|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Разработка автоматизированной информационной системыРазработка автоматизированной информационной системы23 содержание
Определение сущности «Студент» в модели ER
Определение сущности «Группа» в модели ER
Определение сущности «Кафедра» в модели ER
Определение сущности «Преподаватель» в модели ER
Определение сущности «Предмет учебного плана» в модели ER Будем считать для простоты все связи обязательными. Между выделенными сущностями можно выделить, например, следующие связи: 1. «Студенты» объединены в «Группы» (связь М: 1). 2. Работу «Преподавателей» организуют «Кафедры» (связь М: 1). 3. «Преподаватели» преподают «Предметы учебного плана» (связь 1: М). 5. «Студенты» сдают «Предметы учебного плана» (связь М: М). Покажем теперь эти связи между всеми сущностями графически с использованием нотации POWER DESIGNER. Связь между сущностями «Студент» и «Группа» представлена на рис.15. Будем считать для простоты, что все студенты обязательно объединены в группы. Моделирование связи между сущностями «Студент» и «Группа». Показана версия полной ER-модели для базы данных «Учебный процесс». Моделирование связей между сущностями предметной области Учебный процесс». 1.2. Экономическая сущность комплекса экономических информационных задачПусть необходимо построить базу данных, содержащую информацию об учебном процессе текущего семестра: списки студентов групп; перечень изучаемых предметов; преподавательский состав кафедр, обеспечивающих учебный процесс; сведения о лекционных и практических занятиях в каждой из групп; результаты сдачи экзаменов (зачетов) по каждому из проведенных занятий. В результате анализа предметной области выявляются документы - источники данных для создания базы данных. Документы справочной информации. Справочная информация содержится в документах «Список студентов групп», «Список преподавателей кафедр», «Список изучаемых предметов». На рис.2, 3 приведены формы справочных документов для студентов и преподавателей. Документы учетной информации. Учетная информация про учебному процессу может быть представлена в планах проведения занятий в группах на текущий семестр, содержащих перечень лекционных и практических занятий по предметам (рис.4), а также в заполненных экзаменационных ведомостях (рис.5). Особо отметим, что документы предметной области не только дают возможность выявить структуру данных, но и являются основой для разработки форм ввода/вывода, отчетов для печати документов. Список студентов группы № _________
Количество студентов ___________________ Средний балл в группе при поступлении ___________ Рис.2. Форма документа со списком студентов группы Список преподавателей кафедры Название кафедры ____________ Код кафедры ________ Телефон ______ Заведующий ____________
Рис.3. Форма документа со списком преподавателей кафедры План проведения занятий в группе группа №___________ семестр__________/текущий/
Рис.4. Форма документа с перечнем занятий по предмету в группе Экзаменационная ведомость Название предмета ______________________Группа _______________ Преподаватель ______________________________ Вид сдачи ______________________________Дата _________________
Рис.5. Форма документа-бланка экзаменационной ведомости 1.3. Обособление проектных решений по программному обеспечению комплекса задачПрограммное обеспечение для работы с базами данных используется на персональных компьютерах уже довольно давно. К сожалению, эти программы либо были элементарными диспетчерами хранения данных и не имели средств разработки приложений, либо были настолько сложны и трудны, что даже хорошо разбирающиеся в компьютерах люди избегали работать с ними до тех пор, пока не получали полных, ориентированных на пользователя приложений. Microsoft Access - это функционально полная реляционная СУБД. В ней предусмотрены все необходимые вам средства для определения и обработки данных, а также для управления ими при работе с большими объемами информации. Что касается легкости использования, то Microsoft Access совершил здесь настоящий переворот, и многие для создания своих собственных баз данных и приложений обращаются именно к нему. Система управления базами данных предоставляет вам возможность контролировать задание структуры и описание своих данных, работу с ними и организацию коллективного пользования этой информацией. СУБД также существенно увеличивает возможности и облегчает каталогизацию и ведение больших объемов хранящейся в многочисленных таблицах информации. СУБД включает в себя три основных типа функций: определение (задание структуры и описание) данных, обработка данных и управление данными. Все эти функциональные возможности в полной мере реализованы в Microsoft Access. В практике, как правило, необходимо решать и задачи с использованием электронных таблиц и текстовых процессоров. Например, после подсчета или анализа данных необходимо их представить в виде определенной формы или шаблоны. В итоге пользователю приходится комбинировать программные продукты для получения необходимого результата. В этом смысле все существенно упростят возможности, предоставляемые Microsoft Access. Базы данных (БД) составляют в настоящее время основу компьютерного обеспечения информационных процессов, входящих практически во все сферы человеческой деятельности. Действительно, процессы обработки информации имеют общую природу и опираются на описание фрагментов реальности, выраженное в виде совокупности взаимосвязанных данных. Базы данных являются эффективным средством представления структур данных и манипулирования ими. Концепция баз данных предполагает использование интегрированных средств хранения информации, позволяющих обеспечить централизованное управление данными и обслуживание ими многих пользователей. При этом БД должна поддерживаться в среде ЭВМ единым программным обеспечением, называемым системой управления базами данных (СУБД). СУБД вместе с прикладными программами называют банком данных. 2. разработка информационной системы2.1. Описание структуры базы данныхРеляционная схема базы данных «Учебный процесс» представлена следующими таблицами: «Группа» - содержит по одной строке для каждой из групп; «Студенты» - содержит по одной строке для каждого из студентов; «Кафедра» - содержит по одной строке для каждой из кафедр; «Преподаватель» - содержит по одной строке для каждого из преподавателей; «Предмет» - содержит по одной строке для каждого из предметов; «Учебный план» - содержит по одной строке для каждого вида занятия по каждому предмету отдельного семестра; «Успеваемость» - содержит по одной строке для каждого результата сдачи отдельным студентом отдельной дисциплины. Все таблицы базы данных «Учебный процесс» находятся в третьей нормальной форме: каждый столбец таблицы неделим, и в рамках одной таблицы нет столбцов с одинаковыми по смыслу значениями (1НФ); первичные ключи однозначно определяют запись и неизбыточны, все поля каждой из таблиц зависят от ее первичного ключа (2НФ); значение любого поля, не входящего в первичный ключ, не зависит от значения другого поля, тоже не входящего в первичный ключ (3НФ). В графической форме изображены перечисленные таблицы, их столбцы, первичные и внешние ключи. Задание первичных и внешних ключей сопровождается построением дополнительных структур - индексов, обеспечивающих быстрый доступ к данным через значение ключа. Структура базы данных «Учебный процесс»Ниже, в табл.1-7 представлены параметры структуры таблиц базы данных «Учебный процесс» с типами данных столбцов и предлагаемыми ограничениями целостности. Таблица 1. Описание свойств полей таблицы СТУДЕНТ
Таблица 2. Описание свойств полей таблицы ГРУППА
Таблица 3. Описание свойств полей таблицы КАФЕДРА
Таблица 4. Описание свойств полей таблицы ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Таблица 5. Описание свойств полей таблицы ПРЕДМЕТ
Таблица 6. Описание свойств полей таблицы УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Таблица 7. Описание свойств полей таблицы УСПЕВАЕМОСТЬ
Таким образом, мы уже имеем схему базы данных «Учебный процесс», которую получили, воспользовавшись общими правилами перехода к реляционной модели данных. Она является корректной, поскольку в ней уже отсутствуют нежелательные отношения. Теперь необходимо решить вопрос о том, какую СУБД будем использовать и, затем, описать концептуальную схему в терминах выбранной СУБД. Необходимо также произвести описание внешних моделей в терминах выбранной СУБД. Воспользуемся для простоты уже хорошо нами освоенной ранее (с точки зрения технологии работы) СУБД MS Access. Для начала необходимо решить вопрос о назначении типа данных для каждого атрибута каждой сущности. Ниже приведены некоторые сведения, необходимые для решения этого вопроса. Схема данных базы данных «Учебный процесс» в реляционной СУБД MS Access». Окно определения структуры таблицы в режиме конструктора. 2.2. Технологическое обеспечениеТехнологическое обеспечение включает описание организации технологии сбора, передачи, обработки и выдачи информации и отражает последовательность операций, начиная от способа сбора первичной информации, включающей два типа документов (документы, данные из которых используются для корректировки НСИ и документы, представляющие оперативную информацию, используемую для расчетов) и заканчивая формированием результатной информации, ее передачи и мероприятиям по переходу на новую отчетную дату. Затем приводится схема технологического процесса сбора, передачи, обработки и выдачи информации и инструкционные карты основных операций технологического процесса, отражающие пооперационное описание технологии. Для работы с программным продуктом используется простой, интуитивно понятный интерфейс. Последовательность работы с объектами формы определяется доступностью командных кнопок, целостность данных определяется набором используемых в программе проверок. Формы предназначены и для заполнения базы данных пользователями. Создадим в режиме автоформы формы «Группа» и «Студент» и введем в формы данные. В соответствующих таблицах базы данных появились новые, введенные нами, данные для группы ДХГ-31. Аналогично в режиме автоформы следует создать формы «Кафедра», «Преподаватель», «Предмет», «План», «Успеваемость». Для вывода на печать документов на основе данных из базы используются отчеты. Отчеты во многом похожи на формы, но имеют иное функциональное назначение - они служат для форматированного вывода данных на печатающие устройства и, соответственно, при этом должны учитывать параметры принтера и параметры используемой бумаги. Создадим отчет «Список студентов по группам» в режиме мастера отчетов на основании запроса «Список студентов по группам», выполненного ранее. Отредактируем в режиме конструктора отчет, если это требуется, чтобы привести отчет в пригодный для печати вид. Следует также отметить, что внешние схемы базы данных обычно конструируются на стадии разработки приложений. заключениеИспользование данной автоматизированной системы электронного документооборота в реальных условиях приведет к улучшению ряда экономических показателей:- улучшение значений показателей качества обработки информации (повышение степени достоверности обработки информации, степени ее защищенности, повышение степени автоматизации получения первичной информации);- увеличение числа обслуживаемых клиентов. К составляющим эффективность при использовании данной системы электронного документооборота можно отнести также следующее:- во всех подразделениях и в организации в целом вводится унифицированная, формализованная и строго регламентированная технология делопроизводства;- организация становится полностью управляемой. Появляется возможность ответить на любой вопрос по документам и исполнителям, осуществлять анализ и управление документационной деятельностью;- система автоматизации делопроизводства, по сути, является носителем строго формализованной и документированной технологической информации о правилах и порядке работы с документами. В результате уменьшается зависимость организации от персонала как физического носителя технологических знаний и правил работы с документами. - создаются условия для резкого ускорения прохождения документов по организации, особенно при организации электронного документооборота. - минимизируется трудоемкость делопроизводственных операций. При этом, однако, надо иметь в виду, что необходимость ввода полной и точной информации о документе, скажем, при первичной регистрации может потребовать дополнительных усилий на некоторых рабочих мест, тогда как трудоемкость работы на других рабочих местах, использующих эту информацию, может сократиться, как показывает опыт, в несколько раз. - качественный выигрыш достигается организации взаимоувязанного электронного документооборота между организациями, поскольку полностью отпадают проблемы, связанные изготовлением и пересылкой бумажных документов, а затем - в повторном вводе реквизитов текстов полученных документов. Сегодня эффективность управленческой деятельности зависит в первую очередь от автоматизации всех управленческих процессов. Таким образом, успешная автоматизация управления предприятием будет зависеть от правильного выбора автоматизированной системы. список литературыАтре Ш. Структурный подход к организации баз данных. - М.: Финансы и статистика, 1983. - 320 с. Бойко В.В., Савинков В.М. Проектирование баз данных информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 351 с. Голицина О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И. Базы данных: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - 352 с. Джексон Г. Проектирование реляционных баз данных для использования с микроЭВМ. - М.: Мир, 1991. - 252 с. Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация. - СПб.: Питер, 2002. - 304 с. Кириллов В.В. Структуризованный язык запросов (SQL). - СПб.: ИТМО, 1994. - 80 с. Корнеев И.К., Машурцов В.А. Информационные технологии в управлении. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 158 с. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |