рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Возможности виртуальных экспозиций рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Возможности виртуальных экспозиций

Возможности виртуальных экспозиций

Введение

Актуальность исследования настоящей темы связана с огромным развитием высоких технологий в информационном пространстве, и, как следствие, развитием массовых коммуникаций. Все это, призванное на благо культуры, искусства, эстетики и духовного развития, значительно облегчает диалог между объектом культурной ценности и конечным его потребителем - зрителем. Мы живем в эпоху Интернет. Глобальная сеть стала важной частью культурной жизни в целом и жизни учреждений культуры в частности. Музеи постепенно включаются в этот процесс. Компьютер становится рабочим инструментом музейных работников, идет стремительное освоение виртуального пространства. В последнее время не только за рубежом, но и в российской части Всемирной паутины появляется все больше и больше сайтов, представляющих в Интернете музеи из всех российских регионов. Сегодня уже можно говорить о существовании параллельной жизни музеев в виртуальном мире Интернет. Она постепенно отходит от зеркального отображения жизни реальной, приобретая все более самостоятельный характер. В пространстве Интернет сегодня не только обмениваются информацией, здесь проводятся межмузейные конференции, ведутся дискуссии, идет разработка и координация проектных заданий, создаются партнерские сетевые альянсы и т.д. Меняется и характер музейного представительства в Интернет. Музеи не отказываются от использования сайта как инструмента PR продвижения организации, но организационная структура этих сайтов все больше усложняется. Идет активное освоение интерактивных форм. Большую привлекательность придают музейным сайтам использование игровых элементов (анимация, пазлы), для более объемного представления о музее, сайты включают, архитектурные развертки, интерактивные планы этажей, трехмерную графику. "Виртуальные экскурсии" - еще один дополнительный способ сделать посещение веб-сайта музея выгодно отличающимся от посещения реального музея, предложив пользователю уникальное путешествие (зачастую лишь только виртуальное), например, экскурсию по фондам.

И хотя уже давно как в традиционных, так и в электронных публикациях можно встретить упоминания о «Виртуальных экспозициях и выставках», данная тема остается малоизученной и недостаточно раскрытой по некоторым причинам. Во-первых, это связано конечно с развитием техники и, в частности, сравнительно недавним появлением русскоязычной части Интернет, а ведь именно Интернет дает жизнь большинству проектов, касающихся «виртуальных коллекций» (виртуальных выставок, экспозиций, экскурсий, музеев и т.д. - пока не будем заострять внимание на четкой формулировке этих понятий, разграничим их позже). Во-вторых, небольшая справка из истории: Советский музей был в некотором роде вещью в себе. Призванный проводить государственную идеологию, музей ориентировался не столько на показ и просветительскую деятельность, сколько на хранение, комплектование и изучение коллекций. И естественно, что музеи оказались совершенно не готовыми к рынку, тем более что зарождающейся в России рыночной экономике тоже было не до них. Само развитие музейной коммуникации не могло рывком подняться на качественно новый уровень. Музеям потребовались годы, чтобы от выбивания денег из властей, иностранных благотворителей или меценатства начать зарабатывать. Итак, такое явление как «виртуальные выставки» появилось в нашем обиходе совсем недавно, и уместным было бы считать, что данная тема нуждается в дальнейшей разработке.

Объект исследования: виртуальные экспозиции (ВЭ)

Предмет исследования: возможности виртуальных экспозиций.

Цель исследования: выявление потребности современного общества в «виртуальных выставках» и анализ уже существующих проектов.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

· Выявить факторы возникновения ВЭ

· Рассмотреть особенности существующих на сегодняшний день ВЭ

· Дать социальный анализ ВЭ

Информация для работы взята с российских и зарубежных сайтов, содержит в себе тезисы статей и публикаций печатных и электронных СМИ, частично использует и опирается на доклады участников АДИТ («Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии»).

Основная часть курсовой работы состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются различные стороны двух видов ВЭ - музейных экспозиций и ВЭ в выставочной деятельности (экспобизнесе). Во второй главе теоретическая часть подкрепляется практическими примерами уже существующих ВЭ.

Глава №1. Виртуальные экспозиции и выставки - что это такое?

1.1 Понятия выставки, экспозиции и виртуальности

Уже давно как в традиционных, так и в электронных публикациях можно встретить упоминания о «Виртуальных экспозициях и выставках». Отметим, что в эти понятия различные авторы порой вкладывают самые различные смыслы. Эти тезисы носят несколько сумбурный характер, но это и не столь важно для нашего исследования, а скорее нам нужно бы поставить для обсуждения некоторые вопросы, касающиеся ВЭВ и носящие терминологический характер; такое обсуждение позволило бы уточнить смыслы.

В Музейной энциклопедии даны определения понятий «Выставка» и «Экспозиция»:

«Экспозиция музейная (ЭМ) - целенаправленная научно обоснованная демонстрация музейных предметов, композиционно организованных, комментированных, технически и художественно оформленных, создающих специфический музейный образ природных и общественных явлений. ЭМ составляет основу коммуникации музейной».

«Выставки - это собрания музейных предметов, связанных единством содержания и выставленных для обозрения посетителям» (Российская музейная энциклопедия. Прогресс, М. 2001, Том 1, стр.126, том 2, стр. 355).

Будем в дальнейшем ориентироваться на эти определения.

Заметим также, что с другой стороны, в соответствии со сложившейся традицией, ВЫСТАВКА (или ЭКСПОЗИЦИЯ) может рассматриваться как один из видов ТРАДИЦИОННЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (ТП). Причем очевидно, что в приведенном выше определении речь идет о РЕАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТАХ, выставленных в РЕАЛЬНОМ ЭКСПОЗИЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ, как собственно это и происходило во всем мире почти до конца прошлого века.

Виртуальность (Виртуальное окружение) - взаимодействие человека с синтезированными на компьютере трехмерным пространством. Виртуальное окружение помещает участника внутри информационного пространства. Это моделирование присутствия в машинно-генерируемом мире приводит к новой парадигме взаимодействия человека с компьютером и генерируемым им миром.

Вот уже несколько десятилетий в сфере представления информации о культурном наследии, все большее место занимают ЭЛЕКТРОННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ (ЭП). Под электронной публикацией предлагается понимать «совокупность данных (текст, статические и движущиеся изображения, звук), записанных в цифровой форме на машинном носителе или в памяти компьютера и предназначенных для восприятия человеком с помощью аппаратных и программных средств» (Л.Я.Ноль Информационные технологии в деятельности музея. Учебное пособие. М. 2007).

Целый ряд ЭП, в которых представлены данные о коллекциях музеев, по-существу могут быть определены как ВЫСТАВКИ (ЭКСПОЗИЦИИ), ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ (ЦИФРОВОЙ) ФОРМЕ. Такого рода публикации можно встретить как в Интернет, так и на дисковых носителях (CD, DVD). По моему мнению, такого рода ЭП вполне правоверно называть ЭЛЕКТРОННЫМИ ВЫСТАВКАМИ (ЭКСПОЗИЦИЯМИ).

На сайтах ряда музеев мы можем встретить электронные публикации, которые позиционируются авторами как ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ. На самом же деле подавляющее большинство таких публикаций являются электронными каталогами, или электронными альбомами, а порою - просто пресс-релизом выставки.

На мой взгляд, ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА - это один из наиболее продвинутых видов ЭП о музейных коллекциях, важнейшим свойством которой является ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЭЛЕКТРОННЫХ КОПИЙ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ. Естественно, что такая ЭП должна удовлетворять обычным требованиям, традиционно предъявляемым к выставке.

В качестве «классических» примеров ВЭВ следует упомянуть коллекцию произведений М.А.Врубеля, представленную на сайте Гос. Третьяковской галереи http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/. коллекции русского примитива, представленные на сайте http://www.museum.ru/museum/primitiv/.

По моему мнению, к классу виртуальных выставок можно отнести также и ЭП, выполненные в технологии VolumePhoto (например, выставки «Итальянское искусство - от Джотто до Пикассо» и «Модильяни», представленные на сайте ГМИИ им. А.С.Пушкина )

Порою, виртуальная выставка может быть так искусно вплетена в ткань традиционной выставки, что грань между ними становится размытой. Например, в некотором смысле можно отнести к виртуальным выставкам и известный проект Государственной Третьяковской Галереи - АЛЕКСАНДР ИВАНОВ «Библейские эскизы».

1.2 Виртуальные музейные выставки

В конце ХХ века музейная выставка стала объектом серьезного изучения. Всесторонние исследования позволили нам сделать вывод, что «музейная выставка как динамичная, обладающая в идеале, полноценной музейной спецификой и рассчитанная на различные сроки своего существования, является универсальной формой экспозиционной деятельности» и определить ее «как феномен музейной коммуникации», способствующий повышению общественного интереса к музейной культуре (Мазный Н.В., 1997).

Весь понятийный аппарат, связанный с выставочной деятельностью, которым мы сегодня оперируем, сформировался в «доинтернетовское» время, когда музейные специалисты работали в реальных залах и не догадывались, что пройдет немного времени и им придется осваивать новое «виртуальное» пространство.

Данное обстоятельство во многом объясняет тот факт, что «виртуальным» выставкам, появившимся на сайтах отечественных музеев в последние годы ХХ века, не могут однозначно соответствовать, в силу особенности пространства и представления музейных предметов, устоявшиеся в отечественном музееведении понятия.

Представители музееведческой науки могут справедливо заметить, что некоторые виртуальные выставки, размещенные на сайтах отечественных музеев, порой не соответствуют даже пресс-релизу реальной выставки. И в силу этого не стоит приравнивать их к выставкам, созданным в реальном пространстве на основе реальных музейных предметов и тратить драгоценное время на их обсуждение в профессиональной среде. Согласно их мнению, не может идти речи о выставке, если отсутствует реальный музейный предмет, а его виртуальный образ не способен сформировать эмоционально-чувственные впечатления.

Однако, именуемые создателями, «виртуальные выставки» существуют, и у них есть свои реальные постоянные посетители, склонные к экранному типу культуры и предпочитающие воспринимать и осваивать информацию, представленную исключительно виртуально.

На сайтах десятков отечественных музеев в настоящее время есть раздел «Виртуальные выставки», в котором размещены сотни электронных документов, названных «выставками». Содержательно и по качеству исполнения они сильно отличаются. Это может быть краткий текст (менее 2000 знаков) и несколько изображений (http://www.darwin.museum.ru/Present/ex_birds/default.htm), а может быть каталог, выполненный по всем правилам мультимедийной технологии, с хорошим дизайном, отличающийся полнотой и глубиной представления информации, солидным научным аппаратом, прекрасным иллюстративным материалом (http://www.rusmuseum.ru/eng/exhibitions/virtual/malevich/Dir_mov/start_s.html)

На вопрос, что же такое виртуальная выставка на сайтах отечественных музеев, хочется ответить: «Это не существующая и не существовавшая в реальном пространстве выставка, созданная специально для представления в Интернете». Но ответ будет неправильным. В разделе «Виртуальные выставки» создатели сайта обычно размещают:

- материалы по завершенным реальным выставкам;

- сокращенные мультимедиа-каталоги, сопровождавшие завершившиеся реальные выставки;

- материалы, подготовленные исключительно для этого раздела;

- материалы по текущей выставке, завершенным выставкам и публикации электронных образов музейных коллекций, структурированные тематически и сопровожденные достаточно обширным комментарием.

До недавнего времени «виртуальные выставки» на сайтах отечественных музеев представляли собой электронные публикации, к сожалению не всегда учитывающие требования и стандарты, которые принято соблюдать в традиционных публикациях. Их появления было связано с желанием представить музейные коллекции в новом пространстве и привлечь к ним внимание потенциальных посетителей, и проблемы названия на этот момент не возникало. Очевидно, что сложившийся образ «виртуальных выставок» имеет свои причины, одной из которых является отсутствие ясных и обоснованных целей их разработки. Необходимо было время для теоретического осмысления новых возможностей, предоставляемых информационными технологиями. Качественный скачок произошел в 2007 году, когда на сайте Государственной Третьяковской галереи «открылась» выставка, посвященная творчеству М.А. Врубеля. Проект, ставший победителем в 2005 году в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», объединил специалистов музеев-держателей произведений М.А. Врубеля из России, Украины и Белоруссии. Авторы поставили перед собой сложную задачу создания в виртуальном пространстве музейной выставки, собранной по крупицам из разных источников и конкурентоспособной реальным выставкам. Привлечение профессиональных исполнителей (искусствоведов, дизайнеров, программистов и т.д.) позволило в рекордно короткий срок реализовать уникальный проект. Проанализировав существующие на сайтах отечественных музеев «виртуальные выставки», рассмотрим их в свете классификационных и функциональных характеристик, укрепившихся в отечественном музееведении для музейных выставок.

Разнообразные по тематике, дизайнерским решениям, использующие многие средства мультимедиа, «виртуальные выставки» успешно выполняют отдельные функции реальных выставок: функцию публикации музейных коллекций и научно-просветительскую, хотя реальный музейный предмет в них отсутствует, а есть лишь его электронная копия.

Даже традиционные принципы классификации музейных выставок позволяют отнести их к группе передвижных выставок облегченного типа, созданных исключительно на электронных муляжах (3D-моделях) и электронных копиях, обладающих абсолютными кинетическими возможностями и позволяющие музею расширить границы своей деятельности и мгновенно «смонтировать» свою выставку в любой точке мира, где есть возможность выхода в Интернет.

Но давайте проследим причины возникновения самого объекта нашего исследования.

Что может противопоставить музей увлекательному шопингу, голливудскому кино и многим развлечениям в суперсовременном Мегамолле? Ответ на этот совсем не риторический вопрос дает английский неологизм “сайенстейнмент” -гибрид слов science (“наука”) и entertainment (“развлечение”) или другой неологизм «эдьютеймент» - гибрид слов education (“образование”) и entertaiment (“развлечения”). Современный музей, планетарий или океанариум и т.д.-- назовем его лучше научно-развлекательным и образовательным центром -- должен успешно конкурировать за свободное время с Голливудом и другими развлечениями. Иначе его может постичь судьба, например, недавно разрушенного планетария г. Йошкар-Олы, Мария-Эл, который был снесен для того, что бы на его месте построить торгово-развлекательный центр.

Современный музей должен уметь так «материализовать» и так «упаковать» свою деятельность, что бы на равных бороться за внимание посетителей. И в этом на помощь приходят технологии виртуальной реальности.

Стоит отметить, что на западе очень хорошо поставлен музейный менеджмент, который позволяет даже давать прибыль от эксплуатации музеев, планетариев, океанариумов и т.д. Что достигается за счет грамотного управления сопутствующим бизнесом (кафе, бар, ресторан, игровые комнаты, организация праздников, продажа сувениров и т.д.) Таким образом, фактически музей, на языке маркетологов превращается в «якорный» объект, такого научно - образовательно-развлекательного центра.

Создание и демонстрация виртуальных культурных памятников, исторические реконструкции, интерактивные экспонаты, воссоздание уже утерянных объектов и предметов дает возможность перейти на качественно новый уровень сохранения и передачи потомкам культурного наследия. В мире сейчас идет большая работа по созданию виртуального культурного наследия для систем виртуальной реальности, которая к примеру в перспективе даст возможность разместить все музеи, памятники в одном центре виртуальной реальности. Уже сейчас созданы Виртуальный Рим, Виртуальный Карфаген и т.д., демонстрация которых на системах виртуальной реальности переносит нас на тысячи лет назад.

Почему же в России дело обстоит несколько иначе? Вспомним, в каком положении оказались российские музеи в постсоветское время. Главной целью советского музея был скорее не показ коллекций, а накопление и хранение их. По этой причине запасники советского музея по размерам и качеству не уступали основным коллекциям; по этой же причине наблюдалось зачастую пренебрежительное отношение смотрителей и персонала к посетителям и минимальное разнообразие экскурсионных программ. Это касалось даже знаменитых «экспортно-ориентированных» музеев.

С распадом СССР сократилось (или же вовсе прекратилось) финансирование музеев. Музеев, неготовых еще к продвижению собственных идей получения прибыли и созданию новых методов демонстрации музейных коллекций.

Но и на постсоветском пространстве постепенно культура оказалась востребованной, более того - модной и престижной, оказалось, что за "культурный досуг" люди готовы платить, и платить немало. Ну и, конечно, дети: выяснилось, что родителей не устраивает то, что их дети играют на компьютере и смотрят боевики, надо бы их к искусству приобщить. Совпали основополагающая функция музейного дела - культурное просветительство и интересы музейного бизнеса, которые требуют открытости, увлекательности, познавательности, то есть того же культурного просветительства.

Чтобы зарабатывать, надо что-то делать. Важнейшим ресурсом музеев является общественная значимость. Государственная помощь (не обязательно федеральных властей, но в первую очередь именно региональных), спонсорская поддержка, гранты - основа финансирования музея. Но взаимовыгодное сотрудничество имеет куда больше шансов на успех. Эрмитаж по своему статусу получал бы какие-то деньги, но Эрмитаж - центр культурной жизни города, участвующий в массе культурных программ, имеет куда больше возможностей их заработать.

Один московский музей в течение нескольких лет ходил с протянутой рукой, а когда перестроил экспозицию, разрешил "трогать руками" и сидеть на некоторых экспонатах - пошли посетители, нашлись спонсоры, посыпались гранты. Потому не причуда и не блажь - постеры и рекламные плакаты Эрмитажа по всему городу и всякие акции. Как не причуда и не блажь специальные шоу для детей, что устраивает Дарвиновский музей в Москве.

Упоминается это здесь лишь для того, чтобы показать - музей должен быть общедоступен, и потому только может зарабатывать. Эта формула директора Метрополитен-музея 20-х годов актуальна и сейчас.

Чем более музей открыт, чем более он работает на удовлетворение потребности в образовании и культурном досуге, тем больше у него возможностей зарабатывать. И наоборот, чем более музей стремится зарабатывать, тем более он открывается, тем больше вынужден быть именно культурно-просветительным учреждением, а не "сектой хранителей искусства".

Наверное, как нигде (во всяком случае, в сфере культуры) современные технологии расширяют возможности практически всех сфер музейной деятельности - от установления оптимального температурного режима до создания виртуальных музеев. Опять же с одной оговоркой: только если отказаться от концепции "музей для музейных работников". Но главное, что дают новые технологии музеям, - это расширение все тех же культурно- просветительных и образовательных возможностей. А значит, и возможностей зарабатывать. Интернет дает, во-первых, возможность доступа к экспонатам музея потенциально самому широкому кругу пользователей сети. Во-вторых - позволяет заявить о себе, или напомнить о своем существовании. В-третьих - предоставляет возможности, которых не имеет реальный музей. Тем самым музей расширяет круг людей, которым доступна его коллекция, следовательно, может рассчитывать на деньги, выделяемые под образовательные программы различными фондами.

Мировая практика доказала, что логика, при которой сайты представляют коллекцию музеев крайне скупо, из боязни конкуренции сайта с самим музеем или с вспомогательной продукцией музея, не работает. Чем более полный сайт, тем лучше он работает на музей и продажу его продукции: живая картина и изображение на мониторе - вещи принципиально разные, так же как разные вещи - изображение на мониторе и высококачественная полиграфическая продукция. Увиденная в Интернете картинка, скорее, возбудит желание приобрести то же самое, но в лучшем, более качественном виде, а тем более сходить и посмотреть, как это выглядит "вживую". И если за Третьяковку говорит само имя, то за небольшие региональные музеи, кроме сайта, зачастую не говорит ничего.

Очень важно, что пользователи Интернета - это в большинстве своем люди молодые, то есть те, для кого выбор - пойти в музей или в бар - решается часто непосредственным впечатлением от увиденного или услышанного, и для кого часто бывает совсем не лишней элементарная информация о самом существовании какого-либо музея, будь он хоть трижды знаменит, уже не говоря о его местоположении и составе его коллекции. Описанная выше полнота и эффектность визуального ряда играет значительную роль. Для более продвинутых посетителей музеев новостная информация о выставках и проектах может быть тоже небесполезной при выборе планов на проведение досуга.

Обыкновенному человеку и в голову не придет сходить в Пермский музей живописи, даже будучи в этом городе, однако очень вероятно, что он включит посещение музея в свои планы, если узнает (а что еще лучше - увидит) на сайте, что в нем весьма приличная коллекция картин Йорданса.

Использование современных технологий для удобства посетителей музеев: гиды на кассетах, электронные каталоги и т.п. - весьма разнообразили посещение музеев.

Но многое принципиально невозможно, да и не совсем нужно в музейных условиях. Трудно себе представить посетителя музея, который с лупой подходит к картине и изучает детали. А на сайте Эрмитажа это можно сделать одним щелчком мыши. Еще труднее представить себе человека, который, задавшись целью ознакомиться с развитием детского портрета в мировой живописи, бегает из зала в зал по всему музею в поисках изображений детей. А на сайте того же Эрмитажа или Лувра это делается двумя щелчками мыши. Образовательный и познавательный эффект данных возможностей высок, но для того, чтобы реализовать их, требуются не только чудеса хай-тека, но и труд специалистов, которые отсортируют экспонаты по их реальному содержанию и принадлежности к тем или иным школам, а не только по упоминанию того или иного слова в названии, как это бывает на современных сайтах, сделанных программистами.

Ну и наконец, сайт дает дополнительные возможности указать на спонсоров или друзей того или иного музея.

Говорить о плюсах и минусах в задержке развития музейной коммуникации в России нужно объективно. Включившись в процессы освоения систем электронных коммуникаций с некоторым опозданием, Российские музеи нередко оказываются даже в более выгодном положении, чем их зарубежные собратья. Они имеют возможность использовать новейшие методы и технологии, не тратя времени и средств на модернизацию устаревших систем. А, как известно, высокие технологии развиваются очень быстро, и, отчасти, тот ресурс сильнее и популярней, чья техническая база современней.

Во всякой сфере деятельности при создании того или иного предмета, должен существовать некий пример, максимальная приближенность к которому и является целью этой деятельности. Оптимальным ответом на вопрос «Что же дает музею грамотно сделанное представительство в сети Интернет?» будут следующие пункты:

1. Музей оказывается лучше интегрирован в систему российских и зарубежных профильных организаций.

2. Собственный сайт открывает перед музеем дополнительные возможности для презентации своих коллекций.

3. Резко интенсифицируется процесс обмена профессиональной информацией.

4. Увеличится возможность привлечения недостающих ресурсов извне музейной системы.

5. Представительство музея начинает оказывать влияние на его развитие, сайт может превратиться в экспериментальную площадку для музейного проектирования, место разработки различных музейных моделей.

Объективности ради стоит отметить, что для подавляющего числа отечественных музеев - даже тех из них, что хорошо представлены в Интернет - описанная ситуация, скорее, светлое завтра, чем реальность дня сегодняшнего.

Пока же большинство музейных сайтов (не только российских, но и зарубежных) представляют собой краткий путеводитель по музею, иногда дополненный новостями о текущих и будущих выставках. Типовая структура отечественного музейного сайта такова:

1. Информация о возможности посещения

2. История музея

3. Коллекции и отдельные предметы

4. Постоянная экспозиции музея

5. Выставки

6. Образовательные программы

7. Научная информация

При этом коллекции и история музея представлены повсеместно, информация для посетителей, постоянная экспозиция и выставки - заметно реже, образовательные программы и научная информация - в единичных случаях.

Исходя из отечественного и зарубежного опыта представления в Интернете музейных материалов, можно заключить следующее:

Каждый современный музей должен быть представлен в глобальных информационных сетях. Мотивов для этого уже сегодня более чем достаточно, во всяком случае - для того, чтобы осмысленно идти на расходы, связанные с созданием полноценного музейного представительства в мировой компьютерной сети.

Фиксируя и признавая достижения и преимущества, которые получили музеи, уже создавшие свои представительства в Интернет, необходимо отметить наличие проблем, которые пока еще не нашли своего достойного разрешения в рамках рассматриваемого направления деятельности. Наиболее существенные из них:

* проблема целевой ориентации усилий, связанных с коммуникационной деятельностью музеев в Интернет;

* проблема отбора предоставляемой через Интернет музейной информации;

* проблема выбора адекватных форм представления музейной информации в Интернет;

* проблема динамизма (обновляемости) размещаемой в Интернете музейной информации;

* проблема формирования и поддержания активности обратной связи в системах “музей - музей”, “музей - партнеры”; “музей - потенциальная аудитория” и др.

На протяжении столетий общественная значимость музея определялась качеством его экспозиции, с 1970-х годов не менее важным показателем стал уровень проводимых им акций, мероприятий и программ. В последние два-три года все более существенным фактором становится лицо музея, обращенное в открытое информационное пространство.

Все, о чем шла речь, условно назовем «представительством». Но существует еще одно явление в аспекте изучаемой нами темы - виртуальный музей. Ситуация с представительствами более или менее понятна: музейный сайт - не самостоятельная структура, а функциональная часть существующего музея, реализующая часть музейных программ, в первую очередь, популяризационных. Что же касается виртуальных музеев, то здесь имеет место полная неразбериха. Просмотр данного типа сайтов убеждает, что сегодня “виртуальным музеем” могут назвать любой набор изображений с пояснительными текстами. Музеи в Интернет и виртуальные музеи представляют разные типы организации. Последние отличаются от виртуальных представительств реальных музеев прежде всего тем, что он является не только носителем информации, но и ее первоисточником. "При кажущейся аналогии с обычным музеем виртуальный музей (ВМ) - несомненно, новая реальность, выходящая за рамки традиционного представления о реальном музее (РМ) с его ПОСТОЯННОЙ экспозицией и ВРЕМЕННЫМИ выставками, так как экспозиция ВМ постоянна лишь в своем развитии, а время “работы” выставок может исчисляться годами, и их количество, как правило, регламентировано не количественными категориями, а соображениями концептуальными, связанными с появлением новой идеи, интересного проекта или желанием показать художника с новой, неведомой ранее зрителю (и, может быть, самому художнику) стороны" (Алексей Лебедев, (www.museum.ru/museum/primitiv/). Виртуальный музей не связан с помещением. "Для ВМ само его существование обусловлено максимальным включением в сетевые художественные ресурсы, электронные конференции, совместные проекты и т. п., без участия в которых о нем никто не узнает, для него интернет - сфера жизнедеятельности и среда обитания" (Алексей Лебедев, www.museum.ru/museum/primitiv/).

"Сеть виртуальных музеев представляют собой новую пространственно-временную модель хранения и трансляции историко-культурных ценностей, сформированную благодаря внедрению электронных способов ресурсификации информации. Виртуальный музей становится значимым компонентом принципиально новой обменной среды, презентующей не сами объекты исторического наследия, а их структурные образы. Образ в свою очередь является основным событием сетевого сознания, программой интеллектуального, эстетического и этического воздействия" - считает Нургалеева Лариса Владимировна, доцент Томский государственный университет, кафедра гуманитарной информатики.

Зачастую понятия «электронный каталог», «виртуальное представительство музея в Интернет» и «виртуальный музей» путаются не только далеким от музейной деятельности человеком, но и непосредственно самими музеями. Часто на сайте можно встретить электронный каталог музейной коллекции, названый, почему то, «виртуальной экспозицией». Такие ошибки, конечно, досадны, но для нашего исследования важно не это. Важно, что и виртуальные представительства существующих музеев, и обычные электронные каталоги музейных собраний, и виртуальные музеи - все это осуществляет популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Интернет дает возможность доступа к экспонатам музея потенциально самому широкому кругу пользователей сети, позволяет музею заявить о себе и предоставляет возможности, которых не имеет традиционный музей, тем самым расширяет круг посетителей.

1.3 Виртуальные выставки на службе экспобизнеса

Выставочная деятельность есть одно из основных средств презентации собственных разработок и позиционирования себя на рынке для многих отечественных организаций и компаний. Это возможность заявить о себе, привлечь покупателей или же заинтересовать инвесторов.

Большое количество фирм и компаний, активное участие в различных тематических выставках и международных симпозиумах и конференциях. Они нужны специалистам, но у них есть один очень серьезный недостаток. К выставкам изготавливаются специализированные стенды, арендуются места в выставочных павильонах, оформляется и осуществляется перевозка дорогостоящего оборудования и макетов, и все это требует значительных финансовых и временных затрат. А выставка проходит всего два-три дня. Многие компании, фирмы и специалисты приезжают из других городов, некоторые даже из-за границы. За это короткое время нельзя детально ознакомиться со всеми интересными технологиями, продемонстрировать свои достижения, обсудить различные предложения, решить важные вопросы. Вот почему затраты на участие в выставках могут впоследствии не окупаться для большого количества фирм и компаний.

Достаточно проблематично даже для крупной компании представить на выставке большую часть своих технологий и разработок, что создает для посетителя стенда не всегда полную информацию о деятельности компании.

На сегодняшний день все большую популярность приобретает виртуальный выставочный стенд (ВВС). Что это такое?

«Через десять лет останутся два вида компаний: те, которые представлены в Интернет и те, которые вне бизнеса». Эти широко известные слова Билла Гейтса как нельзя лучше характеризуют современные тенденции рекламных и информационных технологий. Слово «виртуальный» теряет свое первоначальное значение, Интернет-порталы и другие формы представительств субъектов все меньше рассматриваются как нечто оторванное от реальности, становясь вещами обыденными и подчас более эффективными чем «реальные». Границы между виртуальностью и реальностью стираются, давний скептицизм по отношению к первой иногда даже сменяется пренебрежением ко второй. Вряд ли кто-то может с точностью предсказать, как именно будут взаимодействовать эти сферы в будущем, одно неоспоримо: каждому бизнесу нужно глубоко осознать потребность своего присутствия в сети Интернет. Более того - это становится ответственностью каждого делового проекта.

ВВС совмещает в себе функции объемного презентационного издания и полноценной площадки для проведения рекламных кампаний. Рекламный потенциал информации, размещаемой на ВВС многократно усиливается благодаря тому, что стенды размещаются на различных тематических виртуальных выставках. В этом главное отличие ВВС от обычных сайтов. При этом важно понимать, что стенд не является заменой Интернет-сайта. Можно сказать, что они начинают работать в паре: опыт показывает, что посещение сайтов компаний резко возрастает после начала работы ВВС.

Нетрудно заметить, что в основу виртуальных выставок положен тот же принцип, который действует в подобных мероприятиях в «реале». А именно: масштабное привлечение целевой аудитории, интересующейся обозначенной тематикой. Однако, в случае с ВВС, этот давно зарекомендовавший себя метод продвижения товаров и услуг обогащается преимуществами виртуальной сферы, а именно:

- круглосуточная доступность;

-отсутствие привязки ко времени и месту;

- относительно невысокая затратность;

- неограниченное время представления экспозиции;

Обычно компании, занимающиеся организацией виртуальных выставок предлагают клиентам ряд готовых дизайнерских и технических решений по созданию ВВС, необходимо лишь выбрать из представленного схему, которая подходит под те или иные задачи. Главной функцией компаний-организаторов является массированная реклама и привлечение целевой аудитории на выставку. За это, в принципе, они и берут плату.

Стоит отметить все плюсы ВВС:

Для посетителей выставок:

· посещение выставок, размещенных на ресурсе со своего компьютера в любое время суток вне зависимости от географического местоположения;

· ознакомление с предприятиями интересующих регионов и отраслей;

· получение полной информации о компаниях и выпускаемой ими продукции;

· возможность проголосовать за экспонента, направить ему отзыв или установить рабочие контакты;

· возможность ознакомиться с новостными сообщениями ресурса.

Для экспонентов выставок:

· размещение информации о своей компании на виртуальном стенде;

· выбор тематической выставки и павильона для виртуального стенда компании;

· представление информации о новинках продукции, достижениях и предложениях вашей компании;

· формирование иллюстрированного каталога выпускаемой продукции и оказываемых услуг;

· получение статистических сведений о посещаемости и рейтинге виртуального стенда;

· внесение изменений в информацию размещенную на виртуальном стенде.

Для организаторов и устроителей выставок:

· размещение на ресурсе на договорной основе виртуального варианта реальных выставок как их логическое продолжение под тем же названием и с информацией о состоявшихся на ней событиях;

· возможность разместить специализированную виртуальную выставку, посвященную деятельности какой-либо ассоциации, гильдии, общества или союза предпринимателей;

· возможность открыть на ресурсе новую выставку или павильон по интересующим направлениям и тематике.

Однако же, несмотря на существенные плюсы виртуальных выставок, существует мнение (и мнение это поддерживают многие специалисты), что ВВС никогда не станут самостоятельным звеном экспобизнеса. Жить будут только те, аналог которых работает в реальности.

Ни о какой конкуренции между ними не может идти и речи, поскольку сначала ведется мощная раскрутка реальной выставки, а затем ее виртуального представительства. В любом случае интернет-выставка останется лишь вспомогательным компонентом в экспобизнесе и не более того. Только на реальной выставке экспоненты устанавливают новые деловые контакты и рассказывают о своей деятельности большому числу заинтересованных специалистов, как говорится, с глазу на глаз. Однако за 3-4 выставочных дня таких "глаз" наберется сравнительно немного, чтобы в полном объеме "разглядеть" потенциального партнера, его продукцию и услуги. Выставочные компании это хорошо понимают, поэтому "вербуют" своих экспонентов в качестве участников интернет-выставок. Здесь посетитель не ограничен размером стенда и временем пребывания в павильоне. К тому же хороший доступ, удобный поиск информации по разделам создают комфортные условия для работы потенциальных клиентов. Сегодня выставочный бизнес активно внедряется в Интернет. Еще в середине 1990-х гг. появились первые сайты реальных экспозиций и компаний-организаторов. Однако содержащаяся там информация носила исключительно имиджевый характер (указывалось количество посетителей и участников, общая площадь), причем появлялась она по окончании события. Зачастую это была просто перепечатка статьи из какого-либо специализированного издания.

Интернет сегодня - это хороший информационный канал. Количество его пользователей в стране стремительно увеличивается. Если взять Германию или США, то там практически весь бизнес делается во Всемирной паутине. У нас же Интернет-бизнес еще в стадии зарождения. "В России Интернет как средство маркетинга, продаж и т. д. промышленных товаров (за исключением книг и дисков) практически не развито, - замечает руководитель информационного направления "Русдем" Алексей Антропов. - Это объясняется и достаточно низким уровнем пропускной способности интернет-каналов, и отсутствием большого количества подготовленных сотрудников в области IT-технологий. Возникает проблема непонимания: сотруднику сложно объяснить руководителю "на пальцах", что такое виртуальная выставка". Экспооператорам, организаторам выставок Интернет дает возможность с минимальными затратами проинформировать о своем мероприятии колоссальное количество специалистов. Кроме того, сеть позволяет постоянно обновлять информацию в режиме онлайн. Что касается непосредственно экспобизнеса, то здесь интернет-пространство, по мнению экспертов, хороший инструмент для продажи именно реальных выставок. Однако еще несколько лет бытовало мнение, что Интернет вполне может заменить реальные экспозиции. Появившиеся тогда виртуальные выставки претендовали на звание самых оперативных деловых страниц. Казалось, что еще чуть-чуть и представленные там организации получат мировую известность. Ведь информацию о них мог прочитать каждый пользователь. И все же, по мнению экспертов, ни одного успешного проекта виртуальной выставки создать на сегодняшний день так и не удалось. Успех существующих ныне виртуальных экспозиций (УралЭкспоЦентр, Экспо-Сибирь, Поморская Ярмарка) заключается в том, что они-то развиваются и в виртуальном, и в реальном пространстве. Создание и проведение интернет-выставок прежде всего оправдано для региональных организаторов. Во-первых, это отличный способ заявить о себе, пусть даже в российском масштабе. Во-вторых, вряд ли экспоненты или посетители из Сибири отправятся на реальную выставку в Архангельск или на Урал. А если и поедут, то единицы.

Таким образом, нельзя однозначно говорить о том, какой вид выставочной деятельности в настоящее время более перспективен. Одно уже не может существовать без другого.

1.4 Техническая реализация виртуальных экспозиций

Подробно рассказать обо всех типах деятельности по использованию компьютерных технологий в сфере культуры не представляется возможным. По этой причине я остановлюсь лишь на электронных музейных изданиях.

На сегодняшний день существует два наиболее распространенных типа электронных изданий (ЭИ) - web-сайт (2.4 или 2.6) и CD-ROM (2.2). Каждый из них имеет свои плюсы и минусы.

Создание, запуск и продвижение интернет-проекта самого высокого качества, сделанного профессионалами экстракласса оценивается сегодня в сумму до 25 тысяч долларов США. Но, в принципе, можно обойтись и гораздо меньшей суммой, скажем, 5 тысячами долларов.

Сайт не требует тиражирования - помещенный в интернет он и так доступен всем пользователям этой глобальной сети. Информация на сайте может быть обновлена и уточнена в любое время. Более того, она и должна постоянно уточняться и обновляться. Но существующие на сегодняшний день каналы связи не позволяют помещать в сеть многое из того, что доступно на локальном компьютере. Речь, прежде всего, идет о качественных иллюстрациях, звуковых и видеоматериалах, анимации. Из-за этого часто страдает уровень дизайна, качество представляемого на сайте материала. Кроме того, необходимо учитывать, что далеко не каждый пользователь, даже владеющий вполне современным компьютером, подключен к Интернет. Особенно это актуально в России, где интернет пока остается сравнительно дорогим удовольствием и не во всех городах есть провайдеры.

На СD может быть реализовано многое из того, что в глобальной сети пока не доступно. Один раз купив лазерный диск, пользуешься им затем, сколько захочешь. Но тут скрыт один "подводный камень": стоимость проекта по созданию, тиражированию и распространению CD, по оценкам экспертов, колеблется в пределах примерно от 40 до 50 тыс. долларов США .

Но CD является завершенным изданием. Никаких обновлений на нем, как и в случае с полиграфической продукцией, сделать невозможно. Web-сайт - тоже издание, но принципиально незавершенное. По точному наблюдению А.В.Лебедева: у CD, как и у книги, есть читатель (или пользователь); а у web-сайта, как у музея, -- посетитель. Так что делать выбор между сайтом и CD не стоит: одно не заменяет другого.

Процессы создания web-сайта и CD достаточно схожи. Они требуют близкого состава команды разработчиков и делятся на примерно одинаковые этапы. Остановимся на этом более подробно.

Для создания ЭИ по культуре необходимы следующие специалисты (или группы специалистов):

* "предметник" (искусствовед, историк, и т.п.), имеющий непосредственное отношение к тематике ЭИ;

* художник;

* программист, работающий в сфере интерактивных технологий (интернет или мультимедиа);

* литературный и технический редактор;

* независимый эксперт - грамотный человек умеющий работать на компьютере.

Кроме этих специалистов, общих для всех ЭИ, в работе над CD должны принимать участие видео- и музыкальный редакторы. В случае работы над web-ресурсом, необходим еще и программист -- администратор сайта, который будет размещать материалы в интернете и поддерживать техническую жизнеспособность сайта в дальнейшем.

Все участники проекта должны иметь представление о формирующейся сегодня на наших глазах "экранной культуре" и разбираться в информационных технологиях на уровне пользователя (а программист - профессионально). Что касается художника, то в настоящее время это уже достаточно распространенная специальность в сфере информационных технологий, имеющая, применительно к интернету, даже особое название - web-дизайнер.

Специалистов гуманитарного профиля, ориентирующихся в мире компьютеров, пока катастрофически не хватает. Формирование корпуса таких профессионалов - одна из актуальных задач развития информационных технологий в сфере культуры. Подобная работа сегодня уже ведется, но ее объемы явно недостаточны.

Единственный специалист, от которого, пожалуй, не требуется хорошее знание компьютера, это -- редактор: ему предстоит работать лишь с текстами ЭИ. Тем не менее, современный литературный редактор -- это человек, который также владеет ПК, технически значительно упрощающим саму процедуру редактуры.

Предпочтительно, чтобы у каждой группы специалистов, был лидер или формальный руководитель, разрешающий творческие споры и взаимодействующий с руководителями остальных групп на уровне готовых решений. Возможна и ситуация, когда у нескольких групп общий руководитель, координирующий тот или иной блок работ над ЭИ. Такое может быть, например, когда группа специалистов-предметников, представляющих музей, сотрудничает с web-студией или мультимедийным издательством. И, наконец, проекту, безусловно, нужен концептуальный руководитель, формирующий ключевые -- содержательные, художественные -- позиции в разработке CD или сайта. По поводу того, кто должен выполнять эту функцию идут не утихающие споры.

Существует два подхода к созданию ЭИ в сфере культуры. В соответствии с одним из них, "заказывать музыку", т.е. определять концепцию подачи материала, должны не "предметники", а программисты. В соответствии с другим подходом, во главе подобного проекта должен стоять именно профильный специалист, определяющий стилистику и стратегическую концепцию представления материала.

В словах технократов есть доля истины: никому же не приходит в голову, что писатель должен стоять во главе проекта по изданию своей книги. Но для этого должна веками складываться культура книгоиздательства. Со временем, видимо, появится соответствующая культура создания информационных продуктов. Сегодня же я склонна солидаризироваться со второй позицией: информационным проектом в сфере культуры должен руководить профильный специалист - историк, искусствовед и т.п.

Теперь об этапах, на которые обычно делят процесс создания ЭИ. Их набор и последовательность, как правило, не вызывают ни каких споров.

Создание концепции и сценария. В рамках этого этапа просчитывается эмоциональное и информационное воздействие ресурса, гипотетическая мотивация его использования потребителем (концепция), прорабатывается принципиальная схема разделов, их наполнения, а также взаимосвязей элементов (сценарий). Главная роль принадлежит "предметнику", который, безусловно, может обращаться за консультациями к другим специалистам, участвующим в проекте.

Сбор и подготовка материала, т.е. написание текстов, подбор иллюстраций (а в случае с CD, звукового и видео ряда) и т.п. В этой работе принимает участие "предметник" при активном сотрудничестве с другими нетехническими специалистами - редактором, корректором, а так же художником, выступающим в качестве художественного редактора.

Создание художественного проекта (макета) ЭИ. В этой работе принимает участие художник, работающий в соответствии с концепцией и опирающийся на особенности собранного материала. Он изготавливает "экраны" - предлагает варианты их художественно-графического оформления.

Программная сборка. На этом этапе основная часть работы выполняется программистом, работающим в рамках сценария и использующего готовый дизайн экранов. Работа ведется в тесном сотрудничестве со сценаристом-"предметником" и художником. Собственно на этом этапе рождается предварительный вариант ЭИ или, выражаясь языком программистов, его "бета-версия".

Тестирование ЭИ и его "доводка". Бета-версия ЭИ поступает в распоряжение независимого эксперта, который ищет (и, как правило, находит) всевозможные ошибки -- грамматические, стилистические, ошибки размещения материала и программной "сборки". После этого команда проектировщиков и разработчиков должна тщательнейшим образом исправить все имеющиеся недочеты и ошибки.

Тестированием завершается работа по созданию web-сайта, а в CD-ROM издании есть еще один этап - изготовление тиража. Тиражируются CD двумя способами: маленькие тиражи (несколько десятков экземпляров) записываются на специальные диски CD-R (в соответствии с программистским жаргоном - "на золото") при помощи устройства, именуемого CD-Recorder; тиражи в несколько сот экземпляров и более изготавливаются в заводских условиях (писать их на золото экономически невыгодно). В последнем случае необходимо разработать текст и дизайн упаковки, вкладыша коробки и надпечатки на диске. Но фактически работа творческой группы над электронным изданием на CD прекращается с момента изготовления мастер-диска.

С сайтом имеет место прямо противоположная ситуация. После его помещения в интернет основная работа только начинается. Сайт требует постоянного (хотя и не очень большого) вложения трудовых, информационных и финансовых ресурсов. Но при этом может приносить отдачу, многократно перекрывающую затраты. Часто к созданному интернет-представительству начинают относиться, как к изданному буклету или путеводителю, и перестают обновлять его содержание. Это глубочайшая ошибка. Сайт -- это гигантский информационный стенд, который должен постоянно обновляться. Без этого он обречен на умирание и забвение.

Глава №2. Примеры существующих виртуальных экспозиций и музеев

2.1 Виртуальные музейные экспозиции и виртуальные музеи

Как было уже сказано выше, электронные публикации, касающиеся музейной деятельности, и существующие на сегодняшний день, принято условно делить на так называемые виртуальные представительства реальных музеев в сети Интернет, электронные каталоги и виртуальные музеи. Я приведу примеры по всем трем типам - примеры, на мой взгляд, наиболее удачные из ныне существующих в российской части Интернет.

Виртуальный музей.

Характерным примером данного типа является музей "Русского Примитива". Такого музея нет в реальности. “В этом доме не жил и не работал ни один великий художник” - читаем на главной странице. Создавая "Виртуальный музей русского примитива", авторы преследовали несколько целей. Одной из них было доказать, что музейное проектирование может существовать как чистое творчество, не обремененное музейными стенами. Проект получил Национальную Интел Интернет Премию 2000 года. «Розыгрыш» оказался настолько убедительным, что высокое жюри "купилось" в полном составе и поместило сайт не в номинацию "Искусство" или "Сетевое искусство" (что было бы логично), а в номинацию "Музеи", забыв об одной маленькой детали. Деталь эта состоит в том, что при всем уважении к создателям сайтов Эрмитажа, ГМИИ, Кунсткамеры и Дарвиновского, не они эти музеи придумали. Таким образом, распределяя сайты по номинациям, жюри поставило маленькую творческую группу рядом с Цветаевым и Петром I. Следует отметить также, что проект реализовывался людьми - профессионалами в различных областях - музейщики (Алексей Лебедев, Вадим Помещиков, Наталья Перевезенцева, Екатерина Гладышева и др. web-дизайнеры (Александр Ракита, Наталья Стручкова) программисты (ЗАО "Интернет"), менеджерами (Владимир Абакумов, Анна Яркина) и т.д.

На главной странице видим разделы сайта: экспозиция, экскурсия, каталог, клуб, литература и т.д. Рассмотрим главные из них.

В разделе «экскурсия» мы можем ознакомиться с экспонатами музея - искусством русского примитивизма, путем перехода по стрелке к следующему объекту. Рядом с изображением есть информация о предмете, а так же интересные факты, касающиеся его автора, цитаты, отрывки биографии и т.д. Есть возможность увеличения изображения.

В разделе «экспозиция» видим 3d адаптацию виртуального здания музея с условным изображением залов и даже «администрации», «буфета» и т.д. Здание имеет несколько уровней - «административное» крыло, зал с творчеством 16-19 веков и зал 19 века. Комнаты разграничены по стилям и темам произведений искусства.

На сайте также есть каталог произведений. Внутри каталога произведения размещены по алфавиту фамилий авторов (работы одного автора даются в хронологическом порядке). Произведения неизвестных художников даются в хронологической последовательности. Предусмотрена возможность извлечения тематической подборки произведений (см. список слева), а также возможность поиска произведения или произведений (окно "Поиск") по автору, названию, материалу, технике и собранию (при составлении запроса для поиска по собранию рекомендуем воспользоваться списком условных обозначений).

Произведения, не датированные автором или документом, датируются приблизительно по стилистическим или иконографическим признакам. При описании иконописи приводятся подписи, даты и надписи исторического характера на лицевой и оборотной сторонах произведений; при описании живописи, альбомной и станковой графики приводятся подписи, даты и все надписи. В том случае, если надпись воспроизводит текст Священного писания или повторяет текст на гравюре, делается отсылка к первоисточнику. При описании лубков воспроизводятся подписи и даты, первая и последняя строка надписи, указывается общее количество строк. Надписи воспроизводятся в авторской транскрипции. По техническим причинам встречающиеся в тексте воспроизводимых надписей слова и числа, обозначенные буквами церковно-славянского алфавита, воспроизводятся без надстрочных знаков их аналогами из русского и латинского алфавитов (буква "ять" воспроизводится как латинское "b", буква "фита" воспроизводится как латинское "Q") , выносные буквы печатаются в общей строке; в тех случаях, когда текст надписи читается не полностью, купюры обозначены: <...> Авторы атрибуций, атрибуционных уточнений и исторических справок упоминаются в тексте, лишь, когда они не являются авторами данного каталога, а сами сведения ранее не были опубликованы.

Ещё одним примером виртуального музея можно назвать историко-культурологический проект о старой Москве - «Москва, которой нет». Чтобы рассказать о смысле и цели проекта, сделаю некоторое отступление: скоро на Елисейских полях в Париже построят ряд престижных бизнес-офисов класса А, Римский Колизей реконструируют, сделают чуть выше, удобнее (с учетом современных требований), под ним разместится трехуровневая подземная автостоянка, Пизанская башня больше не падает, она арендована торговым центром и приведена в полный порядок. Ряд кафе и бутиков известных фирм, удачно вписавшихся в новый интерьер башни, ждет своих посетителей, во избежание краж и порчи дорогостоящих картин в Третьяковке все подлинники заменят репродукциями. Власти уверяют, что тонкий вкус ценителей живописи никак не пострадает: созданием копий займутся лучшие арбатские художники, а специальная комиссия будет ведать отбором. Плохие копии не пройдут. Скромный ампирный домик, где одно время квартировал Пушкин, снесли и выстроили шикарную городскую усадьбу с дворцовыми интерьерами под стать величию таланта Александра Сергеевича. Доску «здесь жил…» повесили ту же…

В глазах любого человека написанное выше выглядит полным бредом. Мы отлично знаем разницу между репродукцией и оригиналом, между драгоценным украшением и его копией. Мы считаем кощунством даже намек на перестройку того же Колизея… Но почему тогда мы совершенно спокойно относимся к сносу исторических зданий в Москве, к замене их ничего не стоящими муляжами? Вместо дома-музея Аксакова теперь в новых лучших традициях стоит бетонная копия, главный дом Герцена - смесь стекла и бетона, домик декабриста Свистунова обзавелся огромной пристройкой и т.д. и т.п. В полном соответствии с написанным.

Изначально проект задумывался как сайт-библиотека, виртуальный дом москвоведа. Но этому сайту удалось то, что изначально задачей не ставилось: он объединил неравнодушных. «Москва, которой нет» сегодня - это проект о Москве, которую мы не знаем. Это не только утраченные, перестроенные до неузнаваемости и разрушенные памятники, это и существующие старые московские дома, улочки, бульвары, совершенно неизвестный нам город. Мимо него люди ежедневно спешат на работу, его жизни не замечают. А остановись они на минуту, и узнали бы, что вон тот неприметный домик с забавными воротами помнит еще Наполеона, а в этом - Пушкин читал «Бориса Годунова». Тут в архитектурных мастерских в XVIII веке создавался облик Москвы, а через дорогу, спустя век, расположился самый модный гастроном. По соседству же с ним и вовсе, на первый взгляд, обычный многоквартирный дом, между тем, когда-то в нем жили царские невесты…

Цель «Москвы, которой нет» - заинтересовать вечно спешащих людей городом, где они живут. Создатели хотят, чтобы знать Москву стало хорошим тоном.

На сайте собраны десятки историй о старой Москве, читать которые действительно интересно, авторы освещают проблемы уничтожения памятников культуры, нашего национального достояния, и замены их современными «типажными» зданиями. Также собрано множество фотографий старой Москвы - фотографий уникальных, собранных по темам и рассортированных по местам, где они были сделаны.

Из главных разделов сайта хочется отметить «Проекты». Создатели сайта идут дальше от архива воспоминаний о Москве - они создают книги истории, альбомы, тематические выставки и даже прогулки по Москве! Причем последнее - исключительно благотворительный проект, позволяющий всем желающим посетить исторические места столицы бесплатно и с профессиональным историком-гидом. Так как для всех проектов нужна спонсорская помощь - интернет-сайт, привлекая тысячи посетителей, значительно облегчает создателям поиск средств и постоянных спонсоров. А сайт действительно хочется посетить… Прежде всего из-за дизайна. Ведь первое впечатление складывается у нас на основе зрительных образов и первого эмоционального образа, возникшего от увиденного. Лично я в русскоязычной части Интернет не встречала еще более красивого и профессионально оформленного сайта, это еще раз доказывает нам, что для того, чтобы проект получился действительно стоящим - нужна работа разноплановых профессионалов - не только историков и искусствоведов, но и дизайнеров и программистов. Ну а то, что авторы находят спонсоров для проектов и поддержания сайта говорит еще и о том, что профессиональная работа менеджеров по проектам не менее важна сегодня.

Ну и конечно нельзя не упомянуть проект Государственной Третьяковской Галереи «Виртуальный музей России» - это долгосрочный проект, инициированный Третьяковской галереей и ставший победителем 2-го конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», проводившегося Благотворительным фондом В.Потанина при организационном участии Ассоциации менеджеров культуры в 2005 г. Для 2005 года этот проект действительно уникален - и с инновационной и с технической стороны. Цель проекта - открыть доступ к отечественному культурному наследию миллионам пользователей в нашей стране и за рубежом. «Виртуальный музей России» - это специализированный сайт www.virtualmuseum.ru, на котором будут размещаться созданные совместно несколькими культурными учреждениями тематические виртуальные выставки, основанные на авторских текстах и качественных электронных изображениях экспонатов из собраний музеев.

Принципиально важным является «публикация» выставок на иностранных языках (как минимум - на английском), так как во Всемирной сети существует дефицит информационных ресурсов по русской культуре, в буквальном смысле «понятных» зарубежным пользователям.

Представляемый проект носит просветительский характер, но значение его этим не исчерпывается. Очень важен момент развития партнерских межмузейных связей. Это и установление новых профессиональных контактов, и освоение новых форм музейного менеджмента, когда совместная работа основана на принципах дистанционной коммуникации. Кроме того, большие и малые музеи, отстоящие друг от друга на тысячи километров, имеют равные возможности участия в виртуальных выставках, а следовательно - представления и продвижения своих коллекций. При этом в виртуальном формате возможна реализация совершенно утопических проектов. Во-первых, исчезают проблемы транспортировки, страховки, сохранности тех или иных экспонатов, так что свобода выбора «экспонируемых» произведений практически не ограничена. Во-вторых, с помощью современных технологий можно реконструировать памятники, важные для понимания творчества художника. Также можно «вернуть» произведения в контекст их первоначального бытования и окружения и таким образом сделать то, что в реальности осуществить невозможно.

В качестве первого проекта для сайта www.virtualmuseum.ru Третьяковская галерея предлагает виртуальную выставку, посвященную личности и творчеству Михаила Врубеля, 150-летие со дня рождения которого отмечалось в 2006 году. В создании выставки участвуют также Государственный Русский музей, Омский музей изобразительных искусств имени М.А.Врубеля, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева, т.е. основные «держатели» произведений М.Врубеля.

В дальнейшем сайт www.virtualmuseum.ru должен развиваться путем размещения на нем новых межмузейных виртуальных выставок. Они должны быть посвящены русской культуре, сделаны в русско- и англоязычной версиях, должны обладать достаточно высоким технологическим качеством. Отбор выставок для размещения на сайте на стадии заявок и на стадии запуска готового продукта будет осуществляться по разработанным и опубликованным критериям специально созданным экспертным советом. При этом сайт www.virtualmuseum.ru будет предоставлять технологическую площадку - набор доступных через интернет «инструментов» для дистанционной совместной работы участников проектов.

Виртуальные представительства реальных музеев в Интернет и электронные каталоги.

Одним из ярких примеров этого типа будет сайт Эрмитажа, удостоенный в марте 2000 года Национальной Интел Интернет премии в категории “Музеи”, с его Цифровой коллекцией - новой виртуальной галереей, представляющей изображения экспонатов музея.

Вся коллекция разделена по типам представленных произведений. Это живопись, графика, механизмы, мебель, предметы прикладного искусства, текстиль, костюм, оружие, скульптура, керамика, фарфор, ювелирные изделия, нумизматика, глиптика, археологические памятники. Есть параметр детализации изображения.

Существует быстрый поиск (по названию, автору или части названия) и сложный поиск. Пользуясь Сложным поиском, вы можете найти экспонат по его автору, названию или предмету произведения, или по его атрибутам, в частности, по стилю, жанру, теме и дате. Но главной особенностью этой коллекции является поиск по технологии QBIC , по цвету и композиции. Разработанная фирмой IBM технология поиска QBIC (Query By Image Contents - поиск по содержанию изображения). Стоит, наверное, подробнее остановиться на этой экспериментальной системе поиска. Дело в том, что зачастую человек, не сведущий в искусстве, имеет представление, как приблизительно выглядит то или иное произведение искусства, а вот ни ее автора, ни ее названия не помнит или, если говорить честно, просто не знает. Вспоминается что-то типа “мижчины, который стоит” или “во-о-т такого дерева, зеленого…”Предложенная система поиска позволяет искать требуемую картину по расположению цветовых пятен на холсте. Другими словами, если картина, например, может быть изображена в виде голубого лоскута моря по низу холста, серых пятен в верху композиции (тучи над морем) и нескольких дополнительных цветовых мазков (солнечный блик, одинокий корабль и т. д.), запомнившихся из иллюстраций в школьном учебнике, то система сумеет подобрать десяток холстов, цветовая композиция которых соответствует заданной. И это поразительно. При всем том сама система описания картины для поиска интерактивна, абсолютно не “тормозит” и напоминает работу в обычном простеньком графическом редакторе. Но и на этом “чудеса” не кончаются. Предположим, что в результате поиска обнаружилась, наконец, та самая картина, которую и хотелось посмотреть. Изображение не будет статичнвм! Картина интерактивна в том смысле, в каком может быть интерактивен музейный экспонат. Во-первых, имеется возможность получить дополнительную информацию о представленном экспонате коллекции, во-вторых, картину можно посмотреть в полноэкранном варианте (на выбор 800х600 или 1024х768), а в-третьих, и это еще один сюрприз, картину можно внимательно рассматривать по фрагментам. Точно так же, как если бы, находясь в музее, удалось приблизиться к холсту с лупой в руках. Причем изображение при этом не станет распадаться на отдельные пиксели (как, скажем, во многих трехмерных играх), а, после непродолжительной обработки, сохранит свою первоначальную четкость и разрешение.

На мой взгляд, Эрмитаж среди подобных коллекций выделяется в основном полнотой собрания, различными инновационными внедрениями в свой проект - например, образовательными турами по искусству той или иной эпохи на примерах собраний Эрмитажа. Из недостатков я могла бы отметить лишь «тяжеловесность» сайта и достаточно скучный дизайн.

Остальные же отечественные музеи, имеющие свои представительства в Интернет, представлены в сети стандартным набором материала и инструментов. В основном это часть коллекции, поиск по которой осуществляется путем ввода автора или названия, реже - периода создания, историей музея, анонсом предстоящих выставок и т.д. Другими словами - отсутствует интерактивность, яркость, стильный дизайн, а ведь еще в начале работы я упоминала о том, что все сетевые проекты музеев в большинстве своем нацелены на молодую аудиторию, мнение которой создаётся зачастую под впечатление от непосредственно увиденного или услышанного в первые мгновенья. Нельзя забывать, что современные молодые люди - живущие в эпоху Интернет, довольно разборчивы в посещаемых ресурсах, и привлечь искушенную в красоте и качественном оформлении публику не так то просто.

2.2 Примеры виртуальных экспозиций выставочной деятельности

На сегодняшний день на просторах Сети немало качественных ресурсов, представляющих собой такие виртуальные выставки. Условно их можно разделить на специализированные, региональные и глобальные.

Начнем с региональных. Их организаторами часто бывают Торговые палаты того или иного региона в сотрудничестве с местными компаниями. Примером такого сайта, является ресурс "Виртуальные выставки Самарской области" (http://expo.samcon.ru/vista.html). Специфика сайта в том, что на нем представлены выставки не столько товаров, сколько услуг: консалтинг, туризм, образование, доставка корреспонденции и так далее. Другой пример региональной выставки - сайт "Виртуальная выставка малых предприятий Чувашии" (http://www.expo.tppchr.ru/). Интересен сайт "Виртуальная выставка малых предприятий" г.Москвы (http://www.mp.mbm.ru/). Используя, конструктор и систему администрирования, даже неопытный пользователь может стать участником этой виртуальной выставки, создав свой стенд на ней - мини-сайт своего предприятия. На этом ресурсе размещены также Интернет-представительства победителей, призеров и финалистов конкурса предприятий и организаций малого бизнеса Москвы "Московский предприниматель".

Специализированные виртуальные выставки посвящены тематике какой-либо одной конкретной отрасли. Например, оригинально оформленный, компактный сайт Виртуальной выставки энергоэффективных технологий, материалов и услуг (http://www.energy-exhibition.com/). Проект создан по заданию Министерства образования и науки РФ, которое обеспечивает методическое и организационное сопровождение выставки. Кликая мышью на флеш-анимированные изображения "павильонов", попадаешь в различные разделы, где сектора показаны на рисунке-схеме и дублируются на меню слева. Здесь представлены такие павильоны, как газоснабжение, теплоснабжение, возобновляемые источники энергии, и так далее. От энергоснабжения к совершенно другой области - образованию - переносит нас сайт "Виртуальная выставка достижений в области образования" (http://www.fair.sssu.ru/). Но ресурс, к сожалению, неудобен для использования. Желающие ознакомиться с достижениями тщетно ищут разделы сайта: их нет. Нажав на ссылку "Инструкция по работе", пользователь получает возможность скачать файл, где предлагается процедура регистрации для размещения собственных материалов - что неудобно. На мой взгляд, ресурс сильно нуждается в доработке.

В последнее время в сети Интернет быстрыми темпами растет число глобальных виртуальных выставок, предоставляющих возможность предпринимателям представить продукцию или услуги самого разного назначения. Среди них, например, ресурс Pulset (http://www.pulset.ru/) - относительно молодая выставка. Несмотря на большое количество бесплатно зарегистрированных на сайте компаний, свыше 160 тыс., число виртуальных выставочных стендов исчисляется пока лишь десятком. На стендах представлена справочная и контактная о компаниях, а также помещены фотографии товаров, их краткое описание и цена. Другой подобный портал - Рос-Экспо (http://www.ros-expo.com/), здесь относительно легко пройти процедуру регистрации и обзавестись собственным стендом. На виртуальной выставке представлены такие разделы, как «Промышленное оборудование», «Бытовая техника и связь», «Мягкая мебель, витражи, дизайн штор» и некоторые другие. Число участников составляет около 2000, хотя стоит отметить, что содержание некоторых стендов наполнено лишь справочными и контактными сведениями. Есть небольшие проблемы с интерфейсом - в частности, меню расположено справа, что иногда затрудняет поиск. Еще один портал - «Торгово-выставочный комплекс Ru-Expo» (http://www.ru-expo.ru/). Здесь наряду со стендом Вы можете получить в сопровождение и интернет-магазин. Пожалуй, из уже рассмотренных ресурсов у этого сайта наиболее понятный интерфейс. Горизонтальное меню сразу вводит в курс дела, показывая, кому адресован раздел: посетителям, экспонентам или организаторам, а также - чему он посвящен. Рубрикатор товаров выведен на главную страницу, так что пользователю сразу предлагается поиск - по товарам или по фирмам. С главной страницы вы можете легко попасть на любую из выставок с многочисленными разделами и виртуальными выставочными залами, хотя для получения подробной информации о продукции приходится иногда проделать относительно большой путь.

Однако, из всех исследованных нами виртуальных выставок в сетях Интернета России и стран СНГ наиболее содержательным, по моей оценке, является ресурс "Виртуальные выставки ТПП России" (http://www.ruschamber.com/). Это портал, созданный ТПП РФ на базе Сети обмена деловой информацией ТПП РФ (СОДИ), объединяющей свыше 270 сайтов, включая сайты территориальных торгово-промышленных палат России, загранпредставительств ТПП РФ, зарубежных партнеров ТПП РФ, организаций системы ТПП РФ и объединений предпринимателей - членов ТПП РФ. Популярность данного ресурса в предпринимательских кругах подтверждается неуклонным ростом числа его участников (уже свыше 2000 - наиболее многочисленный из числа виртуальных выставок) и партнеров проекта (более 50 партнеров в различных субъектах РФ, в основном территориальные ТПП, имеющие хорошую потенциальную базу). "Виртуальные выставки ТПП России" охватывают по своей тематике практически все отрасли народного хозяйства и социальной сферы. Помимо тематических выставок там же представлены специализированные выставки ТПП РФ, которые пропагандируют успехи российских предприятий в различных областях. Удобный интерфейс позволяет без труда найти нужное предприятие, как по географическому признаку, так и по тематическим разделам. Имеется англоязычная версия проекта. Виртуальные стенды отличаются оригинальным и стильным дизайном, возможна реализация индивидуальных решений. На стендах участников этих выставок представлены материалы и информация, достаточно полно отражающие характер деятельности организации, его достижения, описание продукции и услуг, цены и т.п. Участникам предоставляется право опубликования в СОДИ своих новостей, а также предложений коммерческого и инвестиционного характера.

Заключение

Итак, явление виртуальных проектов музейной и выставочной деятельности в современном меняющемся мире, безусловно, необходимо и важно. Общество развивается, человек приобретает новые потребности в способах восприятия информации, и организации, желающие донести эту информацию до конечного потребителя должны считаться с этим, создавая все новые и новые формы демонстрации. Искусство было и будет всегда, и приобщить к нему молодое поколение - важнейшая задача таких просветительских организаций, как музеи, библиотеки и т.п. Выставочным компаниям всегда нужны свои экспоненты, и, если привлечь их могут новые способы, базирующиеся на новых технологиях, что ж - это еще один шанс развиваться. Потребность в виртуальных способах представления информации мы выявили.

Что же касается текущего положения проектов наших отечественных музеев и выставочных компаний, то можно говорить о еще только начинающих развиваться культуре Интернет, информационных технологий и вовлечении существующих организаций в мировое информационное пространство. Действительно качественных проектов на рынке сейчас единицы, на мой взгляд, из-за отсутствия, в первую очередь соответствующих специалистов, ведь собрать команду из профессионалов разных областей - это дело, так сказать не совсем простое и весьма затратное. Нужно готовить специалистов широкого профиля, владеющих и глубокими знаниями в той области, виртуальную адаптацию которой они должны создавать, и техническими навыками реализации и воплощения в жизнь таких проектов. Ну и конечно еще одна проблема на сегодняшний день - отсутствие инициативы у существующих музеев, отсутствие желания развиваться в новой, незнакомой области.

Но, как любой процесс, данный рынок будет развиваться по потребностям потребителя культуры и искусства, и, кто знает, может через несколько лет человечество шагнет на новый уровень развития межмузейной коммуникации, и привычные нам формы представления и демонстрации сменятся новыми, более доступными и результативными для зрителя.

Литература

1. Российская музейная энциклопедия. Прогресс, М. 2001.

2. Л.Я.Ноль Информационные технологии в деятельности музея. Учебное пособие. М. 2007

3. А.Портсар «Продажное искусство», журнал Top-Manager, ноябрь 2001г.

4. САТ Башня современного искусства www.muar.ru

5. А.Лагутин «Музейный менеджмент в постиндустриальном обществе», журнал Top- Manager, октябрь 2001г.

6. «Новые подходы к обеспечению музея” (Самара), www.museum.samara.ru

7. А.Громов “Музей перед лицом желтого дьявола”, журнал Top-Manager, октябрь 2001г.

8. Сайт “Музей будущего” www.future.museum.ru

9. Тезисы научной конференции на сайте «Музеи Москвы и музеология ХХ века» www.rsuh.ru

10. Сайт «Музеи России» www.museum.ru

11. АДИТ-2008. Черненко Виктория Викторовна. Тезисы доклада «Виртуальные выставки на сайтах отечественных музеев»

12. Джан Джанович Хан-Магомедов (РОЦИТ) «Рунет и виртуализация культуры» www.rocit.ru

13. Николай Кононихин Реальный и виртуальный Арт-Питер «Русский журнал», 3 Мая 2000

14. Николай Кононихин Виртуальный музей современного искусства - новая реальность? «Русский журнал», 8 Ноября 1999

15. www.museum.ru/museum/primitiv/

16. Нургалеева Лариса Владимировна, «Виртуальный музей: новая коммуникационная модель». Доклад.

17. Виртуальный экспобизнес на службе реального. Журнал ExpoReport июнь 2004г.

18. Дворко Н.И. Мультимедиа: творчество, техника, технология. -- Изд-во: СПбГУП 2005.

19. Лебедев А.В. Музейные представительства в Интернет. Российский и зарубежный опыт. // Тезисы доклада на II конференции «АДИТ-1998»)

20. Артамонов А. А., Музалевская И. М. Музейные образовательные ресурсы и ресурсы по культуре в Интернет: обзор, типология, особенности, перспективы. // Тезисы доклада на VIII конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2001»

21. http://www.ruschamber.com/

22. http://www.tretyakovgallery.ru/

23. http://www.rusmuseum.ru/

24. http://www.hermitagemuseum.org/

25. http://moskva.kotoroy.net/

26. http://www.protoart.ru/

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты