рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Информационное оружие и информационные войны рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Информационное оружие и информационные войны

Информационное оружие и информационные войны

Реферат

«Информационное оружие и информационные

войны».

Сейчас много говорят об информационном оружии и новом лице войны.

Основной тезис состоит в том, что войну можно вести более профессионально и

"цивилизованно". Вместо того, чтобы вводить в стан противника танки врага

можно ослабить более эффективно и даже жестоко, аккуратно нарушая

складывающийся у него информационный механизм управления, вскрывая

финансовые коммуникации, направляя в желательно для нападающего русло

развитие информационной сферы путем внедрения устаревших информационных

технологий.

С переходом от индустриального общества к информационному и

соответствующим развитием информационных технологий значительное внимание

уделяется новейшим видам так называемого “гуманного оружия” (“несмертельным

видам оружия и технологий войн”). К ним относятся информационное,

психотронное, экономическое, консциентальное оружие и пр. Особое место

среди них занимает информационное оружие и технологии ведения

информационной войны. Об их значимости свидетельствует то, что США создали

информационные войска и уже третий год выпускаются подразделения

кибервоинов. Сегодня в директивах Министерства обороны США подробно

излагается порядок подготовки к информационным войнам. По своей

результативности информационное оружие сопоставимо с оружием массового

поражения. Спектр действия информационного оружия может простираться от

нанесения вреда психическому здоровью людей до внесения вирусов в

компьютерные сети и уничтожения информации. Пентагон на суперкомпьютерах

моделирует варианты возможных войн в XXI столетии с использованием методов

и технологии “несмертельного оружия”.

В вооруженных силах НАТО, особенно США, значительное внимание

уделяется роли “несмертельного оружия” и технологий, прежде всего

информационному оружию и психолого-пропагандистским операциям в войнах XXI

века, которые существенно изменяют характер применения сухопутных, военно-

воздушных и военно-морских сил на ТВД и геополитического и цивилизационного

противоборства основных центров формирующегося многополярного мира.

Отличие видов и технологий “несмертельного оружия” от обычного

военного оружия состоит в том, что оно акцентирует внимание на

использовании алгоритмов и технологий, концентрирующих в себе базовые

знания, направленных на поражение противника. Информационная война по сути

олицетворяет собой войну цивилизаций за выживание в условиях постоянно

сокращающихся ресурсов. Информационное оружие поражает сознание человека,

разрушает способы и формы идентификации личности по отношению к

фиксированным общностям, оно трансформирует матрицу памяти индивида,

создавая личность с заранее заданными параметрами (тип сознания,

искусственные потребности, формы самоопределения и т.д.), удовлетворяющих

требования агрессора, выводит из строя системы управления государства-

противника и его вооруженных сил.

Доказано, что наибольшие потери вооруженные силы несут от применения

против них “несилового” информационного оружие и, в первую очередь, от

воздействия поражающих элементов, действующих на системы управления и

психику человека. Информационное и консциентальное оружие воздействует на

“идеальные” объекты (знаковые системы) или их материальные носители.

В настоящее время осуществляется глобальная информационно-культурная и

информационно-идеологическая экспансия Запада, осуществляемая по мировым

телекоммуникационным сетям (например, Internet) и через средства массовой

информации. Многие страны вынуждены принимать специальные меры для защиты

своих сограждан, своей культуры, традиций и духовных ценностей от чуждого

информационного влияния. Возникает необходимость защиты национальных

информационных ресурсов и сохранения конфиденциальности информационного

обмена по мировым открытым сетям, так как на этой почве могут возникать

политическая и экономическая конфронтация государств, новые кризисы в

международных отношениях. Поэтому информационная безопасность,

информационная война и информационное оружие в настоящее время оказались в

центре всеобщего внимания.

Информационным оружием называются средства:

. уничтожения, искажения или хищения информационных массивов;

. преодоления систем защиты;

. ограничения допуска законных пользователей;

. дезорганизации работы технических средств, компьютерных систем.

Атакующим информационным оружием сегодня можно назвать:

. компьютерные вирусы, способные размножаться, внедряться в программы,

передаваться по линиям связи, сетям передачи данных, выводить из строя

системы управления и т. п.;

. логические бомбы - программные закладные устройства, которые заранее

внедряют в информационно-управляющие центры военной или гражданской

инфраструктуры, чтобы по сигналу или в установленное время привести их

в действие;

. средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных

сетях, фальсификация информации в каналах государственного и военного

управления;

. средства нейтрализации тестовых программ;

. различного рода ошибки, сознательно вводимые противником в программное

обеспечение объекта.

Универсальность, скрытность, многовариантность форм программно-

аппаратной реализации, радикальность воздействия, достаточный выбор времени

и места применения, наконец, экономичность делают информационное оружие

чрезвычайно опасным: оно легко маскируется под средства защиты, например,

интеллектуальной собственности; оно позволяет даже вести наступательные

действия анонимно, без объявления войны.

Нормальная жизнедеятельность общественного организма целиком

определяется уровнем развития, качеством функционирования и безопасностью

информационной среды. Производство и управление, оборона и связь, транспорт

и энергетика, финансы, наука и образование, средства массовой информации -

все зависит от интенсивности информационного обмена, полноты,

своевременности, достоверности информации. Именно информационная

инфраструктура общества - мишень информационного оружия. Но в первую

очередь новое оружие нацелено на вооруженные силы, предприятия оборонного

комплекса, структуры, ответственные за внешнюю и внутреннюю безопасность

страны. Высокая степень централизации структур государственного управления

российской экономикой может привести к гибельным последствиям в результате

информационной агрессии. Темпы совершенствования информационного оружия

(как, впрочем, и любого вида атакующего вооружения) превышают темпы

развития технологий защиты. Поэтому задача нейтрализации информационного

оружия, отражения угрозы его применения должна рассматриваться как одна из

приоритетных задач в обеспечении национальной безопасности страны.

Мировые информационные сети и информационное оружие

В настоящее время во всем мире стоит вопрос защиты национальных

информационных ресурсов в связи с расширением доступа к ним через открытые

информационные сети типа Internet. Кроме того, что повсеместно

увеличивается число компьютерных преступлений, реальной стала угроза

информационных атак на более высоком уровне для достижения политических и

экономических целей.

Пропаганда информационного оружия активно ведется в США, и эти

пропагандистские мероприятия связаны со стратегическими инициативами

создания Национальной и Глобальной информационных инфраструктур, так как

основу практически всех направлений международной и внутренней политики США

составляет идея лидерства этой страны в мире. Технологические достижения

США совместно с сильной и динамичной экономикой позволяют демонстрировать

могущество страны. Информационное оружие, базирующееся на самых передовых

информационных и телекоммуникационных технологиях, способствует решению

этой задачи. Уязвимость национальных информационных ресурсов стран,

обеспечивающих своим пользователям работу в мировых сетях, - вещь

обоюдоострая. Информационные ресурсы взаимно уязвимы. В докладе

Объединенной комиссии по безопасности, созданной по распоряжению министра

обороны и директора ЦРУ в США в июне 1993 года и завершившей свою работу в

феврале 1994 года, говорится: "...Уже признано, что сети передачи данных

превращаются в поле битвы будущего. Информационное оружие, стратегию и

тактику применения которого еще предстоит тщательно разработать, будет

использоваться с "электронными скоростями" при обороне и нападении.

Информационные технологии позволят обеспечить разрешение геополитических

кризисов, не производя ни одного выстрела. Наша политика обеспечения

национальной безопасности и процедуры ее реализации должны быть направлены

на защиту наших возможностей по ведению информационных войн и на создание

всех необходимых условий для воспрещения противоборствующим США

государствам вести такие войны...".

Считается, что для предотвращения или нейтрализации последствий

применения информационного оружия необходимо принять следующие меры:

. защита материально-технических объектов, составляющих физическую

основу информационных ресурсов;

. обеспечение нормального и бесперебойного функционирования баз и

банков данных;

. защита информации от несанкционированного доступа, искажения или

уничтожения;

. сохранение качества информации (своевременности, точности, полноты и

необходимой доступности).

Создание технологий обнаружения воздействий на информацию, в том числе

в открытых сетях, - это естественная защитная реакция на появление нового

оружия. Экономическую и научно-техническую политику подключения государства

к мировым открытым сетям следует рассматривать прежде решив вопрос

национальной информационной безопасности. Будучи открытой, ориентированной

на соблюдение законных прав граждан на информацию и интеллектуальную

собственность, эта политика должна предусматривать защиту сетевого

оборудования на территории страны от проникновения в него скрытых элементов

информационного оружия. Это особенно важно сегодня, когда осуществляются

массовые закупки зарубежных информационных технологий. Очевидно, что без

подключения к мировому информационному пространству страну ожидает

экономическое отставание. Оперативный доступ к информационным и

вычислительным ресурсам, поддерживаемым сетью Internet дает возможность

преодоления международной экономической и культурной изоляции, преодоления

внутренней дезинтеграции, развития социальной инфраструктуры. Однако

следует учитывать, что участие России в международных системах

телекоммуникаций и информационного обмена невозможно без комплексного

решения проблем информационной безопасности. Особенно остро проблемы защиты

собственных информационных ресурсов в открытых сетях встают перед странами,

которые технологически отстают в области информационных и

телекоммуникационных технологий от США или Западной Европы. Сегодняшнее

состояние российской экономики, неразвитость информационной инфраструктуры,

неподготовленность российских пользователей к эффективной работе в сетях

открытого информационного обмена не позволяют реализовать полноценное

участие страны в таких сетях и пользоваться всеми возможностями новых

технологий. Поэтому необходимо активное участие России в проектах развития

мировых информационных сетей, в работе международных организаций,

общественных комитетов и комиссий этого направления. Кроме того, должен

соблюдаться принцип постепенности вхождения России в международные сети в

соответствии с действительными потребностями, экономическими и

технологическими возможностями.

Запретить разработку и использование информационного оружия

невозможно. Ограничить усилия многих стран по формированию единого

глобального информационного пространства также нереально. Однако Россия

может выступить инициатором заключения разумных соглашений, опирающихся на

международное право и минимизирующих угрозу применения информационного

оружия.

Практические мероприятия программного характера по защите от

информационного оружия:

1. Организация мониторинга и прогнозирования потребностей

экономических и других структур в различных видах информационного

обмена через международные сети. Возможно создание

специализированной структуры для контроля трансграничного обмена, в

том числе посредством Internet; координация мер государственных и

негосударственных ведомств по предотвращению угроз информационной

безопасности в открытых сетях; организация международного

сотрудничества.

2. Разработка государственной программы совершенствования

информационных технологий, обеспечивающих подключение национальных

и корпоративных сетей к мировым открытым сетям при соблюдении

требований безопасности информационных ресурсов.

3. Организация системы комплексной подготовки и повышения квалификации

массовых пользователей и специалистов по информационной

безопасности для работы в мировых информационных сетях.

4. Разработка национального законодательства в части правил обращения

с информационными ресурсами, регламента прав, обязанностей и

ответственности пользователей открытых мировых сетей. Установление

перечня информации, не подлежащей передаче по открытым сетям, и

обеспечение контроля за соблюдением установленного статуса

информации. Активное участие в разработке международного

законодательства и нормативно-правового обеспечения

функционирования мировых открытых сетей.

Консциентальная война.

Мир вступил в новый этап борьбы - конкуренции форм организации

сознаний, где предметом поражения и уничтожения являются определенные типы

сознаний. В результате консциентальной войны определенные типы сознаний

просто должны быть уничтожены, перестать существовать, их не должно быть. А

носители этих сознаний, наоборот, могут быть сохранены, если они откажутся

от форм сознания - предметов разрушения и поражения. Типы сознаний -

предметы поражения в консциентальной войне - должны быть вытеснены за рамки

цивилизационно допустимых и приемлемых форм.

Уничтожение определенных типов сознания предполагает разрушение и

переорганизацию общностей, которые конституируют данный тип сознания.

Можно выделить пять основных способов поражения и разрушения сознания

в консциентальной войне:

1. Поражение нейро-мозгового субстрата, снижающее уровень

функционирования сознания, может происходить на основе действия

химических веществ, длительного отравления воздуха, пищи, направленных

радиационных воздействий;

2. Понижение уровня организации информационно-коммуникативной среды на

основе ее дезинтеграции и примитивизации, в которой функционирует и

"живет" сознание;

3. Оккультное воздействие на организацию сознания на основе

направленной передачи мыслеформ субъекту поражения;

4. Специальная организация и распространение по каналам коммуникации

образов и текстов, которые разрушают работу сознания (условно может

быть обозначено как психотропное оружие);

5. Разрушение способов и форм идентификации личности по отношению к

фиксированным общностям, приводящее к смене форм самоопределения и к

деперсонализации.

Прежде всего этот тип воздействий по смене и преобразованию типов

имиджидентификаций (глубинного отождествления с той или иной позицией,

представленной конкретным образом) и аутентизаций (чувства личной

подлинности) осуществляют средства массовой информации, и прежде всего,

телевидение. Именно в этой области происходят сегодня все основные действия

по разрушению российско-русского постсоветского сознания.

Основная цель консциентальной войны: диаспоризация российского народа,

фрагментация региональных и социально-стратовых общностей на основе слома

всех существующих имиджидентификаций

Конечная цель использования консциентального оружия это изымание людей

из сложившихся форм мегаобщностей. Разрушение народа и превращение его в

население происходит за счет того, что никто больше не хочет связывать и

соотносить себя с тем полиэтносом, к которому до этого принадлежал.

Разрушение сложившихся имиджиндентификаций нацелено на разрушение

механизмов включения человека в естественно сложившиеся и существующие

общности и замена этих эволюционно-естественно сложившихся общностей одной

полностью искусственной - общностью зрителей вокруг телевизора. Неважно,

как человек при этом относитесь к тому, что он видит и слышит с экрана

телевизора, важно, чтобы он был постоянным телезрителем, поскольку в этом

случае на него можно направленно и устойчиво воздействовать.

Консциентальное оружие может быть использовано в самых разных войнах в

основной важнейшей функции. Эта основная его функция состоит в том, чтобы

разложить и уничтожить народ данной страны, чтобы он перестал существовать

как народ, разбившись на индивидов-граждан всего мира или на какие-то

другие аморфные группы с диффузными основаниями их выделения.

Консциентальная война не может быть осуществлена в условиях обычной

регулярной войны, когда требования к организации сознания являются

достаточно жесткими и самоопределение людей очевидно всякому внешнему

наблюдателю с точки зрения противостояния противоборствующих государств. В

этих условиях консциентальная война будет помогать противнику выявлять

людей с отсутствующими принципами, склонных к предательству. А вот в

условиях формального мира и так называемых локальных войн консциентальная

война весьма эффективна.

Правовые аспекты информационной безопасности

Задачи построения гражданского общества в РФ как общества

информационного, возрастание роли информации, информационных ресурсов и

технологий в развитии граждан, общества и государства в XXI веке, выводят

вопросы информационной безопасности на первый план в системе обеспечения

национальной безопасности. “Укрепление информационной безопасности” названо

в концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента

Российской Федерации 17 декабря 1997 г. в числе важнейших долгосрочных

задач государственной власти России.

Понятие и структура информационной безопасности

Соотнося определение информационной безопасности, данное в Федеральном

законе “Об участии в международном информационном обмене” (ст. 2) с

понятием “безопасность”, данном в Законе РФ “О безопасности” (ст. 1) под

информационной безопасностью понимается: “состояние защищенности жизненно

важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере от

внутренних и внешних угроз”. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 84)

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики,

в том числе в области информационной безопасности. Исходя из анализа

Программы действий на 1996-2000 годы, ежегодных Посланий Президента

Федеральному Собранию РФ (1994-1998 гг.) и Концепции национальной

безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ № 1300 от 17.12.1997 г.,

определены основные интересы и угрозы им в информационной сфере, основные

задачи и принципы государственной политики по обеспечению информационной

безопасности.

Жизненно важными интересами в информационной сфере являются:

а) для личности:

. соблюдение конституционных прав и свобод граждан на поиск, получение,

передачу, производство и распространение объективной информации;

. реализация права граждан на неприкосновенность своей частной жизни;

. обеспечение права граждан на защиту своего здоровья от неосознаваемой

человеком вредной информации.

б) для общества:

. построение информационного общества;

. защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального

культурного наследия, норм морали и общественной нравственности;

. предотвращение манипулированием массовым сознанием;

. приоритетное развитие современных телекоммуникационных технологий,

сохранение и развитие отечественного научного и производственного

потенциала;

в) для государства:

. защита интересов личности и общества;

. формирование институтов общественного контроля за органами

государственной власти;

. формирование системы подготовки, принятия и реализации решений в

органах государственной власти, обеспечивающей баланс интересов

личности, общества и государства;

. защита государственных информационных систем, в том числе

государственных информационных ресурсов.

Основные угрозы жизненно важным интересам личности, общества и

государства в информационной сфере включают в себя:

а) внутренние:

. отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации;

. ослабление роли русского языка как государственного языка Российской

Федерации;

. размывание единого правового пространства страны вследствие принятия

субъектами РФ нормативных правовых

. актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству;

. разрушение единого информационного и духовного пространства России,

активизация различного рода религиозных сект, наносящих значительный

ущерб духовной жизни общества, несущих прямую опасность для жизни и

здоровья граждан;

. отсутствие четко сформулированной информационной политики, отвечающей

национальным целям, ценностям и интересам;

б) внешние:

. целенаправленное вмешательство и проникновение в деятельность и

развитие информационных систем РФ;

. стремление сократить использование русского языка как средства общения

за пределами России;

. попытки не допустить Россию участвовать на равноправной основе в

международном информационном обмене;

. подготовка к информационным войнам и использование информационного

оружия.

Для защиты заявленных интересов от вероятных угроз в информационной

сфере государство определяет задачи по обеспечению информационной

безопасности.

К основным задачам в сфере обеспечения информационной безопасности

можно отнести следующие:

. формирование и реализация единой государственной политики по

обеспечению защиты национальных интересов от угроз в информационной

сфере;

. совершенствование законодательства Российской федерации в сфере

обеспечения информационной безопасности;

. координация деятельности органов государственной власти по обеспечению

информационной безопасности;

. установление необходимого баланса между потребностью в свободном

обмене информацией и допустимыми ограничениями ее распространения;

. совершенствование информационной структуры, ускорение развития новых

информационных технологий и их широкое распространение, унификация

средств поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации с

учетом вхождения России в глобальную информационную инфраструктуру;

. развитие отечественной индустрии телекоммуникационных и информационных

средств, их приоритетное по сравнению с зарубежными аналогами

распространение на внутреннем рынке;

. защита государственных информационных ресурсов и, прежде всего, в

федеральных органах государственной власти, на предприятиях оборонного

комплекса;

. духовное возрождение России;

. обеспечение сохранности и защиты культурного и исторического наследия

(в том числе музейных, архивных, библиотечных фондов, основных

историко-культурных объектов);

. сохранение традиционных духовных ценностей при важнейшей роли в этой

деятельности Русской православной церкви и церквей других конфессий;

. пропаганда через средства массовой информации национальных культур

народов России, духовно-нравственных, исторических традиций и норм

общественной жизни и передового опыта такой работы;

. повышение роли русского языка как государственного языка и языка

межгосударственного общения народов России и государств - участников

СНГ;

. создание оптимальных экономических условий для осуществления важнейших

видов творческой деятельности.

Шкрабков В.Н.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты