рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Защита прав субъектов финансовых правоотношений рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Защита прав субъектов финансовых правоотношений

Защита прав субъектов финансовых правоотношений

Реферат

по теме: «Защита прав субъектов финансовых правоотношений»

Работу выполнил:

студент

факультета

«ЭКОНОМИКА И ПРАВО»

по предмету:

«Финансовое законодательство»

План:

1. Понятие субъектов финансового права;

2. Порядок защиты прав и законных интересов участников финансовых

общественных отношений;

3. Административный порядок защиты прав субъектов финансовых

правоотношений;

4. Судебный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений;

5. Роль Конституционного суда в защите прав субъектов финансовых

правоотношений;

6. Литература.

1. Понятие субъектов финансового права;

Участники финансовых правоотношений именуются субъектами финансового права.

Финансовое правоотношение устанавливается между физическими и

юридическими лицами. Поэтому в качестве субъектов гражданских

правоотношений могут выступать отдельные индивиды, определенные

коллективы людей и в конце концов само государство. Кстати следует

добавить, что в финансовых правоотношениях могут быть завязаны как

внутренние физические и юридические лица (резиденты), так и иностранные

(нерезиденты) в качестве субъектов финансовых. Их статус определяется

законом.

Государство – как субъект финансового права выступает в качестве сборщика

налогов и других обязательных платежей, в качестве кредитора или другого

источника финансирования и т.д. Также следует отметить наличие не

индивидуальных и индивидуальных субъектов финансовых правоотношений. Не

индивидуальные субъекты финансового права – это организации. Они являются

субъектами финансового права в области государственного и банковского

кредита, налогообложения, страхования и т.д. Индивидуальные субъекты

финансового права – это граждане. Их права и обязанности связаны главным

образом с налоговыми и другими обязательственными платежами, поступающими

в распоряжение государства. Законодательство устанавливает в качестве

основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него

дохода, повышающий установленный необлагаемый минимум, или определенного

имущества, подлежащего налогообложению. Граждане могут вступать в

финансовые правоотношения и по другим поводам – в связи с участием в

самообложении, в государственных денежно-вещевых лотереях, в области

государственного и банковского кредита, государственного страхования. Что

касается иностранных лиц без гражданства, то законодательство определяет,

в каких случаях они являются субъектами финансовых правоотношений.

2. Порядок защиты прав и законных интересов участников финансовых

общественных отношений;

Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и

обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко

применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении

разъяснительных работ. В результате большей частью субъектов они

выполняются добровольно. В случае нарушения установленных в области

образования, распределения и использования государственных и местных

денежных фондов правил вводится в действие метод принуждения в различных

его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.). Важно,

чтобы в соотношении этих методов противоречивость принадлежала методу

убеждения; такая последовательность свойственна высокому уровню

правосознания, к которому область финансов в условиях перехода к рыночным

отношениям предъявляет повышенные требования.

Вместе с тем, еры государственного принуждения являются неотъемлемым

элементом механизма правового регулирования финансовых отношений, как и

любых других общественных отношений. Следовательно, использование мер

государственного принуждения необходимо и в случаях возникновения

потребностей в защите либо в восстановлении нарушенных прав и законных

интересов субъектов финансового права. Это относится ко всем видам

субъектов – государству, административно-территориальным образованьям,

гражданам, государственным и местным органам власти, предприятиям,

организациям, учреждениям.

Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых

правоотношениях, применяется административный и судебный порядок, что в

настоящее время является общим правовым правилом. Естественно, что

содержание их в области финансовых правоотношений имеет свои особенности.

Следует заметить, что до 90-х годов преобладал административный порядок

защиты прав субъектов финансового права. Судебный порядок применялся в

основном при защите интересов государства в целях взыскания налогов, не

внесенных в установленные сроки. Гражданин же свои права защищал в

административном порядке.

Латвийское законодательство с тех пор расширило сферу применения судебного

порядка применительно ко всем субъектам финансового права. При этом в

финансовых отношениях действуют оба названных порядка защиты прав, а

разрешение дела в административном порядке не исключает возможности

обращаться при не удовлетворяющем исходе в суд или арбитраж.

3. Административный порядок защиты прав субъектов финансовых

правоотношений;

Административный порядок защиты действует главным образом в случае

применения мер государственного принуждения, связанного с защитой прав в

области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам,

предприятиям, организациям, учреждениям. Широкая сфера его применения в

этом случае вызвана необходимостью оперативных действий в области

финансов. Однако он по прежнему предусмотрен и в случаях защиты прав

граждан в этих отношениях при возможности их обращения в суд.

В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав

имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений

при внесении решения соответствующими государственными органами (помимо

судебного разбирательства). Например, при защите прав государства на

получение налоговых платежей – бесспорный порядок взыскания их с

предприятий, организаций, учреждений по распоряжению органов

государственной налоговой службы при не внесении платежей в срок; тот же

порядок взыскания платежей, не внесенных в государственные внебюджетные

фонды, и целевых субвенций, выделяемых в нижестоящие бюджеты или

внебюджетные фонды вышестоящими органами при нарушении условий

использования на основании решений этих органов и т.д. В денежно-

кредитной сфере Банк Латвии в целях защиты интересов клиентов в

одностороннем порядке вправе повысить нормы обязательных резервов

коммерческих банков, депонируемых в нем.

В свою очередь, субъекты, к которым применены меры, вытекающие из

рассмотренного порядка, в целях защиты своих прав и законных интересов

вправе, во-первых, обжаловать действия соответствующих государственных

органов также в административном порядке по подчиненности и, во-вторых,

обратиться в суд или арбитраж. Оба порядка защиты прав указанных

субъектов в области финансовых отношений могут быть использованы и в

других случаях их нарушения.

4. Судебный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений;

В финансовом законодательстве последнее время особое внимание уделяется

праву на судебную защиту. Так по законодательству Латвии представительным

и исполнительным органам власти и органам местного самоуправления

гарантируется судебная защита этих прав – они могут обратиться в районные

и окружные суда. Закреплено также право Банка Латвии обращаться в суды с

исками о признании недействительными актов государственной власти и

органов местных самоуправлений.

В финансовых правоотношениях государства с участием граждан также действует

административный и судебный порядки защиты прав и законных интересов

обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного

порядка который имеет конституционную основу. По Конституции Латвии, в

разделе о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована

судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия)

органов государственной власти, органов местного самоуправления и

должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Если исчерпаны все имеющиеся

внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в

соответствии с международными договорами ЛР обращаться в международные

органы по защите прав.

На основании законодательства Латвии можно обжаловать решения суда. К

таким действиям (решениям) отнесены единоличные и коллегиальные действия

(решения).

Помимо всего вышесказанного в законодательных актах, регулирующих

финансовую деятельность государства, могут особо закрепляться полномочия

граждан по обжалованию в суд принятых в данной сфере решений

государственных органов.

Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в

суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, то есть использовать

административный порядок защиты.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав

гражданства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов,

финансовых санкций и т.д.).

Важной стороной защиты прав в финансовых отношениях с государством является

установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и

юридическим лицам, причиненного незаконными действиями государственных

органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных

платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми инспекциями,

подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие

ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб – возмещению. Эта норма

имеет конституционную основу.

1. Роль Конституционного суда в защите прав субъектов финансовых

правоотношений

Ролью Конституционного суда в защите прав субъектов финансовых

правоотношений выступает судебный контроль за соблюдением конституционных

прав, т.к. содержание законов, регулирующих нашу жизнь не должны идти в

разрез с конституцией. У нас в Латвии Конституционный суд был создан и

начал свою работу с 1996 года, в функции которого входит контроль за

соблюдением Конституционных норм.

Следует отметить, что в период посттоталитарных реформ конституционные суды

начали учреждаться в странах Восточной Европы. В СССР времен перестройки

Комитет конституционного надзора был скорее одной из модифицированных

имитаций государственно-правовых форм, чем реальным гарантом

конституционных прав и свобод. Напротив, Конституционный суд Российской

Федерации, учрежденный в 1991 г., уже в одном из первых постановлений

продемонстрировал свои возможности в деле защиты конституционных прав и

свобод, в частности, он признал законодательство и обыкновение

правоприменительной практики, ограничивающее право граждан на судебную

защиту по делам о восстановлении на работе, не соответствующими

Конституции". Однако пока еще не представляется возможным делать какие-либо

выводы о практике этого суда как в России так и в Латвии.

6. Литература.

1. Финасовое право» учебник под редакцией Н.И. Химичевой, М.: издательство

БЕК, 95 г.

2. “Финансовое право” А.А. Жданов., М. 1995 г.

3. «Финансовое право» Грачева Е.Ю. Москва, «Новый юрист», 1998 г.

4. «Финансовое и банковское право» Словарь – справочник, Москва 1998 год

5. «Хозяйственное прав» О.Лукашина Рига, 1997 года

6. «Конституционный суд – его история и практика» Москва,1996 год

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты