|
|
|
Привод к междуэтажному подъёмнику |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Привод к междуэтажному подъёмнику
Привод к междуэтажному подъёмнику
Техническое задание на курсовой проект по деталям машин учащемуся 2 курса заочного отделения 21 группы факультета природных ресурсов и нефтегазового дела Новоселова Андрея Сергеевича |
Стадия проектирования, Задача(ее номер, наименование) | Категория задачи | Процент выполнения | | | | По задаче | По проекту | | Техническое задание | | | | | 1. Кинематическая схема машинного агрегата | рг | 2 | 2 | | Эскизный проект | | | | | 2. Выбор двигателя. Кинематический расчет привода | р | 5 | 7 | | 3. Выбор материалов передачи. Определение допускаемых напряжений | р | 3 | 10 | | 4. Расчет закрытой передачи | р | 10 | 20 | | 5. Расчет открытой передачи | р | 7 | 27 | | 6. Нагрузки валов редуктора | рг | 5 | 32 | | 7. Проектный расчет. Эскизная компоновка редуктора | рг | 10 | 42 | | 8. Расчетная схема валов редуктора | рг | 6 | 48 | | 9. Проверочный расчет подшипников | р | 7 | 55 | | Технический проект | | | | | 10. Конструктивная компоновка привода | рг | 18 | 73 | | 11. Проверочные расчеты | р | 5 | 78 | | 12. Технический уровень редуктора | р | 4 | 82 | | Рабочий проект | | | | | 13. Разработка рабочей документации проекта | г | 14 | 96 | | 14. Комплектация и оформление конструкторской документации проекта | г | 4 | 100 | | |
Дата выдачи задания__________Срок окончания проекта________ Преподаватель____________________Семенов Николай Сергеевич 1. Кинематическая схема машинного агрегата № 12, вариант 7. Устанавливаем привод к междуэтажному подъемнику в офисное здание, как пассажирский лифт. Работа в одну смену, нагрузка мало меняющаяся, режим реверсивный, продолжительность смены tc= 10 часов. Определим ресурс привода Lh = 365 Lг Кг tc Lc Кc = 365·6·0.658·10·1·0.8 = 11500 часов Кг = = 0,658 Кс = = 0,8 Таблица 1.1 Эксплуатационные характеристики рабочей машины |
Место установки | Lг | Lc | tc | Lh, ч | Характер нагрузки | Режим работы | | Офисное здание | 6 | 1 | 8 | 11500 | С малыми колебаниями | реверсивный | | |
2. Выбор двигателя. Кинематический расчет привода Определяем требуемую мощность подъёмника: Ррм = = 5·103·0.35 = 1.75 кВт Определяем КПД всего привода: з = ззп зоп зм зпк2 зпс = 0,80,91·0,98·0,992·0,98 = 0,7 Находим требуемую мощность двигателя: Рдв = = 2,46 кВт По таблице К9 учебного пособия выбираем двигатель серии 4А с номинальной мощностью 3 кВт, применяя для расчета два типа двигателя: Таблица 2.1 Технические данные выбранных двигателей |
Вариант | Тип двигателя | Номинальная мощность Рном, кВт | Частота вращения, об/мин | | | | | Синхронная | При номинальном режиме nном | | 1 | АМ112МА6УЗ | 3,0 | 1000 | 955 | | 2 | АМ100S4УЗ | 3,0 | 1500 | 1435 | | |
Определяем частоту вращения барабана: nрм = = 26,25 об/мин Находим общее передаточное число для каждого варианта: u = /nрм = nном /26,25 Производим разбивку общего передаточного числа, принимая для вариантов передаточное число открытой передачи постоянным uоп=3 (2-й способ): uзп = u/uоп = u/3 Таблица 2.2 Передаточные числа |
Передаточное число | Варианты | | | 1 | 2 | | Общее для привода | 36,38 | 54,67 | | Цепной передачи | 3 | 3 | | Червячного редуктора | 12.13 | 18.22 | | |
Анализируя полученные значения передаточных чисел (2-й способ), приходим к выводу: во втором варианте (u=54,67; nном=1435 об/мин) получилось большое значение общего передаточного числа; из рассмотренных вариантов предпочтительнее первый (u=12,5; nном=955 об/мин), так как согласно ГОСТ 2144-75 значения первого ряда следует предпочитать значениям второго. Также здесь передаточное число редуктора меньше, ресурс двигателя выше. Определяем максимально допустимое отклонение частоты вращения приводного вала подъёмника: Дnрм = nрмд/100 = 26,25·6/100 = 1.58 об/мин Определяем допускаемую частоту вращения приводного вала подъёмника. приняв Дnрм = - 0,78 об/мин: [nрм]= nрм+ Дnрм =26,25-0,78 = 25,47 об/мин; отсюда фактическое передаточное число привода uф==37,5; передаточное число цепной передачи uоп=== 3 Таким образом. выбираем двигатель AM112МА6УЗ (Рном=3 кВт, nном=955 об/мин); передаточные числа: привода 37.5, редуктора 12.5, цепной передачи 3. Определим силовые и кинематические параметры привода по кинематической схеме: дв--м--зп--оп--рм: Таблица 2.3 Определение силовых и кинематических параметров привода |
Вал | мощность | | двигатель | Рдв=3 кВт | | быстроходный | Р1= Рдв зм зпк = 3·0,98·0,99 = 2,91 кВт | | тихоходный | Р2= Р1 ззп зпк =2,91·0,8·0,99 = 2,3 кВт | | раб. машина | Ррм= Р2 зоп зпс =2,3·0,91·0,98 = 2,05 кВт | | | Частота вращения | Угловая скорость | | двигатель | nном = 955 об/мин | щном = = =100 с-1 | | быстроходный | n1 = nном = 955 об/мин | щ1 = щном = 100 с-1 | | тихоходный | n2 = = = 76,4 об/мин | щ2 = = = 8 с-1 | | раб. машина | nрм = = = 25,5 об/мин | щрм = = = 2,67 с-1 | | | Вращающие моменты на валах: | | двигатель | Тдв = = = 30 Н·м | | быстроходный | Т1= Тдв зм зпк = 30·0,98·0,99 = 29,1 Н·м | | тихоходный | Т2= Т1 uзп ззп зпк =29,1·12,5·0,8·0,99 = 288,1 Н·м | | раб. машина | Трм= Т2 uоп зоп зпс =288,1·3·0,91·0,98 = 771 Н·м | | |
Результаты расчета сводим в табл. 2.4 Таблица 2.4 |
вала | Мощность на валу, кВт | Угловая скорость, с-1 | Частота вращения вала, об/мин | Крутящий момент, Н·м | | Вал двигателя | 3,0 | 100 | 955 | 30 | | быстроходный | 2,91 | 100 | 955 | 29,1 | | тихоходный | 2,3 | 8 | 76,4 | 288,1 | | привод рабочей машины | 2,05 | 2,67 | 25,5 | 771 | | |
3. Расчет закрытой червячной передачи по таблице 3.1 учебного пособия выбираем марку стали для червяка: сталь 40X, твердость ? 45 HRC, термообработка - улучшение и закалка ТВЧ; по таблице 3.2 учебного пособия ув = 900 Н/мм2, ут = 750 Н/мм2. Определяем скорость скольжения: vs = = = 2,84 м/с. В соответствии со скоростью скольжения по таблице 3.5 учебного пособия выбираем бронзу БрА10Ж4Н4, полученную способом центробежного литья ув = 700 Н/мм2, ут = 460 Н/мм2. Для материала венца червячного колеса по таблице 3.6 учебного пособия определяем допускаемые контактные [у]H и изгибные [у]F напряжения: а) при твердости витков червяка ? 45 HRC допускаемые контактные напряжения [у]H = 300-25vs = 300-25?2,84 = 229 Н/мм2; б) находим коэффициент долговечности KHL = , где наработка N = 573 щ2 Lh= 573?8?11500 = 52,7?106 циклов. Тогда KHL = = 0,64. в) допускаемые изгибные напряжения для реверсивной передачи [?F] = 0,16увKHL = 0,16?700?0,64 =71,7 Н/мм2 В соответствии с рекомендациями уменьшаем [?F] на 25 % [?F] = 53,8 Н/мм2 Составляем табличный ответ к задаче 3: Таблица 3.1 |
Элемент передачи | Марка материала | Dпред | Термо- обработка | HRC | ув | ут | [у]H | [у]F | | | | | Способ отливки | | Н/мм2 | | червяк | Сталь 40х | 125 | У+ТВЧ | 45..50 | 900 | 750 | - | - | | колесо | БрА10Ж4Н4 | - | Ц | - | 700 | 460 | 229 | 53,8 | | |
4. Расчет закрытой передачи Межосевое расстояние аw = 61 = 61 = 107,6 мм. Принимаем по ГОСТ 6636-69 аw = 110 мм. Выбираем число витков червяка: z1 = 4. Определяем число зубьев червячного колеса: z2= z1 uзп= 4?12,5 = 50. Определяем модуль зацепления m = (1,5?1,7) = (1,5?1,7) (0,01?0,02)130 = 3,3?3,7 мм, округляем до 3,5 мм. Определяем коэффициент диаметра червяка: q ? (0,212…0,25)? z2 = 12,5 Определяем коэффициент смещения инструмента х: х = - 0,5(q+ z2) = 110/3,5- 0,5? (12,5+50) = 0,15. Определяем фактическое передаточное число редуктора: uф===12,5. Определяем фактическое межосевое расстояние: аw = 0,5m(q+ z2+2х) = 0,5?3,5(12,5+50+0,3) = 110,0 мм Определяем основные геометрические размеры передачи: а) основные размеры червяка: - делительный диаметр d1 = qm = 12,5?3,5 = 43,75 мм; - начальный диаметр dw1 = m(q+2x) = 3,5?(12,5+2?0,15) = 44,8 мм; - диаметр вершин витков dа1 = d1 +2 m = 43,75+2?3,5 = 50,75 мм; - диаметр впадин витков df1 = d1 -2,4 m = 43,75-2,4?3,5 = 35,35 мм; - делительный угол подъема линии витков червяка г г = arctg ( = arctg ( = 17,74?; - длина нарезаемой части червяка b1 b1=(10+5,5|х|+ z1) m+100 = (10+5,5?0,15+4)?3,5+100? = 58,9 мм; б) основные размеры венца червячного колеса: - делительный диаметр d2 = dw2 = mz2 = 3,5?50 = 175 мм; - диаметр вершин зубьев dа2 = d2+2m(1+х) =175+2?3,5(1+0,15) = 183 мм; - диаметр впадин зубьев df1=d2 -2m(1,2-х)=175-2?3,5(1,2-0,15)=167,65 мм; - наибольший диаметр колеса dам2 = dа2+ = 183+ = 186,5 м; - ширина венца при z1= 4 b2= 0,315аw= 0,315?110 = 34,1 мм; - радиусы закруглений зубьев Ra= 0,5d1 - m= 0,5?43,75 -3,5 = 18,4 мм; Rf= 0,5d1 +1,2m = 0,5?43,75+1,2?3,5 =26,1 мм ; - условный угол обхвата червяка венцом линии колеса 2д: sin д = = 0,81; 2д = 2 arcsin 0,81 = 108.5?; Проверочный расчет Определяем КПД передачи: = = = 0,88, где ц = 2,3?определяем из таблицы 4.9 учебного пособия по vs vs = = 2,3 м/с. Проверяем контактные напряжения зубьев колеса уH, Н/мм2: уH =340 ? [у]H, где Ft2 = 2Т2?103/d2 = 2?288,1?103/175 = 3293 Н - окружная сила на колесе; при v2 = щ2 d2/2?103 = 8?175/2000 = 0,7< 3 м/с => К=1; тогда уH =340 ?1 = 223 Н/мм2 Уточняем по vs = 2,3 м/с [у]H = 300-25 vs = 300-25?2,3=242,5 Н/мм2, Сравниваем уH< [у]H на 8,2%. Проверяем напряжения изгиба зубьев колеса уF, Н/мм2: уF = 0.7 YF2 K ? [у]F, где YF2 = 1,41 - коэффициент формы зуба колеса определяем из таблицы 4.10 учебного пособия по zv2 = z2/cos3г = 50/0,86 = 57,9; уF = 0.7 1,41 ?1 = 27,2 Н/мм2; Сравниваем уF< [у]F на 49,1%. Таблица 4.1 Параметры червячной передачи, мм. Проектный расчет |
Параметр | Значение | Параметр | Значение | | Межосевое расстояние аw | 110 мм | длина нарезаемой части червяка b1 | 58,9 мм | | Модуль зацепления m | 3,5 мм | ширина венца колеса b2 | 34,1 мм | | Коэфициент диаметра червяка q | 12,5 | Диаметры червяка: - делительный d1 - начальный dw1 - вершин витков dа1 - впадин витков df1 | 43,75 мм 44,8 мм 50,75 мм 35,35 мм | | Делительный угол подъема линии витков червяка г | 17.74? | | | | Угол обхвата червяка венцом линии колеса 2д | 108,5? | Диаметры колеса: - делительный d2 = dw2 - вершин зубьев dа2 - впадин зубьев df1 - наибольший dам2 | 175 мм 183 мм 167,7 мм 186 мм | | Число витков червяка z1 | 4 | | | | Число зубьев червячного колеса z2 | 50 | | | | Проверочный расчет | | Параметр | Допускаемые значения | Расчетные значения | Примечание | | Коэффициент полезного действия з | 0,85-0,97 | 0,87 | - | | Контактные напряжения уH, Н/мм2 | 242,5 | 223 | 8,2 % | | Напряжения изгиба уF, Н/мм2 | 53,8 | 27,7 | 49,1 % | | | 5. Расчет цепной передачиВыбор цепиВыбираем цепь приводную роликовую однорядную типа ПР по ГОСТ 13568-81.Коэффициент эксплуатацииКэ = КдКсККрегКр = 1111,251 = 1,25,где Кд = 1 -динамическая нагрузка равномерная, Кс = 1- смазка капельная, К = 1 - положение передачи и = 60?, Крег = 1,25 - нерегулируемая передача, Кр = 1 - работа в одну смену.Шаг цепи p = 2,8 = = 22,9 мм По ГОСТ 13568-81 принимаем цепь ПР-44,45-17240, имеющую p =44,45 мм.где [pц] = 28,7 Н/мм2 - допускаемое давление в шарнирах выбираем по скорости цепи, v = 0, 35 м/с; z1 = 29 - число зубьев ведущей звездочки;н = 1 для однорядных цепей типа ПР.Находим число зубьев ведомой звездочки:z2 = z1uоп = 293 = 87.Принимаем оптимальное межосевое расстояние aр=40 в шагах:Определяем число звеньев цепи Lp:lp = 2ap+ + = 240 + + = 140Межосевое расстояниеар = 0,25 { lp - + } = 39,93Определяем фактическое межосевое расстояние:а = арр = 39,9344,45 = 1775 мм.Определяем длину цепи l = lрр =14044,45 = 6223 ммОпределяем диаметры окружностей звездочек:- делительный ведущей звездочки: dд1 = = 411,1 мм; - делительный ведомой звездочки: dд2 = = 1231,2 мм;- окружности выступов ведущей звездочки:De1 = р (К + Кz1 - 0,31/л) = 44,45 (0,7 + 9,19 - 0,31/3,5) = 435,9 мм, где К = 0,7 - коэффициент высоты зуба,Кz1 = ctg 180/z1 = ctg 180/29 = 9,19 - коэффициент числа зубьев,л = р/d1 = 44,45/12,7 = 3,5 - геометрическая характеристика зацепления;- окружности выступов ведомой звездочки:De2= р (К + Кz2 - 0,31/л) = 44,45 (0,7 + 27,68 - 0,31/3,5) = 1257,6 мм, где К = 0,7 - коэффициент высоты зуба,Кz2 = ctg 180/z2 = ctg 180/87 = 27,68 - коэффициент числа зубьев,л = р/d1 = 44,45/12,7 = 3,5 - геометрическая характеристика зацепления;- окружности впадин ведущей звездочки:Di1 = dд1 - (d1 - 0,175) = 411,1- (12,7 - 0,175) = 401,9 мм, где d1 = 12,7 мм - диаметр ролика цепи,- окружности впадин ведомой звездочки:Di2 = dд2 - (d1 - 0,175) = 1231,2-(12,7- 0,175) = 1224,6 мм, где d1 = 12,7 мм - диаметр ролика цепи.Проверочный расчетПроверяем частоту вращения меньшей звездочки n1, об/мин:n1 ? [n],где n1=76,4 об/мин; [n] = 15103/p = 15103/44,45 = 337,4 об/мин;условие n1< [n] выполняется.Проверяем по числу ударов цепи о зубья звездочек U, с-1:U ? [U],где U = = 1,06 - расчетное число ударов цепи;[U] = 508/р = 508/44,45 = 11,4 - допускаемое число ударов цепи;условие U ? [U] выполняется.Определяем фактическую скорость цепи v, м/с:v = = 1,64 м/с.Определяем окружную силу Ft, Н:Ft = Р1103/v = 2,3103/1,64 = 1402,4 H.Определяем давление в шарнирах цепи рц, Н/мм2:pц = FtKэ/А ? [pц],pц = 1402,41,25/322,6 = 5,43 Н/мм2,где А = d1b3 = 12,725,4 = 322,6 - площадь проекции опорной поверхности шарнира, мм2, d1 и b3 из таблицы К32 учебного пособия;[pц] = 22,44 Н/мм2 уточняем по фактической скорости цепи v = 1,64 м/с.условие pц ? [pц] выполняется.Проверяем прочность цепи по соотношению:S ? [S],где S = = 9,5 - расчетный коэффициент запаса прочности; Fp= 17240 Н -разрушающая нагрузка цепи, выбираем из таблицы К32; Fо = Кfqag = 37,51,7759,81 = 391,8 Н-предварительное натяжение цепи,где Кf = 3для наклонных передач; q- масса 1 м цепи выбираем из таблицы К32, а - межосевое расстояние, м; g - ускорение свободного падения;Fv = qv2= 7,51, 642 = 20,2 - натяжение цепи от центробежных сил;[S]= 7,9 допускаемый коэффициент запаса прочности [табл. 5.9.]; условие S ? [S] выполняется.Определяем силу давления цепи на валFоп = квFt+2Fо = 1,051402,4+2391,8 = 2256 H,где кв = 1,05 коэффициент нагрузки вала [табл. 5.7.] Таблица 5.1. Параметры цепной передачи, мм|
Проектный расчет | | Параметр | Значение | Параметр | Значение | | Тип цепи | ПР | Диаметр делительной окружности | | | Шаг цепи р, мм | 44,45 | звездочек: | | | Межосевое расстояние а, мм | 1775 | ведущей dд1, мм | 411,1 | | Длина цепи l, мм | 6223 | ведомой dд2, мм | 1231,2 | | Число звеньев lр, мм | 140 | Диаметр окружности выступов | | | Число зубьев звездочки:ведущей z1 ведомой z2 | | звездочек: ведущей De1, мм ведомой De2, мм | | | | 29 | | 435,9 | | | 87 | | 1257,6 | | Сила давления цепи на вал Fоп, Н | 2256 | Диаметр окружности впадин | | | | | звездочек:ведущей Di1, мм ведомой Di2, мм | | | | | | 401,9 | | | | | 1224,6 | | Проверочный расчет | | Параметр | Расчетное значение | Допускаемое значение | Примечание | | Частота вращения меньшей звездочки n1, об/мин | 76,4 | 337,4 | n1 ? [n] | | Число ударов цепи о зубья звездочек U, с-1 | 1,06 | 11,4 | U ? [U] | | Коэффициент запаса прочности S | 9,5 | 7.9 | S ? [S] | | Давление в шарнирах цепи рц, Н/мм2 | 5,43 | 22,4 | pц ? [pц] | | | 6. Нагрузки валов редуктораОпределение сил в зацеплении закрытой передачина червяке:а) Окружная сила Ft1 = 2T1103/d1 = 229,1103/ 43,75= 1330 Н; б) Радиальная сила Fr1 = Fr2 = 1198 Н;в) Осевая сила Fa1 = Ft2 = 3293 Н; на колесе: а) Окружная сила Ft2 = 2T2103/d2 = 2288,1103/ 175= 3293 Н; б) Радиальная сила Fr1 = Fr2 = Ft2tg = 3292,6 tg20? = 1198 Н;в) Осевая сила Fa2 = Ft1 = 1330 Н; Определение консольных силОпределим силы, действующие со стороны открытой передачи:Fоп = 2256 НСо стороны муфты на быстроходном валу:Fм = 50…125 = 85 = 458 Н.Силовая схема нагружения валов редуктора представлена в приложении.7. Проектный расчет. Эскизная компоновка редуктораВыбор материала валов.В соответствии с рекомендациями выбираем для вала червяка сталь 40Х с твердостью 235…262 НВ, термообработка - улучшение. Вал колеса выполнен из аналогичного материала для унификации.Выбор допускаемых напряжений на кручениеПроектный расчет выполняем по напряжениям кручения, при этом принимаем [к]1= 10 Н/мм2; [к]2 = 20 Н/мм2.Определение геометрических параметров ступеней валовВ соответствии с таблицей 7.2. учебного пособия определяем размеры ступеней вала червяка: Первая ступень червяка:d1= (0,8…1,2)d1дв= (0,8…1,2)32 = 25,6…38,4 мм, принимаем 30 мм,где d1дв = 32 [табл. К10.];l1=(1,2…1,5) d1 = (1,2…1,5)30 = 36…40 мм, принимаем l1= 36 мм;Вторая ступень червяка:d2= d1+2t = 30+22,2 = 34,4 мм, ближайший размер под подшипники 35 мм, его и принимаем; l2= 1,5d2=1,535=52,5 мм, принимаем l2= 52 мм;Третья ступень червяка:d3= d2+3,2r =35+3,22,5 = 43 мм;Четвертая ступень червяка:d4= d2=35 мм;l4= В = 21 мм. ( см. п. 7.4.)Вал колеса редуктора рассчитываем аналогично:Первая ступень вала колеса:d1 =
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|