|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Привод цепного конвейераПривод цепного конвейераМинистерство образования и науки РФ Южно- Уральский Государственный Университет Пояснительная записка к курсовому проекту по курсу «Детали машин» «Привод цепного конвейера» Нормоконтроль: Руководитель: Е.П. Устиновский Автор проекта: А.Ю.Степанюк студент группы ТВ-318 Проект защищен с оценкой Челябинск 2007
Введение Курсовой проект по дисциплине «Детали машин» является первой работой при выполнении которой приобретаются навыки расчёта и конструирования деталей и узлов машин, изучаются методы, нормы и правила проектирования, обеспечивающих получение надёжных, долговременных и экономических конструкций. 1. Кинематический и силовой расчёты привода. Выбор электродвигателя Кинематическая схема привода. 1. Мотор 2. МУВП 3. Редуктор С2 4. Предохранительная фрикционная компенсирующая муфта 5. Приводной вал с 2-мя звездочками 1.1 Определение расчетной мощности на валу исполнительного механизма. Мощность на приводном валу Р3, кВт, , где Ft - окружное усилие на приводном валу, Н; V - окружная скорость на приводном валу, м/с. 1.2 Определение расчётной мощности на валу электродвигателя. Расчётная мощность на валу двигателя Р1 определяется с учётом потерь в приводе: где ? - общий КПД привода, ? =?1·?2; ?1- КПД закрытой зубчатой цилиндрической передачи, ?1=0,97; ?2- КПД закрытой зубчатой цилиндрической передачи, ?2=0,97; Согласно [1, стр8 табл.1] ? = 0,97·0,97=0,9409. При этом 1.3 Определение частоты вращения вала исполнительного механизма Частота вращения приводного вала n3, об/мин, где Z- число зубьев ведущей звездочки цепного конвейера; t- шаг цепи цепного конвейера, мм. . 1.4 Определение частоты вращения вала электродвигателя Частота вращения вала электродвигателя n1, мин-1: n1= n3·?, где n3 - частота вращения приводного вала, n3 =105 мин-1; ? - передаточное отношение привода. ? =?1·?2 Согласно [1, стр10, табл. 2] передаточное отношение для зубчатой закрытой цилиндрической передачи: ?1=3…6 ?2=3…6. ? =(3…6)*(3…6)=9…36 Тогда n1= 105*(9…36)=945…3780. Так как в мотор- редукторах с фланцевым консольным креплением редуктора к электродвигателю, установленному на плите на лапах , для уменьшения габаритов редуктора частоту вращения вала электродвигателя следует выбирать близкой к среднему значению найденного интервала оптимальных частот примем n1=1.500 мин -1. 1.5 Выбор электродвигателя В приводах общего назначения применяются в основном трёхфазные асинхронные электродвигатели переменного тока с короткозамкнутым ротором серии 4А, отличающиеся простотой конструкции и эксплуатации, а также низкой стоимостью. Выбираем двигатель 100L /1410 с T max/T ном.=2,2, n1.=1410мин-1.
1.6 Определение передаточного отношения привода После выбора электродвигателя уточним передаточное отношение привода: 1.7 Определение мощностей , вращающих моментов и частот вращения валов. Определение мощности на быстроходном валу редуктора Р2, кВт, где Р1- мощность на валу электродвигателя, Р1=3,72кВт; ?1- КПД закрытой зубчатой цилиндрической передачи, ?1=0,97; Определение вращающих моментов на валах : где Р1- мощность на валу двигателя, кВт; n1 - частота вращения вала, мин-1; Определение вращающего момента на быстроходном валу редуктора Т2, Н·м, где Р 1-мощность на валу двигателя, кВт; ?1- КПД закрытой зубчатой цилиндрической передачи, ?1=0,97 n2-частота вращения на быстроходном валу редуктора мин-1, Определение вращающего момента на приводном валу Т3, Н·м, где Р2- мощность на быстроходном валу, кВт; n3 - частота вращения вала, мин-1; ?1- КПД закрытой зубчатой цилиндрической передачи, ?1=0,97 Все полученные данные для проектирования на ЭВМ сводим в таблицу1. таблица1
1.8 Выбор материалов и допускаемых напряжений для цилиндрической зубчатой передачи . Материал зубчатых колес должен обеспечить высокую прочность зубьев на изгиб и износостойкость передачи. Этим требованиям отвечают термически обрабатываемые углеродистые и легированные стали. Нагрузочная способность передач редукторов лимитируется контактной прочностью. Допускаемые контактные напряжения в зубьях пропорциональны твердости материалов , а несущая способность передач пропорциональна квадрату твердости . Это указывает на целесообразность широкого применения для зубчатых колес сталей , закаливаемых до высокой твердости. Наибольшую твердость зубьев Н=55…60 HRC обеспечивает химико- термические упрочнения: поверхностное насыщение углеродом с последующей закалкой. Поэтому примем в качестве термообработки цементацию, что обеспечит высокую нагрузочную способность. Согласно источнику [1, стр22 табл.7] цементации соответствуют материалы: Шестерня- 20Х ГОСТ 4543-71 Колесо- 15Х ГОСТ 4543-71 Сочетания материала зубчатых колес, их термообработка и пределы контактной и изгибной выносливости. Твердость поверхности зубьев ,HRC: шестерня- 55…60 колесо- 55…60. Твердость сердцевины, НВ: шестерня-230…240 колесо - 230…240. Предел контактной выносливости, МПа: . Предел изгибной выносливости, МПа : Допускаемое контактное напряжение , МПа: где ?Hlim b1,?Hlim b2- пределы контактной выносливости поверхностей зубьев шестерни и колеса; ?Hlim b =23*55=1265 МПа S Hmin- минимальный коэффициент запаса прочности При поверхностном упрочнении зубьев: S Hmin= 1,2 - коэффициент долговечности; Согласно источнику [1, стр21] =1, с последующим уточнением после ЭВМ. Принимаем = 949 МПа. 1.9 Коэффициент ширины зубчатого венца в долях диаметра шестерни. Где bW-рабочая ширина зубчатых венцов, dW1- начальный диаметр шестерни. Согласно источнику [1, стр33, табл. 14]: ?bd=0,3…0,6 Принимаем ?bd2=0,6 1.10 Коэффициент K H?. Коэффициент K H?. Учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий при расчете на контактную выносливость активных поверхностных зубьев. Согласно источнику [1, стр34, рис. 10] принимаем: K H?2=1,12 1.11 Исходные данные для расчета на ЭВМ. ? - передаточное отношение привода ?=13,43 Т1-вращающий момент на тихоходном валу Т1= 318,3 Н*м - допускаемое контактное напряжение в быстроходных и тихоходных передачах. =949МПа ?bd2- коэффициент ширины зубчатого венца ?bd2=0,6 K H?2- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки K H?2=1,12 Количество потоков мощностей 1; Вид зубьев - косозубые.
1.12 График зависимости массы от 2.Допускаемое напряжение тихоходной цилиндрической зубчатой передачи. 2.1 Допускаемые контактные напряжения при расчете на выносливость активных поверхностей зубьев. Допускаемые контактные напряжения , МПа , вычисляются отдельно для шестерни и колеса каждой из рассчитываемых передач: Z Nj - коэффициент долговечности для шестерни и колеса , определяется по формуле: Где N H lim bj - базовое число циклов контактных напряжений шестерни и колеса. Определяется согласно источнику [1, стр25, рис. 6]: N H lim b1= N H lim b2=90*106 N HEj- эквивалентное число циклов контактных напряжений на зубьях шестерни и колеса N HE1=?н*N?1, N HE2=?н*N?2. где ?н- коэффициент, характеризующий интенсивность типового режима нагружения при расчёте на контактную прочность, Согласно источнику [1, стр26, табл. 8]: ?н= 0,125 N?1,N?2 - число циклов нагружения зубьев шестерни или колеса за весь срок службы передачи. где n2- частота вращения 3 вала , взята из табл.1: n= 105, мин-1 - время работы передачи за весь срок службы привода = 11.000 часов. с- число циклов нагружения зуба за один оборот зубчатого колеса с=1. n1- частота вращения 2 вала, вычисляется по формуле n1=n2*i2, где i2- передаточное отношение. n1= 105*2,950 =309,75 мин -1. Тогда N?1= 60*309,75*11.000=2*108 N?2=60*105*11.000=6,9*106 Эквивалентное число циклов контактных напряжений на зубьях шестерни и колеса: N HE1=0,125*2*108=0,25*108 N HE2=0,125*6,9*108 Так как N HEj? N H lim bj принимаем q н= 6 0,25*108?90*106 0,86*106?90*106 ==1,2 Согласно источнику [1, стр26,п.2]: для материалов неоднородной структуры при поверхностном упрочнении зубьев 0,75? Z Nj?1.8 Принимаем Z N1=1.2 ==2.1 Принимаем Z N1=1,8 Найдем допускаемые контактные напряжения: 2.2 Допускаемые предельные контактные напряжения. Согласно источнику [1, стр27,табл.9]: ?HP max=44* H HRC ?HP max=44*55=2420МПа. 2.3 Допускаемые напряжения при расчёте зуба на выносливость по изгибу. ? F lim b j- предел выносливости шестерни или колеса при изгибе ? F lim b 1=680МПа ? F lim b 2= 680МПа S F min 1,2- минимальный коэффициент запаса прочности Согласно источнику [1, стр28]: S F min 1,2=1,7 Y Nj- коэффициент долговечности, вычисляется по формуле Y Nj где N F lim- базовое число циклов напряжений изгиба согласно источнику[1, стр28]: N F lim=4*106 Для зубчатых колес с твердостью поверхности зубьев Н?350НВ q F=6 N FEj - эквивалентное число циклов напряжений изгиба на зубьях шестерни или колеса . N FEj=?F*N?j j=1,2 Согласно источнику [1, стр28, табл. 10]: ?F=0,038 Тогда N FE1=2*108*0,038=0,76*106 N FE2=6,9*106*0,038=0,26*106 Вычислим коэффициент долговечности: Y N1=1,3 Y N2=1,5 YA- коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки на зубьях Согласно источнику [1, стр29, табл. 11]принимаем: YA=1 Допускаемые напряжения : МПа МПа 2.4 Допускаемые напряжения изгиба при действии кратковременной максимальной нагрузки. где ? FSt - предельное напряжение изгиба при максимальной нагрузке МПа, принимаем согласно источнику [1, стр30, табл. 12]: ? FSt= 2000МПа S FSt min- минимальный коэффициент запаса прочности пери расчете максимальной нагрузки, вычисляется по зависимости: S FSt min= YZ*SY Где YZ -коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса , выбираемый согласно источнику [1, стр31, табл. 13]: YZ=1 SY- коэффициент, зависящий от вероятности неразрушения зубчатого колеса, выбирается согласно источнику [1, стр31]: SY=1,75 S FSt min=1*1,75=1,75 Yх -коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса , выбирается согласно источнику [1, стр31, рис. 8]: Yх=1,025 =1171 МПа 3.Расчет закрытых цилиндрических передач. 3.1.1 Геометрический расчет тихоходной передачи. а)шестерня -делительный диаметр : d 1= d w= , mn- модуль зацепления mn=2,250 ?-угол наклона зубьев cos? =cos9.069 = 0.987 Z1-число зубьев Z1=20 d 1= d w= =45,6мм -диаметр вершин зубьев: d a1=d1+2mn d a1=45,6+2*2,250=50,1мм -диаметр впадин зубьев d f1=d1-2.5mn d f1=45.6-2,5*2,250=39,975мм б)колесо -делительный диаметр : d 2= d w= , Z2=59 mn=2,250 cos? =cos9.069 = 0.987 d 2= d w= =134,5 -диаметр вершин зубьев: d a2=d2+2mn d a2=134,5+2*2,250=139мм -диаметр впадин зубьев d f2=d2-2.5mn d f2=134,5-2,5*2,250=128,875мм 3.1.2 Геометрический расчет быстроходной передачи. а)шестерня -делительный диаметр : d 1= d w= , mn- модуль зацепления mn=1,250 ?-угол наклона зубьев cos? =cos15,143= 0.965 Z1-число зубьев Z1=25 d 1= d w= =32,4мм -диаметр вершин зубьев: d a1=d1+2mn d a1=32,4+2*1,25=34,9мм -диаметр впадин зубьев d f1=d1-2.5mn d f1=32,4-2,5*1,250=29,275мм б)колесо -делительный диаметр : d 2= d w= , Z2=114 mn=1,250 cos? = 0.965 d 2= d w= =147,7 -диаметр вершин зубьев: d a2=d2+2mn d a2=147,7+2*1,250=150,2мм -диаметр впадин зубьев d f2=d2-2.5mn d f2=147,7-2,5*1,250=144,575мм 3.2 Проверочный расчет закрытой цилиндрической зубчатой передачи. 3.2.1.Окружная скорость в зацеплении где d1 -делительный диаметр шестерни d1=45,570мм nj-частота вращения вала шестерни, мин -1 n1=309,75 3.2.2 Выбор степени точности передачи. Согласно источнику [1, стр41, табл. 15] выбираем точность 8 ( средняя) 3.2.3Коэффициент перекрытия ??- коэффициент торцевого перекрытия ??= [1.88-3.2*(1/Z1±1/Z2)]cos ?, Так как зацепление внешнее - знак «+» ??=[1,88-3,2(1/20+1/59)]*0,987=1,6 ??- коэффициент осевого перекрытия -рабочая ширина зубчатых венцов b2= bW=28 mn=2,250 ??- суммарный коэффициент перекрытия ??= ??+ ?? ??=1,6+0,626=2,2 3.2.4Коэффициент KH?, учитывающий распределение нагрузки между зубьями в связи с погрешностями изготовления. Согласно источнику [1, стр42, рис. 12] принимаем KH?=1,08 3.2.5Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении Где Т1- вращающий момент на шестерне W HV - удельная окружная динамическая сила, Н/мм W HV =?н*g 0*V* Где ?н- коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля зубьев, выбирается согласно источнику [1, стр42,табл. 16]: ?н=0,004МПа g 0-коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса выбирается согласно источнику [1, стр43,табл. 17]: g 0=56 W HV =0,004*56*0,739* 3.2.6 Удельная расчетная окружная силаН/мм 3.2.7 Коэффициент Z ?, учитывающий суммарную длину контактных линий. Для косозубых передач с коэффициентом осевого перекрытия ??‹1 Z ?= Z ?= 3.2.8 Расчетное контактное напряжение , МПа ?н= Z H* Z E Z ?* где Z H- коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления, определяется согласно источнику [1, стр45,рис.13]: Z H=2,47 Z E- коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес , для стальных колес Z E=190 ? HP- допускаемое контактное напряжение ?н= 2,47*190*0,83 *МПа ? HP=0,45*( ? HP1+ ? HP2) ? HP=0,45*(1139+1708)=1281,15МПа ?н? ? HP : 973,8?1281,15 3.3Проверочный расчет цилиндрической зубчатой передачи на выносливость зубьев по изгибу. 3.3.1 Коэффициент K F?,учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий при расчете зубьев на выносливость при изгибе .Выбираем согласно источнику [1, стр45,рис.14]: K F?=1,19 3.3.2 Коэффициент K F?, учитывающий распределение нагрузки между зубьями .При расчетах на изгибную прочность полагают, что влияние погрешностей изготовления на распределение нагрузки между зубьями то же, что и в расчетах на контактную прочность , т.е. K F?= K Н?=1,08 3.3.3 Коэффициент, учитывающий динамическую, возникающую в зацеплении. W FV- удельная окружная динамическая сила при расчете на изгиб,Н/м W FV=?F*g 0*V* ?F- коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля зубьев,Н/м Согласно источнику[1, стр42,табл.16]: ?F=0,006 W FV =0,006*56*0,739* 3.3.4Удельная расчетная окружная сила 3.3.5 Коэффициент Y FS, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжения. Согласно источнику[1, стр46,рис.15]: Y FS1=4,09 Y FS2=3,67 3.3.6 Коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев. Для косозубых передач : Так как ??=0,6 ‹1: Y?= 0.2+0,8/ ?? Y?= 0.2+0,8/ 1,6=0,7 3.3.7 Коэффициент, учитывающий наклон зуба Y?=1- ??*?/1200?0,7 Y?=1- 0,6*9,069/1200=0,955?0,7 3.3.8Расчетное напряжение изгиба на переходной поверхности зуба: ?F= Z FS1* Z?1* Z ?1*? ?FP Обычно расчет проводится для менее прочного зубчатого колеса передачи, которое определяется из сравнения отношений для шестерни и колеса: ?F= 4,09* 0,7* 0,955*? ?FP 372,83?520 3.4 Расчет зубчатой передачи на контактную прочность при действии максимальной нагрузки ?нmax= ?н* ?нPmax Tmax =?1-кратность кратковременных пиковых перегрузок в приводе TH ?1= 1,25…1,35 Принимаем ?1=1,3 ?нmax= 973,8* МПа ?нPmax =2.420МПа ?нmax? ?нPmax 1.110,3?2.420 3.5 Расчет зубчатой передачи на прочность при изгибе максимальной нагрузкой. ?Fmax= Tmax ? ?FPmax TH ?F=372.83 Tmax =1.3 TH ?FPmax=1.171МПа ?Fmax= 372,83*1,3=484,68МПа ?Fmax? ?FPmax 484,68?1.171 3.6 Силы в зацеплении тихоходной цилиндрической зубчатой передачи. -окружная сила: Ft1= Ft1= -радиальная сила Fr= Ft*tg ?W/ cos? Fr1=4.879*0,6/0,987=1.779 Н - осевая сила Fа= Ft* tg? Fа1=4.879*0,16=780,6Н 3.7 Силы в зацеплении быстроходной цилиндрической зубчатой передачи. -окружная сила: Ft2= Ft1= -радиальная сила Fr2= Ft2*tg ?W/ cos? Fr2=19664*0,36/0,965=7336 Н - осевая сила Fа2= Ft2* tg? Fа2=19664*0,159 = 3126 Н 4. Выбор смазки. Выбор кинематической вязкости масла для передач зацеплением. При контактном напряжении ?Н=973,8; окружной скорости V=0,739 м/с согласно источнику [1, стр96,табл.36]: рекомендуется кинематическая вязкость 60 мм2/с при температуре 50 0С Для быстроходной передачи при скорости V=2,32 и напряжении ?Н=973,8 рекомендуется вязкость 50 мм2/с. Выбираю среднее значение кинетической вязкости 55 мм2/с.Этой вязкости соответствует марка масла, согласно источнику [1, стр97,табл.37] И50А(индустриальное) Литература 1 Устиновский Е.П., Шевцов Ю.А., Яшков Ю.К. и др. Многовариантное проектирование зубчатых цилиндрических, конических и червячных передач с применением ЭВМ: Учебное пособие к курсовому проектированию по деталям машин.-Челябинск: ЧГТУ, 1995.-102с. 2 Дунаев П.Ф. , Леликов О.П.Конструирование узлов и деталей машин - М.: Высшая школа, 1978.-352с. 3 Проектирование механических передач: Учебно-справочное пособие для вузов С.А. Чернавский, Г.А. Снесарев, Б.С. Козинцов и др.- 5-е изд., перераб. и доп.-М.: Машиностроение, 1984.-560с., ил. 4 Пелипенко И.А., Шевцов Ю.А. Разработка компоновки редуктора: Учебное пособие к курсовому проекту по деталям машин.-Челябинск: ЧГТУ, 1991.-41с |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |