|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Анализ рисков проекта глобальной интернетизации школ РоссииАнализ рисков проекта глобальной интернетизации школ РоссииМинистерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ Институт инноватики и логистики Кафедра Инновационного менеджмента Домашнее задание №1 Риск и неопределенность в проектах Анализ рисков проекта глобальной интернетизации школ России. (Эксперт, "Интернет-Образование" специальный выпуск от 16 октября 2000 года) ВЫПОЛНЕНО студенткой V курса дневного отделения Специальность «Маркетинг» Большаковой Еленой Борисовной ПРОВЕРЕНО «___» _____________ 2002 года Быковым М.Б. _____________________________________ ЗАЩИЩЕНО «___» _____________ 2002 г. с оценкой «_____________________________» ________________________________________ Москва, 2002 |Эксперт, "Интернет-Образование" специальный выпуск от 16 |ИНТЕРНЕТ И | |октября 2000 года |ОБРАЗОВАНИЕ | | | | Сеть для школы Государство и общество осознали необходимость подключения российских школ к Интернету Компьютер и Интернет наконец осознаны как необходимые предметы школьной обстановки. В программе стратегического развития России на 2001-2010 годы, больше известной как программа Грефа, в разделе, посвященном образованию, правительство обещает "обеспечить до 2005 года компьютерными классами, подключенными к глобальной Сети, не менее 60% общеобразовательных школ". Цифра на первый взгляд утопическая. Но сейчас уже очевидно, что затягивание с технологической реформой образования грозит России все усиливающимся отставанием от развитых стран. Ведь образование - один из базовых параметров, обеспечивающих развитие экономики и общества в целом. Аналитики считают, что информация в следующем веке будет главным богатством стран. На Западе политики, стоящие у власти, видят в именно ускоренном развитии информационных технологий, а не в мощи пушек и в богатстве недр, ту основу, которая обеспечит их странам конкурентное преимущество и стабильное развитие в будущем. Поэтому и приняла в компаниях колоссальный размах "гонка за мозгами". Информационные технологии массированно внедряются в производство, и уже в отношении любой отрасли немыслимо говорить о грамотном специалисте, если он не умеет работать с информацией. По всему миру люди учатся чуть не с младенческого возраста и до самых седин. Только в США в этом году за виртуальные парты сядет в общей сложности 1 млн. человек - от школьников начальных классов до топ- менеджеров транснациональных компаний. В России же тех, кому доступны новые образовательные технологии, пока на порядок меньше. Учить по-новому Зная нынешнее состояние дел в нашем образовании, трудно представить себе, что российские дети, живущие в отдаленных поселках, куда дрова завезти проблема, через пять лет без проблем будут работать на чем-нибудь "Intel inside". У нас из 69 тысяч школ не наберется трех тысяч, которые имели бы доступ в Интернет. Даже в Москве на один персональный компьютер приходится 200 учеников. И вопрос компьютеризации и интернетизации школы стоит острее, чем в какой бы то ни было другой отрасли, потому что никакой прорыв в будущем не возможен, если у нынешних детей не будут сформированы навыки активного воздействия на складывающуюся информационно- технологизированную реальность. Сердцевиной реформы образования должен стать переход к открытому образованию, позволяющему детям самостоятельно выбирать траекторию обучения, углубленно изучать избранный предмет еще в школе, считает один из идеологов реформы образования ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, интервью с которым мы публикуем в этом выпуске. Но переход на новые образовательные технологии невозможен без тотального переоснащения школы. Компьютер, новые мультимедийные технологии и Интернет могут дать отдаленным школам доступ к образовательным ресурсам единого для всей страны качества, а значит, обеспечить всем гражданам страны равный доступ к знанию. Бюджетные приоритеты В текущем году при увеличении бюджетных расходов на социальную сферу в среднем на 37% расходы на образование были увеличены на 50%. Впервые с 1992 года образование действительно получило прибавку. Однако достаточно ли этих средств, чтобы реанимировать систему образования в целом? Министр образования России Владимир Филиппов, принявший участие в "круглом столе", посвященном стратегии интернетизации школы, считает, что "достаточных средств нет, и в ближайшие пять лет не будет. Будут необходимые". В следующем году ассигнования еще вырастут, и дополнительно к ним решением президента из Федеральной программы развития образования выделен 1 млрд рублей на приобретение компьютеров. Школы в регионах получат эти деньги при условии, что к финансированию на паритетных началах подключатся местные власти. О своей готовности участвовать в этой программе уже заявили глава администрации Воронежской области Иван Шабанов, губернатор Самарской области Константин Титов, губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский и губернатор Томской области Виктор Кресс, которых мы попросили принять заочное участие в нашем "круглом столе". Вдобавок ко всему бюджет образования становится теперь "инвестиционным", в него включен так называемый бюджет развития, то есть средства, предназначенные исключительно на укрепление материальной части, в том числе на закупку компьютеров и подключение школ к Интернету, неразменные на текущие платежи. И все же двух миллиардов рублей, которые могут быть собраны, хватит на 75-76 тысяч компьютеров. У нас 40 тысяч школ, расположенных на селе и в малых городах, так что в большинстве из них полноценных компьютерных классов не получится. Правые силы в Думе добиваются увеличения доли расходов на образование в бюджете, сообщил лидер СПС Борис Немцов, и есть надежда на принятие такого решения Госдумой, поскольку избирателям вряд ли понравится обратное. Но власти рассчитывают, что эту программу поддержит и бизнес. Технология и психология Обучение школьников компьютерному делу следует вести параллельно с оснащением школ техникой, но до того еще следует научить работать с компьютером и Интернетом учителей, пока не слишком еще готовых к новым веяниям. Такую задачу ставит своей целью организатор "круглого стола" Федерация интернет-образования, созданная нефтяной компанией "ЮКОС". В рамках реализуемого федерацией масштабного проекта "Поколение.ru" предполагается обучить работе с Интернетом четверть миллиона учителей в 50 регионах страны. Летом этого года курсы федерации окончили первые выпускники. Понимая важность обмена методологической информацией, Федерация интернет-образования на минувшей неделе открыла специализированный портал "Учитель.ru", где учителя могут обсудить между собой и со специалистами возникающие сложности и где собираются данные об имеющихся методиках обучения по различным предметам с использованием Интернета. "Посмотрите, сколько нулей в таблице, где мы свели эти данные, - говорит директор по развитию Федерации интернет-образования Ирен Нелсон. - Наша задача - заполнить эти пробелы". Задачу технического переоснащения школы решить нужно - это ни у кого уже сомнений не вызывает, подчеркивали участники "круглого стола". Теперь важно добиться систематизации этой работы и объединения усилий всех заинтересованных в развитии школы сторон: реформаторов в правительстве, здравомыслящих сенаторов и депутатов, понимающих свою ответственность перед обществом, бизнесменов. Это позволит оптимально распорядиться появившимися наконец у образования ресурсами, такой вывод сделали участники "круглого стола". 1. Описание проекта Проект глобальной интернатизации школ России, являющийся частью программы Грефа, заключается в основном в том, что компьютер, новые мультимедийные технологии и Интернет могут дать отдаленным школам доступ к образовательным ресурсам единого для всей страны качества, а значит, обеспечить всем гражданам страны равный доступ к знанию. В программе стратегического развития России на 2001-2010 годы в разделе, посвященном образованию, правительство обещает "обеспечить до 2005 года компьютерными классами, подключенными к глобальной Сети, не менее 60% общеобразовательных школ". Обучение школьников компьютерному делу следует вести параллельно с оснащением школ техникой, но до того еще следует научить работать с компьютером и Интернетом учителей, пока не слишком еще готовых к новым веяниям. Такую задачу ставит своей целью организатор "круглого стола" Федерация интернет-образования, созданная нефтяной компанией "ЮКОС". В рамках реализуемого федерацией масштабного проекта "Поколение.ru" предполагается обучить работе с Интернетом четверть миллиона учителей в 50 регионах страны. 2. Факторы риска, упоминаемые в статье 1. … правительство обещает "обеспечить до 2005 года компьютерными классами, подключенными к глобальной Сети, не менее 60% общеобразовательных школ". Цифра на первый взгляд утопическая… - несоизмеримость планируемых действий с реальными возможностями. 2. … затягивание с технологической реформой образования грозит России все усиливающимся отставанием от развитых стран… - утрата конкурентной позиции на мировом рынке образования. 3. …что российские дети, живущие в отдаленных поселках, куда дрова завезти проблема, через пять лет без проблем будут работать на чем-нибудь "Intel inside"… - неразвитая инфраструктура в регионах. 4. … что "достаточных средств нет, и в ближайшие пять лет не будет. Будут необходимые"… - недостаток финансирования. 5. … до того еще следует научить работать с компьютером и Интернетом учителей, пока не слишком еще готовых к новым веяниям… - неготовность преподавателей к новой системе образования. 3. Анализ интересов участников проекта Данный проект является областью пересечения интересов 4 сторон: Министерства Экономики, Министерства Образования, Администраций Регионов и Федерации Интернет-Образования. Герман Греф, представляющий интересы Министерства Экономики в данном проекте - фактический инициатор программы стратегического развития России, частью этой программы и является глобальная интернетизация российских школ с целью доступа к общероссийским ресурсам и возможностью получения единого образования. Владимир Филиппов, министр образования, придерживается обычной для страны позиции урезания бюджета на самые главные сферы жизни страны. В данном случае своими словами он выражает свое несогласие с позицией Грефа, не желая обеспечивать столь необходимую для страны программу и видимо не понимая, что с каждым месяцем и годом Россия всё больше утрачивает свою позицию страны с лучшим в мире образованием. Главы Администраций Регионов (глава администрации Воронежской области Иван Шабанов, губернатор Самарской области Константин Титов, губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский и губернатор Томской области Виктор Кресс) поддерживают идею интернатизации и выражают свою согласие, предлагают поддержку. Федерация Интернет-Образования, созданная нефтяной компанией «ЮКОС», ставит задачу обучения школьников компьютерному делу, которое следует вести параллельно с оснащением школ техникой, но до того еще следует научить работать с компьютером и Интернетом учителей, пока не слишком еще готовых к новым веяниям. В целом государство делает бюджет образования "инвестиционным", в него включен так называемый бюджет развития, то есть средства, предназначенные исключительно на укрепление материальной части, в том числе на закупку компьютеров и подключение школ к Интернету, неразменные на текущие платежи. И все же двух миллиардов рублей, которые могут быть собраны, хватит на 75- 76 тысяч компьютеров, то есть в большинстве школ полноценных компьютерных классов не получится. Власти рассчитывают, что эту программу поддержит и бизнес. 4. Анализ факторов риска проекта 1. несоизмеримость планируемых действий с реальными возможностями: . спекулятивный риск, т.е. для точного планирования и заявлений о сроках реализации проекта необходимо учитывать финансовый фактор, затраты должны быть тщательно просчитаны, в результате правильных подсчетов такой риск отпадёт; . скорее относится к систематическим рискам, т.к. тенденция «обещаний» распространяется на все сферы, особенно, на социальные; . относится к внутренним рискам на государственном уровне, т.к. существует внутри государства и к внешним, рассматривая межведомственную ситуацию, существует не только на стадии разработки, но и на стадии реализации. 2. утрата конкурентной позиции на мировом рынке образования: . является результатом неопределенности сроков реализации проекта (фактических сроков, а не планируемых) и непонимания важности позиции России на мировом рынке образования; . риск является спекулятивным, т.к. Россия – не первая страна (а, даже скорее, последняя), реализующая данный проект; . относится к внутренним рискам на стадии роста при разработке внутреннего графика реализации проекта, логистическим риском при реализации проекта и стратегическим при принятии решений; . риск снижается при осознании роли образования и, следовательно, при достаточном финансировании этой сферы. 3. неразвитая инфраструктура в регионах: . является спекулятивным риском, однако государству гораздо удобнее причислять этот риск к чистым; . риск систематический, т.к. в отдаленных районах инфрастуктура не развита вообще (речь идёт не просто о какой-то недооснастке какой- либо техникой, а о неразвитости в целом, особенно, в деревнях); . является больше внутренним риском, т.к. действует применительно к каждому отдельно взятому населенному пункту или учебному учреждению, однако, учитывая сложившуюся в стране ситуацию, риск запросто может быть причислен к внешним; 4. недостаток финансирования: . приводит к неопределенности финансово-экономических показателей реализации проекта (особенно, когда неизвестно точно, какая всё-таки сумма будет перечислена на образование); . риск является спекулятивным, т.к. на него возможно повлиять (привлечь, например, иностранные инвестиции на развитие этой программы); . относится к внутренним операционным рискам; . относится также к неэффективности управления вследствие криминализации финансовых сфер. 5. неготовность преподавателей к новой системе образования: . относится к спекулятивным рискам (в проекте предусматривается подготовка преподавателей для новой программы); . относится к систематическим рискам, т.к. на данном этапе проекта этап подготовки преподавательского состава по регионам реализован не был; . является риском внутренним, т.к. касается непосредственно системы образования; . относится к рискам персонала (его неподготовленности). |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |