|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Нормирование точности и технические измерения червячной передачиНормирование точности и технические измерения червячной передачиКафедра “Технология машиностроения” Курсовая работа “Нормирование точности и технические измерения червячной передачи” Содержание
Введение Среди важнейших проблем повышения эффективности наиболее острой и неотложной является качество продукции. Народное хозяйство подошло к такой черте, когда без коренного улучшения положения дел с качеством не может быть решена ни одна крупная производственная задача. Под качеством понимают совокупность свойств и показателей, определяющих их пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с назначением. Качество и эффективность действия выпускаемых машин и приборов находится в прямой зависимости от точности их изготовления и контроля показателей качества с помощью технических измерений. Точность и ее контроль служит исходной предпосылкой важнейшего свойства совокупности изделий - нормирования. При конструировании применение принципа нормирования ведет к повышению качества и снижению себестоимости конструкции. 1 Расчет и нормирование точности червячной передачи 1.1 Выбор степеней точности червячной передачи Исходные данные: - число заходов червяка =1; - число зубьев червячного колеса =30; - межосевое расстояние =100; - модуль =5; - делительный диаметр =150; - окружная скорость =11,2 ; Система допусков червячных передач (ГОСТ 3675-81) устанавливает 12 степеней точности червячных колес. Степень точности проектируемого червячного колеса устанавливается в зависимости от окружной скорости колеса. По таблице 2.1[2] исходя из =11,2 , выбираем 7-ую степень точности по норме плавности. Используя принцип комбинирования норм по различным степеням, назначаем 8-ую степень точности по кинематической норме, а по норме полноты контакта на одну степень точнее 7-ую. 1.2 Выбор вида сопряжения, зубьев колес передачи Вид сопряжения в передаче выбирается по величине гарантируемого бокового зазора. Боковой зазор-это зазор, между нерабочими профилями зубьев, который необходим для размещения смазки, компенсации погрешностей при изготовлении и сборке, для компенсации изменения размеров от температурных деформаций. Величину бокового зазора необходимую для размещения слоя смазки можно определить по формуле: , где - толщина слоя смазочного материала; - температурные коэффициенты линейного расширения. По рассчитанной величине =228 мкм в зависимости от межосевого расстояния =150 мм из таблицы 17 ГОСТ 3675-81 выбираем вид сопряжения А, причем выполняется условие: ; Тогда степень точности червячного колеса будет записан 8-7-7А (ГОСТ 3675-81) 1.3 Выбор показателей для контроля червячного колеса Выбор показателей для контроля червячного колеса () проводится согласно рекомендациям [2] по таблицам 2,3,4 ГОСТ 3675-81, а по таблицам 5,6,7,15 этого же ГОСТа назначаем на них допуски. Средства для контроля показателей выбираем по таблице [5]. Результаты выбора показателей, допусков на них и средств контроля сводим в таблицу 1. Таблица 1-Показатели и приборы для контроля червячного колеса.
Толщина витка червяка по хорде назначается по таблицам 18 и 19 (ГОСТ 3675-81) =-(220+67)=-227 Допуск на толщину витка по хорде выбирается по таблице 20 (ГОСТ 3675-81) =180 Требования к точности заготовки определяется допусками на диаметры выступов радиальным и торцовым биением. Допуски на диаметры выступов назначается по 14 квалитету точности. , так как наружный диаметр в процессе контроля не является базой. Допуск на радиальное биение поверхности вершин находится по зависимости: Допуск на торцевое биение: , где - коэффициент, выбираемый из таблицы справочника [4] исходя из ширины колеса: 12 мкм. - делительный диаметр. Шероховатость рабочей поверхности зуба выбирается по таблице справочника [1] в зависимости от степени точности колеса по норме плавности: 2 Расчет и нормирование точности гладких цилиндрических соединений 2.1 Расчет и выбор разъемного неподвижного соединения дополнительным креплением Исходные данные: - точность червячного колеса 8-7-7А ГОСТ 3675-81; - номинальный диаметр соединения ; - ширина шпоночного паза ; - модуль ; - допуск на радиальное биение зубчатого венца ; При передаче крутящих моментов при использовании шпонки для соединения вала со ступицей применяется одна из переходных посадок, которая обеспечивает высокую точность центрирования зубчатого колеса на валу и обеспечивает легкую сборку и разборку соединения. Хорошее центрирование зубчатого колеса на валу необходимо для обеспечения высокой кинематической точности передачи, ограничение динамических нагрузок и т.д. Известно, что наличие зазора в сопряжении вызванного за счет одностороннего смещения вала в отверстии вызывает появление радиального биения зубчатого венца колеса определяющего кинематическую точность. В этом случае наибольший допускаемый зазор, обеспечивающий первое условие, может быть определен по формуле: . где - коэффициент запаса точности, принимаем , допуск радиального биения зубчатого колеса . Легкость сборки и разборки соединения определяется наибольшим предельным натягом, величина которого рассчитывается по формуле: ; где аргумент функции Лапласа, который определяется по его значению ; где вероятность получения зазора в соединении, выбирается в зависимости от преобладания требований к одному из условий, предъявляемых к соединению, принимаем , тогда По таблице справочника [4] находим , исходя из степени точности колеса по кинематической норме: При . По ГОСТ 25347-82 выбираем переходную посадку, выполняя условия: , . Таким образом, отверстие ступицы колеса O50. 2.2 Выбор посадок шпоночного соединения Из ГОСТ 23360-78 для призматического шпоночного соединения колеса с валом принимаем нормальный тип соединения. По таблице 2 этого ГОСТа, зная номинальный диаметр соединения, выписываем размеры шпонки: Поля допусков и отклонения на них: - паз втулки- ; - паз вала - . Глубина шпоночного паза на валу . Глубина шпоночного паза во втулке . По таблице [1] длина шпонки Шпонка изготавливается централизованно всегда с полями допуска h9, и посадки всегда образуются в системе вала. 2.3 Расчет исполнительных размеров рабочих калибров Определяем исполнительные размеры калибра-пробки для контроля отверстия и вала посадки 50 H7/n6. 2.3.1 Расчет исполнительных размеров калибра-пробки для контроля отверстия Предельные размеры отверстия: ; . Калибр для контроля отверстий называется пробкой. Калибры изготавливаются комплектом из проходного (ПР) и непроходного (НЕ) калибра. При контроле деталей калибрами она признается годной, если проходной калибр проходит а, непроходной не проходит через проверяемую поверхность. Допуски на изготовление калибров нормируются по ГОСТ 24853-81. Для определения предельных и исполнительных размеров пробок из таблицы указанного стандарта находятся численные значения параметров где допуск на изготовление калибра; координата середины поля допуска проходной пробки; координата, определяющая границу износа проходной пробки. ; ; . Определяем предельные размеры проходной стороны калибра-пробки: Исполнительный размер проходной стороны калибра-пробки: . Проходная сторона, изношенная: Когда проходная сторона калибра-пробки будет иметь этот размер, его изымают из эксплуатации. Непроходная сторона: Исполнительный размер непроходной стороны калибра-пробки: 2.3.2 Расчет исполнительных размеров калибра-скобы для контроля вала Предельный диаметр вала: ; Калибры для контроля валов называется скобами, которые также как и пробки имеют проходную и непроходную сторону. Для определения предельных и исполнительных размеров скобы из таблицы ГОСТ 24853-81 выписываем координаты,: где - координата середины поля допуска проходной стороны калибра- скобы относительно наибольшего размера вала; -допуск на износ проходной стороны калибра-скобы; -допуск на изготовление калибра для вала; -допуск на изготовление. ; ; Проходная сторона калибра-скобы: ; . Исполнительный размер: . Проходная сторона, изношенная: . Когда проходная сторона калибра-скобы будет иметь этот размер, его изымают из эксплуатации. ; . Исполнительный размер: . 2.4 Расчет и выбор посадок подшипников качения Исходные данные: - подшипник №309, класс точности-0, радиальная нагрузка ; - условия работы: вал вращается, вал сплошной, корпус массивный, на- грузка умеренная; - размеры подшипника: D=100 мм; d=45 мм; r=2, 5 мм; В=25 мм. Так как в изделии вращается вал, внутреннее кольцо подшипника является циркуляционно нагруженным, наружное кольцо соединятся с неподвижным корпусом, испытывает местное нагружение, следовательно, внутреннее кольцо должно соединяться с валом по посадке и с натягом, наружное с отверстием в корпусе с небольшим зазором. Посадку внутреннего кольца подшипника на вал определяем по минимальному натягу по выражению: ; где - радиальная нагрузка на опору, кН; ширина кольца подшипника, ; радиус фаски кольца ,; - коэффициент для подшипников средней серии [1] ; По найденному значению из ГОСТ 3325-85 выбирается поле допуска m6 для посадочной поверхности вала, соблюдая условие , где - табличное значение минимального натяга. 45 Поле допусков по ГОСТ 3325-85 соответствуют ГОСТ 25347-82. По ГОСТ 520-89 находим предельное отклонение на внутреннее кольцо подшипника 45 . Согласно ГОСТ 3325-85 поле допуска внутреннего кольца подшипника обозначается: LO, где 0 - класс точности подшипника, L - поле допуска. Посадка внутреннего кольца на вал 45. Наружное кольцо подшипника имеет местный вид нагружения и устанавливается в отверстие корпуса по посадке с зазором. Отверстие в корпусе обрабатываем с полем допуска Н7. По ГОСТ 25347-81 находим отклонение на выбранное поле допуска: 100. По ГОСТ 520-89 находим отклонение на наружное кольцо подшипника: 45. Согласно ГОСТ 3325-85 поле допуска наружного кольца подшипника обозначается . Таким образом, посадка по внутреннему кольцу подшипника O45, по наружному кольцу O100. 2.5 Определение требований к посадочным поверхностям вала и отверстия в корпусе Требование к посадочным поверхностям вала и отверстия определяется по ГОСТ 3325-85. Шероховатость поверхности выбирается по таблице 3, допуски круглости и профиля продольного сучения по таблице 4, допуск торцевого биения опорного торца вала по таблице 5. ; ; ; ; . 3. Расчет допусков размеров, входящих в размерную цепь Исходные данные: - сборочный чертеж. - исходное звено . По сборочному чертежу устанавливаем конструктивно номинальные размеры составляющих звеньев: . Составляем схему размерной цепи: Увеличивающие звенья: Уменьшающие звенья: Параметры замыкающего звена: - номинальное значение ; - предельные отклонения ; - допуск ; - координата середины поля допуска . Проверяем правильность определения номинальных значений составляющих звеньев: ; Допуск замыкающего звена равен сумме допусков: . Ориентируясь на и номинальные размеры звеньев, устанавливаем стандартные значения допусков для всех звеньев, кроме одного. Для звена допуск определяем расчетным путем: ; ; ; ; ; ; . Проверка правильности корректировки допусков: ; ; ; Координаты середины полей допусков составляющих звеньев: ; ; ; ; ; ; . Координата середины поля допуска звена : ; ; ; Предельные отклонения на : ; . Результаты расчета: ; ; ; ; ; ; ; ; Проверка правильности расчета: . . Выполненные расчеты сделаны верно. Список использованных источников 1 Зябрева Н.Н., Перельман Е.И.- Пособие к решению задач по курсу “Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения”- М.: Высшая школа, 1977,-282с. 2 Курсовое проектирование по курсу “Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения” Методические указания. В 2-х ч.- Могилев: ММИ, 1990. 3 Допуски и посадки. Справочник. В 2-х ч.-В.Д.Мягков, М.А.Палей, А.В.Романов,В.А.Брагинский.- 6-е издание, переработанное и дополненное - Л.: машиностроение. Ленинград. Отделение, 1982-4.1- 543с. 4 ”Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения” Методические указания./ А.И.Якушев, Л.Н.Воронцов, Н.М.Федотов-6-е издание, переработанное дополненное - М.: машиностроение, 1987,-352с. 5 Справочник контролера машиностроительного завода. Допуски, посадки, линейные измерения / Виноградов А.Н. и др. Под ред. Якушева А.И.- 3-е издание, переработанное и дополненное - М.: машиностроение, 1980,-527с. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |