|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Поиск кратчайшего пути в многоугольникеПоиск кратчайшего пути в многоугольникеАгентство по образованию Тихоокеанский государственный экономический университет Экономический институт Поиск кратчайшего пути в многоугольнике Выполнил: Матвеев А.В. Владивосток 2009 Введение Условие решаемой задачи дословно по заданию звучит следующим образом: «В заданном m-угольнике найти кратчайший путь между стартом, лежащим в одной из его вершин, и финишем, находящимся на одной из его сторон». Для большей эффективности положим старт и финиш произвольными точками внутри m-угольника, выбираемыми пользователем. Предоставим возможность выбирать размерность поля N на N для дальнейшего построения внутри неё, создаваемого пользователем, m-угольника. Графически покажем один из кратчайших путей между стартом финишем. Перед началом вычисления пользователь должен указывать в программе следующую информацию - размер поля; - кол-во опорных точек, для построения m-угольника - местоположение вершин m-угольника(с помощью мыши) -место положение финиша и старта внутри m-угольника(также с помощью мыши) После установки опорных точек программа должна определять принадлежность той или иной точки к внутренней области m-угольника, после чего просчитывать кратчайший путь с учётом доступности(внутри m-угольника) и не доступности(вне m-угольника) точек и, в соответствии с этим, отбирать те из них, которые задействованные в пути. Программа должна отображать поле, область(m-угольник) и путь между стартом и финишем. Необходимо предусмотреть контроль целостности вводимых данных, таких как размер поля и кол-во опорных точек. Не допустить совпадения финиша и старта или установку их вне области а так же дать возможность в заранее построенной области изменять их положение. Формальная постановка задачи Положим поле двумерным массивом Shape'ов, основные функции которого дать пользователю возможность задания вершин m-угольника, старта и финиша, а также графическое отображение работы программы. В соответствии ему поставим двумерный булевый массив(доступные и недоступные точки). Используя булевую матрицу и координаты старта и финиша вычисляем точки кратчайшего пути, которые далее отображаем с помощью массива Shape'ов. Методы решения задачи Локализация точек Существует довольно много различных методов решения подобной задачи, каждый из которых основывается на своих принципах и приемах, имеет уникальные преимущества и, соответственно, недостатки. В данной работе был использован наиболее простой и менее громоздкий с учётом того, что на поле между точками имеется некоторое расстояние. Суть используемого метода в следующем. По заданным вершинам строится полигон и заливается цветом, отличным от цвета фона. Далее для каждой точки идёт проверка цвета канвы. Если цвет канвы в данной точке совпадает со цветом заливки полигона то точка принадлежит заданной области. Построение полигона: with canvas do begin setlength(tochka,m); for i:=0 to m-1 do begin tochka[i].X:=integer(vershina[i].x^)+round(h/(4*n)); tochka[i].Y:=integer(vershina[i].y^)+round(h/(4*n)); end; Pen.Color:=clred; Polygon(tochka); brush.color:=clred; end; end; Здесь здесь vershina[].х и vershina[].у указатели на Top и Left Shape'ов, tochka[]-массив координат центров этих Left Shape'ов. Проверка цвета: for i:=0 to n-1 do for j:= 0 to n-1 do if canvas.Pixels[a[i,j].Left+round(h/(4*n)),a[i,j].Top+round(h/(4*n))]=clred then a[i,j].Brush.Color:=clgreen; Также приведём пример решения этой задачи в более общем случае. Его суть в том, что вначале строится контур области, а потом для каждой точки идет подсчёт кол-ва пересечений горизонтали, проведённой через эту точку, с контурами области слева от определяемой точки. Если кол-во нечётно то она принадлежит области, иначе не принадлежит. Приведём текст такого метода: dx:=(bx-ax)/m; расстояние по горизонтали между двумя соседними точками ребра dy:=(by-ay)/m;//по вертикали {Локализация} x:=ax+dx/2; for i:=1 to m do begin y:=ay+dy/2; //WriteLn(fout); for j:=1 to m do begin //Write(fout,'(',x:0:1,',',y:0:1,')',' '); {(x,y)-локализация} L:=0; {Число пересечений слева} for k:=1 to n-1 do begin x1:=xv[k]; y1:=yv[k]; {Ребро} x2:=xv[k+1]; y2:=yv[k+1]; if ((y1<y2) and (y1<y) and (y<y2)) or ((y2<y1) and (y2<y) and (y<y1)) then begin {Уравнение прямой через 2 точки} x3:=(y-y1)/(y2-y1)*(x2-x1)+x1; if x3<x then L:=L+1; end; end; y:=y+dy; //WriteLn(fout,'L=',L); if (L mod 2) =0 then b[m-j+1,i]:=0 else b[m-j+1,i]:=1; end; x:=x+dx; end; for i:=1 to m do begin WriteLn(fout); for j:=1 to m do begin Write(fout,b[i,j]); end; end; Поиск кратчайшего пути Суть реализованного алгоритма состоит в том что, в соответствие булевой матрице, отражающей доступность точек, ставится целочисленная матрица меток. В её элементы записываются кол-ва ходов, за которое можно попасть из финиша в данную точку булевой матрицы. Когда устанавливается значение в метку, соответствующий старту начинается обратный ход. Программа ищет соседнюю старту точку, метка которой на 1 меньше метки старта. Далее из найденной точки повторяется та же операция и так до тех пор пока не будет достигнут финиш. procedure Tgraph.find(var z:Tmatrix;a,b:Txy;n:Integer); var i,j,i1,j1:integer; c:Integer;//для записи значений в метки yyy:Boolean;//используется как условие выхода из цикла LABEL LBL; begin ny:=0;//длина пути //зополнение матрицы меток бесконечностями for i:=0 to n-1 do for j:=0 to n-1 do metka1[i,j]:=$7fff; metka1[b.x,b.y]:=0;//метка соответствующая финишу //процедура записывает в конкретную метку кол-во ходов, //необходимых чтобы попасть в неё с финиша c:=-1; while 1000>=c do begin c:=c+1; for i:=0 to n-1 do begin for j:=0 to n-1 do begin if metka1[i,j]=c then begin for i1:=-1 to 1 do begin for j1:=-1 to 1 do begin if (i1=0) and (j1=0) then continue;//что бы не проверять саму точку if not z[i+i1,j+j1] or (metka1[i+i1,j+j1]<>$7fff) then continue;//точка не доступ- //на или путь к ней отсутствует metka1[i+i1,j+j1]:=c+1; if (i+i1=a.x) and (j+j1=a.y) then begin//попали на старт goto LBL; end; end; end; end; end; end; end; //запись полученной матрицы меток в текстовый файл LBL: //процедура двигаясь от старта к финишу по полученным меткам //заносит пройденные точки в массив точек пути if metka1[a.x,a.y]=$7fff then begin exit; end; c:=metka1[a.x,a.y];//кол-во ходов от старта до финиша i:=a.x; j:=a.y; yWay[1]:=a; ny:=1;//кол-во точек, использованных в пути while c>0 do begin c:=c-1; yyy:=False; for i1:=-1 to 1 do begin for j1:=-1 to 1 do begin if (i1=0) and (j1=0) then continue;//чтобы не проверять саму точку if metka1[i+i1,j+j1]<>c then continue; ny:=ny+1;//увеличение длины пути yWay[ny].x:=i+i1;//добавление точки yWay[ny].y:=j+j1;// в путь if (i+i1=b.x) and (j+j1=b.y) then exit; i:=i+i1; j:=j+j1; yyy:=TRUE;//используется для выхода из первого цикла “FOR” break; end; if yyy then break; end; end; end; Текст программы В данном пункте приводятся тексты основного модуля без текста модуля для расчёта пути, так как его главная часть приведена выше. unit MainUnit; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, ExtCtrls, StdCtrls,Sgraph; Const nMaxShape=25; type coordinate=record x:pointer; y:pointer end; razmetka=array[0..nMaxShape,0..nMaxShape] of TShape; TForm1 = class(TForm) Panel1: TPanel; btnstroi: TButton; btnfinish: TButton; btnstart: TButton; btnnew: TButton; Edit1: TEdit; Edit2: TEdit; btnGraph: TButton; Label1: TLabel; Label2: TLabel; procedure matriza(); procedure btnstroiClick(Sender: TObject); procedure btnnewClick(Sender: TObject); procedure vershini(Sender: TObject; Button: TMouseButton; Shift: TShiftState; X, Y: Integer); procedure FormCreate(Sender: TObject); procedure btnstartClick(Sender: TObject); procedure btnfinishClick(Sender: TObject); procedure FormPaint(Sender: TObject); procedure FormResize(Sender: TObject); procedure btnGraphClick(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } function min(x,y:integer):integer; procedure DrawWay; procedure myShape; public k:integer; a:razmetka; end; var index1,index2:boolean;//проверка возможности расчёта Form1: TForm1; n,h,m:integer; vershina: array of coordinate; tochka:array of Tpoint; matr: TMatrix; nachialo,konez:Txy; implementation {$R *.dfm} //выбор и отображение нужного кол-ва Shape'ов procedure TForm1.myShape; var i,j:integer; begin for i:=0 to n-1 do for j:=0 to n-1 do begin a[i,j].Shape:=stcircle; a[i,j].Parent:=self; a[i,j].Brush.Color:=clwhite; a[i,j].Height:=round(h/(2*n)); a[i,j].Width:=round(h/(2*n)); a[i,j].Top:=round(i*h/n); a[i,j].Left:=round(j*h/n); a[i,j].Show; end; end; //создание массива шейпов procedure TForm1.btnstroiClick(Sender: TObject); var i,j:integer; begin try m:=strtoint(edit2.Text);//кол-во опорных точек n:=strtoint(edit1.Text);//размерность if (n<=nMaxShape)and(m<n)then begin setlength(vershina,m); myShape();btnStroi.Enabled:=False end else begin application.MessageBox ('введите кол-во точек<размерность <'+'25','ошибка'); edit1.Clear;edit2.clear; edit1.SetFocus; end; except application.MessageBox('введите целое число','ошибка'); edit1.Clear;edit1.Clear;edit1.SetFocus; end; end; procedure TForm1.btnnewClick(Sender: TObject); var j,i:integer; begin wGraph.ny:=0; //Нет пути k:=0; for i:=0 to n-1 do for j:=0 to n-1 do a[i,j].Hide; invalidate; edit1.Clear; edit1.SetFocus; edit2.Clear; index1:=false;index2:=false; btnStroi.Enabled:=True; end; //создание области по выбранным вершинам(ShapeClick) procedure TForm1.vershini(Sender: TObject; Button: TMouseButton; Shift: TShiftState; X, Y: Integer); var i,j:integer; begin if k<m then begin //получение массива точек для полигона vershina[k].x:=@(sender as TShape).left; vershina[k].y:=@(sender as TShape).top; (sender as TShape).brush.Color:=clgreen; k:=k+1; if k=m then begin formpaint(self);//закраска области //определение принадлежности точки области for i:=0 to n-1 do for j:= 0 to n-1 do if canvas.Pixels[a[i,j].Left+round(h/(4*n)),a[i,j].Top+round(h/(4*n))]=clred then a[i,j].Brush.Color:=clgreen; btnstart.Enabled:=true; btnfinish.Enabled:=true; invalidate end; end; //изменение начала if ((btnstart.Tag=1)and((sender as tshape).Brush.Color=clyellow)) then index2:=false; if (btnstart.Tag=1)and((sender as tshape).Brush.Color=clgreen) or((btnstart.Tag=1)and((sender as tshape).Brush.Color=clyellow)) then begin(sender as tshape).Brush.Color:=clblue;index1:=true; btnstart.Tag:=0 end; //изменение конца if ((btnfinish.Tag=1)and((sender as tshape).Brush.Color=clblue)) then index1:=false; if (btnfinish.Tag=1)and((sender as tshape).Brush.Color=clgreen) or((btnfinish.Tag=1)and((sender as tshape).Brush.Color=clblue)) then begin btnfinish.Tag:=0;index2:=true; (sender as tshape).Brush.Color:=clyellow end; if (index1=true) and (index2=true) then btnGraph.Enabled:=true; end; procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); var i,j,n:integer; begin k:=0; panel1.Tag:=0; btnstart.Enabled:=false; btnfinish.Enabled:=false; btnGraph.Enabled:=false; n:=nMaxShape; //self.WindowState:=wsMaximized; for i:=0 to n-1 do for j:=0 to n-1 do begin a[i,j]:=tshape.Create(self); a[i,j].Shape:=stcircle; a[i,j].Parent:=self; a[i,j].Brush.Color:=clwhite; a[i,j].Height:=41; a[i,j].Width:=41; a[i,j].Top:=round(i*100/n); a[i,j].Left:=round(j*100/n); a[i,j].onmousedown:=form1.vershini; WriteLn(wgraph.fout,i:3,j:3); a[i,j].Hide; end; end; //постановка начала procedure TForm1.btnstartClick(Sender: TObject); var i,j:integer; begin index1:=false; btnstart.Tag:=1; for i:=0 to n-1 do for j:= 0 to n-1 do if a[i,j].Brush.Color=clblue then a[i,j].Brush.Color:=clgreen end; //постановка конца procedure TForm1.btnfinishClick(Sender: TObject); var i,j:integer; begin index2:=false; btnfinish.Tag:=1; for i:=0 to n-1 do for j:= 0 to n-1 do if a[i,j].Brush.Color=clyellow then a[i,j].Brush.Color:=clgreen end; procedure TForm1.FormPaint(Sender: TObject); var i:integer; begin if k=m then begin with canvas do begin setlength(tochka,m); for i:=0 to m-1 do begin tochka[i].X:=integer(vershina[i].x^)+round(h/(4*n)); tochka[i].Y:=integer(vershina[i].y^)+round(h/(4*n)); end; Pen.Color:=clred; Polygon(tochka); brush.color:=clred; end; end; DrawWay();//вызов рисования кратчайшего пути end; function TForm1.min(x,y:integer):integer; begin if x<y then result:=x else result:=y; end; procedure TForm1.FormResize(Sender: TObject); var i,j:integer; begin h:=form1.min(Form1.ClientWidth-Panel1.Width,Form1.ClientHeight); for i:=0 to n-1 do for j:=0 to n-1 do begin a[i,j].Top:=round(i*h/n); a[i,j].Left:=round(j*h/n); end; Invalidate; end; //создание матрицы для графа procedure TForm1.matriza(); var i,j:integer; begin for i:=-1 to n do for j:=-1 to n do matr[i,j]:=False; for i:=0 to n-1 do for j:=0 to n-1 do begin if a[i,j].Brush.Color=clWhite then matr[i,j]:=false else matr[i,j]:=true; if a[i,j].Brush.Color=clBlue then begin nachialo.x:=i; nachialo.y:=j; end; if a[i,j].Brush.Color=clYellow then begin konez.x:=i; konez.y:=j; end; end; end; procedure TForm1.btnGraphClick(Sender: TObject); var i,j:integer; begin matriza(); wGraph.find(matr,nachialo,konez,n); for i:=0 to n-1 do for J:=0 to n-1 do if a[i,j].Brush.Color=rgb(0,255,0) then a[i,j].Brush.Color:=clGreen; Invalidate; end; //процедура рисования кратчайшего пути procedure TForm1.DrawWay; var i,ik,jk:integer; begin for i:=1 to wGraph.ny do begin ik:=wGraph.yWay[i].x; jk:=wGraph.yWay[i].y; a[ik,jk].Brush.Color:=RGB(0,255,0); end; Интерфейс(руководство пользователю) При разработке приложения применялся принятый в среде Delphi объектно-ориентированный подход реализации интерфейса. При реализации алгоритмов обработки данных использовался структурный подход при проектировании к написании программ приложения. Окно интерфейса приложения представлено на рисунке. Прежде всего заполняются поля размер и кол-во опорных точек. Далее по нажатию кнопки старт формируется поле Shape'ов заданной размерности. Кликами мыши выбираются опорные Shape в кол-ве заданном в поле «кол-во опорных точек». После выбора всех опорных точек отображается построенная на них область. Теперь необходимо установить начало и конец сначала нажав на соответствующую кнопку а затем на нужный Shape.Повторным нажатием на одну из этих кнопок можно изменить положение начала и конца. По нажатию кнопки «Расчёт» будет построен кратчайший путь, но только если между данным началом и концом он вообще существует. Для перерасчёта с изменением начала и конца следует их заново установить и нажать кнопку «Расчёт». Для изменения области нужно нажать кнопку «Новый» и приступить ко всем изложенным операциям сначала. Тестовый пример программы Положим размер поля равным 20 и кол-во опорных точек 10.Построим вогнутый многоугольник. Выберем начало и конец так, чтобы по прямой между ними имелись точки, не принадлежащие области. Сменим начальную и конечную точки. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |