рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Судебная власть, ее общая характеристика рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Судебная власть, ее общая характеристика

Судебная власть, ее общая характеристика

Введение.

В нашей работе мы рассмотрим судебную власть, отсутствие которой

просто невозможно в любом государстве. Мы постараемся раскрыть сущность

государственной власти и место в ней такой её разновидности, как судебная

власть. Так же я раскрою понятия её основных признаков. Далее мы

рассмотрим систему органов осуществляющих эту власть.

Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но

важна она не только своим существованием, а действительностью и

применимостью в реальной жизни нашего общества.

К сожалению, судебная власть все еще остается слабым местом в России.

Закрепленные в Конституции принципы судоустройства и судопроизводства

реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и

давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные

правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость,

неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут

полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы.

Помимо этого большой проблемой для правосудия в сегодняшнее время стала

коррумпированность судей.

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция

Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь

высший судебный орган для России и ее граждан.

Глава 1.

Понятие судебная власть, как одна из ветвей государственной власти

Государственная власть – это публично-политическое отношение

господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное

принуждение.

Характерные черты государственной власти[1]:

1)распространяется на всё общество

2)носит публично-политический характер

3)опирается на государственное принуждение

4)осуществляется специальными лицами, чиновниками

5)система налогов

6)деление населения по территориальному признаку

Основа построения системы органов государственной власти - разделение

государственной власти на три ветви. «Государственная власть в Российской

федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,

исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и

судебной власти самостоятельны».[2]

Исходя из сказанного ранее, судебная власть является третьей ветвью

власти в Российской Федерации. Судебную власть можно определить как

реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате

органами, возможностями и способностями воздействия на поведение людей и

социальные процессы[3]. Субъектом, осуществляющим её, является только суд,

обладающий для осуществления судебной власти только ему присущими

полномочиями, возможностями и способностями воздействовать на поведение

людей и на процессы, происходящие в обществе.

Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на

принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и

свобод человека — обязанность государства.

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция

Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь

высший судебный орган для России и ее граждан.

Глава 2.

Понятие судебной власти и содержание её основных признаков.

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства -

судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов,

возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем

конституционного, гражданского, уголовного, административного и

арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих

гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений. Судебная

власть призвана охранять право, правовые устои государственной и

общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в

правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не

может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности

суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных

влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и

законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан,

правовой государственности в целом.[4]

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных

признаков [5]:

1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется

государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют

государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти,

реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей

государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

2. Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам,

образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных

на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять

правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в

России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном

законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и

арбитражных заседателей[6]. В соответствии с Всеобщей декларацией прав

человека 1948 г. каждому человеку должно быть гарантировано право (на

основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с

соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом

[7].

3. Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную

власть вправе осуществлять только суды[8]. Важнейшая функция судебной

власти - осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации

принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в

преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

4.Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики

судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только

Конституции Российской Федерации и закону [9]. Независимость судебной

власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться

воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию

по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия.

Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не

делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо

санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют

самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной

власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не

входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не

подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

5. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной

власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно

регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении

конкретных дел. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной

процедуры, представляет собой высокую социальную ценность. Он призван

обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную

власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений,

охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную

власть.

6.Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной

власти[10]. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая

начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта

деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным

законом и протекает в процессуальных формах.

7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их

полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими

федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не

вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею

законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том

числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции

Российской Федерации и закону [11]. Особой юридической силой обладает

толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом

Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех

органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений,

организаций, должностных лиц, граждан и их объединений[12].

Глава 3.

Система органов, осуществляющих судебную власть.

Как определено в Конституции РФ и Федеральном конституционном Законе

«О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в России

осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном

законом порядке к осуществлению правосудия присяжных» народных и

арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать

на себя осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не

предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конституционным Законом о

судебной системе, не допускается.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от

законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством

конституционного, гражданского, административного и уголовного

судопроизводства.

Судебная система — совокупность всех действующих в Российской

Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством

задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов,

построенная с учетом федеративного и административно-территориального

устройства государства[13].

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

. установления судебной системы Российской Федерации Конституцией

Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной

системе РФ;

. соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных

федеральными законами правил судопроизводства;

. применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных

конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов

и норм международного права и международных договоров Российской

Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов

Российской Федерации;

. признания обязательности исполнения на всей территории Российской

Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

. законодательного закрепления единства статуса судей;

. финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального

бюджета.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные

(уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации,

составляющие судебную систему Российской Федерации.

Систему федеральных судов составляют:

1) Конституционный Суд Российской Федерации;

2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

3) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Кроме того Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды

субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые

судьи.

Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным

органом защиты конституционного строя РФ, осуществляющим судебную власть в

форме конституционного судопроизводства[14].

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по

гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам

общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт

разъяснения по вопросам судебной практики[15].

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим

экономическим судебным органом и осуществляет надзор за судебной

деятельностью арбитражных судов РФ. Арбитражный Суд осуществляет судебную

власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений и из

правоотношений в сфере управления. Арбитражный Суд разрешает споры между

предприятиями , учреждениями, организациями, являющимися юридическими

лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую

деятельность без образования юридического лица и имеющих статус

предпринимателя[16].

И Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды

представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей

судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного

строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и

правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной

системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем

установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми

судами установленных правил производства, применения всеми судами

Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности

исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской

Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов

судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая

из этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не

вмешивается в деятельность других.

Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ,

Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов

автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-

Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции

входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды

гарнизонов, округов, флотов. К ней также относятся и мировые судьи, порядок

назначения которых и компетенция законом пока не определены. Система судов

общей юрисдикции является централизованной - возглавляется Верховным Судом

РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и

административным делам. Организуются суды, входящие в эту систему, либо в

соответствии с административно-территориальным делением государства - так

называемые общие суды (в их число входят 21 Верховный суд республик, 6

краевых судов, 49 областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд

автономной области, 10 судов автономных округов, 2456 районных или равных

им судов), либо в соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и других

воинских формирований - военные суды.

Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Российской

Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды

республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации.

Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является

нейтрализованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах

административно-территориальных образований, так и вне их границ.

Одной из важных характеристик судебной системы является понятие

«судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей

юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные

одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое

место в судебной системе.

По этому признаку общие суды подразделяются на суды трех звеньев

(уровней):

. основное звено — районные (городские, межмуниципальные) народные суды;

. среднее звено — Верховные суды республик, краевые, областные суды,

городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и

автономных округов;

. высшее звено — Верховный Суд РФ.

Подобным образом подразделяются военные суды:

. основное звено — суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов;

. среднее, звено — суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и

групп войск;

. высшее звено — Военная коллегия Верховного суда РФ.

Так же подразделяются и арбитражные суды:

. основное звено — арбитражные суды субъектов Российской федерации

. среднее звено — федеральные арбитражные суды округов (всего таких округов

образовано десять);

. высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ.

По процессуальной компетенции суды подразделяются на:

. суды первой инстанции;

. суды второй (кассационной) инстанции;

. суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение),

выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных

дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и

обоснованности этих решений).

Суд первой инстанции — это разбирательство дела по существу с целью

осуждения или оправдания подсудимого — по уголовному делу и удовлетворения

иска или отказа в иске — по гражданскому делу. Дела по первой инстанции

могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное

количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают

районные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные

дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда

Российской Федерации[17].

Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей

доказательств и установлении истины. В результате разбирательства

уголовного дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу — решения,

которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.

Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом

срока (7 дней для приговора, 10 дней для решения) не вступают в законную

силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым,

потерпевшим, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд

второй инстанции.

Суд второй инстанции — для мировых судей и районных судов — областной

и соответствующие ему суды, а для областного суда — Верховный Суд

Российской Федерации) на основании жалоб заинтересованных лип или

кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность

решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и полномочен:

. признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а

кассационную жалобу или протест без удовлетворения;

. установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не

соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на

новое рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело

на дополнительное расследование; изменить в определенных

пределах приговор или решение; вынести новое решение по

гражданскому делу.

По итогам кассационного разбирательства дела суд второй инстанции

выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не

подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно

может быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора.

Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в законе

(председатели областных и соответствующих судов, председатели Верховного

Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры

республик, краев, областей, Генеральный прокурор РФ и его заместители)

проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений

суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции либо

нижестоящей надзорной инстанции.

Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах судов

субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме

Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.

Разбирательство осуществляется без участия народных заседателей; в

судебном заседании, как правило, не участвуют лица, заинтересованные в

деле. В зависимости от результатов рассмотрения дела надзорная судебная

инстанция может оставить без изменения опротестованные судебные акты или

отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела

на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со

стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекратить дело.

Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или

определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой

инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и

проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.

Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий» и

«нижестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних

судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной

и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор,

но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об

оценке доказательств, характере решения.

Конструирование правовых норм, определяющих организацию прокуратуры, в

главе 7 Конституции, озаглавленной "Судебная власть", не должно вводить в

заблуждение и давать повод рассматривать прокуратуру как один из

органов судебной системы. Единственный субъект этой системы - суд.

Заключение.

В данной работе раскрыты такие вопросы, как : понятие судебной

власти, как одной из ветвей государственной власти, содержание ее основных

признаков, так же раскрыта система органов, , осуществляющих данную власть

в России. Помимо этого мы охарактеризовали понятия «звено судебной системы»

и «судебная инстанция».

В конце работы хотелось бы подчеркнуть тот момент, что тема этой

курсовой работы очень актуальна в наше время, так как несмотря на

значительные перемены в юридических основах нашего общества, как то,

принятие новой Конституции Российской Федерации: новый Гражданский Кодекс,

новый Уголовный Кодекс, огромное количество принципиально новых нормативно-

правовых актов и др. судебная власть и документы, которые ее регламентируют

еще далеки от совершенства. Необходимо провести большую работу в целях

повышения «качества» работы органов судебной власти, для этого необходимо

обеспечить реальную независимость судей, материально-техническую базу для

органов, осуществляющих правосудие, а самое главное привести в соответствие

с сегодняшними требованиями нормативно-правовую базу. Основой, которой и

послужит Конституция Российской Федерации, которая хотя и дала

основополагающие принципы работы судебной власти, но не может

регламентировать все аспекты работы органов правосудия. Для этого

необходимы еще новые Кодексы и огромное количество нормативных актов,

регламентирующих осуществление правосудия в наше время

. Список литературы.

1. Г.А.Воробьёв «Основы государства и права» Учебное пособие, Краснодар-

1998.

2. С.А. Воронцов. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской

Федерации. М-1999.

3. К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ. Учебник. М-2000.

4. В.Н. Хропанюк «Теория государства и права» М-1996.

5. В.П.Божьев Правоохранительные органы РФ. М-1997

Конституция Российской Федерации (от 12.12.93)

6. Федеральный Конституционный Закон о Судебной системе Российской

Федерации (от 31.12.96)

7. Всеобщая Декларация Прав человека (от 10.12.48)

8. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации (от 21.07.94)

9. Уголовно Процессуальный Кодекс Российской Федерации (от 07.08.00)

-----------------------

[1] Г.А.Воробьёв «Основы государства и права» Учебное пособие, Краснодар

1998 г. стр.125

[2] Конституция РФ ст.10

[3] К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ. Учебник. М-2000. стр.42.

[4] В.Н. Хропанюк «Теория государства и права», М-1996 г. стр. 84–85.

[5] В.П.Божьев Правоохранительные органы РФ. М-1997 г. стр.43-46.

[6] Закон о Судебной системе. Ст.1, ч 1.

[7] Всеобщая Декларация Прав человека Ст. 10.

[8] Закон о Судебной системе ст. 1

[9] Закон о Судебной системе ст. 5 ч. 1 и 2

[10] Конституция РФ ст. 118,

[11] Закон о Судебной системе ст. 5. ч. 1, 2

[12] Закон о Конституционном Суде ст. 106

[13] В.П.Божьев Правоохранительные органы РФ. М-1997 г. стр.49

[14] Г.А.Воробьёв «Основы государства и права» Учебное пособие, Краснодар

1998 г. стр. 148

[15] Конституция РФ ст.126

[16] Г.А.Воробьёв «Основы государства и права» Учебное пособие, Краснодар

1998 г. стр. 152

[17] Уголовно Процессуальный Кодекс РФ. Ст. 38

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты