|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Разработка программного обеспечения для нахождения корней биквадратного уравненияРазработка программного обеспечения для нахождения корней биквадратного уравненияСодержание Введение 1 Постановка задачи 2 Математические и алгоритмические основы решения задачи 3 Программная реализация решения задачи 4 Пример выполнения программы Заключение Список использованных источников и литературы Введение В те далекие времена, когда мудрецы впервые стали задумываться о равенствах содержащих неизвестные величины, наверное, еще не было ни монет, ни кошельков. Но зато были кучи, а также горшки, корзины, которые прекрасно подходили на роль тайников-хранилищ, вмещающих неизвестное количество предметов. "Ищется куча, которая вместе с двумя третями ее, половиной и одной седьмой составляет 37...", - поучал во II тысячелетии до новой эры египетский писец Ахмес. В древних математических задачах Междуречья, Индии, Китая, Греции неизвестные величины выражали число павлинов в саду, количество быков в стаде, совокупность вещей, учитываемых при разделе имущества. Хорошо обученные науке счета писцы, чиновники и посвященные в тайные знания жрецы довольно успешно справлялись с такими задачами. Дошедшие до нас источники свидетельствуют, что древние ученые владели какими-то общими приемами решения задач с неизвестными величинами. Однако ни в одном папирусе, ни в одной глиняной табличке не дано описания этих приемов. Авторы лишь изредка снабжали свои числовые выкладки скупыми комментариями типа: "Смотри!", "Делай так!", "Ты правильно нашел". В этом смысле исключением является "Арифметика" греческого математика Диофанта Александрийского (III в.) - собрание задач на составление уравнений с систематическим изложением их решений. Однако первым руководством по решению задач, получившим широкую известность, стал труд багдадского ученого IX в. Мухаммеда бен Мусы аль-Хорезми. Слово "аль-джебр" из арабского названия этого трактата - "Китаб аль-джебер валь-мукабала" ("Книга о восстановлении и противопоставлении") - со временем превратилось в хорошо знакомое всем слово "алгебра", а само сочинение аль-Хорезми послужило отправной точкой в становлении науки о решении уравнений. Алгебраическое уравнение четвертой степени. , где a, b, c - некоторые действительные числа, называется биквадратным уравнением. Заменой уравнение сводится к квадратному уравнению с последующим решением двух двучленных уравнений и ( и - корни соответствующего квадратного уравнения). Если и , то биквадратное уравнение имеет четыре действительных корня: , . Если , то биквадратное уравнение имеет два действительных корня и мнимых сопряженных корня: . Если и , то биквадратное уравнение имеет четыре чисто мнимых попарно сопряженных корня: Случай , аналогичен разобранному. , Целью данной курсовой работы является разработка программного обеспечения для нахождения корней биквадратного уравнения. 1. Постановка задачи Биквадратным называется уравнение вида ax4+bx2+c=0, где a ??0. Биквадратное уравнение решается методом введения новой переменной: положив x2 = y, придем к квадратному уравнению ay2+by+c=0. Требуется разработать программное обеспечение для нахождения корней биквадратного уравнения. Пример 1. Решить уравнение x4+4x2-21=0. Решение: Положив x2 = y, получим квадратное уравнение y2+4y -21=0, откуда находим y1= -7, y2=3. Теперь задача сводится к решению уравнений x2= -7, x2=3. Первое уравнение не имеет действительных корней, из второго находим , которые являются корнями заданного биквадратного уравнения.. Ответ: . Пример 2. Решить биквадратное уравнение. 2х4 - 5х2+2=0 Решение: Обозначим х2=t. Тогда х4=(х2)2=t2 и уравнение примет вид: 2t2-5t+2=0 D=(-5)2 - 4(2)(2)=25 - 16 = 9 > 0, t1=(5+3) / 4=2 и t2=(5 - 3) / 4=1 / 2. Так как t=x2, то корни исходного уравнения найдем в результате решения уравнений х1=2 и х2=1/2. Имеем Ответ: 2. Математические и алгоритмические основы решения задачи Рассмотрим биквадратное уравнение ax4 + bx2 + c = 0. Введем подстановку y = x2. Получим квадратное уравнение общего вида ay2 + by + c = 0. Таким образом, для решения биквадратного уравнения необходимо помнить, что оно свелось к системе двух уравнений второй степени: y = x2 ay2 + by + c = 0. Решим квадратное уравнение относительно переменной "y". Получим три возможных варианта решений: дискриминант отрицателен: уравнение не имеет действительных решений; дискриминант не отрицателен и равен нулю: уравнение имеет один двукратный корень; дискриминант не отрицателен и равен нулю: уравнение имеет два различных корня. В первом случае, когда дискриминант квадратного уравнения отрицателен, система не имеет решения, так как одно из входящих в нее уравнений, а именно квадратное уравнение ay2 + by + c = 0, не имеет решения. Последние два случая соответствуют неотрицательному дискриминанту квадратного уравнения. Квадратное уравнение имеет действительные решения. Однако, обратите внимание на тот факт, что первое уравнение системы ax2 = y имеет смысл только при значениях y>=0. Поэтому, если оба корня квадратного уравнения ay2 +by +c = 0 отрицательны, система уравнений так же не имеет решения. Кроме того, если хотя бы один из корней квадратного уравнения ay2 +by +c = 0 отрицательный, система уравнений будет иметь только два действительных решения. И только в том случае, когда оба корня квадратного уравнения неотрицательны, система уравнений имеет четыре действительных решения. Дадим теперь словесное описание алгоритма. Словесное описание алгоритма решения задачи: Ввести a, b, c. Присвоить d = b2 - 4ac Если d<0 перейти к 15 Присвоить y1 = (-b - SQRT(d)) / (2*a) Присвоить y2 = (-b + SQRT(d)) / (2*a) Если y1<0 и y2< 0 перейти к 15 Если y1<0 и y2>=0 перейти к 9 Если y1>=0 и y2<0 перейти к 13 Присвоить x1 = SQRT(y2) Присвоить x2 = -x1 Выдать "x1=";x1, "x2=";x2 Перейти к 16 Присвоить y2 = y1 Перейти к 9 Выдать "Действительных решений нет" Закончить 3. Программная реализация решения задачи Файл UBikvur.h //--------------------------------------------------------------------------- #ifndef UBikvurH #define UBikvurH //--------------------------------------------------------------------------- #include <Classes.hpp> #include <Controls.hpp> #include <StdCtrls.hpp> #include <Forms.hpp> #include "HandTuning.h" #include <ExtCtrls.hpp> #include <Menus.hpp> //--------------------------------------------------------------------------- class TfrmBikvur : public TForm {__published: // IDE-managed Components THandTuning *htA; THandTuning *htB; THandTuning *htC; TButton *btnCalc; TListBox *lbxX; TLabel *Label1; TLabel *Label2; TButton *btnExit; TButton *btnClear; TMainMenu *MainMenu1; TMenuItem *N1; TMenuItem *N2; TMenuItem *N3; TMenuItem *N4; TMenuItem *N5; TLabel *Label3; TLabel *Label4; TLabel *Label5; void __fastcall btnCalcClick(TObject *Sender); void __fastcall btnExitClick(TObject *Sender); void __fastcall btnClearClick(TObject *Sender); private: // User declarations list<double> __fastcall Bikvur(double a, double b, double c); public: // User declarations __fastcall TfrmBikvur(TComponent* Owner);}; //--------------------------------------------------------------------------- extern PACKAGE TfrmBikvur *frmBikvur; //--------------------------------------------------------------------------- #endif Файл UBikvur.cpp //--------------------------------------------------------------------------- #include <vcl.h> #include <math.h> #include <list.h> #pragma hdrstop #include "UBikvur.h" //--------------------------------------------------------------------------- #pragma package(smart_init) #pragma link "HandTuning" #pragma resource "*.dfm" TfrmBikvur *frmBikvur; //--------------------------------------------------------------------------- list<double> __fastcall TfrmBikvur::Bikvur(double a, double b, double c) {double y1, y2; list<double> x; //вычислене d дискриминанта double d = b * b - 4 * a * c; //корни существуют, если d >= 0 if(d >= 0) {y1 = (-b - sqrt(d)) / 2 * a; y2 = (-b + sqrt(d)) / 2 * a;} if(d < 0 || (y1 < 0 && y2 < 0)) {Application->MessageBoxA(L"Действительных корней нет", L"Информация", MB_OK + MB_ICONINFORMATION); return x;} //вычисление корней биквадратного уравнения else {if(y1 >= 0 && y2 >= 0) {x.push_back(sqrt(y1)); x.push_back(-sqrt(y1)); x.push_back(sqrt(y2)); x.push_back(-sqrt(y2));} else {if(y1 < 0 && y2 >= 0) {x.push_back(sqrt(y2)); x.push_back(-sqrt(y2));} else {x.push_back(sqrt(y1)); x.push_back(-sqrt(y1));}}} return x;} //--------------------------------------------------------------------------- __fastcall TfrmBikvur::TfrmBikvur(TComponent* Owner) : TForm(Owner) {} //--------------------------------------------------------------------------- void __fastcall TfrmBikvur::btnCalcClick(TObject *Sender) {lbxX->Clear(); list<double> res = Bikvur(htA->Value, htB->Value, htC->Value); int i = 1; while(!res.empty()) {lbxX->Items->Add("x" + IntToStr(i) + " = " + FormatFloat("0.000", res.front())); res.pop_front(); i++;}} //--------------------------------------------------------------------------- void __fastcall TfrmBikvur::btnExitClick(TObject *Sender) {this->Close();} //--------------------------------------------------------------------------- void __fastcall TfrmBikvur::btnClearClick(TObject *Sender) {htA->Value = 0; htB->Value = 0; htC->Value = 0; lbxX->Clear();} //--------------------------------------------------------------------------- 4. Пример выполнения программы Пример 1. Рисунок 1 - Решение биквадратного уравнения Пример 2. Рисунок 2 - Решение биквадратного уравнения Пример 3. Рисунок 3 - Решение биквадратного уравнения Пример 4. Рисунок 4 - Решение биквадратного уравнения Пример 5. Рисунок 5- Решение биквадратного уравнения Пример 6. Рисунок 6 - Очистка из пункта меню Пример 7. Рисунок 7 - Выход из программы Заключение В рамках данной курсовой работы была поставлена задача: построить алгоритм и реализовать программный продукт для нахождения корней биквадратного уравнения. В результате проектирования был составлен принципиальный алгоритм для решения поставленной задачи. Далее он был детализован и реализован на ЭВМ. В конце, был проведён анализ полученных результатов, и сделаны необходимые выводы. Программный продукт был реализован в среде визуального программирования CodeGear RadStudio 2009 под ОС типа Windows для IBM PC-совместимых компьютеров. Созданный программный продукт позволяет решить поставленную задачу. Также можно указать о том, что программа имеет интуитивно понятный интерфейс, что дополнительно помогает пользователю с наибольшей результативностью использовать программу. В заключение после анализа полученных результатов были сделаны выводы, согласно которым алгоритм работает и применим для поставленной задачи. Список использованных источников и литературы 1. Архангельский, А.Я. Программирование в С++ Builder 6. [Текст] / А.Я.Архангельский. - М.: Бином, 2003. С. 1154. 2. Ахо, А.. Построение и анализ вычислительных алгоритмов [Электронный ресурс] / А. Ахо, Дж. Хопкрофт, Дж.. Ульман. - М.: Мир. 1999. С. 143. 3. Бронштейн, И.Н. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов [Текст] / И.Н. Бронштейн, К.А. Семендяев. - М.: Наука, 2007. - 708 с. 4. Кремер, Н.Ш. Высшая математика для экономистов: учебник для студентов вузов. [Текст] / Н.Ш.Кремер, 3-е издание - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006. C. 412. 5. Калиткин, Н.Н. Численные методы. [Электронный ресурс] / Н.Н. Калиткин. - М.: Питер, 2001. С. 504. 6. Биквадратные уравнения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fio.ifmo.ru/archive/group34/c4wu2/pege3-2.htm 7. Павловская, Т.А. Программирование на языке высокого уровня. [Текст] / Т.А. Павловская. - М.: Питер, 2003. С. 461. 8. Семакин, И.Г. Основы программирования. [Текст] / И.Г.Семакин, А.П.Шестаков. - М.: Мир, 2006. C. 346. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |