|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Материально-техническое обеспечение предприятийМатериально-техническое обеспечение предприятийФедеральное агентство по образованию и науке Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Камская государственная инженерно-экономическая академия колледжа при ФЛ и ПТ Реферат по дисциплине Монтаж и наладка САУ на тему:Материально-техническое обеспечение предприятий.Выполнил: ст. гр. 401Ильин, Хомюк .Проверил: ст. пр. Ченчик В. А.Набережные Челны 2007г.СодержаниеВведение1. Организация материально-технического обеспечения на предприятии2. Организационная структура - материально-технического обеспечения3. Планирование материально-технического обеспечения4. Выбор поставщикаЗаключениеСписок использованной литературыОрганизация материально-технического обеспечения на предприятииМатериально-техническое обеспечение (МТО) представляет собой вид коммерческой деятельности по обеспечению материаль-но-техническими ресурсами процесса производства, осуществляе-мой, как правило, до начала производства. Основная цель МТО -- доведение материальных ресурсов до конкретных производствен-ных предприятий в заранее определенное договором место по-требления.Функции МТО классифицируются на основные и вспомога-тельные, которые в свою очередь делятся на коммерческие и техно-логические.К основным коммерческим функциям относятся непосредственная покупка и аренда материальных ресурсов промышленными пред-приятиями, сопровождаемая изменением формы стоимости.Вспомогательные коммерческие функции -- это маркетинговые и юридические. Маркетинговые функции включают вопросы опреде-ления и выбора конкретных поставщиков материальных ресурсов. В ряде случаев в качестве поставщиков могут выступать посредниче-ские структуры. Юридические функции связаны с правовым обеспечением и защитой прав собственности, подготовкой и ведением деловых переговоров, юридическим оформлением сделок и контро-лем за их исполнением.Технологические функции включают вопросы доставки и хране-ния материальных ресурсов. Им предшествует ряд вспомогательных функций по распаковке, расконсервации, заготовке и предвари-тельной обработке.Потребляемые материальные ресурсы на промышленных пред-приятиях можно разделить на основные и вспомогательные: - К ос-новным относятся сырьевые материалы, не прошедшие первичной обработки. Исходные материалы, прошедшие небольшую степень обработки, и предварительно смонтированные детали, составляю-щие значительную часть конечного продукта, относят к полуфабрикатам. Их закупка не отличается от закупок обычного сырья и ма-териалов.- Вспомогательные материалы занимают обычно небольшую часть в составе конечного продукта. К ним можно отнести всевозможные металлические изделия, проволоку, монтажные болты и др.Существует и группа производственных материалов, которые обеспечивают ввод в эксплуатацию машин и оборудования. К ним относятся различного рода горюче-смазочные материалы, охлаж-дающая жидкость, электроэнергия и др.К числу комплектующих изделий относятся продукты, которые не требуют дополнительной обработки.Различные виды материальных ресурсов представлены на рис. 1.
Организационная структура материально-технического обеспечения В основу определения организационной структуры управле-ния МТО должны быть положены принципы, которые обеспечива-ют весь спектр функций управления совокупностью подразделений. Это прежде всего малозвенность в управлении, гибкость, эффек-тивная система связи, принцип единоначалия и четкое разграниче-ние функций. Существуют три формы организации управления МТО: центра-лизованная, децентрализованная и смешанная. Централизованная система управления предусматривает сосредо-точение функций в пределах единой службы МТО, которая обусловлена территориальной целостностью предприятия, производст-венным единством предприятия и относительно узкой номенклату-рой потребляемых материалов. Децентрализованная система управления предусматривает рас-средоточение функций, что обусловлено территориальной ра-зобщенностью предприятия, производственной самостоятельно-стью подразделений и относительно широкой номенклатурой ма-териалов. Смешанная система МТО объединяет обе приведенные выше структуры. На промышленных предприятиях существуют различные схемы организационного построения службы МТО. Систематизация этих структур позволяет выделить наиболее типичные: функциональная, по товарному принципу и комбинированная. Функциональная структура управления МТО предусматривает специализацию отдельных подразделений на выполнение конкрет-ных функций. Такая структура приемлема в основном для предпри-ятий с единичным и мелкосерийным типом производства, относи-тельно узкой номенклатурой и небольшими объемами потребляе-мых материалов и выпускаемой продукции. Структура управления по товарному принципу предусматривает специализацию отдельных подразделений службы МТО на выпол-нение всего комплекса работ по обеспечению предприятия опре-деленными видами материальных ресурсов. Товарная специализация отдельных подразделений службы МТО предусматривает вы-полнение всего комплекса функций по обеспечению предприятия определенными видами материальных ресурсов. Товарная специализация характерна для предприятий с крупносерийным и массовым типом производства, относительно широкой номенклатурой и большими объемами потребляемых материалов и выпускаемой продукции. И, наконец, комбинированная структура управления МТО преду-сматривает определенные подразделения предприятия, в которых весь спектр функций осуществляют закрепленные за ними группы специалистов по материальным ресурсам, а также осуществляются все функции внешнего ресурсообеспечения. Другие структурные подразделения, такие, как отдел главного ме-ханика, отдел главного энергетика и т. д., осуществляют все функции внутрипроизводственного перемещения в части закрепленных за ни-ми материалов в силу специализации этих подразделений. Складское хозяйство, как правило, специализировано по видам материалов и находится под централизованным или децентрализованным управлением в общей системе функциональных связей с другими подразделениями промышленного предприятия. Планирование материально-технического обеспечения Планирование МТО предприятия является основанием для принятия решения о закупке материальных ресурсов. При органи-зации закупки материальных ресурсов на предприятиях необходимо определять потребность в материальных ресурсах по специфициро-ванной номенклатуре на плановый период. Процесс планирования предусматривает следующие этапы: ис-следование рынка сырья и материалов, определение потребности предприятия по всей номенклатуре потребляемых материалов, со-ставление плана закупок материалов и стоимостный анализ загото-вительного предприятия. Исследование рынка сырья и материалов -- один из элементов пла-нирования МТО предприятия. Изучение рынка сырья и материалов предполагает систематические сбор, обработку, анализ и оценку ин-формации о предложении конкретных видов материалов, ассортименте и ценах на сырье, материалы, топливо и полуфабрикаты. При исследо-вании рынка сырья и материалов предприятие должно дать количест-венную оценку предложений необходимых ему материальных ресурсов в ассортименте и по предлагаемым ценам. Важное место в изучении этого рынка занимает анализ издержек по доставке материалов. При анализе конкретных поставщиков сырья и материалов важ-ная роль принадлежит информации о состоянии портфеля заказчика. Исследование рынка сырья и материалов носит стратегический характер, поскольку решается вопрос о закупке материальных ре-сурсов. Вырабатывая стратегию снабжения, предприятие сравнивает собственные расходы на производство необходимых деталей с це-ной аналогичных деталей у поставщика. Определение потребности в материальных ресурсах -- централь-ное звено в планировании материально-технического снабжения предприятия. Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную. При расчете потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие средств для их покрытия. Источники покрытия могут быть собственными или заемными. Потребность в материальных ресурсах планируется по всей номенклатуре материалов в стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие обусловливаются режимом их произ-водственного потребления, созданием и поддержанием необходимо-го уровня производственных запасов. Объем требуемых материальных ресурсов складывается из потреб-ности в материалах, необходимых для внедрения новой техники, для изготовления оснастки и инструмента, на эксплуатационные и техно-логические нужды, на создание необходимого задела незавершенного производства и на образование переходящих запасов. Потребность в материальных ресурсах определяется на основе баланса МТО пред-приятия с учетом остатков и внутренних источников обеспечения. Определение потребности в материальных ресурсах можно осу-ществить тремя методами: детерминированным -- на основе планов производства и нормативов расхода; стохастическим -- на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые перио-ды; оценочным -- на основе опытно-статистической оценки. Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов. Выбор поставщика При создании устойчивой базы снабжения любого предприятия чрезвычайно важен выбор поставщика. Решение разместить заказ у конкретного поставщика зависит от ряда факторов. Поставщик должен удовлетворять по качеству и объему поставляемой продукции, условиям доставки продукции, цене и уровню обслуживания. Немаловажным при выборе предприятием поставщика является его техническое состояние, развитость инфраструктуры, финансовое положение, трудовые отношения и местонахождение. Решения о выборе поставщика можно рассматривать как выбор в условиях неопределенности, что сопряжено с достаточно высоким рис-ком. Риск будет возрастать при закупке неизвестных сырья, изделий или оборудования. Поэтому следует обращаться к дополнительным источ-никам информации. Это могут быть каталоги, торговые журналы, раз-личного рода рекламные объявления и использование интернета. Оценка поставщиков требует непрерывного отслеживания их деятельности. Обычно предприятия-заказчики разбивают сущест-вующих поставщиков на две группы. В первую входят новые по-ставщики, надежность которых еще не проверена. Вторую группу составляют поставщики, уже зарекомендовавшие себя в прошлые годы. Эти поставщики постоянно оцениваются с формальных и нефор-мальных позиций. Неформальная оценка включает оценку личных контактов с поставщиком и сотрудниками его подразделений. Заказ-чик аккумулирует всю информацию о поставщике; особенно важно бывает установить личные контакты с отделом закупок. Многие предприятия проводят рейтинги поставщиков с балль-ной оценкой по каждому фактору. Хорошие результаты деятельно-сти поставщика могут быть вознаграждены дополнительными зака-зами, в то время как слабые поставщики могут получить снижен-ные объемы заказа или от их услуг можно отказаться. Большинство предприятий наблюдают за деятельностью основ-ных поставщиков гораздо внимательнее, чем за деятельностью второ-степенных. Для деления поставщиков на категории аналогично деле-нию запасов по объемам и цене закупаемых партий материалов ис-пользуется модель АВС. Цель такого деления заключается в том, чтобы оценить каждую категорию по соответствующей схеме оценки. Важна также оценка деятельности потенциальных поставщиков, но для этого часто необходимы значительные затраты времени и средств. При оценке потенциальных поставщиков наиболее важны их технические и инженерные возможности, производственный и финан-совый план и способность эффективно управлять производством. При оценке потенциального поставщика необходимо ответить на следующие вопросы: способен ли этот поставщик полностью удовлетворить потребности заказчика в краткосрочном и долго-срочном периоде. Важна оценка финансовой стороны деятельности поставщика. В числе других показателей проверяются его кредитный рейтинг, структура капитала, рентабельность, оборотный капитал, состояние запасов, коэффициент ликвидности, доходность инвестиций и др. Все эти показатели характеризуют финансовую стабильность и конкурентоспособность продукции поставщика. Кроме указанных факторов, которые следует учитывать при вы-боре поставщиков, важно и то, у кого покупать продукцию: у про-изводителей или у дистрибьюторов. Для принятия этого решения нужно исследовать финансовое состояние, сложившуюся репутацию, качество поставляемой продукции и обслуживания, надеж-ность поставок и обоснованность цены. Все эти факторы следует учитывать при выборе дополнительных источников Заключение При организации МТО предприятий в условиях рыночных пре-образований широко используются логистические подходы. Главная часть инфраструктуры процесса снабжения -- складское хозяйство. Одним из основных вопросов организационной структуры управления МТО по функциям и товарному принципу является оп-ределение потребности в материальных ресурсах. Для определения материальных ресурсов применяются различные методы. Основное преимущество коммерческой логистики состоит в том, что использование логистического метода в снабжении позво-ляет минимизировать транспортные издержки при рационализации процесса снабжения. Особый интерес представляют методы планирования в снаб-жении и логистике: модели по определению партии поставок про-дукции, минимизации расходов на содержание запасов. Выбирая поставщика при организации закупок материальных ресурсов, следует соблюдать основные принципы, что является га-рантией надежности и эффективности организации процесса снаб-жения материальными ресурсами. Список использованной литературы1. М.Л. Каминский «Монтаж, наладка и эксплуатация автоматических устройств» 19742. Р.К. Горшков Организация коммерческой деятельности в строительстве: Учебное пособие. - М.:Экслибрис - Пресс. 2005.3. А.Е.Карлика, М.Л.Шухгалтер Экономика предприятия - М.:ИНФРА - М, 20044. Хазанова Л.Я. Логистика: методы и модели управления материальными потоками. - М.:Бек,20035. Волков О.И. Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы) - М.:ИНФРА-М,2005 |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |