|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Модель системы массового обслуживания на СимулеМодель системы массового обслуживания на СимулеI. Постановка задачи. В студенческом машинном зале расположены две мини-ЭВМ и одно устройство подготовки данных (УПД). Студенты приходят с интервалом 8±3 мин. и треть из них хочет испытать УПД и ЭВМ, а остальные только ЭВМ. Допустимое количество студентов в машинном зале 4 чел., включая работающего на УПД. Работа на УПД занимает 9±4 мин. Работа на ЭВМ - 15±10 мин.; 20% работавших на ЭВМ возвращаются для повторного использования УПД и ЭВМ и остаются при этом в машинном зале. Если студент пришел в машинный зал, а там уже есть 4 чел., то он ждет не более 15±2 мин. в очереди в машинный зал и, если нет возможности в течение этого времени начать работать, то он уходит. Смоделировать работу в машинном зале в течение 48 часов. Определить: - загрузку УПД и обеих ЭВМ, - максимальную длину очереди в машинный зал, - среднее время ожидания в очереди в машинный зал, - распределение общего времени работы студента в машинном зале, - количество студентов, которые не дождались возможности поработать и ушли. II. Решение задачи. 1. Текст программы. Текст программы полностью приведен в конце данного документа. 2. Схема решения в терминах предметной области. Собираясь приступить к работе в машинном зале, студент подходит к нему и проверяет, есть ли очередь в машинный зал. Если таковой нет, то он ищет в последнем свободное место, а если очередь есть, то становится в ее конец. Затем, либо входит в машинный зал, либо создает очередь, состоящую из одного человека (его самого). После этого ждет в течение 15±2 мин. Если за это время место в зале не освобождается, студент уходит, в противном же случае, он покидает очередь и попадает в машинный зал. Работа студента в машинном зале происходит следующим образом. Студент определяет, приступить ли ему к работе УПД, а затем на одной из ЭВМ (по условию задачи, число таких студентов составляет треть от общего числа посетителей) или пройти сразу к ЭВМ (все остальные). После работы на ЭВМ каждый студент может либо покинуть машинный зал, либо приступить к повторной работе (20%), теперь уже точно на УПД и ЭВМ. 3. Схема решения задачи в терминах языка Симула. 1. Глобальные переменные и массивы. M,U,C,P – целые числа, служащие для создания в программе четырех различных потоков независимых величин; I – счетчик цикла FOR (используется для вывода таблицы); MZCap – целое число, обозначающее число мест в машинном зале; Num – число студентов, покинувших очередь; Nmb – число студентов, дождавшихся обслуживания; MAX – максимальная длина очереди; Toz – суммарное время ожидания в очереди; Pupd – время простоя УПД; Pcomp – время простоя обеих ЭВМ; QUEUE – очередь в машинный зал; QUPD – очередь на УПД; QCOMP – очередь на ЭВМ; UPD1 – ссылка на УПД; COMP1 – ссылка на пару ЭВМ; Std – массив действительных чисел из 10 элементов, в которые помещаются данные о числе студентов, проделавших работу за i-й интервал времени [Ti-1,Ti]; Tim – массив действительных чисел, в котором хранятся границы временных интервалов Ti. 2. Процессы. GENER – процесс, имитирующий появление студента у машинного зала; STUDENT – процесс, описывающий действия студента; COMP – процесс, изображающий работу двух мини-ЭВМ; UPD – процесс, изображающий работу УПД; 3. Получение результатов. Для получения результатов используются перечисленные в пункте 2.3.1 глобальные переменные и следующие соотношения: Загрузка УПД = 1 - ; Загрузка ЭВМ = 1 - ; Число ушедших студентов = Num; Максимальная длина очереди = MAX; Среднее время ожидания в очереди = . Распределение общего времени работы студента в машинном зале получено в виде массивов std и tim. 4. Комментарии к программе. Подробные комментарии приведены в тексте программы в конце данного документа. 5. Результаты. Загрузка УПД = 33,8%; Загрузка ЭВМ = 82,1%; Число ушедших студентов = 109; Максимальная длина очереди = 3; Среднее время ожидания в очереди = 9,79 мин. Распределение общего времени работы студентов в машинном зале приведено в таблице 2.1. Таблица 2.1 |Число студентов |Интервалы времени | |14 |0 – 15 | |86 |15 – 30 | |56 |30 – 45 | |20 |45 – 60 | |19 |60 – 75 | |24 |75 – 90 | |12 |90 – 105 | |9 |105 – 120 | |8 |120 – 135 | III. Исследование адекватности модели. 1. Метод исследования. Рассмотренный далее метод не претендует на абсолютную точность, но, тем не менее, позволяет примерно оценить соответствие модели реальной ситуации. Метод заключается в использовании внесения изменений в начальные данные. При этом анализируются изменения получаемых результатов. 2. Применение метода к поставленной задаче. Вся информация по измененным входным данным и полученным результатам представлена в таблице 3.1 Знаком “|” отделяются значения для исходной задачи от значений для задачи, получаемой в результате внесения изменений. Таблица 3.1 |Параметр |Загрузка |Загрузка |Максима|Среднее |Число | | |УПД, % |ЭВМ, % |льная |время |ушедших | | | | |длина |ожидания, |студентов, | | | | |очереди|мин. |чел. | | | | |, чел. | | | |Время | | | | | | |работы | | | | | | |системы |33,8 | |81,2 | |3 | 3 |9,79 | 9,72|109 | 324 | |48 | 100 |32,0 |83,1 | | | | |часов | | | | | | |Число | | | | | | |мини-ЭВМ |33,8 | |81,2 | |3 | 3 |9,79 | |109 | 229 | |2 | 1 |21,4 |81,0 | |12,12 | | |шт. | | | | | | |Число | | | | | | |человек в|33,8 | |81,2 | |3 | 3 |9,79 | 9,76|109 | 149 | |зале |31,8 |83,6 | | | | |4 | 2 | | | | | | |Интервал | | | | | | |между | | | | | | |приходами|33,8 | |81,2 | |3 | 18 |9,79 | |109 | 2650 | |студентов|34,0 |83,2 | |14,36 | | | | | | | | | |8±3 | 1 | | | | | | |Число | | | | | | |желающих | | | | | | |использов|33,8 | |81,2 | |3 | 3 |9,79 | |109 | 192 | |ать УПД и|47,1 |76,6 | |11,17 | | |ЭВМ | | | | | | |33 | 66 | | | | | | |% | | | | | | Приведенные здесь результаты показывают, что полученная модель с достаточной точностью отображает реальную ситуацию в рамках поставленной задачи. IV. Сравнительный анализ моделей. В приведенной ниже таблице даны искомые значения, полученные при помощи двух моделей: в реализации на GPSS и в реализации на языке Симула. Таблица 4.1 |Величина |GPSS |Симула | |Загрузка УПД |55,2 |33,8 | |Загрузка ЭВМ |96,5 |81,2 | |Число ушедших |78 |109 | |студентов | | | |Максимальная длина |4 |3 | |очереди | | | |Среднее время |9,02 |9,79 | |ожидания | | | Как видно, приведенные величины отличаются друг от друга несущественно. Это означает, что обе модели с достаточной точностью можно считать адекватными друг другу . |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |