|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Модель системы массового обслуживания на GPSSМодель системы массового обслуживания на GPSSI. Постановка задачи. В студенческом машинном зале расположены две мини-ЭВМ и одно устройство подготовки данных (УПД). Студенты приходят с интервалом 8±3 мин. и треть из них хочет испытать УПД и ЭВМ, а остальные только ЭВМ. Допустимое количество студентов в машинном зале 4 чел., включая работающего на УПД. Работа на УПД занимает 9±4 мин. Работа на ЭВМ - 15±10 мин.; 20% работавших на ЭВМ возвращаются для повторного использования УПД и ЭВМ и остаются при этом в машинном зале. Если студент пришел в машинный зал, а там уже есть 4 чел., то он ждет не более 15±2 мин. в очереди в машинный зал и, если нет возможности в течение этого времени начать работать, то он уходит. Смоделировать работу в машинном зале в течение 48 часов. Определить: - загрузку УПД и обеих ЭВМ, - максимальную длину очереди в машинный зал, - среднее время ожидания в очереди в машинный зал, - распределение общего времени работы студента в машинном зале, - количество студентов, которые не дождались возможности поработать и ушли. II. Решение задачи. 1. Текст программы. Текст программы полностью приведен в конце данного документа. 2. Схема решения в терминах предметной области. Собираясь приступить к работе в машинном зале, студент подходит к нему и проверяет, есть ли очередь в машинный зал. Если таковой нет, то он ищет в последнем свободное место, а если очередь есть, то становится в ее конец. Затем, либо входит в машинный зал, либо создает очередь, состоящую из одного человека (его самого). После этого ждет в течение 15±2 мин. Если за это время место в зале не освобождается, студент уходит, в противном же случае, он покидает очередь и попадает в машинный зал. Работа студента в машинном зале происходит следующим образом. Студент определяет, приступить ли ему к работе УПД, а затем на одной из ЭВМ (по условию задачи, число таких студентов составляет треть от общего числа посетителей) или пройти сразу к ЭВМ (все остальные). После работы на ЭВМ каждый студент может либо покинуть машинный зал, либо приступить к повторной работе (20%), теперь уже точно на УПД и ЭВМ. 3. Схема решения в терминах GPSS. 1. Переменные и параметры. В качестве студентов в рамках данной модели будут рассматриваться транзакты. VB1 – значение максимально возможного времени ожидания студента в очереди; вычисляется для каждого транзакта в отдельности. X1 – счетчик системного времени в минутах. P1 – параметр транзакта, определяющий его время вхождения в очередь. P2 – параметр, изображающий характеристику “нетерпеливости” студента как максимальное время пребывания транзакта в очереди. P3 – время пребывания студента в очереди: меняется в процессе движения транзакта внутри очереди. X2 – используется для промежуточных вычислений. X3 – количество транзактов, пребывающих в очереди. 2. Устройства, очереди и накопители. OZD – очередь в машинный зал. CCL – накопитель емкостью в четыре транзакта, изображающий машинный зал. UPD – устройство, изображающее УПД. COM – накопитель емкостью в два транзакта, изображающий пару мини-ЭВМ. MWT – таблица распределения общего времени работы студента в машинном зале. 3. Комментарии к программе. Подробные комментарии приведены в тексте программы в конце данного документа. Однако стоит отметить, что в рамках модели, минимальной (и основной) единицей времени является минута; а также то, что транзакт не попадает в очередь, если она отсутствует и есть место в машинном зале. 4. Результаты. Получены следующие результаты: 1. Загрузка УПД – 55,2% 2. Загрузка ЭВМ – 96,5% 3. Максимальная длина очереди – 4 чел. 4. Среднее время ожидания в очереди – 9,02 мин. 5. Количество ушедших студентов – 78 6. Распределение общего времени работы студентов в машинном зале приведено в таблице 2.1. Таблица 2.1 |Интервалы времени |Число студентов |Суммарная | | | |вероятность | |0 – 15 |36 |12.59 | |15 – 30 |106 |49,65 | |30 – 45 |78 |76,92 | |45 – 60 |15 |82,72 | |60 – 75 |23 |90,21 | |75 – 90 |16 |95,80 | |90 – 105 |7 |98,25 | |105 – 120 |3 |99,30 | |120 - 135 |2 |100,00 | III. Исследование адекватности модели. 1. Метод исследования. Рассмотренный далее метод не претендует на абсолютную точность, но, тем не менее, позволяет примерно оценить соответствие модели реальной ситуации. Метод заключается в использовании внесения изменений в начальные данные. При этом анализируются изменения получаемых результатов. 2. Применение метода к поставленной задаче. Вся информация по измененным входным данным и полученным результатам представлена в таблице 3.1 Знаком “|” отделяются значения для исходной задачи от значений для задачи, получаемой в результате внесения изменений. Таблица 3.1 |Параметр |Загрузка |Загрузка |Максима|Среднее |Число | | |УПД, % |ЭВМ, % |льная |время |ушедших | | | | |длина |ожидания, |студентов, | | | | |очереди|мин. |чел. | | | | |, чел. | | | |Время | | | | | | |работы | | | | | | |системы |55,2 | |96,5 | |4 | 4 |9,02 | 8,81|78 | 152 | |48 | 100 |53,7 |97,4 | | | | |часов | | | | | | |Число | | | | | | |мини-ЭВМ |55,2 | |96,5 | |4 | 4 |9,02 | |78 | 203 | |2 | 1 |29,7 |99,6 | |11,87 | | |шт. | | | | | | |Число | | | | | | |человек в|55,2 | |96,5 | |4 | 4 |9,02 | 9,83|78 | 116 | |зале |41,2 |74,0 | | | | |4 | 2 | | | | | | |Интервал | | | | | | |между | | | | | | |приходами|55,2 | |96,5 | |4 | 19 |9,02 | |78 | 2545 | |студентов|56,2 |99,3 | |15,10 | | | | | | | | | |8±3 | 1 | | | | | | |Число | | | | | | |желающих | | | | | | |использов|55,2 | |96,5 | |4 | 4 |9,02 | 8,30|78 | 56 | |ать УПД и|66,6 |95,8 | | | | |ЭВМ | | | | | | |33 | 50 | | | | | | |% | | | | | | Приведенные здесь результаты показывают, что полученная модель с достаточной точностью отображает реальную ситуацию в рамках поставленной задачи. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |