвенные указания Вводного закона, а прямые предписания самого ГК-п.2 ст.23, согласно которому глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Поскольку ГК не предусматривает возможности регистрации самого хозяйства, следовательно, речь идет о регистрации хозяйства до вступления в силу ГК, то есть на основании закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Таким образом, принимая во внимание правило об отсутствии у закона обратной силы, следует согласиться с тем, что с 1 января 1995 года все главы крестьянских фермерских хозяйств приобрели статус индивидуальных предпринимателей со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе налоговыми. К сожалению, Высший Арбитражный Суд РФ не придерживается мнения об автоматическом приобретении главой крестьянского (фермерского) хозяйства статуса индивидуального предпринимателя. Постановлением от 11 ноября 1997 года Президиум ВАС РФ отменил постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 1997 года, исходившего из автоматического признания главы крестьянского хозяйства предпринимателем с соответствующими налоговыми последствиями, и указал на необходимость изменения статуса крестьянского хозяйства для утраты им статуса юридического лица. Такая практика неизбежно порождает существование двух видов крестьянских (фермерских) хозяйств: 1) обладающих статусом юридического лица и 2) глава которых является индивидуальным предпринимателем. Вряд ли законодатель, принимая Гражданский кодекс, стремился создать подобную неопределенную правовую ситуацию, выгодную лишь фискальным органам, которые пользуясь отсутствием и на федеральном, и на местном уровне механизма перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств и даже его ориентиров, осуществляют налогообложение данных хозяйствующих субъектов по правилам, установленным для организаций. Отсутствие у законодателя намерения допустить одновременное существование двух видов крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждается положениями законов, направленных на конкретизацию норм ГК, в частности ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», предусмотревшим особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств по сравнению с иными индивидуальными предпринимателями и обычными гражданами и не указавшим на особенности банкротства данных хозяйств как юридических лиц. Законодатель устанавливает единый статус крестьянских (фермерских) хозяйств.[4] Глава крестьянского (фермерского) хозяйства признаётся индивидуальным предпринимателем. Такое хозяйство может быть создано только одним гражданином или совместно с членами семьи, либо партнёрами с целью производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. В соответствии со статьёй 257 ГК имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 28 февраля 1996 года указано, что крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Его глава признаётся предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства и, следовательно, к предпринимательской деятельности последнего применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или сущности правоотношений. Поэтому споры с участием главы крестьянского (фермерского) хозяйства подведомственны арбитражным судам.[5] Крестьянское хозяйство подлежит регистрации в местном органе самоуправления, в ведении которого находится данный земельный участок. Специфика вещно- правового статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства в отличие от остальных предпринимателей заключается прежде всего в обособлении имущества главы крестьянского хозяйства, приобретенного и используемого для хозяйства, то есть для предпринимательской деятельности. Данное имущество подчиняется режиму общей совместной собственности (п.2 ст. 257 ГК РФ). Остальное имущество главы крестьянского хозяйства находится только в его собственности. Иные члены крестьянского хозяйства никаким правами в отношении данного имущества не обладают. 2.Порядок регистрации и лицензирования предпринимателей без образования юридического лица. Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. Прохождение данной процедуры необходимо для подтверждения легитимности функционирования конкретного лица в хозяйственном обороте. Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью создания, реорганизации и ликвидации предприятии, но и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении. Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей установлен двумя нормативными актами: Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» и Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента № 1482. В настоящее время в России первичная регистрация большинства субъектов предпринимательства осуществляется в заявительном порядке, предусматривающем возможность отказа в ней только по формальному основанию: несоответствие учредительных документов требованиям законодательства. В отличие от отечественного законодательства право зарубежных стран нередко придает регистрации предпринимателей декларативный характер. Это означает, что лицо признается субъектом предпринимательства в силу самого факта совершения в виде промысла коммерческих сделок (независимо от акта регистрации). Предпринимателями де-факто почти во всех западных государствах признаются граждане, осуществляющие коммерческую деятельность без образования юридического лица.[6] Государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в России осуществляется регистрирующим органом сельской, поселковой, районной или городской администрации по месту его постоянного жительства или временного проживания. До регистрации гражданин должен уплатить государственную пошлину (регистрационный сбор), величина которой не может превышать минимальную месячную оплату труда. Регистрационный сбор уплачивается физическим лицом, который изъявил желание заниматься предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Конкретный размер ставки сбора для отдельных плательщиков в пределах установленного размера ставки определяет соответствующая местная администрация при рассмотрении заявления о регистрации (ст.2 ФЗ «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью»). Категории плательщиков, освобождаемых от уплаты этого сбора или имеющих по нему льготу, устанавливаются органами администрации. Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, наделенные полномочиями принимать платежи от населения в доход бюджета, и возврату не подлежит. Вместе с квитанцией об уплате регистрационного сбора гражданин должен представить составленное по установленной форме заявление (бланк заявления выдается в регистрирующем органе), паспорт и 3 фотографии размером 3х4 см. В заявлении указываются сведения о гражданине, включая фамилию, имя, отчество, место рождения, паспортные данные (номер и серия паспорта, кем и когда выдан), почтовый адрес места постоянного жительства или временного проживания. Эти требования закреплены в п.6 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. В случае регистрации по месту временного проживания необходимо указать срок регистрационного учета по этому месту. Документы представляются в регистрирующий орган его учредителем либо направляются в регистрирующий орган ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. Датой предоставления документов для регистрации является дата их фактической подачи или дата почтового отправления, указанная в квитанции о почтовом отправлении. Кроме того, к документам прикладывается конверт с обратным адресом и знаками оплаты почтового перевода. Заявление с просьбой о регистрации рассматривается в 15-дневный срок и гражданину выдается разрешение на право заниматься предпринимательской деятельностью. Разрешение на занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью выдается на срок до пяти лет. На основании выданного регистрационной палатой разрешения лицам, желающим заниматься предпринимательской деятельностью необходимо получить регистрационное удостоверение в том же регистрирующем органе. Государственная регистрация предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в день предоставления документов либо в трехдневный срок с момента получения документов по почте. В тот же срок заявителю выдается свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя на срок, указанный в его заявлении. Свидетельство о регистрации выданное физическому лицу подлежит возврату в 15-дневный срок: а) по истечении срока, на который выдано свидетельство; б) с момента подачи предпринимателем местной администрации, выдавшей свидетельство, заявления о прекращении предпринимательской деятельности. в) в иных случаях, предусмотренных законодательством ( ст.3 ФЗ «О регистрационном сборе...» Выбирая направление своей деятельности, будущий предприниматель должен помнить, что согласно ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98 г. № 158 ФЗ некоторые виды деятельности, осуществляемые на территории РФ предприятиями, организациями, учреждениями, а также физическими лицами, ведущими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подлежат лицензированию. Лицензия - официальный документ, который разрешает данному предпринимателю осуществлять указанную в ней деятельность в течение установленного лицензией срока, а также определяет условия её осуществления. Для того чтобы получить необходимую лицензию, предпринимателю следует предоставить в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, следующие документы: 1.заявление о выдаче необходимой лицензии с указанием: -фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина; -вида деятельности, который предполагается осуществлять; -срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности; 2.копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) 3.справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе 4.документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено предоставление и иных документов. Но в любом случае требовать от заявителя документы, не предусмотренные положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, запрещено. Все документы, предоставленные для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется заявителю с отметкой о дате приема документов указанным органом. За рассмотрение лицензирующим органом заявление соискателя лицензии взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный размер оплаты труда. Решение о выдаче лицензии или об отказе в этом должно быть принято в течении тридцати дней со дня получения от предпринимателя заявления с полным комплектом документов. Более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Иногда для оформления лицензии необходимо провести экспертизу (в том числе независимую). В таком случае решение должно быть приятно в течение 15-дневного срока после получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней со дня подачи заявления, оформленного в установленном порядке, со всеми необходимыми документами. Если же сложность и объем экспертизы достаточно велики и не позволяют получить экспертное заключение оперативно, то срок принятия решения о выдаче лицензии и об отказе в этом может быть продлен на 30 дней. Соответствующее решение принимается руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности. Допустим, лицензирующий орган отказал предпринимателю в выдаче необходимой лицензии. Уведомление об отказе должно быть представлено заявителю в письменном виде в течение трёх дней после принятия данного решения с указанием причины отказа. Основаниями для отказа в выдаче лицензии могут служить: -наличие в документах, представленных соискателем лицензии недостоверное или искажённой информации; -несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям; Если все необходимые требования соблюдены, то выданная предпринимателю лицензия должна содержать следующие данные: -наименование органа, выдавшего данную лицензию; -фамилию, имя, отчество предпринимателя, его паспортные данные (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства); -вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия; -срок действия лицензии; -условия осуществления данного вида деятельности; -регистрационный номер лицензии и дату выдачи. Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от конкретного вида деятельности и составляет не менее 3-х лет. На меньший срок лицензия может быть выдана только по заявлению предпринимателя, обратившегося за её получением. Продление срока действия лицензии производится в том же порядке, что установлен для её получения. Довольно часто индивидуальный предприниматель осуществляет несколько видов деятельности одновременно. В таком случае на каждый из видов деятельности лицензия должна быть оформлена отдельно. Если же лицензируемый вид деятельности планируется осуществлять на нескольких территориально обособленных объектах, то предпринимателю одновременно с лицензией выдается её заверенные копии, в которых указывается местоположение каждого объекта. Лицензия теряет юридическую силу, если у предпринимателя закончился срок действия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В случае изменения паспортных данных или утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии. За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, выдачу указанного документа и внесений в него изменений взимается плата. Размер указанной платы не может превышать одну десятую минимального размера оплаты труда. В период переоформления лицензий предприниматель может продолжать свою деятельность на основании ранее выданной ему лицензии, а в случае её утраты – на основании временного разрешения, которое выдается органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Лицензия подписывается руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, и заверяется печатью этого органа. Если лицензия выдана органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то она дает предпринимателям право осуществлять свою деятельность на территории других субъектов РФ, но при условии регистрации лицензии органами исполнительной власти, соответствующих субъектов РФ. Такая регистрация должна производиться в течение 30-дней. После предъявления лицензиатом оригинала лицензии. Предприниматель должен быть готов к тому, что указанные в лицензии данные, а также условия осуществления существующего вида деятельности и меры безопасности могут подвергаться проверке. После регистрации в лицензии делается соответствующая отметка, означающая, что данная лицензия занесена в реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности вправе аннулировать выданную лицензию, либо приостановить её действие. Происходит это в следующих случаях: . по соответствующему заявлению владельца лицензии; . при обнаружении недостоверных данных в документах, которые были представлены для получения лицензии; . если лицензиат нарушил условия данной лицензии; . при невыполнении лицензиатом предписаний и распоряжений государственных органов или приостановлении ими деятельности физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии с законами РФ; . прекращение действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя без образования юридического лица. В трехдневный срок со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии или её аннулирования лицензирующий орган обязан в письменном виде проинформировать о своем решении лицензиата и органы государственной налоговой службы РФ. Если обстоятельства навлекшие приостановление лицензии изменились, то её действие может быть возобновлено. Лицензия считается возобновленной, когда орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности примет соответствующее решение, о котором в трехдневный срок должен быть поставлен в известность лицензиат. А также органы налоговой службы РФ. Важно иметь в виду, что приостановить действия лицензии могут и другие государственные органы, которым предоставлено такое право, действующим законодательством РФ. Так, органы исполнительной власти субъектов РФ, могут приостановить на своей территории действие лицензий, выданных органами исполнительной власти иных субъектов РФ, в следующих случаях: . если лицензия не зарегистрирована на данной территории; . если лицензиат не выполняет требования, установленные в соответствии с действующим законодательством РФ, для осуществления существующего вида деятельности на данной территории. В трехдневный срок со дня принятия решения о приостановлении лицензии органы исполнительной власти субъектов РФ должны письменно проинформировать о своем решении орган исполнительной власти субъекта РФ, который выдал эту лицензию, органы государственной налоговой службы РФ и лицензиата. Орган, выдающий данную лицензию, вправе её аннулировать. Контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией, возлагается на органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности. Лицензирующие органы обязаны вести реестры выданных, приостановленных, зарегистрированных и аннулированных лицензий. Руководители и должностные лица этих органов несут личную ответственность за нарушение или ненадлежащее использование установленного правительством РФ порядка ведения лицензионной деятельности. В том случае, когда предпринимателя не устраивает решения органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, он вправе обжаловать это решение в судебные органы. Бланки лицензий являются бланками строгой отчетности, имеют учетную серию, номер и степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя. Рассмотрение заявления и выдача лицензии оплачивается предпринимателем. Размер оплаты определяется исходя из соответствующих затрат лицензирующего органа. Кроме того, предприниматель оплачивает расходы на проведение экспертизы. Все виды предпринимательской деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с ФЗ РФ от 25.09.08 № 158-ФЗ (в ред. от 29.12.2000) «О лицензировании отдельных видов деятельности», указаны в ст.17 этого закона. Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержден Постановлением Правительства РФ от 11.04.2000 №326 (в ред. от 17.11.2000). Свыше срока федеральных органов исполнительной власти (комитеты, министерства, федеральные службы и др.) уполномоченные осуществлять лицензирование различных видов деятельности. Кроме того, ещё около 20 видов деятельности подлежат лицензирования органов исполнительной власти субъектов РФ. Лицензии, выданные ранее, действительны до истечения указанных в них срока действия. Особый порядок лицензирования отдельных видов деятельности, среди которых аудиторская, страховая, банковская, розничная торговля подакцизными товарами и др., установлен законами и указами президента.[7] 3. Осуществление предпринимательской деятельности. Правовой статус индивидуального предпринимателя в гражданском обороте равнозначен правовому статусу коммерческих организаций. Индивидуальный предприниматель имеет право заключать сделки от своего имени, иметь свою печать, распоряжаться по своему усмотрению полученной прибылью после уплаты налогов. Индивидуальные предприниматели могут быть участниками полных товариществ и заключать договоры о совместной деятельности. а) Открытие счета и получение кредита В целях содействия гражданам, занимающимся индивидуальной предпринимательской деятельностью, по их просьбе учреждения банка по месту жительства по месту жительства лица в другом банке (с его согласия) могут быть открыты счета для ведения денежных операций. Для открытия счета в банке предприниматель должен представить в учреждения банка следующие документы: . заявление на открытие счета; . регистрационное удостоверение или патент, выданный финансовым (налоговым) органом; . банковскую карточку с образцами подписей, оформленную в установленном порядке и заверенную нотариально; Заявление на открытие счета и карточка с образцами подписей принимается банком без печати. На основании доверенности предпринимателя, оформленной нотариально, счетом могут распоряжаться другие лица. Расчеты с предпринимателями, организациями, учреждениями граждане осуществляют в безналичном порядке. Формы и порядок расчета стороны определяют в договоре. Расчеты с частными лицами могут производить переводами через предприятия связи, путем перечисления на наличные вклады этих лиц учреждения банков (по их заявлению), а также наличными деньгами. Расчетно-денежные документы индивидуальных предпринимателей печатью не заверяются. Учреждение банка принимает эти документы при наличии одной подписи, указанной в карточке образцов подписей. Льготы при получении кредита. Часто встречаются случаи, когда предпринимателю, желающему открыть собственное дело, необходим первоначальный капитал. Зачастую его размеры достигают значительных сумм, собрать которую нет возможности доступными способами (продажей части своего имущества, долговой ссуды у друзей и знакомых). В отличие от акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью, начинающего индивидуального предпринимателя некому наделить уставным фондом, необходимым для начала деятельности. Как правило, в начале своей деятельности большинство индивидуальных предпринимателей располагают не столько денежным, сколько интеллектуальным капиталом, который выражается в идеях и проектах. Вот почему начинающему предпринимателю, прежде всего, следует ознакомиться с действующими положениями налогового законодательства и выяснить какие виды деятельности подлежат льготному налогообложения. Дело в том, что в целях стимулирования определенных видов производства обновления производственной базы и основных фондов на территории РФ действует целый ряд льгот по налогу на прибыль (доход). Предусмотрен также ряд льгот при использовании труда инвалидов, участников ВОВ и т.д. Хотя указанные льготы и способствуют созданию условий для первоначального накопления капитала, полностью разрешить проблему поиска начального капитала с их помощью предпринимателю не удается. Очевидно, что в такой ситуации, придется обращаться за получением финансовой поддержки в коммерческие банки или другие специализированные организации. Ранее, коммерческие банки довольно неплохо сотрудничали с малым, в том числе и с индивидуальным предпринимателем. Высокий уровень процентных ставок и обязательность гарантий возврата кредита в виде какого-либо имущества (залог), на которое может быть обращено взыскание при невыполнении условий возврата, выданного банком кредита, сделали получение ссуды начинающим предпринимателем практически невозможным В настоящее время созданы фонды поддержки малого и среднего предпринимательства, которые размещаются в специализированных коммерческих банках и предназначены исключительно для предоставления кредитов предпринимателям, причем на льготных условиях. Если индивидуальный предприниматель подготовит грамотное технико- экономическое обоснование своей деятельности, по возможности подкрепит его реальными соглашениями, договорами и другими необходимыми документами, то он вполне может расчитывать на получение кредита. Наряду с банками финансовую поддержку индивидуальным предпринимателям могут оказывать и другие специализированные фонды, которые создаются за счет добровольных взносов государственных, кооперативных, общественных и иных предприятий, организаций и учреждений, а также отдельных граждан, в том числе иностранных. Именно эти фонды финансовой поддержки могут выступать гарантами по кредитам, получаемым от коммерческих банков и страховых организаций, а также по страховым взносам при страховании коммерческих рисков. Для поддержки особенно значимых видов деятельности, к которым можно отнести строительство, производство товаров народного потребления, фермерство и др., в указанные фонды могут направляться средства из федерального и местного бюджета. Бюджетные средства могут выделяться специализированным финансовым фондам (за определенную плату) под конкретные территориальные программы развития малого предпринимательства, разработанные органами местного самоуправления. Фонды финансовой поддержки должны ежегодно начислять на переданные им бюджетные средства проценты, которые по решению законодательных органов либо направляются на поддержку предпринимательства, либо зачисляются в доход бюджета. В соответствии со ст.8 ФЗ «О государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» № 88-ФЗ от 14.06.95 г. (в ред. От 31.07.98), государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензий на банковскую деятельность. К основным задачам указанных фондов относятся: . предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством; . долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства. Получая кредит от специализированного фонда, банка или другого финансового учреждения, предприниматель также возлагает на себя обязанности по своевременному возврату полученной ссуды. Задержка платежей по кредиту, полученному в льготном порядке, влечет за собой различные санкции. В случае несвоевременного возврата кредита, обеспеченного залогом, финансовое учреждение без обращения в суд вправе реализовать принятое от предпринимателя в залог имущество и направить выручку его реализации на погашение должности. Предприниматели, начинающие собственное дело, нередко пользуются услугами фирм, осуществляющих лизинговые операции. Лизинг- это сдача в долгосрочную аренду производственных фондов, оборудования, аппаратуры. Лизинговая компания закупает оборудование для использования его арендатором в производственных целях и сохраняет на них право собственности до конца сделки. Такой способ финансирования дает арендатору возможность значительно сократить единовременные затраты, избежать потерь, связанных с моральным износом средств производства. В предпринимательской деятельности довольно часто приходиться прибегать к различным способам обеспечения исполнения обязательств. К одним из самых надежных способов относится залог. В соответствии со ст.334 ГК кредитор по обеспеченному залогом обязательству имеет право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество. Исключение составляют случаи, установленные законом. Залог используется как при получении кредита, так и при других договорных отношениях (купли-продажи, аренды и т.д.). Граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, вправе реализовать результаты своего труда по свободным (рыночным) или договорным ценам, за исключением случаев, специально установленных законодательством РФ. Порядок применения свободных (рыночных) цен и тарифов определен Методическими рекомендациями по формированию и применения свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными письмом Министерства экономики от 6 декабря 1995г.№СИ-484/7-982. Данные рекомендации предусматривают порядок формирования и применения свободных цен и тарифов на продукцию производственно- технического назначения, товары народного потребления и услуги, за исключением тех видов, по которым осуществляется государственное регулирование цен и тарифов, а также импортной продукции. б) Налогообложение и отчетность. Как и коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели являются субъектом налогообложения. Граждане, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность, обязаны вести учет и предоставлять отчетность согласно правилам, установленным государственными налоговыми органами. ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95 №222-ФЗ (в ред. от 31.07.98) определяет правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Данный закон продолжает действовать в части, не противоречащей ФЗ «О едином налоге на вменённый доход для определенных видов деятельности» от 31.07.98 №148-ФЗ (в ред. от 31.03.99). Положения закона №222-ФЗ распространяются как на юридических, так и на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Закон не отменяет принятой ранее системы налогообложения, учета и отчетности, но разрешает субъектам малого предпринимательства (организациям и индивидуальным предпринимателям) применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. В соответствии со ст.1 Закона индивидуальный предприниматель имеет право выбора наиболее приемлемой для него системы налогообложения, учета и отчетности. При этом переход от общепринятой к упрощенной системе налогообложения и отказ от её применения, то есть возврат к общеустановленной системе, осуществляется на добровольной основе в предусмотренном законом порядке. Суть применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности заключается в том, что взамен налога на доход, полученный от предпринимательской деятельности, индивидуальный предприниматель уплачивает стоимость патента на занятие данной деятельностью. Если предприниматель осуществляет несколько видов деятельности, он обязан получить патенты по каждому из них в отдельности. Форма первичных документов бухгалтерской отчетности и порядок ведения книги доходов и расходов, используемых при упрощенной системе, устанавливаются Министерство финансов РФ и распространяются на всех индивидуальных предпринимателей РФ. Порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статической отчетности для граждан, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, остается без изменений. Если вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, подает заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, то он считается субъектом этой системы с того квартала, в котором осуществлена его официальная регистрация. Средства, которые уплачивает индивидуальный предприниматель в качестве годовой стоимости патента на осуществление определенного вида деятельности, направляются в бюджет субъекта РФ, а конкретные ставки единого налога устанавливаются местными органами государственной власти в зависимости от вида осуществляемой деятельности. Патент выдается налоговыми органами по месту постановки предпринимателя на налоговый учет и является официальным документом, удостоверяющим право применения субъектом малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Срок действия патента - один календарный год. Форма патента устанавливается Государственной налоговой службой РФ. 4.Прекращение деятельности индивидуального предпринимательства Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу, и деятельность его прекращается с момента: . вынесение судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом); . получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации; . смерти гражданина. Рассмотрим подробнее первый случай. Индивидуальный предприниматель может быть признан несостоятельным (банкротом) в судебном или добровольном порядке, о чем он должен официально объявить должникам. В соответствии со ст.25 ГК РФ индивидуальный предприниматель может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда в случае, когда он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности. Статья 164 Закона о банкротстве уточняет основания признания индивидуального предпринимателя банкротом, указывая на то, что требование должно быть основано на денежном обязательстве и (или) связано с обязанностью уплачивать обязательные платежи, в том числе и налоги. Кроме того, необходимо наличие двух условий в совокупности: -данные обязательства или обязанности не исполнены предпринимателем в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения; -сумма обязательств превышает стоимость принадлежащего предпринимателю имущества. Дела о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) рассматриваются и разрешаются арбитражным судом. Основания и порядок признания судом индивидуального предпринимателя банкротом или объявления им о своем банкротстве установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятия» от 8 января 1998г. Закон говорит, что предприниматель признается банкротом, если установлено его неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ (услуг), обеспечить обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды в связи с превышением обязательства должника над его имуществом или из-за неудовлетворительной структуры баланса предприятия. Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано должником – индивидуальным предпринимателем, кредитором по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, налоговыми и иными уполномоченными органами по требованиям по обязательным платежам, а также прокурором. При применении процедуры банкротства индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, а также кредиторы по требованиям личного характера вправе также предъявить свои требования. Предприниматель считается банкротом, и его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения арбитражным судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства. У предпринимателя аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. При внесудебном порядке предприниматель считается банкротом после официального объявления им о своем банкротстве в Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ и в официальном издании государственного органа по делам о банкротстве. В объявлении должника о банкротстве и его ликвидации указывается срок для заявления требований и возражений кредиторов против ликвидации должника, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации указанного объявления. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом. Арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Всем известным кредиторам арбитражный суд также направляет решение о признании предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства. Требования кредиторов индивидуального предпринимателя, в случае признания его банкротом, удовлетворяются в соответствии с установленной законом очередностью за счет всего принадлежащего ему имущества, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание согласно гражданскому процессуальному законодательству и Закону РФ «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997г. Индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам своим личным имуществом, а при недостатке у него денежных средств взыскание обращается на конкретное имущество (квартира, автомобиль, и др.) за исключением имущества, определенного перечнем, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ. Под имуществом имеется ввиду, как личное имущество гражданина- предпринимателя, так и его доля в общей или совместной собственности. Заявленные требования кредиторов, в том числе по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, удовлетворяются в порядке очередности. Пунктом 3 ст.25 ГК и п.2 ст. 161 Закона о банкротстве установлено пять очередей: . в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми предприниматель несет ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также требования о взыскании алиментов; . во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплаты труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту и по выплате вознаграждений по авторским договорам; . в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества; . в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; . в пятую очередь производятся расчеты со всеми остальными кредиторами.[8] Требования кредиторов каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточности суммы для полного удовлетворения всех требований одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально сумме признанных требований каждого кредитора очереди. После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, считается свободным от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, даже если они и не были заявлены в арбитражный суд. Считаются также погашенными независимо от того, были ли они фактически удовлетворены, требования по другим обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, которые были предъявлены и учтены судом при признании индивидуального предпринимателя банкротом. Исключение сделано лишь для требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и иных требований личного характера, которые сохраняют свою силу независимо от того, были они предъявлены или нет при осуществлении процедуры банкротства, в том случае, если они остались неудовлетворенными. Сохраняют силу и могут быть предъявлены к гражданину, являвшемуся ранее индивидуальным предпринимателем, требования по другим обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, которые не были заявлены кредиторами при осуществлении процедуры банкротства (п.2 ст.25 ГК, п.3 ст.153 Закона о банкротстве). По завершению процедуры признания индивидуального предпринимателя банкротом его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу. С этого момента все споры с его участием разрешаются в судах общей юрисдикции. 5.Ответственность индивидуальных предпринимателей. Новеллой части первой ГК РФ стало закрепление в п.3 ст. 401 правила о повышенной ответственности за нарушение обязательств лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Как видно из анализа данной нормы, ответственность наступает независимо от вины предпринимателя и ограничена лишь пределами непреодолимой силы. Иными словами, лицо отвечает за последствия случайного нарушения условий обязательства. Законодатель предоставил сторонам обязательства право изменять пределы ответственности. Следует отметить, что институт общей гражданско-правовой ответственности отличается высокой степенью научной разработки. Науке гражданского права также известно определение юридической ответственности как «регулируемой правом обязанности дать отчет в своих действиях», а также как «ответственность за прошлое поведение, вступившее в противоречие с нормами права». Таким образом, договорную гражданско- правовую ответственность можно определить как установленные законом или договором неблагоприятные последствия неправомерного поведения несправной стороны в обязательстве, выражающиеся в лишениях имущественного характера либо в принудительном исполнении первоначальной обязанности. В литературе выделяют от двух до четырех основных целей применения мер ответственности. Как правило, это функции восстановления нарушенных гражданских прав (компенсационная) и предупреждения (воспитания) нарушителя, которая выражается в государственно-властном осуждении поведения нарушителя. Некоторые ученые дополнительно выделяют функцию стимулирования надлежащего поведения (определенного поведения в будущем) и сигнализационную (информационную) функцию, а также функции содействия в преодолении имущественных последствий противоправного поведения, охраны правопорядка. Е.А. Суханов дополнительно называет штрафную (карательную) функцию, реализуемую в отношении правонарушителей.[9] Очевидно, что в каждом конкретном случае все функции могут не реализовываться, однако их совокупность позволяет сформировать целостное представление об общей целевой направленности гражданско-правовой ответственности. Несомненно, основным содержанием гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательства за нарушение обязательства выступают действия должника по компенсации имущественных потерь кредитора - в этом проявляется общая целевая направленность данного института гражданского права. Именно названную функцию гражданско-правовой ответственности следует признать основной (генеральной). Используя метод соотнесения выделяемых в науке гражданского функции (целей) гражданско-правовой ответственности с нормами действующего законодательства, можно прийти к выводу о существовании как минимум двух из них. Существование первой функции, так называемой штрафной, подтверждается наличием в гражданском праве штрафной неустойки, а также возможностью взыскания исключительной неустойки в случае превышения её размеров над размерами убытков контрагентов неисправной стороны (п.1 ст.394). Вторая функция стимулирующая: данную функцию выполняют все меры ответственности, однако наиболее она проявляется в начислении и взыскании законной либо договорной неустойки, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, применяемых при длящемся правонарушении. В данном случае неустойка, проценты за пользование чужими денежными средствами, рассчитываемые по принципу непрерывно текущих, начисляемых за все время нарушения, нарастая, должны под страхом невыгодных последствий побуждать должника к надлежащему исполнения обязанности либо к оперативному устранению допущенных нарушений. Выделяемая в литературе функция охраны правопорядка (например, ст.169 ГК РФ «Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности») не может быть признана даже факультативной целью гражданской ответственности, поскольку является проявлением публично- правового начала и, в свою очередь, реализуется в нетипичном правоотношении, которое носит публично-правовой характер и не обладает признаками гражданско-правовой ответственности. Перечисленные функции можно с определенной долей условности назвать специальными в силу того, что не каждая из них реализуется при возложении конкретной меры ответственности. Вообще можно говорить о том, что государство осуждает действия неисправной стороны в обязательстве. Данная функция, назовем её сопутствующей, практически растворяется как в главной (компенсационной) функции, так и в специальных, но её вычленение необходимо для выявления сути ответственности. Функцию осуждения государством какого- либо поведения можно рассматривать как публично-правовую, не имеющую отношения к взаимоотношениям равных, независимых субъектов гражданского оборота. Однако в силу того, что в реализации гражданско-правовой ответственности государство участвует в том смысле, что оно обеспечивает возможность принудительного исполнения санкции правовой нормы, сущность ответственности некоторым образом оказывается обусловленной этим фактом, приобретая некую публично-правовую окраску, что соответственно влияет на специфику достигаемых при реализации ответственности целей. Предоставление юрисдикционными органами государства защиты исправной стороне обязательства приводит к тому, что государство как аппарат принуждения встает на сторону одного из равноправных участников гражданского оборота, тем самым недвусмысленно демонстрируя свое отношение к неисправной стороне. Неправомерное поведение должника не может восприниматься со стороны государства как нормальное, а, следовательно, подлежит осуждению. В силу специфики гражданско-правовой ответственности - её имущественной (компенсационной) направленности сопутствующая функция тесно связана как с генеральной (компенсационной) функцией, так и со специальными, однако она не может реализовываться самостоятельно. Таким образом, если признавать принудительные меры, применяемые к лицу, не виновному в нарушении обязательства, мерами ответственности, необходимо, чтобы подлежали реализации наравне с генеральной либо одна и более специальные функции, а также обязательно сопутствующая функция. Соответственно если должник не исполнил обязательство в силу препятствия непредвидимого и непредотвратимого при применении обязательной для должника заботливости и осмотрительности, можно ли говорить о наличии каких-либо оснований для соответствующего осуждения его поведения государством? Считается, что нет. Значит, возложение на неисправную, но не виновную сторону каких-либо неблагоприятных последствий, обусловленных неисполнением либо ненадлежащим исполнением ею обязательства, не является мерой гражданско-правовой ответственности. Ответственность- это особая обязанность, установленная в виде общего правила в законе, суть которой сводима к восстановлению предпринимателем имущественной сферы кредитора при случайном нарушении условий обязательства. При добровольной компенсации предпринимателем имущественной сферы кредитора, возникающие правоотношения нельзя отнести к категории охранительных. Что же послужило основанием возложения на предпринимателя подобной обязанности? Понятие предпринимательской деятельности легально сформулировано в п.1 ст.2 ГК РФ. В соответствии с данной нормой предпринимательская деятельность является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематической получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке. Из всех признаков предпринимательской деятельности риск как её неотъемлемый атрибут представляет собой наиболее непонятное явление, значительно отличающее данный род деятельности от какой –либо иной. В настоящее время наиболее удачное определение сформулировал Лиховидов, который под риском понимает объективное состояние возникновения опасности причинения вреда, при которой неизвестно, наступит этот вред или нет.[10] То есть риск не сами неблагоприятные последствия, а угроза их наступления. Категория несения риска в договорном правоотношении предстает пред нами не просто как возложения на лицо, в чьей имущественной сфере произошло случайное событие, всех его неблагоприятных последствий, а как своего рода установленная законом обязанность определенного лица нести неблагоприятные последствия случайно наступившего события (восстановить имущественную сферу потерпевшего), за которое никто не отвечает (не несет ответственности). Учитывая особый характер деятельности предпринимателя, справедливо возложить на него соответствующий риск, связанный с осуществляемой им деятельностью, которая должна приносить прибыль. Действующее российское законодательство знает примеры распределения риска в обязательстве, например, риск случайной невозможности исполнения договора на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ падает на заказчика (п.3 ст.769 ГК РФ). В данном случае общему правилу, даже если исполнитель (должник) является предпринимателем, последний при случайно наступившем нарушении условий обязательства не обязан нести ответственность перед заказчиком, в то время как заказчик обязан оплатить фактически произведенную работу. Возложение на предпринимателя обязанности ответить перед управомоченным договором лицом (то есть компенсировать его имущественную сферу при случайном нарушении предпринимателем условий обязательства) выступает своего рода перенесением на него неблагоприятных последствий, вызванных случайным событием. В этом заключается дополнительный риск, возложенный законом на лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Исходя из приведенных доводов, можно сделать вывод о том, что договорная ответственность предпринимателей не специфична, последние несут ответственность на общих основаниях при наличии: действительной гражданско- правовой связи- договора; факта нарушения обязательства неправомерными действиями либо неправомерным бездействием; вины; в качестве факультативных условий может выступать факт причинения убытков кредитору и необходимая в данном случае причинно-следственная связь. К мерам (формам) ответственности относят возмещение убытков и уплату неустойки. Все остальные выделяемые меры ответственности производны от двух основных, например, проценты за пользование чужими денежными средствами - упущенная выгода, потеря задатка - частный случай уплаты законной неустойки. Уплата неустойки, по общему правилу, преследует цель компенсации потерь кредитора, вызванных неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательств. При таких обстоятельствах логичным выглядит тот факт, что законодатель возложил на предпринимателя, допустившего случайное нарушение условий обязательства, обязанность не только возместить кредитору причиненные убытки, но и в случаях, установленных законом либо договором уплатить неустойку. В действительности, когда нарушение обязательства обусловлено случайным событием, предприниматель в силу законодательного возложения на него соответствующего риска обязан компенсировать имущественную сферу кредитора. Действия предпринимателя, направленные на добровольное возмещение убытков, уплату неустойки, осуществляются не в рамках реализации мер ответственности, а составляют содержание возложенной на него гражданско- правовой обязанности, реализуемой в регулятивном отношении (но не в охранительном).[11] 6.Конституционные гарантии предпринимательской деятельности Модернизация экономической модели, закрепленной в Конституции РСФСР 1978 года в качестве "единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории РСФСР", началась три года назад. Это определение экономики РСФСР, содержавшееся в ст. 16 Конституции РСФСР, было исключено на V Съезде народных депутатов РСФСР. Тем самым государство объявило об отказе от огосударствления всех сфер производства, распределения, обмена. Показательно, что в соответствии со ст. 16 Конституции РСФСР 1978 года распределение предшествовало обмену, то есть обмениваться можно было только тем, что уже распределено в централизованном порядке. Отказ от этого положения явился началом перехода к рыночной модели экономики. Конституционные положения в силу их повышенной стабильности и жесткости не подходят для регулирования рыночных отношений. Их роль состоит в другом - гарантировать устойчивость и предсказуемость законодательства о предпринимательстве, основывающегося на ст. 34 Конституции РФ. Самое важное изменение концептуального подхода к предпринимательству - это помещение ст. 34 в главе 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Трактовка предпринимательства через призму прав человека позволяет утверждать, что отношения государства и предпринимателей являются отношениями равных партнеров и у них имеются взаимные права и обязанности. Если раньше в сфере экономики существовала монополия государства, то теперь предпринимательство рассматривается в Конституции как сфера, в которой приоритетом обладает частный интерес. Поскольку предпринимательство - это сфера частного интереса и инициативы, Конституция РФ не допускает монополии государства на внешнюю торговлю. Имущественная независимость граждан закреплена в ст. 35 и 36 Конституции РФ. Она, как важнейшее условие создания рыночной Среды, означает также равенство, свободу договора, возмещение ущерба участников торгового оборота. Новый для российского законодательства концептуальный подход к предпринимательству как, прежде всего сфере господства частных интересов, трактовка прав предпринимателей как разновидности прав граждан означают, что конституционный статус предпринимателей, независимо от того, государственное это предпринимательство или частное, а также на территории какой области или республики осуществляется предпринимательская деятельность, должен быть единым. Единству статуса предпринимателей служат нормы ст. 71 Конституции, относящие к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, гражданское законодательство, процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности. Единство статуса предпринимателей вытекает и из ст.19 Конституции, закрепляющей важнейший принцип равенства всех перед законом и судом. Правила деятельности для государственного предпринимательства не могут отныне основываться на льготах и привилегиях. Все нормы текущего законодательства о государственном предпринимательстве должны создаваться применительно к правилам о частном предпринимательстве, исходя из того, что это основная форма деятельности. Поэтому указы Президента РФ, предусматривающие реформу государственных предприятий, отмену нетарифного регулирования экспорта, были направлены главным образом на то, чтобы конституционные положения о предпринимательстве претворялись в жизнь. В соответствии со ст.18 Конституции РФ конституционное право на предпринимательство является непосредственно действующим. Прежде всего, непосредственное действие этого права проявляется в том, что оно определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Содержание права на предпринимательскую деятельность может быть выявлено только при системном анализе всех конституционных положений. Конституция как свод важнейших юридических норм, регулирующих отношения между государством и личностью, не может не регламентировать отношения в сфере экономики. Конституционные гарантии предпринимательства настолько многочисленны, что в научном обиходе появилось условное понятие "экономическая конституция", обозначающее проникнутую внутренним единством совокупность конституционных норм, устанавливающих основные гарантии предпринимательства. Содержащиеся в ст.8 Конституции РФ положения о единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, о поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности, о равенстве разных форм собственности позволяют уяснить сущность конституционного права на предпринимательскую деятельность. Конституционные гарантии предпринимательства содержатся во всех главах Конституции, хотя нередко они формулируются в нормах, определяющих полномочия органов власти. Важной составной частью права на предпринимательство является право предпринимателей иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ). Изъятие имущества предпринимателей только по решению суда - важнейшая конституционная гарантия их имущественной независимости от государства. Содержащееся в п.3 ст. 35 Конституции положение о том, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения, исчерпывающе определяет цели и условия изъятия имущества у предпринимателей. Праву предпринимателей на коммерческую тайну как элемент их конституционно-правового статуса коррелирует право каждого свободно получать информацию (ст. 29 Конституции РФ). Каждый член общества вправе претендовать на получение объективной информации о деятельности предпринимательских структур, с тем чтобы они с помощью недобросовестной рекламы не злоупотребляли своими правами. Осуществление предпринимательских прав подпадает под общий конституционный режим - осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции). Обогащает содержание права на предпринимательство содержащееся в ст.30 Конституции право каждого на объединение. Это право применительно к лицам, намеревающимся осуществлять предпринимательскую деятельность, означает свободу создания различных организационно-правовых форм (акционерные общества, товарищества, кооперативы и т. д.). Регистрация объединения означает не получение разрешения от государства, а юридический факт, с которым связывается возникновение правоспособности юридического лица. Конституция РФ закрепляет очень высокое положение международных договоров Российской Федерации в иерархии нормативных актов. Согласно ст. 15 положения международного договора даже выше положений конституционных законов, поскольку если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Общепризнанные принципы и нормы международного права также занимают очень важное место в правовой системе Российской Федерации. В соответствии со ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Таким образом, содержание конституционного права на предпринимательство обогащается и дополнительно гарантируется через подключение к внутреннему конституционному праву положений международного права. При этом иностранные предприниматели пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. C 1 января 1995 года признан утратившим силу Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", ст. 20 которого предусматривала гарантии предпринимательской деятельности. В новом Гражданском кодексе аналогичной статьи нет. В этой ситуации важное значение приобретают конституционные гарантии предпринимательской деятельности. Существенным новшеством Конституции 1993 года является признание прямого действия конституционных норм. Заключение Согласно Гражданскому кодексу существует общее правило, в соответствии с которым, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. После регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин не утрачивает всех тех прав и обязанностей, которые присущи физическому лицу, а именно он может наследовать и завещать свое имущество, работать в государственных и частных организациях, заниматься любой законной деятельностью, если только эту должность или работу разрешено совмещать с предпринимательством. Предприниматель может иметь права как имущественные, так и неимущественные: права автора научного, литературного или художественного произведения, изобретения, открытия либо иного охраняемого законом результата творческой деятельности. Ему принадлежат права на защиту, неприкосновенности личной жизни, другие имущественные и личные неимущественные права, которыми наделены физические лица. В частности, гражданин-предприниматель способен приобретать права и обязанности, связанные с брачно-семейными отношениями. Семейное законодательство распространяется на граждан, являющихся предпринимателями, так же как и на других граждан. В установленном законом порядке индивидуальный предприниматель, как обычный гражданин, может быть по решению суда ограничен в правоспособности (например, когда суд запрещает ему заниматься определенной деятельностью), дееспособности, признан недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим со всеми вытекающими из этого последствиями. Все сделки индивидуального предпринимателя, в основе которых лежит его отказ либо ограничение своей правоспособности или дееспособности, ничтожны. Так, данная кому-либо гражданином-предпринимателем расписка не заниматься каким-то видом деятельности (за исключением случаев, когда это прямо установлено законом, например, запрет самостоятельно осуществлять деятельность, аналогичную деятельности полного товарищества, участником которого является предприниматель) либо завещать кому-нибудь (жене, детям, партнеру по бизнесу и другим лицам) свое имущество будет являться недействительной. Вместе с тем ведение предпринимательской деятельности в качестве предпринимателя без образования юридического лица значительно проще в смысле финансового и налогового учета - ее можно вести и без специального бухгалтерского образования, не имея определенных навыков в этом вопросе. Индивидуальный предприниматель вправе иметь свою печать, свой товарный знак, расчетный счет в банке, заключать сделки и подписывать договоры, получать банковский кредит Занятие предпринимательской деятельностью засчитывается в общий трудовой стаж, что в последствии дает право гражданину на получение пенсии установленным порядком. Одним из преимуществ предпринимательской деятельности без образования юридического лица является то, что ставки налогообложения доходов, полученных с этого вида предпринимательства, в ряде случаев значительно ниже, чем у юридических лиц. Для индивидуальных предпринимателей установлен упрощенный режим налогообложения. Они приобретают годовой патент на определенные виды деятельности, стоимость которого перечисляется в соответствующий бюджет. Кроме того, индивидуальные предприниматели освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость, налога с прибыли, налога с имущества и др. Перед юридическими лицами индивидуальные предприниматели имеют и другие преимущества, предоставленные им как гражданам отдельными правовыми актами. Например, что очень важно в небольших городах или поселках, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность в пределах собственного жилого дома (при использовании части этого дома под производственные мастерские) и не применяющие наемный труд, рассчитываются за электроэнергию, в том числе на производственные нужды, по тарифам, установленным для населения. Список литературы: 1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г. 2. Гражданский кодекс РФ. Ч.1. От 30 ноября 1994 г. 3. Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. От 8 июля 1994 г. 4. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятия» от 8 января 1998г. 5. Архипов Д. Возложение на предпринимателя неблагоприятных последствия случая в обязательствах из договора.// Хозяйство и право, № 2002 6. Григоренко С. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя.//Хозяйство и право,1999.№5 7. Григоренко С. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя. // Хозяйство и право, 1999, №6 8. Закупень Т.В. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Норма-Инфра-М,2001 9. Замалдинов Ш. Новое в правовом статусе индивидуального предпринимателя. Дайджест строй - инфо. 1995,№2 10. Ионова Ж. Государственная регистрация предпринимателей. Юрист,1996.№11 11. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой. Под ред. О. Н. Садикова, - М.: “Контракт”, “ИНФРА*М”, 1997. С. 74. 12. Коршунова, Эриашвили. Предпринимательское право: учебник. Норма, 2000. 13. Кузнецова В. Перерегистрация крестьянских хозяйств: проблемы и пути их решения // Хозяйство и право, 1996, № 2 14. Лиховидов К. Риск как условие дифференциации объема и мер юридической ответственности // Использован текст, содержащийся в СПС «Консультант». 15. Никитин Е. Правовой статус гражданина-предпринимателя без образования юридического лица // Российская юстиция 1997,№12 16. Соловьев А.А. Предприниматель без образования юридического лица,2001. 17. Суханов Е.А. Гражданское право: учебник в 2-х томах. Т.1 ----------------------- [1] С. Григоренко. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя. Хозяйство и право. 1999. № 5. С. 20. [2] Замалдинов Ш. Новое в правовом статусе индивидуального предпринимателя. Дайджест строй-инфо.1995.-№2.-С.5-6. [3] Кузнецова В. Перерегистрация крестьянских хозяйств: проблемы и пути их решения // Хозяйство и право, 1996, № 2,С.60. [4] Григоренко С. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя // Хозяйство и право, 1999, №6,С.24-26. [5] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой. Под ред. О. Н. Садикова, - М.: “Контракт”, “ИНФРА*М”, 1997. С. 74. [6]Ж. Ионова. Государственная регистрация предпринимателей. Юрист. 1996. № 11. С. 34. [7] Соловьев А.А. Кузнецова Г.А. Предприниматель без образования юридического лица.2001.С.3-5 [8] Григоренко С. Проблемы гражданско- правового статуса индивидуального предпринимателя // Хозяйство и право,1999, №6,С.21-22. [9] Гражданское право: учебник. В 2-х т. Т.1/Под ред. Е.А. Суханова, с.432 [10] Лиховидов К. Риск как условие дифференциации объема и мер юридической ответственности // СПС «Консультант» [11] Архипов Д. Возложение на предпринимателя неблагоприятных последствия случая в обязательствах из договора.//Хозяйство и право,2002.-№12.- С???????†??????????.48-50. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |