|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Использование компьютерных технологий в деятельности ОВДИспользование компьютерных технологий в деятельности ОВДКурсовая работа Тема: Использование компьютерных технологий в деятельности милиции. План: 1. Введение. 2. Использование компьютерной техники в расследовании и предотвращении преступлений. * Автоматизация криминальных учетов; * Автоматизация информационных дактилоскопических систем; * Автоматизация составления субъективных портретов. 3. Современное состояние и перспективы развития компьютеризации в УВД Приморского края. Эффективность борьбы с преступностью определяется уровнем организации оперативной, следственной, профилактической работы, проводимой органами внутренних дел. В свою очередь, результаты этой работы зависят от качества информационной поддержки, поскольку основные усилия практических работников в расследовании, раскрытии и предотвращении преступлений так или иначе связаны с получением необходимой информации, именно эти функции и призваны обеспечить система информационного обеспечения органов внутренних дел, которая поддерживает в настоящее время значительный объем информации. В состав системы входят около 6 тысяч горрайорганов, 109 информационных центров министерств и управлений, 60 информационных подразделений управлений внутренних дел на транспорте, а также большое число предприятий и учреждений. Расширился и круг потребителей, заинтересованных в получении информации, имеющейся в подразделениях ОВД. Если несколько лет назад ею пользовались, в основном, оперативно - следственные работники МВД, службы безопасности, прокуратуры, то в настоящее время ею пользуются сотрудники налоговой и таможенной служб, финансовых и коммерческих структур, представители администраций республик, краев, областей. Работы по автоматизации информационного обеспечения органов внутренних дел ведутся с начала 70-х годов. Вначале информационные центры оснащались ЭВМ типа Минск-22, Минск-32, затем ЭВМ типа ЕС и СМ, которые использовались главным образом для обработки статистических данных. Слабость технической базы и отсутствие развитых программных средств не позволяли реализовать концепцию единой базы данных как на региональном, так и на федеральном уровнях. Сейчас большинство регионов России приступило к созданию региональных информационных систем, но эти процессы пока еще носят стихийный характер. Разрабатываемые системы зачастую реализуют собственный язык манипулирования данными, свои потоки и форматы данных, свои решения в части архитектуры и выбора технических средств. Такой подход может сделать невозможным в дальнейшем реализацию единого информационного пространства. Очевидна необходимость единой, от уровня горрайлинорганов, отделений милиции до федеральных учетов ГИЦ[1], стройной системы информационного обслуживания массового пользователя. До сих пор компьютеризация ОВД сводилась к поставке только персональных компьютеров и создания на их базе простейших автономных систем, дорогостоящих автоматизированных пишущих машинок и «записных книжек». С помощью одних только персональных ЭВМ не решить проблем информатизации, прежде всего необходимы крупные хранилища колоссальных картотек - интегрированные банки данных, вся информация, по всем категориям учета систематизируется, хранится и поддерживается в актуальном состоянии в одном месте, с обеспечением межрегионального обмена, а также прямого доступа к ней практических работников с мест в пределах своей компетенции. Эти функции обеспечивают мощные базовые ЭВМ и специализированные сетевые компьютерные средства. К сожалению, из 200 ЭВМ серий ЕС и СМ, еще эксплуатируемых в настоящее время в информационных центрах МВД, УВД, более половины не годятся для создания ИВС по своим техническим параметрам, многие ЭВМ не имеют запасных частей и сейчас наступает момент, когда их надо срочно заменять. Учитывая эти обстоятельства, ЩИ подготовил план технического переоснащения информационных центров, рассчитывая на развитие контракта с фирмой «Сименс- Никсдорф» и получение суперсовременных ЭВМ типа КМ-600 в качестве центральных машин для ИВС[2] зонального и регионального уровня.[3] Высокая производительность и надежность этих вычисли тельных комплексов позволяет включить их в качестве опорных в единую сеть МВД России с выходом на компьютерные сети смежных ведомств в системе правоохранительных органов Российской Федерации, а также в страны СНГ. В целом в органах внутренних дел России в автоматизированном режиме с помощью ЭВМ обрабатываются задачи оперативно - розыскного и справочного назначения с количеством обрабатываемых запросов примерно 10 млн. в год, а также задачи учетно-статистического, управленческого и производственно- экономического назначения. Всего же в машинном контуре ежегодно обрабатывается свыше 150 млн. документов. Планируется объединение на логическом уровне региональных банков данных нескольких МВД, УВД близлежащих областей, находящихся в зоне экономического района. Такие зональные центры (в пределах 10 на территорий Российской Федерации) будут обеспечивать требуемый уровень интеграции информационных ресурсов и способствовать реальному формированию единого информационного пространства подразделений ОВД. Нормативной базой для проведения крупномасштабных работ по компьютеризации ОВД является «Концепция развития системы информационного обеспечения ОВД в борьбе с преступностью», утвержденная приказом МВД России от 12 мая 1993 г., на основе которой разработаны основные принципы создания ИВС, предложены типовые архитектурные и программно-технические решения, разрабатываются комплексы прикладных программных средств. В целом концепция и техническое задание на создание ИВС ориентированы на несколько уровней сбора, обработки и накопления информации. На уровне горрайлинорганов рабочими местами являются персональные компьютеры IВМ РС/386, объединенные, если это необходимо, в локальную вычислительную сеть. На более высоком уровне основой системы являются такие компьютеры, как IВМ-486, PENTIUM, МSХ-3ОО, МХ-500 фирмы «Сименс-Никсдорф» с большими объемами жестких дисков и оперативной памяти и высокой скоростью обработки данных; эти компьютеры работают под управлением многопользовательской операционной системы «UNIX» и используют систему управления базами данных «ОRACLE». Основным достоинством ОС[4] «UNIХ» является возможность системными средствами решать проблему одновременной работы многих пользователей с разграничением их доступа к системным ресурсам и данным, независимо от способа подключения этих пользователей. Все это послужит основой формирования региональных информационных сетей ОВД, объединяемых затем в единую информационно-вычислительную сеть МВД Российской Федерации, которая в техническом плане представляет собой совокупность связанных каналами и линиями связи информационно- вычислительных центров (районов, крупных городов, республик, краев и областей, экономических зон России в целом) с подключенными к ним терминалами в горрайлинорганах и службах МВД, УВД. [5] Сейчас в органах внутренних дел России накоплен значительный массив оперативно-розыскной и справочной информации, необходимой работникам правоохранительных органов для проведения оперативно-следственных и розыскных мероприятий, а также для решения других служебных задач. Только в автоматизированных базах данных, а также ручных картотеках ГНИ и ИЦ МВД, УВД сосредоточено более 76 млн. объектов. В состав системы входят около 3 тысяч горрайорганов, 89 информационных центров министерств и управлений, 20 информационных подразделений управлений внутренних дел на транспорте, а также большое число предприятий и учреждений. Развитие электронных средств сбора, обработки и передачи информации обусловило активное внедрение новых информационных технологий во все сферы деятельности общества и в том числе и в правоохранительную. Ещё 5-6 лет назад маломощные персональные компьютеры применялись в ОВД для выполнения, в основном, управленческих работ и лишь за редким исключением могли быть использованы в качестве автоматизированных рабочих мест по профилю оперативно-розыскной деятельности, а тем более в информационных сетях. Но уже сегодня в системе ОВД России эксплуатируется более 60 тысяч персональных компьютеров, из них около 45 тысяч в качестве АРМ оперативного работника или следователя, в дежурных частях и в качестве терминалов в локальных сетях.[6] Основным направлением использования компьютерной техники в расследовании и предотвращении преступлений являются: > Создание и ведение криминальных учетов; > Создание и ведение дактилоскопических учетов; > Составление субъективных портретов. -1- Криминальные учеты предназначены для оперативного информационного обслуживания раскрытия и расследования, а также предупреждения преступлений. Эти учеты в настоящее время ведутся на межгосударственном, федеральном, региональном, республиканском, краевом и областном уровнях. Также существуют локальные учеты, существующие в пределах определенного органа внутренних дел. Особую роль в раскрытии и расследовании преступлений играют централизованные и региональные учеты, ведущиеся в органах внутренних дел. Накапливаемая в этих учетах оперативно-справочная, розыскная и криминалистическая информация именуется криминальной. Учеты классифицируются по функциональному и объектовому признакам. Функционально учеты разделяются на три группы: оперативно-справочные, розыскные и криминалистические. По объектному признаку учеты разделяют на три группы: учеты лиц, преступлений (правонарушений) и предметов. Информационную базу системы составляют оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты и картотеки, сосредоточенные в ГИЦ МВД России и ИЦ МВД, УВД, УВДТ и локальные учеты горрайорганов. В целом их массивы оцениваются примерно в 250-100 млн. учетных документов, Главный информационный центр - самый крупный банк оперативно-справочной и розыскной информации в системе МВД России. Это уникальные, многопрофильные централизованные массивы информации, в целом насчитывающие около 75 млн. учетных документов. В пофамильной оперативно-справочной картотеке на судимых лиц сосредоточено свыше 25 млн. учетных документов, дактилоскопической - 17 млн. ГИЦ располагает уникальной базой данных на машинных носителях, содержащей статистические отчеты МВД, ГУВД, УВД, УВДТ по 50 формам за период с 1981 по 1998 гг. Информационные центры МВД, УВД являются важнейшим звеном в системе информационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации. На них ложится основная нагрузка в обеспечении информационной поддержки органов внутренних в раскрытии и расследовании преступлений, розыске преступников. Они являются головными подразделениями в системе МВД, УВД, УВДТ в области обеспечения компьютеризации и построения региональных информационно-вычислительных сетей и интегрированных банков данных, информационные центры выполняют возложенные на них обязанности в тесном взаимодействии с подразделениями аппарата МВД, УВД, УВДТ и горрайлинорганами, а также ГИЦ МВД России. [7] Основная оперативно-справочная и розыскная информация формируется в горрайлинорганах. Часть ее оседает на месте, а другая направляется в ИЦ и ГИЦ для формирования единого банка данных. Криминалистические учеты предназначены для оперативного информационного обслуживания раскрытия и расследования, а также предупреждения особо опасных серийных межрегиональных и региональных преступлений. Основой этих учетов является сбор, накопление и анализ углубленных (по отношению к розыскным и справочным учетам) криминалистически значимых сведений о субъектах и объектах преступлений и связанных с ними событиях. Централизованные криминалистические учеты органов внутренних дел ведутся на межгосударственном, федеральном - в ГИЦ - и региональном, республиканском, краевом и областном уровнях - в ИЦ МВД, ГУВД, УВД. В ГИЦ накопление и обработка криминалистически значимой информации осуществляется в ФБКИ[8], представляющем собой единую информационную структуру, являющуюся одним из основных компонентов информационно- вычислительной сети общего пользования органов внутренних дел. Параллельно с ними продолжается эксплуатация ныне функционирующих автоматизированных банков данных. Централизованные криминалистические учеты ГИЦ обслуживают в первую очередь оперативно-розыскные и следственные подразделения органов внутренних дел, а также подразделения других правоохранительных органов и ведомств Российской Федерации. В ФБКИ ИЦ подлежат учету: o особо опасные преступники; o особо опасные нераскрытые и раскрытые преступления с характерным способом совершения; o особо ценные предметы антиквариата, культуры и государственного значения. Централизованные розыскные учеты на федеральном уровне ведутся совместно с централизованными криминалистическими учетами. В дальнейшем они будут информационно объединены в автоматизированном контуре на основе ФБКИ в интегрированную базу данных, в ГИЦ подлежат централизованному розыскному учету: o пропавшие без вести лица, неопознанные трупы, неизвестные больные и дети; o лица, объявленные в розыск; o похищенное нарезное огнестрельное оружие; o похищенный и угнанный автотранспорт; o похищенные предметы антиквариата и культурные ценности; o похищенные документы общегосударственного обращения и номерные вещи; o лица, представляющие оперативный интерес, по признакам внешности на базе видеозаписей (видеобанки и видеотеки лиц). В централизованном учете особо опасных (квалифицированных) преступников (рецидивисты, «гастролеры», организаторы преступных групп, авторитеты уголовной среды) накопление и обработка информации осуществляется с помощью подсистемы «Досье». В ФБКИ подсистема «Досье» информационно связана с централизованной фототекой, в которой хранятся фотографии лиц, поставленных на учет. Фототека информационно может быть связана с централизованной видеотекой (видеозаписями лиц). Объектами криминалистического учета особо опасных (квалифицированных) преступников являются подозреваемые, обвиняемые или осужденные в Российской Федерации граждане, иностранцы и лица без гражданства. Постановка лиц на криминалистический учет осуществляется не по постатейному принципу, а исходя из важности информации для раскрытия, расследования и предупреждения особо опасных (квалифицированных) серийных межрегиональных преступлений, а также для совершенствования тактики и методики их раскрытия и расследования. В информационные подразделения направляется информация обо всех правонарушениях (независимо от их тяжести), совершаемых лицами, ранее поставленными на криминалистический учет. В ГИЦ на криминалистический учет берутся лица: o имеющие устойчиво выраженную криминогенную ориентацию; o совершившие особо опасные преступления, имеющие какие-либо из следующих признаков: . преступления с межрегиональной направленностью; . профессионализмом исполнения; . особой дерзостью, исключительным цинизмом; . особой жестокостью; в отношении: . детей; . женщин с явными признаками беременности, престарелых и инвалидов; . государственных деятелей и депутатов; . сотрудников правоохранительных органов; o серийные преступления; o преступления: . с использованием формы работника милиции, а также служебного удостоверения либо иных документов, указывающих на принадлежность к правоохранительным органам; . с использованием огнестрельного оружия и взрывных устройств; . в отношении сотрудников дипломатических, торговых и иных представительств, . с использованием нестандартных и ранее неизвестных способов совершения преступлений. Для постановки на учет основаниями являются: . постановление о возбуждении уголовного дела; . постановление о выделении уголовного дела; постановление о соединении уголовных дел; . постановление о передаче уголовного дела; . постановление о привлечении в качестве обвиняемого (подозреваемого); . постановление органа следствия (дознания) или определение суда о заключении под стражу; . постановление о заведении розыскного дела; . приговор суда; . наличие в ФБКИ учетных документов на лицо, направленных по иным уголовным делам. Криминалистический учет преступлений с характерными способами совершения предназначен для информационного обслуживания раскрытия, расследования и предупреждения особо опасных (квалифицированных) видов преступлений, совершаемых рецидивистами и «гастролерами». На учет ставятся нераскрытые и раскрытые преступления. Он может создаваться в инициативном порядке по согласованию с заинтересованными главными управлениями и ГИЦ. Учет этих преступлений реализуется по форме как набор специализированных информационно-поисковых подсистем (задач). Все подсистемы криминалистического учета преступлений с характерным способом совершения в ФБКИ ГИЦ информационно объединяются между собой и с подсистемой «Досье» в интегрированную базу данных. В ФБКИ предусмотрено поэтапное создание подсистем для накопления и обработки данных о следующих видах особо опасных преступлений: . насильственные преступления; . квалифицированные кражи имущества; . хищения из металлических хранилищ; . угоны автотранспорта; . хищения грузов на транспорте; . организация преступной деятельности; . преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения; . преступления против правосудия; . фальшивомонетничество и подделка документов; . хищения производственных ресурсов и сырья; . хищения в финансово-кредитной системе, внешнеэкономической деятельности и других отраслях народного хозяйства; . финансовые и валютные аферы; . наркобизнес; . использование снотворных и отравляющих веществ; . контрабанда. Централизованный криминалистический учет хищений ценностей из металлических хранилищ реализуется в ФБКИ с помощью подсистемы «Сейф», ранее функционировавшей самостоятельно, как Автоматизированная информационная система «Сейф». Основным ее назначением является централизованное информационное обслуживание раскрытия и расследования серийных хищений любых ценностей из металлических хранилищ (сейфов, шкафов, ящиков), совершаемых преступниками, в первую очередь рецидивистами и гастролерами. Подсистема «Сейф» ведется совместно ГИЦ, ЭКЦ и ГУ УР[9] МВД России. «Учет лиц пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и детей» - объектами данного централизованного учета являются граждане Российской Федерации, а также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации. Данный учет производится в ГИЦ путем ведения автоматизированного информационного банка данных (АИПС «Опознание»). Учету подлежат: . лица, исчезнувшие без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которых остаются неизвестными, . лица, потерявшие связь с родственниками; . несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов и |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |