|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Нормирование точности червячной передачиНормирование точности червячной передачиКафедра “Технология машиностроения” Курсовая работа “Нормирование точности и технические измерения” Содержание Введение 1. Расчет и нормирование точности червячной передачи 1.1 Выбор степеней точности червячной передачи 1.2 Выбор вида сопряжения, зубьев колес передачи 1.3 Выбор показателей для контроля червячного колеса 2. Расчет и нормирование точностей гладких цилиндрических соединений 2.1 Расчет и выбор посадок разъемного неподвижного соединения с дополнительным креплением 2.2 Расчет калибров 2.2.1 Расчет калибров-пробок 2.2.2 Расчет калибров скоб 2.3 Расчет и выбор посадок подшипников качения 2.3.1 Расчет и выбор посадок подшипников качения на вал и корпус 2.3.2 Определение требований к посадочным поверхностям вала и отверстия корпуса 3. Расчет допусков размеров входящих в размерную цепь Список использованных источников Введение Качество и эффективность действия выпускаемых машин и приборов находятся в прямой зависимости от точности их изготовления при надлежащей постановке контроля деталей с помощью технических измерений. Точность и ее контроль служат исходной предпосылкой важнейшего свойства совокупности изделий - взаимозаменяемости, определяющей в значительной мере технико-экономический эффект, получаемый при эксплуатации современных технических устройств. В данной области широко развита стандартизация, одной из важнейших целей которой является улучшение качества продукции, ее способность удовлетворять возрастающие требования народного хозяйства и новой техники, а также растущие потребности населения. Поэтому комплекс глубоких знаний и определенных навыков в области точности, взаимозаменяемости, стандартизации и технических измерений теперь является необходимой составной частью профессиональной подготовки специалистов в области машиностроения и приборостроения. 1. Расчет и нормирования точности червячной передачи 1.1 Выбор степеней точности червячной передачи Исходные данные: Коэффициент диаметра червяка q=6,3 Число зубьев колеса =60; Модуль =6 мм; Делительный диаметр =360 ; Окружная скорость =0,8 ; Передаточное число u=30; Ширина венца зубчатого колеса b=37мм; Межосевое расстояние =198,9 мм. Система допусков червячных передач (ГОСТ 3675-81) устанавливает 12 степеней точности червячных колес. Степень точности проектируемого червячного колеса устанавливается в зависимости от окружной скорости колеса. По ГОСТ 3675-81 исходя из =0,8 , для червячных колес выбираем 9-ую степень точности по норме плавности. Используя принцип комбинирования норм по различным степеням, назначаем 9-ую степень точности по кинематической норме и 8-ую по норме полноты контакта. 1.2 Выбор вида сопряжения, зубьев колеса в передаче Вид сопряжения в передаче выбирается по величине гарантируемого бокового зазора. Боковой зазор - это зазор, между нерабочими профилями зубьев который необходим для смазки, компенсации погрешности при изготовлении, при сборке и для компенсации изменения размеров от температурных деформаций. Величину бокового зазора необходимую для размещения слоя смазки ориентировочно можно определить по зависимости: Jnmin =0,01*m=0,01*6=0,06 ; По рассчитанной величине = 0,06 мм в зависимости от межосевого расстояния =198,9 мм из таблицы 17 ГОСТ 3675-81 выбираем вид сопряжения - D причем, выполняется условие: Jnmin т=0,072 мм > Jnmin p = 0,06мм. Тогда обозначение зубчатого колеса будет иметь вид: 9-9-8-D ГОСТ 3675-81. 1.3 Выбор показателей для контроля червячного колеса Выбор показателей, для контроля червячного колеса с Z =60 проводится согласно ГОСТ 3675-81. Средства для контроля показателей выбираем по таблице 5 [с.400-405,5]. Результаты выбора показателей допуска на них и средств контроля сводим в таблицу 1. Таблица 1-Показатели и приборы для контроля червячного колеса.
Допуск на радиальное биение поверхности вершин находятся по зависимости: Fda=0,1*m=0,1*6=0,6мм; допуск на торцовое биение: Ft=Fв*d/100=0,032*360/100=0,125мм, где - допуск на погрешность направления зуба; делительный диаметр ; 2. Расчет и нормирование точности гладких цилиндрических соединений 2.1 Расчет и выбор посадок разъемного неподвижного соединения с дополнительным креплением Исходные данные: Точность червячного колеса 9-9-8-D ГОСТ 3675-81; Номинальный диаметр соединения d=120мм; Ширина шпоночного паза b=32мм; Число зубьев колеса Z=60; Модуль m=6 мм; Допуск на радиальное биение зубчатого венца Fr=90 мкм . Соединение червячного колеса с валом редуктора дополнительным креплением при помощи шпонки является разъемным, неподвижным соединением, образованным переходной посадкой. Расчет разъемных соединений образованных переходными посадками производится исходя из условий: 1 - обеспечение высокой точности центрирования червячного колеса на валу; 2 - обеспечение легкой сборки и разборки соединений. Сочетание этих двух условий возможно лишь при небольших натягах или зазорах в соединениях. Хорошее центрирование червячного колеса на валу необходимо для обеспечения высокой кинематической точности передачи, ограничения динамических нагрузок и т.д. Известно, что наличие зазора в сопряжении вызванного за счет одностороннего смещения вала в отверстии вызывает появление радиального биения зубчатого венца колеса, определяющего кинематическую точность. В этом случае наибольший допускаемый зазор обеспечивающий первое условие может быть определен по формуле: Smax < Fr /Kt = 90/3 = 30 мкм, где - коэффициент запаса точности, принимаем , допуск на радиальное биение зубчатого колеса Fr = 90 мкм. Возможный наибольший натяг в соединении рассчитываем по формуле: ; где аргумент функции Лапласа, который определяется по его значению ; где вероятность получения зазора в соединении при 9-ой степени точности по кинематической норме точности , тогда . По таблице [4] находим : Nmax = 30* (3+0,54)/(3-0,54)=43,17 мкм. По номинальному значению соединения d=120 мм, Nmaxрас=43,17 мкм, Smaxрас=30 мкм, по ГОСТ 25347-82 выбираем переходную посадку Ш120 (H7/m6). Параметры выбранной посадки не превышают расчетных т.е. Smaxтаб=22 мкм < Smaxрас=30 мкм ; Nmaxтаб=35 мкм < Nmaxрас=43,17 мкм. Причем выполняются требования ГОСТа по соответствующей степени точности червячного колеса, точности отверстия (таблица 2.2, [3]). Для обеспечения неподвижности червячного колеса с валом применяется призматическая шпонка. Работоспособность шпоночного соединения определяется точностями посадки по ширине шпонки (паза) . ГОСТ 2135-82 предусматривает посадки образующие нормальное, плотное и свободное соединение шпонок с пазами вала и втулки в системе основного вала. Принимаем плотный тип соединения. Для плотного соединения установлены поля допусков ширины для паза на валу Р9 и для паза во втулке h9. Предельные отклонения указанных полей допусков соответствует ГОСТ 25347-82, шпонка, как основной вал, имеет поле допуска . В этом случае посадка в соединении со шпоночным пазом вала будет 32(Р9/h9) и с пазом втулки 32(Р9/h9) . 2.2 Расчет калибров 2.2.1 Расчет калибров-пробок Исходные данные: Отверстие Ш120 H7+0,035 ; Максимальный предельный диаметр отверстия: Dmax=120,035 мм; Минимальный предельный диаметр отверстия: Dmin=120 мм . Калибры для контроля отверстий называется пробкой. Калибры изготавливаются комплектом из проходного ПР и непроходного НЕ калибра. При контроле деталей калибрами она признается годной, если проходной калибр проходит, а непроходной не проходит через проверяемую поверхность. Допуски на изготовление калибров нормируются по ГОСТ 24853-81. Для определения придельных и исполнительных размеров пробок из таблицы указанного стандарта находятся численные значения параметров где допуск на изготовление калибра координата середины поля допуска проходной пробки координата определяющая границу износа проходной пробки H=6 мкм=0,006 мм; z=5 мкм=0,005 мм; y=4 мкм=0,004 мм. Определяем предельные и исполнительные размеры пробок ПР и НЕ. Dmax пр = Dmin + z + H/2 = 120 + 0,005+ 0,006/2 = 120,008 мм; Dmin пр = Dmax + z - H/2 = 120,035 + 0,005 - 0,006/2 = 120,037 мм; Dпр изн = Dmin - y = 120 -0,004 = 119,996 мм; Dпр исп = Dmax пр (-H) = 120,008-0,006 мм; Dmax не = Dmax + H/2 = 120,035 + 0,006/2 = 120,038 мм; Dmin не = Dmax - H/2 = 120,035 - 0,006/2 =120,032 мм; D не исп = Dmax не (-H) = 120,037-0,006 мм. 2.2.2 Расчет калибров-скоб Исходные данные: Вал Ш120 m6(+0,013+0,035); Максимальный предельный диаметр вала: dmax = 120,035 мм; Минимальный предельный диаметр вала: dmin = 120,013 мм; Калибры для контроля валов называются скобами, которые также как и пробки имеют проходную и непроходную сторону. Для определения придельных и исполнительных размеров скобы из таблицы ГОСТ 24853-81 выписываем координаты:. H1 = 6 мкм = 0,006 мм; z1 = 5 мкм = 0,005 мм; y=4 мкм=0,004 мм Определяем предельные и исполнительные размеры скобы ПР и НЕ. dmax пр = dmax - z1 + H1/2 = 120,035 - 0,005 + 0,006/2 = 120,033 мм; dmin пр = dmax + z1 - H1/2 = 120,035 - 0,005 - 0,006/2 = 120,027 мм; dmax изн = dmax + y1 = 120,035+ 0,004 = 120,039 мм; dпр исп = dmin пр(+H) = 120,027+0,006 мм; dmax не = dmin + H1/2 = 120,013 + 0,006/2 = 120,016 мм; dmin не = dmin - H1/2 = 120,013 - 0,003 = 120,001 мм; dне исп = dmin не(+H) = 120,01+0,006 мм; 2.3 Расчет и выбор посадок подшипников качения 2.3.1 Расчет и выбор посадок подшипников качения на вал и корпус Исходные данные: Подшипник №7326 D = 280 мм , B = 58 мм , d = 130 мм, r = 5 , Fr = 90 кН . Вал вращается, вал сплошной, корпус массивный, нагрузка умеренная. Посадка внутреннего кольца с валом всегда осуществляется в системе основного отверстия, а наружного кольца в корпус в системе основного вала. Выбор посадок для подшипников качения зависит от характера нагружения колец. В подшипниковых узлах редуктора кольца испытывают циркуляционное и местное нагружения. Внутреннее кольцо подшипника является циркуляционно нагруженным, при котором результирующая радиальная нагрузка воспринимается последовательно всей окружностью его дорожки качения и передает ее всей посадочной поверхности вала. Наружное кольцо подшипника испытывает местное нагружение, при котором, постоянная по направлению результирующая радиальная нагрузка воспринимается лишь ограниченным участком окружности дорожки качения и передает ее соответствующему ограниченному участку посадочной поверхности корпуса. Класс точности подшипника качения для червячной передачи выбирается в зависимости от степени точности червячной передачи по таблице 3.6[2]. Степень тонности передачи тогда класс точности подшипника будет 6. Так как в изделии вращается вал, внутреннее кольцо подшипника является циркуляционно нагруженным, наружное кольцо соединятся с неподвижным корпусом, испытывает местное нагружение, следовательно, внутреннее кольцо должно соединяться с валом по посадке и с натягом, наружное с отверстием в корпусе с наибольшим зазором. Посадку внутреннего кольца подшипника на вал определяем по интенсивности радиальной нагрузке по выражению. ; где радиальная нагрузка на опору, динамический коэффициент посадки при умеренной нагрузке (таблица 3.8[2]). коэффициент, учитывающий степень ослабления натяга; при сплошном вале . коэффициент, учитывающий тип подшипника для однорядных не сдвоенных подшипников . ширина кольца подшипника . радиус фаски кольца . Pr = (72*1*1*1)/(0,058-2*0,005)= 1500 кН/м По рассчитанному значению и номинальному диаметру устанавливаем поле допуска на вал, по таблице 3.7[2]-n. Поле допуска для отверстия в корпусе определяется в зависимости от диаметра D=280 мм характера нагрузки и конструкции корпуса. По таблице 3.9[2] квалитет точности для отверстия и вала устанавливается в зависимости от класса точности подшипника, при нулевом классе точности вал обрабатывается по 6-му, а отверстие по 7-му квалитету точности: Ш280 H7(+0,052); Ш130 k5(+0,003+0,021). Придельные отклонения для колец подшипника определяем по ГОСТ 590-89: Ш280 L6(-0,018 ); Ш130 l6(-0,018 ). Таким образом, посадка по внутреннему кольцу подшипника Ш130 L6(-0,018 )/ k5(+0,003+0,021), по наружному кольцу Ш280 H7(+0,052)/l6(-0,018 ). 2.3.2 Определение требований к посадочным поверхностям вала и отверстия в корпусе. Требование к посадочным поверхностям вала и отверстия определяется по ГОСТ 3325-85. Шероховатость поверхности выбирается по таблице 3, допуски круглости и профиля продольного сечения по таблице 4, допуск торцевого биения опорного торца вала по таблице 5. ; ; ; ; . 3. Расчет допусков размеров входящие в размерную цепь Исходные данные: Сборочный чертеж, Исходное звено A =2-0,9 мм . Расчет размерной цепи ведем методом регулирования. Параметры замыкающего звена: A =2(-0,9 ); ESA =0; EIA = - 0,9 мм; TA =0 - (-0,8)=0,9 мм; EC =0+(-0,8)/2= - 0,45 мм. Размерная цепь: A5 A4 A 3 A2 A1 A A6 Номинальные значения составляющих звеньев: А1=10 мм ; A2=5 мм; А3=28 мм; А4=2 мм; А5=18 мм; А6=65 мм. Проверка правильности установленных номинальных значений: А = А6 - А1 - A2 - А3 - А4 - А5=65-10-5-28-2-18=2 мм. Предельные отклонения составляющих звеньев: А1=10-0,043 мм; A2=5+0,12мм; А3=28-0,21мм; А5=18+0,18мм; А6=65+0,3мм. Допуски и координаты середин полей допусков составляющих звеньев, кроме компенсирующего звена: TА1=ESA - EIA=0 + 0,043=0,043 мм; EC1=-0,0215мм; TA2=0,12мм; EC2=0; TА3=0,21мм; EC3= - 0,105 мм; TА5=0,18мм; EC5=0; ТА6=0,3мм; EC6=0. Производственный допуск замыкающего звена: TA =0,043+0,12+0,21+0,18+0,3=0,853 мм. Величина компенсации: Tk = TA - TA - Tмк = 0,853 - 0,9 - 0,04 = -0,087 мм. Координаты середины поля производственного допуска замыкающего звена: EC =EC6 - EC1 - EC2 - EC3 - EC5=0 - 0+0,105 - 0 + 0,0215=0,1265мм. Величина компенсации координаты середины поля производственного допуска замыкающего звена: ECk = - 0,45 - 0,1265= - 0,5765 мм. Предельные значения величины компенсации: ESk = ECk + Tk/2= - 0,5765-0,087/2=-0,62 мм; EIk = ECk - Tk/2= - 0,5765 +0,087/2=-0,533 мм. Величина изменения координаты середины поля допуска звена: EC6 “ = EC6' - EIk = 0 + 0,533 = 0,533 мм. Новые предельные отклонения звена А6 : ESA6” = EC6” + TA6' /2= 0,533 + 0,3/2 = 0,683 мм; EIA6” = EC6” - TA6' /2= 0,533 - 0,3/2 = 0,383 мм Толщина одной прокладки: S = 0,2 мм. Число прокладок: N = Tk / S = 0,087/ 0,2 = 0,435, принимаем Nпр = 1 Список использованных источников 1 Зябрева Н.Н., Перельман Е.И.- Пособие к решению задач по 5курсу “Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения”- М.: Высшая школа, 1977,-282с. 2 Курсовое проектирование по курсу “Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения” Методические указания. В 2-х ч.- Могилев: ММИ, 1990. 3 Лукашенко В.А., Шадуро Р.Н. Расчет точности механизмов. Учебное пособие по курсу “Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения” для студентов машиностроительных специальностей. Могилев: ММИ, 1992. 4 Допуски и посадки. Справочник. В 2-х ч.- В.Д.Мягков, М.А.Палей, А.В.Романов, В.А.Брагинский.- 6-е издание, переработанное и дополненное - Л.: машиностроение. Ленинград. Отделение, 1982-4.1- 543с. 5 ”Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения” Методические указания./ А.И.Якушев, Л.Н.Воронцов, Н.М.Федотов-6-е издание, переработанное и дополненное - М.: машиностроение, 1987,-352с. 6 Справочник контролера машиностроительного завода. Допуски, посадки, линейные измерения / Виноградов А.Н. и др. Под ред. Якушева А.И.- 3-е издание, переработанное и дополненное - М.: машиностроение, 1980,-527с. 7 ГОСТ 2.403-75 Правила выполнения чертежей цилиндрических зубчатых колес. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |