|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Использование сетей Петри в математическом моделированииИспользование сетей Петри в математическом моделировании3 Курсовая работа на тему: Использование сетей Петри в математическом моделировании Оглавление
Фрагмент графа достижимости для сети Петри приведен на рис3. [6] рис. 3 §4. Построение динамической модели на основе сети Петри1. Проверка синтаксиса функциональной модели и вывод динамической модели.Динамическая модель строится на основании функциональной модели и синтезируется пакетом Design/IDEF автоматически во время проверки синтаксиса функциональной модели. Для того, чтобы проверка стала возможной, необходимо разрешить эмуляцию CPN-моделей. Это делается путем установки метки CPN в окне Edit-Set Options-Methodology-Simulations. После установки метки в строке меню главного окна появляется новое меню CPN.Для проверки синтаксиса необходимо вызвать команду "Check CPN Syntax" в данном меню и в появившемся окне указать параметры проверки. По окончании проверки появляется окно с отчетом, где указываются ошибки (если есть), а на функциональной модели появляются элементы сети Петри.2. Краткие теоретические сведения о сетях Петри.Сети Петри являются мощным инструментом исследования моделируемых систем благодаря их возможности описания многих классов дискретных, асинхронных, параллельных, распределенных, недетерминированных систем, благодаря наглядности представления их работы, развитому математическому и программному аппарату анализа.Она представляет собой разновидность ориентированного графа, включающего в себя вершины двух типов: позиции и переходы. Позиции символизируют состояния и обозначаются как pi, а переходы обозначают собой действия (переходы из одного состояния в другое) и обозначаются как tj. Позиции и переходы соединены направленными дугами fk, каждая из которых имеет свой вес wk. Дуги также можно разделить на два типа: дуги, направленные от позиции к переходам, (p-t) и дуги, направленные от переходов к позициям (t-p). Исходя из этого, сеть Петри может быть формально представлена как совокупность множеств:N = (P, T, F, W),где P = {p1, p2… pn} - множество всех позиций (n - количество позиций),T = {t1, t2… tm} - множество переходов (m - количество переходов),F = (Fp-t, Ft-p) - множество дуг сети:Fp-t = (pґt), Ft-p = (tґp) - множества дуг, ведущих соответственно от переходов к по-зициям и от позиций к переходам.W = {w1, w2… wk} - множество весов дуг (k - количество дуг).Каждая позиция может быть маркирована, т.е. содержать некоторое число фишек. Если обозначить числа фишек, находящихся в i-й позиции pi, как mi, то маркировка всей сети: M = {m1, m2… mn}. Тогда полное определение сети Петри, включая данные о началь-ной маркировке, можно записать в виде:PN = (N, M0), где М0 - начальная маркировка сети.3. Отладка динамической модели.Если в результате проверки синтаксиса функциональной модели были обнаружены ошибки, то их список будет выведен в окне отчета. В процессе устранения ошибок удобно переходить от одной ошибки к другой с помощью команды "Next Reference"/"Previous Ref-erence" меню Select. Все ошибки показываются выделением.4. Надписывание позиций.Для надписывания какой-либо позиции сети Петри необходимо сначала создать метку (команда Create Label), затем ее выделить и вызвать команду "Place Name" меню CPN. После этого достаточно указать надписываемый объект.5. Надписывание переходов.Роль переходов сети Петри играют функциональные блоки. По умолчанию в качестве имени перехода используется название блока. Однако, имеется возможность дать ему другое имя. Надписывание перехода производится так же, как и надписывание позиции.После того, как переход подписан в левом нижнем углу блока появляется квадрат, который подтверждает, что блок подписан.Аналогичным образом устанавливаются для перехода защита, кодовый сегмент и задержка.Защита запрещает переход в соответствии с условиями на переменные, указанные в выражениях смежных дуг. Для ее установки требуется создать метку, содержащую выражение для защиты, затем командой "Guard" меню CPN она привязывается к переходу.Кодовый сегмент определяет сегмент в коде Standard ML, который выполняется в эмуляторе Design/CPN всякий раз, когда будет срабатывать переход.Задержка определяет время, которое характеризует продолжительность срабатывания перехода.6. Надписывание дуг.Каждая дуга может иметь свое имя и выражение, которые задаются как присоединяемые метки.Для указания имени дуги необходимо создать новую метку, затем вызвать команду "Place Name" меню CPN и указать на маленький невидимый квадратик, принадлежащий функциональному блоку и расположенный в месте соединения блока и дуги.Выражение дуги характеризует мультинабор фишек, которые двигаются по дуге при любом срабатывании перехода, являющегося входным для дуги. Присоединение осуществляется аналогично вызовом пункта "Arc Expression" меню CPN.7. Удаление и скрытие динамической модели.Для скрытия элементов динамической модели используется команда "Hide CPN De-tail" меню CPN. Чтобы сделать элементы снова видимыми требуется команда "Show CPN Detail". Чтобы полностью удалить позиции сети Петри используется команда "Discard CPN Places". [9]§5. Применение сетевых моделей для описания параллельных процессовПри анализе сети Петри основное внимание уделяется, как правило, трем направлениям.Проблема достижимости. В сети Петри с начальной разметкой М0 требуется определить, достижима ли принципиально некоторая разметка М' из М0. С точки зрения исследования моделируемой системы, эта проблема интерпретируется как проблема достижимости (реализуемости) некоторого состояния системы.Оценка живости переходов сети. Под живостью перехода понимают возможность его срабатывания в данной сети при начальной разметке М0. Анализ модели на свойство живости позволяет выявить невозможные состояния в моделируемой системе (например, неисполняемые ветви в программе).Оценка безопасности сети. Безопасной является такая сеть Петри, в которой ни при каких условиях не может появиться более одной метки в каждой из позиций. Для исследуемой системы это означает возможность функционирования ее в стационарном режиме. На основе анализа данного свойства могут быть определены требования к буферным накопителям в системе.Итак, достоинства сетей Петри заключаются в следующем:позволяют моделировать ПП всех возможных типов с учетом возможных конфликтов между ними;обладают наглядностью и обеспечивают возможность автоматизированного анализа;позволяют переходить от одного уровня детализации описания системы к другому (за счет раскрытия/закрытия переходов).Вместе с тем, сети Петри имеют ряд недостатков, ограничивающих их возможности. Основной из них - время срабатывания перехода считается равным нулю, что не позволяет исследовать с помощью сетей Петри временные характеристики моделируемых систем. [8]Е - сети. В результате развития аппарата сетей Петри был разработан ряд расширений. Одно из наиболее мощных - так называемые Е-сети (evaluation - "вычисления", "оценка") - "оценочные сети". В отличие от сетей Петри, в Е-сетях:имеются несколько типов вершин-позиций: простые позиции, позиции-очереди, разрешающие позиции;фишки (метки) могут снабжаться набором признаков (атрибутов);с каждым переходом может быть связана ненулевая задержка и функция преобразования атрибутов фишек;введены дополнительные виды вершин-переходов;в любую позицию может входить не более одной дуги и выходить также не более одной.В связи с этим любой переход может быть описан тройкой параметров:dj= (S,t (dj),p (dj)).Здесь S - тип перехода, t (dj) - функция задержки, отражающая длительность срабатывания перехода, р (dj) - функция преобразования атрибутов меток. Еще одно важное отличие Е-сетей от сетей Петри состоит в том, что метки интерпретируются как транзакты, перемещающиеся по сети, а вершины-переходы трактуются как устройства, выполняющие ту или иную обработку транзактов. Следствием такого подхода является требование: ни одна вершина-позиция Е-сети не может содержать более одной метки (то есть, любая Е-сеть изначально является безопасной). Базовые переходы Е-сети описаны ниже.Т-переход ("исполнение", "простой переход"). Его графическое представление аналогично представлению вершины-перехода сети Петри (рис.4, слева). Переход срабатывает при наличии метки во входной позиции и отсутствии ее в выходной позиции. Формально это можно записать так:(1; 0) | - (0;1).Т-переход позволяет отразить в модели занятость некоторого устройства (подсистемы) в течение некоторого времени, определяемого параметром t (d). F-nepexod ("разветвление"). Графическое представление приведено на рис.4 в центре. Срабатывает при тех же условиях, что и Т-переход:С содержательной точки зрения, F-переход отображает разветвление потока информации (транзактов) в системе. Рис.4. Графическое представление переходов Е-сети - Т-переход (слева), F-переход (в центре), J-переход (справа) J-переход ("объединение"). Графическое обозначение показано на рис.4 справа. Переход срабатывает при наличии меток в обеих входных позициях и отсутствии метки в выходной позиции: (1,1; 0) | - (0,0;1)Он моделирует объединение потоков или наличие нескольких условий, определяющих некоторое событие.Х-переход ("переключатель"). По сравнению с тремя предыдущими типами переходов, он содержит дополнительную управляющую ("разрешающую") позицию, которая графически обозначается обычно либо квадратиком, либо шестиугольником (рис.5, слева). Рис.5. Графическое представление переходов Е-сети, имеющих разрешающую позицию - Х-переход. Рис.5. Графическое представление переходов Е-сети, имеющих разрешающую позицию - Х-переход (слева), Y-переход (справа)Логика его срабатывания задается следующими соотношениями:Х-переход изменяет направление потока информации (транзактов). В общем случае разрешающая процедура может быть сколь угодно сложной, но сущность ее работы заключается в проверке выполнения условий разветвления потока (с точки зрения программиста, разрешающая позиция аналогична условной инструкции типа if).Y-переход ("выбор", "приоритетный выбор"). Этот переход также содержит разрешающую позицию (рис.5, справа). Логика срабатывания Y-перехода: Y-переход отражает приоритетность одних потоков информации (транзактов) по сравнению с другими. При этом разрешающая процедура может быть определена различным образом: как операция сравнения фиксированных приоритетов меток; как функция от атрибутов меток (например, чем меньше время обслуживания, тем выше приоритет). В некотором смысле он работает аналогично инструкции выбора типа case. [12]Еще раз подчеркнем, что в Е-сети все переходы обладают свойством безопасности. Это означает, что в выходных позициях (которые, в свою очередь, могут быть входными для следующего перехода) никогда не может быть более одной метки. Вместе с тем, в Е-сетях существуют понятия макроперехода и макропозиции, которые позволяют отображать в модели процессы накопления обслуживаемых транзактов в тех или иных узлах системы, а также расширить логические возможности Е-сетей.Рассмотрим некоторые из них.Макропозиция очередь представляет собой линейную композицию Т-переходов; суммарное количество выходных вершин-позиций определяет "емкость" очереди. Макропозиция генератор позволяет представлять в сети источник меток (транзактов).Если необходимо задать закон формирования меток, то "генератор" может быть дополнен разрешающей позицией.Поскольку в Е-сети нельзя "накапливать" метки, то вводится макропозиция поглощения (или аккумулятор).В целях повышения компактности и наглядности Е-сети для обозначения макропозиций используют специальные символы:Q-очередь;G - генератор;А - аккумулятор.Аналогичным образом, путем композиции N однотипных переходов могут быть получены макропереходы всех типов: XN, YN, JN.Рассмотренные особенности Е-сетей существенно расширяют их возможности для моделирования дискретных систем вообще и параллельных процессов в частности. Ниже приведен пример описания в виде Е-сети мультипрограммной вычислительной системы (Рис.6). Обработка поступающих заданий организована в ней по принципу квантования времени: каждому заданию выделяется равный отрезок (квант) процессорного времени; если задание выполнено, то оно покидает систему, если же времени оказалось недостаточно, то задание встает в очередь и ждет повторного выделения кванта времени. Рис.6. Пример описания вычислительной системы в виде Е-сетиНа рисунке использованы следующие обозначения:d1 - постановка задания в очередь;d2 - выполнение задания в течение одного кванта времени;d3 - анализ степени завершенности задания.Помимо очевидных достоинств Е-сетей, проявленное к ним внимание объясняется еще и тем, что технология моделирования систем в виде Е-сетей весьма эффективно реализуется с помощью инструмента S1MULINK, входящего в состав пакета MATLAB. [10]§6. Моделирование процесса обучения с помощью вложенных сетей ПетриВложенные сети Петри (Nested Petri Nets - NPN) - один из современных инструментов моделирования и исследования параллельно работающих систем, обладающих определенной независимостью и собственной активностью. Эти черты делают привлекательным их использование при моделировании учебного процесса, проводимого группой обучаемых как в традиционном учебном процессе, так и при интерактивном компьютерном обучении. В данной работе впервые предлагается двухуровневая модель обучения, состоящая из центральной системы и набора систем-сателлитов, моделирующих индивидуальное поведение учащихся.Интерактивное, т.е. в значительной мере самостоятельное обучение с использованием современных информационных технологий одно из важнейших направлений совершенствования системы образования, в том числе я в России. Быстрое развитие телекоммуникаций, и в особенности сети Интернет создало технологическую основу для обмена информацией между организациями и отдельными лицами, вне зависимости от их социального статуса, государственной принадлежности, географического положения, и явилось мощным стимулом развития дистанционного образования.В настоящее время, несмотря на значительные успехи интерактивного обучения, существует немало нерешенных проблем. К ним мы в первую очередь относим разработку инженерных методов создания систем компьютерного обучения как своеобразных информационных систем с использованием современных методологий и технологий разработки, в частности, САSЕ - технологий. Кроме того, актуально создание методов априорной оценки дидактических и эксплуатационных характеристик разрабатываемых обучающих систем. Решение указанных проблем предполагает наличие моделей, адекватно описывающих все стороны процесса обучения - функциональных, информационных, динамических. Для описания динамики процесса обучения были предложены модели, основанные на формализме сетей Петри и на тесно связанной с ним теории цепей Маркова. Однако предложенные ранее модели описывали только взаимодействие отдельного учащегося с обучающей системой. В то же время в современном образовании важную роль играет умение учащихся работать в коллективе, взаимодействовать при выполнении проектов. Один из возможных путей к моделированию процессов коллективной работы учащихся связан, на наш взгляд, с применением сравнительно нового класса сетевых моделей - вложенных сетей Петри.Данная работа посвящена изложению основных принципов моделирования распределенных систем с помощью указанного формализма. В первой части работы приведены краткие сведения по теории таких сетей. Во второй части предложена простая модель взаимодействия учащегося с обучающей системой и другими учащимися.Вложенные сети Петри.Рассмотрим расширение сетей Петри, которое оказывается полезным при моделирования учебного процесса. Речь идет о так называемых вложенных сетях Петри (Nested Petri Nets - NPN).Появление указанной разновидности сетей Петри связано с желанием исследователей иметь инструмент для адекватного и удобного представления систем со сложной иерархической и мультиагентной структурой.Вложенные сети Петри представляют собой расширение стандартного формализма сетей Петри, в котором фишки, представляющие локальные ресурсы в позициях системной сети, сами могут быть сложными объектами с сетевой структурой и моделироваться сетями Петри нижнего уровня - их мы будем называть сателлитными сетями.Структурно такая сеть состоит из системной сети SN и набором сетей-фишек (сателлитов) ЕNi, i= 1,…, n. При этом между некоторыми переходами системной сети, и переходами сетей-фишек может быть установлена связь, разрешающая только их совместное срабатывание. Такие переходы называются помеченными.Функционирование сетей, входящих в NPN, в значительной мере совпадает с функционированием традиционных сетей Петри. Отличие составляют механизмы синхронизации работы сетей Петри различного уровня. В связи с этим в NPN различают следующие четыре вида шагов срабатывания.Системно-автономный шаг, который соответствует срабатыванию непомеченного перехода в системной сети;Сателлитно-автономный шаг, который соответствует срабатыванию непомеченного перехода в сети - фишке ЕNi;Шаг горизонтальной синхронизации, при котором одновременно срабатывают переходы в сетях - фишках ЕNi, помеченные одинаковыми метками;Шаг вертикальной синхронизации, при котором одновременно срабатывают переходы в системной сети SN и сетях - фишках ЕNi, имеющие одинаковые метки.Разумеется, при этом предполагается, что во всех сетях все участвующие в работе переходы являются активными, т.е. в их входных позициях имеются необходимые для срабатывания ресурсы.Пример вложенной сети Петри рассмотрен ниже.Модель процесса интерактивного обучения с использованием вложенных сетей Петра.Проиллюстрируем возможности вложенных сетей Петри для получения модели процесса обучения с подсистемами различного уровня. Рассмотрим модель процесса интерактивного обучения показанная на рис.7. В этой модели каждый обучаемый моделируется одной фишкой, обозначаемой переменной var s: STUDENT, которая соответствует целочисленному коду обучаемого. При этом информация об истории прохождении курса конкретным студентом теряется после того, как процесс обучения завершен. Кроме того, в модели на рис.7 отсутствует возможность дифференцированного оценивания успешности обучения. Также не предусмотрена возможность неудачного завершения курса, поскольку число попыток изучения материала и тестирования не ограничено. И, наконец, нет возможности моделировать взаимодействие учащихся.Подготовка Обучение Тестирование Оценивание Принятие решения Рис.7. Системная сеть SN - раскрашенная сеть Петри с временным и вероятностным механизмами, моделирующая прохождение учебного курса Функциональность системы можно повысить, если моделировать поведение каждого обучаемого с помощью отдельной сети Петри. Тогда фишка, обозначаемая переменной s, станет сетью ЕNs, где s - код обучаемого, как принято на рис.7. При этом получится вложенная сеть Петри, которая состоит из системной сети SN (она изображена на рис.7) и набора сателлитных сетей ЕNs, (s=1,2,. .). Один из возможных вариантов сети ЕNs представлен на рис.8. Кратко поясним работу вложенной сети. На рис.8 позиции обозначены буквами qi, i = 1,…,10. Смысл позиций q1,…,q6 совпадает со смыслом позиций p11,…,p16 на рис.7, остальные позиции относятся к оценке успешности обучения. Переходы t1,t11,…,t17 на обоих рисунках имеют один и тот же смысл. При этом черта над обозначением перехода на рис.8 означает наличие вертикальной синхронизации: одноименные переходы могут сработать только одновременно. Это означает синхронизацию следующих действий: приход обучаемого в систему (срабатывание перехода t1), создание в системной сети SN сателлитной сети ЕNs, в виде фишки s; в свою очередь, в сателлитной сети переменная s относится к цветовому множеству STUDENT; выбор учебного модуля и начало процесса обучения срабатывание переходов t11; завершение процесса обучения и выбор тестов срабатывание переходов t13; завершение процесса тестирования и переход к оцениванию - срабатывание переходов t14; принятие решения по результатам тестирования - срабатывание переходов: t15 - изучение дополнительного материала, t16 - завершение изучения модуля, t17 - повторное изучение всего материала. Кроме описанных событий сеть ЕNs, позволяет оценить количество баллов, набранных учащимся в процессе изучения модуля. Для этого введены дополнительные ресурсы, задаваемые цветовыми множествами: Color BALL = integer; Color FAILURE = Вооlеаn; и соответствующие переменные: var в: BALL, var г: FAILURE. Рис.8. Вложенная сеть Еs Переменная в означает количество баллов, набранных учащимся при выполнении модуля. Первоначально в позиции q9 находится 100 баллов, а затем при каждой неудаче маркировка этой позиции уменьшается: при необходимости изучения дополнительного материала - на b1 баллов, а при необходимости повторного изучения всего курса - на b2 баллов. При успешном завершении процесса обучения срабатывает переход t5, и в позицию с передается набранное учащимся количество баллов - число b. Минимальное число баллов, при котором возможна положительная оценка, составляет b0 баллов. Если текущее значение величины в окажется меньше b0, то процесс обучения признается неудачным, и переменная г принимает значение true, которое передается в позицию q10 при срабатывании перехода t5. Все остальные переходы при этом оказываются заблокированными. В рассмотренном примере показана только вертикальная синхронизация, которая заключается в требовании одновременного срабатывания переходов в сетях SN и Еs. Возможно предусмотреть и горизонтальную синхронизацию между сетями Еs, что позволило бы моделировать совместную работу учащихся, например при выполнении коллективного проекта. Итак, мы видим, что использование вложенных сетей Петри расширяет возможность моделирования обучающих систем и позволяет проводить ранее недоступные исследования. Разумеется, практическое использование предложенной модели возможно только при наличии соответствующего программного обеспечения, которое в настоящий момент разрабатывается. [13] ЗаключениеИтогом курсовой работы стали математические модели с использованием сетей Петри, построение динамических моделей на основе сетей Петри, применение сетевых моделей с использованием сетей Петри. Сети Петри являются эффективным инструментом дискретных процессов, в частности, функционирования станочных систем. Разработаны теории моделирования с помощью сетей Петри. В данной работе приведены примеры моделей, программа. Было рассмотрено сетевое планирование как метод управления, основанный на использовании математического аппарата теории графов и системного подхода для отображения и алгоритмизации комплексов взаимосвязанных работ, действий или мероприятий для достижения четко поставленной цели. Информацию по теме можно использовать из Интернета, а информацию по "математической части" в пособиях и учебниках по данной теме.В ходе курсовой работы была изучена литература по теме (Интернет - источники). Было установлено, что некоторые виды сетей можно реализовать с помощью пакета MATLAB.Список используемой литературы1. <http://mathmod. narod.ru/> (октябрь, 2008); 2. <http://matlab. exponenta.ru/ml/book1/matlab/index_book. php> (октябрь, 2008); 3. <http://www.rgc. su/material/998/0/index. shtml > (декабрь, 2008); 4. <http://www.vismat.ru/osnovy-tehnologii-imitacionnogo-modelirovaniya/primenenie-setevyh-modeley-dlya-opisaniya-paralle> (ноябрь, 2008); 5. <http://revolution. allbest.ru/mathematics/00003923_0.html> (ноябрь, 2008); 6. <http://orion.netlab. cctpu.edu.ru/TPU/soft/10. htm> (декабрь, 2008); 7. <http://www.miracle.ru/pub/512/512. htm> (декабрь, 2008); 8. <http://orion.netlab. cctpu.edu.ru/TPU/soft/10. htm> (октябрь, 2008); 9. <http://www.netspetri. h17.ru/theor.html> (октябрь, 2008); 10. 10) <http://ru. wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%82%D0%B8_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8> (декабрь, 2008); 11. 11) <http://www.gpss.ru/paper/ryzhikov1/9.html> (октябрь, 2008); 12. <http://www.mipt.ru/nauka/f_228ed/a_3l9ed.html> (декабрь, 2008); 13. <http://lib. krasu.ru/resources. php3? menu1=socvest&menu2=2006-4> (декабрь, 2008). |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |