|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Обработка результатов психологических тестов (ЛИСП-реализация)Обработка результатов психологических тестов (ЛИСП-реализация)СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Постановка задачи
ВВЕДЕНИЕ Единство законов обработки информации в системах различной природы (физических, экономических, биологических и т.п.) является фундаментальной основой теории информационных процессов, определяющей ее общезначимость и специфичность. Объектом изучения этой теории является информация - понятие во многом абстрактное, существующее "само по себе" вне связи с конкретной областью знания, в которой она используется. Информационные ресурсы в современном обществе играют не меньшую, а нередко и большую роль, чем ресурсы материальные. Знания, кому, когда и где продать товар, может цениться не меньше, чем собственно сам товар. В связи с этим большая роль отводиться и способам обработки информации. Появляются всё более и более совершенные компьютеры, новые, удобные программы, современные способы хранения, передачи и защиты информации. С позиций рынка информация давно уже стала товаром и это обстоятельство требует интенсивного развития практики, промышленности и теории компьютеризации общества. Компьютер как информационная среда не только позволил совершить качественный скачек в организации промышленности, науки и рынка, но он определил новые самоценные области производства: вычислительная техника, телекоммуникации, программные продукты. Тенденции компьютеризации общества связаны с появлением новых профессий, связанных с вычислительной техникой, и различных категорий пользователей ЭВМ. Если в 60-70е годы в этой сфере доминировали специалисты по вычислительной технике (инженеры - электроники и программисты), создающие новые средства вычислительной техники и новые пакеты прикладных программ, то сегодня интенсивно расширяется категория пользователей ЭВМ - представителей самых разных областей знаний, не являющихся специалистами по компьютерам в узком смысле, но умеющих использовать их для решения своих специфических задач. Пользователь ЭВМ должен знать общие принципы организации информационных процессов в компьютерной среде, уметь выбрать нужные ему информационные системы и технические средства и быстро освоить их применительно к своей предметной области. Важным звеном процесса психологического анализа является тестирование и обработка результатов. Но для того чтобы обработать результаты, необходимо их получить, протестировав группу испытуемых, это можно сделать при помощи бланкового тестирования, что ведет за собой довольно трудоемкий процесс сбора и анализа данных. В последнее время все большее внимание заслуживает тестирование на персональных компьютерах. Целью данной курсовой работы является реализация обработки результатов психологических тестов. 1. Постановка задачи Тест (англ. test-- проба, испытание, исследование) экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. Тесты начали применяться в 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном в 1883 году: применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки. Термин "тест" впервые ввёл американский психолог Дж. Кеттел в 1890 году. Предложенная им серия из 50 тестов фактически представляла программу определения примитивных психофизиологических характеристик: базирующихся на наиболее разработанных в то время психологических экспериментах (например, измерение силы правой и левой рук посредством динамометра, скорости реакции на звук, и т.д.) Французский психолог А. Бине применил принципы тестологических исследований к высшим психическим функциям человека: в его серию тестов (1891) вошли задания на испытание памяти, типа представления, внимания, эстетические и этические чувства и т.д. Первый стандартизированный педагогический тест был составлен американским психологом Э. Торнодайком. Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в психологию и педагогику математических методов. Американский психолог К. Спирмен разработал основные методы корреляционного анализа для стандартизации тестов и объективного измерения тестологических исследований. Статистические методы Спирмена-- применение факторного анализа-- сыграли большую роль в дальнейшем развитии тестирования. Значительное распространение тестирование получило в психотехнике для профессионального отбора. Интенсивное развитие психотехники приходится на время 1-й мировой войны 1914-1918 года, когда первоочередными стали вопросы профессионального отбора для нужд армии и военного производства. В связи с этим широкое применение в психотехнике имеет метод тестов. Наибольшее развитие тестологического исследования получили в США (например, за время 2-й мировой войны с 1939 по 45 год при мобилизации в армию было тестировано около 20 миллионов человек). В России составление и применение тестов относится к 20-м годам прошлого века, в 1926 году была опубликована первая серия тестов для школ. С конца прошлого века эксперимент стал применяться и в исследовании высших умственных процессов (суждения, умозаключения, мышления), хотя раньше неоднократно высказывалось убеждение, что эксперимент может применяться только к элементарным психическим процессам. Для чего нужны психологические тесты? Чтобы выяснить, что испытуемый может, а какие задачи пока решить не в состоянии. Для этого в тест вводится определенное содержание в отношении тех знаний и умений, которые будут изучаться. Составление тестов строится по единой схеме: определение целей тестирования, составление тестов в черновом виде, апробация тестов на репрезентативной выборке испытуемых и исправление недостатков, разработка шкалы измерений (на основе качественных соображений и статистической обработки результатов) и правил интерпретации результатов. Качество тестов определяется по таким характеристикам, как надёжность, валидность (соответствие полученных результатов цели тестирования), дифференцирующая сила заданий и др. Валидность теста-- это его психометрическая характеристика, действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен и указывает на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству. Количественно валидность теста может выражаться через корреляции результатов, полученных с его помощью, с другими показателями, например, с успешностью выполнения соответствующей деятельности. Совокупность характеристик валидности теста, полученных экспериментально-статистическим способом-- валидность эмпирическая. Практическое использование тестирования связано главным образом с диагностированием личностных характеристик человека, выражаемых через количественные показатели. Требуется разработать программу по обработке результатов психологического тестирования. Входные данные: 1) наименование теста; 2) количество вопросов; 3) количество тестируемых людей; 4) ответы тестируемых людей; 5) методика тестирования. Выходные данные: 1) наименование теста; 2) номер тестируемого человека и набранное им количество балов; 3) интерпретация результатов в соответствии с методикой тестирования. Пример. Тест: "Любите ли вы доминировать?". Количество вопросов: 7. Количество тестируемых людей: 2. Методика тестирования: за каждый ответ "ДА" (1) присваивается 10 баллов, ответ "НЕТ" (0) - 0 баллов, ответ "НЕ ЗНАЮ" (-1) - 5 баллов. Вопрос 1: Уже с детства подчиняться другим для меня было проблемой Ответы: 1 0. Вопрос 2: Я считаю, что прогресс в науке и культуре обеспечивают люди с развитой потребностью доминировать над другими. Ответы: 1 -1. Вопрос 3: Я считаю, что настоящий мужчина, это тот, кто может подчинить себе женщину. Ответы: 1 0. Вопрос 4: По правде сказать, в глубине души я не переношу когда близкий человек оказывает мне нежность, покровительство и абсолютную снисходительность. Ответы: 1 0. Вопрос 5: Меня вполне убеждает утверждение, что истинной природой женщины есть покорность. Ответы: -1 -1. Вопрос 6: Не все знают об этом, но в действительности это мое ежедневное превосходство над другими возникает из-за опасения за них и необходимости. Ответы: 1 0. Вопрос 7: Большинство зла вокруг нас возникает, по моему мнению, из-за малого количества руководителей с сильной рукой. Ответы: 0 0. Результаты тестирования. Подсчитываем для каждого тестируемого человека количество ответов "ДА", "НЕТ" и "НЕ ЗНАЮ", и в соответствии с методикой тестирования выводим результат. 1 человек: количество набранных баллов = 55. Результат: Из ваших ответов вырисовывается образ великого диктатора, который руководствуется всецело своими собственными заповедями. Вы полагаете, что знаете как есть и как должно быть. 2 человек: количество набранных баллов = 10. Результат: Ваши ответы рисуют все предметы бесхребетности. Вы в состоянии поглотить, даже если в этом нет необходимости в состоянии отдать всего себя, даже если никто этого не требует. Часто, чувствуя бессилие, вы излучаете силу, часто чувствуя безвыходность вы находите в этом смысл, и поводы, которые дают вам надежду на лучшую жизнь по вашим мерам 2. Математические и алгоритмические основы решения задачи Составим математическую модель для решения данной задачи. Подсчет результатов: 1. За каждый ответ "ДА" приписывается 10 очков. 2. За каждый ответ "НЕ ЗНАЮ" приписывается 5 очков. 3. За отрицательные ответы очки не пишутся. 4. Подсчитывается сумма набранных очков. 5. Сумма сверяется с таблицей возможных набранных очков. 6. Выводиться результат психологического тестирования. Записи сгруппированы в файл, который хранится на диске. Для получения списков выполняется последовательный поиск в файле. Результаты заносятся в новый файл, который сохраняется на диске. 3. Функциональные модели и блок-схемы решения задачи Функциональные модели и блок-схемы решения задачи представлены на рисунках 1 - 4. Рисунок 1 - Функциональная модель решения задачи для функции CREATE_LST: X - размерность списка, LST - создаваемый список Рисунок 2 - Функциональная модель решения задачи для функции SUM_COUNTER: VALUE - ответ, COUNTER - счетчик, суммирующий ответы Рисунок 3 - Блок-схема решения задачи для функции CALC_RESULT COUNTER - счетчик, суммирующий ответы, I - рабочая переменная, INPUT_STREAM - входной поток, MAX_COUNT - максимальное количество очков, MIN_COUNT - минимальное количество очков, PRINT_RES - функция, печатающая результат тестирования Рисунок 4 - Функциональная модель решения задачи для функции PRINT_RES: NUM_PEOPLE - номер тестируемого человека, COUNTER - счетчик, суммирующий ответы, OUPUT_STREAM - поток вывода, RESULT - результат тестирования 4. Программная реализация решения задачи ;ФУНКЦИЯ СОЗДАЕТ НУЛЕВОЙ СПИСОК НА X ЭЛЕМЕНТОВ (DEFUN CREATE_LST (X LST) (COND ((EQL X 0) LST) (T (CREATE_LST (- X 1) (CONS 0 LST))) ) ) ;ОТКРЫВАЕМ ФАЙЛ ДЛЯ ЧТЕНИЯ (SETQ INPUT_STREAM (OPEN " D:\TEST.TXT" :DIRECTION :INPUT)) ;СЧИТЫВАЕМ НАЗВАНИЕ ТЕСТА (SETQ TEMP (READ INPUT_STREAM)) (SETQ NAME_TEST (CAR TEMP)) ;КОЛИЧЕСТВО ВОПРОСОВ ТЕСТА 2 ЭЛЕМЕНТ В СПИСКЕ (SETQ NUM (CADR TEMP)) ;КОЛИЧЕСТВО ТЕСТИРУЕМЫХ (SETQ PEOPLE (CADDR TEMP)) ;ПОДСЧИТЫВАЕМ ОТВЕТЫ (SETQ COUNTER 0) (DEFUN SUM_COUNTER (VALUE COUNTER) ;ЗА ОТВЕТ "ДА" (1) - 10 БАЛЛОВ ;ЗА ОТВЕТ "НЕ ЗНАЮ" (-1) - 5 БАЛЛОВ ;ЗА ОТВЕТ "НЕТ" (0) - 0 БАЛЛОВ (COND ((= VALUE 1) (SETF COUNTER (+ COUNTER 10))) ((= VALUE -1) (SETF COUNTER (+ COUNTER 5))) ((= VALUE 0) (SETF COUNTER (+ COUNTER 0))) ) ) ;СОЗДАЕМ НУЛЕВОЙ СПИСОК СЧЕТЧИКОВ РАЗМЕР КОТОРОГО РАВЕН КОЛИЧЕСТВУ ЧЕЛОВЕК (SETQ LST_COUNTER (CREATE_LST PEOPLE NIL)) (DO ((I 0)) ((>= I NUM)) ;СЧИТЫВАЕМ СТРОКУ LST (SETQ LST (READ INPUT_STREAM)) ;ПОЛУЧАЕМ ОТВЕТЫ ЛЮДЕЙ ИЗ СТРОКИ LST (SETQ ANSWER (CADR LST)) ;СУММИРУЕМ СЧЕТЧИК РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА (SETQ LST_COUNTER (MAPCAR 'SUM_COUNTER ANSWER LST_COUNTER)) (SETQ I (+ I 1)) ) ;ЗАКРЫВАЕМ ФАЙЛ TEST.TXT (CLOSE INPUT_STREAM) ;СЧЕТЧИК ДЛЯ ВЫВОДА КОЛИЧЕСТВА ЧЕЛОВЕК (SETQ NUM_PEOPLE 1) ;ПЕЧАТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ (DEFUN PRINT_RES (RESULT COUNTER) ;ВЫВВОД КОЛИЧЕСТВА НАБРАННЫХ БАЛЛОВ (PRINT (LIST NUM_PEOPLE 'PEOPLE '= 'COUNTER COUNTER) OUTPUT_STREAM) ;ВЫВВОД РЕЗУЛЬТАТА ТЕСТИРОВАНИЯ (PRINT RESULT OUTPUT_STREAM) ;УВЕЛИЧИВАЕМ СЧЕТЧИК ДЛЯ ВЫВОДА КОЛИЧЕСТВА ЧЕЛОВЕК (SETQ NUM_PEOPLE (+ NUM_PEOPLE 1)) ) ;ОТКРЫВАЕМ ФАЙЛ CALC_RESULT.TXT ДЛЯ ЧТЕНИЯ (DEFUN CALC_RESULT (COUNTER) ;ОБЪЯВЛЯЕМ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ (DECLARE (SPECIAL INPUT_STREAM)) (DECLARE (SPECIAL RES)) (DECLARE (SPECIAL MAX_COUNT)) (DECLARE (SPECIAL MIN_COUNT)) (SETQ INPUT_STREAM (OPEN " D:\CALC_RESULT.TXT" :DIRECTION :INPUT)) (DO ((I 0)) ((>= I 3)) ;СЧИТЫВАЕМ ВАРИАНТ РЕЗУЛЬТАТА (SETQ RES (READ INPUT_STREAM)) ;СЧИТЫВАЕМ МАКСИМУМ И МИНИМУМ (SETQ MAX_COUNT (CAR (CAR RES))) (SETQ MIN_COUNT (CADR (CAR RES))) ;ЕСЛИ КОЛИЧЕСТВО НАБРАННЫХ БАЛЛОВ СОВПАДАЕТ С ТРЕБУЕМЫМИ ;ВЫВОДИМ РЕЗЛЬТАТ ТЕСТИРОВАНИЯ И ВЫХОДИМ ИЗ ЦИКЛА (IF (AND (<= COUNTER MAX_COUNT) (>= COUNTER MIN_COUNT)) (PROGN (PRINT_RES (CADR RES) COUNTER) (SETQ I 3) ) ) (SETQ I (+ I 1)) ) ;ЗАКРЫВАЕМ ФАЙЛ (CLOSE INPUT_STREAM) ) ;ОТКРЫВАЕМ ФАЙЛ RESULT.TXT ДЛЯ ЗАПИСИ (SETQ OUTPUT_STREAM (OPEN " D:\RESULT.TXT" :DIRECTION :OUTPUT)) ;ВЫВВОД НАЗВАНИЯ ТЕСТА (PRINT (LIST 'TEST NAME_TEST) OUTPUT_STREAM) (MAPCAR 'CALC_RESULT LST_COUNTER) ;ЗАКРЫВАЕМ ФАЙЛ RESULT.TXT (TERPRI OUTPUT_STREAM) (CLOSE OUTPUT_STREAM) ;END 5. Пример выполнения программы Рисунок 5 - Входные данные Рисунок 6 - Входные данные Рисунок 7 - Выходные данные Пример 2. Рисунок 8 - Входные данные Рисунок 9 - Входные данные Рисунок 10 - Выходные данные ЗАКЛЮЧЕНИЕ Компьютерная обработка предполагает использование одних и тех же команд при выполнении идентичных операций обработки данных, что практически исключает появление случайных ошибок, обыкновенно присущих ручной обработке. Разработанная в данной курсовой работе программа для обработки результатов психологических тестов делает наиболее простой работу пользователя в данной области и сокращает время на выполнение соответствующих операций. В результате выполнения курсовой работы составлена функциональная модель для решения поставленной задачи. Проведён анализ полученных результатов, и сделаны необходимые выводы. Созданная функциональная модель и ее Лисп-реализация могут служить органической частью решения более сложных задач. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ и литературы Бронштейн, И.Н. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов [Текст] / И.Н.Бронштейн, К.А.Семендяев. - М.: Наука, 2007. - 708 с. Выготский, Л.С. О психологических системах [Текст] / Л.С.Выгодский - М.: Питер, 2001. С. 467. Гайда, В.К. Психологическое тестирование: учебное пособие. [Текст] / В.К. Гайда, В.П. Захаров - M.:Мир, 1999. С. 625. Пиаже, Ж. Экспериментальная психология. [Электронный ресурс] / Ж. Пиаже - М.: Прогресс, 2003. С. 318. Симанков, В.С. Основы функционального программирования [Текст] / В.С.Симанков, Т.Т.Зангиев, И.В.Зайцев. - Краснодар: КубГТУ, 2002. - 160 с. Степанов, П.А. Функциональное программирование на языке Lisp. [Электронный ресурс] / П.А.Степанов, А.В. Бржезовский. - М.: ГУАП, 2003. С. 79. Холодная, М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? [Текст] / М.А. Холодная - М.: Педагогика, 200. С. 216. Хювенен Э. Мир Лиспа [Текст] / Э.Хювенен, Й.Сеппянен. - М.:Мир, 1990. - 460 с. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |