|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Разработка рабочей тетради по информатике для второго классаРазработка рабочей тетради по информатике для второго классаФедеральное агентство по образованию Тульский Государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого Кафедра информатики и методики обучения информатике Курсовая работа: Разработка рабочей тетради по информатике для второго класса Выполнила: студентка 4 курса факультета математики, физики и информатики группы А Сарычева Ирина Владимировна Научный руководитель: ассистент кафедры ИиМОИ Даниленко Софья Валерьевна Тула - 2008 Оглавление Введение 1. Методические особенности изучения информатики в начальной школе 1.1 Цели и задачи обучения информатики в начальной школе 1.2 Методика изучения моделей объектов 1.3 Методика изучения кодирования информации 1.4 Методика изучения высказываний 1.5 Требования к подготовке выпускников начальной школы 2. Разработка рабочей тетради по информатике для 2 класса Заключение Список использованных источников Приложение 1. Семафорная таблица Введение В соответствии с образовательным стандартом учебная дисциплина «Информатика и вычислительная техника» называется «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)». Предмет вводится как учебный модуль предмета «Технология» в 3-4 классах, где формируются обще-учебные умения и навыки, такие как: овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка)необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки; представление материала в табличном виде; упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию); использование простейших логических выражений типа: «...и/или...», «если..., то...», «не только, но и...»; элементарное обоснование высказанного суждения; выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. «Информатика и ИКТ» в начальной школе может быть двухкомпонентным предметом. Теоретическая составляющая предмета может изучаться за счет компонента образовательного учреждения, освоение компьютера как инструмента для обработки ин формации и возможностей различных прикладных сред может быть встроено модулем в предмет «Технология». Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и Базовый Учебный План не предусматривает изучение предмета в 5-7 классах, но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения можно изучать этот предмет, как в начальной школе, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики, сделать его сквозной линией школьного образования, что непосредственно отвечает задачам информатизации образования, поставленным в Концепции модернизации образования Российской Федерации. Этот шаг логически вытекает из аналитических документов проводимых сегодня экспериментов. Образовательные стандарты по другим учебным предметам подразумевают использование компьютеров и электронных учебных изданий, которые в настоящее время по федеральным программам поставляются в медиатеки библиотек регионов Российской Федерации. Для того чтобы соответствовать требованиям, диктуемым современным обществом, изучение «Информатики и ИКТ» необходимо начинать со второго класса. Чтобы детям это давалось легко и интересно, им поможет рабочая тетрадь, программа которой идет параллельно с базовым курсом учебника. Целью этой работы является разработка рабочей тетради для вторых классов. У учащихся необходимо активизировать познавательную деятельность, чему способствуют рабочие тетради. Использование таких тетрадей отвечает многим учебным целям и задачам. Во-первых, рабочие тетради имеют большое количество различных заданий, упражнений и задач, направленных на формирование системного мышления и развитие творческих способностей школьников, побуждающих их учиться самостоятельно, с увлечением и азартом. Во-вторых, наличие заданий на печатной основе позволяет организовать именно деятельность по их выполнению, а не по переписыванию условий или, что просто недопустимо, их записи под диктовку. В-третьих, рабочие тетради способствуют знакомству с компьютером. Благодаря тому, что большинство заданий носят теоретический характер, это позволяет избежать непосредственной работы с ним. Что способствует избежать нагрузки на глаза детей. 1.1 Цели и задачи обучения информатике в начальной школе Непрерывность обучения информатике со 2 по 11 класс -- это необходимый шаг в развитии общего образования. Цели обучения информатике в начальной школе: - Формирование общих представлений школьников об ин формационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности. - Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики. - Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различно го вида, в том числе с помощью компьютера. - Формирование умения строить простейшие информацион ные модели и использовать их при решении учебных и практи ческих задач, в том числе при изучении других школьных пред метов. - Формирование системно-информационной картины мира(мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем. - Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учеб ном процессе. - Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эста фет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д. По стандартам предлагается так называемый параллельный подход к изложению учебного материала, когда в соответствии со структурой учебника в первой части урока идет изложение теоретического материала, а во второй части урока идет рассмотрение некоторых сведений по работе на компьютере и освоение практических навыков. Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л. П. Панкратова) предлагает следующее поурочное планирование для второго класса: [1, с 176-178] Таблица 1. - Содержание темы
Коды рекомендуемых видов деятельности на уроке: ф -- чтение текста; ® -- выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради; ® -- наблюдение за объектом изучения (компьютером); © -- компьютерный практикум (работа с электронным по собием); © --работа со словарем; © --контрольный опрос, контрольная письменная работа; ® --итоговое тестирование; ® --эвристическая беседа; ® --разбор домашнего задания; ® --физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты. В ходе обучения информатике по данной программе с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи: * развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.); формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различны ми способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы); формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач. Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе. В содержательном плане данный курс создавался как основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии с требованиями минимума содержания образовательной области «Информатика». Содержание курса строилось на основе трех основных идей: Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий ипредставлений о компьютере. Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели. Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т. е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в раз личных видах и формах на различных носителях информации. 1.2 Методика изучения моделей объектов Изучение таких разделов курса как «Человек и информация», «В мире звуков», «Источники информации», «Приемники информации» дает детям представление о понятии моделей объектов. Цель изучения данных разделов - выработка навыков находить, обобщать и классифицировать характеристики (свойства), с помощью которых описывается любой объект, а в дальнейшем - объединять объекты в классы. Все характеристики объектов условно можно разделить на 4 группы: - Признаки, описывающие объект - какой это объект. - Название объекта - что это за объект. - Состав объекта - из чего состоит объект. - Действия объекта - что объект может делать. Эти четыре группы характеристик в совокупности образуют информационную модель объекта. I. Признаки, описывающие объект: цвет, форма, размер (1 класс) + материал изготовления, назначение (2 класс). Система заданий: 1. вычеркнуть лишний предмет: Объяснение при выполнении данного задания может быть разным: первый предмет отличается цветом, второй - формой, четвёртый - размером, пятый - именем. 2. продолжить ряд предметов с общим признаком; 3. сгруппировать предметы по общему признаку: Имеется 12 рыб: 2 большие красные, 2 большие жёлтые, 4 маленькие красные и 4 маленькие жёлтые. Сколько групп они образуют? Решение: 9 групп (большие, маленькие, большие красные, маленькие красные, большие жёлтые, маленькие жёлтые, все рыбы). 4. дорисовать предмет, чтобы он стал одинаковым (или разным) с другими по форме, цвету, размеру или по любой комбинации этих признаков; 5. описать предмет; 6. из группы предметов выбрать предмет, обладающий рядом признаков (выполняется по принципу отрицания: сначала вычеркни всё, что не обладает первым признаком, затем - вторым, и т.д. до тех пор, пока не останется один предмет). II. Название предмета. Система заданий: 1. определение единичного (частного) и общего имени объекта: Объект - божья коровка. Частное имя - божья коровка, общее имя - насекомое. 2. сравнение предметов по их именам и признакам (два совершенно разных предмета или два предмета, одинаковые во всём, кроме одного признака (круглый и квадратный будильник)). III. Состав объекта. Система заданий: 1. выделение подкласса объектов при помощи сравнения объектов одного класса (электрический чайник - чайник с нагревательным элементом); 2. добавление признаков к объекту с целью получения нового объекта. В конце изучения данных разделов учащиеся вторых классов должны уметь: 1) описать любой предмет, т.е. составить его информационную модель; 2) воссоздать предмет по его описанию; 3) выделить нужный предмет из группы предметов по его описанию; 4) убирать лишние предметы из группы предметов; 5) объединять предметы в группы по общим признакам. 1.3 Методика изучения кодирования информации Подробно вопросы кодирования рассматриваются в средней школе при изучении темы «Информация». В учебниках средней школы водится следующее определение кодирования: «Кодирование информации - это преобразование информации в форму, удобную для хранения и передачи. В начальной школе мы не знакомим детей с этим определением, а лишь показываем им способы кодирования информации в следующих темах «Кодирование информации», «Алфавит и кодирование», «Число и кодирование», «Код из двух знаков». Цели изучения данных тем: - знакомство с понятиями «кодирование» и «декодирование»; - формирование умений ставить в соответствие предметам и действиям другие предметы и действия. Система заданий: 1) кодирование букв цифрами:
2) кодирование букв графическими изображениями или предметами (морскими флажками, фигурками, цветами, словарными словами и т.п.); 3) кодирование действий предметами (каждый предмет обозначает какое-либо действие, учитель показывает предметы, а учащиеся выполняют действия, тот, кто ошибается, садится на место; в результате остаются самые внимательные ученики); 4) кодирование по координатной сетке:
Помоги Цветику найти свое окошко по заданному пути и напиши его адрес: 5) кодирование рисунка с помощью координат: 1 уровень: «Закрась клетки» 2 уровень: «Соедини точки»
6) кодирование слов и предложений с помощью координат: а) нахождение букв по их координатам б) нахождение слов по координатам 1. Расшифровать: (2,4), (3,2), (1,3), (3,4), (1,1), (3,1) 2. Зашифровать пословицу: «Терпенье и труд всё перетрут». 3. Найти и зашифровать поговорку. По окончанию изучения данных тем учащиеся должны знать и уметь: - понятие кодирования и декодирования; - расшифровывать информацию по имеющимся правилам; - осуществлять кодирование информации различного вида по разным правилам; - придумывать правила кодирования информации. 1.4 Методика изучения высказываний С раннего детства мы начинаем рассуждать, причём основное средство наших рассуждений - это высказывания и основанные на них логические выводы. Высказывание - это предложение, про которое однозначно можно сказать, что оно истинно или ложно. Понятия «истина» и «ложь» ясны детям на интуитивном уровне из их жизненного опыта. Знакомство с понятием высказывания происходит при изучении таких тем как «Английский алфавит и славянская азбука», «Письменные источники информации», «Разговорный и компьютерный язык». Более строгие трактовки данных понятий можно давать при помощи следующих упражнений. Система заданий. 1. игра «Говори наоборот» Учитель предлагает детям говорить противоположные по смыслу слова: мокрый - сухой, лёгкий - тяжёлый, добрый - злой и т.д. Затем учитель говорит такие слова, противоположные к которым начинаются с частицы «НЕ»: вкусный - не вкусный, железный - не железный, скользкий - не скользкий и т.п. 2. задания с картинками (совпадение картинки и подписи к ней - истина, не совпадение - ложь); 3. задания со схемами: а) графические схемы б) словесные схемы: Определить, шар какого цвета находится в каждой коробке, если известно, что надписи на каждой коробке верны, в каждой коробке ровно по одному шару, цвета шаров различны, в коробках есть красный, синий, белый, жёлтый и зелёный шары. После освоения детьми понятий «отрицание», «истина» и «ложь», вводятся союзы «И», «ИЛИ» и частица «НЕ», которые используются в логических высказываниях. 4. определить элементы каждого множества: 1. Любят математику и любят физкультуру: 2. Любят математику или физкультуру: 3. Не любят математику: 4. Не любят ни математику, ни физкультуру: 5. Любят математику и не любят физкультуру: Цель выполнения подобных заданий - соответствие логических союзов областям пересекающихся множеств: По окончанию изучения данных тем учащиеся должны знать и уметь: - понятия «истина», «ложь», «отрицание»; - определять истинность высказываний; - соотносить логические операции со схемами множеств; - определять принадлежность элементов к результатам логических операций на множествах. В курсе информатики начальной школы можно также рассмотреть задачи, в которых используются методы комбинаторики, симметрия фигур, логические задачи и головоломки, задачи на установление аналогий, закономерностей, стратегий выигрыша и т.п. Особого внимания заслуживают также «алгоритмы наоборот». Например: Подчеркните те предметы или существа, которые в стихотворении выполняют неправильные действия: «Дым столбом валили в трубу, Месяц с неба выл на пса, Птицы пугало пугали, Ела кошку колбаса». Ф. Галас. 2) Заполните строки таблицы:
Смысл заданий подобного рода - заменить действия на обратные или переставить действия таким, образом, чтобы алгоритм действий некоторых устройств или существ приводил бы к прямо противоположному результату. Цель составления «алгоритмов наоборот» - развитие фантазии, творческого воображения, нестандартного мышления, которые в конечном итоге заставляют двигаться вперед науку и технику. 1.5 Требования к подготовке выпускников начальной школы В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны понимать: что в зависимости от органов чувств, с помощью которых че ловек воспринимает информацию, ее называют звуковой,зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой; что в зависимости от способа представления информациина бумаге или других носителях информации, ее называ ют текстовой, числовой, графической, табличной; что информацию можно представлять на носителе инфор мации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других); что информацию можно хранить, обрабатывать и переда вать на большие расстояния в закодированном виде; что человек, природа, книги могут быть источниками ин формации; что человек может быть и источником информации, и при емником информации; знать: что данные -- это закодированная информация; что тексты и изображения -- это информационные объекты; что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами; как описывать объекты реальной действительности, т. е.как представлять информацию о них различными способа ми (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы); правила работы с компьютером и технику безопасности; уметь: представлять в тетради и на экране компьютера одну и туже информацию об объекте различными способами: в видетекста, рисунка, таблицы, числами; кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия; работать с текстами и изображениями (информационнымиобъектами) на экране компьютера; осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет; называть и описывать различные помощники человекапри счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер); пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером; использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты; создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера. 2. Разработка рабочей тетради по информатике для 2 класса Необходимым условием модернизации школьного образования является разработка учебных материалов нового поколения, предполагающих активное использование в учебном процессе средств информационных и коммуникационных технологий. Рабочие тетради для второго класса входят в состав учебно-методического комплекса (УМК) по информатике для начальной школы. УМК обеспечивает изучение пропедевтического курса информатики, основной целью является формирование первичных представлений об основных понятиях информатики на основе личного опыта детей и знаний, полученных ими при изучении других школьных дисциплин, а также выработка навыков использования персонального компьютера для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни. Рабочие тетради создают благоприятные условия для более успешного усвоения базового курса; вовлекают каждого ученика в работу; благоприятствуют к быстрому усвоению логически сложных разделов информатики; развивают мышление; ведут к формальному представлению объектов, действий, рассуждений в области обработки, хранения и передачи информации. Для достижения выше перечисленных целей можно разработать огромное число заданий по каждой теме для лучшего усвоения базового курса информатики. Примерные задания, которые могут быть использованы в рабочей тетради: 1. Отметь нужное. Мы получаем зрительную информацию, когда: ? нюхаем ? пьем или едим ? трогаем ? слушаем ? смотрим 2. Подчеркни лишнее. Холодный Красный Горячий Теплый 3. Дополни таблицу.
4. Обведи, кто может быть приемником обонятельной информации 5. Пронумерую слова, так чтобы получилось предложение. передает. Телефон информацию звуковую 6. Впиши носитель информации по образцу.
Вставьте пропущенное слово. Английский более древний, чем славянская . 7. Соедини стрелками по смыслу 8. Декодируй с помощью семафорной таблицы 9. Представь количество предметов словом и числом. 11. Продолжи числовой ряд чисел. 22, 24, 26, 28, , . Как называются эти числа (подчеркни)? Четные Нечетные 12. Составь всевозможные двузначные числа (разные) из цифр 4, 7 и 9 и запиши их в таблице. Сколько получилось четных чисел? . Запиши их порядковые номера: . 13. Реши информационную задачу. Текущая дата: 23 мая 2008 года. Через сколько месяцев будет 28 мая 2009 года? Дай ответ в текстовой форме. Ответ: Через ( ) дней. 14. впиши пропущенные даты.
15. Воспользуйся кодовой таблицей и закодируй слова. А) код - . Б) знак - . В) пользуясь той же таблицей, декодируй код слова. 01010011100110101110001010001010110
Заключение Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на широкое применение в любых образовательных учебных заведениях и рассчитан на обучение с применением компьютера. Компьютер, как правило, используется учителем в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала. Кроме того, он применяется при организации обучающих игр, эстафет с использованием компьютера (здесь достаточно одного или двух компьютеров в классе, урок ведет учитель начальных классов), а также для организации индивидуального обучения и для поощрения. Для организации компьютерного практикума, во время которого школьники получают первичные навыки работы на компьютере, желательно иметь 10-12 компьютеров, делить класс на группы и проводить урок в компьютерном классе. Эту часть урока может вести учитель начальных классов или учитель информатики. Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского язы ка, природоведения. Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других. Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разны ми способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью тестирования. Требования «уметь» -- посредством выполнения упражнений в рабочей тетради и их электронном варианте. В результате по окончании начальной школы учащийся, освоивший модуль «Информатика и ИКТ» предмета «Технология» должен знать/понимать: основные источники информации; назначение основных устройств компьютера; правила безопасного поведения и гигиены при работе скомпьютером; уметь использовать приобретенные знания и умения в прак тической деятельности и повседневной жизни для: решения учебных и практических задач с применениемвозможностей компьютера; поиска информации с использованием простейших запро сов; изменения и создания простых информационных объектовна компьютере. Для того чтобы школьники сумели легко и без затруднений освоить весь учебный материал, им в помощь предлагается рабочая тетрадь, где все упражнения разработаны для наиболее лучшего восприятия материала каждым учеником, направлены на формирование логического мышления и развитие творческих способностей школьников и способствуют развитию познавательного интереса. Список использованной литературы 1. Бородин, М.Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классов / М.Н Бородин. - М.: Бином, Лаборатория знаний, 2007. 2. Горячев, А.В. Информатика в играх задачах / А.В. Горячев. - М.: Бином, 2001. 3. Матвеева, Н.В. Информатика: Рабочая тетрадь для второго класса: Ч.1, Ч.2 / Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003. 4. Тур, С.Н., Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 1-4 классов / С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002. Приложение 1 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |