|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Принципы построения гибкой системы обработки корпусовПринципы построения гибкой системы обработки корпусовВведение Основной задачей современного машиностроения является создание высокопроизводительных и экономически выгодных технологий изготовления деталей. Для этого применяют типовые и групповые методы обработки деталей, новое оборудования, что способствует снижению их материале- и энергоемкости, внедрению малоотходных и безотходных технологических процессов, уменьшению трудоемкости изготовления продукции за счет широкого внедрения различных средств автоматизации и механизации, в том числе робототехники. Технологический процесс в машиностроении характеризуется не только улучшением конструкции изделия, но и непрерывным совершенствованием технологии производства. В настоящее время важно, при минимальных затратах и в заданные сроки, изготовить изделие, применив современное высокопроизводительной оборудование, технологическую оснастку, средства механизации и автоматизации производственных процессов. От принятой технологии производства во многом зависит долговечность и надежность выпускаемых изделий, а также затраты при их эксплуатации. Одним из основных направлений повышения эффективности производства является его автоматизация. Основной путь автоматизации механической обработки в серийном производстве - применение станков с числовым программным управлением. Известно, что такая автоматизация в значительной степени сокращает штучное время, улучшает условия труда, способствует использованию многостаночного обслуживания. Развитие новых процессов на базе использования станков с ЧПУ, роботов, гибких производственных систем и вычислительной техники способствует созданию более совершенных машин, снижению их себестоимости и уменьшению затрат на изготовление. Кроме того, применение автоматизированных транспортно-складских систем (АТСС), автоматизированных систем инструментального обеспечения (АСИО) и систем удаления отходов позволяет повысить эффективность и производительность производственного процесса и одновременно свести к минимуму долю низко квалифицированного ручного труда. Целью данной контрольной работы является проектирование ГАЛ обработки корпуса. В результате решаются задачи по выбору и определению состава основного технологического оборудования, выбору системы и расчету характеристик АТСС и АСИО, планировка схемы ГАЛ. Задание1. Годовой объем выпуска деталей в ГПС N=21400 шт.2. Сведения о детали-представителе:* Годовой объем выпуска N=800 шт.* Габаритные размеры детали: 100100?150 мм* Масса детали m=3,7 кг* Масса заготовки mз=6 кг* Деталь изготавливается в условиях среднесерийного производства* Маршрут обработки:
Основное технологическое оборудование в ГАП должно удовлетворять ряду требований: * Высокий уровень автоматизации основных и вспомогательных операций * Возможность быстрой автоматизированной переналадки при смене объектов производства * Широкие технологические возможности, способствующие реализации принципов концентрации и комплексности производственного цикла. * Обеспечение необходимой производительности и качества изготовления изделий. Наиболее полно этим требованиям удовлетворяет оборудование с ЧПУ, на основе которого и построена проектируемая ГАЛ. В соответствие с вышеизложенными положениями принимаем следующие модели технологического оборудования: - Для фрезерной операции (005) применяем сверлильно-фрезерно-расточный станок 400V с прямоугольным столом и вертикальным шпинделем, размер рабочей поверхности 400*900 мм, габаритные размеры 2400*2200*2640, масса 4700 кг, емкость инструментального магазина - 20 позиций; - Для комбинированной операции (010. 015) применяем станок с расширенными технологическими возможностями - сверлильно-фрезерно-расточный 500HS с поворотным столом и горизонтальным шпинделем, размер рабочей поверхности - 630*630 мм либо Ф500 мм, габаритные размеры 4300*2850*3200, масса 8000 кг, емкость инструментального магазина - 20 или 40 позиций. Расчет количества станков Количество станков-дублеров на операции определяют по зависимости: где - средний такт выпуска деталей; ТШТ-Ki - станкоемкость обработки детали на I-й операции. где F - эффективный годовой фонд работы оборудования (для трехсменной работы на станках с ЧПУ принимается равным 5835 ч); Nj - суммарный годовой объем выпуска деталей на линии (N). Определим средний такт выпуска деталей: = 5835/21400=0,27 ч=16,36 мин. Определим расчетное количество станков на каждой операции SPi и принятое количество SПi, определяемое путем округления расчетного количества увеличением до целого числа, а также коэффициент загрузки оборудования i, определяемый отношением расчетного значения количества станков к принятому количеству. 1) Для станка 400V (005 операция): SP1 =4,2/16,36=0,26 Sn1 =1, 1=0,26/1=0,26; 2) Для станка 500HS (010, 015 операции): SP2 =22,3/16,36=1,36, Sn2=2, 2=1,36/2=0,68. Итого: 3 станка. Помимо вышеперечисленного оборудования в состав ГАЛ входит: моечно-сушильный аппарат МСА-031 с габаритными размерами 4830x3375*2865 мм; координатно-измерительная машина с габаритными размерами 1365x1082х2185 мм. Межстаночное расстояние принимаем равным 1300 мм, тогда с учетом габаритов станков получаем длину линии: Lл= 2400+2*4300+4830+1365+4*1300 = 22395 мм = 22 м 395 мм. 3. Сущность автоматизированных транспортно-складских систем Автоматизированная складская система (АТСС) - система взаимосвязанных автоматизированных транспортных и складских устройств для укладки, хранения, временного накопления и доставки предметов труда, технологической оснастки. По характеру организации потоков заготовок и деталей АТСС можно подразделить на: - АТСС с единой системой складирования и транспортирования - АТСС с раздельными подсистемами складирования и транспортирования Разнообразие компоновочных решении АТСС определяется, главным образом, реализацией транспортных потоков и может быть сведено к четырем типам: 1. АТСС с краном-штабелером и совмещенными подсистемами складирования и транспортирования; 2. АТСС с рельсовым транспортом и раздельными подсистемами складирования и транспортирования; 3. АТСС с робокарами и раздельными подсистемами складирования и транспортирования; 4. АТСС с конвейерами, причем подсистемы складирования и транспортирования могут существовать как в совмещенном, так и в раздельном вариантах. Выбор типа АТСС производится в соответствии с алгоритмом, представленном блок-схемой в учебном пособии /8/. Учитывая характер проектируемой ГПС, выбираем АТСС с единой системой складирования и транспортирования. Основной расчетной характеристикой склада является его емкость, которая определяется через число наименований (Кнаим) деталеустановок, изготавливаемых в ГПС в течение месяца: Кнаим= где FCT - месячный фонд времени работы станка, ч; S - число станков в ГПС; Тср - средняя станкоемкость изготовления одной деталеустановки, мин; Nмес - месячный объем выпуска детали-представителя; FCT =F*h3/12, где, h3 - нормативный коэффициент загрузки оборудования, h3 =0,8; F - эффективный годовой фонд времени работы оборудования, при трехсменной работе F=5835 ч. (станки с ЧПУ) Fст=58350,8/12=389 ч. Nмес=800/12=67 шт. , где, Тci - станкоемкость изготовления детали-представителя на I-й операции; m - число операций технологического процесса, Тср=(4,2+22,3)/2=13,25 мин. Кнаим= Полученное число определяет минимальное число ячеек склада при условии, что для каждой деталеустановки используется только один стол-спутник с приспособлением. Для нормальной работы ГПС необходимо, чтобы емкость склада имел некоторый запас (около 10%), тогда оптимальная емкость склада будет равна: Ес=1,1 * Кнаим= 1,1*78,87 = 86,76 = 87 ячеек. Более удобно иметь несколько спутников на одну деталь-установку, чтобы уменьшить время пролеживания заготовок на складе. Определим ориентировочную длительность цикла изготовления детали при маршруте: ПЗРСтеллажСт1 (Оп.005)Ст2 (Оп. 010,015)МСАКИМСтеллаж ПЗР где, ПЗР - позиция загрузки-разгрузки детали в приспособлении-спутнике; Ст - станок; МСА - моечно-сушильный агрегат; КИМ - координатно-измерительная машина). Принимаем: Время загрузки-разгрузки детали в приспособлении - спутнике - 3 мин. Время транспортирования - 1 мин. Время контрольной операции - 6 мин., время моечной операции - 3 мин. Тц = 7*1 мин +2*3 мин +1*3 мин + 6 мин + 4,2 мин +22,3 мин = 48,5 мин. Тогда при такте выпуска 16,36 мин потребуется 48,5/16,36 = 3 спутника. Емкость склада равна 87 ячеек* 3 спутника = 261 ячейка. С учетом размеров спутника выбираем склад с краном-штабелером модели СА-ТСС - 0,16 с ячейкой 600*400*250 мм (по табл. 1.4 /8/), который обладает следующими характеристиками: грузоподъемность - 160 кг, высота стеллажа - 4000 мм, скорость передвижения крана-штабелера - 1,00 м/с скорость выдвижения грузозахватного органа - 0,25 м/с. Располагая склад вдоль станков и принимая его однорядным, рассчитаем число ярусов и высоту склада. Если принять длину склада равной длине линии, то на длине 22,395 м разместится 22395/600=37 ячеек. Тогда высота склада составит 261/37=7 рядов. Полная высота склада: 7*250+450=2200 мм., что не превышает предельной высоты обслуживания по технической характеристике крана-штабелера. Расчет количества позиций загрузки-разгрузки спутников Определим время загрузки-разгрузки приспособления спутника. Время загрузки-разгрузки приспособления-спутника принимаем для схемы базирования детали на столе с креплением четырьмя болтами и планками /1, стр. 246/. ? з-р = 3,0 мин. n поз = ? з-р*Кдет/(F поз*60) Кдет = 21400*3/12 = 5350 Тогда, Fпоз.= Fр*Ксм/12 = 1820*3/12 = 455 ч где, Fр - эффективный годовой фонд времени работы рабочих; К см - количество рабочих смен в сутках. n поз = 3*5350/(60*455) = 0,59 = 1 Расчет количества транспортных устройств и их загрузки Количество транспортных устройств АТСС определяется временем их работы: Ктр=Ттр/Fтр, где, Ттр - суммарное время работы транспортного устройства в течение месяца, ч; Fтр - месячный фонд работы транспортного устройства, ч (381 ч для 3-х сменного режима работы). Для крана-штабелера: где, Тстел-ст, Тст-ст, Тпоз-стел - время перемещения от стеллажа к станку, от станка к станку и от позиции загрузки к стеллажу соответственно; Кстел-ст, Кст-ст, Кпоз-стел - количество соответствующих перемещений. Количество и характер перемещений крана-штабелера определим по циклу его работы: ПЗРСтеллажСт1 (Оп.005)МСАСтеллажПЗРСтеллажСт2 (Оп. 010,015)Ст3 (Оп. 010,015)МСАКИМСтеллаж ПЗР где, ПЗР - позиция загрузки-разгрузки детали в приспособлении-спутнике; Ст - станок; МСА - моечно-сушильный агрегат; КИМ - координатно-измерительная машина). Из приведенного выше маршрута прохождения заготовки через ПЗР, станки, МСА и КИМ: «Позиция - стеллаж» - 4 перемещения; «Стеллаж - станок» - 4 перемещения; «Станок - станок» - 4 перемещения. Тогда, при месячном выпуске 1784 шт. (21400/12 = 1784 шт.): К поз-стел = 7136; К стел-ст = 7136; К ст-ст = 7136. Рассчитаем время перемещений. Длины перемещений найдем графоаналитическим путем (со схемы, построенной в определенном масштабе).
Средняя длина перемещений: «Стеллаж-позиция»: l=3.45 м «Стеллаж-станок»: l=м «Станок-станок»: l=м Средняя длина вертикального перемещения: 2200-450 = 1,75 м В общем случае Т=2*(Тк+Тпод+ Тсп), где Тк - время передачи кадра управляющей программы от ЭВМ к системе ЧПУ транспортного устройства, принимаем Тк=0,02 мин; Тпол - время подхода транспортного устройства к заданному месту, мин; Тсп - время съема-установки стола-спутника, тары или заготовки, принимаем Тсп =0,15 мин. Время подхода КШ равно: где, L и V - перемещения и скорости по соответствующим координатам. Скорости определяются по технической характеристике крана-штабелёра (уч. пособие, с. 14). Тпод поз-стел= 3.45 / 60+1,75 / 12=0,2 мин; Тпод ст-ст=7.09 / 60 +0/12 =0.12 мин; Тпод стел-ст=9.46 / 60+1,75 / 12=0,3 мин; Принимая Тк=0,02 мин., Тсп =0,15 мин получим Т поз-стел=2·(0,02+0,2+0,15)=0,74 мин; Т ст-ст=2·(0,02+0.12+0,15)=0,58 мин; Т стел-ст=2·(0,02+0,3+0,15)=0,94 мин; Подставляя найденные значения в формулу получим время загрузки КШ: Ткш=(7136·0,74+7136·0,58+7136·0,94) / 60=268,79 ч Тогда коэффициент загрузки крана-штабелера составит: Ккш=268,79 / 381=0,71 На основании найденного значения коэффициента загрузки крана-штабелера делаем вывод о целесообразности выбора АТСС 1 типа. 4. Автоматизированные системы инструментального обеспечения Автоматизированная система инструментального обеспечения - система взаимосвязанных элементов, включающая участки подготовки инструмента, его транспортирования, накопления, устройства смены и контроля качества инструмента, обеспечивающие подготовку, хранение, автоматическую смену и замену инструмента. Все разнообразие компоновочных схем АСИО можно свести к 6 типам: Тип 1 - АСИО с запасом инструментальных комплектов, размещенных в инструментальных магазинах станков ГПС; Тип 2.1 - АСИО с автоматизированным складом (накопителем) инструментальных комплектов при каждом станке ГПС; Тип 2.2. 1 - АСИО с совмещенными подсистемами складирования и транспортирования инструментальных комплектов; Тип 2.3 - АСИО, объединенная с АТСС; Тип 3 - АСИО со сменными инструментальными магазинами. Блок-схема алгоритма выбора типа АСИО представлена в /8/. При выборе типа АСИО определяющим является суммарное количество, необходимых для обработки месячной нормы деталеустановок: Кин=Кнаим (К1+КД), где, Кнаим - число наименований деталеустановок; К1 - число инструментов для обработки одной деталеустановки; КД - число инструментов-дублеров на одну деталеустановку. Дублеры необходимы для инструментов с малой стойкостью (сверла, особенно малого диаметра). В расчетах можно принимать КД=2-3. , где, Тср - средняя станкоемкость обработки одной деталеустановки; Тин - среднее время работы одного инструмента; k-число типоразмеров инструментов, требуемых для полной обработки детали-представителя; m - число операций технологического процесса изготовления детали-представителя. Из технологического процесса находим k=25, m =2. К1=25/2 =12,5; Кд=2, Кнаим=78,87 (из расчета АТСС). Кин=78,87·(3+2)=1143,615 Поскольку инструменты, входящие в АСИО хранятся не только на цен Еис=Кин -Еmci, где Еmci - емкость инструментального магазина i-го станка ГПС. Габаритные размеры инструментального склада определяются в зависимости от найденной емкости и размеров ячейки (шага) t=120… 200 мм. Еmci =60, Еис =1143,615 - 60 = 1083,615 t принимаем равным 140 мм. Тогда при расположении инструментального склада в один ярус получаем Lгал/t =22395/140=159,96 = 160 ячеек, принимаем одноярусное расположение ячеек склада. Приняв высоту ячейки 500 мм и расстояние от нижнего яруса до пола цеха 450 мм, находим высоту склада: Hис=500+450=950 мм. Расчет загрузки транспорта АСИО В АСИО смена инструментов осуществляется роботами-операторами (РО), работа которых во многом напоминает работу штабелеров. Для расчета количества роботов-операторов (коэффициента их загрузки) необходимо знать суммарное время их работы: Кро=Тро/Fpo, где Тро - суммарное время работы робота-оператора в течение месяца, ч; Fpo - месячный фонд времени работы робота-оператора, ч. В свою очередь суммарное время работы робота-оператора будет зависеть от типа системы инструментообеспечения. Для расчета загрузки РО на складе примем, что инструмент, необходимый для доставки находится в центре склада. Считаем, что инструмент доставляется к станку без очередности их загрузки и без учета инструментальной емкости магазинов-накопителей при станках. Среднее перемещение робота-оператора на инструментальном складе: Lcp(ис)=0.5 Lис = 22,395*0,5 = 11.2 м Среднее перемещение робота-оператора при доставке инструмента к инструментальному магазину станка (определяется графоаналитическим методом по схеме): Lср (им) = (6,8+2,15+3,45)/ 3=4,13 м. Определим основные расчетные характеристики робота-оператора, характеризующие его работу в линии. Твв=6Тк+4Tпод+2Тпов+3 (Тв+Тп)+Тчк; Тсм=4Тк+3Tпод+2 (Тв+Тп)+Тпов, где Твв - время ввода-вывода одного инструмента; Тк - время передачи управляющей команды от ЭВМ к роботу-оператору; TПОД - среднее время подхода робота-оператора к заданному гнезду; Тв - время выполнения роботом-оператором перехода «взять инструмент»; Тп - время выполнения роботом-оператором перехода «поставить инструмент»; Тсм - время смены одного инструмента; Тпов - время поворота захвата на 180°. Тк=0,02 мин; Тчк=0,1 мин; Тв=Тп=0,2 мин; Тпов=0.04 мин. Время, необходимое для осуществления тех или иных действий робота-оператора определяется исходя из совершаемых перемещении и скоростей этих перемещений. Vх=60 м/мин; Vy=15 м/мин. Принимаем, = 0,8 м. = LCP(им)= 4,13 м Исходя из найденных перемещений по известным значениям скоростей перемещения, найдем время подвода робота-оператора к заданной точке инструментального склада или инструментального магазина: Тпод(ис)=11,2/60+0,8/15=0,24 мин Тпод(им)=4,13/60+0,8/15=0,12 мин Твв=6·0,02+4·0,24+2·0,04+3·0,4+0,1=2,46 мин Тсм=4·0,02+3·0,12+2·0,4+0,04=1,28 мин Найдем коэффициент загрузки робота-оператора: Рассчитаем суммарный коэффициент загрузки кранов-штабелеров и робота-оператора: К=Ккш+Кро=0,71+0,19=0,9 На основании значения суммарного коэффициента загрузки делаем вывод, что в нашем случае имеем общий для всех станков инструментальный склад. Функции складирования, транспортирования и смены инструмента осуществляет робот-оператор. Библиографический список 1. Обработка металлов резанием: Справочник технолога. /Под ред. А.А. Панова. - М.: Машиностроение, 1988. - 736 с. 2. Роботизированные технологические комплексы и гибкие производственные системы в машиностроении: Альбом схем и чертежей: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Ю.И. Соломенцева. - М.: Машиностроение, 1989. - 846 с. 3. Справочник технолога-машиностроения: В 2-х т. Т. 1. /Под ред. А.Г. Косиловой и Р.К. Мещерякова. - М.: Машиностроение, 1985. - 656 с. 4. Справочник технолога-машиностроения: В 2-х т. Т. 2. /Под ред. А.Г. Косиловой и Р.К. Мещерякова. - М.: Машиностроение, 1987. - 496 с. 5. Технологические основы ГПС. /Под ред. Ю.С. Соломенцева. - М.:Машиностроение, 1991. - 240 с. 6. Козырев Ю.Г. Промышленные роботы: Справочник. - М.: Машиностроение, 1988.-392 с. 7. Кузнецов М.М. и др. Автоматизация производственных процессов /Под ред. Г.А. Шаумяна. - М.: Высш. шк., 1978. - 431 с. 8. Моисеев Ю.И., Катюк В.А. Классификация и выбор систем складирования, транспортирования и инструментального обеспечения гибких автоматизированных производств: Учеб. пособие. - Курган: Изд-во КМИ, 1993. - 58 с. 9. Моисеев Ю.И. Технологическое проектирование гибких производственных систем в машиностроении: Учеб. пособие. - Курган: Изд-во КМИ, 1996. - 87 с. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |