рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Обработка результатов психологических тестов (ЛИСП-реализация) рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Обработка результатов психологических тестов (ЛИСП-реализация)

Обработка результатов психологических тестов (ЛИСП-реализация)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Постановка задачи

  • 2. Математические и алгоритмические основы решения задачи
  • 3. Функциональные модели и блок-схемы решения задачи
  • 4. Программная реализация решения задачи
  • 5. Пример выполнения программы
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

Единство законов обработки информации в системах различной природы (физических, экономических, биологических и т.п.) является фундаментальной основой теории информационных процессов, определяющей ее общезначимость и специфичность. Объектом изучения этой теории является информация - понятие во многом абстрактное, существующее "само по себе" вне связи с конкретной областью знания, в которой она используется.

Информационные ресурсы в современном обществе играют не меньшую, а нередко и большую роль, чем ресурсы материальные. Знания, кому, когда и где продать товар, может цениться не меньше, чем собственно сам товар. В связи с этим большая роль отводиться и способам обработки информации. Появляются всё более и более совершенные компьютеры, новые, удобные программы, современные способы хранения, передачи и защиты информации.

С позиций рынка информация давно уже стала товаром и это обстоятельство требует интенсивного развития практики, промышленности и теории компьютеризации общества. Компьютер как информационная среда не только позволил совершить качественный скачек в организации промышленности, науки и рынка, но он определил новые самоценные области производства: вычислительная техника, телекоммуникации, программные продукты.

Тенденции компьютеризации общества связаны с появлением новых профессий, связанных с вычислительной техникой, и различных категорий пользователей ЭВМ. Если в 60-70е годы в этой сфере доминировали специалисты по вычислительной технике (инженеры - электроники и программисты), создающие новые средства вычислительной техники и новые пакеты прикладных программ, то сегодня интенсивно расширяется категория пользователей ЭВМ - представителей самых разных областей знаний, не являющихся специалистами по компьютерам в узком смысле, но умеющих использовать их для решения своих специфических задач.

Пользователь ЭВМ должен знать общие принципы организации информационных процессов в компьютерной среде, уметь выбрать нужные ему информационные системы и технические средства и быстро освоить их применительно к своей предметной области.

Важным звеном процесса психологического анализа является тестирование и обработка результатов. Но для того чтобы обработать результаты, необходимо их получить, протестировав группу испытуемых, это можно сделать при помощи бланкового тестирования, что ведет за собой довольно трудоемкий процесс сбора и анализа данных. В последнее время все большее внимание заслуживает тестирование на персональных компьютерах.

Целью данной курсовой работы является реализация обработки результатов психологических тестов.

1. Постановка задачи

Тест (англ. test-- проба, испытание, исследование) экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тесты начали применяться в 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном в 1883 году: применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки.

Термин "тест" впервые ввёл американский психолог Дж. Кеттел в 1890 году. Предложенная им серия из 50 тестов фактически представляла программу определения примитивных психофизиологических характеристик: базирующихся на наиболее разработанных в то время психологических экспериментах (например, измерение силы правой и левой рук посредством динамометра, скорости реакции на звук, и т.д.)

Французский психолог А. Бине применил принципы тестологических исследований к высшим психическим функциям человека: в его серию тестов (1891) вошли задания на испытание памяти, типа представления, внимания, эстетические и этические чувства и т.д.

Первый стандартизированный педагогический тест был составлен американским психологом Э. Торнодайком. Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в психологию и педагогику математических методов.

Американский психолог К. Спирмен разработал основные методы корреляционного анализа для стандартизации тестов и объективного измерения тестологических исследований. Статистические методы Спирмена-- применение факторного анализа-- сыграли большую роль в дальнейшем развитии тестирования.

Значительное распространение тестирование получило в психотехнике для профессионального отбора. Интенсивное развитие психотехники приходится на время 1-й мировой войны 1914-1918 года, когда первоочередными стали вопросы профессионального отбора для нужд армии и военного производства. В связи с этим широкое применение в психотехнике имеет метод тестов.

Наибольшее развитие тестологического исследования получили в США (например, за время 2-й мировой войны с 1939 по 45 год при мобилизации в армию было тестировано около 20 миллионов человек). В России составление и применение тестов относится к 20-м годам прошлого века, в 1926 году была опубликована первая серия тестов для школ.

С конца прошлого века эксперимент стал применяться и в исследовании высших умственных процессов (суждения, умозаключения, мышления), хотя раньше неоднократно высказывалось убеждение, что эксперимент может применяться только к элементарным психическим процессам.

Для чего нужны психологические тесты? Чтобы выяснить, что испытуемый может, а какие задачи пока решить не в состоянии. Для этого в тест вводится определенное содержание в отношении тех знаний и умений, которые будут изучаться.

Составление тестов строится по единой схеме: определение целей тестирования, составление тестов в черновом виде, апробация тестов на репрезентативной выборке испытуемых и исправление недостатков, разработка шкалы измерений (на основе качественных соображений и статистической обработки результатов) и правил интерпретации результатов.

Качество тестов определяется по таким характеристикам, как надёжность, валидность (соответствие полученных результатов цели тестирования), дифференцирующая сила заданий и др.

Валидность теста-- это его психометрическая характеристика, действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен и указывает на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству.

Количественно валидность теста может выражаться через корреляции результатов, полученных с его помощью, с другими показателями, например, с успешностью выполнения соответствующей деятельности. Совокупность характеристик валидности теста, полученных экспериментально-статистическим способом-- валидность эмпирическая.

Практическое использование тестирования связано главным образом с диагностированием личностных характеристик человека, выражаемых через количественные показатели.

Требуется разработать программу по обработке результатов психологического тестирования.

Входные данные:

1) наименование теста;

2) количество вопросов;

3) количество тестируемых людей;

4) ответы тестируемых людей;

5) методика тестирования.

Выходные данные:

1) наименование теста;

2) номер тестируемого человека и набранное им количество балов;

3) интерпретация результатов в соответствии с методикой тестирования.

Пример.

Тест: "Любите ли вы доминировать?".

Количество вопросов: 7.

Количество тестируемых людей: 2.

Методика тестирования: за каждый ответ "ДА" (1) присваивается 10 баллов, ответ "НЕТ" (0) - 0 баллов, ответ "НЕ ЗНАЮ" (-1) - 5 баллов.

Вопрос 1: Уже с детства подчиняться другим для меня было проблемой

Ответы: 1 0.

Вопрос 2: Я считаю, что прогресс в науке и культуре обеспечивают люди с развитой потребностью доминировать над другими.

Ответы: 1 -1.

Вопрос 3: Я считаю, что настоящий мужчина, это тот, кто может подчинить себе женщину.

Ответы: 1 0.

Вопрос 4: По правде сказать, в глубине души я не переношу когда близкий человек оказывает мне нежность, покровительство и абсолютную снисходительность.

Ответы: 1 0.

Вопрос 5: Меня вполне убеждает утверждение, что истинной природой женщины есть покорность.

Ответы: -1 -1.

Вопрос 6: Не все знают об этом, но в действительности это мое ежедневное превосходство над другими возникает из-за опасения за них и необходимости.

Ответы: 1 0.

Вопрос 7: Большинство зла вокруг нас возникает, по моему мнению, из-за малого количества руководителей с сильной рукой.

Ответы: 0 0.

Результаты тестирования.

Подсчитываем для каждого тестируемого человека количество ответов "ДА", "НЕТ" и "НЕ ЗНАЮ", и в соответствии с методикой тестирования выводим результат.

1 человек: количество набранных баллов = 55.

Результат: Из ваших ответов вырисовывается образ великого диктатора, который руководствуется всецело своими собственными заповедями. Вы полагаете, что знаете как есть и как должно быть.

2 человек: количество набранных баллов = 10.

Результат: Ваши ответы рисуют все предметы бесхребетности. Вы в состоянии поглотить, даже если в этом нет необходимости в состоянии отдать всего себя, даже если никто этого не требует. Часто, чувствуя бессилие, вы излучаете силу, часто чувствуя безвыходность вы находите в этом смысл, и поводы, которые дают вам надежду на лучшую жизнь по вашим мерам

2. Математические и алгоритмические основы решения задачи

Составим математическую модель для решения данной задачи.

Подсчет результатов:

1. За каждый ответ "ДА" приписывается 10 очков.

2. За каждый ответ "НЕ ЗНАЮ" приписывается 5 очков.

3. За отрицательные ответы очки не пишутся.

4. Подсчитывается сумма набранных очков.

5. Сумма сверяется с таблицей возможных набранных очков.

6. Выводиться результат психологического тестирования.

Записи сгруппированы в файл, который хранится на диске. Для получения списков выполняется последовательный поиск в файле.

Результаты заносятся в новый файл, который сохраняется на диске.

3. Функциональные модели и блок-схемы решения задачи

Функциональные модели и блок-схемы решения задачи представлены на рисунках 1 - 4.

Рисунок 1 - Функциональная модель решения задачи для функции CREATE_LST: X - размерность списка, LST - создаваемый список

Рисунок 2 - Функциональная модель решения задачи для функции SUM_COUNTER: VALUE - ответ, COUNTER - счетчик, суммирующий ответы

Рисунок 3 - Блок-схема решения задачи для функции CALC_RESULT COUNTER - счетчик, суммирующий ответы, I - рабочая переменная, INPUT_STREAM - входной поток, MAX_COUNT - максимальное количество очков, MIN_COUNT - минимальное количество очков, PRINT_RES - функция, печатающая результат тестирования

Рисунок 4 - Функциональная модель решения задачи для функции PRINT_RES: NUM_PEOPLE - номер тестируемого человека, COUNTER - счетчик, суммирующий ответы, OUPUT_STREAM - поток вывода, RESULT - результат тестирования

4. Программная реализация решения задачи

;ФУНКЦИЯ СОЗДАЕТ НУЛЕВОЙ СПИСОК НА X ЭЛЕМЕНТОВ

(DEFUN CREATE_LST (X LST)

(COND

((EQL X 0) LST)

(T (CREATE_LST (- X 1) (CONS 0 LST)))

)

)

;ОТКРЫВАЕМ ФАЙЛ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

(SETQ INPUT_STREAM (OPEN " D:\TEST.TXT" :DIRECTION :INPUT))

;СЧИТЫВАЕМ НАЗВАНИЕ ТЕСТА

(SETQ TEMP (READ INPUT_STREAM))

(SETQ NAME_TEST (CAR TEMP))

;КОЛИЧЕСТВО ВОПРОСОВ ТЕСТА 2 ЭЛЕМЕНТ В СПИСКЕ

(SETQ NUM (CADR TEMP))

;КОЛИЧЕСТВО ТЕСТИРУЕМЫХ

(SETQ PEOPLE (CADDR TEMP))

;ПОДСЧИТЫВАЕМ ОТВЕТЫ

(SETQ COUNTER 0)

(DEFUN SUM_COUNTER (VALUE COUNTER)

;ЗА ОТВЕТ "ДА" (1) - 10 БАЛЛОВ

;ЗА ОТВЕТ "НЕ ЗНАЮ" (-1) - 5 БАЛЛОВ

;ЗА ОТВЕТ "НЕТ" (0) - 0 БАЛЛОВ

(COND

((= VALUE 1) (SETF COUNTER (+ COUNTER 10)))

((= VALUE -1) (SETF COUNTER (+ COUNTER 5)))

((= VALUE 0) (SETF COUNTER (+ COUNTER 0)))

)

)

;СОЗДАЕМ НУЛЕВОЙ СПИСОК СЧЕТЧИКОВ РАЗМЕР КОТОРОГО РАВЕН КОЛИЧЕСТВУ ЧЕЛОВЕК

(SETQ LST_COUNTER (CREATE_LST PEOPLE NIL))

(DO

((I 0))

((>= I NUM))

;СЧИТЫВАЕМ СТРОКУ LST

(SETQ LST (READ INPUT_STREAM))

;ПОЛУЧАЕМ ОТВЕТЫ ЛЮДЕЙ ИЗ СТРОКИ LST

(SETQ ANSWER (CADR LST))

;СУММИРУЕМ СЧЕТЧИК РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА

(SETQ LST_COUNTER (MAPCAR 'SUM_COUNTER ANSWER LST_COUNTER))

(SETQ I (+ I 1))

)

;ЗАКРЫВАЕМ ФАЙЛ TEST.TXT

(CLOSE INPUT_STREAM)

;СЧЕТЧИК ДЛЯ ВЫВОДА КОЛИЧЕСТВА ЧЕЛОВЕК

(SETQ NUM_PEOPLE 1)

;ПЕЧАТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

(DEFUN PRINT_RES (RESULT COUNTER)

;ВЫВВОД КОЛИЧЕСТВА НАБРАННЫХ БАЛЛОВ

(PRINT (LIST NUM_PEOPLE 'PEOPLE '= 'COUNTER COUNTER) OUTPUT_STREAM)

;ВЫВВОД РЕЗУЛЬТАТА ТЕСТИРОВАНИЯ

(PRINT RESULT OUTPUT_STREAM)

;УВЕЛИЧИВАЕМ СЧЕТЧИК ДЛЯ ВЫВОДА КОЛИЧЕСТВА ЧЕЛОВЕК

(SETQ NUM_PEOPLE (+ NUM_PEOPLE 1))

)

;ОТКРЫВАЕМ ФАЙЛ CALC_RESULT.TXT ДЛЯ ЧТЕНИЯ

(DEFUN CALC_RESULT (COUNTER)

;ОБЪЯВЛЯЕМ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

(DECLARE (SPECIAL INPUT_STREAM))

(DECLARE (SPECIAL RES))

(DECLARE (SPECIAL MAX_COUNT))

(DECLARE (SPECIAL MIN_COUNT))

(SETQ INPUT_STREAM (OPEN " D:\CALC_RESULT.TXT" :DIRECTION :INPUT))

(DO

((I 0))

((>= I 3))

;СЧИТЫВАЕМ ВАРИАНТ РЕЗУЛЬТАТА

(SETQ RES (READ INPUT_STREAM))

;СЧИТЫВАЕМ МАКСИМУМ И МИНИМУМ

(SETQ MAX_COUNT (CAR (CAR RES)))

(SETQ MIN_COUNT (CADR (CAR RES)))

;ЕСЛИ КОЛИЧЕСТВО НАБРАННЫХ БАЛЛОВ СОВПАДАЕТ С ТРЕБУЕМЫМИ

;ВЫВОДИМ РЕЗЛЬТАТ ТЕСТИРОВАНИЯ И ВЫХОДИМ ИЗ ЦИКЛА

(IF (AND (<= COUNTER MAX_COUNT) (>= COUNTER MIN_COUNT))

(PROGN

(PRINT_RES (CADR RES) COUNTER)

(SETQ I 3)

)

)

(SETQ I (+ I 1))

)

;ЗАКРЫВАЕМ ФАЙЛ

(CLOSE INPUT_STREAM)

)

;ОТКРЫВАЕМ ФАЙЛ RESULT.TXT ДЛЯ ЗАПИСИ

(SETQ OUTPUT_STREAM (OPEN " D:\RESULT.TXT" :DIRECTION :OUTPUT))

;ВЫВВОД НАЗВАНИЯ ТЕСТА

(PRINT (LIST 'TEST NAME_TEST) OUTPUT_STREAM)

(MAPCAR 'CALC_RESULT LST_COUNTER)

;ЗАКРЫВАЕМ ФАЙЛ RESULT.TXT

(TERPRI OUTPUT_STREAM)

(CLOSE OUTPUT_STREAM)

;END

5. Пример выполнения программы

Рисунок 5 - Входные данные

Рисунок 6 - Входные данные

Рисунок 7 - Выходные данные

Пример 2.

Рисунок 8 - Входные данные

Рисунок 9 - Входные данные

Рисунок 10 - Выходные данные

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Компьютерная обработка предполагает использование одних и тех же команд при выполнении идентичных операций обработки данных, что практически исключает появление случайных ошибок, обыкновенно присущих ручной обработке.

Разработанная в данной курсовой работе программа для обработки результатов психологических тестов делает наиболее простой работу пользователя в данной области и сокращает время на выполнение соответствующих операций.

В результате выполнения курсовой работы составлена функциональная модель для решения поставленной задачи. Проведён анализ полученных результатов, и сделаны необходимые выводы.

Созданная функциональная модель и ее Лисп-реализация могут служить органической частью решения более сложных задач.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ и литературы

Бронштейн, И.Н. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов [Текст] / И.Н.Бронштейн, К.А.Семендяев. - М.: Наука, 2007. - 708 с.

Выготский, Л.С. О психологических системах [Текст] / Л.С.Выгодский - М.: Питер, 2001. С. 467.

Гайда, В.К. Психологическое тестирование: учебное пособие. [Текст] / В.К. Гайда, В.П. Захаров - M.:Мир, 1999. С. 625.

Пиаже, Ж. Экспериментальная психология. [Электронный ресурс] / Ж. Пиаже - М.: Прогресс, 2003. С. 318.

Симанков, В.С. Основы функционального программирования [Текст] / В.С.Симанков, Т.Т.Зангиев, И.В.Зайцев. - Краснодар: КубГТУ, 2002. - 160 с.

Степанов, П.А. Функциональное программирование на языке Lisp. [Электронный ресурс] / П.А.Степанов, А.В. Бржезовский. - М.: ГУАП, 2003. С. 79.

Холодная, М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? [Текст] / М.А. Холодная - М.: Педагогика, 200. С. 216.

Хювенен Э. Мир Лиспа [Текст] / Э.Хювенен, Й.Сеппянен. - М.:Мир, 1990. - 460 с.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты